Придумывать небылицы фантазировать сочинять сказки что общего в значении слов

Конспект урока по русскому родному языку 3 класс

Урок 1

Тема урока:

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Цель: познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка», «фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Перед вами учебник «Русский родной язык».

3. Самоопределение к деятельности

Знакомство с учебником

Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)

— Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.

— Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)

— Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)

— По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)

— Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4. Работа по теме урока

Упр. 1 (с.4 – 5)

(Выполняется коллективно)

— Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и делать выводы)

— Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)

— Прочитайте выделенные слова. Чем они похожи? ( Придумывали небылицы, сочинял, врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем.

— Эти слова похожи тем, что они обозначают – говорить неправду)

— Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют человека)

— Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка. На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они составили).

Придумывали небылицы – придумщик.

Сочинял – сочинитель

Врут – врун

Обманываем – обманщик

Выдумываем – выдумщик

Сказки рассказываем – сказочник (или рассказчик)

— Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова (Фантазировать)

— Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду». Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки рассказывают, это не плохо)

Если бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных книг.

— А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).

— Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной выгоды).

— Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)

— Послушайте стихотворение Б. Заходера

«Моя Вообразилия»

В моей Вообразилии,

В моей Вообразилии

Болтают с вами запросто

Настурции и Лилии;

Умеют львы косматые

Скакать верхом на палочке,

А мраморные статуи

Сыграют с вами в салочки!

Ура, Вообразилия,

Моя Вообразилия!

У всех кому захочется,

Там вырастают крылья;

И каждый обязательно

Становится кудесником

Будь он твоим ровесником

Или моим ровесником!…

В моей Вообразилии.

В моей Вообразилии –

Там царствует фантазия

Во всем своем всесилии;

Там все мечты сбываются

А наши огорчения

Сейчас же превращаются

В смешные приключения!

В мою Вообразилию

Попасть совсем несложно:

Она ведь исключительно

Удобно расположена!

И только тот, кто начисто

Лишен воображения, —

Увы, не знает, как войти

В её расположение!…

— Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует о том, чего нет на самом деле)

— Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и тогда она приносит вред)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.5)

Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту болтать)

— С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь слушать – уходи и не мешай слушать другим)

— Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни». Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)

Упр.2 (с.5) Трудное задание

— Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)

— Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел, небылица, …В словаре дано 20 антонимов)

— Каких слов получилось больше? Почему? (Ложь бывает разной, а правда — одна)

5. Закрепление изученного материала.

Упр. 3(с.5 – 6)

(Коллективная работа)

— Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.

— Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

— Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)

— Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)

— Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)

— Запишите предложения.

— Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)

— В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? ( В 1)

Рубрика «Из истории языка и культуры» (с.6)

— Прочитайте самостоятельно статью рубрики.

— Что обозначало слово «правый» у русских людей? ( Правильный, справедливый, честный )

— Какое слово использовалось для обозначения направления? ( Десный, от слова «десница» — правая рука)

— Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)

Упр. 4 (с. 6 – 8)

Работа в парах.

— Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание (касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель читает текст сказки)

— Объясните значение слов

Чевствуют — ….. ( оказывают почести, уважают )

Постылая — … ( вызывающая неприязнь, отвращение )

Заспесивилась –… ( загордилась, заважничала )

Увертка, изворот –… ( хитрость, уловка )

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка)

Правда

  1. Правда чище красного солнца.

  2. Из ясных очей приветом светит.

  3. Идет прямо, как стрела.

  4. Покачала головой и пошла

  5. В увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

Кривда

  1. Заслонила рукой глаза, прищурилась.

  2. Ковыляет да пошатывается.

  3. Говорит себе под нос.

  4. Говорит сладким голоском

  5. Подслеповатые очи.

  6. Рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела.

— Составьте общий текст. Стр. 8

(Совместная работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

Ответ

( Правда, как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела )

— Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? ( Правда уверена в своей правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно доказывать что – то, изворачиваться )

— Какие пословицы произносит Правда? ( Кривде за худым делом далеко не ходить. Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не вернешься. Ложь не живуча )

— Прочитайте пословицы Кривды. ( Правда как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь )

6. Рефлексия

— Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у Кривды?

