Придумать музыку к известному персонажу из русских народных сказок

Фольклор в музыке русских композиторов

Русскими композиторами в их творческой деятельности постоянно применялся способ обращения к отечественному литературному фольклору. Поэтому среди них были так популярны сюжеты, представленные в сказках, легендах, преданиях.

А. Лядов (1855-1914 гг.), который учился у Н. Римского-Корсакова, сумел сочинить много сказочных симфонических миниатюр. В этих небольших пьесах основа была сформирована именно народными фольклорными и сказочными сюжетами. Вы можете насладиться и оценить всю необычность:

  • картинки к сказке из народного творчества «Баба-яга»;
  • сказочной картинки «Волшебное озеро»;
  • народного сказа «Кикимора».

Кикимора является особым злым духом, представителем нечисти в женском облике. Обычно народные предания рассказывают нам о Кикиморе болотной. Это очень злое существо отличается чрезмерным коварством и привередливостью. При этом его появления и существование обязано воображению русских людей.

Литературную основу «Кикиморы», автором которой является А. Лядов, составило известное сказание русского народа. Его записал знаменитый фольклорист-собиратель И. Сахаров. Благодаря этому тексту композитору удалось открыть партитуру своего сочинения. И все эти особенности можно увидеть в таких словах:

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со напёрсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.»

  1. Представь себя на месте композитора. Выбери музыку, которую ты бы решил сочинить для этого сюжета. Расскажи о музыкальных темах, которые ты бы использовал для характеристики природы, действующих персонажей сказа – Кудесника, Кота-Баюна, Кикиморы. Расскажи о применяемых тобой красках-тембрах оркестра.
  2. Ты знаком с такими приемами музыкального развития, как контраст, повтор, вариационность. Выбери одни из них, благодаря которым тебе удастся сочинить собственное произведение.
  3. Внимательно прослушай «Кикимору» А. Лядова. Расскажи о тех особенностях музыкальной речи, благодаря которым композитор смог показать волшебный сюжет ярко и необычно.
  4. В музыкальном сказе представлено много образов. Какой из них обратил твое внимание в наибольшей степени? Объясни почему.
  5. Композитор выбрал весьма оригинальное окончание оркестровой миниатюры. В чем необычность такого решения? Каков был его замысел?
  6. Посети библиотеку или воспользуйся интернетом и найди интересную сказку или легенду своего народа. Какой музыкальный ряд ты бы использовал для них?

Если обратиться к литературным источникам, то можно увидеть, что композиторами часто создаются интересные инструментальные произведения на основе литературы. К данным сочинениям применяется термин «программная музыка». Они часто называются так же, как и само литературное творение, либо имеют в качестве сопровождения словесную программу, демонстрирующую их содержание.

В основу сочиненной Н. Римским-Корсаковым симфонической сюиты «Шехеразада» легли мотивы популярных восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Эти сказки любят и взрослые, и дети. Они не только отличаются интересным сюжетом, но и обладают глубоким смыслом. Сюита схожа с симфонией, включающей 4 части. Н. Римский-Корсаков применил к партитуре такую программу:

«Султан Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

  1. Внимательно прослушай темы Шахриара и Шехеразады, относящиеся к сюите Н. Римского-Корсакова. Расскажи о тех особенностях музыки, которые создают ощущение восточного колорита.
  2. Обрати внимание на четвертую часть сюиты. Определи картину, которая предстает перед нами благодаря музыке. Определи количество эпизодов, содержащихся в ней? Назови их отличия друг от друга?
  3. Побудь немного сказочником и придумай маленькую сказку, которая могла бы быть рассказанной Шехеразадой султану Шахриару.

Предложи мелодии, соответствующие каждому персонажу придуманной тобой сказки. Правда, обязательно помни, что сказка должна быть восточной.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 29

Тема: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке.

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Искусство — есть способность видеть невидимое, осязать неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»
                                                      (Жозеф Жубер)

Сообщение темы урока:

Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям. Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки портреты этих героев?

Работа по теме урока:

1. Разнообразие сказочных образов.

Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она — воплощённая мечта человека о прекрасном?

Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности.

Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр. 185.

Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.

Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота отличает многие сказочные персонажи — неслыханно хороша Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна хрупкая Золушка…

Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой — тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях, достигает небывалой красочности — может быть, даже большей, чем это возможно на полотнах живописцев.

2. Образы в балете И. Стравинского.

Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов — Жар-птице — посвящён балет И. Стравинского.

Жар-птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет.

Но пейзаж, в котором она является,- безмолвное причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками,- ещё более усиливает впечатление безграничной колористичности.

Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете «Жар-птица», что это произведение представляет собою «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра.

Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что её несёт музыка».

Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».

Посмотрите эскизы костюмов Жар-птицы на странице 188, выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть определённого настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.

3. Сказочная тема в искусстве.

О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась «Гном», она была посвящена забавному гномику, превращённого композитором в глубоко страдающего человека.)

А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.)

Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.

Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке.

Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за три недели. Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять.

Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Что-то родное русскому сердцу слышится в этой музыке — звучит русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет сопровождать нас по выставке, служа как бы связующим звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную ткань очередной картинки — изменённая и преобразованная, но всегда узнаваемая.

«В интермедиях, — усмехнулся Мусоргский, — моя физиономия видна». Это музыкальный автопортрет композитора. Русский человек пришёл на выставку работ русского по духу художника. Мелодия «Прогулки» ведёт нас от экспоната к экспонату — «Старый замок», «Балет Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д.

В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный портрет Бабы-Яги, излюбленного персонажа русских волшебных сказок и русского классического искусства.

Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на курьих ножках — жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым.

Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок — смешную и страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe.

Баба-Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.

Полёт Бабы-Яги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и посвистом».

В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают, сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается  сказочной царевной, прогуливающейся по берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут птицы.

В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков. Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.

Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки».

Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) М. П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт Бабы-Яги в ступе. Во второй части, видимо, происходили какие-то превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе.) 

«Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении лучших пианистов. Сделано несколько переложений «Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из них — оркестровка французского композитора Мориса Равеля, автора знаменитого «Болеро». Композитор сознательно стремился к «картинности» своей музыки, справедливо считая, что благодаря этому его сочинения станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался совершенно прав.

Итог урока:

Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование…

Вопросы и задания:

  1. Каким в музыке И. Стравинского предстаёт фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит?
  2. Какие картины представляются вам в музыке пьесы «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» М. Мусоргского?
  3. В чём проявляется в этой пьесе контраст между крайними разделами и серединой?
  4. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений» — стр. 30.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
    Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», mp3;
    Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» или Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» (2 варианта исполнения), mp3;
    Стравинский. «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-Птица», mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение

Маньково-Березовская
средняя общеобразовательная школа

Проект
по музыке: «Музыка в сказках»

Выполнила:
обучающаяся 4 класса

Мартынова
Виктория

Руководитель:
учитель музыки

Колесникова
Татьяна Николаевна

Сл.
Маньково-Березовская, 2021 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

I. Теоретическая часть………………………………………………………..4

1.1.         
«Музыка»
и «сказка». Основные понятия проекта…………………..4

1.2.         
Почему
мы любим сказки?……………………………………………………………..4

1.3.         
От
прошлого до настоящего. Музыка в сказках живёт вечно………..6

II.Практическая часть………………………………………………………….8

2.1.Интервью «Любимые песни из сказок и мультфильмов у
моих одноклассников и педагогов»……………………………………………………………..8

2.2. Музыкальный кроссворд на тему: «Музыка и сказки»………………….8

2.3.Создание книжки «Песня «Красная шапочка» в
картинках»……………8

Вывод…………………………………………………………………………….9

Библиография………………………………………………………………….10

Приложения…………………………………………………………………….11

Введение

Роль музыки в сказке
очень велика. Сейчас ни одна сказка без музыки не возможна. Облик сказочных
героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и
животные — словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё
звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки
особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки
пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый,
волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё
выражение в музыке.

 Выбирая тему проекта по
музыке, мне захотелось узнать, почему мы любим сказки, и как давно появились
сказки и музыка в них? Можно ли обойтись без музыки в сказке? Существуют ли
любимые песни из сказок у моих одноклассников? На все эти вопросы нужно найти
ответы.      

