Придумывание сказки на заданную тему в подготовительной группе

Образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Придумывание сказки по заданному сюжету».

(использование мнемотехники).

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, речевая, коммуникативная.

Цель: развивать связную речь детей через сочинение сказок с использованием мнемотехники.

Задачи:

Обучающая задача: учить  сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения. Упражнять в описании животного с опорой на алгоритм; в составлении предложений по заданной схеме; в словообразовании существительных с помощью суффикса — ищ. Закреплять знания о различии между рассказом и сказкой; знание букв.

Развивающая задача: способствовать развитию речевой активности, творческому мышлению, фонематическому слуху.

Воспитательная задача: учить умению слушать других детей, взаимодействовать со сверстниками, работать в команде.

Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Иллюстрация «заяц», схема предложения, картинки: слон, коза, арбуз, зонт, кот, аист (д/у «Угадай 1-й звук»), буквы к слову СКАЗКА, чистые листы А-3 для мнемотаблицы, маркер; фотоаппарат, карточки для взрослых с вопросами и микрофон для интервью.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок (народных и авторских), их сравнение.

Загадки «Узнай сказку», «Узнай сказочного героя».

Дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Придумай продолжение», «А что если…».

Составление описательных рассказов по алгоритму.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости. У них для нас есть несколько вопросов. Они хотели бы, чтобы мы стали героями их рассказа о жизни нашей группы. Вы готовы стать героями? (ответы детей.).

Отгадайте загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора.  (заяц)

Выставляется картинка с изображением зайца.

Внимательно посмотрите на картинку, вспомните, что вы знаете о зайце и с помощью этой схемы расскажите о нем.

Выставляется схема — алгоритм: внешний вид, части тела, чем покрыто тело, чем питается, где живет, как называют детенышей, интересный факт  об этом животном. Выслушивается один описательный рассказ. Если последний пункт вызывает затруднения воспитатель сам рассказывает какой-либо интересный факт о  зайце (на выбор), например:

— в хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам прильнув к земле, обследует все вокруг, при этом оставаясь незаметным.

— в летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма;

— во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились;

— для общения между сородичами зайцы используют свою «барабанную дробь», которую они выбивают лапками. Так же,  как слоны, зверьки топают ногами по земле, предупреждая других зверей, что территория занята;

— зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти, никогда не прекращают.

Выставляется схема предложения.

Разделитесь на пары. Составьте по схеме предложение со словом «заяц». (Ответы детей).

Вспомните сказки, в которых встречается заяц.

Какой в них заяц по характеру (добрый, доверчивый, трусливый, веселый). А в сказке «Заяц — хваста» он хвастливый. Вспомните, как он хвастался:

У меня не усы, а … (усищи).

У меня не глаза, а … (глазищи).

У меня не лапы, а … (лапищи).

Физминутка.

Ребята, вы уже знаете, что у зайца отличный слух, а у вас? Я буду тихо давать задания, а вы постарайтесь их выполнить.

Хлопните 3 раза.

Прыгните 4 раза.

Левая рука на правое плечо.

6 прыжков на месте.

5 приседаний.

Молодцы, у вас тоже отличный слух.

Ребята, мы с вами в детском саду уже играли в разные профессии — пожарных, врача, учителя, журналиста. Сегодня я хочу вас пригласить поиграть еще в одну игру, а какую вы догадаетесь, когда определите первые звуки в этих картинках и сложите из них слово.

Выставляются картинки слон, коза, арбуз, зонт, кот, аист, дети выкладывают слово СКАЗКА.

Чем отличается сказка от рассказа?

Какими словами обычно начинаются сказки?

Какие сказочные герои, которых на самом деле не бывает, встречаются в сказках? (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Русалочка, Кикимора, Леший).

Какие волшебные предметы бывают в сказках? (волшебная палочка, клубок, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы).

Какими словами заканчиваются сказки?

Вы, наверное, уже догадались, что мы будем играть сегодня в сказку. Мы будем ее авторами. Какая сказка у нас получится — авторская или народная?

