Пример рассказа в литературе

  Название
Посчитать прочитанное 
Копировать список Год Средний балл Проголосовало Баллы 1 1887-1927 1.24 8453 10538 2 1883-1885 1.64 6190 10154 3 1957 1.63 3979 6523 4 1905 3.54 1828 6488 5 1926 2.06 3015 6213 6 1925-1926 1.87 3303 6179 7 1872 1.74 3432 5992 8 1852 2.03 2898 5897 9 1855 2.62 2121 5561 10 1959-1972 1.51 3527 5347 11 1894 3.08 1712 5287 12 1894-1895 2.73 1874 5122 13 1899 2.30 2171 4994 14 1926 2.35 2093 4926 15 1958-1974 2.91 1663 4849 16 1887 2.05 2176 4472 17 1902 3.22 1381 4459 18 1938 1.45 2908 4231 19 1990-1998 2.69 1551 4175 20 1852 1.48 2783 4123 21 1895 3.97 1020 4054 22 1904-1910 1.24 3241 4034 23 1973 2.02 1888 3823 24 1954-1962 1.88 2014 3796 25 1894 2.06 1826 3766 26 1905 3.30 1089 3597 27 1912 1.78 1977 3524 28 1914 3.48 964 3360 29   1.62 2028 3296 30 1936 2.85 1144 3264 31 1885 2.04 1559 3186 32 1898 2.44 1243 3038 33 1922-1958 2.40 1247 2995 34 1959 1.23 2379 2941 35 1939 1.75 1650 2888 36 1909 3.17 870 2759 37 1942-1972 2.85 928 2646 38 1883-1927 3.00 864 2596 39 1833-1849 0.93 2762 2575 40 1903 3.75 669 2510 41 1980 1.76 1411 2497 42 1907 3.86 642 2483 43 1898 2.50 966 2423 44 1927 2.64 910 2410 45 1979 2.40 996 2398 46 1912 2.29 1042 2396 47 1938 3.40 693 2359 48 1894 2.41 974 2350 49 1853 — 1855 1.46 1539 2253 50 1957 1.67 1344 2246 51 1916 1.83 1204 2210 52 1953-1999 1.49 1472 2205 53 1924 1.66 1307 2176 54 1899 2.47 874 2159 55 1899 2.02 1058 2146 56 1940 2.29 900 2063 57 1786 2.14 869 1860 58 1887-1939 1.93 960 1858 59 1887 3.30 553 1826 60 1936 2.05 876 1797 61 1826-1828 2.23 795 1777 62 2005 2.89 608 1758 63 1987 2.57 665 1711 64 1908-1917 2.48 677 1682 65 1899 1.68 978 1645 66 1924 3.18 496 1582 67 1952 1.62 973 1579 68 1957 2.26 693 1573 69 1878 2.75 549 1510 70 1843 1.79 826 1482 71 1903 2.46 590 1456 72 1882 1.91 760 1453 73 1921 2.47 563 1396 74 1990 2.25 583 1315 75 1884 1.96 648 1271 76   1.33 936 1250 77 1918 2.36 527 1247 78 1944 2.36 526 1244 79 1976 1.20 996 1199 80 1877 1.80 599 1081 81 1914 1.66 643 1070 82 1841 1.43 737 1054 83 1950 2.35 439 1033 84 1851 2.58 398 1029 85 1972 2.21 413 915 86 1968 1.60 544 875 87 1986 1.25 678 852 88 1915 2.75 291 801 89 1960 2.21 355 788 90 1938 0.92 840 776 91 1959 0.26 2922 771 92 1895 2.82 270 762 93 1839 1.53 490 751 94 1892 2.90 243 707 95 1942 1.85 379 703 96 1885 2.88 241 695 97 1930-е 2.20 314 691 98 1951 1.25 549 691 99 1924-1971 1.72 396 683 100 1951 1.23 522 645

Страницы: 1 2 3

Список кандидатов
Копировать список
Проголосовать  

Текст: ГодЛитературы.РФ

Новые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на одну пробежку… Портал ГодЛитературы.РФ решил помочь читателям «войти в контекст» и напомнить лучшие образцы этого трудного жанра. Мы попросили писателей, издателей, редакторов и литературных критиков назвать четыре коротких рассказа, когда-либо произведших на них сильное впечатление. Три – классические, вплоть до конца ХХ века, и один – непосредственно XXI века.

