Пример исторического вступления к итоговому сочинению

Построение вступительной и заключительной части сочинения Билан КВ, учитель русского языка и литературы

Построение вступительной и заключительной части сочинения

Билан КВ, учитель русского языка и литературы

Виды заключительной части сочинения Виды вступительной части сочинения заключение «об актуальности»; историко-литературное ; лирическое; заключение-цитата . историческое вступление; аналитическое вступление; лирическое .

Виды заключительной части сочинения

Виды вступительной части сочинения

  • заключение «об актуальности»;
  • историко-литературное ;
  • лирическое;
  • заключение-цитата .
  • историческое вступление;
  • аналитическое вступление;
  • лирическое .

Историческое вступление Уместно, если тема сочинения связана с обсуждением исторически актуальных социальных и нравственных проблем. Представляет собой краткую характеристику исторической эпохи или эпохи создания произведения « Век нынешний и век минувший»

Историческое вступление

Уместно, если тема сочинения связана с обсуждением исторически актуальных социальных и нравственных проблем. Представляет собой краткую характеристику исторической эпохи или эпохи создания произведения

« Век нынешний и век минувший»

Пример   « АС Грибоедов начал писать комедию «Горе от ума» спустя два года после окончания отечественной войны с французами и закончил в 1824г.- за год до восстания декабристов. События военных лет послужили толчком к появлению в русском обществе людей, размышляющих о судьбах своей родины, о путях обновления и переустройства ее жизни. Мысли этих людей шли в разрез с социальным укладом, жизненными устоями и моралью, господствовавшей в то время в обществе. Именно такой человек, открыто противопоставляющий свою новую идеологию устоявшимся, традиционным взглядам окружающих, стал главным героем комедии Грибоедова. Чацкий, человек нового времени, появляясь в гостиной московского дома Фамусова, где все пропитано духом консерватизма, вступает в конфликт со всеми, утверждая неизбежность столкновения «века нынешнего» и «века минувшего»

Пример

« АС Грибоедов начал писать комедию «Горе от ума» спустя два года после окончания отечественной войны с французами и закончил в 1824г.- за год до восстания декабристов. События военных лет послужили толчком к появлению в русском обществе людей, размышляющих о судьбах своей родины, о путях обновления и переустройства ее жизни. Мысли этих людей шли в разрез с социальным укладом, жизненными устоями и моралью, господствовавшей в то время в обществе. Именно такой человек, открыто противопоставляющий свою новую идеологию устоявшимся, традиционным взглядам окружающих, стал главным героем комедии Грибоедова. Чацкий, человек нового времени, появляясь в гостиной московского дома Фамусова, где все пропитано духом консерватизма, вступает в конфликт со всеми, утверждая неизбежность столкновения «века нынешнего» и «века минувшего»

Историческое вступление может указывать на место конкретного произведения в литературном процессе «Изображение фамусовского общества в комедии АС Грибоедова «Горе от ума» «Комедия АС Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В произведении впервые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для того времени – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому произведению,- правдивое изображение исторически конкретного общества. Безусловно, в комедии Грибоедова, в отличие от комедий Фонвизина и Копниста, не отдельные пороки, а все общество в целом подвергается осмеянию и беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов 19 века?»

Историческое вступление может указывать на место конкретного произведения в литературном процессе

«Изображение фамусовского общества в комедии АС Грибоедова «Горе от ума»

«Комедия АС Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. В произведении впервые соединились элементы классицизма, романтизма и нового для того времени – реализма. Как известно, одно из требований к реалистическому произведению,- правдивое изображение исторически конкретного общества. Безусловно, в комедии Грибоедова, в отличие от комедий Фонвизина и Копниста, не отдельные пороки, а все общество в целом подвергается осмеянию и беспощадному анализу. Как же изображает автор московское общество 20-х годов 19 века?»

Историческое вступление может содержать элементы биографии писателя «Стихотворение АС Пушкина «Вновь я посетил..» (Восприятие, истолкование, оценка)» «Стихотворение «Вновь я посетил..» - одна из вершин пушкинской лирики, завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. А накануне, 25 сентября, Пушкин писал жене: «В Михайловском нашел я всё по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть..» Принято считать, что эти строки легли в основу стихотворения, и, конечно, это так – в этом убеждает почти дословное совпадение фрагментов письма и стихотворных строк. Но как изменилась тональность восприятия жизни! Как творчески переосмыслил жизненные впечатления в тексте стихотворения поэт!

Историческое вступление может содержать элементы биографии писателя

«Стихотворение АС Пушкина «Вновь я посетил..»

(Восприятие, истолкование, оценка)»

«Стихотворение «Вновь я посетил..» — одна из вершин пушкинской лирики, завершено в Михайловском 26 сентября 1835 года. А накануне, 25 сентября, Пушкин писал жене: «В Михайловском нашел я всё по-старому, кроме того, что нет уже в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть..» Принято считать, что эти строки легли в основу стихотворения, и, конечно, это так – в этом убеждает почти дословное совпадение фрагментов письма и стихотворных строк. Но как изменилась тональность восприятия жизни! Как творчески переосмыслил жизненные впечатления в тексте стихотворения поэт!

