Пример чудесных превращений героев русских народных сказках

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Чудесные превращения героев в русских сказкахВыполнил:
Ученик 5 «Г» класса 
М...

    1 слайд

    Чудесные превращения героев в русских сказках
    Выполнил:
    Ученик 5 «Г» класса
    МАОУ «СОШ № 76»
    Васильев Егор

  • Цель исследования: поиск, анализ и статистика чудесных превращений героев в р...

    2 слайд

    Цель исследования: поиск, анализ и статистика чудесных превращений героев в русских сказках.
    Задачи:
    -Методом опроса выделить наиболее часто встречающиеся превращения в народных сказках;
    -Проанализировать чудесные превращения в данных сказках;
    -Провести сравнительный анализ чудесных превращений;
    — Составить сводную таблицу результатов исследования.

  • Чудесные превращение в русских сказках, довольно частые явления. 
Нам стала и...

    3 слайд

    Чудесные превращение в русских сказках, довольно частые явления.
    Нам стала интересна эта тема, потому что есть много сходных и различных черт в одних и тех же на первый взгляд чудесных превращениях.

  • Методом опроса нам удалось выделить самые известные сказки, в которых присутс...

    4 слайд

    Методом опроса нам удалось выделить самые известные сказки, в которых присутствуют чудесные превращения:

  • Среди 18 опрошенных учащихся 
5-го класса:
10 человек назвали сказку «Царевна...

    5 слайд

    Среди 18 опрошенных учащихся
    5-го класса:
    10 человек назвали сказку «Царевна-лягушка» (А. Н. Афанасьева)
    5 человек – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (А.Н. Толстой)
    3 человека – «Сказка о Царе Салтане» (А.С. Пушкин)

  • Кто в кого превращается?! Царевна Лягушка = Василиса Премудрая

    6 слайд

    Кто в кого превращается?!
    Царевна Лягушка = Василиса Премудрая

  • Иванушка     =   козлёнок =      Иванушка

    7 слайд

    Иванушка = козлёнок = Иванушка

  • Князь Гвидон   =  комар  =  муха    =   шмель

    8 слайд

    Князь Гвидон = комар = муха = шмель

  • Обстоятельства превращений:«Царевна-лягушка»: Иван-царевич  уехал на пир, а л...

    9 слайд

    Обстоятельства превращений:
    «Царевна-лягушка»: Иван-царевич уехал на пир, а лягушка превратилась в Василису Премудрую и приехала вслед за мужем.
    Когда Иван-царевич сжег лягушачью шкуру, Василиса Премудрая превратилась в кукушку и улетела в окно.

  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: Иванушка попил из лужи, хотя ему сестр...

    10 слайд

    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: Иванушка попил из лужи, хотя ему сестра запретила и превратился в козленочка.

  • «Сказка о царе Салтане»: Князь Гвидон превращался в насекомых чтобы узнать ин...

    11 слайд

    «Сказка о царе Салтане»: Князь Гвидон превращался в насекомых чтобы узнать информацию.

  • Спасители:«Царевна-лягушка»: Иван сам ухудшил себе ситуацию, затронув шкуру л...

    12 слайд

    Спасители:
    «Царевна-лягушка»: Иван сам ухудшил себе ситуацию, затронув шкуру лягушки, и Василиса превратилась обратно .
    «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: отец убил колдунью и чары рассеялись, ожила Алёнушка (ведьма её утопила.)
    «Князь Гвидон»: он прилетал на пир к Салтану, жалил(кусал) людей, его превращала царевна-лебедь.

  • Превращение в русской сказкеВывод:

    13 слайд

    Превращение в русской сказке
    Вывод:

  • Спасибо за внимание!

    14 слайд

    Спасибо за внимание!


5

Какие есть примеры чудесных превращений героев в народных сказках?

11 ответов:



6



0

Вспоминаются следующие сказки:

  1. «Аленький цветочек», в этой сказке принц был превращен в страшное чудовище,
  2. «Золушка», в этой сказке тыква превратилась в карету, крысы — в лакеев,
  3. «Царевна-лягушка», в ней царевна была заколдована в лягушку.
  4. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», в этой сказке Иванушка превратился в козлёночка,
  5. «Дикие лебеди», в этой сказке братья превратились в лебедей.
  6. «Русалочка», в этой сказке Андерсена Русалочка превратилась в человека,
  7. «Карлик Нос», в этой сказке Гауфа мальчик превратился в уродливого карлика,
  8. «Щелкунчик», в этой сказке Гофмана принц был заколдован в Щелкунчика.



5



0

Примеров чудесных превращений героев в народных сказках, когда с ними чаще всего в мгновение ока, происходили удивительные метаморфозы и они становились ничем не отличимыми, от дерева, животного, оборачивались копией другого человека либо кардинально изменяли свою внешность, но всегда при этом сохраняли свою неповторимую индивидуальность, достаточно много.

