Приемы олицетворения в сказке русалочка андерсена

logo

  • Художественые средства в сказке русалочка

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • istoriya
    История

    1 минута назад

    Реформы Швеции История помогите плиз

  • algebra
    Алгебра

    1 минута назад

    Фотка снизу↓↓↓↓
    ////Очень надо это все решить///

  • matematika
    Математика

    1 минута назад

    помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    1 минута назад

    2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 минут назад

    Если тебя бьют в чёрную в пионерском лагере как стать крутым?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    5 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тищенко
О.Н

учитель
начальных классов.

4
«Д» класс

Тема: Обобщающий
урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Класс: 4
« Д»

Тип
урока: 
Урок
обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, с применением
стратегий КМ.

Задача: Развивать способности и навыки
применения новых технологий.

Приемы
обучения: 1.
организация
труда

2.фронтальная работа

3. индивидуальная работа

4. демонстрация наглядных
пособий

5. викторина

Оборудование: Портрет сказочника

Рисунки-наглядности
по сказке

Карточка
с пословицей.

писателя,
рисунки фотографии.

Цели:
1. 
Обобщить и
систематизировать знания учащихся по сказке

Ганса
Христиана Андерсена « Русалочка»

2. Совершенствовать навык
беглого, правильного, осознанного

выразительного
чтения, развивать монологическую речь, её

содержательность,
последовательность, точность,

выразительность,
умение высказывать свои мысли, обогащать

словарный
запас.

3. Развивать умение
классифицировать факты, делать

обобщающие
выводы, составлять характеристику главных

действующих
лиц.

4.Воспитывать чувство
самоотверженной сердечной

привязанности
к людям, готовность прийти на помощь,

положительные
качества, любовь и уважение к окружающим;

интерес
к предмету

Ход
урока

Организовать
момент.

Поздоровались
с гостями

Улыбнулись
друг другу.

Настроение
у нас хорошее

Приступим
к уроку.

Прозвенел
и смолк звонок

Начинаем
наш урок.

Мы за
парты дружно сели,

Друг на
друга посмотрели.

Пожелай
успех глазами.

И
вперёд, вперёд за знаньями.

1.    
Какое
произведение мы проходили на прошлом уроке?

2.    
Эта сказка
народная или авторская?

3.    
Кто автор
сказки?

4.    
Где родился
писатель? (карта, данные)

5.    
В каком
году?

6.    
Сколько лет
прожил сказочник?(70л)

3. Повторение изученного материала

2) Проверка домашнего материала

Информация о писателе (Из каждой группы по
одному человеку)

— Вспомните, что вы знаете оХансКристиан
Андерсене, поделитесь друг с другом в группах.

 Группа учеников рассказывает о Гансе
Христиане Андерсене.

Сегодня мы обобщаем знания по данному
произведению и раскроем тему добра и любви в сказке.Вкл. Аудио запись (Шум
моря)настроение создает нам эта музыка?

Сегодня мы продолжим работу с нашей
сказкой.Итак, в 1837 году Г.Х.андерсен пишет сказку «Русалочка».Позже в
королевском театре ставится спектакль по произведению, а в 19139 году
появляется памятник русалочке, которая тала символом Дании.Юная русалочка сидит
на камне и печально смотрит на море. Кому, как не ей не знать, какое оно ….

Х.К.Андерсен
писал сказки, одна из его сказок «Русалочка».

Какая
тема сказки?( любовь)

Добрые
сказки вы помните с детства

Хочу
чтобы сказки любили вы

Чтобы
подкрались к самому сердцу

И
зарадили зерно доброты и любви.

Выберем девиз нашего урока из предложенных
пословиц в

Р.т.87. зад.4 Прочитайте пословицы и
поговорки, выберете одну из них, наиболее подходящую к нашему уроку . Обоснуйте
свой выбор.

1.    
Мозговая
атака. Викторина

(
вопросы по пройденному материалу)

1.Сколько
принцесс дочек было у морского царя?(6)

2.Когда
русалочкам разрешалась выплывать на поверхность моря?(15 л)

3.Что
увидела русалочка, когда первый раз выплыла на поверхность моря?(корабль,
людей, принца)

4.Кто
спас принца во время бури на море?(русалочка)

5.Что
взяла ведьма за помощь у русалочки?(голос)

6.Почему
у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (они отдали их ведьме
за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)

7.Любил
ли принц русалочку, как она его?

8.Могла
ли русалочка спастись? Что она должна была для этого сделать?

9.Какое
решение приняла русалочка?

10.Почему
русалочка превратилась в морскую пену?(Т.к. её не любил принц, а это было
условие ведьмы)

1.    
Выборочное
чтение

Найдите
в тексте и прочитайте вслух:

1.    
Описание
дворца морского царя

2.    
Гибель
коробля

3.    
Как
русалочка спасла принца.

4.    
Ответ
бабушки на вопрос русалочки о том, может ли она пожить среди людей?

5.    
Какую плату
попросила ведьма, что она сказала?

6.    
Как принц
относился к русалочке?

7.    
Что сделали
сестры русалочки и что сказали сделать русалочке, чтобы избежать смерти?

8.    
Момент
прощания с принцем.

Стр.176 чит. До слов «И русалочка поплыла
из соего садика к бурным водоворотам, где жила ведьма»

-Что хотите сказать,

_Какой вам показалась Русалочка?

-Почему она решилась поплыть к морской
ведьме?

-На что решается Русалочка? На какую
жертву решается Русалочка, чтобы принц полюбил ее?(пересказ)

Наидите и
перечитайте отрывок об этом.
 Почему русалочка решила проститься со своей подводной
жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка лбить
людей.Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».)

— Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела
пару стройных ножек, но навеки стала немой.А неразделенная любовь стала
причиной гибели русалочки.)

-Почему русалочка отправилась к ведьме?(Она окончательно решила
попасть в земной мир.)

-Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала
русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной
дом?

-Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца?(Принц принял
русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках-
прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в
восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её
лишь по-дружески).

-Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться? ( Несмотря
на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел
лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом
обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы
завоевать настоящую любовь принца.)

— Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца
счастливой?

— Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на
ней жениться?

— А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть
иначе?

— Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка,
отец и сестры.

— Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что
бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки?

— Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла
бы остаться в мире людей?

Физминутка Чтение стихотворения.

Точка- хлопок

Запятая – волна рукой

Многоточие- хлопок над головой

Тире –присесть

О сюжете­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– Где и когда происходят события?

Восстановление деформированного плана сказки.

Задание: восстановите план сказки.

Восстанавливают план:

1) Морская семья

2) Прекрасный принц

3) Страшная буря

4) Принц спасен

5) Тоска Русалочки

6) Дорога к ведьме

7) Разговор с ведьмой

8) Принятое решение

9) Русалочка стала прекрасной девушкой

10) Жизнь во дворце

11) Последняя ночь

12) Встреча с сестрами

13) Гибель русалочки

— Проверка выполнения

— Кто выполнил безошибочно?

— У кого были ошибки? сколько?

Словарная работа

Гавань—
Прибрежная 
часть водного пространства,
используемая для стоянки, причала и ремонта судов
о ходу чтения идет словарная работа:

Вельможа — знатный и богатый
чиновник.

Трюм — внутреннее помещение корабля
между

нижней палубой и днищем.

Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрываю­щая
лицо.

Коралл – морское неподвижное животное, а
также камень, являющийся известковым отложением морских животных.

Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета.

Утес – отвесная скала.

-Могла ли Русалочка спастись?

Почему она выдерживает и душевную и физическую боль. Какие здесь
проявляются черты (мужественная, любит принца терпеливая)

Что для этого она должна была сделать.
Какое решение она приняла?

Вывод:
Как вы думаете, почему Русалочка не смогла убить принца ради своей
жизни.

Обсуждение
в группах


Правильно во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если
понадобится жизнью.

Об образах—  Кто положительные герои кто отрицательные? Опишите главного героя

Р.т. стр. 87 задание 5

Положительные:Русалочка,Принц.

Отрицательные:морская ведьма.

Нейтральные:Морскойцарь,бабушка,Молодая
жена принца.

Помощники:сёстрырусалки,дочери воздуха

hello_html_m3f5ab25e.jpg

Стр. 193 вопросы 2,3

Мини-тест

1.В какой стране родился и жил великий сказочник?

а) в Дании

б) в Англии

в) в Германии

2.Какой сказочной героине Андерсена был поставлен памятник?

а) Дюймовочке

б) Герде

в) Русалочке

3.История Русалочки представляет собой:

а) легенду

б) быль

в) сказку

4.Название произведения:

а) указывает на главного героя

б) определяет его тему

в) имеет обобщающий смысл

5.Почему Русалочка спасает принца?

а) ради награды

б) любит его

в) из жалости

6.Какой литературный приём использует сказочник, говоря о красоте
Русалочки «с глазами, как море», «с кожей, как лепесток розы»?

а) сравнение

б) эпитет

в) олицетворение

7.Какой художественный приём использует автор в эпизоде: «Далеко

в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых василь-

ков и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только

очень глубока»?

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

8.Судьба Русалочки сложилась:

а) счастливо

б) трагично

в) удачно

9.Какой литературный приём использует автор в строках: «Корабль
стонал и трещал…»?

а) олицетворение

б) метафору

в) сравнение

10.Что отдала Русалочка ведьме взамен человеческого облика?

а) голос

б) волосы

в) красоту

11.Каким настроением проникнуты последние строчки сказки:

«В последний раз взглянула она на принца полу угасшим взором

бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело её

расплывается пеной…»

а) печальным

б) радостным

в) восторженным

V. Применение знаний в новой ситуации

— Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки.

Задание: придумайте своё окончание сказки

— У кого больше понравилось завершение сказки?

Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам.

Высказывают своё мнение

Выполняют проверка по ключу в парах

Делать выводы, извлекать информацию из различных источников.
Аргументировать свою позицию

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе, подготовить
выразительное чтение наиболее понравившегося вам отрывка. Выполнить рисунок к
сказке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка
результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу
на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его
автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас
вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на
уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Заканчивают предложения:

– Я узнал(а)…

– Больше всего мне…

– Я обязательно…

– Я могу свою работу на уроке оценить на…

Осуществлять 
самоконтроль учебной деятельности

-На этом наш урок подходит к концу.

— Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская
сказка.)

— По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка
сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий
динамическое; сказка поучает нас в чем — либо)

-Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны,
внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку.

-Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения. До
новых встреч.

Приложение

Игра «Верно_Неверно

Проводит графический диктант.

— Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если
высказывание неверно, то знак «–».

1. Впервые русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.

2. Она была в восторге от людей. 

3. Русалочка рисковала жизнью, спасая принца. 

4. Много ли испытаний перенесла русалочка? 

5. Она все время жаловалась на боль. 

6. Сестры хотели видеть русалочку живой

Выполняют графический диктант.

Ответы:

2

3

4

5

6

+

+

+

+

12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?

