Пример сказки в форме рондо

Автор: Виктория Логинова

Сказка в форме рондо.

Вступление

Жил-был один юноша по имени Федор. Он умел играть на флейте, фортепиано, скрипке, гармошке и даже на гуслях. Его отец делал музыкальные инструменты, и сыну нравилось пробовать их звучание еще с 4-х лет. А потом постепенно Федор научился играть и играл всё лучше и лучше.

А

Однажды, гуляя в лесу, он встретил девушку, которая очень красиво пела. Федор решил подыграть ей на своей флейте. Девушка сначала смутилась, но потом ей очень понравилось, как играл Федор. Ее звали Алиной. Они познакомились и решили петь и играть вместе. Федор и Алина стали выступать перед народом, всем очень нравился их дуэт.

В

Они так хорошо исполняли музыку, что сам император решил послушать их. За Федором и Алиной приехала торжественная королевская карета, им И тогда злые завистники перед концертом прокрались и испортили рояль, на котором должен был играть Федор. Он вышел на сцену, начал было играть, но услышал фальшивые звуки.

А

Федор не растерялся, схватил скрипку и сыграл так виртуозно, что музыка зазвучала ещё прекрасней. А голос Алины звучал просто божественно. Весь народ снова давался диву, а император пришел в такой восторг, что щедро наградил дуэт и подарил им волшебную карету для путешествий.

С

Но злодеи-завистники не остановились и решили испортить девушке голос. Они подсыпали ей в еду какое-то снадобье, и, съев ее, девушка потеряла способность петь. Тогда Федор отвез Алину к врачу. Оказалось, что нужно добыть противоядие, которое было очень трудно достать. Федор отправился в путь, нашел целительный пузырек и вылечил Алину.

А

Тогда им удалось выступить перед королями разных стран, и везде их щедро награждали волшебными подарками. Один из королей подарил Федору новую серебряную скрипку, другой подарил Алине волшебное платье, переливавшееся всеми цветами радуги. И когда они выступили – Федор со своей серебряной скрипкой и Алина в своем прекрасном платье – все жители, слышавшие их, стали самыми счастливыми и перестали огорчаться.

Кода

Следующие концерты Федора и Алины были поистине триумфальными. Они ездили по разным странам в волшебной карете и исполняли музыку, наполнявшую сердца людей добром и счастьем.

« Назад к списку

Филатова Г. М.

преподаватель  по  классу:

музыкальная  литература

МБОУ  ДОД  ДШИ

село Александровское

Томская  область

УРОК ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ

«ФОРМА РОНДО»

                     ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

                          Пояснительная  записка

Любой   композитор — это  архитектор  в  музыке.  Архитектор,   в 
начале создаёт  план   дома — форму.   Так  же,   создает  свои  произведения
композитор.     При  этом  композитор  использует  разные  приемы  формы 
построения  своего  произведения.  Одна  из  форм — это  рондо.

Рондо  от  французского 
слова — «круг», «движение по кругу»
 
музыкальная форма,
в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (
рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга
эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой .

Рондо в музыке  занимает
большое место. Эта форма имеет уравновешенность и стройность. Части рондо
строго регламентированы, свобода минимальна. Область применения рондо в этот
период — финалы или медленные части циклов . Реже
встречаются отдельные пьесы в форме рондо.

Главная  цель  урока   — это  знакомство  с музыкальной формой рондо

Цель урока:

Закрепление
знаний, полученных при изучении темы «Музыкальная форма», объяснение нового
материала.

Задачи урока:

1.    
помочь
обучающимся научиться разбираться в форме рондо;

2.    
выполнить
анализ музыкальных произведений;

3.    
использовать
комплексный подход к уроку через межпредметные связи (музыка, литература,
изобразительное искусство);

4.    
повысить
интерес к предмету «Музыкальная литература».

Тип урока: знакомство с новым
материалом.

Методические материалы: CD-диски, карточки  с  музыкальной 
формой,  музыкальный центр,
DVD.

