Приемы построения в сказке легкий хлеб

IV. Акцентное вычитывание эпического текста

-Почему же  сказка
называется «Легкий хлеб»?»

-Это литературное
произведение нас, читателей, чему-то учит. И наша задача на уроке – раскрыть
все секреты, заложенные в сказке «Лёгкий  хлеб».

-Докажите, ребята,
что прочитанное произведение относится к жанру «сказки».

6 слайд

А что вы можете
добавить в классификацию этого жанра? Какие бывают сказки?

А «Лёгкий хлеб» к
какому  виду  сказки относится?

— Нам встретились
трудные слова, давайте выясним лексическое значение этих слов.

Чтение сказки по
частям.

7 слайд

Косил мужик
траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и
принялся за еду.

— Какие незнакомые
слова вам встретились?

-Уморился- это
устаревшее слово, сейчас мы говорим устал.

Достал узелок.

— Раньше на работу
в поле брали еду, которую клали в ткань и завязывал в узелок. И т.д.

— Что делал мужик
на лугу? (косил траву, работал)

— Как вы думаете,
это тяжелая работа? (да)

— Что сделал мужик,
когда устал (уморился)? (сел под кустом отдохнуть).

— Прочитайте, что
сделал мужик, когда уморился и сел отдохнуть?

— Как вы понимаете
выражение «Страсть, какой вкусный»?

 Так говорили в
старину, сейчас бы мы сказали: очень вкусный.

— Что означает
выражение: «милости прошу». Приглашение покушать.

— А теперь ответим
на вопросы.

— Кто вышел из
лесу, когда мужик ел? (голодный волк)

-Найдите в тексте и
прочитайте, что спросил волк у мужика. (Ты, что ешь?)

— Какое чувство
надо передать в этом предложении? (интерес)

-Что ел мужик?
(хлеб)

— Прочитайте, что
спросил волк о хлебе у мужика и с каким чувством? (А вкусный он?) (с
интересом, любопытством)

— Что ответил
мужик? (Страсть какой вкусный!)

— Как вы думаете ,
какое чувство нужно передать в этом предложении? (удовольствие, восторг,
восхищение).

— Что попросил волк
у мужика? Найдите ответ в тексте.

— Отказал ему мужик
или нет? (нет, пригласил)

— О каких чертах
характера мужика это говорит? (о том, что мужик добрый, гостеприимный, не
жадный).

— Понравился ли
волку хлеб? (да)

— Прочитайте, что
сказал волк, когда попробовал хлеб. О чем он просил мужика? (Научить хлеб
доставать)

— С каким чувством
говорит волк? (интереса, любопытства, удивления, решимости, просит
посоветовать).

— Согласился ли
мужик научить волка, хлеб доставать. Прочитайте, что ответил мужик волку.

— Чему начал учить
мужик волка? (хлеб добывать)

— Как вы понимаете
значение выражения перво- наперво? Сейчас мы так не говорим, мы
говорим сначала.

— Что посоветовал
мужик волку сделать сначала, прочитайте.

— Что посоветовал
мужик волку сделать потом, прочитайте.

— Слово
забороновать – устаревшее, как вы думаете, как бы мы сейчас сказали?
(заборонить).

— Что спросил волк
у мужика и с каким чувством он это спросил, прочитайте ответ волка и
постарайтесь выразить интонацией то чувство, которое испытывал волк. (радость)

— Что ответил ему
мужик, прочитайте , обращая внимание на интонацию. (Ишь ,ты, какой скорый!
Сначала  надо рожь посеять.)

— Как вы понимаете
значение выражения « Ишь, ты,  какой скорый? Устаревшее выражение. Сейчас мы
можем сказать « Ух, ты, какой быстрый».

— Представьте, что
я мужик. Попробуйте мне задать вопрос: « Тогда будет хлеб?» Облизнувшись как
волк. Какие чувства испытывал волк, как вы думаете? (нетерпение,
предвкушение, удовольствие)

— Разочаровал его
мужик, что он ему ответил, читаем.

Покуда.
Что означает это слово? Слово устаревшее. Сейчас мы говорим, когда.

-Заколосится, это
значит – вырастая, рожь даст колос.

-Зерном наливаться
— в колоске наливаются зернышки.

-Зреть, созревать.

