В
процессе экологического образования
на занятиях, экскурсиях, прогулках, в
повседневном общении с детьми
воспитатель использует рассказы о
природе. Основная цель
этого
метода — создать у детей точное, конкретное
представление о наблюдаемом в данный
момент или виденном ранее
объекте,
явлении природы. Рассказ используется
и для того,
чтобы
сообщить детям о новых, неизвестных им
фактах.
Рассказ
должен привлекать внимание детей, давать
пищу для
размышлений,
будить их воображение, чувства.
Следует
знать
и
помнить некоторые требования к
использованию рассказа о
природе
как метода обучения:
—
необходимо учитывать, что детям известно
и что неизвестно о сообщаемом явлении
или предмете;
— важно
учитывать их интересы;
—
опираться на возрастные возможности
восприятия литературных текстов.
Тема
рассказа выбирается воспитателем с
учетом содержания знаний.
Рассказ
— вид творческой художественной
деятельности воспитателя, требующий
от него определенных знаний о природе,
наблюдательности, умения сопоставлять
явления природы, размышлять над ними.
Не менее важна выразительность речи.
Много сведений
для рассказов детям воспитатель может
почерпнуть из биологических журналов
(«Юный натуралист», «Приусадебное
хозяйство»), периодических изданий,
специальных книг. Для рассказов можно
использовать короткие отрывки из
природоведческих детских книг. Рассказы
можно создавать и самим, используя опыт
собственных наблюдений за явлениями
природы. Однако следует помнить, что к
собственному рассказу необходимо
предъявлять высокие требования,
взыскательность.
Рассказывать детям
надо увлеченно, образно, красочно. А для
этого необходимо уметь подбирать точные,
яркие, образные слова, характеризующие
события. Составляя рассказ, воспитатель
должен позаботиться о включении в него
не только известных детям слов, но и
новых, обогащающих их речь.
Методика
использования рассказов о природе.
Использовать рассказ можно уже в младших
группах. Для малышей рассказ должен
быть предельно кратким и тесно связанным
с их жизненным опытом. Постепенно
рассказы увеличиваются по объему и
усложняются по содержанию. В старшем
дошкольном возрасте используются не
только рассказы, повествующие о каком-либо
событии, но и такие, которые ставят перед
детьми вопросы, заставляют их размышлять,
делать выводы. Например, воспитатель
для рассказа может использовать
произведение Ю. Дмитриева «Маленькая
тайна». Не закончив рассказа, можно
попросить детей догадаться, отчего
произошли события, о которых повествуется
в рассказе.
Рассказ хорошо
сопровождать демонстрацией иллюстраций,
фотографий, слайдов и т. д. Это помогает
детям понять его смысл.
Чтобы привлечь
внимание детей и удержать его на
протяжении всего времени общения,
нужно не только выбрать интересную
тему с увлекательным сюжетом, но и
образным, точным языком передать свое
отношение к событиям.
Рассказ
воспитателя строится с учетом особенностей
восприятия детей разного возраста.
Для малышей используются рассказы
краткие и близкие их опыту. Для старших
детей рассказы усложняются по содержанию
и увеличиваются по объему.
Вопросы
для самоконтроля:
1. Каково значение
рассказа в формировании знаний детей
о природе?
2. Перечислите
требования к рассказу воспитателя в
разных возрастных группах.
3.
