Автор: Астафьев В.П. | Дата публикации: 1968 | Форма произведения: рассказ |
Жанр: автобиографический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 8 класс | Возраст: подростки | Время чтения: до 1 часа | Темы: детство, дружба, образование и воспитание, патриотизм
Главные герои: Витя — мальчик, ученик, главный герой
Второстепенные персонажи: Санька (верный друг Вити), бабушка Вити, Евгений Николаевич (учитель)
Приезд фотографа
Иллюстрация к рассказу
Однажды в середине зимы жителей сибирской деревни взволновала новость: к ним приезжает фотограф. Снимать будут не жителей, а учеников местной школы. Так как Витя и его друг Санька учились плохо, им объявили, что посадят их позади всех учеников. От обиды мальчишки пошли на обрыв кататься на санках. Домой они вернулись все в снегу, с промокшими насквозь ногами.
Болезнь Вити
Ночью у Вити так разболелись ноги, что он не мог сдерживать стонов. Что только ни делала бабушка: и растирала ноги спиртом, и кутала их в шаль покойной Витиной мамы и даже носила Витю в баню для пропарки. Но все эти мероприятия не помогли, боль не утихала. Утром пришел Санька, но Витя не смог сделать даже шага. Бабушка отругала Саньку за то, что он затеял эти катания на санках и стал причиной Витиной болезни. Тогда Санька объявил, что раз Витя не будет фотографироваться, то и его не будет на этой фотографии.
Окна, как люди
Пока Витя болел, у него было только одно развлечение – изучать окна в деревенских избах. Все окна были разными, и каждое могло бы рассказать о своем хозяине. В их избе пространство между рамами было украшено ветками рябины и брусники. Окно тетки Авдотьи – калиной, мхом, разными цветами. Посередине всего этого великолепия восседала безногая кукла. А вот у «лиходея из лиходеев» Левонтия окно было треснуто и между рамами ничего не было.
Уважение к учителям
Витю навестил учитель. Он принес фотографию, на которой не было ни Вити, ни его друга Саньки. Учитель успокаивал мальчика, но Витя знал, что его уже никогда не будет на этом фото. Бабушка пригласила учителя к столу, за чаем он рассказал ей, что кто-то привез к его дому целую кучу дров.
Так повелось, что сельчане из уважения к учителям часто «забывали» в их доме продукты, тайно чинили обувь. Учителя устраивали в местном клубе спектакли про буржуев, их всегда приглашали на все деревенские мероприятия, включая свадьбы. Они никогда не отказывали людям, но водку не пили, в отличие от местных.
Школьный дом
Раньше школа была жилой избой, которую срубил еще прадед Вити Яков. Не было там тогда ни книг, ни учебников, ни парт, а был один на всех карандаш красного цвета. С этим домом у Вити были связаны лучшие воспоминания детства, ведь он сам родился в бане, рядом с этой избой. Когда раскулачили Витиного деда Павла, всю семью выгнали на улицу. Все раскулаченные семьи тогда разбрелись по стайкам и сарайчикам, которые постепенно превратили в дома. Все их вещи были разворованы захватчиками.
Раскулачивание
За одну зиму сгорело полсела. Когда Платоновских выгоняли в первый раз, немой Кирила жил на заимке. Тогда его обманули, сказав, что выселение временное. Когда же Платоновских выселяли уже во второй раз, Кирила, примчавшись в деревню, разрубил голову оперуполномоченному. Он буйствовал до тех пор, пока его не скрутили и не передали властям. Это происшествие ускорило ссылку и выселение.
Иллюстрация к рассказу
Судьба дома
После этого Витя с другими пацанами выламывал перегородки в своем бывшем доме. Этот дом и был запечатлен на этой фотографии. Потом туда перевели правление колхоза, потом его заселили пьяницы, а потом дом опустел. В конце концов, его разобрали на дрова.