Актуальность проекта:
работа над проектом расширит наши знания в области музыки и литературы.

Цель проекта
– роль музыки в сказках.

Задачи проекта: 
1.Изучить различные материалы по данной теме.

2.Познакомиться с понятиями «сказка» и «музыка».

3.Раскрыть роль музыки в сказках и
мультфильмах.

4.Выяснить о любимых песнях из сказок у
моих одноклассников и учителей.

5.Проанализировать и обобщить полученный
материал.

6.Создать презентационный материал для защиты проекта.

Объект исследования
– детские сказки и мультфильмы.

Предмет
исследования
– музыка в сказках и мультфильмах.

Методы
проекта
: поиск и обобщение материала, интервью, опрос.

Гипотеза:
действительно музыка и сказка неразделимы.

Практическая
значимость проекта
: данный материал может использоваться на
уроках музыки и на занятиях кружков и внеурочной деятельности.

Новизна
проекта:
создание книжки «Песня «Красная шапочка» в картинках».

I.                 
Теоретическая часть проекта

1.1. «Музыка» и «сказка». Основные понятия проекта.

Существует много понятий «музыки».
Например, музыка — стройное, гармоническое  сочетание инструментальных  или вокальных звуков,
с предназначением на чувство человека.

Музыка – это искусство воспроизведения мыслей, чувств и ощущений в
звуках…

Музыка – создаёт атмосферу и пробуждает чувства людей.        

Сказка – это занимательный рассказ          о необыкновенных,
часто фантастических событиях.

Сказка – это то, что блестит огоньком в детских глазах.
(Г.Х.Андерсен).

Вывод:
существует множество понятий «музыка» и «сказка»[1].

1.2.         
Почему мы любим сказки?

Задумывались ли вы
когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде
всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным
и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и
переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как
нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во
всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить.
Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора
плавная и тягучая, у других — добрая и весёлая, но всех сказателей народных
отличает — музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов,
привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже
живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок
написал Виктор Васнецов: «Алёнушка», «Богатыри»…  Конечно же, музыкальность
русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский
композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же
можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же: — Бабу — Ягу,
Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, Русалку, Лешего, Колдуна, Серого
волка и т.д. Обратимся же конкретно, к какому — нибудь образу, например — Бабе
— Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ.
Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и
лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится
она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлели
русские композиторы П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский.

Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает
добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания
героев. Звучит трагическая музыка – жди отрицательного героя или страшного
действия.

Зазвучала красивая мелодия – появляется или Василиса Прекрасная и
Красная Шапочка.

Звучит весёлая музыка – значит, сейчас будут пляски или выйдет клоун.

Мы уже можем легко определить по песне сказку, или по сказке песню.
Например, визитной же карточкой фильма и классикой детской песни, безусловно,
стала авантюрная песня Красной Шапочки про то, что «если долго-долго-долго
топать, ехать и бежать, можно в Африку прийти». Задорный куплет и
пронзительно-красивый припев покорили сердца не только детей.

«Кто доброй сказкой
входит в дом?» — по этим словам можно сразу представить фильм-сказку
«Приключения Буратино» по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик, или
Приключения Буратино».

Когда мы вспоминаем
мультфильм «Бременские музыканты», сразу в голове вспоминаются слова песни: «Ничего
на свете лучше нету,

Чем бродить друзьям по
белу свету.

Тем, кто дружен, не
страшны тревоги,

Нам любые дороги дороги».

Только мы начинаем
смотреть мультфильм «Мама для мамонтёнка», уже ждём всем известную «Песенка
Мамонтёнка» со словами:

Пусть мама услышит, пусть
мама придёт,

Пусть мама меня
непременно найдёт,

Ведь так не бывает на
свете,

Чтоб были потеряны дети.

Ведь так не бывает на
свете,

Чтоб были потеряны дети.

Вывод, мы познакомились
лишь с некоторыми песнями в сказках. Вся прелесть заключена в том, что музыка
может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на
подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит
жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в «Золотом петушке»
об этом сказал так: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»[2]

1.3.         
От прошлого к настоящему. Музыка в сказках живёт
вечно.    

