Самовоспитание – это систематическая работа над совершенствованием своей личности, будь то в физическом или духовном плане. Процесс развития и контроля своих психологических качеств и работа над своим поведением. Самовоспитание дает толчок к совершенствованию человека как личности.
Многомудрый Спринт-Олимпик призывает Вас рассмотреть аргументы из жизненного опыта, кино, СМИ и истории. Они не только помогут Вам написать сочинение 15.3 для ОГЭ по русскому языку, но и послужат мотивацией для самосовершенствования.
Предыдущая
Банк аргументовБанк аргументов для итогового сочинения 2019-2020 (по всем направлениям)
Следующая
Банк аргументовАргументы из литературы для сочинения 15.3: Что такое самовоспитание (ОГЭ по русскому языку)
- Сочинения
- 9 класс и ОГЭ
- Примеры самовоспитания из жизни
Сочинение Примеры самовоспитания из жизни
Многие из нас часто слышали о такой вещи как самовоспитание. Что же означает это слово? Оно означает процесс воспитания человека, в котором роль воспитателя играет сам воспитуемый. Вначале человек намечает цели – каким я хочу стать, какие черты характера или умения приобрести? Затем он ищет пути – какими путями я могу воспитать в себе нужные черты характера? Сам же термин «воспитание» различные учёные определяют по-разному: это и формирование устойчивых поведенческих привычек, и формирование общественно-необходимых отношений к окружающему миру, и получение необходимых в общественно-полезной деятельности умений и знаний.
Можно привести множество примеров из жизни, в которых люди воспитывают сами себя. К самовоспитанию относится самообразование – как если человек, например, сам обучается рисованию, взяв соответствующую книгу, или сам обучается столярному ремеслу, посмотрев видео из Интернета. Благодаря полученным знаниям и умениям он может теперь войти в новый вид деятельности, и начать извлекать из этого выгоды – заработать деньги, приобрести известность в творческих кругах, окружить себя собственноручно созданными предметами и произведениями искусства.
Процесс самовоспитания можно разделить на несколько этапов. Самым первым будет осознанное принятие решения о самовоспитании, получение ясного представления того, какими будут результаты самовоспитания, и каково нынешнее положение человека, который путь самовоспитания пока не начал. Следующий этап – это поиск путей к конечной цели самовоспитания, составление плана самовоспитания. За ним идёт этап реализации намеченной программы, состоящей из нескольких последовательных пунктов. Конечный пункт в процессе самовоспитания – окончание процесса самовоспитания. На этом этапе представляется возможность оценить пройденный путь и качество результата процесса самовоспитания. В этом процессе важно иметь силу воли, которая не даст прекратить человеку выполнение пунктов программы самовоспитания.
Процесс самовоспитания требует от человека самостоятельно сравнивать себя с другими, самому поощрять и критиковать себя, самому оценивать результаты самовоспитания, самому искать стимулы, наблюдать за собой со стороны, контролировать самого себя в ходе этого процесса. К самовоспитанию можно отнести выработку правильного режима дня, самостоятельное обучение различным знаниям и умениям, выработку умения контролировать свои эмоции, выработку привычки культурно разговаривать, аккуратно писать.
Примеры самовоспитания из жизни
Несколько интересных сочинений
- История создания повести Ася Тургенева
Замысел произведения возникает у писателя случайно во время его пребывания в Европе, немецком Зинциге, находясь на лечении от неврологических проявлений.
- Анисья в романе Обломов характеристика, образ сочинение
Русский писатель Иван Александрович Гончаров раскрывает в романе «Обломов» не только человеческие пороки, изъяны, но и показывает простой народ и глубину русской души с помощью образов главных и второстепенных персонажей.
- Сочинение на тему Чувство собственного достоинства
Особенно часто мне говорят: у тебя должно быть чувство собственного достоинства, в каком бы возрасте ты ни был. А я всегда теряюсь в догадках, есть ли оно у меня или же его нужно приобретать.
- Особенности композиции в комедии Ревизор Гоголя сочинение
«Ревизор» Гоголя во всех смыслах удивительная и особенная комедия. Она необычна и когда речь идёт о композиции. Конечно, многое казалось необычным в ту эпоху, а теперь всё уже кажется нормальным, привычным. Никого уже ничем не удивить.
- Сочинение описание по фотографии (картине) Гиппенрейтера Бурый медведь (описание)
Вадим Гиппенрайтер — это один из тех людей, которые подтверждают, что талантливый человек талантлив во всем. С юного возраста он постоянно сменял свою область деятельности, и в каждой из них достигал успеха
На чтение 12 мин Просмотров 6.1к.