13. Во что превратилась русалочка после смерти?

VII. Какая тема сказки? (Любовь)

Идея – (во имя настоящей
любви человек может пожертвовать, если понадобится жизнью). С момента написания
сказки Андерсеном прошло много времени, но и сейчас сказка актуальна. Но время
другое и жизнь выдвигает новые проблемы, и мы их решаем по-новому.

Оцените себя. Дети выставляют себе оценки.

IX. Домашнее задание.

1. Составь кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.

2. Подготовься к конкурсу “отгадай сказку”. Пересказать отрывок
из прочитанной сказки.

Тищенко О.Н

учитель начальных классов.

4 «Д» класс

Тема: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»

Класс: 4 « Д»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков, с применением стратегий КМ.

Задача: Развивать способности и навыки применения новых технологий.

Приемы обучения: 1.организация труда

2.фронтальная работа

3. индивидуальная работа

4. демонстрация наглядных пособий

5. викторина

Оборудование: Портрет сказочника

Рисунки-наглядности по сказке

Карточка с пословицей.

писателя, рисунки фотографии.

Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке

Ганса Христиана Андерсена « Русалочка»

2. Совершенствовать навык беглого, правильного, осознанного

выразительного чтения, развивать монологическую речь, её

содержательность, последовательность, точность,

выразительность, умение высказывать свои мысли, обогащать

словарный запас.

3. Развивать умение классифицировать факты, делать

обобщающие выводы, составлять характеристику главных

действующих лиц.

4.Воспитывать чувство самоотверженной сердечной

привязанности к людям, готовность прийти на помощь,

положительные качества, любовь и уважение к окружающим;

интерес к предмету

.

Ход урока

Организовать момент.

Поздоровались с гостями

Улыбнулись друг другу.

Настроение у нас хорошее

Приступим к уроку.

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелай успех глазами.

И вперёд, вперёд за знаньями.

  1. Какое произведение мы проходили на прошлом уроке?

  2. Эта сказка народная или авторская?

  3. Кто автор сказки?

  4. Где родился писатель? (карта, данные)

  5. В каком году?

  6. Сколько лет прожил сказочник?(70л)

3. Повторение изученного материала

2) Проверка домашнего материала

Информация о писателе (Из каждой группы по одному человеку)

— Вспомните, что вы знаете о Ханс Кристиан Андерсене, поделитесь друг с другом в группах.

Группа учеников рассказывает о Гансе Христиане Андерсене.

Сегодня мы обобщаем знания по данному произведению и раскроем тему добра и любви в сказке. Вкл. Аудио запись (Шум моря) настроение создает нам эта музыка?

Сегодня мы продолжим работу с нашей сказкой.Итак, в 1837 году Г.Х.андерсен пишет сказку «Русалочка».Позже в королевском театре ставится спектакль по произведению, а в 19139 году появляется памятник русалочке, которая тала символом Дании.Юная русалочка сидит на камне и печально смотрит на море. Кому, как не ей не знать, какое оно ….

Х.К.Андерсен писал сказки, одна из его сказок «Русалочка».

Какая тема сказки?( любовь)

Добрые сказки вы помните с детства

Хочу чтобы сказки любили вы

Чтобы подкрались к самому сердцу

И зарадили зерно доброты и любви.

Выберем девиз нашего урока из предложенных пословиц в

Р.т.87. зад.4 Прочитайте пословицы и поговорки, выберете одну из них, наиболее подходящую к нашему уроку . Обоснуйте свой выбор.

  1. Мозговая атака. Викторина

( вопросы по пройденному материалу)

1.Сколько принцесс дочек было у морского царя?(6)

2.Когда русалочкам разрешалась выплывать на поверхность моря?(15 л)

3.Что увидела русалочка, когда первый раз выплыла на поверхность моря?(корабль, людей, принца)

4.Кто спас принца во время бури на море?(русалочка)

5.Что взяла ведьма за помощь у русалочки?(голос)

6.Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (они отдали их ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти)

7.Любил ли принц русалочку, как она его?

8.Могла ли русалочка спастись? Что она должна была для этого сделать?

9.Какое решение приняла русалочка?

10.Почему русалочка превратилась в морскую пену?(Т.к. её не любил принц, а это было условие ведьмы)

  1. Выборочное чтение

Найдите в тексте и прочитайте вслух:

  1. Описание дворца морского царя

  2. Гибель коробля

  3. Как русалочка спасла принца.

  4. Ответ бабушки на вопрос русалочки о том, может ли она пожить среди людей?

  5. Какую плату попросила ведьма, что она сказала?

  6. Как принц относился к русалочке?

  7. Что сделали сестры русалочки и что сказали сделать русалочке, чтобы избежать смерти?

  8. Момент прощания с принцем.

Стр.176 чит. До слов «И русалочка поплыла из соего садика к бурным водоворотам, где жила ведьма»

-Что хотите сказать,

_Какой вам показалась Русалочка?

-Почему она решилась поплыть к морской ведьме?

-На что решается Русалочка? На какую жертву решается Русалочка, чтобы принц полюбил ее?(пересказ)

Наидите и перечитайте отрывок об этом.  Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? («Все больше и больше начинала русалочка лбить людей. Их земной мир казался ей куда больше, чем её подводный».)

— Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? (Она обрела пару стройных ножек, но навеки стала немой. А неразделенная любовь стала причиной гибели русалочки.)

-Почему русалочка отправилась к ведьме?(Она окончательно решила попасть в земной мир.)

-Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом?

