Приготовить связный рассказ о семье калашниковых о традициях и нравственных устоях царящих в ней

Обновлено: 10.01.2023

Тема: столкновение Кирибеевича и Калашникова и роль царя в их судьбах; борьба за становление чести, достоинства семьи. Идея: пока есть на Руси героические характеры, которые отстаивают правду жизни по совести, жива нравственность в народе, несмотря на произвол царской власти. Подвиг не только делает человека бессмертным, но и рождает новых героев, пробуждает в людях лучшее. Нельзя мириться с бесчестием и несправедливостью.

Нравы – законы, традиции, обычаи; Быт – повседневная жизнь, обстановка

Пир во дворце Ивана Грозного

Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Киребеевич

Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Киребеевич Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства , на защиту чести семьи, постоял за правду до конца.

Наказ Калашникова братьям После смерти отца, Калашников младшим братьям стал как отец. По обычаям так и есть – он теперь старший в семье. Братья вступаются за его честь

Бой на Москве-реке В.М. Васнецов Сцена боя А.М.Васнецов Исход боя Б . М. Кустодиев

Домашнее задание: устно ответить на вопросы 3, 4, 5 после поэмы подготовить материал к характеристике героев произведения.

Итоги урока В поэме простой человек – купец Калашников — выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с произведениями устного народного творчества»

Идейно-художественное своеобразие произведения М.Лермонтова «Песня про купца Калашникова. «

«Христианские мотивы в произведении М. Ю Лермонтова «Песня про . купца Калашникова»

Урок по изучению творчества М.Ю.Лермонтова проводился в рамках недели Православной культуры. На уроке литературы рассматривались основные христианские заповеди, традиции русской семьи, основанны.

Контрольно — измерительный материал по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе В.Я. Коровиной (ФГОС).

Квест по произведению М.Ю. Лермонтова «Песнь про. купца Калашникова»

Данный конспект квеста может использоваться при обобщении материала по произведению М.Ю. Лермонтова «Песнь про. купца Калашникова».

Кроссворд (по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова)

«Игра — путь детей к познанию мира», — писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кро.

Калашников ведёт себя в семье так, как подобало себя вести в семье мужу, отцу и брату в те далёкие времена.

Купец Калашников погиб, защищая честь своей жены, но в то же время он был при жизни и суровым мужем для Алёны Дмитревны: когда он спрашивал жену о причинах столь позднего возвращения домой из церкви, был очень строг с ней. Однако мы знаем, что в те времена были патриархальные нравы и строгий тон мужа в такой момент был оправдан. Вопросы не смутили его жену, потому что она скажет, что боится не наказания, а его «немилости», то есть холодности его, значит, Алёна Дмитревна очень любит своего мужа, дорожит его чувством. Мы понимаем, что заслуживает Степан Парамонович такой преданной любви своей жены.

Перед кулачным боем Степан Парамонович даёт наказ братьям, чтобы они, если он будет побеждён, вышли на кулачный бой с обидчиком их семьи: так люди берегли свою честь и старались поступать по совести. Братья заверяют Степана Парамоновича, что всё исполнят. Значит, все братья были так воспитаны, что имели одинаковые ценности и любили друг друга.

Таким образом, образом мы видим, что купец Калашников был достойным мужем, отцом, братом.

потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви.

Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.

Нет уз крепче этих .

Библейский идеал добродетельной жены.

Образ христианской семьи в поэме.

Образ Алены Дмитриевны

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

О красоте внешней и внутренней.

Библейские наставления жене — христианке

Уникальность образа Алены Дмитриевны — в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы .

Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать .

Образ Степана Парамоновича Калашникова

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому .

Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду — матушку .

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.

Щелкунова Светлана Александровна , учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета

2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского .- М., 2003.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Липецкая область

МБОУ СОШ №1 г. Чаплыгина в с.Ломовое

Исследовательская работа

Выполнили учащиеся 9 класса

Руководитель: Каразаева О.Н.

Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет благою наградой тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней.

(Домострой, Глава 23).

Нет уз крепче этих .

Иоанн Златоуст

Человек всегда находит самые разные “оправдания” своим поступкам, самую точную аргументацию выбора единственно верного пути. Случай часто руководит нашими помыслами , но есть сейчас и прежде были вечные критерии, которые до поры — до времени мы не имеем духовных сил и житейской мудрости признать правильным и справедливым оправданием нашей жизни.

Что это за основания? Почему они вечны и безупречны? Почему надо признать, что, пренебрегая ими, мы, может быть, лишаем себя чего-то очень важного.

Взявшись искать “идеальное”, обратимся к истокам русской литературы. Жизненная мудрость открывается героям народных сказок после суровых испытаний, чтобы создать семью , поставить дом и положить начало роду или продолжить род. Именно Семья, Дом, Любовь, приобретают символический смысл в литературе. Можно сказать, что уклад русской семьи определил характер нашей национальной культуры, в свою очередь русская культура всегда была хранительницей традиций русской семьи.

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, кормилец, защитник, учитель, готовивший себе смену, растивший достойных продолжателей рода. Женщина -хранительница домашнего очага, продолжательница рода, , учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.

Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Она раскрывает и взаимоотношения поколений, и отношения в семье.

Сам подход к этой вечной теме у писателей разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Чем руководствовался поэт при изображении семейных отношений?

Нас этот вопрос заинтересовал, и мы попытались найти ответ на него.

Для реализации целей были поставлены следующие задачи :

Изучить историю царствования Ивана Грозного.

Выделить строки, раскрывающие семейный уклад купеческой семьи.

Обозначить нравственные основы христианской семьи XVI века

Мы выбрали тему семейных отношений , потому что нам кажется эта тема актуальной, многоаспектной и увлекательной.

В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями.

Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы.

По законам Ивана Грозного опричник мог безнаказанно ограбить и разорить земца. Земец на опричника не мог даже пожаловаться. В любом споре опричник считался правым. Убить земца ничего не стоило, а поднять руку на опричника считалось тяжким преступлением.

Любой поступок и даже тяжёлое преступление сходило с рук царским любимцам. Скоро увидели, что Иоанн предает всю Россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни управы.

Нас заинтересовало: на каких основах формировалась православная семья этого периода времени? Какое место в ней занимали жена и муж?

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего.

Положение жены назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам.

Что главное в Алёне Дмитриевне, жене Степана Парамоновича: красота внешняя или внутренняя?

Уникальность образа Алены Дмитриевны — в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы .

Красивая, молодая женщина привлекла внимание царского опричника.

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать .

Алена Дмитриевна хранит в своем сердце заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака.

Домострой гл.23

Какими же были отношения жены и мужа в православной семье?

Обидчик, опозоривший жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок.

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому .

Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа быть защитником жены.

Степан Парамонович быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду — матушку .

Историческая справка: В древней Руси кулачный бой был любимым развлечением. Это было своеобразное состязание в силе, ловкости, богатырской удали.

Калашников рассматривал бой с опричником на Москве-реке как судебный поединок.

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги. А формирует эти силы семья, крепкая своими русскими православными традициями.

Читайте также:

      

  • Номенклатура микробиологических лабораторий их структура и оснащение базовой лаборатории кратко
  •   

  • Общие сведения о технологическом и диагностическом оборудовании приспособлениях и инструменте кратко
  •   

  • Особенности внешнего строения карася кратко
  •   

  • История происхождения дыни кратко
  •   

  • Проблемы средней азии кратко

В исторической поэме Лермонтова про купца Калашникова ключевой темой является тема семьи – того чистого, светлого, нравственного начала, которое помогает человеку жить, становится поддержкой и опорой.

Именно за честь семьи борется главный герой – Степан Калашников. Но в итоге она все равно разрушается из-за потери защитника и кормильца.