Темы сочинений, где можно использовать историческое вступление «Кутузов и Наполеон – два разных типа полководцев в Отечественной войне 1812года» «Евгений Онегин» – роман, в котором отразился век» «Реализм и романтизм в творчестве АИ Куприна» «Автор и герой в романе АС Пушкина «Евгений Онегин» «Тема одиночества в поэзии МЮ Лермонтова» «Материнское горе в поэме АА Ахматовой» Поэма «Двенадцать» как поэтическое завещание АА Блока

Темы сочинений, где можно использовать историческое вступление

  • «Кутузов и Наполеон – два разных типа полководцев в Отечественной войне 1812года»
  • «Евгений Онегин» – роман, в котором отразился век»
  • «Реализм и романтизм в творчестве АИ Куприна»
  • «Автор и герой в романе АС Пушкина «Евгений Онегин»
  • «Тема одиночества в поэзии МЮ Лермонтова»
  • «Материнское горе в поэме АА Ахматовой»
  • Поэма «Двенадцать» как поэтическое завещание АА Блока

Составьте вступление к сочинению на одну из тем «891 день мужества ленинградцев» Тема войны в романе ЛН Толстого «Война и мир» «По ком звонит колокол» Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» МЕ Салтыкова-Щедрина Тема «общей жизни нации в романе ЛН Толстого «Война и мир» Поэт и родина в лирике АТ Твардовского «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом..»(ВГ Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы) Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Составьте вступление к сочинению на одну из тем

  • «891 день мужества ленинградцев»
  • Тема войны в романе ЛН Толстого «Война и мир»
  • «По ком звонит колокол»
  • Народ и власть в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» МЕ Салтыкова-Щедрина
  • Тема «общей жизни нации в романе ЛН Толстого «Война и мир»
  • Поэт и родина в лирике АТ Твардовского
  • «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом..»(ВГ Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы)
  • Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

Лирическое вступление Это личностно окрашенные размышления о том, с чем для вас лично связано творчество автора, отдельные произведения и тд Используется в тех случаях, когда тема сочинения ориентирует на выражение вашей читательской позиции «Любимые герои произведения по роману ЛН Толстого «Война и мир»

Лирическое вступление

Это личностно окрашенные размышления о том, с чем для вас лично связано творчество автора, отдельные произведения и тд

Используется в тех случаях, когда тема сочинения ориентирует на выражение вашей читательской позиции

«Любимые герои произведения

по роману ЛН Толстого «Война и мир»

«Любимые герои произведения  по роману ЛН Толстого «Война и мир»   « Роман ЛН Толстого «Война и мир» я прочитала первый раз в 6 классе. Помню, что тогда я не все читала с одинаковым увлечением. Конечно, скучны были длинные описания батальных сцен, непонятны философские размышления Толстого. Главы же, где главным действующим лицом была Наташа Ростова, сразу же стали моими любимыми. Прошло 5 лет. Многое изменилось за это время, и роман Толстого воспринимается теперь совсем иначе, но образ любимой героини и сейчас притягивает меня, манит своей тайной. И сегодня Наташа остается для меня идеалом русской женщины»

«Любимые герои произведения по роману ЛН Толстого «Война и мир»

« Роман ЛН Толстого «Война и мир» я прочитала первый раз в 6 классе. Помню, что тогда я не все читала с одинаковым увлечением. Конечно, скучны были длинные описания батальных сцен, непонятны философские размышления Толстого. Главы же, где главным действующим лицом была Наташа Ростова, сразу же стали моими любимыми. Прошло 5 лет. Многое изменилось за это время, и роман Толстого воспринимается теперь совсем иначе, но образ любимой героини и сейчас притягивает меня, манит своей тайной. И сегодня Наташа остается для меня идеалом русской женщины»

«Моё любимое произведение русской классики»  « Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, но и сейчас, открывая наудачу давно знакомую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, читаешь, словно впервые.  Мне нравятся многие стихи АС Пушкина, но в большей степени меня привлекает Пушкин–прозаик. Я зачитал до дыр «Повести Белкина», восхищался Дубровским, но «Капитанская дочка» потрясла моё воображение и осталась любимым произведением»

«Моё любимое произведение русской классики»

« Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, но и сейчас, открывая наудачу давно знакомую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, читаешь, словно впервые.