— Прочитайте ответ
волка, показывая голосом чувства, которые испытывал волк в тот момент.
(Чувство сожаления, надежды).

— Ох, — вздохнул
волк, — уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда-то я
наемся хлеба вволю?

-Объясните, как вы
понимаете выражение «наемся хлеба вволю»? (наемся досыта).

-Прочитайте ответ
мужика, показывая голосом его чувства.

-Что значит «
раненько»? Устаревшее слово, сейчас бы мы сказали «рано».

-Рожь сжать, т.е
скосить. Раньше это делали в ручную, а сейчас рожь убирают специальными
машинами комбайнами, показываю картинку.

-В снопы связать,
т.е срезанные стебля с колосьями собрать в небольшие пучки и поставить, чтобы
солнышко их просушило, ветер провеял, т.е продули на ток увезти. Ток – это
место для молотьбы.

— Задавая вопрос
мужику, Волк показывает свое нетерпение.

 Задайте мне этот
вопрос с чувством нетерпения.

— Прочитайте, что
отвечает мужик? Покажите голосом интонацию, с которой говорит мужик. Какие
чувства он при этом испытывает, как вы думаете? (осуждает нетерпеливость
волка, усталость)

— Обмолотить, как
понимаете? Обмолотить, значит отделить зерно от колоса.

— Мельница, что
это? Строение с приспособлением для размола зерна. Показываю картинку.

— Что спросил волк?
(и все?)

-Закончился ли на
этом рассказ мужика о том, как хлеб добывать? (нет).

— Почитайте, что
посоветовал мужик волку.

— Нет. Не все. Из
муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдёт. Тогда в горячую печь
сажать.

-Покуда тесто
взойдет, устаревшее выражение. Сейчас мы говорим, пока тесто поднимется.

— Что спросил волк?
(И спечется хлеб?)

-Почитайте ответ
мужика. Что значит наешься вволю? Т.е наешься досыта.

Как вы думаете,
почему волк остался голодным?

— Чему учит нас эта
сказка?

Дискуссия учащихся.

Учащиеся
высказывают свою точку зрения по вопросу «Литературные жанры», применяя
теоретические знания.

Дети объясняют
слова, при затруднении учитель дополняет или дает свой ответ.

-Достал узелок,
развязал и принялся за еду.

Выходит из лесу
голодный волк. Видит – мужик под кустом сидит и что – то ест. Подошел к нему
волк, спрашивает:

— Ты, что ешь?

— Хлеб, —
отвечает мужик.

— А вкусный он?

— Страсть, какой
вкусный!

— Дай мне
попробовать.

— Милости прошу.

Отвечают на вопросы
учителя.

Ответ сопровождают
доказательством из  текста.

Отломил мужик
кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:

— Хотел бы я
каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!

— Ладно, —
говорит мужик, — научу тебя, где и как хлеб доставать

Уч-ся читают
отрывок

И начал он учить
волка:

— Перво –
наперво надо землю вспахать..

— Тогда и хлеб
будет?

-Нет ,брат,
погоди. Потом надо землю забороновать…

— И можно хлеб
есть? –обрадовался волк и хвостом замахал.

— Ишь ,ты, какой
скорый! Сначала надо рожь посеять.

— Тогда будет
хлеб? – облизнулся волк.

-Нет еще!
Дождись, покуда рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет,
потом заколосится, потом начнет зерном наливаться, потом зреть…

— Ох, — вздохнул
волк,- уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда я наемся
хлеба вволю?

— Где там
наешься! – говорит мужик. –Раненько еще! Сначала рожь надо сжать, потом в
снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, солнышко
просушит, вот тогда вези на ток.

— И хлеб есть буду?

— Какой
нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, на
мельницу отвезти да муки намолоть….

— И все?

— Нет. Не все.
Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет. Тогда в горячую
печь сажать.

— И спечется
хлеб?

— Ага ,спечется.
Вот тогда и наешься в вволю, — закончил мужик

Вывод: Легкого
хлеба не бывает. Чтобы хлеб появился у нас на столе нужно много трудиться.

Для достижения
какой-то цели в своей жизни, необходимо трудиться
.

Тема НОД: Пересказ белорусской народной сказки «Легкий хлеб» (в сокращении)

Программное содержание: Активизировать  словарь детей по теме «Хлеб, весенние работы»

Учить детей пересказывать текст сказки с элементами драматизации.