Предполагаемый результат:

1.     Осознание учащимися понятий
«Музыкальная форма», «Форма рондо».

2.     Запоминание детьми новых
музыкальных произведений.

                            
           
План урока:

1.                
Повторение пройденного материала

Мини — викторина.

(звучат  произведения  пройденные  на  предыдущих  уроках.)

  Повторить  имена  композиторов, название  произведений.  Прослушав 
фрагмент  ученики  показывают  заготовленные  карточки  с  музыкальной  формой 
данного  фрагмента. 

А. Скрябин «Прелюдия  №5 «

М.Глинка  цикл  «Прощание  с  Петербургом» песня
«Попутная»

П. Чайковский «Детский  альбом»  «Марш  деревянных
солдатиков»

Э.Григ  «Шествие  гномов»

Вопросы:

1.    
Сходство  и  различие 
простой  двухчастной  формы  и  репризной, 

2.    
Сходство  и  различие  репризной 
двухчастной  формы  и  трехчастной.

3.    
Роль  2  части (создание 
контракта) и  роль  3 части  (утверждение  главного  основного  музыкального 
образа).

2 . Объяснение нового материала.

Называю  несколько  произведений.  Какое слово  их  объединяет? 

«Интродукция  и  рондо  — каприччио»  Сен — Санса , рондо 
«Ярость из — за  потерянного гроша»  Бетховена,  Рондо — песня,  Рондо
— танец,  «Рондо — токката»    Д .Кабалевского,  «Рондо  в 
турецком  стиле» Моцарта.

 —  Рондо  — это  слово,  которое  объединяет  эти  произведения. 

Вопрос: 
Ребята,  назовите  русские  народные  сказки  в  которых одно  действующее 
лицо  объединило  бы  другие  действующие  лица?  (Репка,  Курочка -Ряба, 
Колобок )

 — Вспомним  сказку  Колобок. Главное  действующее  лицо — колобок,   
остальные  герои  чередуются. 

— Запишем  на  доске буквами  действующих  лиц

  (ученик записывает  на  доске  буквами  действующих  лиц.) 

К -З — К — В -К -М-К -Л =К

  — C  колобка  действие  началось,    колобком действие и 
закончилось.  Получается  замкнутый  круг,  что и  означает 
«рондо». 

 — Итак,  ребята  записываем. 

 — Рондо  с  французского  «круг, хоровод»  музыкальная 
форма, в  которой главный  герой (рефрен) повторяется,  не  менее  3  раз , 
чередуясь  с  эпизодами.

 — Рондо   начинается  и  заканчивается  рефреном  образуя  как  бы 
замкнутый  круг. 

 — Обозначим  рефрен  буквой  А,  эпизоды В,  С.

 — Теперь  составим  схему  формы  рондо 

А — В -А -С -А

Вопрос  : Повторялся   рефрен  3 раза. (да)

Показываю  карточку  формы  рондо. 

А — В — А — С — А

 — Теперь  послушаем  музыкальные  примеры. 

Вопрос  : Кто написал  оперу  Свадьба  Фигаро?  (Моцарт)

 — Главный  герой  оперы  — лакей  Фигаро , простолюдин,  но  очень
ловкий  и  предприимчивый,  а  так — же  насмешник  и  острослов.   Смело 
вступает  в  бой с графом  Альмавивой .  Еще  один  герой  — юный  паж  Керубино, 
который  был  влюблен  во  всех  женщин  в  замке. 

 — И  сейчас,  мы  послушаем  арию  Фигаро.  «Мальчик  резвый. 
кудрявый влюбленный»,  где  он  обращается  к  Керабино.   В  этой  арии, 
Фигаро  будет  советовать Керубино,  как  ему дальше  поступать,  потому — что 
граф  его  отправляет  в  полк. 

Первое  прослушивание.

 Задание 

Определить  музыкальную  форму  арии. 

Вопрос  : Повторение  есть

(есть  повторение  одной  темы) 

 — Обозначим  повторение  рефрен  буквой  А

Вопрос  : Сколько  раз  повторяется  рефрен

(трижды  чередуется  с  эпизодами.)