Обновлено 26 июля, 2020
На ОГЭ по русскому языку в основном поднимаются вопросы нравственного направления, для раскрытия которых необходимы аргументы из литературы и жизни, подходящим примером подобного задания выступает тема сочинения 15.3 «Что такое самовоспитание». Зачастую в школе на уроках русского языка просто не хватает времени для подготовки к ОГЭ, поэтому ученикам приходится готовиться самостоятельно. Наша команда решила помочь выпускникам в их нелёгком деле, создав наиболее полную подборку аргументов на данную тематику.
Содержание
- Проблема
- Отношения автора к проблеме
- Аргументы
- Эпитеты к слову «самовоспитание»
- Синонимы к слову «самовоспитание»
- Примеры из художественной литературы
- Примеры из жизни
- Народная мудрость
- Афоризмы
Проблема
Что такое самовоспитание и как к нему прийти.
Отношения автора к проблеме
Самовоспитание – это система работы над собой, которую каждый из нас понимает по-разному. С самого детства необходимо дать понять ребёнку, что он должен сам себя воспитывать на протяжении всей жизни, для того чтобы быть достойным членом общества. Каждый человек строит себя сам. Родители дают основу воспитания, на которую потом можно опираться, но главную роль в дальнейшем будет играть самоанализ и самоконтроль. Самовоспитание даётся намного труднее, чем воспитание кого-либо другого.
Аргументы
- В процессе самовоспитания человек сталкивается с рядом сложностей и проблем.
- Правильная мотивация – основа успеха.
- Самовоспитание поможет осуществиться мечте.
- Самовоспитание – ключевой фактор в развитии каждого человека.
- Одним из способов самовоспитания являются книги.
- Ценности, убеждения и привычки меняются каждый год.
- Воспитывая в себе нравственность, человек становится достойным членом общества.
- Самовоспитание – это самый важный вид деятельности человека.
- Самовоспитание необходимо для контроля собственных эмоций.
- Человек, занимающийся воспитанием, достигнет в жизни успеха.
Эпитеты к слову «самовоспитание»
Духовное, личное, внутреннее, творческое, личностное, долгожданное, гармоничное, выстраданное, всестороннее, закономерное, планомерное, приоритетное, последующее, историческое, долгожданное, ожидаемое, логичное, неблагоприятное, преимущественное, динамическое, логичное, спонтанное, постепенное, недостаточное, успешное, непредсказуемое, противоречивое, быстрое, нормальное, потенциальное, идейное, нравственное, усиленное, естественное, драматическое, самостоятельное, неопределённое, будущее, актуальное, возможное, недостаточное, отличное, низкое, организованное, неорганизованное, плохое, посредственное, утончённое, сознательное, элементарное, общественное, религиозное, безукоризненное, надлежащее, безупречное, превосходное, суровое, совместное, отменное, полноценное, разное, своеобразное.
Синонимы к слову «самовоспитание»
Воспитание, саморазвитие, самообразование, научение, самопознание, обучение, самодисциплина, дисциплинированность, потенциал, развитие способностей, преодоление трудностей, формирование личности, жизненные задачи, достижение целей.
Примеры из художественной литературы
- Л.Н. Толстой «Война и мир».
Одним из самых ярких примеров самовоспитания в отечественной литературе является герой романа «Война и мир» Пьер Безухов. К осознанию необходимости совершенствования его привело разочарование в семейной жизни и светском обществе. Причинами жизненных перемен стали предательство жены, дуэль, подлость близких друзей. Пьер всегда выделялся в современной ему действительности, он был уверен, что жизнь состоит не только из балов и званых обедов, в ней есть особый смысл, познать который под силу далеко не каждому. После знакомства с ложей масонов Пьер начал воспитывать себя совершенно другим образом, а в их философии нашёл много ответов на интересующие его вопросы. У него было много свободного времени для своих рассуждений, неожиданное наследство освободило молодого человека от необходимости работать. После долгих раздумий главный герой разочаровывается и в масонстве, потому что его душа искала другой правды, истинной. Изменить отношение Пьера к жизни удаётся Платону Каратаеву. Их знакомство произошло в плену у французов, где обыкновенные вещи приобретали особую ценность. Пьер Безухов начал понимать, что причина всех несчастий – богатство, точнее человеческое отношение к нему. Чем меньше у человека денег, тем он счастливее. Спустя долгое время самовоспитания у главного героя получилось стать мудрее и проницательнее, он научился радоваться настоящему, принимать неизбежное и ценить то, что имеет.
- Джек Лондон «Мартин Иден».