Мне нравятся многие стихи АС Пушкина, но в большей степени меня привлекает Пушкин–прозаик. Я зачитал до дыр «Повести Белкина», восхищался Дубровским, но «Капитанская дочка» потрясла моё воображение и осталась любимым произведением»

«История одного преступления»  (ФМ Достоевский «Преступление и наказание»)  «Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и сточки зрения психологии. Ведь «ПН» – произведение, исследующее психологическое состояние до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию? Чтобы разобраться в этом, обратимся к началу этой истории»

«История одного преступления» (ФМ Достоевский «Преступление и наказание»)

«Роман ФМ Достоевского «Преступление и наказание» заинтересовал меня не только с точки зрения читателя, увлекшегося весьма необычной историей преступления, но и сточки зрения психологии. Ведь «ПН» – произведение, исследующее психологическое состояние до, в момент и после преступления. Почему человек способен совершить столь безнравственный поступок? Быть может, он сумасшедший, опасный для общества? Но разве действия Раскольникова не были мотивированны стремлением к всеобщему счастью, к материальному благосостоянию семьи, к самоутверждению и самопознанию? Чтобы разобраться в этом, обратимся к началу этой истории»

«Нравственная проблематика творчества ВМ Шукшина»  «Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью» Читаю эти слова Шукшина и невольно думаю, что писатель говорит о себе самом, что он и был «избран», чтобы поведать о своем народе правдиво, глубоко, с любовью. По-другому не объяснить секрет его дара, потрясающего уже не одно поколение. Шукшин пришел в литературу со своей нравственной программой, с собственными представлениями о современном человеке»

«Нравственная проблематика творчества ВМ Шукшина»

«Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди — и вот избирают одного. Он за всех будет говорить – он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью» Читаю эти слова Шукшина и невольно думаю, что писатель говорит о себе самом, что он и был «избран», чтобы поведать о своем народе правдиво, глубоко, с любовью. По-другому не объяснить секрет его дара, потрясающего уже не одно поколение. Шукшин пришел в литературу со своей нравственной программой, с собственными представлениями о современном человеке»

Составьте вступление на одну из тем: Тема любви в произведениях о ВОВ Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (по произведениям ИА Бунина) Мир людей глазами мобильного устройства Что такое счастье? Тема любви в произведениях писателей 19 века «У войны не женское лицо» Чем люди живы? (на примере произведения писателей русской литературы)

Составьте вступление на одну из тем:

  • Тема любви в произведениях о ВОВ
  • Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (по произведениям ИА Бунина)
  • Мир людей глазами мобильного устройства
  • Что такое счастье? Тема любви в произведениях писателей 19 века
  • «У войны не женское лицо»
  • Чем люди живы? (на примере произведения писателей русской литературы)

Аналитическое вступление Отражает понимание понятий, входящих в формулировку заглавия темы. Литературоведческое понятие Нравственно-философское понятие Заявлена проблема, требующая от автора сочинения понимания и конкретизации

Аналитическое вступление

Отражает понимание понятий, входящих в формулировку заглавия темы.

  • Литературоведческое понятие
  • Нравственно-философское понятие
  • Заявлена проблема, требующая от автора сочинения понимания и конкретизации

«Романтические черты поэм МЮ Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»  « Романтизм как литературное направление сформировался в конце 18 - начале 19века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков встал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая, необыкновенная, яркая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлению о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, темы внутренней и внешней свободы.  В России у истоков романтизма стояли Батюшков, Жуковский, развивалось это направление в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтизм»

«Романтические черты поэм МЮ Лермонтова «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова»

« Романтизм как литературное направление сформировался в конце 18 — начале 19века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков встал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая, необыкновенная, яркая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлению о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от окружающей действительности, поисков идеала, темы внутренней и внешней свободы.

В России у истоков романтизма стояли Батюшков, Жуковский, развивалось это направление в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтизм»

«Тема денег в русской литературе» «Как вы представляете жизнь без денег? Жизнь каждого человека проходит в постоянной заботе о благосостоянии, мы думаем о деньгах, копим их, бережем. Для нас потеря кошелька - большая трагедия. Конечно, важны и любовь, и дружба, и семья, но ведь семью надо кормить… Мы осуждаем людей, тратящих деньги на пустяки, не уважаем азартные игры и тем более карманников. И так было всегда. С тех пор, как из монгольского языка в русский пришло слово «деньги», оно произносится постоянно. Естественно, что оно не обошло и литературу 19 века. Из произведений классиков мы можем узнать не только об отношении героев к богатству и бедности, но даже суммы долгов и взяток! Чем же были деньги для героев Пушкина, Грибоедова, Гоголя? Какие черты характера проявляют Чацкий, Фамусов, Савельич, когда говорят о деньгах? К чему ведет героев жажда наживы или щедрость?»

«Тема денег в русской литературе»

«Как вы представляете жизнь без денег? Жизнь каждого человека проходит в постоянной заботе о благосостоянии, мы думаем о деньгах, копим их, бережем. Для нас потеря кошелька — большая трагедия. Конечно, важны и любовь, и дружба, и семья, но ведь семью надо кормить… Мы осуждаем людей, тратящих деньги на пустяки, не уважаем азартные игры и тем более карманников. И так было всегда. С тех пор, как из монгольского языка в русский пришло слово «деньги», оно произносится постоянно. Естественно, что оно не обошло и литературу 19 века. Из произведений классиков мы можем узнать не только об отношении героев к богатству и бедности, но даже суммы долгов и взяток! Чем же были деньги для героев Пушкина, Грибоедова, Гоголя? Какие черты характера проявляют Чацкий, Фамусов, Савельич, когда говорят о деньгах? К чему ведет героев жажда наживы или щедрость?»

