Примечания к сказке о рыбаке и рыбке

Скачать обзор:

«Сказка о рыбаке и рыбке» —  один из первых текстов Пушкина, с которым знакомится ребенок. В школьном курсе в разных вариантах программы она изучается во втором или в четвертом классе. Однако зачастую этот сюжет знаком ребятишкам ещё с детского сада. К этой сказке нередко обращаются и взрослые читатели, она может быть рассмотрена на нескольких уровнях восприятия.

О чем сказка?

«Сказка о рыбаке и рыбке» — это история пожилой пары, старика и старухи, которые вели скромную жизнь, занимаясь обычными крестьянскими заботами. Они жили настолько бедно, что даже корыто у них прохудилось. Посчастливилось старику поймать волшебную золотую рыбку, которая исполняет желания.

Старик и золотая рыбка

Его жена захотела в полной мере использовать этот шанс, в ней проснулась жадность. Раз за разом она отправляла старика к морю с новыми и новыми желаниями, которые рыбка выполняла. В конце концов желание старухи вышло за пределы допустимого, и рыбка решила её проучить: старуха остается ни с чем, у разбитого корыта, как и было в начале сказки.

Подробный пересказ сюжета сказки с цитатами

«Жили-были старик со старухой у самого синего моря», — так начинается сказка Пушкина. Жилищем им служит ветхая землянка, они бедны, занимаются промыслами, старуха прядет пряжу, старик ловит рыбу. Живут они так ровно тридцать лет и три года.

Землянка — широко распространенный в разные исторические эпохи вид человеческого жилища. Его характерной особенностью является углубленность в землю, отсюда и название, отличается простотой сооружения. Землянка могла служить как постоянным жильём, так и в ременным пристанищем.

Невод — рыболовная снасть, одно из старейших орудий рыбной ловли, похож на рыболовную сеть, которая вручную закидывается в водоём

Отправился старик на рыбалку. Трижды закидывал он невод.

Первый раз приходит невод «с тиной морскою», второй — с травой, а на третий — с одною рыбкой. Но не с простою, а с золотою.

Золотая рыбка просит старика отпустить её. Удивился старик: за 33 года, что он рыбачил, ни разу не встречал он говорящих рыб. Пожалел старик рыбку и отпустил её просто так.

Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Воротившись домой, рассказал он о случившемся жене. Обругала его старуха: не мог ты у рыбки хотя бы новое корыто попросить?

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.

Отправляется старик к морю. Стал звать он рыбку из моря. Рыбка приплывает и спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?».

Говорит ей старик, что разбранила его старуха, «не дает старику мне покоя, надобно ей новое корыто».

Рыбка обещает выполнить просьбу: «Будет вам новое корыто».

Видит, море слегка разыгралось,
Стал он кликать золотую рыбку.

Чего тебе надобно, старче?

Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.

Возвращается старик домой, а старуха его пуще прежнего бранится, «выпросил новое корыто, много ли в корыте корысти». Отправляет она старика снова к морю, поклониться рыбке и выпросить новую избу.

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.

Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу.

Идет старик к морю, море помутилось. Кличет он рыбку, говорит ей, что старуха на него бранится и требует избу.

И эту просьбу рыбка выполняет. Вернувшись домой, старик видит вместо землянки избу «со светелкой, с кирпичною, беленою трубою, дубовыми, тесовыми воротами»

А старуха вновь мужа ругает, дурачиной-простофилей обзывает и заявляет:

«Не хочу быть черною крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой».

Вновь старик отправляется к морю. Море неспокойно. Кличет рыбку, говорит ей, как и раньше, что «пуще прежнего старуха вздурилась», и передает её прихоть. Рыбка отвечает ему: «Не печалься, ступай себе с богом»

Возвращается старик к старухе. Вместо дома — высокий терем, старуха барыней стала, стоит на крыльце в «дорогой собольей душегрейке» с жемчугами на шее, «перед нею усердные слуги».

Старик обращается к супруге: довольна ли она теперь. Но она на него даже внимания не обращает — отправила служить на конюшню. Не ровня он теперь ей.

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».

Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.

На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.

Спустя две недели («Неделя, другая проходит») зовет она к себе старика и велит снова отправиться к рыбке: не хочет она больше быть дворянкой, желает быть вольною царицей.

Пытался старик её урезонить: «Что ты, баба, белены объелась? Ни ступить, ни молвить не умеешь, насмешишь ты целое царство».

Да будет ли старуха его слушать? Осерчала она, что мужик стал ей перечить.

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле.

Делать нечего, старичок идет к морю. На этот раз море почернело. Рыбка приплывает. Повторяется прежний диалог. Рыбка, как и раньше, спокойно обещает, что выполнит его просьбу.

Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.

Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей

Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!

Воротившись, видит старик царские палаты. «Теперь-то твоя душенька довольна?», — спрашивает он царицу, но та на него даже не взглянула и велела прогнать. Стража с топорами стала выпроваживать старика, а народ над ним насмехается: «Поделом тебе, старый невежда».

В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;

Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.

В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна.

Проходит ещё две недели, царица завет к себе старика, посылает его вновь к рыбке: не хочет она больше быть царицей, а хочет быть владычицей морскою, жить в Окияне-море, чтобы рыбка золотая сама ей прислуживала.

Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.

Не осмелившись перечить, пришел старик к морю, а на море поднялась черная буря, ходят сердитые волны. Серчает старик на старуху, обращаясь к рыбке: «Что мне делать с проклятою бабой», и рассказывает о том, что опять запросила старуха. Рыбка в этот раз ничего не ответила, а когда вернулся старик домой, увидел, как и прежде, землянку и жену свою, сидящую у разбитого корыта.

Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

Место и время действия

Как и в народных сказках, в которых часто нет указания времени и места действия, (в тридевятом царстве, во времена оны), у А. С. Пушкина нет четкого обозначения, где и когда происходят события сказки. Но кое-что можно понять из контекста.

Старик со старухой живут у моря в небогатом селении, они являются «черными крестьянами». Старуха хочет стать столбовой, т.е. потомственной, дворянкой, чей титул передается по наследству. У нее появились крепостные слуги. Значит, события происходят в период существования крепостничества на Руси.

Крепостное право на Руси формировалось постепенно, ключевым моментом в окончательном закрепощении крестьян считается Соборное уложение 1649 года.

Главные герои и их характеристика

В сказке всего три основных персонажа – старик со старухой и золотая рыбка. Также исследователи обращают внимание на значимость образа моря и его роль в сюжете и содержании произведения.

Старик

Старик

Пожилой мужчина занимается рыбной ловлей, женат, находится под влиянием своей супруги, не смеет ей перечить и выполняет прихоти. Старик добрый, жалостливый, милосердный, он сначала отпускает пойманную рыбку, ничего от неё не требуя. Герой терпелив, слабоволен и услужлив. Он боится обидеть старуху, но в то же время испытывает неудобство, озвучивая её желания золотой рыбке, понимает, что старуха заигралась, но ему не хватает духа поставить жену на место.

