Инсценирование
русской народной сказки
«Лиса
и журавль»
(Слева и справа на сцене стоят два стола, на
них скатерти.)
Звучит музыка. Выходит на середину сцены
автор и объявляет:
— Русская народная
сказка «Лиса и журавль».
Выходят герои Лиса и Журавль с двух сторон:
Л Ж
* *
Автор:
— Подружилась лиса
с журавлём.
(Герои идут навстречу друг другу, берутся за
руки и идут к краю сцены)
*►►►►►►►►►►► * ◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄◄*
▼
▼
▼
▼
▼
* *
Автор:
— Вот и вздумала однажды лиса
угостить журавля и позвала его к себе в гости.
Лиса:
— Приходи, куманёк, приходи,
дорогой! Уж как я тебя угощу!
Журавль:
— Спасибо большое, кумушка! С
удовольствием!
(Герои разошлись по своим сторонам. Лиса
расставила тарелки на столе. Журавль взял цветы и идёт к Лисе.)
Автор:
— Идёт Журавль на званый пир, а Лиса наварила
манной каши и по тарелке её размазала. Подала и потчевает.
Лиса:
— Кушай, голубчик-куманёк! Сама
стряпала!
Автор:
— Журавль тук-тук носом по тарелке
– стучал, стучал – ничего не попадает!
Автор:
— А Лиса в это время лижет да
лижет кашу. Так всё сама и съела.
Лиса:
— Не обессудь, любезный кум!
Больше потчевать нечем!
(Журавль встаёт из-за стола, кланяется):
— И на этом спасибо, кума! Приходи
и ты ко мне в гости.
(Журавль уходит к себе. Лиса собирает
тарелки и начинает прихорашиваться.)
Автор:
— На другой день приходит Лиса к
Журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком и поставил
на стол.
Журавль:
— Кушай, кумушка! Угощайся!
Автор:
— Лиса вокруг кувшина бегает,
суетится. И так зайдёт, и этак. И лизнёт его, и понюхает. Да разве сунешься в
него. Голова-то в кувшин не лезет: ничего не достанешь. А Журавль меж тем клюёт
себе да клюёт. Так и клевал, пока всё не поел.
Журавль:
— Ну, кума, не обессудь! Больше
угощать нечем.
(Хмыкнула лиса.)
Автор:
— Взяла Лису досада. Думала, что
наестся на целую неделю, а домой — пошла не солоно хлебавши.
(Лиса вильнула хвостом и отошла в сторону.)
(Журавль хмыкнул и отошёл в другую
сторону.)
Герои скрестили руки и отвернули взгляды
друг от друга.
На середину сцены выходит автор, встаёт
между героями.
Автор:
— С тех пор и дружба у лисы с
журавлём врозь. Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется».
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 85
УКМ «Перспектива»
1. Знаешь ли ты, что в театре работают люди разных профессий: режиссёр, художник, артисты, гримёры. Какова их роль?
Режиссёр: осуществляет постановку спектакля. Объясняет актёрам задачу, проводит репетиции, контролирует изготовление декораций, находит музыкальное сопровождение и т.д.
Художник: создаёт декорации и костюмы.
Артист: играет роль.
Гримёр: гримирует актеров, согласно их образов.
2. Режиссёр: Прежде чем разыграть сказку «Лиса и журавль» надо понять сказку, подумать, какими мы хотим изобразить героев.
Как герои готовились к встрече друг с другом? Были ли они вежливы?
Герои тщательно готовились к встрече. Они продумали угощение, они были очень вежливы. Лиса называла журавля куманёк и дорогой, извинялась, что больше нечем угостить. Журавль звал лису кумушка, говорил спасибо, также извинялся.
Почему же у них дружба врозь?
Герои угощали друг друга так, что каждый оставался голодным. Они оказались жадными.
Какая пословица выражает главную мысль сказки?
Главную мысль выражает пословица: Как аукнется, так и откликнется.
Что вы посоветуете лисе и журавлю?
Я посоветую героям забыть обиды и попробовать угостить друг друга честно, радушно, так чтобы каждый мог съесть своё любимое блюдо, и никто не остался обиженным.
Сценарий сказки «Лиса и журавль» для 2 класса
Сцена 1.
Дом лисы. Лиса выглядывает из окна. У дверей стоит журавль.