Образ семьи очень важен для русской литературы и культуры в целом. А Лермонтов показывает еще и связь семьи с христианскими традициями, с богом. Семья Степана Калашникова как раз такая: благочестивая и любящая. Жена и муж связаны крепкими узами, подрастают маленькие дети, дом процветает. Жена-красавица регулярно ходит в церковь, следит за хозяйством, пока муж торгует в лавке. Ничто не может разрушить такую семью изнутри, потому что для всех она представляет ценность. Но появляется человек извне, который рушит это спокойное счастье.

Опричник Кирибеевич давно заприметил жену купца, Алену Дмитриевну. Трогательно описывается, какой эффект на него производит эта женщина. В ее присутствии он сам не свой, тоскует, горюет, хочет взаимности. И все же его влечет страсть, а не любовь, потому что опричник не желает отступиться, хоть и не видит взаимности. Напротив, недоступность еще больше разжигает в нем страсть, и Кирибеевич решает прибегнуть к силе, чтобы добиться расположения Алены.

Узнав о пережитом женой позоре и насилии, Степан не может с этим смириться, ведь это прямо нанесенная ему обида. Купец хочет наказать опричника, и ему не страшно даже пойти на смерть ради этого.

Хотя за действиями Степана божья правда, он поступает так по своей воле. Купца поддерживают и младшие братья: они готовы продолжить его дело, если тот погибнет в бою с обидчиком. Узнав, что за убийство царского любимца, его ждет казнь, он мужественно принимает это.

До последних минут Степан думает о семье, просит царя позаботиться о жене и детях, дает наставления братьям. Калашников погибает, отстаивая честь и достоинство близких, в этом и заключается его подвиг ради семьи.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,

потому что муж есть глава жены, как и Христос глава церкви…

Мужья, любите своих жен,

как и Христос возлюбил Церковь и предал себе за нее.

Ефес.5,22-23,25.

Нет уз крепче этих …

Иоанн Златоуст

«Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов написал в 1837 году на Кавказе. Рукопись была направлена А.А.Краевскому для публикации, однако цензура не разрешила печатать сочинение опального поэта, и только благодаря хлопотам В.А.Жуковского поэма увидела свет, но без имени автора.

«Песня …» занимает особое место в творчестве поэта. Она интересна не только своей совершенной художественной формой, гениальной стилизацией, поэтикой фольклора и своеобразными синтаксическими конструкциями. В этом произведении Лермонтов явил свой опыт постижения сути народной жизни, национального идеала, исторически сформированного в глубинах христианского сознания.

С ранней юности творческое воображение Лермонтова волновали образы великого прошлого Отчизны, её защитники, её древние герои. Захваченный русской темой, он обращается к народному творчеству. «Как жаль, — сетует Лермонтов, — что у меня была мамушкой немка, а не русская — я не слыхал сказок народных, — в них, верно, больше поэзии, чем во всей французской литературе». Будучи необыкновенно музыкальным, поэт приходит к выводу, что народную поэзию нужно искать «нигде, как в русских песнях». Лермонтов тонко чувствует и передает мелодику и образность национальной песни в своих стихотворениях «Русская песня» 1830, «Атаман» 1831, «Песня» 1831 и др.

Образы великой России вновь и вновь возникают в его творчестве. Достаточно вспомнить стихотворения «Два великана» (1832), «Бородино» (1837), неоконченное историческое полотно «Вадим» (1834-1837гг).

Страницы русской истории, прошедших героических событий явились для Лермонтова предметом пристального внимания и изучения. Возможно, этот взгляд поэта, обращенный назад, искал и находил достойные образцы русского духа, этих чудо-богатырей, каких он не видел среди своих современников. Отсюда и известные всем с детства «горькие» строки из стихотворения «Бородино»: «Богатыри — не вы».