Я бы разделил эти перевоплощения на две группы.

Первая — персонажи обретают иную сущность по собственной воле, например, » По щучьему веленью «, где дурачок Емеля становится добрым молодцем, » Иван-царевич и серый волк «, в какой незаменимый помощник Ивана становится то златогривым конём, то Еленой Прекрасной, или Кощей Бессмертный ( » Иван Соснович » ) из убогого маленького старичка с огромной бородой превращается во всесильного царя и колдуна в самом расцвете сил. А вторая — героев видоизменяет собственная неосторожность, непослушание или злые чары, как в сказке » Елена Премудрая » главная героиня обернулась голубкою либо в сказке » Царевна-змея » Кощей Бессмертный заколдовал королевну превратив её в малоприятное холоднокровное пресмыкающееся.



3



0

Примеры чудесных превращений героев в народных сказках следующие:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка: Иванушка — в козлёночка;

«Царевна-лягушка»: Василиса Премудрая — в лягушку;

«По щучьему веленью «: Емеля — в доброго молодца;

«Сивка-Бурка»: Иванушка — в доброго молодца;

«Белая уточка»: княгиня — в Белую уточку;

«Хитрая наука»: сын бедняка и колдун — в разных животных;

Также есть превращения и в авторских сказках:

«Каменный цветок»: хозяйка медной горы — в ящерицу.

«Аленький цветочек»: чудище — в принца.



3



0

Во многих русских народных сказках есть какое-либо чудесное превращение героев (как добрых, так и злых), в основном в различных животных. Давайте попытаемся не заглядывая в книжку вспомнить несколько сказок:

  • Царевна-лягушка: Василиса превращалась в лягушку, а когда Иван сжег кожу, обратилась кукушкой и улетела.
  • Марья Моревна — добрые молодцы обращались в птиц: орла, ворона и сокола.
  • Белая уточка — Княгиню обратили в утку.
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка — Иванушка превратился в козленка.
  • Пёрышко Финиста ясна сокола: перышко превращалось в доброго молодца.
  • Хитрая наука: колдун и ученик колдуна превращался в различных животных — птиц, лошадь, собаку, волка, рыбу.
  • Иван-крестьянский сын и чудо-юдо: чудо-юдовы жены превращались в кровать, яблоню, колодец.
  • Чудесная рубашка: добрые молодцы превращались в птиц: сокол, орел и воробей, а Иван превращался в коня.



2



0

Одной из особенностей волшебных сказок является перевоплощение героев в других живых существ или неодушевлённые объекты. Это относится и к народным, и к литературным сказкам.

Вот несколько примеров:

  • «Финист Ясный сокол»: жених Марьюшки превращается в Финиста Ясного сокола;
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка: Иванушка — в козлёночка.
  • «Снегурочка»: снегурочка — в живую девушку;
  • «Царевна-лягушка»: Василиса Премудрая — в лягушку;
  • «Белая уточка»: княгиня — в Белую уточку;
  • «Хитрая наука»: сын бедняка — в малую птичку, голубя, жеребёнка, собачку, ерша, золотое кольцо, зерно, ястреба; колдун — в волка, щуку, петуха;

» Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: жёны чудо-юда оборотились колодцем, яблонькой, мягким ковром, большущей свиньёй, чтобы погубить братьев.

В авторских сказках этот приём используется так же широко.



2



0

Список чудесных превращений состоит, в основном, из героев русских народных сказок, самые популярные герои и чудеса перевоплощения

Лягушка-царевна и Василиса Премудрая, из лягушки, которой испугался иван-царевич по ночам появлялась прекрасная девица, а в конце сказки проклятье пропало вместе с лягушачьей шкуркой

У Кощея Бессмертного было драгоценное яйцо, в котором хранилась его жизнь, тут происходит сразу несколько превращения, от иголки до селезня, жизнь Кощея, поэтому яйцо его тоже можно отнести к герою сказки

В сказке про Ивана и Серого волка, зверю ради главного героя приходилось превращаться в Елену Прекрасную

И шуточное превращение волка в бабушку в сказке про Красную шапочку



1



0

Классический пример: лягушка стала царевной, Иванушка дурачок стал добрым молодцем.



1



0

Ну, вообще-то, сначала царевна стала лягушкой.

Братец Алёнушки — Иванушка превратился в козлёнка.

В Аленьком цветочке чудище.

В Хозяйке медной горы ящерка.

Известный Полёт шмеля. Шмель-то тоже не простой.



1



0

Народные сказки с превращениями:

«Семеро братьев» — украденная дочь была превращена в золотое яйцо.

«Белая утка» — ведьма превратила княгиню в уточку.

«Смелая девушка и двенадцатирогий олень» — парень был превращён в оленя колдовством.