Голос ведущего: Подружились лиса с журавлём.
Лиса (улыбается, суетится): Заходи, куманёк, дорогой! Уж я тебя сейчас угощу!
Журавль (степенно, важно): Ну так что тут у тебя есть покушать, кума?
Лиса (торопливо размазывает кашу по тарелке): Манная каша, куманёк! Попробуй, не стесняйся! Сама готовила!
Журавль пытается клювом поесть каши, но только долбит им по тарелке. Встаёт из-за стола.
Лиса (разочарованно): Что же ты куманёк, так мало откушал? Не обессудь, но больше угостить нечем!
Журавль (обиженно): Спасибо и на этом! Приходи теперь ты ко мне в гости!
Выходит из дома. Лиса смеётся.
Сцена 2.
Дом журавля. Журавль наливает окрошку в высокий кувшин с узким горлом. Лиса стоит у дверей. Стучит. Журавль ставит кувшин на стол и открывает дверь. Лиса входит, жадно осматриваясь по сторонам.
Лиса (нетерпеливо): Ну и где же твоё угощение, куманёк?
Журавль (с плохо скрытой насмешкой): Так вот же оно, на столе! Кушай, кумушка!
Лиса вертится вокруг стола, пробует засунуть морду в кувшин, разочарованно кривит губы и отходит. Журавль с помощью клюва-трубочки пьёт окрошку.
Журавль (насмешливо): Что же ты, кумушка, ничего не ешь? Не обессудь, больше угощать нечем!
Лиса выбегает, громко хлопнув дверью. Журавль смеётся.
Голос ведущего: С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь пошла. Как аукнулось, так и откликнулось!
Занавес.
Сценка спектакля «Лиса и журавль»
Цель: привлечь детей к активному участию в театрализованной деятельности, вызвать положительное эмоциональное восприятие.
Материал: костюмы Лисы и Журавля, Солнышка, бабочек и жуков, кувшин, короб плетеный для журавля, столик, тарелочка, зеркало, веер синего цвета для Солнышка, самовар и муляжи выпечки.
Ход спектакля
Дети выходят друг за другом, держась за руки, под русскую народную мелодию. Ведут хоровод и останавливаются в полукруге после окончания музыки.
Воспитатель (под мелодию Владимира Дашкевича «Приходи, сказка»):
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки.
— А вы любите сказки? Сегодня мы с вами вспомним сказки, и поучимся доброте у сказочных героев. Итак, мы отправляемся в путешествие по сказочной стране.
Солнце:
Раньше звери в мире жили,
И встречались, и дружили.
Мы рассказ свой поведем
Про лисицу с журавлем.
Воспитатель:
Вот однажды по болоту
Шла лисичка на охоту,
Повстречала журавля.
(Солнышко садится, выходит лиса под музыку навстречу журавлю)
Лиса:
Ах! давно мечтаю я
На обед вас пригласить
И по-царски угостить.
Журавль:
Отчего ж не прийти
Манной кашкой угости!
Лиса:
Постараюсь я на славу!
Журавль:
Буду вовремя, лиса я!
(Машут друг другу на прощанье и расходятся под музыку по своим домам)
Воспитатель:
День журавль не пил, не ел
И немного похудел –
Нагулял серьезный вид
И отменный аппетит.
В ожидании обеда
Он с жучками вел беседу!
(Выходят под музыки жуки)
Журавль:
Мне так хочется поесть,
Можете меня отвлечь?
Жуки:
Мы жуки, жуки, жуки
Мы жуки – весельчаки!
Очень любим пожужжать,
Полетать, потанцевать!
Воспитатель:
Пожужжите, полетите –
Журавля вы развлеките!
(Жучки исполняют свой танец, журавль смотрит и пританцовывает)
Воспитатель:
До свидания жучки,
Журавлю пора идти.
(Жучки летят на свои стульчики, журавль благодарит и машет жучкам)
Воспитатель:
А тем временем лиса
Поразмыслив с полчаса,
Наварила манной каши,
С маслицем на молоке,
Да размазала по чаше
Приготовила и ждет.
Лиса:
Ну, когда сосед придет!
(Приходит журавль под музыку, стучится, снимает шляпу и кланяется)
Журавль:
Здравствуй, лисонька, мой свет!