Старуха

Старуха

Жена старика — властная женщина, держит мужа под каблуком, недовольна бедственным положением семьи, сварливая, эгоистичная и высокомерная. Ей нравится ощущать своё превосходство над окружающими, в том числе над собственным мужем, которого она ни во что не ставит. Чем более богатой и влиятельной становится старуха, тем с большим пренебрежением она общается с мужем, делает его своим слугой.

Золотая рыбка

Золотая рыбка

Главный волшебный персонаж предстает в образе рыбки. Она живет в море, но при этом умеет говорить на человеческом языке. Пушкин обращается к золотому цвету, подчеркивая тем самым исключительность этой героини, её благородство, происхождение и особое положение в морском мире. Она имеет власть над морем и всей природой.

Рыбка способна исполнить любое желание. Она благодарна и справедлива, с лихвой отплатила старику за свободу, исполняя всё, что он просил для старухи.  С ростом запросов старухи рыбка всё больше негодует, и лишь когда старуха возомнила себя выше всех и захотела стать влиятельней самой рыбки, чтобы та была у неё «на посылках», морская волшебница не стерпела и лишила старика и старуху всего, что им было даровано ранее.

Образ моря

Море в этой сказке многолико. Оно выступает связующим звеном между двумя мирами — волшебным и обыденным. С одной стороны, это часть окружающей среды, могучей природы, а с другой — особый, чудесный мир, представительницей которого является золотая рыбка. При каждом походе старика к морю его состояние меняется: чем больше становятся запросы старухи, тем беспокойнее морская стихия. Это реакция, отражающая настроение рыбки и её отношение к происходящему.

История создания

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана в творческий период биографии Пушкина, именуемый «Болдинской осенью», в октябре 1833 года в селе Болдино. Публикация произведения состоялась в журнале «Библиотека для чтения» в мае 1835.

Сюжет сказки позаимствован из фольклора, он не уникален, схожие сюжеты встречаются в сказках разных народов. Иногда произведение Пушкина называют авторской адаптацией русской народной сказки, имея в виду фольклорный текст «Жадная старуха».

По официальной и самой распространенной версии, источником сюжета Пушкинского произведения считают сказку «О рыбаке и её жене» западнославянских народов, живших на территории Балтии, их называют поморянами, а сказку померанской.

Литературной переработкой этого фольклорного сюжета является одноименное произведение немецких писателей братьев Гримм. В ней есть существенные отличия от Пушкина, герой ловит не золотую рыбку, а камбалу, в которую превратился заколдованный принц, а старуха в конце сказки желает стать Папой Римским.

Известно, что в черновиках Пушкина в изначальном варианте сказки о рыбаке эпизод о желании старухи стать «Римской Папой» также присутствовал. Вероятно, Александр Сергеевич отказался от этого сюжетного хода, чтобы сделать сказку близкой для российского читателя. Так в его версии появилась «владычица морская».

Чему учит

Через сюжет о золотой рыбке Пушкин показывает, что в жизни человеку очень важно ценить то, что у него есть, и уметь грамотно распоряжаться подарками судьбы, не злоупотреблять добротой других людей и чувством благодарности тех, кто тебе чем-то обязан. Типажи главных героев и модели их поведения очень часто встречаются в жизни и в наши дни, поэтому сказка остается актуальной по сей день и содержит в себе важный жизненный урок, который стоит усвоить ещё в юном возрасте.

Удача очень капризна, а чудо — большая редкость, их надо ценить и беречь. В жизни главных героев большой удачей стало появление золотой рыбки, но они не сумели грамотно воспользоваться своим шансом. Сгубила старуху жадность, а старика — покорность.

Главная мысль

Старуха не усвоила эти простые истины. Люди часто не ценят то, что имеют, недовольны своим положением, материальным состоянием, хотят большего и большего, а ведь можно быть счастливым, довольствуясь малым.

Старик и старуха тридцать три года прожили вместе в землянке, вели тихую и скромную жизнь в труде и заботах. Появление «золотой рыбки» вскрыло пороки и истинную сущность героев.

Какие темы поднимает

В сказочном сюжете Пушкин обращается к нравственным и социальным темам. Он описывает человеческие пороки и свойства характера, которые мешают человеку в жизни. Через сказку автор выводит читателя на размышления о жизненных ценностях.

Жадность и корысть

Жадность — порок, обличаемый во многих сказочных и литературных сюжетах. В сказке о «Рыбаке и рыбке» тема жадности — центральная. Повествуя о злоключениях героев, автор показывает, что жадность до добра не доводит.

Высокомерие и эгоизм

Пагубные стороны эгоизма и высокомерия также воплощены в образе старухи. Она прожила со своим мужем больше 30 лет, а, значит, это самый близкий для неё человек, но даже его она ни в грош не ставит, смотрит с высока, бранит и использует в своих целях. Золотая рыбка для неё не морская волшебница, а прислужница, исполняющая все её желания.

Слабохарактерность

Даже если человек добр и милосерден, но безволен, не способен проявить характер, он будет выглядеть жалким в глазах окружающих. Старик добрый и нежадный человек, но не может противостоять сварливой жене. Уступая зарвавшейся бабе, не пытаясь даже приструнить ее, он потакает пороку супруги, и в этом его вина.

Чувство меры

Свои желания нужно умерять, старуха оказывается безмерно жадна и эгоистична, старик выступает её антиподом, он чрезмерно услужлив и мягкотел. И то, и другое — одинаково плохо. Важно найти золотую середину. Человек должен уважать себя так же, как и окружающих, не позволять собой манипулировать, иметь стержень, но не переходить грань, не становиться высокомерным эгоистом, смотрящим на всех окружающих, как на слуг.

Проблематика

В сказке отражены социальные проблемы, в частности — семейные. На примере старика и старухи показана нездоровая модель семьи: отношения супругов сложились не по правилам.

Мужчина по традиции и по справедливости должен быть главой семьи. Его долг не только быть защитником для жены, но и отвечать за ее поведение, удерживать от легкомысленных желаний и поступков, на которые толкает женщин повышенная эмоциональность. В сказке же мы видим мужчину-подкаблучника, который оказывается во власти женского своенравия и ничего не может поделать со скверным характером своей супруги. Он все терпит и исполняет её желания. В жизни такое нередко случается.

Также в сказке звучит проблема «черни». Старуха, которая «из грязи в князи», становится лишь непомерно кичливой, ни благородства, ни воспитания она не обрела. Слуги ничуть не лучше: раболепствуют, угодничают перед ней, богатой и наделенной властью, а над стариком издеваются и смеются. Пушкин изобразил знать и низшее сословие, объединенное невежеством, грубостью и подлостью. Автор не придавал значения сословной принадлежности, он хорошо знал, что такое светская чернь.

Жанр

«Сказка о рыбаке и рыбке» относится к категории волшебных сказок, но в ней есть и элементы бытовой и поучительной сказки. Описание жизни простых людей — старика и старухи, которые тридцать три года занимаются привычным делом — рыбной ловлей и прядением — переплетается с волшебством. Оно предстает в образе золотой рыбки, рыбка обладает могуществом и дарит рыбаку все, что он у нее попросит. В сказке человек обращается с рыбкой как с могущественным покровителем, называет ее «государыня рыбка», она отвечает ему человеческим голосом, т.е. наделена человеческими чертами.