Невозможно переоценить
значение музыки в жизни человека. Она сопровождает его всю жизнь, начиная с
колыбельных песен матери. Музыка возникла давно – кто не знает Орфея,
спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной.  Сюжет из мифов
Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что
музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и
сказки.

В древности музыканты,
были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них
передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды.   Ведь музыканты
часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты
затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в
своих песнях.

Музыка в фильмах-сказках
использовалась сразу с развитием кинематографа. Большой популярностью пользуются
сказки, мультфильмы созданные ещё в советское время. Их знают наши бабушки и
мамы, знают некоторые и современные дети. В 1976 -1990 годы популярностью
пользовалась программа «В гостях у сказки». В передаче показывали детские
фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Каталог фильмов в приложении1.

Взаимосвязь музыки и
сказки наиболее ярко можно наблюдать в  мультфильмах. Любой мультфильм, сказка
становится разнообразнее и интереснее, если в нем звучит музыка. Музыка
передает переживания героев, раскрывает нам добро и зло, грусть и радость,
усиливает эмоциональное восприятие происходящего. Можно сказать, что сложно
представить произведение мультипликации без музыкального сопровождения.
Парой мы не замечаем, что во многих мультфильмах звучит классическая музыка.
Например:  «Щелкунчик» — музыка Петра Ильича Чайковского.
      Наши родители напевают нам песни из сказок, мультфильмов своего детства,
которые они до сих пор помнят и которые несут только добро и радость. Песня
крошки Енота «От улыбки хмурый день светлей», Песня крокодила Гены «Пусть бегут
неуклюже», песня Львенка и Черепахи «Я на солнышке лежу», и т.д. Всех и не
перечесть. В советских мультфильмах музыка добрая и мелодичная, запоминающаяся.
       Современные мультфильмы, как и музыка в них более активные и быстрые,
вызывают бурю эмоций у детей (нравятся детям), такие как: «Маша и  Медведь», но
многие из них поучительные и нравятся и взрослым и детям: «Лунтик», «Фиксики»,
«Смешарики». Их песни поют современные дети, но мало знают их мамы и папы.[3]

Вывод: музыка и сказки
связаны временем.

II.Практическая
часть

2.1.Интервью «Любимые
песни из сказок и мультфильмов у моих одноклассников и педагогов»

В марте было проведено
интервью с одноклассниками и учителями школы на тему: «Любимые песни из сказок
и мультфильмов». Задано два вопроса: «Любите ли вы сказки и мультфильмы?»,
«Ваша любимая песня из мультфильма или сказки?».

Опрошенных: 11 – одноклассников,
10 – учителей.

Результат: почти все
любят сказки и мультфильмы. Любимые песни: «Буратино», «Красная Шапочка»,
«Песня Мамонтёнка», «Песня Кота Леопольда», «Песенка Львёнка» и т.д. Данные
представлены в диаграмме 1 в приложении 2.

2.2. Музыкальный
кроссворд на тему: «Музыка и сказки»

В марте 2020 года
обучающимся 3 класса было предложено поучаствовать в составлении кроссворда на
тему: «Музыка и сказки». Работы участников представлены в приложении 3. Ученики
продемонстрировали не только  свои знания по теме, но и творческие способности.

2.3. Создание
книжки «Песня «Красная Шапочка» в картинках»

Работая над проектом, я
задумалась: «А какая песня из сказки нравится мне?». Пришёл ответ, но не сразу,
что это «Песня Красной Шапочки». Когда я её вспоминала, то  рисовала картинки.
Потом я поняла, что рисую сюжеты из песни. Так появилась идея, создать книжку
«Песня «Красная Шапочка» в картинках». Что получилось в приложении 4.

Вывод

Творческий проект реализован. Он помог реализовать идею по созданию
книжки «Песня «Красная Шапочка» в картинках». Работа помогла нам убедиться в
силе музыки и в силе сказки! Мы научились самостоятельно осуществлять поиск
необходимой литературы в разных источниках, обогатился наш музыкальный запас,
мы знаем, что музыка и сказка связаны временем.