Но все это будет потом. Пока же учитель мирно разговаривал с бабушкой за чаем, а когда уходил, сказал Вите, что фотограф еще обязательно приедет. В том году Витя часто болел. Учитель часто водил ребят в лес и рассказывал им о природе. Однажды им попалась змея. Учитель, опасаясь за ребят, начал бить ее палкой. Они смотрели и не знали, что учитель в первый раз видел живую змею.
Воспоминания
Прошло много лет, но Виктор не забыл своих учителей. Сохранилась и пожелтевшая школьная фотография. Виктор всегда с улыбкой смотрит на нее, вглядываясь в лица ребят и в свой дом, где прошло его детство.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.3k
:
Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскулачивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.
В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.
Приезд фотографа в село
Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотографировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.
👦🏻Витя — рассказчик (в персонаже угадывается сам Астафьев); школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает.
Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».
👦🏼Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения.
Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.
Болезнь Вити и Санькина поддержка
Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.
👵🏻Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах.
Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.
Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячённым с маковыми головками. Под утро Витя наконец уснул и проспал до полудня.
Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотографироваться мальчик не смог: «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».
Молодая семья учителей
Через несколько дней к больному Вите зашёл Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.
👨🏻Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный.
Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.
Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.
👩🏻Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне.
Только Вити и Саньки там не было…
Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.
Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им как могли: кто за их новорождённым ребёнком присмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.
«Учителя были заводилами» в сельском клубе: учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».
Организация сельской школы
Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки, и получился большой класс.
Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии: на её фоне снялись школьники.
Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.
Память об учителях
Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо: змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.
Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…
Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.
Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».
Сюжетные линии рассказа
Жанр «Фотографии, на которой меня нет» Астафьева — рассказ, повествующий о жителях сибирской глубинки перед Великой Отечественной войной. Это автобиографическая зарисовка, из которой многое можно понять о жизни и быте простых людей. Основные темы произведения:
- человеческая судьба и память;
- дружба и доброта;
- взаимоотношения людей в трудные времена.
Поднимает автор и проблему раскулачивания, которая затронула многих жителей родного села. Он и сам лишился «родового гнезда», построенного руками прадеда.
Анализ образов
Главный персонаж произведения — Витя Потылицын. Он олицетворяет самого автора. Пересказ событий, который ведет от его имени Витя, — детские воспоминания писателя. Мальчик и его бабушка Катерина Петровна — жители деревни Овсянка. Витя после смерти родителей живет у дедушки с бабушкой и учится в местной школе. По тексту рассказа ему можно дать такую характеристику: не выказывал ни особого прилежания, ни хорошего поведения.
Екатерина Петровна — внешне суровая женщина, заботящаяся о любимом внуке. Ночь напролет ухаживает и пытается поставить Витю на ноги, чтобы он мог сфотографироваться с классом на фоне дома, где родился. У этой героини занимательная речь с разговорными выражениями и даже ругательствами, характерными для этой местности.
Санька — лучший друг главного героя, такой же непоседливый, как Витя. Это была его идея — пойти кататься на увал, поэтому он не может не поддержать заболевшего товарища. А ведь в 30-е годы сфотографироваться было действительно большим событием.
С большой любовью и уважением описывает автор еще одного героя рассказа — своего учителя Евгения Николаевича, а также его жену. Молодая чета ютится с ребенком в половине ветхого домика, но при любой возможности старается помочь школьникам. Когда ребятам уже не на чем писать, учителя занимают их познавательными прогулками. Учитель отличается не только добротой, но и смелостью. Он защищает своих учеников от змеи, встреченной в лесу.
Приезд фотографа
Среди зимы овсянскую школу взбудоражило поразительное событие — в деревню по делу приезжает городской фотограф, и фотографировать он будет не старожилов, а школьников. Взволнованные жители решают, где поселить такого важного человека, чтобы ему все понравилось, и он сделал хорошие снимки.
Можно было бы ему остановиться у пары молодых учителей, но они занимают всего лишь половину ветхого домика, да и малыш их постоянно плачет. Жители Овсянки выдвигают аргумент, что такое жилье не подходит фотографу, поэтому селят его у служащего сплавной конторы Ильи Ивановича Чехова. Этот человек происходит из семьи ссыльных, считается самым уважаемым и культурным в деревне. Такое решение устраивает весь местный люд.