Язык и стиль

Приемы, которыми пользуется автор, характерны для сказочных сюжетов. В сказках часто числу три придается особое значение. Пушкин также использует троекратное повторение (в третий раз забросил он невод — пришел невод с золотою рыбкой). Связь с фольклором подчеркивается и использованием народных пословиц и поговорок, простонародных выражений. Например: старик, обращаясь к старухе говорит: «Что ты, баба, белены объелась?» Или, наоборот, люди смеются над стариком и говорят ему «Не садися не в свои сани». Старуха, разговаривая со стариком, называет его: «дурачина ты, простофиля».

Сказка написана в стихах образным, легким для восприятия языком. В стихах этой сказки нет рифмы, но, как и в народной поэзии, есть ритм и поэтические обороты, поэтому отсутствие рифмы совсем не заметно. Поэтический ритм образован равным количеством ударных слогов в каждой строчке, их здесь ровно четыре, не больше и не меньше. Фразы из текста легко воспринимаются, несмотря не некоторые непривычные современному читателю выражения.

Устаревшие слова в сказке (архаизмы)

В тексте есть старинные слова, требующие особого объяснения.

Невод — рыболовная сеть, которая забрасывается вручную с берега или с лодки.

Простофиля — глупый, недалёкий человек.

Корысть — материальная выгода.

Светёлка — светлая комната, которая обычно располагалась в верхней части дома

Тесовые ворота — сбитые из тонких (обтёсанных) досок.

В описании нарядов старухи, когда она стала дворянкой, используются слова : «дорогая соболья душегрейка, парчовая на маковке кичка».

Душегрейка — старинная женская верхняя одежда без рукавов, типа теплой жилетки.

Кичка — старинный головной убор, который носили замужние женщины.

Парча — дорогая ткань, т.е. парчовая кичка – головной убор солидной дамы.

Старуха, став дворянкой и обзаведясь слугами, «бьет их, за чупрун таскает».

Чупрун — прядь волос, спадающая на лоб.

Белена — ядовитое сорняковое растение. В народе называют дурь-травой. Употребление в пищу вызывает отравление и галлюцинации.

Толкать взашей — грубо выгнать, буквально — вытолкать в шею.

Экранизация

Классической экранизацией Пушкинского сюжета в советской мультипликации считается одноименный сказке мультфильм 1950 года, режиссера Михаила Цехановского по сценарию Михаила Волгина.

Ранее, в 1937 году на «Мосфильме» известным режиссером и сценаристом Александром Птушко был снят цветной мультипликационный кукольный фильм.

Более современная экранизация представлена «Союзмульфильмом» в 2003 году, режиссер мультипликационного фильма – Наталья Дабижа. Музыку для этой версии написал знаменитый композитор Геннадий Гладков.

Скачать обзор:

Недавно товарищи поделились со мною ссылкой на одно интересное видео, размещенное на просторах всемирной сети. И данное видео не оставило меня равнодушной, побудив живой интерес к более глубокому и детальному анализу упомянутого в нем произведения, одного из самых авторитетных и величайших литературных деятелей первой трети XIX столетия А.С. Пушкина, сказке “О рыбаке и рыбке”.

В свою очередь хочу заметить, что воспоминания из далекого детства о первом знакомстве с произведениями великого автора отзываются во мне невероятным потоком светлых и радостных чувств, порождающих творческий подъём в игре ярких красок воображения и мироощущения, а также потребность в расширении кругозора. В те времена, будучи еще ребенком, я полагала, что Пушкин, видимо, прекрасный мастер своего дела и попросту талантливый человек, умеющий красноречиво преподнести простую житейскую истину. Это, конечно, так, но мне и в голову не могло прийти тогда, что за гранью “простой житейской истины” величайшим автором может быть заложена необозримая глубина Знания. Знания, которое в разные времена передавалось из поколения в поколение, способное раскрыть людям тайну бытия в извечных вопросах всех времён и народов о смысле человеческого существования.

Начав свои поиски обращением к поисковику “всемирной паутины” с вопросом об анализе упомянутого выше произведения, обнаружила весьма внушительный перечень ссылок с различными толкованиями от всевозможных авторов: любителей, историков, литературоведов, научных деятелей, так называемых “пушкинистов” и пр. Что уже заставляет задуматься о том, каким образом могла породить столько будоражащих умы поисков и различных мнений “простая сказка о жадной старухе”. Да и сама история жизни поэта пронизана весьма интересными фактами и многоточиями, что, на мой взгляд, заслуживает отдельного рассмотрения, но не в рамках данной статьи.

Итак, повторюсь в том, что толкований у сказки множество и, справедливости ради, стоит заметить, что любое мнение имеет место быть. Мне же хочется привести свой анализ, выстроенный на основе Исконных Знаний, изложенных в книге “АллатРа” под авторством А. Новых. Поскольку именно в этой книге приведены и тщательно структурированы и сопоставлены единые Знания, присутствующие в человеческом обществе во все времена, в виде различных артефактов древних культур (дошедших до нашего времени), писаний, знаков и символов. Также хочу отметить, что приведенное ниже видение сформировано в группе товарищей единомышленников. Ибо, как говорится, одна голова хорошо, а в единстве наша сила)) При этом мы не претендуем на истину в последней инстанции. Наша точка зрения — всего лишь предположение. Поэтому предлагаю всем вместе окунуться в глубины прекрасного произведения и попробовать увидеть нечто большее, скрытое за простым набором букв и символов и, возможно, в комментариях к статье оставить и Ваше понимание, дорогой читатель. Тем более, что в своем анализе  мы с товарищами многих тонкостей могли попросту не заметить. Авось вместе и копнём куда поглубже)) Ну чтож, поехали!

Начнем, пожалуй, с текста самой сказки:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;

Видит, — море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не дает старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится:

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,

(Помутилося синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику мне покою:

Избу просит сварливая баба».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: изба вам уж будет».

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми вороты.

Старуха сидит под окошком,

На чем свет стоит мужа ругает.

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!

Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

Пошел старик к синему морю;

(Не спокойно синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не дает старику мне покою:

Уж не хочет быть она крестьянкой,

Хочет быть столбовою дворянкой».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом».

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она бьет их, за чупрун таскает.

Говорит старик своей старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

На него прикрикнула старуха,

На конюшне служить его послала.

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство».

Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? —

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь, поведут поневоле».

Старичок отправился к морю,

(Почернело синее море.)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей с поклоном старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей».

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! будет старуха царицей!»

Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик, — испугался!

В ноги он старухе поклонился,

Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

Ну, теперь твоя душенька довольна».

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали.

А в дверях-то стража подбежала,

Топорами чуть не изрубила.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Царедворцев за мужем посылает,

Отыскали старика, привели к ней.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках».

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Ей старик с поклоном отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка!

Что мне делать с проклятою бабой?

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою;

Чтобы жить ей в Окияне-море,

Чтобы ты сама ей служила

И была бы у ней на посылках».

Ничего не сказала рыбка,

Лишь хвостом по воде плеснула

И ушла в глубокое море.

