Посчитать прочитанное
Копировать список
Список кандидатов
Копировать список
Проголосовать
Текст: ГодЛитературы.РФ
Новые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на одну пробежку… Портал ГодЛитературы.РФ решил помочь читателям «войти в контекст» и напомнить лучшие образцы этого трудного жанра. Мы попросили писателей, издателей, редакторов и литературных критиков назвать четыре коротких рассказа, когда-либо произведших на них сильное впечатление. Три – классические, вплоть до конца ХХ века, и один – непосредственно XXI века.
Участие в опросе приняли 19 экспертов. Всего в итоговый список вошли 74 рассказа. Лидером по количеству выдвинутых рассказов оказался Иван Бунин (было выдвинуто пять его рассказов), а вот два рассказа Антона Чехова – «Скучная история» и «Спать хочется» – выбрали сразу по двое экспертов.
Публикуем списки рассказов в алфавитном порядке с указанием экспертов, выбравших их. При этом мы не стали делить тексты на написанные изначально по-русски и переводные, ведь мировая литература едина, и литература русская – ее неотъемлемая часть.
Лучшие рассказы до XXI века
- Амброз Бирс «Один офицер, один солдат» (Александр Снегирев)
- Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса» (Михаил Визель)
- Исаак Бабель «Ги де Мопассан» (Михаил Визель)
- Исаак Бабель «Письмо» (Ольга Аминова)
- Василий Белов «Колоколена» (Дмитрий Шеваров)
- Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско» (Сергей Самсонов)
- Иван Бунин «Красавица» (Андрей Василевский)
- Иван Бунин «Натали» (Максим Замшев)
- Иван Бунин «Ворон» (Арсений Замостьянов)
- Иван Бунин «Чистый понедельник» (Ольга Аминова)
- Кир Булычев «Корона профессора Козарина» (Шамиль Идиатуллин)
- Анатолий Гаврилов «В преддверии новой жизни» (Владислав Толстов)
- Александр Вельтман «Иоланда» (Максим Амелин)
- О. Генри «Дары волхвов», пер. Владимира Бобкова (Ася Петрова)
- Николай Гоголь «Старосветские помещики» (Евгений Водолазкин)
- Федор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» (Арсений Замостьянов)
- Георгий Жжёнов «Саночки» (Василий Авченко)
- Юрий Казаков «Проклятый Север» (Василий Авченко)
- Юрий Казаков «Вон бежит собака» (Александр Снегирев)
- Юрий Казаков «Осень в дубовых лесах» (Дмитрий Шеваров)
- Раймонд Карвер «Что не танцуете», пер. Григория Дашевского (Александр Снегирев)
- Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», пер. Светланы Васильевой (Шамиль Идиатуллин)
- Редьярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца…», пер. Марии Кан (Шамиль Идиатуллин)
- Юрий Коваль «Капитан Клюквин» (Дмитрий Шеваров)
- Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите» (Ольга Аминова)
- Сигизмунд Кржижановский «Сбежавшие пальцы» (Максим Амелин)
- Николай Лесков «Запечатлённый ангел» (Евгений Водолазкин)
- Джек Лондон «Кусок мяса» (Сергей Самсонов)
- Джек Лондон «Любовь к жизни» (Василий Авченко)
- Ги де Мопассан «Драгоценности» (Евгений Водолазкин)
- Владимир Набоков «Круг» (Михаил Эдельштейн)
- Владимир Набоков «Весна в Фиальте» (Вадим Левенталь)
- Николай Носов «Фантазёры» (Лев Данилкин)
- Константин Паустовский «Бриз» (Максим Замшев)
- Виктор Пелевин «Хрустальный мир» (Михаил Визель)
- Андрей Платонов «Возвращение» (Сергей Самсонов)
- Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрём» (Вадим Левенталь)
- Валентин Распутин «Рудольфино» (Лев Данилкин)
- Александр Солженицын «Пасхальный крестный ход» (Андрей Немзер)
- Александр Солженицын «Абрикосовое варенье» (Андрей Василевский)
- Владимир Соллогуб «Метель» (Андрей Немзер)
- Владимир Сорокин «Геологи» (Лев Данилкин)
- Джером Дэвид Сэлинджер «Дорогой Эсме — с любовью и всяческой мерзостью», пер. Риты Райт-Ковалёвой (Ася Петрова)
- Джером Дэвид Сэлинджер «О эти губы и глаза зеленые» (Максим Замшев, Михаил Эдельштейн)
- Абрам Терц «Пхенц» (Владислав Толстов)
- Алексей Толстой «Гадюка» (Владислав Толстов)
- Иван Тургенев « Мой сосед Радилов» (Андрей Немзер)
- Эрнест Хемингуэй «Там, где чисто и светло», пер. Екатерины Романовой (Ася Петрова)
- Эрнест Хемингуэй «Снега Килиманджаро» (Александр Мелихов)
- Эрнест Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (Михаил Эдельштейн)
- Антон Чехов «Черный монах» (Александр Мелихов)
- Антон Чехов «Спать хочется» (Максим Амелин, Вадим Левенталь)