Второе  прослушивание

  Задание. 

 — Обозначим  чередование  рефрена  и  эпизода. 

(Записать  буквенно  форму  арии)

Ария  начинается  со  слов «Мальчик  резвый,  кудрявый,  
влюбленный».

Приглашаю ученика  для  записи  на  доске  буквенными  обозначениями 
формы. 

А — В — А — С- А

Дети  делают  выводы,  что ария    Фигаро  написана  в  форме 
«рондо».

Слушаем  еще раз.

 — Теперь  сделаем  анализ  элементов  музыкальной  речи.

 — А -рефрен — характер  бодрый, энергичный,  воинственный,   лад —
мажор,  марш  размер  4/4,  тембр  голоса  — баритон 

1 эпизод  В  — «Распростись  ты  с  духами,  с  помадой»

 — Юноша  и  вдруг  помада. 

 — Что  можно  услышать  в интонациях — усмешку,  но  в тоже время  и 
доброжелательность к  юноше. 

2  эпизод  С — «Будешь  воином  суровым»

фанфарная  тема  —  призывного  характера 

 — Мы  прослушали  вокальное  произведение  где  используется  форма 
«рондо» 

 — А  еще  «рондо»  используют в  инструментальной  музыке. 

Слушаем  С.  Прокофьева  «Любовь  к  трем  апельсинам»,  
написанная  на  сюжет сказки Гоцци. 

 — Опера  комическая.  История  о  том,  как  грустного и  печального 
принца  равнодушного  к  жизни  излечивает  весельчак  Труффальдино.  Принц 
отправляется  в  необыкновенное  путешествие  и  в  конце концов прекрасная 
девушка вышедшая  из  апельсина  становится  его  принцессой. 

Определить  жанр  и  музыкальную  форму.

  Дети  записывают  в  тетради  и  на  доске 

А — В — А — С — А- кода

 — Музыка  жизнерадостная,  энергичная,   4/4,праздничное  шествие  и 
завершает  шествие  труба.

Вопрос  : К  чему  призывает  труба: к  болезням,  трагедии  или  к  радостям 
жизни?

(  к  радости.) 

3.Закрепление изученного материала

 Вопросы  :

1.    
В  каких  жанрах 
применяется  форма  «рондо»?

2.    
Сходство  и  различие  трехчастной 
формой  и  формой  рондо. 

3.    
С  какой  формой  можно 
сравнить  форму  рондо?  (  с  трехчастной)

4.Оценивание

 —Молодцы. Вы хорошо
справились  с заданием

5.Домашнее  задание: 

Найти  сказку  или  литературное  произведение  в  форме  «рондо»

Методы: практические, наглядные, словесные.

Литературный ряд:

Курочка -Ряба,

 Колобок

Репка, 

Музыкальный ряд:

А. Скрябин «Прелюдия  №5 «

А. Моцарт Свадьба  Фигаро 

М.Глинка  цикл  «Прощание  с  Петербургом» песня
«Попутная

П. Чайковский «Детский  альбом»  «Марш  деревянных
солдатиков»

С.  Прокофьев  «Любовь  к  трем  апельсинам

Э.Григ  «Шествие  гномов»

Список литературы.

1.Книга о музыке. Популярные очерки. Сост: Головинский Г.,
Ройтерштейн. — М., 1988.

2.Михеева Л. Музыкальный словарь в картинках. — М., 1988.

3.Музыка. Книга для шестого класса. Сост. Алиев Ю., Гембицкая Е.,
Левандовская Л. — М., 1986.

4.Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран. — М.,
1986.

5.Рыцарева М.Г. Музыка и я./Популярная энциклопедия для детей. М.,
1998.

6.Сто опер. Сост. Друскин. М. — Л., 1987

Урок музыки по теме «Музыкальная форма: рондо»

Пояснительная записка

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки в 3-м классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы «Формы и жанры музыки». 