Развивать произвольное внимание, словесную память

Словарная работа:

Косарь человек, занимающийся заготовкой трав, используя косу.

Землю взборонить  почву разбивают на мелкие комки при помощи различных приспособлений.

Сжать рожь — срезать рожь.

Сноп  пучок срезанных колосьев ,который перевязывают веревкой.

Копна — куча снопов, т.е. все снопы складывают в копну.

Ток — место, где зерно очищают, сушат, при необходимости временно хранят.

Ход НОД

I Организационная часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного! Но сначала, вспомним о чем мы  говорили на прошлом занятии.

Д/и «Лови и отвечай»

Игра «Откуда хлеб пришел?»

Поиск соответствующего понятия

Где хлеб купили? — … (В магазине.)

А в магазин как попал? — … (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? — … (Пекут хлеб.)

Из чего? — … (Из муки.)

Из чего мука? — … (Из зерна.)

Откуда зерно? — … (Из колоса пшеницы.)

Откуда пшеница? — … (Выросла в поле.)

Кто ее посеял? — … (Хлеборобы.)

II Основная часть.

Белорусская народная сказка «Легкий хлеб» (в сокращении)

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

— Ты что ешь, человек?

— Хлеб, — отвечает косарь.

— А он вкусный?

— Да, еще какой вкусный!

— Дай мне попробовать.

— Что ж, бери.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи!

— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

— Прежде всего, надо землю вспахать…

— Тогда и хлеб будет?

— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…

— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.

— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…

— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.

— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сначала надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

— И буду хлеб есть?

— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…

— И все?

— Нет, не все. Надо муку в тесто замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь поставить.

— И спечется хлеб?

— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая.   

Косарь ему и говорит: — Не трудиться, так хлеба не добиться.

Вопросы к тексту:

1.Что делал мужик на лугу?

2. Кто вышел из леса?

3.Что спросил волк у мужика?

4. Что ответил мужик?

5.Что попросил волк у мужика?

6. Что сказал волк, когда попробовал хлеб?

7. Научил ли мужик волка хлеб добывать?

8.Что советовал мужик волку сделать, чтобы получить хлеб?

9.Что отвечал ему волк?

10. Чем закончилась сказка?

11.Скажите легко получить хлеб?

Физминутка

Зёрнышко

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)

И красавцем обернулся.
Воспитатель: Читает сказку еще раз и затем дети по цепочке пересказывают.

Д/и « Скажи ласково»

Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

 Калач — … (калачик);

 Блин -…(блинчик);

Булка — … (булочка);

Батон — …(батончик);

Пряник — …(пряничек);

Торт — … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка — …(бараночка);

Ватрушка — … (ватрушечка);

 Бублик — …(бубличек);

III Итог занятия. Чему научились? Понравилась ли сказка? Какая главная мысль сказки?

Белорусская сказка «Легкий хлеб» повествует о том, что блага нелегко достаются, что надо много трудиться, чтобы еды всегда было вдоволь.

Слово «хлеб» здесь можно понимать и как метафору, когда речь идет о собирательном образе. Хлеб — это основа жизни, пища вообще, а его наличие у человека сообщает о благосостоянии в доме.

Буханка хлеба

Ниже мы изложим вкратце содержание сказки «Легкий хлеб».

Начало

Работал один косарь на поле и присел отдохнуть. Хлеб вытащил, жует. Подошел волк, он и с ним поделился. Понравился ему хлеб. Вот и пожелал волк, чтобы и у него была всегда краюха.

Рассказал ему крестьянин, что нужно сделать, чтобы вырастить поле с ржаными колосьями. Да ведь еще мало вырастить — надо хлеб-то собрать, освободить от сора, перемолоть в муку. Вот только тогда можно тесто замешивать и хлеб печь. Итого — тяжелый труд на поле весной, летом и осенью.

Косарь и волк

Огорчился волк, что работа предстоит трудная и тяжелая, и попросил у мужика дать совет, как бы хлеб полегче добыть? Тот послал его к коню.

Конь

Захотел волк съесть коня, но тот предложил ему снять с него копыта, чтобы не сломать себе зубы. Волк согласился, полез снимать, но конь его ударил, и волк отлетел в сторону.