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Начинается произведение с простого вступления, по аналогии со многими народными сказками: “Жил старик со своею старухой”. И вроде бы нет, на первый взгляд, здесь ничего отличительного, но, как замечено в приведенном в начале видео — это был бы не Пушкин! С первых строк автор дает увидеть пытливому уму некий “Код”. Итак, у нас есть — «старик» и “его старуха”. А если предположить, благодаря знаниям изложенным в книге “АЛЛАТРА”, что в данном случае приведена аналогия “старика” с понятием Личности в конструкции человека, а “старухи” с Сознанием, то далее можно проследить очень интересную цепочку.

Жили они “У самого синего моря”. Что же такое море, да еще и самое синее, при этом занимающее в сказке одну из ключевых ролей? Стоит отметить, что с тематикой воды, моря, мирового океана связано множество преданий и иносказаний разных народов мира, где зачастую тема мировых вод выступает в аналогии с миром Духовным. На что еще хочется обратить внимание — это выделенное автором “У” моря, говорящее о непосредственной близости к нему. И если далее всё также выстраивать цепочку под призмой Исконных знаний, и рассмотреть аналогию с конструкцией человека, в которой уже обозначены нами Личность и Сознание, как старик и старуха, то можно предположить, что в аналогии с морем в данном случае имеется в виду Душа человеческая, как часть Духовного мира, где Личность и Сознание находятся в непосредственной близости к ней.

И возвращаясь к цветовому обозначению моря, как “самого синего”, хочется привести цитату из книги “АллатРа”:

“… Более того, именно этой созидательной божественной женской ипостаси был присущ сине-зелёный цвет. В мифологии разных народов он олицетворял стихию воды и женского космического начала. Это особый цвет, указывающий на определённые достижения в духовных практиках. О нём подробнее я расскажу чуть позже. А сейчас лишь отмечу, что даже в традиционном представлении китайцев зелёно-синий участок цветового спектра является единым целым и обозначается иероглифами, которые совмещают значение «зелёный» и «синий».” (стр. 272)

“… Среди дополнительных ассоциативных обозначений, символизирующих её, были сикомора как «Дерево Жизни», а также символы вечной жизни — цвета зелёный и голубой, которыми, как гласили легенды, она повелевала. Последнее связано с зашифрованными знаниями о волновой природе человека и моментом духовного преображения.

Анастасия: Да, эти же цвета присутствуют, как уже упоминалось, в обозначении божественных персонажей, которые у разных народов воплощают космический порядок, воды жизни, плодовитость, Матерь-прародительницу, созидательную божественную силу женского начала. В христианской религии эти цвета присущи Богородице. Тот же ромб «Неопалимой купины», в котором размещён образ Девы Марии, тоже обозначается зелёным или голубым (синим) цветом. Это говорит о том, что передавались одни и те же основные знания из поколения в поколение, из народа в народ. Кстати говоря, есть такое старинное слово «Главка», которое древние греки в своё время позаимствовали для своей мифологии у народов, когда-то проживавших на нынешних славянских территориях, как обозначение созидательной силы божественного начала, связанного с водой, также повелевающей «зелёным и голубым цветом».” (стр. 656)

Читаем дальше: “Они жили в ветхой землянке. Ровно тридцать лет и три года.” И если, из вышесказанного, старик и старуха — это Личность и Сознание в конструкции человека, а море это — Душа, то логично предположить, что “ветхая землянка”, в которой они жили — это сосуд, материальное тело человека. Причем Душа, как море, в него не вмещается (образно), она бескрайняя, в материальном теле мы её не найдем.

Далее, на мой взгляд, идет очень интересное уточнение, с указанием на возраст упомянутых выше героев — “ровно тридцать лет и три года”. Как минимум из истории мы знаем, что это довольно-таки не простая цифра — возраст Христа. Но стоит отметить, что внушительная часть русских народных сказок, как и сама сакральная нумерология, имеет гораздо более древние корни, в отличие от христианства, как религии. Возможно и сопоставление с возрастом Христовым выбрано здесь не случайно, а больше символически. А возможно и, что обозначенная в сказке столь интересной датой, жизнь старика показывает подведение его к некоторому итогу духовного содержания, при котором ему предстоит выбор.

Интересно также отметить касаемо самой цифры 33, что в сакральном смысле она довольно-таки интересная. Но не буду углубляться в её толкование по одной простой причине, что попросту не хватает знаний в этой области.

Идём дальше: “Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу.” Давайте попробуем и далее отследить ниточку всё того же Кода, проложенного автором, на основе выстроенной нами аналогии. “Старик ловил неводом рыбу” — т.е. Личность погружалась в Душу-море, при помощи невода-инструмента для того, чтобы поймать “рыбу”. И если невод — это инструмент для погружения в Душу, то посмеем предположить, что Личность могла выполнять либо Духовные практики (ведь практика — это и есть инструмент), либо молитвы, ну или попросту жить в Диалоге с Богом, в счастье настоящего момента, нарабатывать опыт “общения” с душой, миром духовным. А что же тогда такое “рыба”? Если следовать всё той же аналогии, то в нашем видении это может быть духовная сила, опыт, полученный при соприкосновении с Душой. Опыт, который мы переносим в жизнь, применяя его уже непосредственно в дне. Но к этому в дальнейшем мы еще вернемся более подробно.

Старуха пряла свою пряжу” — прядение, пряжа, веретено, нить — а с этими аналогиями вообще всё очень интересно. Предлагаем здесь также обратиться к источнику Исконных знаний, книге “Аллатра”:

“Ригден: Замечу, что в старославянском языке слово «веретено» связано со словом «вертеть» (воронка, движение по спирали). Кстати, оно было не только у славян. Древнеиндийское слово «vartanam» тоже означает «вращение». Веретено с древности считалось в духовном понимании магическим инструментом, дарованным свыше. То есть, говоря современным языком, это условное обозначение той же молитвы, медитации, духовной практики. Прядение из нитей с помощью веретена, являлось определённым духовным символом, который знали многие народы как единение «Земли и Неба», единение человека при его скоротечной жизни с духовным небесным началом (Душой). Нить в религиозном искусстве символизировала духовную жизнь человеческую, а в глобальном смысле — символ времени, связи прошлого, настоящего и будущего. Она являлась духовной составляющей, которая объединяла всё сущее подобно нити, соединяющей вместе все жемчужины (души). У многих древних народов «Великая Мать» как раз и изображалась с прялкой в руках.”

Но получается, если пряжу пряла старуха, т.е. Сознание, то здесь как предположить можно то, что с помощью Сознания, как инструмента, Личность могла изучать свою конструкцию, мир духовный, знания о нем. Ведь та же молитва или медитация (замечу, что НЕ духовная практика) изначально выполняется с помощью сознания, это как первые шаги на пути духовного развития.

Далее вновь возвращаемся к неводу и повествованию о том, как старик закидывал его в море. Первый раз — “Пришел невод с одною тиной”, второй раз — “с травой морскою”, ну а в третий раз — “с непростою рыбкой — золотою”. Интересно еще то, что так же подмечено многими авторами в своих толкованиях анализа сказки, что невод старик забрасывал именно три раза, а не один, к примеру, или пять… Цифра три также довольно непростая в сакральном плане, и толковать ее можно под разным углом понимания. Здесь и трёхмерность материального мира, в которой мы пребываем с рождения, и триединство… Поэтому, на мой взгляд, здесь сложно привести конкретное толкование, да может быть и не нужно.