Авторы работают дружно? Перебивают друг друга? Зачем они слушают друг друга? Правильно, мы тоже поочереди будем сочинять одну сказку. Но вот проблема — вдруг мы сочиним сказку, а запомнить всю не сможем. Что надо сделать, чтобы потом все вспомнить? (Ответы детей).

Правильно. Мы нарисуем схемы — запоминалки.

Итак, авторы-сказочники — за работу. Нам нужно сочинить сказку про зайчика, у которого не было друзей. Придумайте, где он жил, какой он был, что с ним приключилось, чем закончилась история.

Какими словами мы начнем сказку? Какой был заяц? А по настроению? (грустный, потому что у него не было друзей).

Далее дети придумывают развитие сюжета, а воспитатель делает зарисовки в мнемотаблице.

Хорошая сказка у нас получилась. Как мы назовем нашу сказку?

Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?

Выслушиваются 2-3 ребенка.

Ребята, вам понравилось играть в авторов сказочников?

Рефлексия.

А сейчас наши журналисты хотят взять у вас интервью.

Журналисты задают вопросы:

— Кем вы сегодня были?

— О ком была ваша сказка?

— Как называется ваша сказка?

— Что вам понравилось больше всего?

Спасибо, ребята. Было очень интересно. В следующий раз мы поиграем в художников-иллюстраторов и нарисуем рисунки к нашей сказке.



Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сочиняем сказку»

МДОАУ №25 «Дюймовочка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением художественноэстетического развития

воспитанников

г. Новотроицка Оренбургской области

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной группе

«Сочиняем сказку».

Подготовил: Леднева Ю. Г

воспитатель

Организационная информация

Примечание

(дополная

информация

к конспекту)

Доминирующая

образовательная

область

Познавательная;

игровая;

коммуникативная.

Тема

образовательной

деятельности

Методы и приёмы

реализации

содержания

занятия

словесные (называем насекомых по

иллюстрациям, задаем вопросы и отвечаем на

вопросы, придумывание сказки),

наглядные(иллюстрации насекомых, игрушка

«Пчёлка», письмо), практические (придумывание

сказки, игровое упражнение «Пчёлка») и игровые

(физминутка).

Интеграция

образовательных

областей

физическое развитие (физминутка),

художественноэстетическая (наглядность

иллюстрации),

социальнокоммуникативное.

Подготовительная группа ( 6 7 лет).

научить детей творчески мыслить и оформлять

свои мысли в речевые высказывания.

Образовательные:

Связная речь

учить детей сочинять короткие сказки на заданную тему, передавая

идею содержания;

развивать диалогическую форму речи: отвечать на вопросы,

задавать вопросы;

ЗКР

добиваться от каждого ребёнка правильного звонкого

произношения изолированного звука «ж» и «з», умение различать на слух

звуки «ж» и «з»;

пользоваться различными средствами интонационной

выразительности: темп, ритм речи, логическое ударение;

Словарь и грамматика

формировать умение строить разные типы предложений (простые и

сложные) и умение соединять их в связанное высказывание;

активизировать и расширять словарный запас детей;

Развивающие:

развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей;

развивать творчество, фантазию, инициативу, самостоятельность;

Воспитательные:

воспитывать культуру речевого общения;

воспитывать уважение детей друг к другу, умение выслушивать рассказ

товарищей.

у ребенка развиты приемы умственной деятельности, графические

умения и навыки,

умеет применять знания на практике,

активно мыслит, развито логическое мышление,

развиты контроль, самоконтроль, инициативен и самостоятелен в

выполнении заданий.

Организация

среды для

проведения

образовательной

деятельности

магнитная доска с изображения насекомых;

видеокамера или фотоаппарат; игрушка

«Пчёлка»;письмо.

Подготовка к

образовательной

деятельности на

занятии в

режимные

моменты

чтение сказок, беседы о структуре и содержании

сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций к

сказкам, знакомство и работа с мнемосхемами по

составлению рассказов и сказок, экскурсия в

библиотеку, театрализованная деятельность,

знакомство с различными насекомыми и

особенностями их жизнедеятельности, наблюдения в

природе.