Судьба Мартина Идена – это самый яркий пример самовоспитания и саморазвития в художественной литературе. Мартин Иден рос в бедности, в состоянии крайней нужды. Он рос среди людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Главного героя романа не устраивает его положение в обществе, он хочет добиться большего, изменить предначертанную судьбу и избежать участи окружающих его жалких людей. Мартин не хочет верить в свою незначительность, он отказывается мириться с бедностью и ничтожностью. На перемены его подвигла в первую очередь любовь. Главным стремлением необразованного матроса стало добиться ответных чувств у девушки из высшего общества. Мартин Иден влюбился в Руфь, которая была дочерью банкира Морзе. Она стала воплощение идеала, к которому стремился главный герой. Воодушевленный любовью, молодой человек с энтузиазмом отправляется покорять неизведанные вершины. Он движим чистыми помыслами, его интересует не материальная сторона, а сами знания и культура. Мартин с упоением увлекается чтением и самообразованием в целом. Правда, его стремление к писательской деятельности никто не одобряет, даже сама Руфь. Девушка надеется, что это сумасбродство со временем пройдет. Несмотря на отсутствие поддержки со стороны близких, главный герой верит в свои силы и рассылает во все известные редакции стихотворения и рассказы. Ради своей мечты Мартин терпит нужду и голод, потому что последние деньги уходили на марки для конвертов, которые постоянно возвращались с отказом. Пытаясь осознать недостатки своего творчества, новоиспеченный писатель осознает мелочность и продажность окружающего мира. Поэтому неожиданно пришедший успех не удовлетворил Мартина Идена, он больше не видел в этом смысла жизни. Его судьба закончилась внезапной смертью, которая оказалась единственным выходом из состояния внутреннего опустошения.
- И.А. Гончаров «Обломов».
Андрей Штольц – полная противоположность своего лучшего друга Ильи Ильича Обломова. Удивительно, как сохранилась их дружба на протяжении стольких лет, учитывая отсутствие общих интересов. Андрей не может сидеть на одном месте, он всегда чем-то занят: любит новые знакомства, путешествует, всегда учится чему-то новому. Этот герой постоянно находится в потребности к саморазвитию и самовоспитанию. Его активный образ жизни выделяет его среди всей системы персонажей романа «Обломов». Отец Андрея был немцем, отсюда у молодого человека такая целеустремлённость и тяга к трудолюбию. А его мать мечтала вырастить образованного человека, любившего искусство, музыку и книги. Родители не держали его под чрезмерной опекой, как в семье Ильи Ильича, поэтому Штольц рано стал самостоятельным и понял, что нужно хорошо постараться, для того чтобы добиться, чего хочешь. Единственная прореха в самовоспитании Андрея – неумение выражать свои эмоции. Он не умел любить и мечтать. Он не умел расслабляться, боялся ухаживать за понравившейся женщиной, потому что думал, что она может расценить это как слабость. Но, несмотря на эти недостатки, данный персонаж романа достоин уважения: он сам добился всего в жизни, сам сформировал сильный характер и чувство собственного достоинства.
При помощи образа Штольца И.А. Гончаров хотел сказать то, что в процессе саморазвития человек может слишком увлечься процессом, настолько, что даже перестанет замечать маленькие радости жизни и то, что делает нас счастливыми.
Примеры из жизни
- Человеку трудно начать заниматься самовоспитанием. Мы всегда чего-то хотим, но часто это так и остаётся всего лишь желаниями. Так было и со мной, я очень хотела научиться играть на фортепиано, но никак не могла решиться начать. Каждый раз, когда я слышала какое-нибудь великое творение Моцарта или Бетховена, в голове рождалась мысль, что со следующей недели я точно начну брать уроки игры на пианино. Но проходило несколько дней, и желание утихало до следующего раза. Однажды, я услышала мнение, что привычка вырабатывается у человека за 21 день. Получается, что нужно всего лишь заставить себя три недели делать то, что необходимо, а потом это станет совсем не сложно. Я собралась с духом и записалась в музыкальную школу. Первые три занятия дались мне с трудом, я проявила неимоверную силу воли, чтобы не бросить свою затею сразу же. Но я понимала, что самовоспитанием заниматься нужно и полезно, поэтому держала себя в руках. Через две недели занятий, мне стало намного интереснее, потому что уже даже начало кое-что получаться. Спустя месяц у меня в голове не было и мысли о том, чтобы бросить начатое. Три раза в неделю я ходила в музыкальную школу, замечая, что мне это действительно нравится. Теперь я не могу представить свою жизнь без музыки и планирую поступать в Музыкальную консерваторию. Если бы я в тот момент не начала воспитывать саму себя, жизнь сложилась бы совершенно иным образом, иногда просто необходимо прислушаться к голосу разума и поступить правильно.