«Сивка-Бурка» — Иванушка превратился в доброго молодца.

Сказка «Царевна-лягушка» — Василиса Премудрая превратилась в лягушку.

«Резвый бегун Медвежий Глаз»— богатырь превратил дом в табакерку и унёс с собой из нижнего мира.

«Баба-Яга» — гребешок превращался в лес, а полотенце в речку.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — Иванушка превратился в козлёночка.

«Девять сестер» — сестры превратились в животных.

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо» — чудо-юдовы жёны превращаются в разные предметы.

«Финист Ясный сокол» — перышко превращается в доброго молодца.

«Чудесная рубашка» — добры молодцы превращались в птиц.

«Хитрая наука»— герои превращались в разных животных.

«Снегурочка» — снежная баба превратилась в живую девочку.

«Тесто богатырь» — тесто превратилось в ребёнка.



1



0

Сразу мне вспоминается сказка Царевна лягушка. Василиса Премудрая в лягушку.

Еще сказка Аленький цветочек. Чудовище в принца.

Еще Белая уточка. Княгиня превратилась в уточку. Десять сестер. Сестры в сказке превратились в животных. Сказка Дикие лебеди. Братья превратились в лебедей.

Сивка-Бурка. Иван превратился В доброго молодца. На самом дале таких сказок очень много. Все они нам знакомы с детства.



0



0

В «Сивке-бурке» Иван-дурак перевоплощался в Ивана-молодца, хотя подобных сказок много. В «Золушке» простая девочка, хлопотавшая по хозяйству, стала роскошной красавицей. В сказке «Дикие лебеди» одиннадцать братьев множество раз превращались в упомянутых лебедей. Ещё можно вспомнить царевну-лягушку, пушкинскую царевну-Лебедь.

В детстве мне особенно нравилась история про Карлика-носа, помните был такой мальчик, который однажды превратился в уродливого горбуна? Даже мать родная не признала в нем сына.

Читайте также

Рассказ Зощенко «Галоша» назван именно так, потому что именно вокруг этого нехитрого предмета и развернулось основное действие рассказа — галоша была потеряна в трамвае и чтобы ее вернуть герою предстояло посетить камеру потерянных вещей и домоуправление, а также потерять вторую галошу.

Видимо такова была судьба главного героя, потерять галошу и никакие достижения цивилизации не смогли изменить этого предначертания.

Галоша в рассказе почти новая — ей всего три сезона, она лишилась каблука, она светилась оторванным носком. У нее давно стерлась подкладка и вообще это был предмет обуви, которому место на свалке. Однако герой дорожил своей галошей, что говорить о его рачительности и даже скаредности. Хотя может быть герой просто мелочен. Впрочем, мы понимаем, что герой этого рассказа представляет собой обобщение, множества подобных персонажей реальной жизни.

Сказка Гаршина «Attalea princeps» — это история борьбы за свободу, стремления освободиться от уз.

Гордая бразильская пальма росла в теплой оранжерее, но ей хотелось обрести свободу. Она воспринимала тепличные условия в которых ее содержали как оковы, а саму оранжерею как темницу, хотя в той было и светло и тепло, и воды хватало.

Она с презрением слушала перебранку других растений о том, что кому-то не дали вдоволь воды, а кому-то и так хорошо, и призывала другие растения объединиться, чтобы вместе добыть свободу.

Пальма не знала, что ее ждет за стеклом, она пробила-таки крышу и оказалась под холодным осеннем дождем. Она замерзала и погибала, и ее срубили.

Это сказка о прекрасной мечте, исполнение которой обернулась трагедией.

Мораль сказки «Attalea princeps» в том, что не следует стремится к неизвестности. Она может оказаться куда страшней даже очень неприятной реальности. Иногда мечты наши сбываются совсем не так, как мы того хотели.

Согласно очередности вопросов учебника, нашелся вот такой симпатичный вариант примерных ответов из интернета, который мы дополним недостающими темами, например иллюстрациями и пересказом от 3-го лица с тем, чтобы иметь полную версию ГДЗ. И начнем, естественно, с вопроса о петушином пении.

Что восхитило рассказчика в петушином хоре? Что он в нем услышал? Ответ дать своими словами.

Удалось Куприну передать особое звучание петушиного пения? Найти подтверждение из текста.

Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя?

В рассказе есть строка: «...почти за пределами слуха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо». Что означают два последних слова в нем?

Существует устойчивое мнение, что проиллюстрировать этот рассказ писателя сложно. Однако, попробуйте нарисовать (подобрать иллюстрацию) к рассказу «Золотой петух», что бы вы хотели передать своим рисунком?

Но все же, если данное произведение ориентировано на учащегося 5 класса, тогда очевидными рисунками или иллюстрациями все равно станут петушки всех мастей, или, как вариант, утро и солнышко, которому радуется человек, проснувшийся от его веселых лучиков. Поэтому подборка из предполагаемых картинок выглядит следующим образом.