- Антон Чехов «Скучная история» (Александр Мелихов, Арсений Замостьянов)
- Василий Шукшин «Земляки» (Арсений Замостьянов)
- Василий Шукшин «Срезал» (Андрей Василевский)
XXI век
- Дмитрий Бакин «Нельзя остаться» (Сергей Самсонов)
- Сергей Болмат «Объект» (Лев Данилкин)
- Алексей Варламов «Ойоха» (Евгений Водолазкин)
- Марина Вишневецкая «Увидеть дерево» (Андрей Немзер)
- Мария Галина «В плавнях» (Шамиль Идиатуллин)
- Марианна Гончарова «Янкель, инклоц ин барабан» (Ася Петрова)
- Борис Екимов «Фетисыч» (Арсений Замостьянов)
- Борис Екимов «Ралли» (Дмитрий Шеваров)
- Олег Зоберн «Отмена посадки» (Александр Снегирев)
- Этгар Керет «Пони» (Михаил Визель)
- Павел Крусанов «Сотворение праха» (Максим Замшев)
- Павел Крусанов «Бессмертник» (Вадим Левенталь)
- Анна Матвеева «Девять девяностых» (Владислав Толстов)
- Павел Мейлахс «Вспышка» (Александр Мелихов)
- Захар Прилепин «Убийца и его маленький друг» (Василий Авченко)
- Дина Рубина «Посох деда Мороза» (Ольга Аминова)
- Ольга Славникова «Вещество» (Максим Амелин)
- Сергей Солоух «Метаморфозы» (Михаил Эдельштейн)
- Карина Шаинян «Что ты знаешь о любви» (Андрей Василевский)
СПИСОК ЭКСПЕРТОВ
- Василий Авченко, писатель и журналист, лауреат общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева.
- Максим Амелин, поэт, переводчик, лауреат премии «Поэт», главный редактор издательства «ОГИ».
- Ольга Аминова, редактор, литературный агент.
- Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», поэт, лауреат премии Правительства РФ.
- Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, критик, писатель, переводчик.
- Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», доктор филологических наук.
- Лев Данилкин, писатель, критик, лауреат премии «Большая книга».
- Арсений Замостьянов, писатель, литературовед, заместитель главного редактора журнала «Историк».
- Максим Замшев, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
- Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга».
- Вадим Левенталь, писатель, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательства «Городец».
- Александр Мелихов, писатель, публицист.
- Андрей Немзер, литературовед и литературный критик, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.
- Ася Петрова, прозаик, лауреат премии «Книгуру», переводчик французской литературы.
- Сергей Самсонов, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Ясная Поляна».
- Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов».
- Владислав Толстов, журналист, публицист, редактор, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер».
- Дмитрий Шеваров, журналист, литературный критик, прозаик.
- Михаил Эдельштейн, литературный критик и литературовед.
Рассказ как жанр литературы
Литература. Термины
Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Определим его особенности и на примере рассказа А.П.Чехова » Хамелеон» рассмотрим их.
Особенности рассказа
- Небольшой объём
- Ограниченное число действующих лиц
- Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
- В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
- Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
- По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
- Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
- В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
- Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
- Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.
Пример.
Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.
« Хамелеон».1945 г.
Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»
- Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.
- Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов . Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
- Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина .
- Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
- Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
- Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
- Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему , в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
- Рассказ написан в 1884 году, в период расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.
Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.