Составьте аналитическое вступление на одну из тем: «Новый мир» в романе Е.Замятина «Мы» Тема времени и пространства в произведении ИА Бунина «Господин из Сан-Франциско» Гуманность и гуманизм в пьесе М Горького «На дне» Проблема счастья в поэме НА Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Нигилизм Базарова: за и против (По роману ИС Тургенева «Отцы и дети») «Что есть красота…»

Составьте аналитическое вступление на одну из тем:

  • «Новый мир» в романе Е.Замятина «Мы»
  • Тема времени и пространства в произведении ИА Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Гуманность и гуманизм в пьесе М Горького «На дне»
  • Проблема счастья в поэме НА Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Нигилизм Базарова: за и против (По роману ИС Тургенева «Отцы и дети»)
  • «Что есть красота…»

Заключение В заключении текста обычно содержатся выводы, сделанные на основе доказательств тезиса. Типы заключений: Заключение-вывод Заключение-следствие Виды заключений: Заключение «об актуальности» Историко-литературное Лирическое Заключение-цитата

Заключение

В заключении текста обычно содержатся выводы, сделанные на основе доказательств тезиса.

Типы заключений:

  • Заключение-вывод
  • Заключение-следствие

Виды заключений:

  • Заключение «об актуальности»
  • Историко-литературное
  • Лирическое
  • Заключение-цитата

Заключение-вывод  В этом заключении должен быть ясный ответ на поставленный вопрос.  «Образ провинциальной барышни в русской литературе»   ВСТУПЛЕНИЕ С давних времен художников, скульпторов, писателей волновал образ женщины. В разные эпохи женщины изображались по-разному. Мягкие черты, округлые формы, красота лиц отличают древнегреческие и древнеримские скульптуры; с портретов средневековых дам на нас смотрят высокомерные королевы, принцессы и герцогини в великолепных шелковых и парчовых платьях… А какими же были барышни в русской провинции 19 века? ЗАКЛЮЧЕНИЕ Писатели 19 века, изображавшие в своих произведениях провинциальных барышень, показали качества настоящих русских женщин. Татьяна АС Пушкина, Лариса АН Островского, Дуня ФМ Достоевского, Катя Туркина АП Чехова – эти героини наделены чутким сердцем, горячей душой, внутренней и внешней красотой. Они являются образцом чистоты, благородства, искренности и мужества. Они способны «зажечь» сердца и вдохновить на подвиги.

Заключение-вывод В этом заключении должен быть ясный ответ на поставленный вопрос. «Образ провинциальной барышни в русской литературе»

ВСТУПЛЕНИЕ

С давних времен художников, скульпторов, писателей волновал образ женщины. В разные эпохи женщины изображались по-разному. Мягкие черты, округлые формы, красота лиц отличают древнегреческие и древнеримские скульптуры; с портретов средневековых дам на нас смотрят высокомерные королевы, принцессы и герцогини в великолепных шелковых и парчовых платьях… А какими же были барышни в русской провинции 19 века?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писатели 19 века, изображавшие в своих произведениях провинциальных барышень, показали качества настоящих русских женщин. Татьяна АС Пушкина, Лариса АН Островского, Дуня ФМ Достоевского, Катя Туркина АП Чехова – эти героини наделены чутким сердцем, горячей душой, внутренней и внешней красотой. Они являются образцом чистоты, благородства, искренности и мужества. Они способны «зажечь» сердца и вдохновить на подвиги.

Заключение-следствие Раздвигает рамки темы, содержится литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом произведением в литературном процессе.

Историко-литературное заключение

Изображение фамусовского общества в комедии «Горе от ума» оставило свой след в истории русской литературы. Грибоедов положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, наметив почти все типы, которые будут возникать позже на страницах других произведений. Грибоедовская Москва невольно вспоминается, когда читаешь пушкинские строки: «Но в них не видно перемены,// Все в них на старый образец…»

Как не вспомнить грибоедовскую Москву, когда попадаешь в гостиную Ростовых или на бал Иогеля… Все то же и Английский клуб, и девушки-невесты, и своенравные старухи, и сплетни… Поистине, «что нового покажет мне Москва?»

Пожалуй, нельзя не согласиться с Гончаровым, считавшим, что «русская литература никогда не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым»

Заключение об актуальности

Сама форма произведения-воспоминание- предполагает, что автор делится опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем, чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть АС Пушкина «Капитанская дочка» — яркое подтверждение тому .