Одноклассники главного героя «Фотографии, на которой меня нет» в оставшееся время строят планы, как будут фотографироваться. Они думают:
- как лучше сесть;
- кто что наденет;
- кто разместится впереди, а кто сзади.
По всему выходило, что Вите, как и его другу Саньке, даже середина не светит. Придется им располагаться в последнем ряду, как не отличившимся ни в учебе, ни в хорошем поведении, а там непонятно, будет ли их видно на снимке. Ребята хотели подраться с другими школьниками за хорошее место, но те не поддались на уловку и прогнали друзей. Витя и Санька отправились кататься на санках с очень высокого обрыва. Разгоряченные, они вывалялись в снегу и понабирали его в сапоги-катанки.
Отношение к учителям
Главный герой, его бабушка и другие жители села учителей очень уважают. Супруги, преподававшие в Витиной школе, ко всем относились с добротой. Они всегда были вежливы и никому не отказывали в помощи, в том числе ссыльным. Учитель мог утихомирить даже главного сельского лиходея Левонтия. И местные жители в ответ помогали учительской чете:
- присматривала за ребенком;
- делились продуктами;
- привозили дрова.
Обязательным считалось пригласить учителей на деревенские свадьбы, там они были очень почетными гостями. Оказывался почет им не зря. Начинала работать в школе эта молодая интеллигентная пара, когда там даже парт не было, тем более книжек и тетрадок, а отапливалось помещение угарными печами. Ребята принесли из дому табуреты и стулья и так слушали учителей, сидя кружком. Писать приходилось одним на всех красным карандашом, расположившись у подоконника, а учиться считать — на лучинах или спичках.
Евгений Николаевич, чтобы как-то помочь ученикам, придумал и организовал пункт приема утильсырья. Собирали все вместе по подворьям и чердакам тряпье и старые железки. На полученные деньги закупили не только книги, тетради, карандаши и краски, но и нитки с пуговицами для женщин, а также петушков на палочках.
Позже деревенские мужики в свободное время соорудили парты и лавки. Когда весной чистых тетрадей уже не было, учитель водил школьников на прогулки в лес и много рассказывал о природе. Автор удивляется, как много всего интересного он знал, например, из какого дерева делают бумагу и на что идет сосновая сера, но и к ребятам прислушивался, когда те рассказывали что-то свое о лесе.
История родового гнезда
Дом, в котором размещалась школа, был срублен еще прадедом Вити, он и родился в нем. Но вскоре родителей из него отселили, а прадеда раскулачили. Таких людей выгоняли просто на улицу, но родня расселяла их у себя. В деревне было полно пустых домов. Жители иногда возвращались в них, но не обживались в ожидании повторного выселения. Другие кулацкие дома занимались новыми жильцами — сельскими тунеядцами. Они быстро доводили дом до разрушения и занимали новый.
Выселение проходило безропотно, но за Витиного прадеда заступился один из жителей — глухонемой Кирила. Уполномоченный, привыкший к покорности и не ожидавший сопротивления, получил колуном по голове. Кирилу арестовали, а прадеда со всей семьей выслали в Игарку, где он почти сразу и умер. В родовой избе Виктора сначала размещалось колхозное правление, потом обитали новые жильцы. Все, что они не развалили, впоследствии перешло к школе.
Деревенские дома и окна
Автор с больши́м знанием описывает деревенские дома, а особенно их окна. По местному обычаю хозяйки утепляли и одновременно украшали окошки своих домов. Составленные композиции могли многое рассказать о характере женщин. Оконная картина, созданная бабушкой главного героя, отличалась строгой и неброской красотой. На белой вате между стеклами в горнице Катерина Петровна раскладывала несколько веточек рябины с листочками. Больше никаких излишеств не было.
В средней и крайней комнатах между рам на мох вперемешку с брусничником клались березовые угли и ворох рябины без листьев. Все это делалось не просто так:
- мох вбирает сырость;
- уголь не дает стеклам обмерзнуть;
- рябина предохраняет от угара чадящей печки.