-Расскажи о жизни русалочки во дворце у принца?(Принц принял русалочку в свой мир. Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Все были в восхищении особенно принц. Но она оставалась несчастной, ведь принц любил её лишь по-дружески).

-Любил ли принц русалочку? Мог ли он на ней жениться? ( Несмотря на все её достоинства и преданность, он был влюблён в другую, которую видел лишь однажды. Возможно, ему ценно то, что его спасли, и любовь во многом обусловлена благодарностью. Если бы у русалочки сохранился голос, она могла бы завоевать настоящую любовь принца.)

— Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой?

— Почему принц не смог полюбить русалочку на столько, что бы на ней жениться?

— А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе?

— Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры.

— Почему то, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки?

— Что же это а волшебная сила, благодаря которой русалочка могла бы остаться в мире людей?

Физминутка Чтение стихотворения.

Точка- хлопок

Запятая – волна рукой

Многоточие- хлопок над головой

Тире –присесть

О сюжете­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– Где и когда происходят события?

Восстановление деформированного плана сказки.

Задание: восстановите план сказки.

Восстанавливают план:

1) Морская семья

2) Прекрасный принц

3) Страшная буря

4) Принц спасен

5) Тоска Русалочки

6) Дорога к ведьме

7) Разговор с ведьмой

8) Принятое решение

9) Русалочка стала прекрасной девушкой

10) Жизнь во дворце

11) Последняя ночь

12) Встреча с сестрами

13) Гибель русалочки

— Проверка выполнения

— Кто выполнил безошибочно?

— У кого были ошибки? сколько?

Словарная работа

Гавань— Прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов о ходу чтения идет словарная работа:

Вельможа — знатный и богатый чиновник.

Трюм — внутреннее помещение корабля между

нижней палубой и днищем.

Вуаль— тонкая прозрачная материя, закрываю­щая лицо.

Коралл – морское неподвижное животное, а также камень, являющийся известковым отложением морских животных.

Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета.

Утес – отвесная скала.

-Могла ли Русалочка спастись?

Почему она выдерживает и душевную и физическую боль. Какие здесь проявляются черты (мужественная, любит принца терпеливая)

Что для этого она должна была сделать. Какое решение она приняла?

Вывод: Как вы думаете, почему Русалочка не смогла убить принца ради своей жизни.

Обсуждение в группах

— Правильно во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если понадобится жизнью.

Об образах—  Кто положительные герои кто отрицательные? Опишите главного героя –

Р.т. стр. 87 задание 5

Положительные:Русалочка,Принц.

Отрицательные:морская ведьма.

Нейтральные:Морской царь,бабушка,Молодая жена принца.

Помощники:сёстры русалки,дочери воздуха

Стр. 193 вопросы 2,3

Мини-тест

1.В какой стране родился и жил великий сказочник?

а) в Дании

б) в Англии

в) в Германии

2.Какой сказочной героине Андерсена был поставлен памятник?

а) Дюймовочке

б) Герде

в) Русалочке

3.История Русалочки представляет собой:

а) легенду

б) быль

в) сказку

4.Название произведения:

а) указывает на главного героя

б) определяет его тему

в) имеет обобщающий смысл

5.Почему Русалочка спасает принца?

а) ради награды

б) любит его

в) из жалости

6.Какой литературный приём использует сказочник, говоря о красоте Русалочки «с глазами, как море», «с кожей, как лепесток розы»?

а) сравнение

б) эпитет

в) олицетворение

7.Какой художественный приём использует автор в эпизоде: «Далеко

в море вода синяя – синяя, как лепестки самых красивых василь-

ков и прозрачная – прозрачная, как самое чистое стекло, только

очень глубока»?

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

8.Судьба Русалочки сложилась:

а) счастливо

б) трагично

в) удачно

9.Какой литературный приём использует автор в строках: «Корабль стонал и трещал…»?

а) олицетворение

б) метафору

в) сравнение

10.Что отдала Русалочка ведьме взамен человеческого облика?

а) голос

б) волосы

в) красоту

11.Каким настроением проникнуты последние строчки сказки:

«В последний раз взглянула она на принца полу угасшим взором

бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело её

расплывается пеной…»

а) печальным

б) радостным

в) восторженным

V. Применение знаний в новой ситуации

— Представьте себе, что вам предложили изменить конец сказки.

Задание: придумайте своё окончание сказки

— У кого больше понравилось завершение сказки?

Придумывают своё окончание сказки, рассказывают по группам.

Высказывают своё мнение

Выполняют проверка по ключу в парах

Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Перечитать еще раз часть сказки, прочитанную в классе, подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося вам отрывка. Выполнить рисунок к сказке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Заканчивают предложения:

– Я узнал(а)…

– Больше всего мне…

– Я обязательно…

– Я могу свою работу на уроке оценить на…

Осуществлять 
самоконтроль учебной деятельности

-На этом наш урок подходит к концу.

— Как называются сказки, у которых есть автор? (Авторская сказка.)

— По каким признакам можно определить, что это сказка? (сказка сказывается; действие имеет приключенческий характер; развитие действий динамическое; сказка поучает нас в чем — либо)

-Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку.

-Спасибо вам за урок, за активную работу, за радость общения. До новых встреч.

Игра «Верно_Неверно

Проводит графический диктант.

— Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–».

1. Впервые русалочка всплыла на поверхность в 18 лет.

2. Она была в восторге от людей. 

3. Русалочка рисковала жизнью, спасая принца. 

4. Много ли испытаний перенесла русалочка? 

5. Она все время жаловалась на боль. 

6. Сестры хотели видеть русалочку живой

Выполняют графический диктант.