Эта печаль и чувство горечи у Лермонтова кроются в осознании им несоответствия былого величия России картинам современной жизни. Увидеть, пережить это и сказать правду, как бы горька она не была, — вот истинное призвание поэта. И в своем творчестве Лермонтов, как верный сын своего Отечества, продолжает утверждать высокие духовные ценности, воспевать красоту загадочной русской души, сила которой в тех деяниях и подвигах, «которые совершал и еще совершит русский человек, русский народ, как только поймет, ощутит сердцем и поверит в истину и справедливость» [ 9, 220].

Обратившись в поэме к эпохе царствования Иоанна Грозного, автор внимательно всматривается в глубину веков и отмечает исконно присущее русскому человеку правдолюбие и стремление «постоять за Правду до последнева». «Именно эта формула, эта мысль высвечивает смысловое содержание всей поэмы, является её энергетическим узлом», — писал М.М.Дунаев [ 6, 4].

Сюжет поэмы

В основе сюжета поэмы лежит событие, вероятное в 16 веке. Какие-то факты, возможно, подчеркнуты из «Истории Государства российского» Н.М.Карамзина (Х том): упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом и его жене, обесчещенной опричниками царя. Историки литературы также указывают на фольклорные памятники, которые могли быть источниками «Песни …», прежде всего — песню о Мастрюке Темрюковиче из книги Кирши Данилова (1818г.). Лермонтов во 2-ой половине 1830-х годов, в период установления дружеских связей со славянофилами ( в том числе с П.В.Киреевским) и собирателем фольклора С.А.Раевским, был, вероятно, знаком и с вариантами песни о Мастрюке, записанными Киреевским, «оттуда он заимствовал имя своего героя (дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы) [7, 410] .

В 1835-1836 годах поэт вновь побывал в Тарханах и еще раз соприкоснулся с миром давно уже ему знакомой народной поэзии, со старыми тарханскими песнями. Обращение к фольклорным источникам, к историческим, разбойничьим и лирическим народным песням позволило Лермонтову в своей поэме воссоздать характер эпохи, её быт и нравы. «Именно старинные русские песни он и вспоминал, именно они его и вдохновляли, когда он это произведение создавал… Именно так он его и назвал — песня: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», — пишет исследователь лермонтовского творчества С.А.Андреев — Кривич [3,191].

Но поэма далека от буквального воспроизведения исторического эпизода: осмысляя и творчески интерпретируя исторический материал, автор выходит за хронологические рамки повествования, для него была важна идея «Песни…».

О смысле поэмы писал В.Г.Белинский в своем первом печатном отзыве о творчестве Лермонтова: « … поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в её историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи … и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории» [5 ,23].

Некоторые современники Лермонтова связывали содержание «Песни …» с реальными событиями тех лет, в частности, со скандальной историей увоза гусаром жены московского купца; видели в «Песне …» и отражение семейной трагедии Пушкина: поэма была написана вскоре после роковой дуэли на Черной речке.

Библейский идеал добродетельной жены.

Образ христианской семьи в поэме.

Образ Алены Дмитриевны

«Песня …» и сегодня не оставляет равнодушными своих читателей: ощутимо «биение пульса» этой удивительной поэмы, волнительна встреча с её героями, внутренний мир которых свидетельствует, по выражению Белинского, о «сокровеннейших и глубочайших тайниках» народного духа.

Лермонтову удалось воссоздать необыкновенно привлекательный, светлый образ древнерусской семьи Калашниковых.

Сам Степан Парамонович, « молодой купец», «статный молодец» не только исправно ведет своё дело, у него и в доме образцовый порядок : каждый вечер его встречает «молода жена» и «накрыт дубовый стол белой скатертью».

Немногочисленные, но характерные детали и бытовые подробности «Песни» свидетельствуют о традиционном православном укладе жизни этой семьи, в которой сохраняются благочестивые обычаи предков, царит своеобразная культура древнерусского домостроительства, атмосфера священного домашнего очага. А горящая «свеча перед образом» символизирует христианское мироустроение семьи как малой церкви.