Гуси

Увидел волк на берегу гусей, собрался их съесть, а птицы попросили его спеть им напоследок. Пока волк, сидя на кочке, выл, гуси поднялись на крыло и улетели. Опять волку поесть не удалось.

Дед

Обозлился волк, решил съесть первого, кого встретит. Видит, идет навстречу старичок. Только собрался волк кинуться на него, тот предложил ему табачку понюхать. Как вдохнул волк дедова табачку из кисета, так расчихался, что брызнули слезы из глаз.

Баран

Последним в сказке увидел волк овечье стадо со спящим пастухом. Хотел сразу барана загрызть, а тот ему говорит: «Ты, волк, в ложбинке встань и пасть пошире раскрой, я сам туда кинусь». Волк так и сделал, а баран разбежался и глупого волка рогами забодал, вышиб дух из него.

Волк и баран

Отлежался волк, в себя пришел и засомневался — то ли он съел барана, то ли нет. Шел мимо косарь и сказал:

— Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

Еще короче

Сказка «Легкий хлеб» очень небольшая, но ее содержание можно передать еще короче, если разделить эту историю на две части.

В первой части волк отказывается от идеи самому вырастить хлеб и испечь, так как косарь рассказывает ему, что путь от хлебного зерна до каравая очень непрост, нескор и труден.

Во второй — волк, желая насытиться, по очереди нападает на коня, гусей, деда, барана, но в итоге не только остается голодным, но и оказывается глупее всех.

План сказки

По этой сказочной истории можно составить подробный план. Выглядеть он может, например, таким образом:

1. Встреча волка с косарем. Рассказ о хлебе.

2. Волк и конь.

3. Волк и гуси.

4. Волк и дед.

5. Волк и баран.

6. Мораль сказки «Легкий хлеб». Она высказана в самом конце повествования проходящим мимо волка косарем.

Укороченный план этой истории, как мы уже говорили выше, может состоять из двух частей: первая — разговор волка с косарем; вторая — волк неудачно пытается добыть себе пищу, как разбойник, то есть напав на кого-нибудь.

Смысл сказки

Животный народный эпос (например, сказки) предназначен для детской аудитории и несет воспитательную функцию. Каждое животное, выступающее как персонаж, олицетворяет какую-то черту характера, главную среди прочих. Например, лиса или ворона — это хитрость, медведь — сила и глупость, кот — сообразительность, дятел — простота, заяц — трусость, бык или козел — упрямство.

И в русских, и в белорусских, и во многих сказках других народностей волк — олицетворение грубой силы, торопливости и лени. При этом он еще бесхитростный, простой и глуповатый. Поэтому его, как правило, преследуют неудачи. В фольклорных историях этого персонажа с легкостью обводят вокруг пальца, например, лисица-сестрица, кот, Колобок.

Волк и лиса

Смысл сказки «Легкий хлеб» состоит в том, что невозможно наскоро, не думая и не трудясь, прокормиться. Волк олицетворяет здесь такого глупца и простака. Он действует, торопясь, не думая, не планируя своих действий, не заглядывая в будущее. А поскольку волка постоянно преследуют неудачи, то читатель в результате понимает, что волк — глупец и лентяй, значит, поступать следует иначе. Только последовательными, хорошо спланированными действиями, точно зная, чего хочешь добиться, и готовясь трудиться для достижения этой цели, не жалея усилий, можно чего-то достичь.

Заключение

Наконец, можно привести несколько пословиц, которые помогут лучше понять смысл сказки:

Труд нелегок, да плоды его сладкие.

Труд кормит, а лень портит.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

В этой статье мы привели содержание и смысл белорусской сказки «Легкий хлеб».

ТЕМА УРОКА: “Лёгкий хлеб” — белорусская
сказка

ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить с белорусской
сказкой. Развивать навыки выразительного и
беглого чтения. Учить выделять смысловые части,
работать со словесным и картинным планами.
Прививать навык работать самостоятельно и
контролировать себя.. Воспитывать любовь к труду
и людям труда.