- Одним из самых ярких примеров самовоспитания и становления собственного характера является Гай Юлий Цезарь. Он был умён от природы, но задатки могли бы не проявиться, если бы не железная сила воли и самовоспитание. Его родители с раннего детства стремились дать мальчику хорошее образование: он изучал ораторское искусство, этикет, философию, поэзию и увлекался конным спортом. Когда Юлию было 13 лет, он был избран жрецом благодаря ходатайству родной сестры, а через несколько лет юноша был вынужден бежать из города под страхом смерти из-за перемен в управляющей верхушке. Он осмелился противостоять решению самого императора, но тот не видел в нём особой угрозы и даже разрешился вернуться на родину. Затем началась череда событий, которая привела к гражданской войне. После её окончания единственным повелителем Римской империи стал Юлий Цезарь, он был прирождён для этой должности и правил во благо Рима. Его самовоспитанию и развитию способствовала феноменальная память, а также умение анализировать. Пример великого римского императора говорит о том, что начало самовоспитания – это залог успеха в дальнейшей жизни.
Народная мудрость
- «Человек без твёрдого характера, что пружина без закалки». В этой пословице идёт речь о безвольных людях, которые такие же податливые как пружина без закалки. Отсутствие воли духа приводит к тому, что любой посторонний человек может оказать своё влияние на такую личность.
- «Труд приносит здоровье, а лень – пороки». С давних пор известно, что труд способствует физическому здоровью человека. А безделье порождает глупые мысли, которые толкают на нехорошие поступки.
- «Век живи – век трудись, а трудясь – век учись». Наши предки считали, что человек всегда должен стремиться к большему. Нельзя останавливаться на достигнутом, всю свою жизнь необходимо развиваться и воспитывать свою личность.
- «Наше счастье в наших руках». Человек сам творец своего счастья, мы можем строить свою жизнь так, как нам необходимо. Наша судьба в наших руках, никакие обстоятельства не способны её сломать без нашего согласия.
- «Каждый человек кузнец своего счастья». В данной пословице говорится о том, что каждый человек способен добиться счастья в жизни, просто нужно постараться. Сидя на одном месте, счастья не дождёшься.
- «Нет судьбы кроме той, которую мы сами себе выбираем». Смысл данной пословицы заключается в том, что человек сам строит своё будущее. Всегда можно изменить свою судьбу, просто необходимо приложить для этого определённые усилия.
- «На безделье дурь в голову лезет». В этой пословице говорится о том, что человеку, который занят делом, не хватает времени на глупые мысли. Если голову посещают плохие идеи, необходимо чем-нибудь заняться и всё пройдёт.
- «Слабеет тело без дела». Все наши проблемы от лени. В здоровом теле – здоровый дух, а нет ничего полезнее для физической формы, чем труд.
- «Знание приобретёшь – не пропадёшь». Наши мудрые предки знали, что умному человеку – везде дорога. Поэтому призывали свой народ учиться, познавать что-нибудь новое.
- «Учиться никогда не поздно». В этой пословице говорится о том, что человек всегда может изменить свою жизнь к лучшему. В любом возрасте мы способны к обучению, главное просто начать.
Афоризмы
- «Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский говорил о том, что решающую роль в воспитании играет сам человек. Никто не способен его воспитать лучше, чем он сам себя.
- «Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собой». Л.Н. Толстой говорил о том, что человек всегда должен стремиться к большему. Он должен замечать все свои недостатки и стремиться их исправить.
- «Воспитывая других, мы воспитываем, прежде всего, и самих себя». Русский педагог и публицист А.Н. Острогорский говорил о том, что человек, воспитывающий другого, применяет эти же требования и к себе. Поэтому самовоспитание неизбежно при влиянии на других людей.
- «Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания». Залуженный педагог и писатель К.Д. Ушинский считал, что человеческая душа должна всегда оставаться юной, только тогда самовоспитание возможно, иначе никак.
- «Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания». Л.Н. Толстой говорил о том, что человек должен научиться замечать и принимать свои ошибки, только их осознание способно сделать нас лучше.
- «Если совершенствуешь себя, то разве трудно будет управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то, как же сможешь усовершенствовать других людей?». Древний китайский мыслитель Конфуций высказал своё мнение по поводу истинных правителей. Настоящий глава государства должен всегда самосовершенствоваться, стремиться стать лучше, иначе у него не получится оказать благотворное влияние на свой народ.