А что касается тины и травы морской — нам с товарищами пришла аналогия, что это может быть похоже на очищение. Очищение от “тины” мира трехмерного материального. А так же, еще как вариант, из собственного опыта работы с духовными Практиками, описанными в книгах А. Новых, есть понимание, что каждый раз, выполняя Практику, она протекает по-новому, но это в том случае, если выполняется она именно Духом, разотождествившись с понятием тела и сознания. А бывает и такое, что называется из разряда “сел подумать”, когда внимание застревает в играх разума и вся “Практика” так и проходит на уровне сознания и голого представления, а порой и вовсе в бесполезной борьбе, пытаясь переключить внимание от навязчивых мыслей. И здесь также можно провести аналогию в описанном опыте с “доставанием тины”.

А вот дальше обратим внимание на рыбку, не простую рыбку — золотую! Кто же она — эта рыбка, или ЧТО? Признаться, здесь наши мнения с друзьями немного разделились. Кто-то поделился аналогией, что возможно рыбка — это и есть Душа, как часть мира Духовного — моря. Мне же ближе немного другое понимание, что под образом “рыбки золотой” может быть заложено понимание СИЛЫ ДУХОВНОЙ, или как её называли издревле — “силы Аллата” (подробнее можно прочесть в книге “АЛЛАТРА”). Ведь это та сила, которая дается нам для достижения главной Цели, ради которой и приходит человек в этот мир — слияния Личности с Душой. И… которая является “строительной”  для всей окружающей нас материи, преобразуясь в “антиаллат”, в момент направления внимания Личности на достижение целей материальных. И, что интересно, опираясь и далее на Исконные знания и углубляясь в описание конструкции человека, вспоминаем, что от Души к Личности постоянно идёт поток силы Аллата, и проходит он по определенному каналу, называемому издревле “серебрянной нитью”.

Что мы имеем — старик (Личность) поймал неводом в море (Душе) рыбку. И вот здесь вновь вернувшись к образу невода нам пришла еще одна аналогия, что по сути — невод и похож на ту самую “серебряную нить”, связующее звено. Не знаю, насколько близко это понимание с идеей, заложенной автором, но ведь всё может быть))

Ещё один, на мой взгляд, интересный момент состоит в том, что в описании понятия сил Аллата, в книге “АЛЛАТРА”, мы можем увидеть, что Аллат: “в мифологии — Праматерь всего сущего, созидательное божественное женское начало, творящее, жизнедеятельное Начало, Матерь-птица, воля Бога, сила мысли Бога”. Ключевой момент — женское начало. И ведь рыбка наша в сказке точно так же представлена в образе созидательного женского начала. Да и вспомним как проиллюстрировал автор простое обращение старика к рыбке на фоне всего произведения, как он её называет: “Государыня рыбка”.

золотая рыбка

Далее по тексту: “Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: “отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп: откуплюсь чем только пожелаешь”. Так вот, возвращаясь к описанию конструкции человека, основанной на Исконных знаниях, выше мы упоминали о том, что от Души к Личности постоянно идет поток сил Аллата через серебряную нить и задача Личности сводится к тому, чтобы возвращать этот поток обратно к Душе. И в этих строках мы увидели схожую аналогию, как рыбка просится обратно в море, к Душе. И здесь как раз момент выбора для Личности — куда направить силу духовную? Обратно к Душе (в море) или на достижение внешних материальных целей?

Удивился старик, испугался: он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила.” Учитывая, что на протяжении всей сказки мы наблюдаем, что в каждом словесном обороте автором заложен смысл гораздо более глубокий, нежели буквальное восприятие, то и здесь логично предположить, что словосочетания, в частности “рыба говорила”, выступают в форме образной передачи. И, вновь обращаясь к Исконным знаниям, вспоминается упоминание о “живом языке” из передачи “Единение” на канале “Аллатра ТВ”. Что же это за живой язык? Диалог с Богом… Думаю, что каждый почувствовавший Его хотя бы раз понимает о чём идет речь. Это язык глубинных чувств. Так может старику-личности открылся этот “язык”, открылись чувства, он почувствовал духовный всплеск… И что мы видим — “испугался”, “удивился”… Знакомо? Этот вопрос адресован опять же тем, у кого имеется опыт пребывания в Духовной практике. Здесь же идет упоминание об уже знакомой нам цифре 33.

И вновь вернемся к моменту выбора, который совершает старик (Личность). И изначально этот выбор делается им в пользу Души и мира Духовного, он отпускает рыбку со словами: “Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе”.

И что мы видим дальше: “Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.” Получается Личность обратилась к Сознанию после соприкосновения с Духовным миром и начала обсуждать с сознанием полученный опыт и советоваться с ним. Но, как мы знаем из Исконных знаний, — сознание ограничено трехмерностью и всё, что касаемо мира Духовного, ему неведомо! А то, что неведомо — вызывает желание подчинить, поработить, использовать в своих целях — это законы животного мира, мира материального. Так и получилось: “Старика старуха забранила: «дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, наше-то совсем раскололось»”. Начинается с чего — “старика старуха забранила” — включилось Сознание, начало подкидывать сомнения и диктовать свои условия, а Личность его слушает! И корыто здесь выступает как символ материи, материальных благ, при этом в словах Сознания присутствует момент оправдания для Личности — “наше-то совсем раскололось”. Всё начинается с малого…

Хочется особо отметить еще один момент. Он просматривается с первых строк и тянется через всё повествование сказки. К морю идёт только старик, старуха туда ни разу не ходила… А ведь из Исконных знаний мы знаем, что связь с духовным миром есть только у Личности, Сознанию нет туда доступа, попросту потому что оно имеет совсем иную природу — ограниченную, материальную. Так и получается, что Сознание (старуха) только диктовало Личности (старику) что ему делать, а личность покорно слушала и подчинялась. Иными словами — делала выбор слушать и слушаться своё Сознание.

И дальше в сказке как раз показано, как старик (Личность) меняет своё первоначальное решение (не прельщаться силой Божьей для собственной выгоды, а отпустить ее обратно в “море”). И интересно и показательно то, что выбор этот был сделан Личностью самостоятельно, когда она не слушала свое Сознание.

Вот пошёл он к синему морю; видит — море слегка разыгралось.” Обратите внимание на то, как ведет себя море с течением сказки по мере того, как старик приходит к нему с разными просьбами. Подробнее к этому мы еще вернемся.

А что мы видим изначально, при первом обращении старика к рыбке с просьбой: “Смилуйся, государыня рыбка, разбранила меня моя старуха, не даёт старику мне покою”. Разбранила старуха, не даёт покою… Очень точно здесь прослеживается описание работы Сознания, его “приёмы”. При этом старик, обращаясь к рыбке, возможно изначально видит в этом некое “спасение”, что, попросив однажды и исполнив навязчивую просьбу своего Сознания, он обретёт покой и Сознание успокоится…. Но, как мы знаем (причём из собственного опыта), Сознание — самый большой лжец! И чем бы мы не “откупались” от его нападок, уловок, сколько бы его не слушали — ему всегда будет мало. И поблажки его только раззадоривают. Что, собственно, дальше и проиллюстрировано в тексте сказки… Но об этом немного позже.