Как нарисовать рассказ Куприна "Золотой петух"? Какие иллюстрации сделать к рассказу?

Составьте цитатный план рассказа Куприна "Золотой петух" и перескажите его от третьего лица.

Источник найденного образца ГДЗ.

И небольшой пересказ произведения Куприна «Золотой петух» от 3-го лица (напоминалка: он, она, они).

  • Он неожиданно проснулся, затем встал, распахнул окно и уселся на подоконник. Привычных трелей скворца и дрозда не было слышно. Лишь какой-то странный и мощный звук раздавался в тиши. Мужчина вскоре понял, что это крик петухов, который нарастая и сливаясь в единой хор, скоро стал походить на оркестр. Он не мог понять о чем поют петухи, лишь окунувшись в чудесную музыку парижских «певунов», фантазия нарисовала ему дивные картины древнего Рима и образ Древнего Петуха, который властвуют над всем миром. Громкий крик этого Божества будит солнце, а затем постепенно стихает, оставляя мужчина в полном восторге от услышанного чуда пробуждения жизни.

Все это знакомо с детства и прочно засело в памчти

С первым,третьим и четвертым пунктами определилась быстро, а вот во втором,не уверена полностью, но полагаю,что это прибаутка.

1 — колыбельная

2 — прибаутка

3 — закличка

4 — скороговорка

Так как не было средств на оплату и приобретение формы

Слайд 1

Удивительные превращения сказочных героев Липина Ника , 5 ,, б “ кл . МАОУ «СОШ №36 с УИОП» г. Сыктывкара

Слайд 2

Почему в сказках так много перевоплощений героев?

Слайд 3

В кого превращался Князь Гвидон ?

Слайд 4

В комара, муху, шмеля . ( А. Пушкин, « Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди » )

Слайд 5

В кого превращался Великан-людоед из сказки Ш.Перро?

Слайд 6

В льва, мышь ( Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»)

Слайд 7

Превращения сказочных героев можно разделить на следующие группы: Превращения, которые совершил злодей Превращение в благодарность за добрые поступки Наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки Герои сами себя превращают в кого-то или во что-то для достижения своих целей

Слайд 8

Превращения, которые совершил злодей

Слайд 9

Сказка « Царевна лягушка » « Василиса Премудрая хитрей, мудрей своего отца уродилась. Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой… ». Но смелый и добрый Иван-царевич сумел освободить Василису. На помощь Иван царевичу пришли звери, в благодарность за то, что он их когда-то пожалел.

Слайд 10

Превращение в благодарность за добрые поступки

Слайд 11

В «Сказке о царе Салтане » А.С. Пушкина Царевна –Лебедь в благодарность за спасение от смерти помогла Гвидону . Князь Гвидон превращался в разных насекомых, чтобы летать за море к своему отцу. Для первого полета превратила его Царевна-Лебедь в комара, для второго — в муху. В третий раз полетел князь Гвидон в образе шмеля.

Слайд 12

» Грусть– тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца». Лебедь князю: «Вот в чем горе! Ну послушай: хочешь в море Полететь за кораблем? Будь же, князь, ты комаром». И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего. Тут он в точку уменьшился, Комаром оборотился, Полетел и запищал… » В конце сказки Царевна-Лебедь выходит замуж за своего спасителя.

Слайд 13

Наказание при помощи превращений героев, совершивших плохие поступки

Слайд 14

В этой группе сказок нет злых волшебников, но, волшебные превращения происходят. И виноваты в этом сами сказочные персонажи, так как они непослушны или совершают плохие поступки. В русской народной сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » братец не послушался сестрицу и превратился в козленочка .

Слайд 15

« Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит: — Сестрица Алёнушка , мочи нет: напьюсь я из копытца! — Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком… »

Слайд 16

Герои сами себя превращают в кого-то или во что-то для достижения своих целей

Слайд 17

« Иван крестьянский сын и чудо-юдо » « Финист Ясный сокол » Я обратила внимание на сказки, где герои сами обладают волшебными силами превращения.

Слайд 18

« Баба-Яга и Заморышек » « Снегурочка » У старика со старухою из сказки « Баба-Яга и Заморышек » не было детей. Но однажды старик встретил доброго деда, который помог им иметь детей. Для исполнения желания он посоветовал : « Я знаю, что у тебя в мыслях, ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку , что будет — сам увидишь. »

Слайд 19

Выводы: Как бы ни старались завистливые и мстительные волшебники навредить сказочным героям, у злодеев, в конце концов, ничего не получилось. Добро всегда побеждает зло. Волшебство случается только с теми, кто достоин этого. И за добро всегда отвечают добром. Некоторые персонажи в сказках поступали плохо и получили по заслугам. Опять зло в сказке не осталось безнаказанным. Сказочные герои, чтобы достичь своих целей, будь то коварных, то добрых, превращаются во что угодно.