Конспект занятия (образовательной деятельности)

Дети входят в группу.

Воспитатель. Какой сегодня чудесный майский

денек! Теплый, солнечный. Вся природа уже

проснулась: на деревьях распустились листья, цветут

цветы и поют птицы! Даже самые маленькие жители

нашей планеты и те радуются погожему дню и снуют,

снуют каждый по своим делам. (Обратить внимание

детей на иллюстрации с изображением насекомых)

Назовите кто же это маленькие жители? (Ответы

детей)

Игровое упражнение «Пчёлка и шмель».

Цель: добиваться от каждого ребёнка правильного

звонкого произношения звука «ж» и «з», умение

различать на слух звуки «ж» и «з».

Мотивация

деятельности

детей

Воспитатель.Ой, ребята, пчёлка нам принесла какое

то письмо. Нужно посмотреть, вдруг это

важно!(Воспитатель читает текст письма)

«Дорогие ребята!Пишет вам кузнечик Кузя. Я попал в

очень неприятную историю. Однажды я сидел возле

дома лягушки и очень громко стрекотал и тем самым

мешал ей спать. Я так увлекся, что не заметил

проснувшуюся лягушку. Она подкралась ко мне и

схватила меня. Я вырывался, кричал, умолял, что

больше не буду, но все зря лягушка держала меня

мертвой хваткой. Тогда я сказал лягушке, что буду

каждый вечер рассказывать ей сказку, а она меня

отпустит. Квакухе это понравилось и она меня

отпустила. И вот теперь я каждый вечер прихожу на

болото и рассказываю ей одну сказку.

Но вот беда. Я уже рассказал все сказки, которые

знал. Помогите мне, подскажите, что делать?Ваш

Кузя».

Воспитатель. Вот это да… Действительно

неприятность. Не подумал Кузя о том, что громкий

стрекот его может комуто мешать. Ну да что ж

теперь делать, нужно выручать друга из беды.

Давайте подумаем, чем мы можем помочь ему.(Дети

предлагают свои варианты помощи.)

Воспитатель. А если мы сочиним для Кузи новую

сказку, запишем ее на видео и отправим ему? Что вы

скажете? (ответы детей)

Актуализация

ранее

приобретенных

знаний

Добывание

(сообщение и

приятие) нового

знания

Воспитатель:

Чем отличается сказка от рассказа?

Из каких частей состоит сказка?

С каких слов может начинаться сказка?

О чем говорится в зачине сказки (кульминации,

концовке)?

Кто может быть героями сказок? (Ответы детей)

Воспитатель: Сколько вы предложили героев,

предлагаю вам поиграть. Хотите поиграть? (Ответы

детей).

Игра «Закончи предложение».

• Муравей сидит… (около цветка)

• Божья коровка… (ползёт по листу)

• Шмель спрятался…(под листом)

• Гусеница сидит…(на цветке)

• Бабочка порхает…(над цветком)

• Жук сидит…(под цветком)

• Стрекоза летает…(около цветка)

Воспитатель. Раз мы сегодня говорим о насекомых,

так давайте и сказку о них сочиним! Для начала

нужно решить, кто у нас будет главным героем.

(Ответы детей, помощь воспитателя акцентировать

внимание на «пчёлку». Проходит обсуждение и

выбор главного героя сказки)

Воспитатель. Замечательно, наша пчёлка и будет

главным героем. А как мы её назовём? (Ответы

детей). А как наша сказка будет называться?Какие у

вас есть предложения, как нам назвать сказку?

(Ответы детей). Вот теперь, можно начинать

придумывать сказку! Я вам еще немного помогу

начну первая рассказывать, а вы продолжите.

Жилабыла на свете маленькая пчелка Майя. Она

жила в своем домеулье со множеством братьев,

сестер, дядей, тетей и другой родни. Целый день

пчелы сновали тудасюда: то улетали кудато, то

возвращались. А Майе было скучно сидеть в улье,

ведь она была еще маленькая и ее не выпускали на

улицу.Однажды …(Ответы детей. Придумывание

сказки. Воспитатель рассказывает придуманный

вариант сказки и далее дети ещё раз рассказывают

сказку).****

Физминутка.