Витя долго не мог понять, подшучивает ли над ним бабушка или вправду соблюдает народные приметы, пока, уже будучи взрослым, не прочел у писателя Александра Яшина, что рябина — первое средство от угара.
Болезнь Вити
Ночью у главного героя отчаянно разболелись ноги — он простудился, и у него обострился ревматизм. Катерина Петровна называла эту болезнь «рематизня» и считала, что она передалась мальчику от покойной мамы. Бабушка ругала и лечила внука всю ночь: растирала ноги нашатырным спиртом, поила отварами, а под утро с помощью деда парила в бане.
Ничего не помогло быстро выздороветь. Когда утром за Витей зашел Санька, чтобы идти фотографироваться, тот понял, что не может, — ноги не идут. Тогда Санька в знак солидарности решил тоже не идти, ведь он еще успеет сфотографироваться не раз в своей жизни, а друга надо поддержать. Бабушка одобрила решение друзей и пообещала позже отвезти к лучшему фотографу, но Витя все равно в мыслях был огорчен — он знал, что так на снимке не будет школы.
Мальчик проболел больше недели. Как-то его зашел навестить учитель Евгений Николаевич и принес фотографию одноклассников, сделанную на фоне его растерзанного родового гнезда.
Основная мысль
Центральную идею этого произведения можно понять из его последних строк, где автор вспоминает, как ценно для него было отношение учителя, а также каким он запомнился, — застенчивым и скромным, но всегда готовым защитить своих учеников, помочь людям и хоть как-то облегчить их жизнь. Автор желает всем, кто выберет профессию учителя, дожить до таких же почестей и надолго остаться в памяти народа.
Школьная фотография до сих пор в сохранности, хотя уже давно пожелтела, а уголки обломались. Спустя много лет писатель с теплотой думает о своих товарищах и учителях, глядя на сохранившийся снимок. В. Астафьев узнает всех ребят на нем и тех сибиряков, кто не вернулся с войны. Основная мысль, выраженная автором в рассказе: фотография — это не просто изображение, на которое интересно смотреть. Это своего рода народная летопись, история, размещенная на стенах. Историческая память складывается не только из политических событий и войн. Главное — это судьбы людей, живущих в этой стране.
Отзывы читателей
История создания «Фотографии, на которой меня нет» и сюжет рассказа не оставляют равнодушными читателей. О книге есть много положительных отзывов.
Получила от рассказа огромное удовольствие. Он небольшой и читается быстро, но долго еще не отпускает душу и заставляет размышлять. В век современных технологий радость от приезда фотографа может показаться удивительной, но 80 лет назад это было большое событие. Люди готовились, надевали лучшую одежду. Фотографии для них были не бумажками, а важными кусочками памяти.
Прочитала в интернете много рецензий на рассказ В. Астафьева и решила написать свой отзыв. В этом произведении для меня очень много трогательных моментов. Например, сквозь ругань бабушки главного героя по поводу его болезни чувствуются ее неподдельная любовь и забота. Или взять описание зимнего украшения окон. Так и встает перед глазами картинка, как мы с мамой когда-то подбирали веточки и елочные игрушки, чтобы сделать красивым пространство между стеклами. Атмосфера рассказа уютная и даже какая-то домашняя.
Наталья
На протяжении всего повествования я как будто прикасался к мимолетным, но трепетным и ярким подробностям, каждая из которых несла свой смысл. С особенным наслаждением вчитывался в говор бабушки и поражался, какой у Астафьева живой язык. Затрагивается здесь и серьезная проблематика — темные пятна истории. Особенно это касается Сибири, где живет много людей, чьи предки были ссыльными. В общем, рассказ замечательный.
Сергей
На специализированных интернет-ресурсах можно скачать рассказ полностью или в сокращении, а также прослушать аудиокнигу онлайн.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
6
Помогите ответить на вопросы по рассказу»фотография,на которой меня нет».
1)Чем для жителей села стал приезд фотографа? Какие детали поведения сельчан подтверждают ваш вывод?