Заключение-следствие Лирическое заключение Связывает анализируемый материал с личным опытом автора  А ещё этот же «пушкинский лубок», которым теперь для меня проникнут «Станционный смотритель», делает бессмертным и давно прошедшее лето в Выре, и хомут на деревянной стене, и белый вьюнок, и полосатую версту. И осень, которая тоже стала для меня частью «Повестей Белкина», когда серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с полей, унося красивые листья со встречных деревьев. Заключение-цитата Цитата должна быть связана с темой сочинения.  Ежегодно в день рождения писателя в Сростках, на горе Пикет, собирается тысяча людей. Они приезжают на родину писателя, как будто к самому Шукшину. Вот что сказал по этому поводу ВП Астафьев: «На эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить, потому что значение художника нами ещё до конца не осознано»

Заключение-следствие

Лирическое заключение

Связывает анализируемый материал с личным опытом автора

А ещё этот же «пушкинский лубок», которым теперь для меня проникнут «Станционный смотритель», делает бессмертным и давно прошедшее лето в Выре, и хомут на деревянной стене, и белый вьюнок, и полосатую версту. И осень, которая тоже стала для меня частью «Повестей Белкина», когда серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с полей, унося красивые листья со встречных деревьев.

Заключение-цитата

Цитата должна быть связана с темой сочинения.

Ежегодно в день рождения писателя в Сростках, на горе Пикет, собирается тысяча людей. Они приезжают на родину писателя, как будто к самому Шукшину. Вот что сказал по этому поводу ВП Астафьев: «На эту гору с каждым годом будет все больше народу приходить, потому что значение художника нами ещё до конца не осознано»

3 ноября 2019

В закладки

Обсудить

Жалоба

Виды вступлений для итогового сочинения

Вступления бывают:

1. Историческое
2. Биографическое
3. Аналитическое
4. Цитатное
5. Личностное.

А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое вступление
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление
Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление
«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе
назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всё чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении
→ Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
→ Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
→ Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
→ Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать.

vk.com/tasteful_rus

Вступление в итоговом сочинении и его виды 2020-2021

Вступление в итоговом сочинении

 → как писать заключение в итоговом сочинении 

→ как написать основную часть итогового сочинения

Вступление — это первая часть вашего итогового сочинения, с него начинается первый абзац.

Вступление вводит читателя в тему и дает предварительные сведения по вопросу, который содержится в теме сочинения.

Существует несколько видов вступлений.

Вступление № 1. Историческое

Историческое вступление может содержать краткую характеристику определенной эпохи, связанной с темой сочинения, анализ социально-экономических, нравственных, политических, культурных особенностей общества.

Пример:

ХХ век для России стал эпохой испытаний: несколько революций, две мировые войны, глобальная перестройка общества. Быть писателем во время социальных и культурных переворотов очень сложно. Общество начала ХХ века отказалось от прежних идеалов. Какие жизненные ценности должны сопровождать нового человека? Этот вопрос особенно волновал людей, на него пытались ответить писатели в своих произведениях.

Вступление № 2. Аналитическое

Аналитическое вступление может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения.

Пример:

Человек и природа. Развитие современной цивилизации, к сожалению, перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня люди все чаще задумываются о последствиях своего губительного воздействия на природу.

Вступление № 3. Биографическое

Биографическое вступление может содержать факты из биографии писателя, имеющие отношения к теме сочинения.

Пример:

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Льва Николаевича Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Он ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения: и тогда, когда вел жизнь светского человека, и когда участвовал в военных событиях. Не случайно для ответа на вопрос»В чем заключался смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Вступление № 4. Цитатное

Цитатное вступление может содержать цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения.

 Пример:

 «Высшая мудрость — различать добро и зло», — говорил древнегреческий философ Сократ. Этой мудрости иногда приходится учиться всю жизнь, совершая не всегда правильные поступки.

Вступление № 5. Личностное

Личностное вступление предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

Рекомендуется делать вступление небольшим, обязательно следите за тем, что бы вступление было логически связано с содержанием основной части вашего сочинения.

 Пример:

 Я не случайно выбрал эту тему. Вопрос, который она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего проблемами своего времени и поколения.

Связанные страницы:

13.09.2021

Обновлено 15.11.2022

Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.

Информация актуальна для 2022-2023 года!

  • Всё об итоговом 2022-2023: направления, темы, литература, аргументы

Вступления бывают:

  1. Историческое
  2. Биографическое
  3. Аналитическое
  4. Цитатное
  5. Личностное

А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

  • План и структура итогового сочинения

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 

— Типичные ошибки в итоговом сочинении

— Готовые клише для итогового

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Вступление в итоговом сочинении и его видыМы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года.

Вступления бывают:

  1. Историческое
  2. Биографическое
  3. Аналитическое
  4. Цитатное
  5. Личностное

А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

Скачать в формате PDF: Скачать

Смотреть документ онлайн в PDF

Вам будет интересно:

Полностью готовое клише для итогового сочинения


* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР

Поделиться:

Статья

Пишем вступление и заключение

Любое сочинение по литературе или по русскому языку,  в пятом или
в одиннадцатом классах, состоит из трех частей: вступления, основной части и
заключения. Сочинение без этих частей можно сравнить с картиной без рамки.

Хочу сразу напомнить, что основная часть должна составлять
примерно три четвертых всего сочинения.

Вступление
– это проблема для многих. Что сказать? Как написать его красиво? Какие есть
клише для этого? Все эти вопросы, а также 5 видов вступлений мы разберем в
данной статье.