ОБОРУДОВАНИЕ: слова для подготовительного
чтения, словарные слова, пословицы, словесный
план (у каждого на парте и на доске)

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГ. МОМЕНТ

РАБОТА С ЧИТАТЕЛЬСКИМИ ДНЕВНИКАМИ


  • Откройте свои читательские дневники и
    прочтите, что вы читали вчера, какие произведения
    и какого автора

ПЯТИМИНУТКА ЧТЕНИЯ


  • Работа проводится в парах читатель –
    слушатель. Один из ребят читает, а другой слушает.
    На вопрос о чём читали?- отвечает слушатель

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО. Постановка целей урока.


На доске записана пословица ХЛЕБ
– ВСЕМУ ГОЛОВА.

  • Как вы понимаете пословицу, которая записана на
    доске?
  • Путь хлеба от зерна до того, как он превратиться
    в пышные булки, очень долог. Много для этого надо
    потрудиться и хлеборобам, и людям других
    профессий. У нас в стране всегда относятся к
    хлебу с уважением. На Руси самых дорогих гостей
    встречали хлебом-солью, в знак гостеприимства и
    уважения. О хлебе написано много стихов, песен,
    картин.
  • Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой
    сказкой. А как она называется, вы узнаете, отгадав
    ребус.

ЛГИЕКЙ ХЕЛБ.

135246 79810


  • Молодцы!

ПРОЗНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ


  • Как вы думаете о чём пойдёт речь в тексте?

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

А) чтение скороговорок с различной интонацией

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку

Б) чтение трудных слов

ОБ-ЛИЗ-НУЛ-СЯ ПЕ-РЕ-КУ-ВЫР-НУЛ-СЯ
У-МО-РИЛ-СЯ ВОЗ-ВРА-ЩАЛ-СЯ
ЗА-КО-ЛО-СИТ-СЯ НЕ-ТЕР-ПЕ-ЛИ-ВЫЙ
РА-НЕНЬ-КО ОБ-МО-ЛО-ТИТЬ

В) работа со словарными словами

Уморился — устал

Покуда — когда

Сноп – связка срезанных стеблей с
колосьями

Выгон – место, где пасётся скот, пастбище

Ток – расчищенная или специально
оборудованная площадка для первичной обработки
зерна

Подкова – толстая железная пластина в
форме полукольца, прибиваемая по краям копыта
лошади, для предохранения от ударов, скольжения.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО ЦЕПОЧКЕ

  • Понравилась сказка?

ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ, ВЫБОРОЧНОЕ
ЧТЕНИЕ

Игра “Правильно или нет”

  • Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик
    под кустом сидит и что-то ест.
  • Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб
    волку не понравился.
  • Задумался волк и говорит. – Да это по мне и
    быстро и вкусно.
  • Ешь, — говорит конь, — но только в начале сдери с
    моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы
  • пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь
    стоит смирно, смирно.
  • Сел волк на кочку и стал гусям сказку
    рассказывать.
  • А на лугу овцы пасутся, и пастух рядом ходит.
  • Съесть ты его не съел, а вот лёгкого хлеба
    отведал.

ФИЗМИНУТКА

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ТЕКСТА


  • А теперь давайте составим план текста,
    посмотрите на листочки, которые лежат у вас на
    столе и расставьте цифрами порядок частей в
    прочитанном тексте. (у детей на столах листочки с
    планом текста. Им нужно расставить номера частей)
  • Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ


  • Чтение по ролям части текста, в которой волк
    разговаривает с гусями

РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ


  • На доске записаны пословицы о труде.
    Посмотрите, они рассыпались. Соберите их и
    объясните значение каждой

ДЕЛУ – ВРЕМЯ………. …ТОМУ БЕЗ ДЕЛА НЕ СИДИТСЯ
КТО ЛЮБИТ ТРУДИТЬСЯ….. …..ХЛЕБ УРОДИТЬСЯ
НЕ ПОТРУДИТЬСЯ……….. ….ПОТЕХЕ ЧАС
ХОРОШО ПОТРУДИТЬСЯ….. …ТАК И ХЛЕБА НЕ ДОБИТЬСЯ

ИТОГ УРОКА

Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни
ужин. Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый
день у нас на столе был горячий, вкусный, мягкий
хлеб. И мы должны бережно относиться к хлебу,
который растило столько рук. Не выбрасывайте
хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов

Класс: 4

Предмет: Чтение и развитие речи

Тема: Чтение и пересказ сказки « Лёгкий хлеб»

Цель: продолжить знакомство с белорусской сказкой;

— развивать навыки выразительного и беглого чтения, пересказа;

— учить выделять смысловые части, работать со словесным и

картинным планом;

— прививать навык самостоятельной работы и контроля;

— воспитывать любовь к труду и людям труда, бережное

отношение к хлебу.

