Автор: Виктория Логинова
Сказка в форме рондо.
Вступление
Жил-был один юноша по имени Федор. Он умел играть на флейте, фортепиано, скрипке, гармошке и даже на гуслях. Его отец делал музыкальные инструменты, и сыну нравилось пробовать их звучание еще с 4-х лет. А потом постепенно Федор научился играть и играл всё лучше и лучше.
А
Однажды, гуляя в лесу, он встретил девушку, которая очень красиво пела. Федор решил подыграть ей на своей флейте. Девушка сначала смутилась, но потом ей очень понравилось, как играл Федор. Ее звали Алиной. Они познакомились и решили петь и играть вместе. Федор и Алина стали выступать перед народом, всем очень нравился их дуэт.
В
Они так хорошо исполняли музыку, что сам император решил послушать их. За Федором и Алиной приехала торжественная королевская карета, им И тогда злые завистники перед концертом прокрались и испортили рояль, на котором должен был играть Федор. Он вышел на сцену, начал было играть, но услышал фальшивые звуки.
А
Федор не растерялся, схватил скрипку и сыграл так виртуозно, что музыка зазвучала ещё прекрасней. А голос Алины звучал просто божественно. Весь народ снова давался диву, а император пришел в такой восторг, что щедро наградил дуэт и подарил им волшебную карету для путешествий.
С
Но злодеи-завистники не остановились и решили испортить девушке голос. Они подсыпали ей в еду какое-то снадобье, и, съев ее, девушка потеряла способность петь. Тогда Федор отвез Алину к врачу. Оказалось, что нужно добыть противоядие, которое было очень трудно достать. Федор отправился в путь, нашел целительный пузырек и вылечил Алину.
А
Тогда им удалось выступить перед королями разных стран, и везде их щедро награждали волшебными подарками. Один из королей подарил Федору новую серебряную скрипку, другой подарил Алине волшебное платье, переливавшееся всеми цветами радуги. И когда они выступили – Федор со своей серебряной скрипкой и Алина в своем прекрасном платье – все жители, слышавшие их, стали самыми счастливыми и перестали огорчаться.
Кода
Следующие концерты Федора и Алины были поистине триумфальными. Они ездили по разным странам в волшебной карете и исполняли музыку, наполнявшую сердца людей добром и счастьем.
« Назад к списку
Филатова Г. М.
преподаватель по классу:
музыкальная литература
МБОУ ДОД ДШИ
село Александровское
Томская область
УРОК ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
«ФОРМА РОНДО»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Пояснительная записка
Любой композитор — это архитектор в музыке. Архитектор, в
начале создаёт план дома — форму. Так же, создает свои произведения
композитор. При этом композитор использует разные приемы формы
построения своего произведения. Одна из форм — это рондо.
Рондо от французского
слова — «круг», «движение по кругу»
— музыкальная форма,
в которой неоднократные (не менее 3) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга
эпизодами. Является наиболее распространённой музыкальной формой .
Рондо в музыке занимает
большое место. Эта форма имеет уравновешенность и стройность. Части рондо
строго регламентированы, свобода минимальна. Область применения рондо в этот
период — финалы или медленные части циклов . Реже
встречаются отдельные пьесы в форме рондо.
Главная цель урока — это знакомство с музыкальной формой рондо
Цель урока:
Закрепление
знаний, полученных при изучении темы «Музыкальная форма», объяснение нового
материала.
Задачи урока:
1.
помочь
обучающимся научиться разбираться в форме рондо;
2.
выполнить
анализ музыкальных произведений;
3.
использовать
комплексный подход к уроку через межпредметные связи (музыка, литература,
изобразительное искусство);
4.
повысить
интерес к предмету «Музыкальная литература».
Тип урока: знакомство с новым
материалом.
Методические материалы: CD-диски, карточки с музыкальной
формой, музыкальный центр, DVD.
Предполагаемый результат:
1. Осознание учащимися понятий
«Музыкальная форма», «Форма рондо».
2. Запоминание детьми новых
музыкальных произведений.
План урока:
1.
Повторение пройденного материала
Мини — викторина.
(звучат произведения пройденные на предыдущих уроках.)
Повторить имена композиторов, название произведений. Прослушав
фрагмент ученики показывают заготовленные карточки с музыкальной формой
данного фрагмента.
А. Скрябин «Прелюдия №5 «
М.Глинка цикл «Прощание с Петербургом» песня
«Попутная»
П. Чайковский «Детский альбом» «Марш деревянных
солдатиков»
Э.Григ «Шествие гномов»
Вопросы:
1.