Подавай скорей обед!
Лиса:
Угощайся, гость желанный.
Я.Вадим
К нам сюда скорее просим, (приглашает руками)
Поспеши честной народ!
Журавлю вы помогите.
Никак каша в рот не идет.
Вадим
Лиса хвостиком вильнула (показывает туловищем)
Свою кашу всю слизнула,
Тут же гостю помогла,
И посуду убрала.
Егор
Журавлю – это наука, (качают головой)
А то с нами ему скука.
Будет знать, где веселей –
Надо выбирать друзей.
Воспитатель:
Целый час журавль клевал,
Головой лисе кивал.
Но хоть каши той немало,
В рот ни крошки не попало!
А лиса, хозяйка наша,
Лижет потихоньку кашу –
Ей до гостя нет и дела,
Все сама взяла и съела!
Лиса:
Вы должны меня простить,
Больше нечем угостить.
Журавль:
Спасибо, лисонька на этом.
(Журавль благодарит лису, в пояс кланяется)
Лиса:
Ваша очередь сосед,
Звать меня на обед!
Журавль:
Значит завтра
Жду я вас в тот же час.
(Журавль машет лисе и уходит домой с опущенной головой)
Воспитатель:
И пошел журавль домой
С опущенной головой
А лисичка бабочек-красавиц позвала,
Чтоб вместе помогли прибрать ей со стола.
(Лиса выходит и машет – зазывает бабочек, бабочки «вылетают» в центр зала)
Лиса:
Вы поможете мне?
Приберете на столе?
Бабочки:
Мы сейчас чуть-чуть покружим,
Вальс чудесный заведем,
Со стола все уберем.
(Лиса уходит к себе в домик, а бабочки танцуют вальс под музыку и в конце танца убирают со стола и садятся на стульчики)
Воспитатель:
Хоть и вежлив был он с виду,
Но задумал он лисицу
Угостить как птица птицу!
Приготовил он кувшин
С горлышком высоким,
Накрошил туда окрошки
Да совсем на донышке,
Ни тарелки и ни ложки
Для лисицы не накрыл.
(Лиса идет к журавлю и прихорашивается, смотрится в зеркальце, пудрит носик, причесывает хвостики)
Лиса стучится
Тук-тук-тук!
(Журавль приглашает лису в дом)
Журавль:
Здравствуй, милая соседка,
Проходи, за стол садись,
Угощайся не стыдись!
Воспитатель:
Начала лиса вертеться,
Носом о кувшин тереться,
Так зайдет, потом вот так,
Не достать еды никак.
Запах угощение дразнит,
Только лапа не пролазит,
А журавль себе клюет
Из кувшина понемножку
Съел он всю окрошку!
Журавль:
Ты должна меня простить,
Больше нечем угостить.
Лиса:
Ты сам все съел!
Обмануть меня хотел?
Лиса и Журавль:
Вот тебе я покажу!
(Угрожают друг другу и расходятся по разным сторонам зала)
Воспитатель:
Долго так они ругались,
И бранились и бросались,
Разбежались по углам,
Спрятались по теремам.
Грустно стало им вдвоем,
Скучно в домике своем.
(Солнышко выглядывает из-за туч)
Воспитатель:
Нахмурило Солнышко брови,
Разве кому пожелаешь,
В доме сидеть одному!
Солнышко:
Я знаю волшебную песню
Поможет она примирить
Кто в ссоре, кто в обиде
Друг друга поможет простить!
Воспитатель:
Солнышко любимое выходи!
И жучков, и бабочек позови!
Солнышко любимое,
Рады мы тебе!
Помоги нам Солнышко
Пусть любовь вернется в дом!
(Солнышко машет руками – зазывает жучков и бабочек. Берет за руки лису и журавля и становится в центре зала. Бабочки и жучки несут угощения для всех. Ставят на стол в центре зала)
Все вместе:
Мы накроем пир горой,
Станет сытым гость любой!
Все вместе поют песню «Песенка друзей» На последнем припеве водят хоровод вокруг стола.
Воспитатель:
Вот так прекрасно закончилась наша сказка!
Все помирились и стали жить дружно!
Жить-поживать, и добра наживать!
А теперь мы представим наших актеров.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как дружит солнце
Со всеми нами!