Оборудование: словарные слова для подготовительного чтения, пословицы, словесный план ( у каждого на парте и на доске), картинный план, шапочки героев сказки для инсценирования , плакат «Берегите хлеб», иллюстрации к русским народным сказкам (викторина).

Методический комплект: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Ход урока.

Настрой на урок : У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов, хорошего настроения.

1. Ребята, я хочу пригласить вас на выставку рисунков ( рисунки по мотивам русских народных сказок)

— Назовите сказки, которые изобразил художник.

— Как называются эти сказки?

— Почему они называются народными?

— Чему учат эти сказки? ( добро побеждает зло)

— С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с белорусской

народной сказкой « Лёгкий хлеб».

— Но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебники по закладке.

3. Чтение скороговорки с разной интонацией и скоростью ( скороговорка напечатана на закладке) :

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спо-за ран-ку

— Как вы понимаете слово спозаранку?

4. Чтение I части текста учащимися по цепочке с последующим

пересказом.

— Как мужик рассказывал о лёгком хлебе?

— Почему волк не захотел лёгкого хлеба?

5. Чтение II части сказки учителем.

Задание: Попробовал ли волк лёгкого хлеба?

Какими словами можно охарактеризовать волка?

6. Пятиминутка подготовительного чтения

Работа со слабыми учащимися (чтение отрывка из сказки по слогам по карточке)

При-бе-жал волк к ре-ке.

— Гуси, гуси, я вас съем!

— Ешь, толь-ко сна-ча-ла спой нам песню, а мы по- слу-ша-ем.

-Сел волк на коч-ку и на-чал выть.

7. Первичная проверка понимания.

Игра «Правильно или нет?»

— Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.

— Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.

— Ешь, — говорит конь,- но только сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы.

— Пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.

— Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.

— А на лугу овцы пасутся и пастух рядом ходит.

— Съесть его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.

8. Словарная работа : выгон, подковы, лощинка, пригорок ( используются рисунки).

9. Составление плана текста .

— А теперь давайте составим план прочитанного текста. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанной сказке.

-Встреча волка с мужиком.

— Встреча волка с гусями.

— Рассказ мужика о хлебе.

— Волк и конь.

— Волк и баран.

— Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.

1. Встреча волка с мужиком.

2. Рассказ мужика о хлебе.

3. Волк и конь.

4. Встреча волка с гусями.

5. Волк и баран.

10. Физкультминутка.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь

11. Работа по плану : чтение II части сказки, пересказ по картинному

плану( на доске картинный план с фигурами героев сказки)

а) разговор волка с конём, волк и баран;

б) чтение по ролям – встреча волка с гусями.

12. Инсценирование отрывков из сказки по выбору учащихся:

волк и гуси, волк и конь, волк и баран .

( Используются маски животных)

13.Работа над пословицами

— Как вы понимаете пословицы :

«Горька порой работа, да хлеб сладок»

« Не трудиться, так хлеба не добиться»

14. Вывод: Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.

Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, мягкий хлеб. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением .

И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам, им сейчас очень трудно добывать себе корм.

15. Чтение правила : « Давайте будем беречь каждый кусочек хлеба»

16. Домашнее задание: стр. 55-56, чтение и пересказ по плану.

17. Итог урока, оценка активности учащихся.

— Какое задание на уроке вам больше всего понравилась?

— Что показалось самым интересным?

— Чему учит эта сказка?

— Всем спасибо, вы хорошо потрудились. И у вас хорошее настроение.

Жанр: бытовая сказка

Читайте краткое содержание других белорусских сказок:
«Как мужик с паном пообедал»
«Петрушка»

Главные герои сказки «Легкий хлеб» и их характеристика

  1. Мужик-косарь. Работящий, обстоятельный, смелый, трудолюбивый.
  2. Волк. Ленивый, глупый, самонадеянный.