Ответы:

2

3

4

5

6

+

+

+

+

12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее?

13. Во что превратилась русалочка после смерти?

VII. Какая тема сказки? (Любовь)

Идея – (во имя настоящей любви человек может пожертвовать, если понадобится жизнью). С момента написания сказки Андерсеном прошло много времени, но и сейчас сказка актуальна. Но время другое и жизнь выдвигает новые проблемы, и мы их решаем по-новому.

Оцените себя. Дети выставляют себе оценки.

IX. Домашнее задание.

1. Составь кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.

2. Подготовься к конкурсу “отгадай сказку”. Пересказать отрывок из прочитанной сказки.

Цели урока:

  1. Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть
    взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
  2. Учить выделять главную мысль произведения.
    Развивать наблюдательность, творческое
    воображение.
  3. Воспитывать нравственные черты характера:
    доброту, человеколюбие и т. д.

Задачи:

  1. Проверить знание содержание текста.
  2. Работать над выразительностью чтения.
  3. Развивать умение слышать и слушать, четко
    отвечать на вопрос учителя.

Предварительная работа: выполнение
рисунков к каждой части.

Оборудование:

  • портрет писателя;
  • художественные книги Г. Х. Андерсена;
  • иллюстрации к сказке;
  • выполненные учениками.

(ДОСКА: Ради любви можно пожертвовать даже
жизнью. )

Тип урока: урок-обобщение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей и задач урока.

— Сегодня мы завершаем изучение произведения
Андерсена “Русалочка”, будем учиться выделять
главную мысль этой сказки и попытаемся раскрыть
связь между сказочным и реальным миром.

3. Беседа о писателе.

— Кто из вас хочет рассказать о том, кто же такой
Г. Х. Андерсен? (пересказ заранее подготовленного
материала).

— А теперь проверим, кто слушал внимательно:

— В какой стране родился и жил сказочник?

— Как создавал Андерсен свои сказки?

— Почему предметы быта становятся героями
сказок Андерсена?

— На кого они похожи?

— Каким человеком был Андерсен?

4. Работа над содержанием и художественными
особенностями сказки.

Работу над анализом произведения можно
начать с вопроса о том, какое впечатление
произвела сказка, какие эпизоды понравились, что
запомнилось, взволновало.

— Какое впечатление произвела на вас сказка?

— Какие эпизоды вам понравились и почему?

— Где живет Русалочка? (в подводном царстве).

— Зачитайте описание моря, подводного царства,
дворца.

— Как автор передает красоту и необычность
морской воды, дворца морского царя? (зачитайте).

— Как живется Русалочке на морском дне?

— Чем отличалась она от своих сестер?

— Найдите в тексте портрет героини и зачитайте
его.

— Какой прием использовал автор, говоря о ее
красоте? (сравнение).

— А по характеру какой была Русалочка?

— О чем она мечтала?

— Почему ей очень хочется подняться поскорее на
поверхность моря?

— Расскажите, какой оказалась первая встреча
Русалочки с людьми. (пересказ).

— Почему Русалочка спасает принца?

— Какими чертами характера обладает Русалочка?
(смелость, доброта).

— Какими словами из текста это можно
подтвердить? (зачитать со слов: “… стала ждать,
не придет ли кто- нибудь на помощь бедному
принцу”).

— Почему Русалочка решила стать человеком?

5. Инсценировка.

Во время подготовки инсценировки обратить
внимание детей на интонацию голоса Русалочки во
время диалога ее с ведьмой, это поможет зрителям-
ученикам понять чувства Русалочки (сказала
дрожащим голосом, так ей очень страшно, но она
готова на все — даже лишается голоса ради своей
мечты, ради принца)

Наши ребята подготовили инсценировку диалогов
Русалочки с бабушкой и морской ведьмой. Ваша
задача посмотреть и ответить на вопрос: “Почему
Русалочке было тяжело осуществить свою мечту?”.

Ответ на вопрос.

— А какой вы представили ведьму?

— Как автор помогает нам понять чувства
Русалочки?

— Как относится принц и его свита к Русалочке?
(все ей любуются).

Зачитайте.

— А каково Русалочке во дворце? Зачитайте и
выберите главную мысль этого эпизода. (Принц
никогда не узнает, что Русалочка спасла ему
жизнь).

— Почему эта мысль главная?

— Как вела себя Русалочка, когда принц предложил
ей порадоваться его счастью? (веселится и
смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и
ее сердце вот- вот разорвется)

— Почему она выдерживает и душевную и
физическую боль? (она мужественная. Любит принца
и мечтает стать человеком).

— А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть?
(сестры).

— Почему они это делают?

Прочитайте последний эпизод сказки.

— О чем говорят действия героини?

— Каким настроением проникнуты последние
строчки сказки? (печалью, все произошло так, как
предсказала колдунья).

Кто виноват в гибели Русалочки?

— В чем же заключается главная мысль сказки?

6. Рефлексия.

— Красивую сказку написал Андерсен, и мы с вами
не смогли остаться равнодушными к ней и
попытались наиболее понравившиеся эпизоды
изобразить на своих рисунках.

 

— Какие чувства вы испытали, рисуя эпизоды
сказки?

— Сейчас в логической последовательности нужно
расположить рисунки. Создадим свой альбом
“Любовь и мечта Русалочки”. (2 человека
индивидуально).

— А мы напишем свои отзывы о сказке по следующим
вопросам:

а) Автор, название сказки.
б) Тема сказки.
в) Основные герои.
д) Эпизод, который произвел впечатление. 3
е) В чем заключается главная мысль? (работа в
парах).