Велика в этом роль жены, хозяйки дома. Своим благоразумием, распорядительностью по хозяйству, попечением о детях, заботой о муже она делает свой дом источником добра, мира, счастья, успокоения, восстановления сил. Сюда, в свой «высокий дом» за Москву-реку устремляется каждый вечер Степан Парамонович после дневных забот и переживаний.

Образ Алены Дмитриевны восходит к библейскому идеалу добродетельной жены, жены-помощницы для мужа своего, цена которой , по слову премудрого Соломона, « выше жемчуга» (Притч. 30,10).

Положение жены как любящего и преданного мужу человека назначено ей самим Богом. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви,- пишет святой апостол Павел в послании к Ефесянам (5, 22-23). «Поминовение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми», — пишет святитель Феофан Затворник в своем толковании послания апостола Павла (7,538). А святой Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Сказавши: повинуйтеся, яко Господу — Апостол … разумеет следующее: … служите Господу …» (1,538) .

Но чтобы осознать и исполнять своё назначение, жена должна вместить в своё сердце Христа Спасителя и его святые заповеди, воплотить в своей жизни истины Евангелия, украсить свою душу нетленными добродетелями, служить «славою, венцом мужа своего» (Притч. 12,4). Именно такой образ русской женщины удалось создать Лермонтову в своей поэме.

О красоте внешней и внутренней.

Библейские наставления жене — христианке

Уникальность образа Алены Дмитриевны — в гармоничном единстве внутренних достоинств и необыкновенной внешней привлекательности:

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы

По мнению святых отцов Церкви, внешность человека может одухотворяться внутренним огнем Веры, Надежды, Любви и свидетельствовать о чистоте души, о мирном устроении духа. Алена Дмитриевна, кроткая, целомудренная, благочестивая, действительно, светит людям, « как заря на небе Божием».

Походка, взгляд, речь молодой женщины привлекли внимание царского опричника. Женская красота, совершенство внешних форм, как мы знаем из житийной и художественной литературы, может служить источником соблазна, провоцировать возникновение греховных помыслов и желаний, быть приманкой для низменных страстей.

Физически крепкий, «удалой боец», «буйный молодец», Кирибеевич лишен внутренней силы, способной победить зарождающийся в душе грех. Избалованный царской милостью, не привыкший терпеть поражение ни в битвах, ни в кулачных боях, он был побежден блудной страстью. Как разбойник, преследует опричник поздним вечером возвращающуюся из церкви Алену Дмитриевну с целью похитить то, что ему не принадлежит и принадлежать не может. Уповающий в своей жизни на власть, положение, богатство, он не жалеет при встрече с «красной красавицей» ни слов любезных, ни обещаний щедрых:

Хочешь золота или жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать …

Предлагая своей возлюбленной «сокровища земные», Кирибеевич не ведает, что в сердце её сокрыты другие богатства, иные ценности: любовь к Богу и ближнему своему, верность святым обетам, в таинстве Венчания данным, и страх Божий, т.е. боязнь греха, который разрывает связь с Богом и лишает человека Его милости.

Иногда Господь попускает врагу рода человеческого — диаволу — испытать человека, подвергнуть его искушению. «Искушением познаются истинные и верные рабы Божии и лицемеры, … кому угождаем, себе ли в миру или Богу, чью волю более почитаем, свою или Божию …», — пишет святитель Тихон Задонский [2, с 404-405].

Все действия Алены Дмитриевны направлены на преодоление этого искушения, она, как истинно верующий человек, боясь оскорбить Бога, в буквальном смысле бежит от греха, подобно святым женам, знакомым нам по житийной литературе, которые предпочитали смерть греху прелюбодеяния. Видимо, заповедь о верности семейному союзу и хранении святыни брака была записана в их сердцах «золотыми буквами»: «Вступившие в супружество должны друг друга любовь и верность хранить до конца жития. Ни муж жены, ни жена мужа не должны оставлять до смерти, но, как обещались и согласились, неразлучно пребывать до кончины» [2,834-835].