( Путь прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому лучше говорить правду )

  1. Подведение итогов урока.

— Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке? ( Слова «врать» раньше обозначало «говорить глупости», слово «россказни» — «выдумки», «небылицы». Слово «правый» в давние времена обозначало «правильный, честный», а то, что находится справа, — десный; десница – правая рука )

— Какая пословица вам понравилась больше?

— Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?

Домашнее задание

— Найти по две пословицы о правде и о лжи.

Конспект
урока по русскому родному языку 3 класс

Урок
1

Тема
урока:
Где путь прямой, там не езди по кривой.

Цель:
познакомить со словами, связанными с особенностями мировосприятия и отношениями
между людьми (правда – кривда, дружба и братство, занятия людей).

Планируемые результаты:
учащиеся научатся определять цель урока,

объяснять различия в понятиях «выдумка»,
«фантазия», «ложь», «обман»,

извлекать необходимую информацию из
текстов различных жанров, делать выводы,

соотносить результат своей деятельности с
учебной задачей и оценивать его.

Ход
урока

1.     
Организационный момент

2.     
Актуализация знаний

Перед
вами учебник «Русский родной язык». Вспомните, какие разделы были включены в
учебники 1 и 2 классов. Проверьте, совпадают ли они с разделами 3 класса.
(«Русский язык: прошлое и настоящее», «Язык в действии», «Секреты речи и
этикета». Разделы совпадают с учебниками 1 и 2 классов)

— Как вы думаете, если мы уже изучали
такие разделы, почему они снова включены в учебник? (Будем узнавать новое,
углублять знания)

3.
Самоопределение к деятельности

Знакомство
с учебником


Откройте учебник на стр. 4. Прочитайте название
раздела («Русский язык: прошлое и настоящее»)


Прочитайте, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе.


Прочитайте тему урока. («Где путь прямой, там не езди по кривой»)


Найдите к пословице слова, противоположные по значению. (Прямой – кривой)


По какому пути идти лучше? (По прямому. Он короче)


Как вы поняли пословицу? (Если есть простые решения, не нужно ничего усложнять)

4.
Работа по теме урока Упр. 1 (с.4 – 5)

(Выполняется
коллективно)

 —
Посмотрите на знак около этого задания. Что он обозначает? (Учимся наблюдать и
делать выводы)


Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Прочитать текст, сравнить выделенные
слова и сказать, чем они похожи) (Ученик читает текст)


Прочитатйте выделенные слова. Чем они похожи? (Придумывали небылицы, сочинял,
врут, обманываем, выдумываем, сказки рассказываем. Эти слова похожи тем, что
они обозначают – говорить неправду)


Прочитайте вторую часть задания. Объясните, что вы будете делать. (Запишем
выделенные слова и образуем от них однокоренные слова, которые называют
человека)


Выполните задание самостоятельно. Обратите внимание на образец выполнения.

(Проверка.
На доске записаны слова из текста. Учащиеся называют слова, которые они
составили).

Придумывали
небылицы – придумщик.

Сочинял
– сочинитель

Врут
– врун

Обманываем
– обманщик

Выдумываем
– выдумщик

Сказки
рассказываем – сказочник (или рассказчик)


Рассказ Николая Носова называется «Фантазёры». Образуйте глагол от этого слова
(Фантазировать)


Вы сказали, что в значении выделенных слов общим является «говорить неправду».
Всегда ли говорить неправду плохо? (Нет. В рассказе ребята выдумывают, сказки
рассказывают, это не плохо)

Если
бы не было фантазёров, то не было бы сказок, рассказов и многих интересных
книг.


А какие из написанных слов «плохие»? (Врать, обманывать).


Почему вы так думаете? (Когда люди врут, обманывают, они это делают ради личной
выгоды).


Какое из написанных слов можно использовать для названия рассказа? (Выдумщики)


Послушайте стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия»

В
моей Вообразилии,

В
моей Вообразилии

Болтают
с вами запросто

Настурции
и Лилии;

Умеют
львы косматые

Скакать
верхом на палочке,

 А
мраморные статуи

Сыграют
с вами в салочки!