План пересказа сказки «Легкий хлеб»

  1. Косарь на лугу
  2. Встреча с волком
  3. Как получается хлеб
  4. Волк и конь
  5. Волк и гуси
  6. Волк и старый дед
  7. Волк и баран
  8. Легкий хлеб

Кратчайшее содержание сказки «Легкий хлеб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Встретил волк косаря, и угостил тот волка вкусным хлебом.
  2. Захотел волк сам хлеб добывать, и рассказал ему косарь, как хлеб получить.
  3. Волк решил, что это очень трудно, и пошел на луг коня съесть.
  4. Конь волка копытом ударил, гуси от волка улетели, дед волка табаком угостил.
  5. Баран с разбегу волку рогами навернул и тот понять не мог, съел ли он барана.
  6. Мужик сказал, что волк легкого хлеба отведал.

Главная мысль сказки «Легкий хлеб»
Легкого хлеба не бывает, а если хочешь хорошо пообедать, надо хорошо потрудиться.

Чему учит сказка «Легкий хлеб»
Сказка учит трудолюбию, настойчивости и упорству. Учит не искать легких путей. Учит ценить и уважать чужой труд.

Отзыв на сказку «Легкий хлеб»
Мне понравилась эта сказка, в которой говорится о том, что нельзя что-то получить, не приложив для этого никаких усилий. Ничто не дается даром, все нужно заработать, даже свой кусок хлеба.

Пословицы к сказке «Легкий хлеб»
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Кто не работает, тот не ест.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
Труд кормит,  а лень портит.
На чужую работу глядя, сыт не будешь

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Легкий хлеб»
Косил мужик траву на лугу возле леса. Полдня косил, устал, сел отдохнуть. Развязал узелок, достал кусок хлеба, стал закусывать.
Вдруг из леса волк вышел. Увидел, что человек что-то ест, и давай выспрашивать, что он такое вкусное кушает. А косарь отвечает, что это хлеб, и дает волку попробовать. Волк поел хлеба, понравилось.
Пожелал тогда волк научится хлеб добывать, и стал он допытываться, как хлеб получить.
Стал мужик учить волка хлеб добывать. Надо сперва поле вспахать, потом землю взборонить и рожь посеять.
А волк торопится, все переспрашивает, когда хлеб будет. Призывает его мужик-косарь не спешить, и дальше рассказывает. Рожь должна взойти, зиму под снегом перезимовать, вырасти, зацвести, колоситься начать.
Вздохнул волк — долго ждать, зато потом можно вволю хлеба наесться.
Но косарь все продолжает. Рожь сжать надо, в снопы связать, снопы в копны поставить, а когда их солнышко просушит, на ток отвезти.
Потом нужно зерно обмолотить, на мельницу отвезти и муку намолоть. Потом муку замесить и тесто получить. А тесто в печь поставить.

Подумал волк и решил, что это слишком тяжелая работа, и стал спрашивать, как полегче себе еду найти. Посоветовал ему мужик на луг сходить, где конь пасется.
Пошел волк на луг, увидел коня и решил его съесть. А конь попросил с него подковы снять, чтобы зубы волк не поломал. Наклонился волк подковы снимать, а конь его копытами лягнул, так что волк к реке улетел. А там гуси.
Решил волк гусей съесть, а те попросили его перед смертью песню спеть. Запел волк, замахали гуси крыльями и улетели.
Решил волк съесть первого, кого встретит, и как раз навстречу старый дед идет. Хотел волк его съесть, а дед ему табачку предложил. Расчихался волк, а как прочихался, видит, что деда и след простыл.
Совсем расстроился волк, пошел дальше. Видит стадо овец, схватил барана. А баран ему и предлагает, чтобы себя не утруждать, встать внизу горки и пасть раскрыть. А он с разбегу волку прямо в пасть запрыгнет.
Послушал волк барана, встал под горкой. А баран разбежался, да как стукнет волка рогами. У волка искры из глаз посыпались, стоит он, не может понять, съел барана или нет.
А мужик-косарь его сомнения услышал и сказал, что барана волк не съел, зато легкого хлеба отведал.

  • Приемы комического в рассказах чехова
  • Придумать сказку по математике волшебная геометрия
  • Придумать сказку по математике 3 класс про цифры
  • Придумать сказку по математике 3 класс жили были числа
  • Приезд в город как пишется