Определите место рассказа в системе
работы по экологическому образованию
детей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Cмотрите так же… |
---|
Методика экологического образования |
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. |
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. |
Современные экологические программы дошкольных учреждений. |
Парциальные программы |
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение — метод чувственного познания природы. |
Значение иллюстративных пособий. |
Структура детского экспериментирования. |
Методика проведения опыта. |
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им |
Требования к организации труда в уголке природы |
Игра, как метод ознакомления детей с природой |
Моделирование |
Рассказ воспитателя. |
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. |
Подготовка и проведение занятий. |
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции. |
Методика проведения природоведческих экскурсий. |
Элементарная поисковая деятельность. |
Экологические праздники и развлечения |
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды |
Комната природы |
Лаборатория |
Уголок живой природы |
Размещение растений и животных в уголке природы |
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни |
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных |
Содержанке млекопитающих. |
Содержание птиц в живом уголке |
Содержание земноводных и пресмыкающихся |
Содержание рыбок |
Содержание животных на участке детского сада |
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур |
Планировка цветников. |
Огород |
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ. |
Экологическая тропинка в естественных условиях |
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы. |
Работа с календарем природы |
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
Наблюдения и труд на участке детского сада |
Ознакомление с природой на занятиях |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
Лето — время интересных прогулок |
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений. |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений. |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью |
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой |
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной |
Ознакомление с природой в повседневной жизни |
. Диагностика педагогического процесса. |
Диагностические задания (Суркова С.А.) |
Перспективное и календарное планирование эколого — педагогической работы с детьми дошкольного возраста. |
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя |
All Pages |
Рассказ воспитателя.
Среди опосредованных приемов ознакомления детей с окружающим большое значение имеют рассказы педагога. Остановимся на них более подробно. Особая ценность рассказов педагога в том, что они дополняют и конкретизируют имеющиеся у дошкольников представления. Рассказ можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии.
Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы значительно расширяет знания детей. Однако живое слово всегда должно опираться на конкретные представления.
К рассказу педагога предъявляют следующие требования: содержание его должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном, растении; материал необходимо излагать доступно для детей дошкольного возраста; в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного, его повадках, приспособлении к условиям жизни, о жизни растения, его росте, цветении и др.
Особое внимание следует обратить на эмоциональность речи педагога. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям.
Заинтересованность взрослого содержанием рассказа вызовет интерес и у детей.
Чтобы вовремя дополнить наблюдения, рассказать детям что-то интересное о том или ином животном или растении, воспитатель должен постоянно пополнять свои знания, читать научно-популярную литературу о природе.
В средней, старшей и подготовительной к школе группах рассказ воспитателя занимает большее место, чем в младших. Он дополняет наблюдения детей и знакомит их с такими объектами а явлениями, которые не могут быть непосредственно восприняты ими (с местами зимовки птиц, с жизнью диких животных и т. д.). Очень часто рассказ сопровождается демонстрацией картин, диафильмов или немых кинофильмов. С этой целью можно использовать серии картин, выпущенные для детских садов.
Иногда возникает необходимость дополнить наблюдения рассказом. Так, например, во время прогулки дети видят муравей-пик, в котором копошатся муравьи. «Что они делают?» спрашивают дети. «Давайте посмотрим»,предлагает воспитатель. В процессе наблюдений он объясняет, куда ползут муравьи, что они тащат. После короткого наблюдения за муравьями воспитатель рассказывает о жизни муравьев более подробно.
Чтение художественных произведений. При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания о природе, воспитывается интерес и любовь к природе, развивается чувство красоты. Используя художественное слово, надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей.
Некоторые литературные произведения могут быть прочитаны лишь после наблюдений в природе в лесу, на лугу, в поле. Иногда же чтение предшествует наблюдению. О значении такого чтения очень хорошо сказал С. Т. Аксаков в произведении «Детские годы Багрова-внука», вспоминая себя пятилетним ребенком: «Я читал свои книжки с восторгом… В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир… Я узнал в «рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее. Муравьи, пчелы и особенно бабочки со своими превращениями из яичек в червяка, из червяка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку овладели моим вниманием и сочувствием; я получил непреодолимое желание все это наблюдать своими глазами».
Художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Так, например, после слушания очерка М. Пришвина «Золотой луг» они начинают обращать внимание на вид луга в разное время дня и при разной погоде. Рассматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка, когда он открывается и закрывается.
Художественное описание незнакомых растений и животных, которое опирается на уже имеющиеся наблюдения и общие представления, создает новый образ, помогающий найти описываемый объект в природе. Например, воспитатель читает или рассказывает сказку Н. Павловой «Как облачко». На прогулке дети отыскивают цветы подмаренника, признаки которых описаны в сказке.