Чтение отзывов.

Отзыв на сказку “Русалочка” Хусаиновой
Ларисы:

“Сказка “Русалочка” пронизана красотой и
любовью. Красотой моря, подводного царства,
красотой принцесс. Любовью бабушки к внучкам,
Русалочки к принцу. В этой сказке много доброты.
Несмотря на свою молодость, Русалочка оказалась
очень доброй и умной, способной на бескорыстную
любовь, ради которой она пожертвовала своей
жизнью”.

Отзыв на сказку Беляева Андрея:

“В этой сказке рассказывается о Русалочке, о ее
приключениях и гибели. Главный герой сказки —
Русалочка. Она умная, жизнерадостная, красивая. В
этой сказке у меня нет любимых героев, но все
герои интересны по- своему. Эпизод гибели
Русалочки произвел на меня сильное впечатление.
Тема сказки была такова — ради любви люди готовы
на все. ”

Отзыв на сказку Микуновой Стелы:

“Я прочитала сказку “Русалочка”, автором
которой является Ганс Христиан Андерсен. Тема
этой сказки состоит в том, что Русалочка из- за
любви к принцу пошла на страдания. Основные герои
произведении я- это тихая, задумчивая Русалочка,
которой все всегда приходилось ждать дольше
своих сестер. Страшная, злая морская ведьма с
ужасным голосом и ужасными волосами, красивый,
молодой принц. Мне понравилась Русалочка потому,
что она была добрая, красивая. А ведьма не
понравилась потому, что она злая и бессердечная.
Сильное впечатление произвел на меня эпизод,
когда Русалочка разговаривала с морской ведьмой.
Главная мысль сказки заключается в том, что
любовь сильнее всего на свете”.

Отзыв на сказку Горяниной Екатерины:

“Мы читали сказку Г. Х. Андерсена “Русалочка”.
Автор в этой сказке хочет нам сказать о судьбе
Русалочки, которая живет в море со своей семьей.
Русалочка была очень красивая- “ее кожа была
чистая и свежая, как лепесток розы”, с синими
глазами и чудесным голосом. Ведьма была в образе
злого осьминога, но она всем помогала и еще брала
за это деньги. Мне понравилась Русалочка потому,
что она была смелая и не боялась умереть. Больше
всего меня поразил эпизод, когда Ру4салочка
превращалась в морскую пену. Я представила себя
на ее месте — и мне стало страшно…Мне ее жаль.
Главная мысль произведения в том, что любовь
сильнее смерти”.

7. Оценивание учащихся с комментированием.

Урок литературного чтения в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Отношение автора к героям сказки

Педагогическая цель

Расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена, актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Отработка навыков выборочного чтения; закрепление умения работать с литературоведческими терминами.

Личностные результаты

Воспитывать интерес к литературе и культуре общения, интерес к чтению, умение слушать и слышать других.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление

инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беду на уроке.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый, словесный, практический, наглядный; индивидуальная, фронтальная, технология критического мышления.

Основные понятия и термины

Произведение, главная героиня, пейзаж, эпитет, сравнение.

Образовательные ресурсы

Презентация, учебник «Литературное чтение» 2 часть В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.
Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся

2.Эмоциональный настрой учащихся,

3. Проверка готовности

Здравствуйте, ребята!

Добрый день, добрый час!

Рад я всех увидеть вас.

С вами время не теряем,

Все работать начинаем!

Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока: учебник литературного чтения.

Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм.

II.Речевая разминка

Цель: подготовить речевой аппарат к чтению.

1. Работа со скороговоркой.

— Прежде чем начать работу, нужно подготовиться к ней (слайд 1)

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

— Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса.

— Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.

— Прочитайте скороговорку с радостным настроением.

— Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.

Следит за правильностью произношения.

-Выполняют упражнения на отработку техники чтения: дыхание, голос, дикция.

III. Проверка домашнего задания.
Цель:
 контроль выполнения домашнего задания учащимися.

1. Пересказ отрывка произведения «Русалочка» с. 190-193

И так, проверим домашнее задание. Что вам было задано? (пересказ отрывка).

Кто не справился с заданием? Проверим (2-3 человека).

Оценивает выполнение домашнего задания

Демонстрируют выполненное домашнее задание

IV. Целеполагание

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

1. Создание проблемной ситуации

2.Формулирование темы и целей урока.

Скажите ребята, а как художник передает нам красоту пейзажа? (при помощи красок и кисти).

А как писатель передает нам красоту пейзажа? (при помощи средств выразительности).

Какие средства выразительности вы знаете? ( эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, сравнения).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке задач урока.

Самостоятельно формулируют задачи и тему урока.

V.Изучение нового материала.

Цель: усвоение новых знаний и способов действий; первичная проверка понимания.

1. Беседа о средствах художественной выразительности

И так ребята, что такое эпитет? (художественное определение, служащее для большой выразительности).

Приведите пример: синее море, круглое солнце.

Метафора – слово, употребляемые в переносном смысле.

Приведите пример: золотые руки, серебряные волосы.

Олицетворение – это перенос качеств живого на неживое.

Приведите пример: Тучи бегут, береза плачет.

Гипербола – преувеличение.

Приведите пример: быстрый, как молния, море слез.

Сравнение? Слово или выражение, в котором происходит сравнение одного предмета с другим

Рассказывает детям об особенностях произведений автора.

Контролирует чтение, направляет к формированию правильного толкования слов.

Воспринимают на слух особенности произведений автора.

Читают слова, объясняют их значение.