Урок включает в себя различные виды деятельности: хоровое пение, восприятие и размышление о музыке, танцевальная и ритмическая импровизация. Развитию творческой  фантазии способствует  сочинение детьми собственной сказки по картинке и «озвучивание» ее  голосом, музыкальными инструментами, «звучащими жестами».

Материал урока представлен в большом объёме. Это даёт возможность выбрать учителю нужное количество творческих заданий во всех видах музыкальной работы с детьми.

Цель: Формирование представления о форме рондо.

Задачи:

  • Развивать умение определять музыкальную форму рондо;  навыки хорового пения; музыкальной творческой активности; способности к восприятию музыки; умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством.

Планируемые результаты

Предметные:

Обучающийся научится:

  • слушать, определять характер музыкального произведения;
  • выделять особенности музыкальной  формы рондо, типов  развития  (повтор,  контраст);
  • выполнять задания творческого характера;
  • сочинять ритмические  рисунки в форме рондо (с повторяющимся рефреном);
  • исполнять хоровые произведения в форме рондо;
  • импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • использовать  знаково-символические  средства  и схемы для решения задач;

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал: Романс «Спящая княжна» А. Бородина, «Зачем нам выстроили дом», «Классное рондо» Д.Кабалевского.

Ход урока

Организационный момент

Музыкальная разминка: приветствие, распевание с ритмическим сопровождением.

Актуализация знаний

— На прошлых уроках вы познакомились с различными формами музыки. Какими? (Одночастная, двухчастная, трехчастная, вариационная.)

Знакомство с новым материалом

— Сегодня вы познакомитесь с ещё одной музыкальной формой. Начнём мы это знакомство с исполнения знакомых вам попевок  «Мы — третьеклассники», «Мы — девочки», «Мы — мальчики». Но споём их в таком порядке: весь класс, мальчики, весь класс, девочки, весь класс (Исполнение.)

— У нас получилась новая форма – рондо. Одна и та же тема («Мы — третьеклассники») чередуется со звучащими, только по одному разу, эпизодами («Мы-мальчики» и «Мы-девочки».) Вы услышали новые термины. Какие? (Рондо, эпизод.)

— Слово «рондо» — французское. Оно означает «круг», «круговая песня». Рондо — это хороводный танец, в котором главную мелодию (рефрен) исполняют все участники, а эпизоды — группы, выходящие в центр круга. С главной темы (рефрена) обычно начинался и ей же заканчивался танец, образуя как бы замкнутый круг.  Давайте попробуем воспроизвести этот танец под песню «Классное рондо». (Дети, взявшись за руки, не спеша, исполняют главную мелодию «Мы — третьеклассники». Затем мальчики выходят в центр круга, исполняют свой эпизод, сопровождая маршевыми движениями. Вновь все встают в общий хоровод и исполняют главную мелодию. Далее девочки импровизируют танцевальные движения, выходя в центр круга и исполняя эпизод «Мы — девочки». И вновь все встают в общий хоровод. Исполнение группами эпизодов можно сопровождать хлопками.)

— Молодцы!

Ритмическая импровизация

— А теперь попробуем исполнить ритмическое рондо. Рефрен исполняет весь класс, далее кто-либо из вас придумывает свой мотив. Затем вновь весь класс исполняет рефрен, а продолжает кто-то один и т.д. (Эпизоды можно прохлопать, а также исполнить на различных ритмических музыкальных инструментах.)

— Итак, мы выяснили, что музыкальная форма рондо произошла от французского хоровода. Музыка в этой форме, как и в хороводе, основана на многократном повторении припева, у которого есть специальное название — рефрен. А запевы называются эпизодами. Приготовьте свой «музыкальный конструктор» и составьте схему рондо (Используя различные геометрические фигуры, дети составляют схему: рефрен – круг, эпизоды – другие фигуры.)

 

— Подобный принцип  сопоставления разных частей встречается не только в музыке. Вот пример — хорошо знакомая вам сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Посмотрите внимательно на эту картинку.