2)Зачем рассказчик и Санька пошли кататься на увал? Каковы последствия этого катания?
3)Какие особенности характера бабушки проявляются в повседневной жизни? Какие детали это передают?
4)Какое время воспроизведено в рассказе? По каким приметам вы это определили?
5)Какие детали в рассказе передают отношение жителей села к учителю? В чём причина такого отношения?
6)Приведите примеры, по которым можно судить о влиянии учителя на сельчан.
7)В чём основа взаимного уважения учителя, деревенских жителей, учеников?
8)Каким запомнил своего учителя герой рассказа?
9)Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?
1 ответ:
0
0
Ответить на вопросы по произведению «Фотография, на которой меня нет» предлагаю так:
1. Приезд для жителей села фотографа стал настоящим праздником. В то время фотография еще не была столь доступным и распространенным явлением, как сейчас. Люди очень долго думали, где поселить этого человека, во что нарядить детей для фото.
2. Рассказчик и Санька отправились на увал от обиды. Им не очень-то хотелось стоять на фото в последнем ряду. В результате рассказчик заболел ревматизмом от переохлаждения.
3. Бабушка поддерживала внука, лечила его. Она понимала, насколько это событие было важным для рассказчика. Именно поэтому она решила после выздоровления отвезти паренька к лучшему фотографу.
4. Время — 30е гг. Это можно понять по описанию рассказчиком жизни учителей, их труде, небольшой истории села и истории жизни семьи рассказчика.
5. Учителей почитали и уважали. Всех эти люди могли утихомирить культурно и вежливо. Кроме того, учителя относились равно абсолютно ко всем жителям села. И было неважно, ссыльный это или нет.
6. О влиянии учителя на селян можно привести такой пример из текста: «Дядя Левонтий — лиходей из лиходеев, когда пьяный, всю посуду прибьет,
Васене фонарь привесит, ребятишек поразгонит. А как побеседовал с ним
учитель — исправился дядя Левонтий».
7. Все люди в селе были близкими. Они казались одной большой семьей, которая жила дружно и слаженно. Учителя и селяне помагали друг другу.
8. То, каким рассказчик запомнил учителя, можно дополнить цитатой из текста «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового
броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить
и улучшить людскую жизнь».
9. Рассказчику дорого то время, время обучения в школе. К тому же, на фотографии запечатлены любимые учителя — почитаемые в селе люди. И, наконец, дорого то место — малая родина рассказчика.
Читайте также
1.Рассказ так называется,потому что Дениса считали Злоумышленником.
3.Потому что,Денис он «бедный»крестьянин,а следователь «богатый»и ему трудно было понять бедного крестьянина.
4.У следователя и Дениса разный уровень,и когда Денис начал объяснять для чего ему нужна гайка,следователь сказал что можно и в магазине купить,ну или сделать самому.Так же Денис заниматься рыбалкой,а следователь,нет
5.Мне кажется,что следователю,потому что,он не знает,тех бед которые знают бедные крестьяне.
Прежде чем что-нибудь сделать-подумай
Олицетворения: снег пел, воздух замерз, зашумела роща
Сравнения: снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу
Она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда
Мельница стоит, как запаянная морозом навеки .
Он богатый помещик он сосед андрея дубровского троекуров не жалный не корыстолюбивый человек
Основная проблема «Ревизора»- это ложь, обман, взятничество.
«Фотография, на которой меня нет» — рассказ из повести В.П. Астафьева «Последний поклон». В этом произведении описана жизнь сибирского села далеких тридцатых годов. Астафьев вспоминает и описывает яркое событие из собственной жизни – приезд фотографа в сельскую школу. Краткий пересказ произведения «Фотография, на которой меня нет» — это основные события, формирующие сюжет рассказа, в сокращении. Он поможет читателю быстро подготовиться к уроку и вспомнить то, что он уже читал.
(618 слов) Приезд фотографа взбудоражил все село: где представить ему ночлег? Не нашли ничего лучшего, как поселить фотографа у Ильи Ивановича Чехова, делового, грамотного и уважаемого во всем селе человека. Там гостя смогут и разговором занять, и водкой угостить, если потребуется, и книгу дать.