Участие в опросе приняли 19 экспертов. Всего в итоговый список вошли 74 рассказа. Лидером по количеству выдвинутых рассказов оказался Иван Бунин (было выдвинуто пять его рассказов), а вот два рассказа Антона Чехова – «Скучная история» и «Спать хочется» – выбрали сразу по двое экспертов.

Публикуем списки рассказов в алфавитном порядке с указанием экспертов, выбравших их. При этом мы не стали делить тексты на написанные изначально по-русски и переводные, ведь мировая литература едина, и литература русская – ее неотъемлемая часть.

Лучшие рассказы до XXI века

  1. Амброз Бирс «Один офицер, один солдат» (Александр Снегирев)
  2. Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса» (Михаил Визель)
  3. Исаак Бабель «Ги де Мопассан» (Михаил Визель)
  4. Исаак Бабель «Письмо» (Ольга Аминова)
  5. Василий Белов «Колоколена» (Дмитрий Шеваров)
  6. Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско» (Сергей Самсонов)
  7. Иван Бунин «Красавица» (Андрей Василевский)
  8. Иван Бунин «Натали» (Максим Замшев)
  9. Иван Бунин «Ворон» (Арсений Замостьянов)
  10. Иван Бунин «Чистый понедельник» (Ольга Аминова)
  11. Кир Булычев «Корона профессора Козарина» (Шамиль Идиатуллин)
  12. Анатолий Гаврилов «В преддверии новой жизни» (Владислав Толстов)
  13. Александр Вельтман «Иоланда» (Максим Амелин)
  14. О. Генри «Дары волхвов», пер. Владимира Бобкова (Ася Петрова)
  15. Николай Гоголь «Старосветские помещики» (Евгений Водолазкин)
  16. Федор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» (Арсений Замостьянов)
  17. Георгий Жжёнов «Саночки» (Василий Авченко)
  18. Юрий Казаков «Проклятый Север» (Василий Авченко)
  19. Юрий Казаков «Вон бежит собака» (Александр Снегирев)
  20. Юрий Казаков «Осень в дубовых лесах» (Дмитрий Шеваров)
  21. Раймонд Карвер «Что не танцуете», пер. Григория Дашевского (Александр Снегирев)
  22. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», пер. Светланы Васильевой (Шамиль Идиатуллин)
  23. Редьярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца…», пер. Марии Кан (Шамиль Идиатуллин)
  24. Юрий Коваль «Капитан Клюквин» (Дмитрий Шеваров)
  25. Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите» (Ольга Аминова)
  26. Сигизмунд Кржижановский «Сбежавшие пальцы» (Максим Амелин)
  27. Николай Лесков «Запечатлённый ангел» (Евгений Водолазкин)
  28. Джек Лондон «Кусок мяса» (Сергей Самсонов)
  29. Джек Лондон «Любовь к жизни» (Василий Авченко)
  30. Ги де Мопассан «Драгоценности» (Евгений Водолазкин)
  31. Владимир Набоков «Круг» (Михаил Эдельштейн)
  32. Владимир Набоков «Весна в Фиальте» (Вадим Левенталь)
  33. Николай Носов «Фантазёры» (Лев Данилкин)
  34. Константин Паустовский «Бриз» (Максим Замшев)
  35. Виктор Пелевин «Хрустальный мир» (Михаил Визель)
  36. Андрей Платонов «Возвращение» (Сергей Самсонов)
  37. Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрём» (Вадим Левенталь)
  38. Валентин Распутин «Рудольфино» (Лев Данилкин)
  39. Александр Солженицын «Пасхальный крестный ход» (Андрей Немзер)
  40. Александр Солженицын «Абрикосовое варенье» (Андрей Василевский)
  41. Владимир Соллогуб «Метель» (Андрей Немзер)
  42. Владимир Сорокин «Геологи» (Лев Данилкин)
  43. Джером Дэвид Сэлинджер «Дорогой Эсме — с любовью и всяческой мерзостью», пер. Риты Райт-Ковалёвой (Ася Петрова)
  44. Джером Дэвид Сэлинджер «О эти губы и глаза зеленые» (Максим Замшев, Михаил Эдельштейн)
  45. Абрам Терц «Пхенц» (Владислав Толстов)
  46. Алексей Толстой «Гадюка» (Владислав Толстов)
  47. Иван Тургенев « Мой сосед Радилов» (Андрей Немзер)
  48. Эрнест Хемингуэй «Там, где чисто и светло», пер. Екатерины Романовой (Ася Петрова)
  49. Эрнест Хемингуэй «Снега Килиманджаро» (Александр Мелихов)
  50. Эрнест Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (Михаил Эдельштейн)
  51. Антон Чехов «Черный монах» (Александр Мелихов)
  52. Антон Чехов «Спать хочется» (Максим Амелин, Вадим Левенталь)
  53. Антон Чехов «Скучная история» (Александр Мелихов, Арсений Замостьянов)
  54. Василий Шукшин «Земляки» (Арсений Замостьянов)
  55. Василий Шукшин «Срезал» (Андрей Василевский)