— Какое событие в этой сказке постоянно повторяется? (Встреча старика с рыбкой.). Есть в сказке и  события переменчивые. Какие? (Желания старухи.)

Получается, эта сказка строится по принципам той же цепочки, что и музыкальные произведения в форме рондо.

Сочинение сказки

— А теперь попробуйте сочинить свою сказку по следующей картинке.

— Каких персонажей вы видите? (Человек, собака, кошка, заяц, слон.) Какой персонаж появляется несколько раз? (Человек — главный герой.) Все остальные персонажи появляются в сказке только по одному разу. (Дети сочиняют свою сказку и озвучивают ее персонажей голосом, игрой на инструментах, хлопками и т. д.)

— Молодцы! У вас получилась замечательная сказка!

Беседа и слушание романса А.П.Бородина «Спящая княжна»

— Представьте, что вы — композиторы. Я буду читать стихи, а вы подумайте, какую бы вы написали музыку к этому фрагменту?

(Учитель читает спокойной, неторопливой интонацией начальные строки  текста романса «Спящая княжна».)

Спит. Спит в лесу глухом,

Спит княжна волшебным сном,

Спит под кровом тёмной ночи,

Сон сковал ей крепко очи.

Спит, спит.

(Музыка была бы мягкой, спокойной, напевной, как колыбельная.)

— Изменится ли характер музыки в следующей части?

(Учитель читает более твердой  интонацией следующие строки текста.)

Вот и лес глухой очнулся,

С диким смехом вдруг проснулся

Ведьм и леших шумный рой

И промчался над княжной.

(Характер музыки будет другой – взволнованный, подвижный и т.д.)

Продолжим (учитель читает текст: строки о княжне – спокойной, сонной интонацией,  о богатырях – более решительной, твёрдой интонацией.)

Лишь княжна в лесу глухом

Спит все тем же мёртвым сном.

Спит, спит.

 Слух прошёл, что в лес дремучий

 Богатырь придёт могучий,

 Чары силой сокрушит,

 Сон волшебный победит

 И княжну освободит, освободит.

 Но проходят дни за днями,

 Годы идут за годами…

 Ни души живой кругом,

 Все объято мёртвым сном.

 Так княжна в лесу глухом

 Тихо спит глубоким сном;

 Сон сковал ей крепко очи,

 Спит она и дни, и ночи.

 Спит, спит.

— Какую бы форму вы выбрали  для сочинения музыки на эти слова? (Рондо.)

— А теперь я предлагаю вам послушать романс А.П.Бородина «Спящая княжна» и проверить, правильно ли мы предположили? (Ответы детей.)

Разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевского

(Слушание, определение формы произведения, разучивание и исполнение с учителем.)

Итоги урока. Рефлексия.

— Наш урок подошел к концу. Вы довольны своей работой на уроке? (Ответы детей.)

— Что нового вы сегодня узнали? (Форму рондо.)

— Что означает французское слово «рондо»? (Круг.)

— Как строится форма рондо? (Главная тема чередуется с контрастными эпизодами.)

— Какие задания на уроке вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей.)

— На следующий урок подберите другие сказки, в которых чередование персонажей будет сходно с формой рондо.

— Молодцы! Вы отлично поработали и каждый сегодня достоин похвалы!

Музыкальное прощание.

logo

  • Какие сказки написаны в форме Рондо?

    • Предмет:

      Музыка

    • Автор:

      kaitlinbell730

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    5 минут назад

    Стоишь на руле⁴ синтаксический разбор предложения , помогите пожалуйста

  • istoriya
    История

    10 минут назад

    Реформы Швеции История помогите плиз

  • algebra
    Алгебра

    10 минут назад

    Фотка снизу↓↓↓↓
    ////Очень надо это все решить///

  • matematika
    Математика

    10 минут назад

    помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    10 минут назад

    2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    5 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Пример обломова для сочинения
  • Пример сказки в которой музыка играет главную роль
  • Пример нравственного выбора из литературы для сочинения
  • Пример сильной личности сочинение
  • Пример нравственного выбора из жизни для сочинения