Мы познакомились лишь с некоторыми песнями в сказках. Вся
прелесть заключена в том, что музыка может творить чудеса. Искусство
облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную
жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть
скрытый смысл.

 Мы пришли к выводу, что роль музыки в сказках существенная.
Поставленная цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

                                    
Библиография                                           

1.                
Лопатин
А., Скребцов М. «Волшебный мир музыки», изд-во Амрита Русь, 2009.

2.                
Znanija.com — https://znanija.com/task/30758940#readmore.

3.Интернет-ресурсы
http://www.muzurok.ru/skazki_o_muzike.htm.

4.https://gigabaza.ru/doc/18356.html.

5.
https://znanija.com/task/30758940.

Приложение1.
Каталог фильмов передачи «В гостях у сказки»

Сезон
сентябрь 1976 — май 1977

«По
щучьему веленью» (фильм, 1938)

«Василиса
Прекрасная» (фильм, 1939)

«Конек-горбунок»
(фильм, 1941)

«Марья-искусница»
(фильм, 1959)

«Кащей
Бессмертный» (фильм, 1944)

«Новые
похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)

«Королевство
кривых зеркал» (фильм, 1963)

«Морозко»
(фильм, 1964)

«Варвара-краса,
длинная коса» (фильм, 1969)

«Новый
Гулливер» (фильм, 1935)

«Золотой
ключик» (фильм, 1939)

«Каменный
цветок» (фильм, 1946)

«Руслан
и Людмила» (2 серии, фильм, 1972)

«Сказка
о царе Салтане» (фильм, 1966)

«Садко»
(фильм, 1952)

«Новогодние
приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)

«Золушка»
(фильм, 1947)

«Двенадцать
месяцев» (мультфильм, 1956)

«Снежная
королева» (фильм, 1966)

«Старая,
старая сказка» (фильм, 1968)

«Доктор
Айболит» (фильм, 1938)

«Город
мастеров» (фильм, 1965)

«Золотой
гусь» (ГДР, фильм, 1964)

«Царевна-лягушка»
(мультфильм, 1954) и «Цветик-Семицветик» (мультфильм, 1948)

«Волшебник»
(Венгрия, фильм, 1969)

«Три
толстяка» (фильм, 1966)

«Огниво»
(ГДР, фильм, 1959)

«Златовласка»
(Чехословакия, фильм, 1973)

«Король
Дроздобород» (ГДР, фильм, 1965)

«Старик
Хоттабыч» (фильм, 1956)

«Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом
петушке» (мультфильм, 1967)

«Удивительная
история, похожая на сказку» (фильм,1966)

«Волшебная
лампа Аладдина» (фильм, 1966)

Сезон
сентябрь 1977- май 1978

«Аленький
цветочек» (мультфильм, 1952)

«Волшебная
книга Мурада» (фильм, 1976)

«Сказка
о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1937) и «По щучьему веленью» (кукольный
фильм,1970)

«Семург»
(фильм, 1972)

«Волшебник
изумрудного города» (мультфильм в 10-ти частях, 1973)

«Седьмой
джин» (фильм, 1976)

«Приключения
Буратино» (фильм, 1975)

«Золотая
юрта» (ГДР, Монголия, фильм, 1961)

«Приключения
жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)

«Снежная
королева» (мультфильм, 1957)

«Двенадцать
месяцев» (фильм, 1972)

«Про
Красную Шапочку» (2 серии, фильм, 1977) — показан в двух передачах

«Новые
похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)

«Огонь,
вода и… медные трубы» (фильм, 1967)

«Горя
бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах

«Тайна
железной двери» (фильм, 1970)

«О
Терезке и Пани Мадам» (Чехословакия, фильм, 1976)

«Снегурочка»
(фильм, 1968)

«Три
золотых волоска деда Всеведущ» (Чехословакия, фильм, 1963)

«Молодость
без старости» (Румыния, фильм, 1968)

«Заколдованный
мальчик» (мультфильм, 1955) и «Кошкин дом» (мультфильм, 1958)

«Чиполлино»
(мультфильм, 1961) и «Три толстяка» (мультфильм, 1963)

«Приключения
Буратино» (мультфильм, 1959)