XXI век

  1. Дмитрий Бакин «Нельзя остаться» (Сергей Самсонов)
  2. Сергей Болмат «Объект» (Лев Данилкин)
  3. Алексей Варламов «Ойоха» (Евгений Водолазкин)
  4. Марина Вишневецкая «Увидеть дерево» (Андрей Немзер)
  5. Мария Галина «В плавнях» (Шамиль Идиатуллин)
  6. Марианна Гончарова «Янкель, инклоц ин барабан» (Ася Петрова)
  7. Борис Екимов «Фетисыч» (Арсений Замостьянов)
  8. Борис Екимов «Ралли» (Дмитрий Шеваров)
  9. Олег Зоберн «Отмена посадки» (Александр Снегирев)
  10. Этгар Керет «Пони» (Михаил Визель)
  11. Павел Крусанов «Сотворение праха» (Максим Замшев)
  12. Павел Крусанов «Бессмертник» (Вадим Левенталь)
  13. Анна Матвеева «Девять девяностых» (Владислав Толстов)
  14. Павел Мейлахс «Вспышка» (Александр Мелихов)
  15. Захар Прилепин «Убийца и его маленький друг» (Василий Авченко)
  16. Дина Рубина «Посох деда Мороза» (Ольга Аминова)
  17. Ольга Славникова «Вещество» (Максим Амелин)
  18. Сергей Солоух «Метаморфозы» (Михаил Эдельштейн)
  19. Карина Шаинян «Что ты знаешь о любви» (Андрей Василевский)

СПИСОК ЭКСПЕРТОВ

  • Василий Авченко, писатель и журналист, лауреат общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева.
  • Максим Амелин, поэт, переводчик, лауреат премии «Поэт», главный редактор издательства «ОГИ».
  • Ольга Аминова, редактор, литературный агент.
  • Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», поэт, лауреат премии Правительства РФ.
  • Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, критик, писатель, переводчик.
  • Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», доктор филологических наук.
  • Лев Данилкин, писатель, критик, лауреат премии «Большая книга».
  • Арсений Замостьянов, писатель, литературовед, заместитель главного редактора журнала «Историк».
  • Максим Замшев, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
  • Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга».
  • Вадим Левенталь, писатель, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательства «Городец».
  • Александр Мелихов, писатель, публицист.
  • Андрей Немзер, литературовед и литературный критик, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.
  • Ася Петрова, прозаик, лауреат премии «Книгуру», переводчик французской литературы.
  • Сергей Самсонов, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Ясная Поляна».
  • Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов».
  • Владислав Толстов, журналист, публицист, редактор, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер».
  • Дмитрий Шеваров, журналист, литературный критик, прозаик.
  • Михаил Эдельштейн, литературный критик и литературовед.

Рассказ как жанр литературы

Литература. Термины                                                       

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Определим  его особенности и на примере рассказа А.П.Чехова » Хамелеон»  рассмотрим их.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких , но чаще одном, важном  эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои  так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным , но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое , запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

Пример.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.  « Хамелеон».1945 г.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.
« Хамелеон».1945 г.

Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»

  • Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.

  • Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов . Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
  • Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина .
  • Главная проблема — высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы — все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке — от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
  • Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
  • Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
  • Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему , в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
  • Рассказ написан в 1884 году, в период  расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного  метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.

Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.

  • Пример храбрости из литературы для сочинения
  • Пример исторического вступления к итоговому сочинению
  • Пример раскаяния из жизни для сочинения
  • Пример сочинения доброта огэ
  • Пример хорошего итогового сочинения по литературе 11 класс