А пока, что отвечает рыбка старику: “Не печалься, ступай себе с богом, будет вам новое корыто”. Во-первых, из слов “не печалься” можно сделать вывод, что старику-то совсем не радостно! Нет счастья в этом, он угождает своему Сознанию, но сам при этом счастья не испытывает, Личность подавлена, в печали. И этот момент прослеживается также на протяжении всей сказки и походов старика к морю. Дальше: “ступай себе с БОГОМ!” А вот здесь хочется привести цитату из любимой книги “АллатРа” (стр. 777):

Но Любовь Божия не оставляет человека даже тогда, когда он о ней забывает. Бог никогда не покидает человека, ибо Его Любовь, благодаря Душе, всегда с ним. Однако человек не всегда хочет принять эту вечную Любовь и часто сокровенное познание её откладывает на «потом», руководствуясь сиюминутными, временными желаниями смертной материи. Но у человека нет этого «потом», есть только «здесь и сейчас», в котором происходит истинное движение и выбор. Надо только открыться и довериться Богу. Не стоит терять драгоценного времени жизни.”

И еще один важный момент в словах рыбки: “будет вам новое корыто”. На мой взгляд, эти слова показывают свободу выбора. Хочешь так, это твой выбор, будет по твоему… И слова в вышеприведенной цитате из книги только подчеркивает это, что даже в такие моменты, когда человек разменивается на временные сиюминутные желания, Бог всегда с ним. И свобода выбора — это самый ценный дар, данный Богом каждому из нас. И только благодаря своему осознанному выбору мы можем вернуться к Нему.

Хорошо, что же мы видим дальше: “У старухи новое корыто, еще пуще старуха бранится”. Как раз то, о чём мы упоминали выше — механизм работы Сознания, ненасытности. Дальше — больше. При этом, добившись исполнения желания один раз, увидев, что это работает, сознание просит уже большего. И оправдывает это тем для Личности, что: “в корыте много ль корысти?”. Вроде как — это же “мелочь”…

Дальше можно пронаблюдать желания старухи по мере нарастания:

  1. корыто;
  2. избу;
  3. быть столбовою дворянкой;
  4. быть вольною царицей…

Пока остановимся на этом перечне и остальные “потребности” старухи рассмотрим после некоторого анализа.

Ну, во-первых, из приведенного перечня мы с товарищами заметили несколько корневых шаблонов работы Сознания:

  1. выживание;
  2. размножение;
  3. доминация.

Поясню. С “выживанием” у нас ассоциируется корыто, как символ каких-то материальных благ, необходимых для существования. Шаблон “размножения” здесь не выражен буквально, но мы увидели его в моменте работы над телом, “прокачки” его. Поскольку в начале статьи телом мы обозначили “ветхую землянку”, то с течением повествования в сказке и по мере желаний старухи “ветхая землянка” превращается изначально в “избу со светёлкой”, а далее уже и в терем, и в царские палаты, проводя тем самым внешний “апгрейд”. Ну и момент доминации очень ярко показан нарастанием жажды власти у старухи.

Ещё момент — невод старик уже не бросает.. Рыбу не ловит, как было сказано в начале сказки (“старик ловил неводом рыбу…”). И, если следовать аналогии, проложенной нами изначально с образом невода, то можно предположить, что здесь показано, что старик уже не использует инструменты по работе над собой, молитвы, практики он не делает, не получает новый опыт.. А только использует и расходует ту силу, которую приобрел с образом рыбки.

Но вернемся ещё к описанию доминации и жажды власти старухи. В момент, когда старуха становится “столбовой дворянкой”, что увидел старик, вернувшись к ней: “перед нею усердные слуги; она бьет их, за чупрун таскает”. Интересное упоминание про слуг, которое навело нас с товарищами на некоторые размышления относительно того, кто может быть слугами Сознания? Мы знаем, что Сознание — демон и мысли, которые мы наделяем силой своего внимания, становятся программами-демонами, шаблонами… Их можно называть как угодно. Возможно такие “демоны” и являются слугами Сознания. Но это только очередное наше предположение в рамках приведенного анализа.

Также отметим описанный автором момент того, чем “отблагодарила” старика старуха, когда, вернувшись от рыбки, он встретил её в образе дворянки: “На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала”. За достижение очередной “хочушки” Сознание отправило Личность “служить на конюшню”, как знак полной доминации Сознания и порабощения Личности. При этом, на очередное свое желание, когда старик пытается её “вразумить” и остановить: “Испугался старик, взмолился: «что ты, баба, белены объелась?”, она отвечает уже угрозами: “Ступай к морю, говорят тебе честью, не пойдешь — поведут поневоле”. Важный момент, который также натолкнул на очередные размышления… А именно, вспомнилось описание истории жизни А. Гитлера и исторических событий времён второй мировой войны, приведённых в книге А. Новых “Сэнсэй IV”, откуда хочется привести следующую цитату:

“Особенно это хорошо знал Гитлер. Он хоть в глазах обычных людей и представлял собой «непревзойдённую власть», на самом деле хорошо понимал, что его власть по сравнению с реальной властью, которой обладала элита ордена «Зелёный Дракон» — это ничто. Ему самому, ещё с детских лет, доводилось сталкиваться с проявлением оккультных сил, которые просто пугали таинственностью и могуществом своего воздействия. Гитлер был свидетелем действия этих «невидимых» сил и во время своего продвижения к власти. Он видел оккультную практику ордена «Зелёный Дракон» в действии, когда на Гитлера неоднократно совершались покушения и он, выходил из этих ситуаций необъяснимым для простых людей образом живым и невредимым. Он знал, насколько контролировали его действия. Но противостоять этой невидимой силе реальной власти могла только ещё большая сила, которая, согласно древним источникам разных народов, была либо у Шамбалы, либо в том, что люди позже назвали Граалем. Поэтому и Гитлер, и Сталин так усиленно занимались их поисками… Особенно усердствовал Гитлер. Он вообще лелеял мечту не просто вырваться из-под власти Архонтов, но и самому занять место 13-го, дабы обрести ту полноценную власть над миром, которую тот имел, вечно жить и вечно править.”

Сопоставив описания из приведённой цитаты с угрозами старухи, напрашиваются выводы, что речь может идти о магии, при этом уже в довольно серьёзной и углубленной степени. Но я не буду углубляться в мудрствования, поскольку толковать здесь можно по-разному и опять же — стоит ли…

И дальнейшее желание старухи: “Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей”. В тексте я не зря выделила словосочетание “вольною царицей”, уж больно знакомое словцо. Возвращаясь к истории, а также приведенной выше цитате об А. Гитлере и упоминании в ней о его мечте занять место 13-ого Архонта, вспоминается ещё один пласт информации, описанной в книгах А. Новых — об истории возникновения клана Архонтов и таком масштабном и значимом для них тайном обществе, как “вольные каменщики” (подробнее об этом можно прочитать в книге А. Новых “Сэнсэй IV”).