А сейчас потренируемся в определении средств художественной выразительности. Я буду вам называть страницу и средство художественной выразительности, а вы должны найти в тексте.

Страница 183. Эпитет. (обжигающий напиток, жгучая боль). Запишите в своих тетрадях.

Эта же страница. Сравнения. (каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам).

Страница 185. Сравнения. (точно стаи птиц).

Страница 171. Олицетворение. (корабль стонал и трещал).

Страница 182. гипербола. (сердце было готово разорваться от тоски).

Почему автор использовал именно эти средства выразительности?

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, он не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим)

Страница 178 абзац 2. Какие средства художественной выразительности использовал автор? (сравнение, эпитет, гипербола).

 Какой вы представили ведьму?

— Как автор помогает нам понять чувства Русалочки?

— Как относится принц и его свита к Русалочке? (все ей любуются).

Зачитайте.

— А каково Русалочке во дворце? Зачитайте и выберите главную мысль этого эпизода. (Принц никогда не узнает, что Русалочка спасла ему жизнь).

— Почему эта мысль главная?

— Как вела себя Русалочка, когда принц предложил ей порадоваться его счастью? (веселится и смеется, танцует со смертельной мукой на сердце и ее сердце вот- вот разорвется)

— Почему она выдерживает и душевную и физическую боль? (она мужественная. Любит принца и мечтает стать человеком).

— А кто пытается помочь Русалочке не погибнуть? (сестры).

— Почему они это делают?

— Каким настроением проникнуты последние строчки сказки? (печалью, все произошло так, как предсказала колдунья).

Кто виноват в гибели Русалочки?

— В чем же заключается главная мысль сказки? (все ради любви)

Обеспечивает осмысление полученной информации.

Корректирует неправильные ответы детей.

Обеспечивает правильное усвоение материала.

Осознанно высказываются. Извлекают из текста необходимую информацию

2. Выборочное чтение(поиск средств выразительности)

3.Физминутка для глаз

От такого чтения ваши глаза могли устать. Давайте немного отдохнем и расслабим глаза.

1) Посмотреть влево, вправо (2 раза); вверх, вниз (2 раза).

2) Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть глаза, посмотреть вдаль

Обеспечивает снятие зрительного напряжения.

Выполняют заданный алгоритм действий.

4.Восстановление последовательности

-Понравился ли конец сказки? Почему не  понравился?

 (Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

— Как бы вам хотелось закончить сказку?

— А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?

 (Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

—  Виноват ли кто-нибудь в том, что  мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

А теперь поработаем над восстановлением последовательности.

Жизнь во дворце

*  Тоска Русалочки

*  Принц встречает принцессу

*  Разговор с ведьмой

*  Какая она — человеческая жизнь?

*  Последняя ночь

*  Принц спасен

* Дорога к ведьме

*  Отношения с принцем

* Морская семья

*  Наблюдение за принцем

*  Русалочка узнает о решении принца

* Прекрасный принц

* Русалочка превратилась в человека

*  Встреча с сестрами

* Гибель русалочки

*  Морской бал во дворце

* Она стала прекрасной девушкой

*  Страшная буря

*  Принятое решение

— Проверка выполнения

1) Морская семья

2) Прекрасный принц

3) Страшная буря

4) Принц спасен

5) Тоска Русалочки

6) Наблюдение за принцем

7) Какая она — человеческая жизнь?

8) Морской бал во дворце

9) Дорога к ведьме

10) Разговор с ведьмой

11) Принятое решение

12) Русалочка превратилась в человека

13)Она стала прекрасной девушкой

14) Жизнь во дворце

15) Отношения с принцем

16) Принц встречает принцессу

17) Русалочка узнает о решении принца

18) Последняя ночь

19) Встреча с сестрами

20) Гибель русалочки

Проводит аналитическую беседу по всему прочитанному тексту.

Корректирует и дополняет ответы детей.

Ориентируются в тексте произведения.

Планируют логические высказывания.

VI. Закрепление изученного.

Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний.

1. Работа над лексическим значением слова «любить»

Знаете ли вы, что обозначает слово любить?

ЛЮБИТЬ —  (выслушиваются мнения  детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

—  Что  это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

—  О какой любви говорит автор в этой сказке?

 (девушки к юноше)

—  Кого ещё может связывать чувство любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

Задает направляющие вопросы для составления плана рассказа.

Ориентируясь по сюжетным картинкам, пересказывают прочитанный рассказ.

VII. Итог урока.

Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов занятия.

1.Обобщающая беседа

Подведем итог урока.

С каким писателем вы познакомились на уроке?

С каким произведением работали?

Какая главная идея сказки?

Что в нем было необычного?

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Осуществляют деятельность по обобщению пройденного на уроке материала.

2. Рефлексия

А теперь, вы самостоятельно оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал на пять и у него все получалось, поднимает треугольник вверх. У кого что-то не получалось, поднимает квадрат

— Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции.

Соотносят цель урока и ее результаты.

3.Домашнее задание

Дома вам нужно ответить на вопрос 6 на странице 193.

Проводит инструктаж

Запоминают порядок действий

ЦЕЛИ: 

1. Развитие и совершенствование навыков осознанного чтения, эмоциональное воспроизведение прочитанного, связанный пересказ произведения

2. Знакомство с композиционными, жанровыми, языковыми особенностями произведения

3. Умение принять участие в анализе развития действия,

художественных образов

4. Словесное рисование портрета героя, картин природы

5. Воспитание личности школьника нравственное, гражданское

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ(информационное обеспечение): учебник В. К. Павленко, Т. К. Абенова, Г. А. Фрумкина, Г. З. Шашкина “Литература” для 4 класса, портрет писателя.