Ура,
Вообразилия,

Моя 
Вообразилия!

У
всех кому захочется,

Там
вырастают крылья;

И
каждый обязательно

Становится
кудесником

Будь
он твоим ровесником

Или
моим ровесником!…

В
моей Вообразилии.

В
моей Вообразилии –

Там
царствует фантазия

Во
всем своем всесилии;

Там
все мечты сбываются

А
наши огорчения

Сейчас
же превращаются

В
смешные приключения!

В
мою Вообразилию

Попасть
совсем несложно:

Она
ведь исключительно

Удобно
расположена!

И
только тот, кто начисто

Лишен
воображения, —

Увы,
не знает, как войти

В
её расположение!…


Кто придумал Вообразилию: врун или выдумщик? (Придумал выдумщик. Он фантазирует
о том, чего нет на самом деле)


Какой вывод можно сделать из текста этого упражнения? (Неправда может быть
фантазией, и тогда она создает сказки и Вообразилию. А может быть ложью, и
тогда она приносит вред)

Рубрика
«Из истории языка и культуры» (с.5)


Прочитайте самостоятельно статью рубрики. Скажите, что
обозначало слово «врать» во времена А. С. Пушкина? (Говорить глупости, попусту
болтать)


С какой пословицей вы познакомились? Что она означает? («Не любо – не слушай, а
врать не мешай». Я буду выдумывать, говорить чепуху, а если ты не хочешь
слушать – уходи и не мешай слушать другим)


Прочитайте в Толковом словаре на с. 5 значение слова «россказни».
Назовите синоним к этому слову. (Выдумки)

Упр.2
(с.5) Трудное задание


Назовите синонимы к слову «правда» (Истина, честность)


Назовите антонимы к этому слову (Ложь, обман, неправда, вранье, вымысел,
небылица, …В словаре дано 20 антонимов)


Каких слов получилось больше? Почему? (Ложь бывает разной, а правда  — одна)

5.
Физминутка

Это
– правая рука,

Это
– левая рука.

Справа
– шумная дубрава,

Слева
– быстрая река.

Справа
– роща протянулась,

Слева
– чей – то огород…

А
когда я обернулась (Повернулись)

Стало
все наоборот

Слева
стала вдруг дубрава

Справа
– быстрая река…

Неужели
стала правой

Моя
левая рука?

6.
Закрепление изученного материала.  Упр. 3 (с. 5 – 6)

(Коллективная
работа)


Прочитайте задание. Найдите и прочитайте слова для справок.


Какими словами заполните пропуски? Прочитайте первое предложение. (Сказка –
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)


Прочитайте второе предложение. (Большая ложь начинается с маленького вранья)


Составьте и прочитайте следующее предложение. (Жить в обмане как в тумане)


Какое слово нужно вставить в диалог? (Неправда)


Запишите предложения.


Из записанных предложений прочитайте пословицы. (1,2,3)


В каком предложении вставленное слово употреблено в значении «выдумка»? (В 1)

Рубрика
«Из истории языка и культуры» (с.6)


Прочитайте самостоятельно статью рубрики.


Что обозначало слово «правый» у русских людей? (Правильный, справедливый,
честный)


Какое слово использовалось для обозначения направления? (Десный, от слова «десница»
— правая рука)


Какой антоним был у слова «правда»? (Кривда)

Упр.
4 (с. 6 – 8)

Работа
в парах.


Прочитайте задание. Договоритесь, кто из вас будет выполнять первое задание
(касающееся Правды), а кто второе (Кривды)

(Учитель
читает текст сказки)


Объясните значение слов

Чевствуют
— …..(оказывают почести, уважают)

Постылая
— … (вызывающая неприязнь, отвращение)

Заспесивилась
–… (загордилась, заважничала)

Увертка,
изворот –… (хитрость, уловка)

(Самостоятельное
выполнение задания. Проверка)

Правда

1.      Правда
чище красного солнца.

2.      Из
ясных очей приветом светит.

3.      Идет
прямо, как стрела.