«Сказка
о потерянном времени» (фильм, 1964)

«Большой
и маленький Клаус» (ГДР)

Сезон
сентябрь 1978 — май 1979

«По
щучьему веленью» (фильм, 1938)

«Василиса
Прекрасная» (фильм, 1939)

«Конек-Горбунок»
(фильм, 1941)

«Кащей
Бессмертный» (фильм, 1944)

«Царевна-лягушка»
(мультфильм, 1954) и «В некотором царстве…» (мультфильм, 1957)

«Варвара-краса,
длинная коса» (фильм, 1969)

«Марья-искусница»
(фильм, 1959)

«Садко»
(фильм, 1952)

«Морозко»
(фильм, 1964)

«Сказка
о золотом петушке» (мультфильм, 1967) и «Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях» (мультфильм, 1951)

«Дракон
Шушу» (Венгрия, мультфильм, 1976)

«Новогодние
приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)

«Волшебный
голос Джельсомино» (2 серии, фильм, 1977, телепремьера) — показан в двух
передачах

«Сказка
о царе Салтане» (фильм, 1966)

«Сказка
о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1950) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)

«Каменный
цветок» (фильм, 1946)

«Золотая
утка» (Польша, фильм, 1976)

«Снежная
королева» (фильм, 1966)

«Заячий
сторож» (ГДР)

«Удивительная
история, похожая на сказку» (фильм, 1966)

«Три
толстяка» (фильм, 1966)

«Старая,
старая сказка» (фильм, 1968)

«Большой
и маленький Клаус» (ГДР)

«Золушка»
(фильм, 1947)

«Красные
и черные камни» (Польша)

«Золотой
гусь» (ГДР, фильм, 1964)

«Госпожа
Метелица» (ГДР, фильм, 1963)

«Сказка
о Мальчише-Кибальчише» (фильм, 1964)

«Волшебная
лампа Аладдина» (фильм, 1966)

«Польские
сказания» (мультфильм)

«Новый
Гулливер» (фильм, 1935)

«Златовласка»
(Чехословакия, фильм, 1973)

Сезон
сентябрь 1979 — май 1980

«Весёлое
сновидение, или Смех и слёзы» (2 серии, фильм, 1976)

«Айболит
и Бармалей» (мультфильм, 1973); «Краденое солнце» (мультфильм, (?) 1944 или
«1978); и др. мультфильмы по произведениям К. И. Чуковского

«Доктор
Айболит» (фильм, 1938)

«Волшебник»
(Венгрия, фильм, 1969)

«Старик
Хоттабыч» (фильм, 1956)

«Регентруда»
(ГДР, фильм, 1976)

«Иваника
и Симоника» (фильм, 1976) и «Стоптанные туфельки» (ГДР, фильм, 1977)

«Пастух
Янка» (2 серии, фильм, телевизионная версия, 1977)

«Аленький
цветочек» (фильм, 1978)

«Приключения
Буратино» (2 серии, фильм, 1975) — показан в двух передачах

«Горя
бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах

«Умные
вещи» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах

«Двенадцать
месяцев» (2 серии, фильм, 1972) — показан в двух передачах

«Три
орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)

«Честное
волшебное» (фильм, 1975)

«Приключения
в городе, которого нет» (фильм, 1974)

«Кащей
Бессмертный» (фильм, 1944)

«Вероника»
(Румыния, фильм, 1972)

«Вероника
возвращается» (Румыния, фильм, 1975)

«Огниво»
(ГДР, фильм, 1959)

«Самый
сильный» (фильм, 1973)

«Цветик-семицветик»
(фильм, 1968) и «Синюшкин колодец» (фильм, 1978)

Сезон
сентябрь 1980 — май 1981

«Золотой
ключик» (фильм, 1939)

«Приключения
жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)

«Дикие
лебеди» (мультфильм, 1962) и «Пастушка и трубочист» (мультфильм, 1965)

«Тайна
железной двери» (фильм, 1970)

«Город
мастеров» (фильм, 1965)

«Сказка
о потерянном времени» (фильм, 1964)

«Новогодние
приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)

«Карлик
Нос» (ГДР, фильм, 1978)