« Прилетела к нам вчера»

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого

загибают один пальчик.)

А за нею шмель шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков

и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на коленки.)

Воспитатель:Ребята, о каких насекомых мы свами

сегодня говорили? (ответы детей) Конечно,

насекомых очень много, а вот и жуки в гости

пожаловали.

Игровое упражнение на формирование

грамматического строя речи

Жук с жучихой не тужили,

Крепко с буквой Ж дружили.

Буква Ж к ним приходила,

Их жучат жужжать учила.

Заключительная часть 5 минут

Подведение

итогов.

Самостоятельная

деятельность

детей по

закреплению

полученных

знаний

Воспитатель. Хорошая сказка у нас получилась. А для

кого мы придумывали сказку? (Ответы детей). Я

думаю, когда мы отправим видео Кузе ему очень

понравится и мы ему поможем в трудной ситуации. А

как называется наша сказка?Что вам больше всего

понравилось в сказке? (Ответы детей)

Воспитатель. Замечательно. Я думаю, что мы с вами

сможем придумать еще несколько сказок о

приключениях пчелки Майи. И Кузя будет рад, что

мы не одну сказку ему отправим, а много.

Определение перспективы дальнейшей деятельности

1. Рисование насекомых.

2. Работа с сюжетными картинками на тему «Насекомые».

3.Наблюдение за насекомыми на улице.

1-3 в детском

саду.

3 в семье.

Список использованных источников.

1. Блинова Г.М. Познавательное развитие детей дошкольного возраста:

методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – с.128 (Вместе с

детьми).

2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 67 лет: методическое

пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений

/Т.И.Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2004. – с.292

3. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно –

методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных

учреждений /В.А. Филлипова и др.; под научн.ред. И.В. Руденко. –

Тольятти: Издво ТГУ, 2012. – с.212

4. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. Знакомим с литературой детей 57 лет.

Конспекты занятий.М.:ТЦ Сфера, 2010. – 224с. –(Развиваем речь).

Задачи. Связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; словарь и грамматика: упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского,
мужского и среднего рода; упражнять в словообразовании; звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение).
Материал. Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна».
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение:
Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи, На сугробах ломкие льдинки-кружева. Первая проталинка, первая трава. Помещает на стенд репродукцию картины В. Бакшеева «Голубая весна».
Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы:
— Какие слова можно образовать от слова весна?(Весе-ний, веснянка, веснушки.)
— Про что можно сказать весенний? (Ручеек, снежок, дождь, сад.)
— Про что можно сказать весенняя? (Вода, трава, река, проталинка.)
— Про что можно сказать весеннее?(Облако, солнце, небо.)
— Недавно была зима, было много снега. Подберите к слову снег родственные слова (снежинка, снежок, снежный).
Если дети затрудняются, воспитатель задает наводящие вопросы:
— Как сказать о горке, сделанной из снега, какая она? — Снежная.
— Каким словом можно назвать снежную бабу? — Снеговик.
— Как называется цветок, первым появляющийся на снегу? — Подснежник.
Воспитатель дает новое задание:
— А сейчас подберите слова, которые образованы от слова зима (зимний, зимующие, зимовье). Если дети затрудняются, задает вопросы:
— Как называют птиц, которые остаются на зиму? — Зимующие.
— Каким словом можно назвать день зимой? — Зимний.
— Каким ласковым словом называют зиму? —Зимушка.
— Как вы считаете, слово зима родственное слову снег? (Нет, родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже со словом снег.)
— Про что можно сказать зимний? (Сад, город, хоровод.) Зимняя? (Река, береза.) ;
— Придумайте определение к слову весна. Какая она? (Теплая, красивая, красная, горячая, слезливая, солнечная, голубая.)
— Какое солнце весной? (Теплое, яркое, ласковое, лучистое, золотое, красное.)
— Какое небо весной? (Голубое, яркое, синее, ласковое.)
— Какое небо зимой? (Пасмурное, холодное, серое, хмурое, сероватое.)
— Какое солнце зимой? (Тусклое, холодное, скучное.)
— А сейчас придумайте весеннюю сказку. Сказка должна быть короткая и законченная. Но мы должны увидеть, что это сказка, то есть надо придумать какое-нибудь чудо, которое произошло с травкой, с деревом или с животным.
После коллективной оценки сказок воспитатель переходит к следующей части занятия.
— Сейчас я скажу предложение, слушайте: Дождь идет! — Предлагает детям повторить это предложение с разной интонацией: чтобы было понятно, что они довольны, рады дождю; что он им совершенно безразличен; что они недовольны, огорчены дождем.
— А сейчас скажите любое предложение так, чтобы мы увидели, что вы рады тому, о чем говорите. (Солнце светит! Грибной дождь! Снег идет! Подснежник! И т. п.)
— Скажите любое предложение так, чтобы мы увидели, что вам не нравится то, о чем вы говорите. (Снег идет; Опять тучи; Зима пришла; Дождь идет и т.
п.)