- «Знание законов жизни несравненно важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности». Английский философ Г. Спенсер считал, что человеку, прежде всего, необходимо совершенствовать самого себя, а затем уже требовать чего-либо от других.
- «Кем бы ты ни был – будь лучше». Авраам Линкольн призывал окружающих к самовоспитанию. Каким бы хорошим не был человек, он всегда может стать ещё лучше.
- «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее». Древнегреческий философ Сократ считал, что лучшее в жизни человека – это самосовершенствование. Постоянное стремление к познанию нового – истинное счастье, по его мнению.
- «Когда человек начинает войну с самим собой, он уже чего-то да стоит». Заслуженный американский педагог Дейл Карнеги говорил о том, что человеку в начале пути самовоспитания необходимо осознать все свои ошибки. Начало исправления заключается уже в том, что мы начинаем понимать, в чём не правы.
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Примеры самовоспитания из жизни
Примеры самовоспитания из жизни
На протяжении существенной части своей жизни я потакал другим людям, мне казалось, будто такое поведение является действительно верным, а также нужно непременно делать как все и тогда будет и чувство общности и нечто правильное. Только совсем недавно благодаря прочитанной литературе и собственным рассуждениям, я пришел к выводу о том, что большинство довольно часто ошибается и не всегда нужно идти у людей на поводу. Ведь многие из низ от меня не особенно отличаются и тоже просто повторяют за другими, делают как все, но, если они делают как другие, а другие как они, то на чем вообще держится такая система?
На мой взгляд, тогда, вероятно, подобное может держаться только на глупости и слабостях. Ведь люди довольно часто выбирают просто удобное и выгодное для себя, потакают своим слабостям.
Поэтому с того времени как я понял эти факты, я посчитал нужным заняться собственным самовоспитанием. Этот пример и хочется рассмотреть. Я стал более критично относиться к словам других людей, к различным традициям и привычкам, просто стал делать свой взгляд на мир менее зашоренным.
Отсюда я столкнулся с другой проблемой – есть огромное количество идей и мнений и если ты развиваешь свой кругозор, то неизбежно узнаешь много противоречащих взглядов и такое количество идей, что становится довольно трудно. Однако, свобода всегда трудна и всегда предполагает ответственность, в том числе и ответственность выбора, ответственность за принятие той или иной идеи. И сейчас я тоже продолжаю воспитывать себя в подобном ключе, ищу различные взгляды, пытаюсь смотреть на мир более глубоко и разнообразно.
Конечно, кто-то может посоветовать выбрать что-то одно и двигаться, так сказать в глубину. К примеру, для нашей страны есть давно придуманный рецепт: православие, доверие и подчинение власти, уважение к мнению старших и коллектива, простая мораль, стереотипы культуры. Такие варианты выбирают многие и просто двигаются как бы в общем русле, но мне подобное кажется не всегда честным, а иногда и глупым, просто подчинениям другим, потакание.
К примеру, сколько людей раньше были коммунистами, а теперь проклинают коммунизм? Во многом они не принадлежат себе, так просто делают все. Также и в малом, они часто глупо подчиняются и потакают.
Мне подобное поведение кажется отсутствием самовоспитания и в себе я хочу воспитывать свободу. Такую свободу, которая предполагает личную ответственность, но и дает независимость, возможность настоящего выбора.
Также читают:
Картинка к сочинению Примеры самовоспитания из жизни
Популярные сегодня темы
- Образы крестьян в поэме Мертвые души Гоголя
Поэма «Мертвые души» считается вершиной творчества великого писателя Николая Васильевича Гоголя. Для ее написания автор проделал колоссальный труд, который занял около семнадцати лет
- Анализ рассказа Платонова Третий сын
Рассказ «Третий сын» появился у Платонова не случайно. Ко времени его написания автор уже пережил смерть матери и имел представление о том, как это хоронить близкого человека. А хоронили маму все 11 ее детей вместе с мужем.
- План рассказа Дом с мезонином Чехова
Повествование рассказа идет от лица главного героя – художника, который снимает дом у помещика Белокурова. Помещик описывается как молодой человек, наводящий тоску. Он жалуется на то, что ни у кого не находит сочувствия
- Хронологическая таблица жизни и творчества Астафьева
1924 – будущий писатель Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая в маленькой деревушке Овсянка Красноярского края.
- Язык — это путь цивилизации и культуры сочинение рассуждение (Куприн)
Разнообразие языков человечества удивляет и восхищает. Любой народ, идущий сквозь тысячелетия, говорит на языке своих предков. Он не является неизменной единицей: трансформируется, подчиняясь требованиям времени