Беседы. Беседа состоит из вопросов воспитателя и ответов на них детей. Это ценный метод уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. Вопросы нужно составлять так, чтобы в них учитывался опыт детей и активизировалось мышление.
Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с наблюдениями и приобретением новых знаний.
Вводная беседа должна быть короткой, она ставит своей целью связать имеющиеся знания детей с получением новых, создать интерес к ним. Такие беседы проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей.
Самой распространенной и применяемой во всех группах является беседа, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры.
Наиболее трудными считаются беседы итоговые. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Беседы строятся на знакомом детям материале и имеют цель уточнить и обобщить их знания, полученные в процессе наблюдений и труда.
Вот пример итоговой беседы в старшей группе. Она проводится после наблюдений над осенними явлениями в природе и прослушивания детьми стихотворений и рассказов об осени. В такой беседе можно предложить следующие вопросы: какое сейчас время года? Какая была погода, когда мы ходили в лес (парк)? Что стало осенью с листьями на деревьях? Что мы слышали в лесу (парке) осенью? Каких птиц мы видели в лесу (парке)? Куда девались скворцы, грачи, ласточки? Почему они улетели? Куда девались бабочки, жуки, пауки? Что мы собирали в лесу (парке) осенью? Что делают осенью на огороде? Кому нравится осень? Почему?
Вопросы должны оживлять в памяти детей полученные представления и подвести их к понятию «осень». Закончить беседу можно чтением знакомых стихотворений, загадками.
Детям подготовительной к школе группы можно предложить такие вопросы: почему ты думаешь, что наступила осень? Почему улетели птицы? Почему исчезли насекомые? Почему увяли растения? Постановка вопросов заставляет ребенка самостоятельно решать умственную задачу, опираясь на свой опыт, свои наблюдения, подводит его к обобщению, к понятию о данном сезоне.
Беседа должна стимулировать детей на сопоставление фактов, улавливание некоторых причинных связей. Этому способствуют вопросы типа «почему?» и «как ты узнал?», например: почему зимой на ветках деревьев, которые растут в саду, нет листьев, а на ветках в комнате они появились? Как ты узнал, что это береза?
Методика использования и значение рассказов об объектах и явлениях природы, природоведческих книг в разных возрастных группах
Рассказ — вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставлять явления природы, размышлять над ними.
Цели:
1.Для расширения знаний об уже знакомых объектах и явлениях природы.
2. Для ознакомления с новыми объектами и явлениями природы.
Но основная цель рассказа как метода создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте или явлении природы.
Требования:
1.Рассказ применяется в том случае, если материал неизвестен. Это может быть описание объектов, принцип работы и устройство приборов, характеристика взаимосвязей и развития природы. В процессе рассказа о сезонных изменениях в природе воспитатель показывает, как они связаны с трудом человека, при этом демонстрирует картины «Труд человека в различные времена года». Рассказ можно использовать при подготовке к наблюдениям, при постановке опытов, во время проведения экскурсии и т. д. Дошкольный рассказ имеет общие черты с художественным произведением. Его образные характеристики и последовательность построения во многом совпадают. В учебном рассказе также есть завязка, кульминационный момент и развязка. При применении рассказа воспитатель путем ясного и доступного изложения добивается, чтобы дети понимали главное, могли из него выделить ряд частных вопросов, деталей, составляющих сюжет рассказа.
2.Рассказ должен быть научно выдержан, доступен для понимания детей определенного возраста. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада и адресуется конкретной возрастной группе.
3.Рассказ воспитателя требует внимания, сосредоточения мыслей детей; поэтому одним из важнейших требований, предъявляемых к рассказу, является тщательная подготовка со стороны воспитателя. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Речь воспитателя должна быть четкая, яркая, эмоциональная.
4.Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности.Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов.
Т.е. воспитатель должен учитывать – знания, интересы, возраст.