Используемая литература

О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»,с.196

Задачи:

  1. Развивать творческие способности детей через придумывание сказки с
    использованием моделей.
  2. Развивать речевую и коммуникативную культуру (словообразование,
    конструирование предложений, четкое произношение звуков, монолог, диалог).
  3. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  4. Воспитывать доброту, любовь к природе.
  5. Развивать положительные эмоции через осмысление содержания сказки и
    интонационную речь.

Оборудование:

  • три рамочки (рисунок 1);
  • две стрелки (рисунок 2);
  • фигуры/силуэты: два стоящих человечка (рисунок 3);
  • два бегущих человечка (рисунок 4);
  • три дерева (рисунок 5);
  • домик (рисунок 6).

Оборудование размещается на ковролине.

Для повторного проведения занятия могут быть использованы любые другие
фигурки или заменители (палочки разной длины, разноцветные кружочки и т.п.).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Вводная беседа по вопросам:

  1. Дети, вы любите сказки?
  2. Какие сказки вам известны?
  3. Назовите ваши любимые сказки.
  4. Кто придумывает и рассказывает сказки?

II. Основная часть занятия.

1. Вступительное слово воспитателя.

Дети, сегодня мы с вами будем учиться придумывать (сочинять) сказки, а нашими
помощниками будут человечки, домик, елочки, которые размещены в рамочках на
ковролине. (Показ этих объектов.)

2. Задание на придумывание сказки с использованием модели.

Придумайте (сочините) сказку с использованием трех рамочек, внутри которых
размещены фигурки/силуэты. В первой рамочке – домик, во второй – два стоящих
человечка, в третьей – два дерева и два бегущих человечка. Между рамочками две
стрелки, которые показывают последовательность (рисунок 7). Надо суметь
«прочитать сказку», каждый должен сделать это по-своему.

Рисунок 7

Если дети испытывают затруднения при сочинении сказок, воспитатель дает
образец.

Далее свои сказки рассказывают два, три ребенка. Воспитатель отмечает,
соответствует ли изложенная ситуация картинке на ковролине, как оформлен сюжет,
отличаются ли сказки друг от друга.

3. Задание на придумывание сказки в новой ситуации.

Воспитатель меняет фигурки-силуэты в рамочках и предлагает «прочитать новую
сказку».

Сказку можно сочинять несколько раз, усложняя ситуацию от конкретной к
абстрактной (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к
цветным кружкам и полоскам разной длины).

III. Итог.

Оценивается работа каждого ребенка. Задание: нарисовать рисунок к своей
сказке.

Конспект НОД для детей
подготовительной группы по развитию речи
на тему «Сочиняем и инсценируем сказку»

Автор: Калашникова Евгения Васильевна

Организация: МБДОУ детский сад №7

Населенный пункт: Ростовская область, г. Миллерово

Цель: Продолжать активизировать связную речь детей через сочинение сказок. Повышать познавательную активность детей к театрализованной деятельности через инсценированние.