Ну что ж, чем дальше, тем интереснее… И не малое удивление я испытала, когда, анализируя информацию в интернете, в толкованиях сказки разными авторами и историю жизни поэта, наткнулась на сведения о том, что в черновиках Пушкина был найден изначальный вариант сказки “о рыбаке и рыбке”, часть которого в итоге не вошла в опубликованный текст. И что в “Гос. Публичной библиотеке СССР им. Ленина в Москве хранится черновой текст. Помимо многочисленных разночтений, в этом черновике имеется один эпизод, совершенно отсутствующий в окончательном тексте сказки. Впервые он был прочитан и опубликован С. М. Бонди в его книге „Новые страницы Пушкина“ (М., 1931)” (https://www.proza.ru/2013/04/18/1574):

»    Проходит  другая  неделя
      Вздурилась опять его  старуха:
      Отыскать мужика  приказала.
      Приводят  старика  к  царице.
      Говорит  старику старуха:
      Не хочу быть вольною царицей
      А хочу быть римскою папой
      Старик  не осмелился  перечить.
      Не дерзнул поперек слово молвить.
      Пошел он  к  синему  морю
      Видит:  бурно черное  море
      Так  и  ходят сердитые  волны
      Так  и  воют  воют  зловещим
      Стал он кликать рыбку золотую

               ———

      Добро  будет  она  Римскою  папой

               ———

      Воротился  старик  к  старухе
      Перед  ним  монастырь латинский
      На  стенах  [латинские]  монахи
      Поют  латынскую  обедню.

               ———

      Перед ним вавилонская  башня
      На самой верхней на макушке
      Сидит его старая старуха
      На старухе сарочинская  шапка
      На шапке венец латынский
      На венце [не  разб.] спица
      На спице [Строфилус] птица
      Поклонился  старик  старухе,
      Закричал он голосом громким:
      Здравствуй  ты старая баба
      Я чай твоя душенька довольна
      Отвечает глупая старуха:
      Врешь ты  пустое  городишь,
      Совсем душенька моя не довольна,
      Не  хочу я быть Римскою  папой
      А хочу быть владычицей морскою
      Чтобы жить мне в Окияне-море
      Чтобы служила [мне] рыбка  золотая
      И была бы у меня на посылках…».

Очень интересно, учитывая, что о связи Римского Папы с орденом “Вольных каменщиков” и кланом Архонтов так же приведено немало информации в книгах А. Новых (“Сэнсэй IV”). Кому интересны подробности — книги можно найти в сети в свободном доступе.

А мы в рамках нашего анализа обратим внимание на последнее желание старухи: “Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою, чтобы жить мне в Окияне-море, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках”. Как итог показан момент апогея и конечности желаний — желание высшей власти, когда достигнута очередная конечная внешняя цель, а удовлетворения от нее нет, здесь Сознанию захотелось иметь власть над силой духовной в мире духовном. Но как мы знаем из книги “АЛЛАТРА” — сознание ограничено трёхмерностью и имеет материальную природу, а духовный мир совершенно иной природы (и Личность — часть его), а вся материя создана Богом — соответственно, как она может управлять им? Ответ — никак. И доступа ей туда нет.

Какой бы власти ни добился человек в материальном мире, а самая высшая власть — это власть над самим собой… И в итоге-то, потерял старик главное — рыбку золотую, силу духовную, растратив всё, что давала она ему, на прихоти бабки-сознания, которое в итоге так и осталось ни с чем, с тленом материи, в виде разбитого корыта.

Старуха — Сознание опытное, старое в материальном мире. А Личность — по земным годам, может быть и старик, но с детской наивностью, неопытностью. Попался, поверил Сознанию, которое конкретно знает свои желания. Но в материальном мире всё конечно. Все построенные иллюзии растворились. Очень показательно здесь описывает всю суть цитата из сказки: “впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!”. Ключевое слово — не в свои. Духовному — духовное, материальному — материальное.

В продолжение вышесказанного цитата из книги “Сэнсэй II. Исконный Шамбалы”:

“Чрезмерное богатство ни к чему хорошему не приводит. Ну, потратил человек годы жизни, обманул массу людей. Ибо честно большие деньги не заработаешь. Всё строится на обмане и лжи. Ну, заработал человек очень много денег. Я не имею в виду честно заработанные зарплаты, нормальные деньги для прожиточного минимума. Это небольшие деньги. Так вот, заработал. Смотрит, а удовлетворения нет. Оказывается, чего-то не хватает. Он понимает, что ему нужна власть для того, чтобы покорить себе подобных, чтобы уже самому не выпендриваться, не сажать на себя блох с оленя и тем самым привлекать к себе внимание всей стаи, в том числе и вожака. И не сорить деньгами, как та обезьянка орешками, а захватить эту власть, стать самим вожаком. Так и появляются лидеры партий, власть имущих структур, государств. Смотрят, а власти мало. Тогда они идут на что? На то, чтобы захватить мир. И начинаются войны, агрессия, порабощения. Так рождаются Наполеоны, Сталины, Гитлеры и им подобные. Захватывают территории, расширяют границы своего государства, а удовлетворения всё равно не получают. Почему? Потому что какую бы власть человек ни имел на Земле, он никогда не получит от неё удовлетворения, так как всё равно остается рабом своих желаний. А истинная власть есть власть над самим собой.

В истории человечества есть масса примеров бессмысленности такого пути, такого глобального обмана Животного. Один из них Александр Македонский — человек, максимально реализовавший свои амбиции. Он завоевал огромные территории, создав крупнейшую монархию древности. И что в результате? В день, когда Александр Македонский стал «владыкой мира», он отдалился от всех и горько заплакал. Когда военачальники его нашли, то были удивлены, так как никогда не видели своего полководца рыдающим. А они находились с ним в самых сложных ситуациях боевых походов. Александр являлся примером мужества. Даже когда смерть была с ним совсем рядом, никто не видел на его лице следов отчаяния и безнадёжности. Поэтому военачальников терзал вопрос, что же случилось с тем, кто покорил целые народы? Его спросили об этом, и Александр поведал им причину своей печали. Оказывается, когда он победил, он понял, что проиграл. И сейчас находился в том самом месте, где задумал своё «завоевание мира». И только в этот момент он осознал, насколько всё это было бессмысленным. Ибо раньше у него были цель и путь. А сейчас ему некуда двигаться, некого завоёвывать. И он сказал: «Я чувствую внутри себя страшную пустоту, ибо проиграл главное сражение моей жизни».