Много сведений для рассказов детям воспитатель может почерпнуть из биологических журналов («Юный натуралист», «Приусадебное хозяйство»), периодических изданий, специальных книг. Для рассказов можно использовать короткие отрывки из природоведческих детских книг. Рассказы можно создавать и самим, используя опыт собственных наблюдений за явлениями природы. Однако следует помнить, что к собственному рассказу необходимо предъявлять высокие требования, взыскательность.
Рассказывать детям надо увлеченно, образно, красочно. А для этого необходимо уметь подбирать точные, яркие, образные слова, характеризующие события. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.
Использовать рассказ как метод экологического воспитания можно уже в младших группах. Для малышей рассказ должен быть предельно кратким и тесно связанным с их жизненным опытом. Постепенно рассказы увеличиваются по объему и усложняются по содержанию. В старшем дошкольном возрасте используются не только рассказы, повествующие о каком-либо событии, но и такие, которые ставят перед детьми вопросы, заставляют их размышлять, делать выводы. Например, воспитатель для рассказа может использовать произведение Ю. Дмитриева «Маленькая тайна». Не закончив рассказа, можно попросить детей догадаться, отчего произошли события, о которых повествуется в рассказе.
Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10—15 мин.
В зависимости от цели занятия и характера изучаемого материала, применяют рассказы различных типов. Наиболее часто используется рассказ-описание. Этот тип рассказа применяют, когда надо дать представление об объекте или явлении природы, как бы нарисовать его словами, чтобы дети представляли себе описываемое, как будто были непосредственными очевидцами происходящего. Это может быть описание животного, растения, особенностей различных природных областей и т. п.
Рассказ-описание может быть построен на основе непосредственных наблюдений воспитателя; в данном случае необходимо продумать содержание рассказа, внести в него удачные сравнения, остановиться на наиболее ярких и интересных моментах, постараться эмоционально окрасить его — все это будет способствовать лучшему запоминанию материала, сделает его доступным для всех учащихся. Описание может быть построено на основе использования художественной и научно-популярной литературы, дневников путешественников. Много описаний сезонных явлений природы можно найти в произведениях Г. Скребицкого, Д. Зуева, Н. Сладкова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки, К. Паустовского и др.
Вот как описывает раннюю весну И. Соколов-Микитов: «На огороде распустилась верба: белые пуховки.
Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раструхли дороги. Лед на реке посинел.
На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля.
Весело скачут на дворе воробьи, проводили зиму, радешеньки-рады:
— Жив! Жив! Жив!
Прилетели белоносые грачи. Важные, черные, ходят они по дорогам»
Задача воспитателя — найти такой материал и суметь донести его до сознания детей,
Рассказ-описание может быть проведен по картинам, на которых изображены необходимые объекты и явления природы.
Рассказ-объяснение позволяет раскрыть детям наиболее сложные вопросы, вскрывает существенные признаки явлений природы, устанавливает причинно-следственные связи и взаимозависимости, подводя дошкольников к необходимым выводам и обобщениям. Так, рассказ-объяснение воспитатель может использовать при изучении материалов о добыче полезных ископаемых, причинах смены дня и ночи, времен года и т. д.
В практике преподавания рассказ чаще всего сочетается с беседой. Обращаясь в ходе занятия к тем или иным наглядным пособиям, воспитатель часто проводит небольшую беседу, направляя рассматривание детьми пособия по определенному плану, вызывая у них необходимые суждения, обращая внимание на существенные моменты, помогающие более глубоко осмыслить рассказ.
Сочетание рассказа с беседой позволяет шире использовать разнообразные приемы, заставляет детей глубже задуматься над сообщенными фактами и сознательно их усваивать.
7. Методика проведения бесед с детьми дошкольного возраста о природе, Виды бесед, их содержание и значение
Беседа — это метод обучения, представляющий собой диалог воспитателя и ребенка, проводимый с конкретными учебно-воспитательными задачами по тщательно продуманному плану.
Беседа в обучении дошкольников применяется очень широко. Руководящая и направляющая роль в беседе принадлежит воспитателю. Используя разнообразные приемы активизации познавательной деятельности и мышления дошкольников, воспитатель реализует поставленные задачи. Например, постановка соответствующего вопроса перед детьми заставляет их задуматься, осмыслить материал, мысленно отобрать нужное и подготовить ответ; если при этом демонстрируются наглядные пособия, то их необходимо рассмотреть, проанализировать и в них найти ответ на поставленный вопрос.