Задачи:

Образовательные:

— учить сочинять сказку по заданному сюжету; связно, последовательно излагать ход сказки, используя распространенные предложения;

-совершенствовать артистические навыки детей.

-закрепить умение самостоятельно озвучивать выбранные роли.

Развивающие:

— совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты.

— развивать познавательный интерес к элементам театрализованной деятельности.

-развивать самостоятельность в выборе роли и распределении ролей.

-развивать речь, расширять словарный запас.

-развивать память, мышление, воображение и фантазию.

Воспитательные:

-воспитывать эстетическое восприятие художественных образов.

— воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству, желание действовать сообща, в коллективе.

— вырабатывать положительную самооценку, уверенность в себе, учить преодолевать комплексы.

Предварительная работа:

— Чтение сказок; беседы по сказкам.

— Играли дидактические игры «Назови сказку», «Исправь ошибку», «Кто потерялся?», «Кто лишний?», «Что произойдет, если…?»

— Составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц;

— Знакомство детей с некоторыми театральными профессиями.

— Рассказ воспитателя «Что такое театр».

— Демонстрация различных видов кукольного театра.

-Изготовление и приобретение с родителями, детьми масок, атрибутов для инсценировки.

Материалы и оборудование: Маски героев, конверт, стол, стулья, музыкальные инструменты, самовар, чайный набор, игрушки на подарки, и сладости на стол.

Ход НОД

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель:

-Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то у нас в группе обнаружила вот этот конверт (показывает конверт детям). Давайте посмотрим, что же в нём лежит?

Раздается телефонный звонок. Воспитатель берёт трубку и разговаривает по телефону.

-Ребята, как вы думаете, кто мне звонил? Мне звонила воспитатель из младшей группы. Оказывается, это она оставила нам конверт. Ольга Петровна рассказала, что в группе не осталось книг, которые бы они ещё не читали. Она просит нас помочь придумать новую сказку для её малышей. Поможем Ольге Петровне? А кто будет героями сказки, вы узнаете, когда отгадаете загадки, которое находится в конверте.

Воспитатель открывает конверт. Читает загадки. С каждым правильным ответом достаёт из конверта маску героя.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Юркнула из норки ловко,

Есть спортивная сноровка,

Эту шуструю малышку

Называют серой…

(Мышкой)

Из малька выходят лапки —

Длинноногие ребятки.

В луже прыгает квакушка –

Длинноногая…

(Лягушка)

— Ну, что, ребята, сочиним сказку для малышей?

— Но сначала давайте вспомним, что такое сказка? (Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на свете.)

— Кто сочиняет сказки?

— Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!

— Какое волшебство бывает в сказке? (волшебные предметы, превращения, сказочные герои)

— А какие герои появляются в сказке (добрые и злые)

— Из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, концовка)

— С каких обычно слов начинаются сказки? («Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)

— Следующая часть сказки – основная часть. А вы знаете, что такое основная часть сказки? (самые интересные события, герой попадает в какую-либо историю).

— Как называется последняя часть сказки? (Концовка)

— Какими словами заканчиваются сказки?

(«Стали жить, поживать и добра наживать»,

«Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец»,

«Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»,

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»)

— Давайте ещё раз повторим, из каких частей состоит сказка: начало, основная часть, концовка.

СКАЗОЧНАЯ ЗАРЯДКА

(Построение.)

Слушай, сказочный народ,

Собираемся на сход.

Поскорее в строй вставайте

И зарядку начинайте. (Потягивание.)

Потягушка, потянись!

Поскорей, скорей проснись!

День настал давным-давно,

Он стучит в твое окно.

— Ребята, а может кто-то из вас знает, как ещё по-другому называют людей, которые сочиняют и рассказывают сказки? Таких людей называют сказочниками. И вот для того чтобы у вас получились необычные, интересные сказки, я предлагаю вам превратиться в сказочников. Давайте произнесем вместе со мной волшебные слова (звучит загадочная музыка):

«В нашей группе чудо совершается.