Значит,
писать вступление однозначно надо и проще всего сделать это с помощью речевых
клише. То есть каких-то готовых формул, которые предлагаются учителями или
бродят с сайта на сайт в Интернете, типа:

Всем
известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом
говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди…

Или

(Риторические
вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей
они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них
представляются им сами собой разумеющимися…

Или

Одной
из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был
вопрос, связанный с…

Если
вы совсем не представляете, как начать рассуждение, то можете, конечно,
воспользоваться и этими подсказками.

 Помните,
любое использование штампа, речевого клише говорит о неоригинальности вашего
сочинения, а значит, их использование не повысит ваши шансы на успех ни при
сдаче ОГЭ, ЕГЭ или итогового сочинения, ни при написании любой другой
письменной работы. К примеру, сочинения для вступительного испытания.

Какой
выход? Стараться рассуждать самостоятельно и тренироваться в применении разных
видов вступлений. Расположу их по степени сложности.

🦄
Прием «Вопрос» или вопросно-ответная форма изложения

Проще
всего начинать любое рассуждение с вопроса. Задавая его, вы начинаете
раскручивать, развивать свою мысль. Чем оригинальнее вопрос, тем интереснее
получается вступление.

Можно
начать с чего-то простого:

Что
такое любовь? Для меня это чувство, которое невозможно победить. Она
неподвластна ни возрасту, ни пространствам, разделяющим людей…

Усложним:

Почему
любовь дает нам крылья и одновременно способна убить? Это секрет, который можно
разгадать, только испытав ее. Тайну этого чувства познают и герои…

🦄
Прием «Цитата»

Очень
выигрышно смотрится, когда использованный афоризм, пословица, поговорка,
действительно, использованы к месту, а не притянуты за уши только потому, что
вы их знаете. Удобно использовать этот прием, если тема вашего сочинения
представляет собой недлинную цитату известного автора, которую можно сделать
отправной точкой рассуждения.

Пример: в
итоговом сочинении в направлении «Время перемен» дана тема: «Согласны ли вы с
высказыванием А.П. Чехова «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в
жизни человека»?

«Наука
– самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека». Кто сейчас, в
век смартфонов и искусственного интеллекта, будет спорить с этим утверждением,
высказанным классиком русской литературы Антоном Павловичем Чеховым более века
назад? Думаю, никто…

Подсказка:
если вам нравится прием «Цитата», делайте себе заготовки в виде коротких и
интересных высказываний, пословиц, афоризмов, которые вы сможете легко
запомнить. Распределите их по темам и постепенно пополняйте свою «копилку». В
том или ином сочинении они обязательно придутся к месту.

🦄
Прием «Ключевое слово»

Прием
заключается в выборе конкретного понятия, которое отражает главную идею
сочинения или творческой работы. Например: мечта, дружба, целеустремлённость,
сила духа. Оно может содержаться в названии, которое дано в задании, или быть
определено вами как ключевое, исходя из предложенного текста, идеи
произведения, которое анализируется и т.д. С его определения, то есть пояснения,
и начинается рассуждение.

Пример
: в итоговом сочинении в направлении «Я и другие» вам дана тема: «Всегда
ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?». Ключевое
понятие можно взять из самой темы.

Взаимопонимание…
Как часто его не хватает между друзьями, возлюбленными, членами одной семьи.
Между близкими людьми растет отчуждение, возникают конфликты, и все это – из-за
нежелания понять друг друга.

🦄
Прием «Аллегория или образ»

Это
один из самых оригинальных и универсальных видов вступления. Рождается он
благодаря фантазии и ассоциациям. Размышляя над темой сочинения, представляйте
ее образно. Задавайте себе вопросы: как можно изобразить любовь к природе?
Какого цвета может быть одиночество? Похож ли человек, легко меняющий свое
мнение, на флюгер, реагирующий на каждый порыв ветра? Как выглядит жизненный
путь? Записывайте все приходящие вам в голову ассоциации и образы, раскрывайте
их, играйте с ними.

Подсказка:
прием «Аллегория» хорошо сочетается с кольцевой композицией. То есть образ,
описанный во вступлении, может появиться и в конце сочинения уже в новом
варианте.

Пример: итоговое
сочинение по направлению «Забвению не подлежит» по теме «Как исторические
события влияют на судьбу человека?»

Река
истории бесконечна. Она состоит из миллионов капель-микрособытий, сливающихся
воедино и направляющих человеческие судьбы. А каждое крупное событие, будь то
война или революция, новое открытие или основание города, — это водоворот или
подводное течение. Оно способно разрушить жизнь человека или же задать ей новое
направление.

🦄
Прием «Стаккато»

Стаккато
в музыке (итал. staccato — отрывисто) — это штрих, предписывающий исполнять
звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Если провести аналогию с
литературой – это отрывистые, короткие слова или фразы, которые динамично
описывают происходящее. Этот прием используется в лирике, любят его и
журналисты. И ничто не мешает применить его вам в сочинении.