Сами школьники и учителя начали размышлять о том, какие будут распорядки, как их будут фотографировать. Все сошлись на мнении, что самых прилежных учеников посадят на первый ряд, самых «плохих» — на последний. Рассказчик и его друг Санька сразу поняли, что решение это не в их пользу. Тогда они кинулись во все тяжкие: полезли в драку, пошли кататься на санках с обрыва, «с какого ни один разумный человек никогда не катался». Была зима, и главный герой сильно застудил ноги. Дело в том, что ему от матери передалось заболевание, ревматизм, и стоило ему хоть немного промочить ноги, как некий дискомфорт сразу превращался в невыносимую боль.
Сначала герой терпел, но потом не смог больше и «завыл». Бабушка проснулась, выругалась на мальчонку и стала натирать его ноги спиртом, а далее укутала их в шаль, накрыв потом теплым полушубком. Но и это не помогло, не помогли и остальные лекарства из бабушкиных склянок. Тогда решили топить баню. Бабушки и веником внука лечила, и водки с брусникой потом дала – дай бог, чтобы вылечился. Все эти процедуры так утомили героя, что он беспробудно проспал до полудня.
Пока мальчик пребывал в небытие, прибежал Санька и сказал бабушке:
«Бабушка Катерина, машину, аппарат наставили. Меня учитель послал. Бабушка Катерина!..».
Но не смог герой подняться, хотя очень хотел фотографироваться: при первой же попытке ноги его подкосились, и рухнул он на пол. Санька, видя своего друга, принял волевое решение: «Раз так, я тоже не пойду!» — заявил герой. Бабушка Катерина подбодрила мальчиков, сказав им, что отвезет их к лучшему в городе фотографу – Волкову. Но не обрадовались мальчики: аппарат у Волкова был прикручен, и не смог бы он сфотографировать школу. Тогда рассказчик залез обратно на печку и заплакал.
Мальчик не ходил в школу неделю и от скуки стал изучать подготовленные к зиме окна:
«Мох сырость засасывает. Уголек обмерзнуть стеклам не дает, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад», — объясняла бабушка замысловатое устройство.
Герой также любил смотреть на цветы, на то, как они оживают, расцветают. Всегда он хотел застать момент цветения, но никогда у него это не выходило. Ночью или на самом рассвете случалось это таинство. Бабушка стала доставать из подполья цветы, которые тянули свои листочки к свету – первый признак приходящей весны.
Однажды кто-то постучал в дверь, и бабушка Катерина, всполошившись, так как в деревне не было принято стучать в дверь, побежала открывать гостю. Эти вежливым гостем оказался школьный учитель. Войдя в дом, он справился о здоровье мальчика. Герой боязливо сидел на печке, но бабушка попросила его слезть. После того как мальчик спустился, учитель с немного печальными, и оттого добрыми глазами, сказал, что принес фотографию, на которой были все: и Васька Юшков, и Витька Касьянов, и Нинка Шахматовская, — только героя и Саньки не было, и так стало обидно от этого мальчику.
Хотя на фотографии и не было автора, она все равно стала ему дорога в качестве воспоминания об этом происшествии, о детстве и о родных людях.
В рассказе так же говорится о том, какое уважение оказывали учителям. И дрова ему подкидывали, и штаны бесплатно штопали, и детей лечили в знак благодарности. И неспроста такое уважение: учителя начинали свою деятельность с одним имеющимся в селе букварем и красным карандашом, самоотверженно вносили культуру в жизнь сельчан. Учитель – это человек, способный улучшить жизнь каждого, наставив его на верный путь.
Также описывается сельская жизнь: например, говорится о домах, которые были разделены на две части: делалось это, чтобы поселить в одном доме две семьи. Иногда теснота приводила к раздорам, и семьи выселяли. Но чаще всего все уживались и жили рука об руку, ведя одно хозяйство.
Автор: Полина Болондь