Лермонтов в своей поэме следует святоотеческой традиции, отразившей библейские наставления жене-христианке: «Обманчиво пригожество, ничтожна красота, а жена, боящаяся Господа, достойна похвалы» (Притч.30, 30-31). «Да будет украшением вашим не плетение волос, ни золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценного пред Богом (1- Петра, 3.3-4).

Интересно, что в древнерусской литературе почти не уделялось никакого внимания внешности человека, речь всегда шла о сокровенных, внутренних достоинствах. Так в «Повести о Петре и Февронии» Ермолая — Еразма не упоминается о красоте той простой девушки, которая исцелила неизлечимо больного князя и стала его женой. Постоянно говорится о её мудрости. Видимо, в Древней Русь её ценили намного выше красоты телесной.

«…Муж есть глава жены, как и Христос глава церкви…».

Образ Степана Парамоновича Калашникова

Униженная и оскорбленная на виду у «злых соседушек», Алена Дмитриевна была подвергнута гневному обличению супруга и глубоко страдала от его недоверия и подозрений, от «речей» его, «будто острый нож». Для неё, любящей и преданной жены, весь страх состоял в «немилости» мужа, своего «государя», освящавшего её жизнь, как «красно солнышко». Полная, откровенная, исповедальная искренность Алены Дмитриевны свидетельствует, что между ней и супругом нет и не может быть никакой тайны, потому что муж и жена — одно целое, «одна плоть» (Быт.2,24). Обидчик, опозорив жену, оскорбил и мужа, дерзнул покуситься на установленный Богом порядок. Грех всегда попирает правду: от эгоистических желаний избалованного человека колеблется честь и достоинство семьи.

Выслушав свою «верную жену», просящую о защите и помощи, и полностью ей доверяя, Калашников осознает, что в дом пришла «лиха беда»:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич!

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Испытание, выпавшее на долю Калашниковых, обнаружило не только добродетели жены, но и открыло способности мужа «быть всесторонним попечителем и охранителем жены [1,539], защитником, святыни брака от поругания. «…да познаем врагов наших, и научимся противу их подвизаться. Брань то научает воина Подвигу и крепчайшим делает…»,- рассуждает святитель Тихон Задонский [2,405].

Степан Парамонович, для которого настал час праведного гнева, быстро принимает решение:

Буду насмерть биться, до последних сил,

За Святую правду — матушку.

Калашников следует национальным святоотеческим традициям, «заквашенным» на евангельских истинах: «приняв во всей строгости, что жены по образу поминовения Церкви Христу Господу должны повиноваться мужам во всем, должно принять во всей строгости и обязательную для мужей любовь — в мере любви Христа Господа к Церкви. Но Господь предал Себя за Церковь, следовательно, и « мужья должны простирать свою любовь к женам до готовности жертвовать за них и самою жизнию» [1,543].

Это спокойное ощущение силы для битвы с сильным мира сего, эта решимость «постоять за правду до последнева» рождаются у Калашникова из осознания своей правоты перед Богом и народом христианским. В этом дивном образе Лермонтов воплощает лучшие черты национального характера: «Нетрудно увидеть: русский человек ради правды готов пожертвовать самой жизнью, смиренно склоняясь перед Промыслом [6,с.42].

В своей последней битве и в разговоре с царем Степан Парамонович предстоит пред самим Богом и только перед Ним ответ держит, сохраняя семейную тайну.

В последние минуты своей жизни он думает и заботится только о своих близких, унося с собой вечную Любовь, которой научила его святая вера Православная.

В 1841 году Лермонтов писал, что «у России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем». Такова вера поэта. Таков сам Лермонтов. Он вместе с Россией в ее настоящем и будущем ,как и бессмертные герои, созданные его гением.