Пример: в
сочинении ЕГЭ по русскому языку дан текст о негативном воздействии человека на
природу. Можно начать с описания страшных последствий загрязнения с помощью
коротких лаконичных фраз.

Острова
из мусора. Пленка мазута у берегов. Отравленные воды озер и рек. Такова
печальная картина негативного воздействия человека на природу. И год от года
ситуация ухудшается. Об этой проблеме в предложенном для анализа тексте говорит
и…

Работу
над черновиком сочинения можно начинать и с основной части, а к вступлению
перейти позже. У вас уже будут тезисы и примеры, промежуточные выводы. По ходу
выполнения этой части могу прийти мысли  о написании вступлении.

Как
написать заключение?

Заключение
– это итог ваших рассуждений. Чтобы он был достойным, всегда отвечайте на 2
вопроса:

К
чему я пришёл в ходе рассуждения?

Что
нового я узнал, исследовав заданную тему?

Эти
вопросы не позволят вам уйти от темы сочинения, но и не дадут повторить уже
сказанное.

Как же
должен выглядеть план сочинения? Это касается любого сочинения, как по русскому
языку, так и по литературе

Пишем вывод для любого сочинения: итогового, литературного и ЕГЭ

Давайте
посмотрим, как это работает на примере сочинения на тему: 
«Должен ли ученый нести ответственность за
своё открытие?».

Микровывод
1: Порой упоение, радость, которые испытывает изобретатель, не дают ему
взглянуть на открытие непредвзято, оценить меру опасности. И тогда чувство
ответственности притупляется. Печально, но часто первой жертвой в такой
ситуации становится сам учёный.

Микровывод
2: Профессор понял, что заигрывание с силами природы и самовольное нарушение её
законов, может самым печальным образом сказаться и на нём, и на всех
окружающих. Учёный может стать творцом, но порой лучше перешагнуть через себя и
уничтожить сотворённое, чем безответственно полагаться на волю случая и
надеяться на лучший исход.

Вывод:
Слова мудрого Лиса из повести-сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери о
том, что мы в ответе за тех, кого приручили, можно перефразировать так: мы в
ответе за то, что создали. И это верно всегда, будь то поделка из бумаги или
великое открытие. Надо не забывать об ответственности, которую накладывает на
нас сама жизнь.

3
разных заключения. Выбирай любое!

Предлагать
вам вывод-обобщение я не буду. Он известен всем и каждому. Именно этот вариант
начинается словами: «Таким образом…» и содержит некий итог. Лучше дам вам более
оригинальные варианты:

 Вид 1:
цитата. Как и во вступлении, в выводе можно использовать пословицы,
поговорки, афоризмы, крылатые выражения или строки любимых стихотворений.
Главное – не уводить рассуждение в сторону и не совершать фактических ошибок:
цитату следует приводить точно. Лучше её заучивать.

Пример
дан выше.

 Вид
2
: вопросно-ответная форма. Вывод – это конечное рассуждение, поэтому
смело можно начать его вопросом:

К чему
же мы пришли в ходе рассуждений?

Действительно
ли это происходит с каждым?

Так
почему же… (здесь приводите вопрос, данный в теме)?

А
далее вы отвечаете, развивая мысль и не забывая об авторской позиции или
микровыводах.

 Вид
3
: призыв или обращение к читателю. После ответа на проблемный вопрос,
можно использовать риторическое восклицание или обращение: «Давайте беречь друг
друга!» или «Следует помнить о подвигах наших солдат всегда!», «Природа наш
дом. Давайте не забывать об этом!».

Удачи!

Материал взят из сети интернет

КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе).

                        ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:

  • ключевых слов темы (цитаты),
  • общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
  • главного вопроса темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом

Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.

Тема-вопрос

Например: «Чему человек может научиться у природы?»

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Природа и человек…

Общие рассуждения о предмете речи

Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа — мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа — мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Так чему же может научиться человек у природы?

Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.

Тема-утверждение

Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.

Здесь над подстерегает опасность — задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема — это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.

Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: «Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом — это ответственность перед прошлым и будущим?»

К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: «Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?»

Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Война…

Общие рассуждения о предмете речи

За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?

Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова

Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».

В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.

Элементы вступления

Пример

Ключевые слова темы

Родители и дети…

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.

Варианты вступления

Примеры

Рассказ о случае, который навел на размышления по данной теме

Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.

Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом пришла война и отняла у него близких, нанесла тяжелые раны. Сегодня никто о нем не вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ли мы хранить память о прошлом и думать о тех, кто дал нам будущее?

Сегодня, перебирая вещи в шкафу, я наткнулся на шкатулку со старыми письмами, который писал мой дед с фронта. Он не вернулся домой, и эти письма да пожелтевшие фотографии – единственная память о нем. И вот я читаю письма человека, которого никогда не видел, но благодаря которому сейчас живу на свете. Перебирая ветхие листочки, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь ради нас, о той страшной цене, которую они заплатили за наше сегодняшнее счастье.