Подходя к заключению, хочется вернуться к моменту, отмеченному нами в начале статьи, о том, как меняется состояние некогда самого синего моря, по мере приходов к нему старика за исполнением желаний бабки: “море слегка разыгралось; помутилося синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют”. Если море — это Душа человеческая, тогда чем же могут быть вызваны на её поверхности помутнения, почернения, бури, волны и вои…? Здесь очень уместно привести цитату из книги “АллатРа”:

“Ригден: Пожалуй, расскажу об этом более подробно. Но надо понимать, что все эти процессы происходят на уровне энергий, поэтому для лучшего восприятия я буду объяснять образными сравнениями. Итак, субличности находятся около Души, их можно представить… в виде «разумных» туманностей. С одной стороны, они близко расположены к Душе и испытывают влияние этой очень сильной антиматериальной структуры, так сказать близость «дыхания Вечности», «присутствия частицы из мира Бога». С другой стороны, субличности испытывают сильное влияние и давление плотных материальных структур Животного начала. То есть субличности находятся в зажатом состоянии между двумя мощными силами духовного и материального миров. Они постоянно испытывают это неимоверное давление с обеих сторон. Так вот, каждая субличность становится своеобразным «светофильтром» на пути осуществления связи нынешней Личности с Душой. Степень «затемнения» такого «светофильтра-субличности» зависит от накопленных в её бывшей жизни доминирующих жизненных выборов, предпочтений, чувственно-эмоциональных приоритетов.

… То, как себя чувствуют эти субличности в новой Личности — это, говоря языком религии, и есть настоящий «ад» для них. После смерти тела Личность, которая становится субличностью, приобретает свой опыт и понимание, что в действительности представляет собой материальный мир, что есть Душа и какова её важность в человеческом существе. Но в конструкции нового тела субличность уже находится в отчаянном положении скованного разума, который всё понимает, испытывает сильную чувственно-эмоциональную боль, но ничего сделать не может, в том числе и передать свой опыт новой Личности. Это равносильно тому, что тебя замкнули в теле, но это тело не служит твоему сознанию, оно не подчиняется и не делает то, что ты ему приказываешь. То есть вообще не служит тебе, живёт самопроизвольно. И ты это всё осознаёшь, но сделать ничего не можешь, только ощущаешь неимоверно жуткое давление, снова повтор тех же ошибок новой Личности и понимание своего бессилия изменить направление вектора расхода жизненной энергии.”

Отсюда можно предположить, что в тот момент, когда старик (Личность) делал выбор в пользу временных иллюзорных желаний бабки — его субличности испытывали жуткую боль, что и проиллюстрировано автором образами, происходящими на поверхности самого синего моря…

И в заключении хотелось бы заметить, что старик (Личность) хоть и остался в итоге вместе с бабкой у разбитого корыта, но ведь шанс для него не потерян. Шанс сделать главный выбор и обрести жизнь вечную, выйти из цепи перерождений. Шанс, который есть у каждого человека, пока он жив, пока он в теле. И для этого у старика остались все инструменты — у него есть невод, осталось его тело: “опять перед ним землянка”, осталось Сознание: “на пороге стоит его старуха” и всё, что нужно для жизни, в виде корыта. Остался опыт! И ведь рыбка ничего не ответила, лишь ушла в глубокое море. А это значит, что шанс есть.

 старик и золотая рыбка

P.S.: Столкнувшись с описанием истории жизни поэта, мы обнаружили интересную вещь — что сказок у Пушкина семь! Именно сказок. И все они с довольно непростым и интересным содержанием. Поэтому, возможно, проснется интерес и у Вас, дорогой читатель, посмотреть и на остальные произведения автора под призмой Исконных знаний, и, возможно, продолжить цикл статей. Ну а мы будем рады расширить области познания!

Подготовила: Евгения (Россия)

«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина невероятно поучительна и мудра. Стихотворная форма, высокий литературный язык, легкий слог искусно сочетаются с простонародным сюжетом. Еще одна особенность этой сказки заключается в ее морали. Человек всегда должен делать выбор в пользу добра – такова главная мысль этого произведения.

Сказка о старике и золотой рыбке

Краткое содержание

Приступая к анализу произведения, необходимо упомянуть о его содержании.

Сюжет сказки начинается с описания жизни старика и старухи. Бедная землянка на берегу моря и разбитое корыто – все, что нажили старики. Старик занимался ловлей рыбы, а старуха пряла пряжу. Однажды старику попалась золотая рыбка, говорящая человеческим голосом. Вопреки предложению рыбки, старик не стал брать с нее откуп и отпустил. Дома его разбранила старуха за то, что он не попросил хотя бы корыто. Старику пришлось возвратиться к морю и выполнить веление старухи.

Старик из сказки о золотой рыбке

Получив корыто, старуха на этом не успокоилась. Она пожелала новую избу, затем захотела стать столбовою дворянкой, а после – царицей. Вскоре старуха потребовала статуса морской владычицы с рыбкой в качестве прислуги. Сказка заканчивается печально: разгневанная рыбка отбирает у стариков все, и старуха вновь сидит у землянки с разбитым корытом.

Как выполнять анализ произведения

  • Очень важно обращать внимание ребенка не только на сюжет, но и на характер и поступки героев произведения.
  • Обязательно нужно делать выводы, сказать о том, что хорошо, а что плохо.
  • Анализируя произведение, важно ориентироваться не только на саму суть, но и на отдельно взятые эпизоды.

Сказка о золотой рыбке Пушкин

Характеры героев сказки

Важно упомянуть, какой был старик: добрый, милосердный, покорный, бесхитростный, неприхотливый. Он сразу же отпустил рыбку, не воспользовавшись шансом загадать желание.

Старуха, наоборот, была очень жадная, эгоистичная, злая, не способная сострадать. Ей совсем не жаль старика, она поступает только в угоду своим интересам. Став царицей, она его немедленно выгоняет в штыки – этот факт говорит о том, что она не способна ни к любви, ни к взаимопониманию. Она весьма недальновидна и глупа, поскольку считала, что ее поведение не повлечет никаких негативных последствий.

Старушка и старик из сказки о золотой рыбке

Выводы: чему учит сказка?

  • Важно не быть жадным в своих желаниях, уметь вовремя остановиться. Жажда богатства застилает глаза, делает сердце жестоким. Деньги не являются критерием счастья. Старуха раз за разом становилась злее и злее, несмотря на исполнение всех ее желаний, счастья не было.
  • Нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Это – ключ к обретению гармонии в душе и взаимоотношениях с окружающими. Только тот, кто благодарен, сможет почувствовать счастье и удовлетворение.
  • Плохая привычка – любить все даровое. Оно портит характер, приучает к безделью, отбивает желание что-то делать самому. Постоянное получение без отдачи прививает человеку потребность паразитировать на других, использовать их в своих интересах.
  • Нельзя отдавать власть самодуру, даже если этот человек – твоя жена. Старик, несмотря на то, что ничего не решал, а только подчинялся, пострадал вместе со своей женой, несмотря на свое благодеяние. Бездеятельное созерцание чужих плохих поступков так же вредно, оно расценивается как соучастие.
  • Нельзя бездумно рисковать, испытывать терпение Судьбы. Раз за разом плохие поступки могут проходить безнаказанно, однако однажды жизнь спросит за все сполна.

Сказка Пушкина о рыбаке и рыбке

Вывод

Таким образом, «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина имеет весьма глубокое содержание. Это интересное и поучительное произведение учит детей правде жизни.

  • Примечания к сказкам братьев гримм
  • Приметы русских народных сказок
  • Приметы осени для дошкольников рассказ
  • Приметы литературной сказки спящая царевна
  • Приметы литературной сказки 5 класс