4.      Покачала
головой и пошла

5.      В
увертки да извороты не пускается, много слов не раздает.

Кривда

1.     
Заслонила рукой глаза, прищурилась.

2.     
Ковыляет да пошатывается.

3.     
Говорит себе под нос.

4.     
Говорит сладким голоском

5.     
Подслеповатые очи.

6.     
Рассердилась, ощетинилась, закричала,
зашипела.


Составьте общий текст.

(Совместная
работа в паре. Проверка. Несколько учеников читают получившийся текст.)

Ответ

(Правда,
как солнышко светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, Правды боится.

Правда
прямо идет, как стрела, а Кривда ковыляет да пошатывается.

Правда
покачала головой и пошла, в увертки да извороты не пускается, много слов не
раздает, а Кривда рассердилась, ощетинилась, закричала, зашипела)


Почему так по – разному ведут себя Правда и Кривда? (Правда уверена в своей
правоте, ей доказывать ничего не нужно, а Кривде приходится постоянно
доказывать что – то, изворачиваться)


Какие пословицы произносит Правда? (Кривде за худым делом далеко не ходить.
Плохо тому, кто с Кривдой дружится. С Кривдой весь свет пройдешь, да назад не
вернешься. Ложь не живуча)


Прочитайте пословицы Кривды. (Правда как глянет в лицо, то словно горький дым
глаза ест. Без правды люди не живут, а маются. Соврешь – не помрешь)

7.
Рефлексия


Прочитайте тему урока. Как вы считаете, у кого путь прямой, у Правды или у
Кривды?

(Путь
прямой у Правды. Кривде приходится постоянно ковылять, пошатываться, поэтому
лучше говорить правду)

7.     
Подведение итогов урока.


Какие новые слова и понятия вы узнали на уроке? (Слова «врать» раньше
обозначало «говорить глупости», слово «россказни» — «выдумки», «небылицы».
Слово «правый» в давние времена обозначало «правильный, честный», а то, что
находится справа, — десный; десница – правая рука)


Какая пословица вам понравилась больше?


Какой вывод вы сделали для себя из сказки В. Даля?

Домашнее
задание


Найти по две пословицы о правде и о лжи.

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

среда, 23 июня 2021 г.

Ответы на вопросы учебника по теме «Считалки и небылицы» для 2 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 22-23.

1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.

Считалки используются в играх, чтобы выбрать водящего. Поэтому обладают чётким ритмом.

Считалка тоже является устным народным творчеством, но предназначена для выбора кого-либо. Чаще всего считалки используют в играх.

Считалки читаются отчетливо, каждое слово выговаривается отдельно. При этом указывается на одного человека.

1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?

Правильней всего будет заменить слово небылица словом выдумка.

Потому что фантазия не обязательно говорит о совершенно невозможных вещах, а сказка содержит элементы реальной жизни, какой-то урок.

2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?

Фантастичное в этой небылице следующее:

3. Что общего между считалкой и небылицей?

Эти жанры объединяет то, что написаны они стихами, короткие, придуманы народом. В них используются выдуманные сюжеты не из реальной жизни.

В небылице рассказывается о выдуманных вещах, о том, чего нет в реальном мире. В сказке тоже говорится о волшебстве, которого не существует. Животные в произведениях этих жанров ведут себя как люди.

Источник

Небылица и считалка: сравниваем жанры детского фольклора

Небылица и считалочка что общего

Художественная литература играет огромную роль в развитии ребёнка с раннего возраста. Причём это касается даже самых малых жанров, которые кажутся очень простыми: потешки, считалки, загадки. К подобным произведениям также относятся небылицы. Эти короткие истории отчасти схожи со считалками и так же чрезвычайно притягательны для детей.

Небылица как литературный жанр

Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.

Небылица и считалочка что общего

На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику

В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.

Зато несомненно особый вид сказочного творчества состав­ляют небылицы, т. е. рассказы о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д. На таких небылицах основаны всемирно известные рассказы о похож­дениях Мюнхгаузена, в значительной части восходящие к фольклору.