Примечание. Каким бы путем мы ни пошли, помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?

Тезис — это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:

  • связь тезиса и темы,
  • особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Тема-вопрос

Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема

Тезисы

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?»

Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.

Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.

Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема

Тезисы

«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)

(Во вступительной части задаем вопросы: почему «война» — это самое печальное слово, почему это святое слово?)

«Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. 

«Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

Тема — номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Тема

Тезисы

«Гармония природы и несовершенство человека».

(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?

Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Формулировка тезиса традиционная

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.

Варианты тезиса

Примеры

Прямое выражение главной мысли

Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

Формулировка тезиса оригинальная

Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.

Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).

Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.

Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Варианты тезиса

Примеры

Пример из жизни

Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.

Вопросно-ответный ход

Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.

Аналогия (сравнение с миром природы)

На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

Примечание.

Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

КАК ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТЫ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ?

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.

КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ

Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

  • обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – «произведение») (см. «Шаблон итогового сочинения»);
  • его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
  • промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Элементы аргумента

Пример

Обращение к произведению

Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании — уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце аргумента

Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» (Вести.ru) принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

КАК НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
  • Призыв. Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
  • Выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

Примеры

Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Что касается нестандартных способов завершить сочинение, то здесь выбор не так велик:

  • Завершение рассказа о неком случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведен такой рассказ).
  • Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

Варианты заключения

Примеры

Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

КАК СДЕЛАТЬ СВЯЗКИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СОЧИНЕНИЯ?

Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой. Как же «склеить» части сочинения, чтобы оно не казалось «нарезкой» из нескольких разных кусков?

Для этого в начале каждого абзаца помещаем краткое изложение содержания предыдущего абзаца, после чего следует новая мысль.

Варианты связок

Примеры

Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы? Увы, мы часто бываем жестоки и безответственны по отношению к природе.

Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

День Победы важен для меня как память не только о трагедии народа, но и о мужестве и героизме людей, противостоявших врагу.

КАК ПРОВЕРИТЬ СВОЕ СОЧИНЕНИЕ НА НАЛИЧИЕ ОШИБОК?

Итак, итоговое сочинение написано на черновике. Вот, казалось бы, и все, можно переписывать набело. Но не спешим это делать: пройдена только половина пути. Теперь предстоит преодолеть вторую, не менее ответственную. Это проверка и редактирование текста. Как это сделать?

Вначале следует проверить содержание. Делаем это в несколько этапов:

  • Читаем только вступительную и заключительную части.Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Например, вступительная часть: «Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» и заключительная часть: «В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг- отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает».
  • Читаем вопросы вступительной части и тезисы.Убеждаемся, что тезисы являются ответами на заданные вопросы. Например, во вступительной части заданы вопросы: «Как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?» В тезисной части находим ответы: «Картины природы способны вызвать восхищение. Более того, они могут повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние, даже спасти ему жизнь… Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух».
  • Читаем пары «тезис+аргумент». Убеждаемся, что пример именно о том, о чем говорится в тезисе, а не о чем-либо другом. Тезис: «Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь». Аргумент: «Об этом повествует М.М.Пришвин в рассказе «Голубая стрекоза». Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза».
  • Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего.Убеждаемся, что переход от одной микротемы к другой плавный. Например: «Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Такое отношение может привести к самым пагубным последствиям».

Теперь, когда мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логических ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуационных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

  • Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаем вопросы ко ВСЕМ второстепенным членам. Долго и нудно? Да, зато позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. При необходимости расставляем знаки препинания. В случае сомнений в необходимости того или иного знака перестраиваем конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Здесь можно и нужно изменять текст.
  • Читаем каждое слово по слогам, как в первом классе. Причем лучше не с начала предложения, а с конца. Кажется бредом? Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Почему именно так? Посмотрите на следующий текст: «По рзезульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом».Вот так-то. В случае сомнений в правильности написания слова его можно и нужно заменить на более простое. Как говорится, не знаешь, как пишется слово «селёдка», — напиши «рыба».

Вот наконец проверка завершена. Осталось дело за малым – подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в т.ч. предлоги, союзы и частицы. Проще говоря, то, что пишется отдельно, и считается отдельным словом. Это не относится к цифрам, например году (1890)! Слово с дефисным написанием рассматривается как одно. Что делать, если получилось меньше 250? Придется увеличивать объем до необходимого минимума, иначе работу не засчитают.

Если недостает всего нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «бесспорно», «несомненно» и т.п., а также наречия к глаголам и прилагательные к существительным. Например, вместо «важно беречь природу» написать «конечно, очень важно беречь родную природу».

Если же не хватает значительного количества слов, то можно, во-первых, более подробно прокомментировать произведения, приводимые в качестве литературных аргументов, а во-вторых, добавить целый абзац «тезис+аргумент».

  • Пример хорошего итогового сочинения по литературе 11 класс
  • Пример иллюстрация это в сочинении пример
  • Пример равнодушия из литературы для сочинения
  • Пример сочинения 2 класс за обедом
  • Пример уважения из литературы для сочинения