Слайд 20

Главное! Все превращения неслучайны. Превращения помогают нам лучше понять смысл сказки, посмотреть на себя со стороны и подумать, а все ли мы делаем правильно .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Волшебство в сказках или  чудесные превращения»

                                                                    
Автор: Пашинский Павел,

ученик 2 «А» класса

Руководитель: Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных
классов

Нижневартовск

Содержание

Введение………………………………………………………………3-4

Основная часть………………………………………………………5

Раздел 1.Почему
люди верили в волшебство?
………………….5

1.       
1.Славянские боги………………………………………………….5-6
1.2.Духи……………………………………………………………….6-8

Раздел 2. 
Волшебство
……………………………………………….8

2.       
1.Какие волшебные предметы помогают героям сказок?………..8-9

2.2.Могут ли быть живые волшебные помощники?………………..9-10

2.3.Где и как герои находили этих
помощников?…………………..10-11

2.4.Какие волшебные предмет стали реальными?………………….11

Заключение…………………………………………………….……..12

Библиографический
список
…………………………………………13

Введение

Совсем недавно Россия
считалась самой читающей страной в мире, а в настоящее время очень мало детей
любят читать книги, даже сказки. Ведь проще и быстрее просмотреть мультфильм
или сказку по телевизору или поиграть в любимые игры на компьютере. Многие игры
очень жестокие, чему они могут научить детей? А вот сказок злых не бывает. Они
учат нас быть добрыми, отзывчивыми, приходить всегда на помощь друзьям и
близким. Лично я очень люблю читать книги, а особенно энциклопедии и сказки.
Много сказок я прочитал сам, или мне рассказывали мама, сестра и заметил, что в
волшебных сказках всегда чудеса исполняются при помощи волшебных помощников,
предметов, магических заклинаний. Неужели люди были такими наивными? Или это
потому, что в древние времена, когда сочинялись народные сказки люди, были
настолько безграмотными, что верили во всякие чудеса? Я заинтересовался этим и
попытался узнать все, что возможно об этих волшебных предметах и помощниках и
выдвинул следующие гипотезы:

§ 
Мистическое отношение к волшебству возникло давно во времена
язычества.

§  То,
что не поддавалось объяснению, считалось волшебством.

§ 
Люди верили в существование волшебного мира, так как были
малограмотными.

Цель
данной работы
: исследовать роль волшебства в авторских и народных сказках.

Задачи

     
Выяснить причины верования в разных богов и духов.

     
Определить значение волшебных помощников и предметов в сказках.

 Исследование сказок я начал с того, что
решил найти волшебные сказки, в которых описаны различные чудеса, и ответить на
вопросы:

1.   Почему люди
верили в волшебство?

2.   Какие волшебные
предметы помогают героям сказок?

3.   Могут ли быть
живые волшебные помощники?

    Где и как герои их находили?

4.   Какие волшебные
предмет стали реальными?

Основная часть

Раздел 1. Почему люди так верили в
волшебство?

1.1. Славянские боги

 Читая книгу «Русские легенды и
предания»  я узнал, что славяне были язычниками, то есть верили, что богов
много. Одни боги, думали славяне, добрые боги и любят людей. Другие боги – злые
и делают человеку много вреда. Так, доброе солнышко грело и освещало землю, и
славяне называли его добрым богом. Называли солнышко ещѐ Даждь-богом,
потому что оно давало людям тепло и урожай.

 Часто летом гром гремел на небе, и
сверкали молнии. Страшно тогда становилось человеку! И славяне думали, что за
тучами прячется сердитый бог Перун, который за что-нибудь гневается на людей.
Этого бога славяне очень боялись и приносили ему жертвы, чтобы он был добрее к
людям.

 Ещѐ славяне думали, что в каждом доме
живѐт бог-домовой, который заботится о том, чтобы всѐ было хорошо в
этом доме, добрых людей любит и делает им добро, а злых наказывает. Я
нашѐл таких богов, в существование которых верили славяне:

Имя бога, духа

Его предназначение

1

Белбог

воплощение
света, божество добра, удачи, счастья, блага

2

Велес

бог хозяйской мудрости

3

Дажьбог

бог солнца

4

Домовой

хранитель домашнего очага

5

Лель

бог страсти сердца людей возжигал своим ярым
пламенем

6

Леший

дух леса

7

Мокошь
(Макошь)

богиня плодородия

8

Морана (Морена)

богиня бесплодной болезненной дряхлости,
увядания жизни и смерти

9

Мороз (Карачун)

бог зимней стужи

10

Овинник

дух строений, где сушили снопы

11

Перун

творец небесного и земного огня

12

Перуница

копьеносица, одно из воплощений богини Лады

13

Сварог

верховный владыка
Вселенной, родоначальник богов

14

Святовид

божество ясного дня

15

Семаргл

земное воплощение огня, небесный посланец

16

Солнце, Звезды

Месяц,

первые божества древних славян

17

Стрибог

верховный владыка всех ветров

18

Хорс

божество лунного света

19

Чернобог

бог злоключений и бед

20

Чур

почитался покровителем     и       хранителем         границ
поземельных владений

21

Ярило

бог любви

Вывод: Значит,
получается, что славяне настолько были безграмотными, что все необъяснимые
факты и явления они приписывали богам, которых было так много, и люди их  очень
боялись.