Лермонтов заканчивает свою поэму возглашением славы народу христианскому, хранителю Святой Веры, в недрах которого поднимаются новые богатыри духа и зреют новые подвиги.

Щелкунова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ № 22 (г.Сергиев Посад)

Литература:

1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета

2. Святитель Феофан Затворник. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского .- М., 2003.

4. С.А. Андреев-Кривич. Тарханская пора. — М., 1968.

5. Э.А. Веденятина. Красота. Мешает ли она спасению? — М., 2002

6. В.Г.Белинский. Литературная критика. — М., 2005.

7. М.М.Дунаев. Православие и русская литература М., 1996 ч.II.

8. М.Ю.Лермонтов. Избранные сочинения в трех томах.- М., 1996,т.2

9. Лермонтовская энциклопедия. — М.,1981.

10. Семейная жизнь и православное воспитание .- С.-Петербург, 2006.

11. В.Ю.Троицкий. Словесность в школе. — М.,2000.


Главная

Помогите пожалуйста. Подготовить связный рассказ о семье Калашниковых; о традициях, о нравственн…



  • 0




Помогите пожалуйста. Подготовить связный рассказ о семье Калашниковых; о традициях, о нравственных устоях взаимоотношения в семье




Клим Вигряинов


Вопрос задан 18 июля 2019 в


1 — 4 классы,  

Литература.

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена


  • 1
    Ответ (-а, -ов)

    • По голосам
    • По дате



    • 0


    В сім’ї Калашнікових є традиція-вони стріляють людей кожної п’ятниці, вони живуть дружно адже бояться якщо когось розізлить то той його застрелить

    Отмена




    Филипп Баннинков


    Отвечено 18 июля 2019

    • Комментариев (0)

    Добавить

    Отмена

  • Ваш ответ

    logo

    • Помогите пожалуйста. Подготовить связный рассказ о семье Калашниковых; о традициях, о нравственных устоях взаимоотношения в семье

      • Предмет:

        Литература

      • Автор:

        dashawngarza454

      • Создано:

        3 года назад

      Знаешь ответ? Добавь его сюда!

    • russkii-yazyk
      Русский язык

      39 минут назад

      Составьте с выделенными сочетаниями слов предложения и подчеркните в них слова,

    • himiya
      Химия

      54 минут назад

      3.5. Обери оксид, ступiнь окиснення елемента в якому дорівнює +1. Укожи його назву. A Cu2OБCrO3B NOГ CO23.6. Визнач оксид, ступінь окиснення елемента в якому дорівнює +2. Укажи його назву. A Fe203Б SnO2B CuOГ P2O5​

    • istoriya
      История

      55 минут назад

      Очень срочно-70 баллов!внешняя политика россии в 1725-1762 таблицадата/место(событие)/командующий/итог​

    • geografiya
      География

      55 минут назад

      Визначити падіння і похил річки південий буг якщо висота 289м. гирло 32м. довжина 806км.
      Помогите пожалуйста даю 14 баллов

    • matematika
      Математика

      55 минут назад

      2) Завод выпустил за первую декаду месяца 1540 автомобилей, что составила 44% месячного плана. Сколько автомобилей должен по плану выпустить завод за месяц? РЕШИТЬ ДВУМЯ СПОСОБОМИ. ПРОПОРЦИЕЙ И ПО ПРАВИЛАМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ. ДАМ 50 БАЛЛОВ . СРОЧНОО​

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    zoom

    How much to ban the user?

    1 hour
    1 day

  • Приготовить связанный рассказ о семье калашниковых о традициях и нравственных устоях царящих в ней
  • Приготовить рассказ о том как животные помогают растениям размножаться опыляют цветки распространяют плоды
  • Приготовить рассказ о том как животные помогают растениям размножаться 3 класс окружающий мир
  • Приготовить рассказ о россии по карте природных зон 4 класс окружающий мир
  • Приготовить рассказ о пушкине лицеисте