Сходство и различие
простой двухчастной формы и репризной,
2.
Сходство и различие репризной
двухчастной формы и трехчастной.
3.
Роль 2 части (создание
контракта) и роль 3 части (утверждение главного основного музыкального
образа).
2 . Объяснение нового материала.
Называю несколько произведений. Какое слово их объединяет?
«Интродукция и рондо — каприччио» Сен — Санса , рондо
«Ярость из — за потерянного гроша» Бетховена, Рондо — песня, Рондо
— танец, «Рондо — токката» Д .Кабалевского, «Рондо в
турецком стиле» Моцарта.
— Рондо — это слово, которое объединяет эти произведения.
Вопрос:
Ребята, назовите русские народные сказки в которых одно действующее
лицо объединило бы другие действующие лица? (Репка, Курочка -Ряба,
Колобок )
— Вспомним сказку Колобок. Главное действующее лицо — колобок,
остальные герои чередуются.
— Запишем на доске буквами действующих лиц
(ученик записывает на доске буквами действующих лиц.)
К -З — К — В -К -М-К -Л =К
— C колобка действие началось, колобком действие и
закончилось. Получается замкнутый круг, что и означает
«рондо».
— Итак, ребята записываем.
— Рондо с французского «круг, хоровод» музыкальная
форма, в которой главный герой (рефрен) повторяется, не менее 3 раз ,
чередуясь с эпизодами.
— Рондо начинается и заканчивается рефреном образуя как бы
замкнутый круг.
— Обозначим рефрен буквой А, эпизоды В, С.
— Теперь составим схему формы рондо
А — В -А -С -А
Вопрос : Повторялся рефрен 3 раза. (да)
Показываю карточку формы рондо.
А — В — А — С — А
— Теперь послушаем музыкальные примеры.
Вопрос : Кто написал оперу Свадьба Фигаро? (Моцарт)
— Главный герой оперы — лакей Фигаро , простолюдин, но очень
ловкий и предприимчивый, а так — же насмешник и острослов. Смело
вступает в бой с графом Альмавивой . Еще один герой — юный паж Керубино,
который был влюблен во всех женщин в замке.
— И сейчас, мы послушаем арию Фигаро. «Мальчик резвый.
кудрявый влюбленный», где он обращается к Керабино. В этой арии,
Фигаро будет советовать Керубино, как ему дальше поступать, потому — что
граф его отправляет в полк.
Первое прослушивание.
Задание
Определить музыкальную форму арии.
Вопрос : Повторение есть
(есть повторение одной темы)
— Обозначим повторение рефрен буквой А
Вопрос : Сколько раз повторяется рефрен
(трижды чередуется с эпизодами.)
Второе прослушивание
Задание.
— Обозначим чередование рефрена и эпизода.
(Записать буквенно форму арии)
Ария начинается со слов «Мальчик резвый, кудрявый,
влюбленный».
Приглашаю ученика для записи на доске буквенными обозначениями
формы.
А — В — А — С- А
Дети делают выводы, что ария Фигаро написана в форме
«рондо».
Слушаем еще раз.
— Теперь сделаем анализ элементов музыкальной речи.
— А -рефрен — характер бодрый, энергичный, воинственный, лад —
мажор, марш размер 4/4, тембр голоса — баритон
1 эпизод В — «Распростись ты с духами, с помадой»
— Юноша и вдруг помада.
— Что можно услышать в интонациях — усмешку, но в тоже время и
доброжелательность к юноше.
2 эпизод С — «Будешь воином суровым»
фанфарная тема — призывного характера
— Мы прослушали вокальное произведение где используется форма
«рондо»
— А еще «рондо» используют в инструментальной музыке.
Слушаем С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»,
написанная на сюжет сказки Гоцци.
— Опера комическая. История о том, как грустного и печального
принца равнодушного к жизни излечивает весельчак Труффальдино. Принц
отправляется в необыкновенное путешествие и в конце концов прекрасная
девушка вышедшая из апельсина становится его принцессой.
Определить жанр и музыкальную форму.
Дети записывают в тетради и на доске
А — В — А — С — А- кода
— Музыка жизнерадостная, энергичная, 4/4,праздничное шествие и
завершает шествие труба.
Вопрос : К чему призывает труба: к болезням, трагедии или к радостям
жизни?
( к радости.)
3.Закрепление изученного материала
Вопросы :
1.
В каких жанрах
применяется форма «рондо»?
2.
Сходство и различие трехчастной
формой и формой рондо.
3.