1.2. Духи

 Также я заметил, что кроме богов наши
предки верили в разных духов. Мне стало интересно, почему действия происходят у
огромного дуба, который стоит у воды,  на берегу моря, озера
обитает вся сказочная сила? Почему и лес полон чудес, и по воздуху колдун летает?

Древние люди весь окружающий мир
населяли духами, с которыми очень хотели наладить хорошие отношения. Они
считали, что и в небе и под землей тоже было много духов. Высокие
мощные деревья соединяли Средний мир, где жили люди со своими домашними
животными, с Верхним, небесным миром, где находились небесные
светила и стихии
, которыми человек не умел управлять, и Нижним миром,
где жили подземные звери и духи (так как корни дерева уходили под
землю). Каждому миру соответствовали свои животные:

Верхнему миру – птицы

Среднему миру – домашние и дикие животные

Нижнему миру – змеи, лягушки, рыбы

Особенно опасными
человек в период древности считал лес и воду (озера, моря, реки).
Он считал, что там обитали духи, которым надо было приносить подарки – жертвы,
чтобы не погибнуть на охоте и рыбалке и прийти с добычей. Поэтому для них любая
дорога, которая вела от дома – представляла собой определенную опасность,
потому, что она вела или через лес, или мимо реки, то есть в какой-то «другой»
мир. Дремучий лес – это очень страшный, заколдованный лес. Это граница между
царством людей и царством мертвых. Там живет Баба Яга – она всегда живет на
границе. Баба-яга бывает и в живом, и в мертвом мире. У неѐ есть 
помощники. А значит, она всѐ обо всѐм знает.

 Ещѐ
я узнал, что главный хозяин, царь леса – это Леший (Лесной царь, Лесовик). Он
мог принимать любой размер, превращаться в любого дикого зверя и птицу,
представать в виде коня или ветра, встречаться в виде старика с длинными
волосами и бесконечной зелѐной бородой. Подруга, жена Лешего, называется
Лешачиха, Кикимора. (Хотя Кикиморой считается и жена Домового). Кики –
Мора: Кики – от «кикать», что означает кричать (о птицах) и громко плакать (о
людях), Мора – это женский дух. В человеческом (женском) облике кикиморы
(лешачихи), живущей в лесу, есть черты и Бабы-Яги, и русалки, то есть и
лесного, и водяного духа. Она может быть и безобразно уродливой, и
привлекательной. Кикимору, которая, по поверьям, обитает в доме, часто
представляют в виде огромной курицы или чѐрной кошки. (Кикарика – это и
крик петуха, и сам петух). Основное занятие еѐ в доме, как и у Бабы-Яги —
прядение: она прядет, определяя продолжительность жизни членов семьи. Кроме
Лешего и Кикиморы люди верили в Моховика (Мохового – самого маленького по
размерам лесовика, т. е. лесного духа, обитающего среди мха) и Подкустовника –
лесного духа, обитающего в кустарнике и стерегущего ягоды).  Также в русских сказках хозяйкой леса,
повелительницей зверей и птиц выступает Баба-Яга. 

 Ещѐ я узнал, почему кот ходит по
цепи кругом и говорит сказки. Оказывается, из всех домашних животных кот всегда
считался не просто умным, но связанным с миром предков. Не случайно жену
домового, кикимору, представляли в виде большой чѐрной кошки. Не
случайно, заселяя дом, в него сначала «переносили» на лапте дедушку-домового,
размещая его на печи, а потом запускали кошку, оказав, таким образом, уважение
предкам, чтобы впредь заручиться их поддержкой. Одним словом, кот – это животное,
умное не только тем умом, которое оно получает от человека, но и умом «другого»
мира. Поэтому у всех народов мира кот – излюбленный персонаж, выступающий в
сказках о животных ровней лисе по уму, а в волшебных сказках – в роли
волшебного помощника героя.