Дети в сказочников превращаются»

— Ребята, а чтобы было ещё легче сочинить сказку, мы будем использовать маски из конверта . Это будут наши герои. Обратите внимание на одной маске медведь в колпачке. Как вы думает почему? (У него день рождение).

— Подумайте, какими словами начнется наша сказка? (варианты)

— Кто будет главным героем нашей сказки? (Медведь с колпачком).

— Как вы думаете, какой он? Какой медведь по характеру?

— Где будут происходить события? (Ответы детей)

— Где жил медведь? (В берлоге)

— Как вы думаете что будет делать медведь? (Праздновать день рождение)

— Это какая часть сказки? (Начало)

— Кого он пригласит на своё день рождение? (Медведя, зайца, мышь, лягушку)

— Что будет происходить дальше, когда он их пригласил? (Звери пришли к нему в берлогу с подарками, пожеланиями. Медведь предложил им сесть за стол на чаепитие. Они весело проводили день рождение: играли в игры и на музыкальных инструментах, пели песни, танцевали и т.д.)

— А это какая часть сказки? (основная часть)

— Какая часть сказки осталась? (Концовка)

— Чем же закончилась сказка? (Когда день рождение подошёл к концу, друзья сделали медведю подарок- фейерверк).

Жил-был мишка. По имени Егорка.

У него был сегодня замечательный день –день его рождения. Ему исполнилось 6 лет.

Егорка решил позвать гостей себе в берлогу. Он сел за стол и начал писать пригласительные для своих друзей: зайки Ксюни, мышки Вари, медведя Влада, лягушонка Ромы.

Когда друзья получили приглашения, они очень обрадовались. И стали готовить подарки для своего лучшего друга.

Собравшись, они пошли к мишке. Егорка встретил их крепкими объятиями. Они подарили ему свои подарки. Мишка пригласил всех на чаепитие. Друзья пили чай с крендельками и говорили ему пожелания, слава благодарности.

Весь день звери веселились: играли в игры и музыкальные инструменты, пели песни, танцевали. А когда наступил вечер и день рождение подошел к концу, друзья сделали для мишки сюрприз. Они запустили в небо яркий, красочный фейерверк.

На прощание Егорка всех обнял и поблагодарил их за визит.

Воспитатель:

— Ребята, а как можно назвать нашу сказку? («День рождение мишки»).

— Кто из вас может рассказать сказку от начала до конца?

Выслушиваются 2-3 ребенка.

-Ребята, какие вы молодцы! Придумали очень интересную сказку для малышей. Давайте с вами инсценируем нашу сказку и запишем её на видео. Им будет интересно не только послушать сказку, но и увидеть на экране телевизора. Договорились?

Инсценируем сказку и записываем видео.

— Какие мы молодцы. Вы настоящие артисты.

-Но пришло время становиться обычными ребятами, давайте все вместе произнесем слова:

«В нашей группе чудо совершается —

Сказочники в обычных детей превращаются»

Звучит сказочная музыка.

Рефлексия.

— Кем вы сегодня были?

— О ком была ваша сказка?

— Что вам больше всего понравилось?

— Что вам показалось сегодня самым интересным?

— Что было сложным?

— А что легко удалось сделать?

Приложения:

  1. file0.docx.. 917,8 КБ

Опубликовано: 18.04.2022

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

«Придумывание сказок с помощью рамок-планов»

Цель

Обучение творческому рассказыванию.

Образовательные задачи

1. Учить детей придумывать сказки.

2. Учить записывать сказку с помощью символов в рамках-планах.

Развивающие задачи

1. Развивать навыки учебной деятельности.

2. Развивать творческое воображение.

Воспитательные задачи

Развивать интерес к творчеству.

Материал

Карандаши простые: две полоски бумаги; альбомный лист, разрезанный вдоль пополам.

Ход занятий.

Педагог. Мы с вами много придумывали разных сказок и рассказов. Скажите,   а   вы   можете   сейчас   вспомнить   и   рассказать   всё,   что   вы насочиняли? (Ответы детей.)