С какой формой можно
сравнить форму рондо? ( с трехчастной)
4.Оценивание
—Молодцы. Вы хорошо
справились с заданием
5.Домашнее задание:
Найти сказку или литературное произведение в форме «рондо»
Методы: практические, наглядные, словесные.
Литературный ряд:
Курочка -Ряба,
Колобок
Репка,
Музыкальный ряд:
А. Скрябин «Прелюдия №5 «
А. Моцарт Свадьба Фигаро
М.Глинка цикл «Прощание с Петербургом» песня
«Попутная
П. Чайковский «Детский альбом» «Марш деревянных
солдатиков»
С. Прокофьев «Любовь к трем апельсинам
Э.Григ «Шествие гномов»
Список литературы.
1.Книга о музыке. Популярные очерки. Сост: Головинский Г.,
Ройтерштейн. — М., 1988.
2.Михеева Л. Музыкальный словарь в картинках. — М., 1988.
3.Музыка. Книга для шестого класса. Сост. Алиев Ю., Гембицкая Е.,
Левандовская Л. — М., 1986.
4.Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран. — М.,
1986.
5.Рыцарева М.Г. Музыка и я./Популярная энциклопедия для детей. М.,
1998.
6.Сто опер. Сост. Друскин. М. — Л., 1987
Урок музыки по теме «Музыкальная форма: рондо»
Пояснительная записка
Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки в 3-м классе общеобразовательной школы в рамках изучения темы «Формы и жанры музыки».
Урок включает в себя различные виды деятельности: хоровое пение, восприятие и размышление о музыке, танцевальная и ритмическая импровизация. Развитию творческой фантазии способствует сочинение детьми собственной сказки по картинке и «озвучивание» ее голосом, музыкальными инструментами, «звучащими жестами».
Материал урока представлен в большом объёме. Это даёт возможность выбрать учителю нужное количество творческих заданий во всех видах музыкальной работы с детьми.
Цель: Формирование представления о форме рондо.
Задачи:
- Развивать умение определять музыкальную форму рондо; навыки хорового пения; музыкальной творческой активности; способности к восприятию музыки; умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающийся научится:
- слушать, определять характер музыкального произведения;
- выделять особенности музыкальной формы рондо, типов развития (повтор, контраст);
- выполнять задания творческого характера;
- сочинять ритмические рисунки в форме рондо (с повторяющимся рефреном);
- исполнять хоровые произведения в форме рондо;
- импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности.
Метапредметные:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач;
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Музыкальный материал: Романс «Спящая княжна» А. Бородина, «Зачем нам выстроили дом», «Классное рондо» Д.Кабалевского.
Ход урока
Организационный момент
Музыкальная разминка: приветствие, распевание с ритмическим сопровождением.
Актуализация знаний
— На прошлых уроках вы познакомились с различными формами музыки. Какими? (Одночастная, двухчастная, трехчастная, вариационная.)
Знакомство с новым материалом
— Сегодня вы познакомитесь с ещё одной музыкальной формой. Начнём мы это знакомство с исполнения знакомых вам попевок «Мы — третьеклассники», «Мы — девочки», «Мы — мальчики». Но споём их в таком порядке: весь класс, мальчики, весь класс, девочки, весь класс (Исполнение.)
— У нас получилась новая форма – рондо. Одна и та же тема («Мы — третьеклассники») чередуется со звучащими, только по одному разу, эпизодами («Мы-мальчики» и «Мы-девочки».) Вы услышали новые термины. Какие? (Рондо, эпизод.)
— Слово «рондо» — французское. Оно означает «круг», «круговая песня». Рондо — это хороводный танец, в котором главную мелодию (рефрен) исполняют все участники, а эпизоды — группы, выходящие в центр круга. С главной темы (рефрена) обычно начинался и ей же заканчивался танец, образуя как бы замкнутый круг. Давайте попробуем воспроизвести этот танец под песню «Классное рондо». (Дети, взявшись за руки, не спеша, исполняют главную мелодию «Мы — третьеклассники». Затем мальчики выходят в центр круга, исполняют свой эпизод, сопровождая маршевыми движениями. Вновь все встают в общий хоровод и исполняют главную мелодию. Далее девочки импровизируют танцевальные движения, выходя в центр круга и исполняя эпизод «Мы — девочки». И вновь все встают в общий хоровод. Исполнение группами эпизодов можно сопровождать хлопками.)
— Молодцы!
Ритмическая импровизация
— А теперь попробуем исполнить ритмическое рондо. Рефрен исполняет весь класс, далее кто-либо из вас придумывает свой мотив. Затем вновь весь класс исполняет рефрен, а продолжает кто-то один и т.д. (Эпизоды можно прохлопать, а также исполнить на различных ритмических музыкальных инструментах.)