 Вывод: Я выяснил, что кроме богов
древние люди верили в разных духов и весь окружающий мир населяли такими
духами, с которыми очень хотели наладить хорошие отношения. Им приносили
подарки – жертвы, чтобы не погибнуть на охоте и рыбалке и прийти с добычей.
Ещѐ я узнал, что в русских сказках хозяйкой леса, повелительницей зверей
и птиц выступает Баба-Яга, а главный хозяин, царь леса – это Леший. Дремучий
лес считался границей между царствами людей и мертвых, там живет Баба Яга. Она
бывает и в живом, и в мертвом мире. У неѐ есть  помощники.

Раздел 2.  Волшебство

2.1.Какие волшебные предметы помогают
героям сказок?

Следующим этапом моей
работы было исследование сказок, в которых присутствуют волшебные помощники. Я
нашѐл много сказок, где есть добро и зло, добрые или злые помощники. Они
представлены в данной таблице.

Волшебные
помощники в сказках:


Сказка

Волшебный помощник

Творит добро

Творит зло

1

«Крошечка-Хаврошечка» 

корова

2

«Сивка-бурка» 

Конь, кольцо

3

«Гуси-лебеди»

яблоня,
молочная рекакисельные берега, печка

Баба           Яга,

гуси-лебеди

4

«Кот в сапогах»

кот

людоед

5

«Двенадцать месяцев»

Месяцы, колечко

6

«Сказка
о мертвой царевне»

луна,       солнце,        ветер 

яблоко

богатыри                          

7

«Сказка
о рыбаке и рыбке» 

золотая рыбка

золотая
рыбка

8

«Мороз Иванович»

печка, яблонька, золотые яблоки

9

«Белоснежка
       и         семь

гномов»

Гномы, яблоко

зеркало

10

«Конек-Горбунок» 

Конек-Горбунок

11

«Золушка» 

Фея, волшебная палочка

12

«По щучьему велению» 

щука

13

«Сестрица
Алѐнушка и братец Иванушка» 

вода

Ведьма, вода

14

«Молодильные яблоки»

яблоки

15

«Снежная Королева»

слѐзы

зеркало

16

«Волшебное кольцо»          

кольцо, кот Васька, собака

Журка.        

17

«Царевна-лягушка»

Лягушка,
              медведь,

селезень

Кощей

Бессмертный

18

«Спящая Красавица» 

Добрые феи

Злая фея

19

«Сказка о царе Салтане…»

царевна Лебедь

20

«Маленький Мук» 

волшебные
         башмаки,

фрукты

21

«Алладин» 

лампа, Джин

Магрибинец

 У славян
волшебными считались дуб (на котором на цепи висит сундук, где смерть
Кощея Бессмертного), яблоня («Гуси-лебеди») и вода (живая и
мѐртвая) – это волшебный предмет: вода из копытца какого-то животного
может превратить человека именно в это животное; ключевая вода оживляет. 

 Также
помогают различным героям: золотое кольцо; волшебный клубочек, который
указывает дорогу; скатерть-самобранка; печка; Луна, Солнце, Ветер; волшебные
фрукты; волшебная палочка; молочная речка — кисельные берега; ступа, метла;
сапоги-скороходы. 

 Например, в сказке В. Одоевского
«Мороз Иванович» сестры спускаются в колодец (в подземный, а значит волшебный
мир) и встречаются с представителями волшебного мира — печкой, яблонькой.

2.2. Могут ли быть живые волшебные
помощники?

А были ли живые
помощники, которые в сказках помогали своим хозяевам? Да, я нашѐл такие
сказки, в которых помогают не волшебные предметы, а живые волшебные герои или
помощники. К таким  помощникам можно отнести следующих: Баба Яга, ведьма, фея,
Мороз Иванович, гусилебеди, золотая рыбка, Коровушка, Конѐк-горбунок,
кот, собака, щука, мыши.  

Например, «Сестрица
Алѐнушка и братец Иванушка» встретили ведьму, которая была
представителем волшебного мира, еѐ мог видеть только тот, кто сам
находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже
ведьму не распознал. Но как только он обернулся  козлѐночком, произошло
его превращение из земного существа в волшебное. Теперь он обладает как бы
двойным зрением: видит и то, что делается в земном мире, но и видит другую,
волшебную сторону.

 «Кот в сапогах»
помог своему хозяину завладеть чужим замком. Коровушка помогала
Хаврошечке выполнять трудную работу. Конек-горбунок – Иванушке Дурачку, щука
– Емеле, феи – Спящей Красавице и  Золушке, гномы
Белоснежке, золотая рыбка – старику.  

 Вывод. Способен ли герой совершать чудеса  без волшебного
помощника? Нет. Герой там всегда побеждает благодаря своей связи с волшебным
миром – или с помощью волшебного помощника, или с помощью волшебного предмета.

Но не все волшебные
помощники делали своим владельцам добро. Были и такие, которые вредили.
Например, Кощей Бессмертный, Кикимора, Баба Яга,

Змей Горыныч. 

2.3. Где и как герои находили
помощников?