В. Пропп «Поэтика Фольклора»

https://studfiles.net/preview/1621582/

Сходства и отличия считалки и небылицы

Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:

Небылица и считалочка что общего

В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными

Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.

Однако необходимо выделить и существенные отличия:

Небылица и считалочка что общего

В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову

Значение небылиц для детского развития

Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:

Небылица и считалочка что общего

В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка

Примеры считалок

Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.

Небылица и считалочка что общего

С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить

Примеры небылиц

Основными действующими персонажами небылиц выступают как люди, так и разнообразные животные. Последние, как правило, являются главными героями русских народных нелепиц:

Небылица и считалочка что общего

Сюжет небылицы полностью вымышленный и до смешного абсурдный

Небылицы — прежде всего фольклорный жанр. Однако встречаются и литературные небылицы (часто они основаны на различных народных сюжетах). Ярким примером являются широко известные произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Чудо-дерево», а также Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

Небылица и считалочка что общего

«Путаница» К. Чуковского почти вся состоит из перевёртышей

Небылицы Виктора Полянских:

Видео: Виктор Полянских читает небылицы

Можно выделить и другие авторские небылицы:

Небылица и считалочка что общего

Школьникам вполне по силам придумать собственные небылицы и иллюстрации к ним

Много небылиц существует в английском и немецком фольклоре. Такие «бессмысленные» песенки стали известны маленьким русским читателям, в частности, благодаря переводам С. Маршака («Птицы в пироге», «В страну Джамблей» и др.) и К. Чуковского («Робин Бобин Барабек», «Скрюченная песня» и др.):

Небылица и считалочка что общего

Многие известные литературные небылицы являются переводами произведений зарубежного фольклора

Небылица С. Маршака «Птицы в пироге» является литературным переводом английского шуточного стихотворения для детей «Sing a song of six реnсе».

Источник

«Ехала деревня мимо мужика…»: русские народные небылицы для детей

Небылица и считалочка что общего

«Чепуха, чепуха, это просто враки!» Небылица (небывальщина, нелепица) — это малый жанр фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность.

Мы собрали 20 народных небылиц — коротких и подлиннее. Может быть, ваши школьники уже сочинили свою?

Небылица и считалка: сходства и различия

Что общего у небылицы и считалки:

Как придумать небылицу

В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:

Короткие небылицы в стихах

Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

Небылица и считалочка что общего

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.

Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

Небылица и считалочка что общего

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Небылица и считалочка что общего

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Небылица и считалочка что общего

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Источник

Что общего между считалкой и небылицей

Считалка и небылица очень похожи: в них могут быть вымышленные герои и события, которых в жизни может и не быть.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Небылицей является четверостишье «Ой ты, зоренька-зоря».

А остальные произведения – считалки.

Их следует читать чётко, обрывисто, в быстром темпе.

«Ой, люля, та-ра-ра!» стр. 23

1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?

2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?

Данное произведение содержит много фантастических моментов.

Например, в нём сказано, что на горе стоит гора, ворон обут в красные сапоги, он играет во трубу и рассказывает сказки.

3. Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой?

Считалка и небылица написаны в стихотворной форме, содержат юмористический сюжет, иронию.

Небылица, как и сказка, является произведением народного творчества, в ней присутствует фантастика, вымышленные герои.

Небылица и считалочка что общего

Художественная литература играет огромную роль в развитии ребёнка с раннего возраста. Причём это касается даже самых малых жанров, которые кажутся очень простыми: потешки, считалки, загадки. К подобным произведениям также относятся небылицы. Эти короткие истории отчасти схожи со считалками и так же чрезвычайно притягательны для детей.

Небылица как литературный жанр

Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.

Небылица и считалочка что общего

На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику

В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.

Сходства и отличия считалки и небылицы

Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:

Небылица и считалочка что общего

В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными

Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.

Однако необходимо выделить и существенные отличия:

Небылица и считалочка что общего

В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову

Значение небылиц для детского развития

Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:

Небылица и считалочка что общего

В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка

Примеры считалок

Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.