«Щелкунчик»
(мультфильм, 1973) и «Последний лепесток» (мультфильм, 1977)

«Стоптанные
туфельки» (ГДР, фильм, 1977)

«Лоскутик
и облако» (мультфильм, 1977)

«Морозко»
(фильм, 1964)

«Снежная
королева» (мультфильм, 1957)

«Три
орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)

«Пастушка
у колодца» (ГДР, фильм, 1979)

«Старик
Хоттабыч» (фильм, 1956)

«Приключения
Буратино» (мультфильм, 1959)

Сезон
сентябрь 1981 — май 1982

«Новые
приключения муравья и блохи» (2 серии, фильм, 1980)

«Марья-искусница»
(фильм, 1959)

«Регентруда»
(ГДР, фильм, 1976)

«Садко»
(фильм, 1952)

«Королевство
кривых зеркал» (фильм, 1963)

«Немухинские
музыканты» (фильм, 1981)

«Принцесса
на горошине» (фильм, 1976)

«Последний
лепесток» (мультфильм, 1977)

«Заколдованный
мальчик» (мультфильм, 1955) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)

«Василиса
Прекрасная» (фильм, 1939)

«Три
толстяка» (фильм, 1966)

«Медвежонок»
(Финляндия, (?))

«Седьмой
джинн» (фильм, 1976)

«Праздник
непослушания» (Венгрия, фильм, 1976).

Сезон
сентябрь 1982 — май 1983

«Акмаль,
дракон и принцесса» (фильм, 1981)

«Сказка
о царе Салтане» (фильм, 1967)

«Сказка
о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом
петушке» (мультфильмы, 1967)

«Туфли
с золотыми пряжками» (2 серии, фильм, 1976) — показан в двух передачах

«Дикие
лебеди» (мультфильм, 1962)

«Старая,
старая сказка» (фильм, 1968)

«Звездный
мальчик» (фильм, 1958)

«Золушка»
(мультфильм, 1979) и «Щелкунчик» (мультфильм, 1973)

«Приключения
Буратино» (2 серии, фильм, 1975)

«Пока
бьют часы» (фильм, 1976)

«Черная
курица» (мультфильм, 1975)

«Шкатулка
с секретом» (мультфильм, 1976) и «Исполнение желаний» (мультфильм, 1957)

«Снегурочка»
(мультфильм, 1952)

«Золушка»
(фильм, 1947)

«Финист
— Ясный сокол» (фильм, 1975)

Сезон
сентябрь 1983 — май 1984

«Новый
Гулливер»

«Варвара-краса,
длинная коса»

«Приключения
Буратино»

«Илья
Муромец»

«Город
мастеров»

«Двенадцать
месяцев»

«Кошкин
дом»

«Маугли»

«Три
орешка для Золушки»

«Златовласка»

«Чиполлино»

«Сказка
о рыбаке и рыбке».

Сезон
сентябрь 1984 — май 1985

«Новые
похождения Кота в сапогах»

«Садко»,

«Новые
приключения Акмаля»

«Кольца
Альманзора», «Осенние колокола»

«Карлик
Нос»

«Принцесса
на горошине»

«Шушу-нянька»
(Венгрия)

«Королевство
кривых зеркал»

«Приключения
в городе, которого нет».

Сезон
сентябрь 1985 — январь 1986

«Весёлое
волшебство»

«Варвара-краса,
длинная коса»

«Регентруда»

«Звездный
мальчик»

«Василиса
Прекрасная»

«Вук»

«Финист
— Ясный сокол»

«Мария,
Мирабела».

Приложение
2. «Любимые песни из сказок и мультфильмов у моих одноклассников и педагогов»


Приложение
3. Кроссворд «Музыка и сказки»

Приложение
4. Книжка «Песня «Красная   Шапочка» в картинках»

Скачано с www.znanio.ru

  • Придумать математическую сказку 3 класс жили были числа
  • Придумать маленький рассказ про осенние листья
  • Придумать маленький рассказ об осенних листьях 3 класс по литературе свой
  • Придумать маленький рассказ о красоте неба
  • Придумать маленький рассказ на тему остаться у разбитого корыта