 Читая сказки, я заметил, что
родители, умирая, оставляют своим детям волшебного помощника. Например,
коровушка заменяет Хаврошечке матушку и выполняет за неѐ трудную работу
(ей надо влезть в одно ушко, а вылезть в другое). Конек-горбунок достался от
отца Иванушке Дурачку. Но даже им не обойтись без заклинания, которые имели
свою магическую силу. После того, как

Иванушка 3 раза свистнул и крикнул заклинание, появляется
конь Сивка-Бурка.

А чтобы вызвать Сивку-бурку, надо было
выйти в поле и крикнуть: «Сивкабурка, вещая каурка! Встань передо мной, как
лист перед травой!» Отравленное яблоко погубило Белоснежку и Спящую Красавицу.
Злая фея прокляла принцессу, и та спала 100 лет. Хаврошечка усыпляет девушек,
но забывает о третьем глазе у Триглазки. Волшебных помощников нельзя
показывать. Они принадлежат другому миру и предназначены только тому, кому их
завещали. Они защищают от злых людей.  

  Цвета волшебного мира:
золотой, серебряный, рыжий. В сказке «Крошечка-Хаврошечка» не случайно листья
на яблоньке золотые, а веточки – серебряные – это признаки волшебного мира. 
Золото — это символ Солнца, символ волшебной силы: золотые яблоки, золотые
волосы у Златовласки, золотая уточка, к которой все прилипали, золотая цепь на
дубе. Сивка-Бурка рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая». 

 Вывод: Читая
разные сказки, я заметил, что волшебные герои, предметы и помощники встречаются
во всех видах сказок: волшебных, бытовых и сказках о животных; народных и
авторских. Они нужны для того, чтобы исполнились заклинания, герой прошел
испытания, превращения или добился своей цели.

2.4. Какие волшебные предмет стали
реальными?

 О многом мечтали древние люди. Иногда
сказка может становиться былью. И многое из того, что они считали волшебством,
у нас стало явью.

 Я думаю,
что сапоги – скороходы, ковер – самолет, летучий корабль – это наш самолет и
вертолет; ступа и метла – это дельтаплан, аэроплан; чудо – зеркальце, яблочко
на тарелочке – это телевизор, Интернет, видеотелефон; перо Жар-птицы – фонарь;
волшебный клубочек – это компас или навигатор; Емелину печку можно сравнить с
машинами; скатерть–самобранку с холодильником.  А многие «волшебные» явления
природы, в отличие от древних людей, мы можем объяснить законами физики.

Заключение

 Когда я начинал работать над этим
проектом, то мало что знал о волшебных героях, предметах и помощниках. Но, прочитав
различные книжки, я узнал, кто и когда придумал славянских богов, почему люди
были язычниками. Также я выяснил, что особенно опасными человек в период
древности считал лес и воду. Узнал, что славяне верили в домовых, леших,
лесных и болотных духов, нечистую силу. А отголоски тех древних поверий
остались до сих пор: я узнал, почему до сих пор заселяясь в новый дом или новую
квартиру, сначала запускают кошку, а потом только заходит человек. 

  Выводы: я попытался доказать, что в
сказках видна связь человека с мифологическим прошлым и с древнейшими
представлениями о мифе и человеке: вера в силу магического слова; магия по
аналогии; вера в существование волшебного мира. Опора на магию волшебства – это
черта сказочного жанра. Работая над проектом, я выяснил, что волшебные герои,
предметы и помощники нужны для того, чтобы исполнились заклинания, герой прошел
испытания, превращения или добился своей цели. А для этого нужно произнести
магические слова, выполнить какие-либо действия. Волшебных помощников нельзя
показывать. Они принадлежат другому миру и предназначены только тому, кому их
завещали. Они защищают от злых людей.   Я заметил, что волшебство глубоко и
прочно проникли в литературу, искусство и стало излюбленным как в мифах, так и
в сказках.

Посмотрите на полки, сколько там лежит
непрочитанных книг. Возьмите их и прочитайте! Пусть они научат нас быть добрее
к людям и к своим друзьям.

                     И
в заключение хочу прочитать стихи:

                                                  Нет,
русские сказки не лгали

                                                  Про
Кощееву смерть, про ковер-самолет.

                                                  Нет,
не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

Библиографический список

1.   Толковый
словарь русского языка. С. И. Ожегов. М.: Азбуковник. 2001.

2.   Народные
русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. 

3.   «Русские
легенды и предания». М. 2000.

4.   Живое слово. В.
Волина. Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО». 1996.

5.   Пропп В.Я.
Исторические корни волшебной сказки. – М., 1985. – 248 с.  

  • Пример сочинения итогового сочинения я и другие
  • Пример человечности из литературы для сочинения
  • Пример итого сочинения 11 класс
  • Пример рассказа о себе в резюме
  • Пример сочинения итогового по цитате