Небылица и считалочка что общего

С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить

Примеры небылиц

Основными действующими персонажами небылиц выступают как люди, так и разнообразные животные. Последние, как правило, являются главными героями русских народных нелепиц:

Небылица и считалочка что общего

Сюжет небылицы полностью вымышленный и до смешного абсурдный

Небылицы — прежде всего фольклорный жанр. Однако встречаются и литературные небылицы (часто они основаны на различных народных сюжетах). Ярким примером являются широко известные произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Чудо-дерево», а также Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

Небылица и считалочка что общего

В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:

Короткие небылицы в стихах

Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

Небылица и считалочка что общего

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.

Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

Небылица и считалочка что общего

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Небылица и считалочка что общего

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

Небылица и считалочка что общего

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Источник

Что общего между считалкой и небылицей?

Задание по литературе для 2 класса Что общего между считалкой и небылицей?

Небылица и считалочка что общего

И считалка, и небылица относятся к фольклору (роизведения устного народного творчества). Оба жанра чаще всего пишутся в стихотворной форме, имеют небольшие размеры и служат для развлечения, игры, поэтому в их основу берут что-то комическое. К тому же, и считалку и небылицу относят к малым жанрам сказочного фольклора.

Небылица и считалочка что общего

Ответы на печатную тетрадь по литературе за 2 класс можно найти на нескольких сайтах вот некоторые из них :

Небылица и считалочка что общего

Раз нужно придумать сказку про кошку и мышку, вернее ее конец, для 2 класса, то сделаем это в 3-5 предложений.

Название сказки «Хитрая мышка».

(После того как кошка схватила мышку. )

Мышка убежала в свою норку и думала, как сделать так, как было раньше: чтобы кошка больше не злилась и не хотела ее съесть, но вновь стала другом. Она забралась в погреб и прогрызла там большую дырку, чтобы кошка могла пролазить и съедать хозяйские запасы. Кошка наедалась всего, что находила вкусного, а когда вылазила с погреба, то вновь играла с мышкой, но уже только в сарае или на улице, чтобы хозяйка не слышала. Ох, и веселись они!

Небылица и считалочка что общего

Небылица и считалочка что общего

Название проекта: загадки о зиме.

Проект может быть выполнен как индивидуально, так и в парах или в группах.

Находим загадки о зиме про снег, мороз, виды спорта, которыми занимаются зимой, игры, в которые играют зимой.

Можно сделать презентацию, а можно выпустить газету к Новому году.

Вот примеры загадок про зиму:

Небылица и считалочка что общего

Небылица и считалочка что общего

Небылица и считалочка что общего

Небылица и считалочка что общего

Прежде всего подумаем о том, что же связывает небылицу и сказку.

В основе и небылицы и сказки лежит выдумка, фантазия. События, которые описаны в этих произведения невозможны в реальном мире.

Но если в небылице эта невозможность сразу бросается в глаза, то сказке хочется верить. Читая небылицу мы понимаем, что этого не может быть, потому что это не может быть никогда. Читая сказку мы думаем о том, что все это могло бы происходить, даже волшебство могло бы иметь место, потому что все описываемое вполне логично.

Небылица и считалочка что общего

Попробуем написать небольшую записку заболевшему другу для 2 класса.

Как ты себя чувствуешь? Мы все очень переживаем,что ты заболел и очень скучаем по тебе. Скорей выздоравливай и возвращайся в школу, а то здесь так много всего интересного!

Мишка опять не сделал уроки по математике, а его как раз вызвали к доске и он краснел перед всем классом, представляешь? А Ирочка сказала, что не будет ему помогать, потому что он плохо себя вел на ее дне рождения.

Марь Степановна начала новую тему по русскому языку, а ты ее пропускаешь. Так что заканчивай болеть, Егор, и приходи в школу.

Все ребята передают тебе привет, а вместе с ними и я.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Придумываем сказку по картинкам для детей младшего дошкольного возраста
  • Придумать фантастический рассказ о том что случилось бы на земле если бы исчезли все растения
  • Придумать сценарий сказки лиса и журавль
  • Придумать небольшой рассказ который бы заканчивался пословицей сердечное слово до сердца доходит
  • Придумать начало или продолжение 20 лет спустя рассказа а п чехова мальчики

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии