Прием фишбоун сказка о рыбаке и рыбке



Скачать материал

Методика «Фишбоун» в помощь развития личности младшего школьника.Подготовила:...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 236 человек из 57 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методика «Фишбоун» в помощь развития личности младшего школьника.Подготовила:...

    1 слайд

    Методика «Фишбоун» в помощь развития личности младшего школьника.
    Подготовила: Ледина Алевтина Анатольевна
    учитель нач. классов МБОУ «СОШ №46 г. Владивостока»

  • В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребенка. Все п...

    2 слайд

    В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребенка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребенка, сохраняясь в своих главных особенностях на все последующие годы, и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.

  • Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого процесс...

    3 слайд

    Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе жизнедеятельности.

  • Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэто...

    4 слайд

    Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Каору Исикава родился в 1915 году. В 1947 году стал ассистентом профессора в Токийском университете, а в 1960 — доктором в области инженерных наук и профессором. Награжден премией Деминга. Известность Каору Исикава принесли кружки качества и причинно-следственные диаграммы, которые теперь так и называются «диаграммы Исикавы».

  • Дидактические особенности технологии:направленность на формирование умений ра...

    5 слайд

    Дидактические особенности технологии:
    направленность на формирование умений работать в группе, графически оформлять текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию, ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
    возможность интеграции отдельных дисциплин;
    создание условий для вариативности и дифференциации;
    формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, самоутверждение.

  • Фишбоун
Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).

    6 слайд

    Фишбоун

    Диаграмма Ишикавы – диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).

  • Схемы модели фишбоунФакты, аргументыПроблемаВыводВыводФакты, аргументыПроблем...

    7 слайд

    Схемы модели фишбоун
    Факты, аргументы
    Проблема
    Вывод
    Вывод
    Факты, аргументы
    Проблема
    Причины
    Причины

  • ВыводФакты, аргументыПроблемаПричины

    8 слайд

    Вывод
    Факты, аргументы
    Проблема
    Причины

  • Технология работы со схемой фишбоунИндивидуальная работаПарная или групповая...

    9 слайд

    Технология работы со схемой фишбоун
    Индивидуальная работа
    Парная или групповая работа

  • .Жизнь разными поселениямиОбразование городовРазвитие промышленностиСтали жит...

    10 слайд

    .
    Жизнь разными поселениями
    Образование городов
    Развитие промышленности
    Стали жить рядом с производством
    Совместное производство
    Получение металла из горных пород

  • Хорошо быть морякомВырасту – стану морякомОни везде бываютИнтересная професси...

    11 слайд

    Хорошо быть моряком
    Вырасту – стану моряком
    Они везде бывают
    Интересная профессия
    Не отступают перед опасностью
    По упражнению 475 (5 класс)
    Они не боятся урагана, били фашистов

  • .Сила притяжения действует на все предметыГоры, опасное место для обитанияКам...

    12 слайд

    .
    Сила притяжения действует на все предметы
    Горы, опасное место для обитания
    Камни срывает с горы
    Землетрясение
    Снег, накопленный за зиму, сходит
    Лавина
    Земные толчки
    Камнепад

  • Давайте поработаем в группах и составим свои схемы «Фишбоун» по «Сказке о р...

    13 слайд

    Давайте поработаем в группах и составим свои схемы «Фишбоун» по «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. (стр. 32 – 40 уч. «Литературное чтение» авт. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева).

  • Хорошо повстречать золотую рыбкуЖадность - всякому горю начало.Получение элем...

    14 слайд

    Хорошо повстречать золотую рыбку
    Жадность — всякому горю начало.
    Получение элементарных вещей для жизни
    Владычица морская
    Благоприятные условия для жизни
    .
    Столбовая дворянка, вольная царица
    Лишение ранее полученного
    Корыто, изба

  • Использованная литература     Лебедева М., Агапонов С., Горюнова М., Костиков...

    15 слайд

    Использованная литература
    Лебедева М., Агапонов С., Горюнова М., Костиков А., Костикова Н., Никитина Л., Соколова Н., Степаненко Е., Фрадкин В., Шилова О. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. — БХВ-Петербург, 2010.- 336 с. РКМ. Информационный банк современного учителя. [Электронный ресурс]. URL.  h​t​t​p​:​/​/​k​m​s​p​b​.​n​a​r​o​d​.​r​u​/​p​o​s​o​b​i​e​/​p​r​i​e​m​.​h​t​m 

  • БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!!!

    17 слайд

    БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ!!!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 695 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Другие материалы

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тест «Сказка о царе Салтане…»

  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • Тема: Александр Сергеевич Пушкин
  • 13.02.2019
  • 603
  • 4

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» города Когалыма

(МАОУ «Средняя школа № 3»)

«Фишбоун» — как приём реализации технологии

критического мышления

на уроках литературного чтения.

Учитель начальных классов:

Магомедова Зарема Ашурбековна

г.Когалым, 2021

        Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникает из-за неумения ученика понимать прочитанное. Особенно это актуально в век новых технологий, когда важно не только уметь читать и ориентироваться в большом потоке информации, но и уметь анализировать её и использовать в жизни.

        Главные цели современного урока литературного чтения состоят в том, чтобы учащиеся смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, нашли нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути и смогли применить свои знания в практической жизни.

        Поэтому я начала искать способы «оживления» урока, стараясь разнообразить формы обучения, вводить в учебный процесс нестандартные оригинальные приёмы, для того, чтобы повысить интерес учащихся к усвоению учебного материала.

Я остановилась на одной из таких успешных педагогических технологий, как технология критического мышления, которая предлагает систему конкретных методических приёмов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач.

В своей педагогической деятельности   использую интересный методический приём – это прием «ФИШБОУН».

«Fishbone» — в переводе с английского языка «рыбная кость» или «скелет рыбы».

        Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы японским профессором Кауро Ишикава (Исикава) в середине 1960 – х  г.

  • Суть  приёма – через графический систематизатор в наглядной форме выявить и обсудить проблему.

Данный приём  направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.

  Графическое структурирование информации позволяет учителю:

— во-первых, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме урока, курсу.

— во-вторых, уменьшить объём информации, необходимой для запоминания, за счёт выделения ключевых понятий и логических связей между ними.

     Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек.

        В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. В хвосте фиксируем Вывод (ответ) по выдвинутой  проблеме.

        Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

        Возможно добавление  верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений.

 В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. С применением технических средств ее можно сделать в цвете.

Формы работы.

Фронтальная. Схема Фишбоун заранее раздается ученикам (или зарисовываем в тетради). В ходе изучения нового материала вместе с детьми заполняем шаблон. При необходимости я корректирую высказывания детей, помогаю сформулировать суждение.

         Индивидуальная работа. У всех детей одинаковый текст. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске.

        Групповая или парная работа.

Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. Главная идея обучения в команде – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы, В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

На практике я убедилась, что фишбоун эффективнее всего применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему.  

Так например в  курсе «Литературного чтения» по программе УМК Школа России Л.Ф. Климановой есть тема: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» на уроке обобщения и систематизации знаний  по произведению была  организована групповая форма работы, в ходе которой детям было предложено ответить на поставленный проблемный вопрос «Хорошо ли повстречать золотую рыбку?»  В течении определенного времени дети обсуждали и заполняли схему Фишбоун. По истечении времени происходил обмен информацией между группами. На основе мнений мы заполнили общую схему Фишбоун, которую дети вклеивают к себе в тетрадь. Совместно мы пришли к выводу, что «Жадность всякому горю начало».

Во время изучения произведения К.И.Чуковского «Федорино горе», мы давали характеристику главной героини и  были озадачены вопросом, а «Зависит ли здоровье от чистоты?» подтверждение этому находили  доказывающие факты в тексте. Обобщали и заполняли схему «Фишбоун». Здесь была организована фронтальная форма работы. Каждый высказывал свое мнение, предположение. На доске составили общую схему. И пришли к выводу, что «Чистота залог здоровья!».

Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что прием

  • «Фишбоун» — универсальный приём технологии критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа.

        Учащиеся, овладевающие приёмом «Фишбоун», приобретают такие метапредметные компетенции как:

  1. Критическое мышление;
  2. Взаимодействие в группах;
  3. Планирование и осуществление исследовательской деятельности;
  4. Истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
  5. Осознанное чтение вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

Этот приём хорош ещё  и тем, что на уроке создаётся психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. Создаёт в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Статья описывает прием фишбоун: как он работает, технологию и место применения.

Помимо того, что прием помогает усваивать материал по гуманитарным предметам, он еще и развивает критическое мышление. Человек с таким мышлением умеет анализировать информацию. Находит глубинные связи. Делает правильные, обоснованные выборы. Получает нужные результаты. К этому и стремимся.

Прием фишбоун что это?

Прием «Фишбоун» — это графическое представление информации. Оно позволяет образно показать, как мы анализируем явления. Подсказывает как нужно расположить информацию, чтобы увидеть правильный ответ.

Фишбоун — англ. «рыбья кость», «рыбий скелет»

Автор приема японский учёный Каору Исикавы, крупнейший специалист в области управления качеством. Без сильного критического мышления здесь не обойтись. Диаграмма «Фишбоун» — плод его опыта.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

С помощью приема «Фишбоун» ребенок учится:
• Понимать, где причина, а где следствие.
• Находить множество причин проблемы.
• Доказывать свою или авторскую точку зрения
• Презентовать результаты исследования интересно
• Высказывать свои мысли поступательно-логично, от главного к второстепенному

Из чего состоит схема «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» имеет древовидную структуру и включает в себя 4 блока: голова рыбы, позвоночник — он делится на 2 части и хвост.

Голова. Здесь располагают проблему, вопрос или тему, которые подлежат анализу.

Позвоночник. Основа диаграммы – позвоночник рыбы. Он же связующее звено между головой и хвостом. Позвоночник делят на 2 части по ребрам. Если расположение схемы горизонтальное, то части верхняя и нижняя. Если расположение схемы вертикальное, то части левая и правая.

На позвоночнике размещают причины, которые привели к проблеме или основные понятия темы. А также факты, которые разъясняют суть понятий или подтверждают наличие причин.

  1. На верхних ребрах пишут причины. Наиболее важные — ближе к голове.
  2. На нижних ребрах — аргументы и факты из изучаемых текстов и/или других источников. Для некоторых причин может не быть подтверждающих фактов. Тогда некоторые нижние ребра останутся пустыми.

Есть схемы, где ребра имеют подпункты.

skhema_fishboun

Хвост. Здесь самое главное: выводы, ответ на вопрос, то, ради чего составлялась диаграмма «Фишбоун».

Результаты применения приема «Фишбоун»

  • Наглядная структура. Представление информации в удобной форме.
  • Новые идеи для решения проблем.
  • Понимание, где есть пробелы в знаниях. Там, где причины не ветвятся или ветвятся слабо, там не хватает знаний. Характерно для схем с подпунктами.
  • Сокращение большого объема информации до компактной схемы

Правда у приема есть ограничения: 5-10 главных причин. Иначе объять одним кадром не получится. Потеряется наглядность связей.

Способ 1. Причины – факты. Базовый способ

В голову схемы размещаем проблему, вопрос.

Сверху на косточках позвоночника перечисляем причины возникновения этой проблемы. Затем их располагаем по степени значимости. Чем важнее для проблемы, тем ближе к голове.

Снизу на косточках пишем факты из текста: это может быть цитата или смысл своими словами, которые демонстрируют эту причину.

И в хвосте вывод. Он отвечает на вопрос: «Почему произошло…?» Здесь надо указать найденные взаимосвязи, либо как устранить причины для решения проблем.

Получается исследование на тему. Активное изучение и анализ проблемы.

Способ 2. Качества

В голове рыбы размещаем проблему.

Сверху на косточках записываем те качества персонажа, которые повлияли на появление или решение этой проблемы.

Снизу на ребрах размещаем цитаты из текста или факты своими словами, подтверждающие эти качества.

В хвосте выводы: какие качества личности повлияли на проблему или другие важные связи.

Как можно применить прием «Фишбоун» на примере произведения Э.Хогарта «Мафин и паук» из программы 2го класса по литературному чтению.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

В данном случае выявили взаимосвязь между желанием → качествами персонажа → действием. Именно наличие таких качеств определили характер действий. А уже действия привели к освобождению паука от колдовства.

Такой анализ формирует понимание смысла произведения, что хотел сказать автор. И этот пример ребенок будет помнить долго и даже использовать в своей жизни.

Без анализа — это просто смутное очертание сюжетной линии, которая быстро забудется.

Способ 3. Снежный ком

В голове схемы проблема.

На верхних косточках, начиная от головы, пишем событие, которое послужило точкой отсчета, началом появления этой проблемы. Событие, которое повлекло другие события. Они, как снежный ком, нагнетают и увеличивают масштаб проблемы.

Нижние косточки фактами подтверждают все большую сложность ситуации.

В хвосте вывод: где нужно было остановиться и изменить ход вещей. Или что нужно исправить, чтобы не было того, первого тревожного звоночка. Или вывод, содержащий ответ на вопрос в голове.

Яркий пример этой сехмы — произведение А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» из программы 2го класса по литературному чтению.

priem_fishboun_skazka_o_rybake

Вывод, который мы сделали можно обсуждать применимо и к реальной жизни. Люди обычно тоже хотят все больше и больше. Возможно, чтобы не остаться у разбитого корыта нужно радоваться исполнению желаний, а не злиться пуще прежнего, как старуха.

А есть ли вообще в жизни золотая рыбка? Случалось ли вам попросить и желание исполнилось?

fishboun_zolotaya_rybka

Способ 4. Перекресток мнений

В голову рыбы помещаем проблемный вопрос.

Слева на ребрах пишем персонажей, которые имеют разные взгляды на этот вопрос.

Справа – цитатой или своими словами раскрываем содержание этих взглядов.

В хвосте ставим вывод, который демонстрирует, что на одни и те же вещи можно смотреть по-разному. Чья точка зрения получила дальнейшее развитие и к чему привела. Становится наглядны причины поведения персонажей.

В качестве примера применения приема «Фишбоун» показана статья о племени масаи в Африке. Они нарушили ожидания государства о стабильной численности и развитии туризма. Вместо этого племя в несколько раз увеличилось в размерах. И это проблема.

priem_fishboun_perekrestok_mnenij

Три разные группы по-разному видят свои проблемы, но нужно находить решение, чтобы оно не было в ущерб друг другу.

Способ 5. Сравнительная схема

Такую схему делать лучше в вертикальном формате. Так привычнее сравнивать. Это напоминает задания на поиск различий на картинках, который дети делают уже с раннего возраста.

В голову схемы ставим вопрос типа: Чем отличается…? Что подходит больше для решения данного вопроса?

Слева — значения характеристик одного объекта.

Справа — значения тех же характеристик другого объекта.

Вывод в хвосте — краткий ответ на поставленный вопрос в голове рыбы.

Способ 6. Помощь – помеха

В голове рыбы обозначаем вопрос или тему для анализа.

С правой стороны перечисляем факторы, которые помогают решить вопрос или раскрывают чем эта тема помогает.

С левой — записываем то, что мешает решить проблему или чем сам предмет изучения мешает.

В хвосте делаем вывод. Например, возможно ли устранить помехи или усилить помощь.

Вот пример разбора темы «Притяжение» по Окружающему миру 2 кл.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Сама постановка вопроса связана с опытом ребенка. Он анализирует свой опыт, выделяет те ситуации, в которых было взаимодействие с силой притяжения из общего потока деятельности. Когда он отвечает на него, понимание явления приходит еще больше.

Можно сделать и другой вывод: ситуаций, когда притяжение помогает гораздо больше, чем когда мешает.

У приема есть полезное свойство — одна и та же схема стимулирует появление разных новых идей.

Способ 7. Схема для больших текстов

Использование приема «Фишбоун» возможно как для работы с небольшими текстами, так и значительными массивами информации. В таком случае, на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить существование тех или иных причин.

Схема в таком случае будет представлять в буквальном смысле рыбий скелет – остов предстоящего исследования, векторы для изучения. Где слово — это отправная точка для разворачивания причин и следствий.

Такую дальнейшую работу по теме можно продолжить, применяя другой прием, например, кластер, углубляя и расширяя знания по теме.

Прием «Фишбоун» и технология развития критического мышления

Прием можно использовать на любом этапе технологии критического мышления.

Этап 1. Вызов

На этом этапе ребенок выписывает на диаграмму «Фишбоун» ключевые понятия, причины, которые он уже знает по заданному вопросу. Так он актуализирует знания, подготавливает почву для получения новой информации.

stadiya_vyzov

Этап 2. Осмысление

На стадии получения и осмысления новой информации он вносит изменения в схему. Если же схему применяет только на этой стадии, то составляет ее с нуля учитывая полученные знания. По одному из вышесказанных способов.

stadiya_osmysleniya

Этап 3. Рефлексия

Присвоение новой информации с помощью практического применения материала. С помощью обсуждения полученного вывода.

Изменение имеющихся представлений, если они были неверными. Переписывание их в общую систему знаний, которая у ребенка уже есть.

stadiya_refleksii

Прием «Фишбоун» как инструмент развития критического мышления помогает:

  • Установить причинно-следственные связи
  • Выделить главные смыслы из всего объема
  • Оценить достоверность информации
  • Сделать обоснованный вывод

Какие навыки развивает прием «Фишбоун»

Формулировать проблему. Известно, что умение правильно сформулировать вопрос, это 50% успеха в поиске ответа. Процесс обучения, к которому мы привыкли, построен на вопросах к ученику. Сам ученик вопросов задает все меньше и меньше.
Прием «Фишбоун» предполагает наличие проблемы. Чаще ее дают готовой.

Если ученик поставит проблему/вопрос сам, то его познавательный интерес вырастет в разы. Самое простое — задать вопрос к заголовку текста, теме параграфа.

Выделять главное в тексте. Этот навык – один из ключевых в работе с информацией. Сама схема заставляет ребенка искать ответ для ее заполнения. Если в ней нужно указать причины возникновения проблемы, значит ищем причины. Они и есть главное.

После того, как причины визуально представлены, еще раз смотрим на них и понимаем действительно ли это те самые причины.

Если в схеме нужно указать качества личности, значит качества в данном случае являются главным. Значит исследование материала будет нацелено на сбор качеств.

Делать выводы, обобщать итоги исследования. Этот навык тоже требует тренировки. Можно найти много информации и не суметь собрать из кусочков единую мысль. А значит и использовать в дальнейшем будет нечего.

Записывать кратко. Находить емкие слова. Вытаскивать скелет из текста.

Чем меньше запишешь, тем меньше учить

эксперт по технологиям обучения, Н. Ягодкин

Точно. Конечно, это малое количество слов должно содержать основные связи.

Примеры применения приема «Фишбоун»

Написание сочинения

Как схема фишбоун помогает написать сочинение?

  1. Она концентрирует внимание на одной проблеме, а не плавает от одной мысли к другой.
  2. Причины возникновения проблемы представлены в одном месте. Такая наглядность позволяет посмотреть на проблему шире и глубже.
  3. Схема показывает логическую ошибку, если пример неправильно привязан к причине. А сама причина не для указанной проблемы.
  4. В результате вывод естественно вытекает из вышеизложенной информации, а не надуманный.
  5. В отличие от плана сочинения, фишбоун выстраивает такую структуру, где содержание становится логичным, последовательным и понятным.

Например, сочинение-рассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?» По тексту В.К. Железникова.

fishboun_napisanie_sochineniya

Освоение литературного произведения

Литературное произведение как и событие в истории интересны своим сюжетом. Мы погружаемся в другой мир. А некоторые, как натуры увлекающиеся, ставят себя на место героев.

Автор же, когда пишет историю, хочет донести идею. Идею, которая отражает частичку реальности. История = образ идеи. Автор выражает историей как устроен мир. Реальный. Как он сам думает или чувствует.

Анализ, разложение текста на детали приемом «Фишбоун» выводит нас из плена сюжета. Помогает посмотреть со стороны и понять главные идеи.

Возможно, это лишь наша интерпретация авторской позиции. Лучше писателя никто не знает, что он хотел сказать. Но это нисколько не умаляет значения выводов, которые делает ребенок, пусть и далеких от авторских. Вывод, это уже собственный продукт исследователя.

Опорный конспект

Опорный конспект по схеме «Фишбоун» можно применять при изучении любого гуманитарного предмета. Это может быть литературное произведение или тема по истории, географии или окружающему миру.

Такой конспект наглядный. В нем легко ориентироваться.

Таких конспектов можно составить несколько на параграф, в зависимости от того, сколько есть проблемных вопросов в учебном материале.

Вот пример конспекта на тему по истории «Древнее Двуречье». В основе базовый способ составления: причины — факты.

Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы


Выводы:

  1. Прием «Фишбоун» как и настоящий скелет рыбы помогает прошить текст от начала до конца одной идеей.
  2. Он помогает увидеть связи, как внутри отдельного персонажа или события, так и между разными действующими лицами и явлениями.
  3. Это один из ведущих способов анализа информации, его популярность в мире взрослых доказывает его эффективность.
  4. Наглядность и акцент на главном позволяют сделать правильные выводы. Найти новые решения проблемы. Раскрыть тему.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Проанализируйте текст. Используйте для этого прием «Фишбоун». Можно взять любой из способов составления схемы. Поставьте вопрос и сделайте вывод. Обоснуйте его теми факторами, которые выписаны в теле рыбы. Успехов!


Прием фишбоун: зачем он нужен и 7 способов составления схемы

Автор: Колодий Лилия Николаевна

учитель-логопед

Орлова Ирина Михайловна

учитель начальных классов МБОУ “СШ №38” г. Норильск, Красноярский край

Семинар – практикум по теме: Эффективные методы и приемы по формированию личностной саморегуляции на уроках в начальной школе.

Семинар – практикум

По теме: Эффективные методы и приемы по формированию личностной саморегуляции на уроках в начальной школе.

ЦЕЛЬ: показать, как  можно применять на практике новые технологии, 

              эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе.

ЗАДАЧИ:  

  • передача продуктивных способов работы на уроках в начальной школе путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка  методических  подходов  и приёмов решения поставленной в программе семинара-практикума  проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками семинара-практикума .

ФОРМА:  Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.

  1. Приветствие. Вступительное слово.(Слайд 1)

“Обмен настроением”. (СЛАЙД 2)

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Какое у вас сегодня настроение?

(на партах лежат “Словарики настроений”. Учителя находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
 Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего семинара новых открытий.
– А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
 Моё настроение приподнятое. Я люблю учиться, мы всегда такие интересные задания выполняем.
 А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

– Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. 

– У меня сегодня таинственное и радостное настроение.

Сегодня мы хотим  поговорить о применении эффективных методов и приёмов формирования саморегуляции, и показать как грамотно и целесообразно их можно использовать на уроках.

2.Основное содержание.

Уже никому не нужно доказывать, что у  школьника с устойчивой мотивацией к учению будет повышаться качество знаний. Эту аксиому очень точно отражают слова Владимира Борисова: «Ничему не  научишь человека, не научив его хотеть». (Слайд 3)

Задача педагога пробудить эти мотивы, вызвать ученика на диалог, но, не вынуждая, а чтобы это была инициатива с его стороны, его желание поучаствовать в процессе.

Инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление человеком своей активности, его включение в тот или иной вид деятельности по собственной воле.

Чтобы повысить мотивацию школьника, педагог должен разнообразить формы работы на различных этапах уроков.  Помимо традиционных приемов и методов работы, которыми вы все владеете, мы предлагаем вам познакомиться с активными методами и приемами, которые мы используем в своей практике.  Они помогают нам  повысить качество обучения. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает их активность, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет формирование лидерских качеств личности, формируется саморегуляция.

Эти приемы  позволяют так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». 

Почему одни люди пишут с ошибками, а другие нет? Почему у одних в школе по русскому языку была тройка, а у других пятерка?

Кто-то скажет: дело в способностях, воспитании, генах…- может быть!

Возможно. Что одни люди используют стратегии правописания, а другие нет.

Я хочу познакомить вас с методом Булановской « Взаимный диктант».

Цели:

  • обучение учащихся умениям грамотно писать на разных предметах: родной язык, литература, математика и т. п.;
  • формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений;
  • развитие интереса к предмету;
  • освобождение учителя от рутинной работы по проверке тетрадей.

Инсценировка «взаимный диктант» может использоваться как в начальных классах в послебуквенный период, так и с некоторыми изменениями ее можно применять и в старших классах.

Методика включает в себя обязательный подготовительный этап.

Готовятся разные тексты диктантов. Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. Сложность текстов зависит от подготовленности класса. Текст для диктанта должен быть кратким: 12-15 слов в первом классе,15-20 слов во втором классе, 20-30 слов в третьем классе, не более 35 слов в четвертом классе.

Основной этап включает в себя работу учащихся.

Алгоритм работы

  1. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает свой текст про себя.
  2. В момент чтения и после того, как все прочитали тексты, педагог отвечает на вопросы учащихся.
  3. Все учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учащихся читает первое предложение текста своей карточки вслух. (Так, как диктует педагог).
  4. Учащийся, который слушал (2-й учащийся), пишет под диктовку это предложение в своей тетради.
  5. Происходит смена ролей в парах. Тот, кто писал, диктует свой текст, а другой пишет под его диктовку.
  6. После окончания диктанта учащиеся обмениваются своими тетрадями и без карточек проверяют написанное. Ошибки исправляют зелёной пастой.
  7. Учащиеся по карточкам проверяют диктанты своих товарищей. Исправления делают красной пастой.
  8. Совместная проверка вначале одного диктанта, затем второго.
  9. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками
  10. Ученики берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят в тетради свою подпись. Те, кто написали должны встпть и обменяться с другой парой.

По мере перехода детей из класса в класс диктанты можно усложнять. Например. Предложить тексты с пропущенными буквами.

Этот метод дает возможность развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, дети повторяют орфограммы.

(Показ видеозаписи взаимных диктантов)

Современному учителю необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из успешных педагогических технологий является технологии критического мышления, суть которой заключается в том, чтобы развивать у обучающихся умения чётко мыслить, структурировать и корректно интерпретировать информацию.

 «Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам».

Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Цель этой технологии :

  • Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.
  • Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

В основе этой технологии  лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: 

  • Фаза вызова 
  • Фаза реализации смысла (осмысление)
  • Фаза рефлексии 

Технологические приёмы в рамках этой технологии: (Слайд 5)

Метод «Фишбоун» (рыбий скелет);

Верные и неверные высказывания; 

Инсерт;

Чтение с остановками;

Логические цепочки;

Бортовой журнал;

Дерево предсказаний;

Кубик  Блума

Толстые и тонкие вопросы;

Синквейн;

Шесть шляп мышления.

Первая стадия – вызов.

Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм. 

   Одним из приёмов технологии развития критического мышления являются

Метод “Фишбоун” (Рыбий скелет) . (Слайд 6)

На уроке необходимо вооружить ребёнка не только знаниями, но и приёмами работы с информацией — в частности, умением ставить и решать те или иные задачи. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя приём «фишбоун».

Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Составление схемы Фишбоун

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Применение метода Фишбоун на уроке

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Формы работы на уроке

  • Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
  • Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
  • Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
  • Пример.
  • Русский язык:
  • · голова – орфограммы – гласные буквы
  • · верхние косточки – проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные
  • · нижние косточки – морфема, правило
  • · хвост – знать условия выбора буквы.
  • – Обратимся к его стихотворению «Вечер» (1909 г.) (распечатки)

 Проанализировать стихотворение, применяя стратегию «Фишбоун».

  • I гр. – выйти к проблеме
  • II гр. – попробует определить предположения, гипотезы
  • III гр. – работает над поисками аргументов
  • IV гр. – приведет нас к выводу!
  • (на листах записываем мысли)
  • (Работа в группах)
  • Представление работы!
  • * Счастье – по Бунину – полное слияние с природой.
  • Доступно тем, кто проник в её тайны.
  • Кстати, И.А. Бунин относил себя к числу счастливых людей.
  • – Почему ст – е называется «Вечер», а не «Счастье»

Вторая  стадия – осмысление

На 2 стадии  можно применить приём «Верные и неверные утверждения». Детям (каждому) либо паре( работа в паре) можно выдать текст для чтения, содержащий новые сведения об авторе ( Крылове И.А.). Затем на экране появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек : да, согласен – зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки.( Слова ДА и НЕТ появляются по щелчку мыши).(Слайд 10)

  1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. Да   
  2. Он родился в городе Самаре. нет
  3. Его семья жила бедно. да
  4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да
  5. Он работал продавцом. нет
  6. Крылов выучил несколько языков. да
  7. Он начал писать в 16 лет. нет
  8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками. да
  9. В первой книге Крылова  были рассказы. нет
  10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю. Да

Проиграть с учителями

Например, в начале изучения темы «Углы» во 2 класс предлагаю учащимся поиграть в игру «Верю – не верю»: Прошу установить, верны ли утверждения:

  • Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом. 
  • Угол – это геометрическая фигура.
  • Угол состоит из двух пресекающихся прямых. 
  • Бывают углы остроумные и тупые.
  • Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.
  • Равные углы – это те, у которых равны стороны. 
  • Бывает угол прямой.
  • Угол может быть тощим. 
  • Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

Затем прошу учеников обосновать свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст учебника, практическая работа, электронное приложение) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Третья стадия – рефлексия

      Прием «синквейн» ( Слайд 11)

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

 Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения. 

Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу),  позволяет почувствовать себя творцом. Этот приём можно использовать на этапе рефлексии, как творческую работу.

Правила написания синквейна: (Слайд 12)

  В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.

Обратимся вновь к примерам.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаю определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

    • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
    • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
    • Описание действия. Учит, помогает, воспитывает.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме.   Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово — синоним. Волшебство.
  • – Предлагаем составить синквейн
  • Чтение
  •  Осознанное, вдумчивое
  • Развивает, обогащает, информирует
  • Неотъемлемый компонент читательской грамотности.
  • Знание

Прием «Уголки»(Слайд 15)

      Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

       “Кубик Блума” прием технологии критического мышления,(Слайд 16)

разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.           

    Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или “таксономия”, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками “Знаю”, “Творю” и “Умею”. То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: 

  • Назови.           
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»: 

А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;

Б) беседа по содержанию сказки;

В) «кубик Блума»:   

НАЗОВИ              главных героев сказки

ПОЧЕМУ            старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ              старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ       как поступить старухе  после того, как она опять осталась 

                               у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ       имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ        какие чувства у тебя вызывает  старик?

Приём «Логическая цепочка» (Слайд 17)

Известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод “Логические цепочки” можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель. 

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом. Можно использовать на стадии осмысления. При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране ( ИКТ технология), либо  выдаётся детям на распечатанных листах.(Слайд 18).

Выстраивается следующая логическая цепочка  (Москва – книжка – бабушка и няня – 5 сказок).(Слайд 19)

  После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. 

Использовать  этот  приём  помогает  ИОС (Информационно образовательная  среда). 

Сайт https://learningapps.org/ ( Рассказать о возможностях сайта).(Слайд  20)Приём   «Шесть шляп мышления» или « Шляпы де Боно»(Слайд 21)

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп».

Весь класс делится на шесть групп ( Можно на 2-4 группы). Каждой группе вверяется одна из шести шляп.  Каждой группе предлагается высказать свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. 

Приём «Шляпы де Боно» на уроке литературного чтения в УМК «Планета знаний» по теме Л. Толстой «Лев и собачка» 3 класс.
-На доске вы видите изображение шляп, имеющие разные цвета. У каждой шляпы есть своё название, а также вопрос. Продолжаем нашу работу по группам. 1 группа будет представлять льва, 2 группа- собаку.
«Белая шляпа – факты»: соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки. (1 группа: царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам.
2 группа: жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла.)
«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста. Лев – видя собачку в клетке. Собака, попадая в клетку ко льву.
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака. (1 группа: у царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить.2 группа: обрела друга.)
«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
«Зелёная шляпа – творчество»: ответьте какие качества  герой  смог сохранить в себе. Подтвердите слова из текста. (1 группа: лев смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.
2 группа: собака сохранила в себе верность, чувство благодарности.)
«Синяя шляпа – жизненный урок». ответит на вопрос: чему тебя научил данный рассказ.
    Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся  более  восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.

  1. Подведение итогов мастер-класса. ( Слайд 22)

        У каждой методики есть свои плюсы и минусы. 

 +   Активные методы обучения помогают:

  •  развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, 
  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  •   развивать интерес к предмету,
  •  позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. 

 –  Активные методы обучения имеют недостатки

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

  • не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

 Приведенные мною  методы – лишь малая часть  известных на сегодняшний день методов обучения. Надеюсь, мой мастер-класс был вам полезен.

– Спасибо за внимание! (Слайд 22)

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад к мастер-классу Использование приёмов критического мышления при анализе литературного произведения А.С.Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке.

Содержание

  • 1.

    Презентация к мастер-классу Использование приёмов критического мышления при анализе литературного произведения А.С.Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке.

  • 2.

    Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического

  • 3.

    Вольтер: Человек создан для действия.

  • 4.

    Критическое мышление — это умелое мышление, направленное

  • 5.

    Слайд 5

  • 6.

    Мастер-класс «Использование приёмов критического мышления при анализе литературного произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

  • 7.

    «Fishbone» «ФИШБОУН»

  • 8.

    1 группа: Взаимоотношения главных героев в сказке

  • 9.

    Слайд 9

  • 10.

    Галилео Галилей: Вы не можете

  • 11.

    Быть учителем непросто, но три главных кита

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе. Задачи:-актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу,-представить опыт использования некоторых приёмов ТРКМ-обсудить особенности реализации технологии

Слайд 1Кашапова Золфия Сенетулловна

учитель начальных классов МАОУ «СОШ №51» г.Набережные Челны РТ

Кашапова Золфия Сенетулловна учитель начальных классов МАОУ «СОШ №51» г.Набережные Челны РТ


Слайд 2Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации

активной и эффективной деятельности в учебном процессе.

Задачи:
-актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу,
-представить опыт использования некоторых приёмов ТРКМ
-обсудить особенности реализации технологии на разных предметах и мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности в учебном


Слайд 3Вольтер:

Человек создан для действия.

Не действовать и не существовать для человека

— одно и то же.

Вольтер:   Человек создан для действия.  Не действовать и не существовать для человека - одно


Слайд 4Критическое мышление — это умелое мышление, направленное на поиск смысла в

действии (а мы с вами знаем: человек создан для действия): как рассудить и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений. Порой — это умение отказаться от собственных предубеждений.
Критическое мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности при решении проблем.

Критическое мышление - это умелое мышление, направленное на поиск смысла в действии (а мы с вами знаем:


Слайд 6Мастер-класс
«Использование приёмов критического мышления при анализе литературного произведения А.С.Пушкина «Сказка

о рыбаке и рыбке».

Мастер-класс «Использование приёмов критического мышления при анализе литературного произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


Слайд 81 группа: Взаимоотношения главных героев в сказке — это голова на

схеме. На верхней «косточке» вы описываете поведение старика и старухи, а на нижней — ответ рыбки и окружающей природы. Хвост на схеме должен показать, как относится к героям А.С.Пушкин?;

2 группа: Какой была старуха. На верхней «косточке» вы описываете действия старухи, а на нижней — изменение ее характера. Хвост — какие чувства она вызывает?

3 группа: Какой был старик. Верхняя косточка: его поступки, нижняя косточка — отношение к старухе, хвост — какие чувства он вызывает?

1 группа: Взаимоотношения главных героев в сказке - это голова на схеме. На верхней


Слайд 10
Галилео Галилей:

Вы не можете научить человека чему-нибудь;
вы можете только

помочь ему понять это самому.

Галилео Галилей:  Вы не можете научить человека чему-нибудь;  вы можете только 	помочь ему понять


Слайд 11Быть учителем непросто, но три главных кита в нашей жизни никто

не отменял:
счастье,
любовь,
-вера.
Пусть они всегда живут в ваших сердцах!

Быть учителем непросто, но три главных кита в нашей жизни никто не отменял:счастье, любовь, -вера. Пусть они


  • Признавать свои ошибки это сочинение
  • Прием троекратного повторения в сказке царевна лягушка
  • Призирать сироту как пишется правильно
  • Прием сочинения характерный для 1 композитора
  • Призирать сирот как пишется