Беседа — наиболее трудный среди словесных методов, поэтому воспитателю необходимо к ней тщательно готовиться. Главным условием для проведения беседы является наличие определенных знаний у дошкольников. Знания могут быть отрывочными и поверхностными; чаще всего это знания за предыдущий год, из предыдущей темы или знания, полученные из других источников: книг, кино, экскурсий, рассказа родителей и т. д. Эту неоформленную, еще не осмысленную информацию необходимо привести в систему, выделить из нее главное для формирования природоведческих понятий.
Особенность беседы как метода заключается в том, что изучаемая информация дается по частям и внимание детей периодически переключается. В процессе такого живого активного общения воспитателя с детьми он может сразу же получать обратную информацию.
Беседу следует строить в соответствии с определенными педагогическими требованиями.Основным требованием к беседе является тщательная подготовка вопросов. Их следует ставить так, чтобы они будили мысль ребенка, заставляли задуматься как ответить на поставленный вопрос. Беседа должна быть насыщена материалом, который вызовет у дошкольников интерес. Вопросы для дошкольников должны быть конкретными, четкими, ясными, краткими и вместе с тем приучать детей сравнивать, объяснять и раскрывать практическое значение изучаемого материала.
Одним из важнейших педагогических требований, предъявляемых к беседе, являетсясоблюдение правил постановки вопросов. Беседа даст необходимый педагогический эффект, если воспитатель, проводя ее, будет задавать дошкольникам четкие, ясные, построенные в строгой логической последовательности вопросы. Правильная постановка вопросов вызывает наибольшие трудности. Поэтому надо помнить, что нельзя задавать вопросы в неопределенной форме, например: что растет в поле? Что вы можете сказать о погоде? Вопросы не должны подсказывать или требовать односложного ответа «да» или «нет», например: песец встречается в тундре или нет? (Надо: каких животных тундры вы знаете?) Лиственные деревья встречаются в нашей местности? (Надо: какие лиственные деревья встречаются в нашей местности?) Не следует задавать вопросы, на которые учащиеся должны дать двойные или тройные ответы, например: какие животные и растения встречаются в пустыне? Назовите домашних животных нашей местности, расскажите, как их использует человек.
Вопрос задастся всей группе, затем воспитатель делает паузу, сосредоточивает внимание дошкольников на поставленном вопросе, а для ответа вызывает одного ребенка. Разумеется, далеко не всегда воспитатель получает полный ответ, поэтому для дополнения он вызывает других детей. Если же возникают трудности, то следует переформулировать вопрос или разделить его на более частные.
По дидактическим целям беседы бывают вводные (при изучении новых знаний), эвристические (при объяснении нового материала) и обобщающие(при закреплении).
Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба?» – «Жили-были дед да баба»).
Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Педагог учит детей воспринимать сказку или рассказ, следить за развитием действия, отвечать на вопросы по тексту и таким образом постепенно подводит к его воспроизведению. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).
Как и в предыдущей группе, на первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребенка. При повторном рассказывании воспитателем сказки дети могут произносить отдельные слова и предложения. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой («Что сказал заяц Колобку? Кто встретился Колобку дальше?»). Постепенно дети начинают пересказывать отдельные фрагменты текста, а затем и весь текст, опираясь на помощь взрослого.
Эта работа во второй младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.
Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.
Рассмотрим сначала методические положения, которые касаются структуры и методики проведения занятий в среднем и старшем дошкольном возрасте.
Успех обучения зависит прежде всего от подготовительной работы, проведенной перед занятием. Подготовка воспитателя состоит: а) в выборе произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения; б) в анализе произведения и работе над выразительностью исполнения; в) в отборе в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения. Подготовка детей к пересказам предполагает: а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста); б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения; в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом – это помогает уточнить характеристики действующих лиц и обстоятельств.