— Итак, мы выяснили, что музыкальная форма рондо произошла от французского хоровода. Музыка в этой форме, как и в хороводе, основана на многократном повторении припева, у которого есть специальное название — рефрен. А запевы называются эпизодами. Приготовьте свой «музыкальный конструктор» и составьте схему рондо (Используя различные геометрические фигуры, дети составляют схему: рефрен – круг, эпизоды – другие фигуры.)
— Подобный принцип сопоставления разных частей встречается не только в музыке. Вот пример — хорошо знакомая вам сказка А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке». Посмотрите внимательно на эту картинку.
— Какое событие в этой сказке постоянно повторяется? (Встреча старика с рыбкой.). Есть в сказке и события переменчивые. Какие? (Желания старухи.)
Получается, эта сказка строится по принципам той же цепочки, что и музыкальные произведения в форме рондо.
Сочинение сказки
— А теперь попробуйте сочинить свою сказку по следующей картинке.
— Каких персонажей вы видите? (Человек, собака, кошка, заяц, слон.) Какой персонаж появляется несколько раз? (Человек — главный герой.) Все остальные персонажи появляются в сказке только по одному разу. (Дети сочиняют свою сказку и озвучивают ее персонажей голосом, игрой на инструментах, хлопками и т. д.)
— Молодцы! У вас получилась замечательная сказка!
Беседа и слушание романса А.П.Бородина «Спящая княжна»
— Представьте, что вы — композиторы. Я буду читать стихи, а вы подумайте, какую бы вы написали музыку к этому фрагменту?
(Учитель читает спокойной, неторопливой интонацией начальные строки текста романса «Спящая княжна».)
Спит. Спит в лесу глухом,
Спит княжна волшебным сном,
Спит под кровом тёмной ночи,
Сон сковал ей крепко очи.
Спит, спит.
(Музыка была бы мягкой, спокойной, напевной, как колыбельная.)
— Изменится ли характер музыки в следующей части?
(Учитель читает более твердой интонацией следующие строки текста.)
Вот и лес глухой очнулся,
С диким смехом вдруг проснулся
Ведьм и леших шумный рой
И промчался над княжной.
(Характер музыки будет другой – взволнованный, подвижный и т.д.)
— Продолжим (учитель читает текст: строки о княжне – спокойной, сонной интонацией, о богатырях – более решительной, твёрдой интонацией.)
Лишь княжна в лесу глухом
Спит все тем же мёртвым сном.
Спит, спит.
Слух прошёл, что в лес дремучий
Богатырь придёт могучий,
Чары силой сокрушит,
Сон волшебный победит
И княжну освободит, освободит.
Но проходят дни за днями,
Годы идут за годами…
Ни души живой кругом,
Все объято мёртвым сном.
Так княжна в лесу глухом
Тихо спит глубоким сном;
Сон сковал ей крепко очи,
Спит она и дни, и ночи.
Спит, спит.
— Какую бы форму вы выбрали для сочинения музыки на эти слова? (Рондо.)
— А теперь я предлагаю вам послушать романс А.П.Бородина «Спящая княжна» и проверить, правильно ли мы предположили? (Ответы детей.)
Разучивание песни «Зачем нам выстроили дом» Д.Кабалевского
(Слушание, определение формы произведения, разучивание и исполнение с учителем.)
Итоги урока. Рефлексия.
— Наш урок подошел к концу. Вы довольны своей работой на уроке? (Ответы детей.)
— Что нового вы сегодня узнали? (Форму рондо.)
— Что означает французское слово «рондо»? (Круг.)
— Как строится форма рондо? (Главная тема чередуется с контрастными эпизодами.)
— Какие задания на уроке вам понравилось выполнять больше всего? (Ответы детей.)
— На следующий урок подберите другие сказки, в которых чередование персонажей будет сходно с формой рондо.
— Молодцы! Вы отлично поработали и каждый сегодня достоин похвалы!
Музыкальное прощание.
-
Какие сказки написаны в форме Рондо?
-
Предмет:
Музыка
-
Автор:
kaitlinbell730
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык5 минут назад
Стоишь на руле⁴ синтаксический разбор предложения , помогите пожалуйста
-
История10 минут назад
Реформы Швеции История помогите плиз
-
Алгебра10 минут назад
Фотка снизу↓↓↓↓
////Очень надо это все решить/// -
Математика10 минут назад
помогите пожалуйста выполнить задание срочно
-
Қазақ тiлi10 минут назад
2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика5 часов назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы6 часов назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day