ЭПИГРАФ УРОКА:

 «Любить значит жить жизнью того, кого любишь».

   А. Н. Толстой.

ХОД УРОКА

Психологический настрой

Мы сюда пришли учиться не лениться, а трудиться.

Работаем старательно. Слушаем внимательно.

1. Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами со сказкой Х. К. Андерсена «Русалочка». А сегодняшний урок мы посвятим анализу этого произведения.

И нашу работу мне хотелось бы начать с вопроса.

 — Какое впечатление произвела на вас сказка?

2. Анализ произведения.

Где живет русалочка?

 — Найдите описание моря?

(далеко в море вода синяя — синяя как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная — прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока)

 — Прочтите описание подводного царства, дворца, где живёт русалочка?

(с. 86, 2 абзац)

 — Какие сравнения использует автор для передачи красоты и необычности морской воды?

(Как лепестки самых красивых васильков, как самое чистое стекло) (Эпитеты: «Из чистого янтаря», сияющие жемчужины)

 — Зачем автор это делает?

 — Как живется русалочке на морском дне?

(Она окружена красотой, любовью, бабушка в ней «души нечаяла, у нее есть сестры, царь отец, сама она принцесса)

 — Казалось что еще нужно для счастья, но о чем же думает русалочка?

 — Почему ей очень хочется поскорее подняться на поверхность моря?

(Ей интересно самой увидеть леса, города, корабли, людей. Об этом знает со слов бабушки)

3. Проверка домашнего задания

 — Вам дома нужно было составить словесный портрет героини по плану:

ПЛАН.

1. Внешний вид

2. Черты характера

3. Авторская оценка

 — Чем отличались русалочка от своих сестер?

 — Какой прием использует писатель говоря о ее красоте? (Сравнение «с глазами как море», «с кожей как лепесток розы»)

 — Расскажите, какой оказалась 1 встреча русалочки с людьми? (русалочка спасает принца, жертвуя собой: «поплыла между бревнами и досками, совсем не думая о том, что они могут ее раздавить»)

 — Почему русалочка спасает принца?

 — А каких качествах характера русалочки говорится?

 — Почему русалочка решила стать человеком?

 — Какая была у нее мечта?

 — При каком условии могла осуществиться мечта маленькой русалочки?

 — Прочтите в тексте диалог бабушки и русалочки.

(с. 88, ч 2, 2 абзац)

 — Что предприняла русалочка, после разговора с бабушкой?

 — Найдите диалог русалочки и ведьмы, авторские ремарки, которые помогают понять состояние русалочки.

(Сказала дрожащим голосом, побледнела как смерть) ей страшно, но она готова на все ради своей мечты, ради принца.

 — Расскажите о том, как русалочка превратилась в человека?

 — Какие испытания выпали на долю русалочки во дворце?

 — Как относился к ней принц и его свита? Найдите подтверждение в тексте. (с. 91 абзац 1)

 — Любил ли принц русалочку, так же как любила она его?

 — Что вы ассоциируете со словом любовь?

семья  вера  ласка  помощь счастье

Великий русский писатель писал:

 «Любовь никогда не требует, она всегда дает».

    И. С. Тургенев

 — А вы сейчас, работая в парах, постарайтесь составить свой афоризм о любви, используя слова, которые на доске.

Проверка афоризмов.

В сказке есть герой или герои, имя, которого я вам предлагаю разгадать по шифру —  (10, 3, 5, 8, 9, 1)

1

8

2

 7

9

10

 5

11

3

ы

т

и

о

р

с

с

ш

ё

 — Что сделали сестры, чтобы помочь русалочке?

 — Что сделала русалочка?

 — О чем говорят действия героини?

(поцеловала его в лоб, посмотрела на острый нож, и опять устремила взор на принца», «нож дрогнул в руках русалочки», «бросила его в волны»)

 — Почему она все таки решает поступить именно так? (Она не сможет убить свою любовь, свою мечту, человека, ради которого сама готова отдать жизнь. Так велика ее любовь.

 — Каким настроением проникнуты последние строки сказки?

 — Виноват ли кто — нибудь в гибели русалочки?

4. Физминутка

5. Заключение

 — В чем же заключается главная мысль сказки?

(В сказке «Русалочка» звучит мысль о том, что ради мечты можно

выдержать любые испытания, преодолеть любые трудности, во имя любви можно пожертвовать многим, даже отдать жизнь).

6. Работа над композицией сказки

 — Составьте композицию в правильном порядке

 — развязка

 — завязка

 — экспозиция

 — кульминация

 — развитие действия

 — Найдите завязку?

(Русалочка впервые поднялась на поверхность моря увидела принца на корабле)

 — Как развивались события?

 — Где кульминация?

(Русалочка входит в шатер принца с ножом в руке)

 — Развязка?

(Русалочка превращается в морскую пену)

7. Домашнее задание:

 Написать отзыв о сказке «Русалочка»

ИТОГ УРОКА:

 — Какой вывод вы сделали сегодня на уроке?

 — Что особенно вам понравилось на уроке?

 — Какие задания показались вам особенно трудными?

«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

8. Оценки

Вот и кончился урок.

Снова прозвенит звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

  • Приемы комического в рассказах чехова
  • Придумать сказку по математике волшебная геометрия
  • Придумать сказку по математике 3 класс про цифры
  • Придумать сказку по математике 3 класс жили были числа
  • Приезд в город как пишется