Педагог. Да, вспомнить все, что вы придумали, очень трудно. А знаете почему? (Ответы детей.)

Педагог. А почему мы можем вспомнить любую сказку, даже ту, которую вам читали в два года мамы и бабушки. (Ответы детей.)

Педагог.   Мы вспоминаем эти сказки, потому, что можем их прочитать в любое время. А сказки, которые вы придумали, мы тоже можем вспомнить, но не все, а лишь те, что мы записали в наш альбом. А хотите, я научу вас записывать сказки, которые вы придумаете. (Ответы детей.)

Педагог. Приготовьте карандаш и листок бумаги.

Дети готовят.

Педагог. Разделите полоску бумаги на пять частей. Дети делят полоску на части.

Педагог. Это получились рамки-планы. В них мы будем зарисовать сказку по порядку. Рисовать будем   символами,   или упрощенными рисунками.

Давайте вспомним простую сказку «Курочка Ряба» и зарисуем её.   Вы согласны?

(Ответы детей.)

Педагог. В первой рамке мы должны зарисовать «Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба». Как мы это нарисуем? Какой геометрической фигурой мы изобразим деда? Почему? Какой геометрической фигурой мы изобразим бабу? Почему? Какой геометрической фигурой мы изобразим курочку? Почему? (Ответы детей.)

Педагог. Итак, в первой рамке будут два овала — один побольше, другой поменьше — и круг. Чтобы было видно, что это дед и баба, нарисуйте гребешок. Дети выполняют задание.

Педагог. Во второй рамке мы зарисуем фразу «Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое». Как нарисовать курочку. Вы знаете. Яичко — маленький овал. Чтобы показать, что оно золотое, нарисуйте над ним лучики. Как будто оно светится. Дети выполняют задание.

Педагог. В третьей рамке рисуем фразу «Дед бил, не разбил. Баба била, не разбила». Как нарисовать бабу и деда? (Ответы детей.)

Педагог. Как показать, что они били яйцо, но не разбили? (Ответы детей.)

Педагог. Вот и нарисуйте кулачки от деда и бабы. Дети рисуют.

Педагог. Что же будет в следующей рамке? (Ответы детей.)

Педагог. Правильно, здесь рисуем фразу «Мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось». Как мы это нарисуем?

Дети. Мышь — это овал с хвостиком, а рядом разбитое яйцо Дети рисуют.

Педагог. Осталась последняя рамка. Вы уже сами догадались, что в ней будет нарисовано.

Дети. «Дед и баба плачут, а курочка кудахчет. Не плач дед, не плач баба. Я снесу вам яичко, но не золотое, а простое».

Педагог. Как мы это нарисуем? (Ответы детей.)

Педагог. Ну вот, а теперь попробуйте пересказать эту сказку по плану, который вы только что нарисовали. Один ребёнок пересказывает сказку.

Педагог. Тебе легко это было делать или трудно? Ответ ребёнка. Физкультминутка Придумывание сказки

Педагог. Теперь возьмите другой листок бумаги. Также разделите его на пять частей. Но теперь мы должны сами придумать сказку и нарисовать её план. А сказку мы   будем придумывать о маленьком цветке, который самым первым появился из-под снега. Сказка будет называться «Первый подснежник».

Даём детям время, чтобы они нарисовали план сказки. Помогаем тем, кто затрудняется начать сказку. Помогаем выбрать символы.

Дети рассказывают свои сказки. Нужно выслушать всех. Можно продолжить слушание сказок на следующем занятии. Все сказки оценить.

Дети Оценивают занятие с помощью цветных кругов.

  • Придумать сказку 2 класс литературное чтение про волшебство
  • Придумываешь как пишется правильно
  • Придумать сказку 2 класс литературное чтение на тему остаться у разбитого корыта
  • Придумать юмористический рассказ 3 класс с использованием пословиц врет себя не помнит
  • Придумать сказку 2 класс литературное чтение короткую про кошку