Примерные темы итогового сочинения по направлению кому на руси жить хорошо

Темы сочинений «Кому на Руси жить хорошо? Вопрос гражданина»

01.09.2021

Подборка тем для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году для 11 классов по направлению «Кому на Руси жить хорошо». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).

  • Больше информации по направлению «Кому на Руси жить хорошо»

Реальные темы от 01 декабря 2021

  • 501. Что значит быть гражданином?
  • 502. Что такое гражданский долг?
  • 503. Является ли богатство необходимым условием счастья?
  • 504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  • 505. В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
  • 507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
  • 508. Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
  • 509. В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  • 510. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • 511. Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
  • 513. На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Примерные темы по направлению «Кому на Руси жить хорошо»

  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  • Как связаны человек и государство?
  • Как связаны общество и государство?
  • Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  • Каким образом можно улучшить общество?
  • Как можно улучшить государство?
  • Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

  • Примеры итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
  • Произведения литературы к направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» по итоговому сочинению. Топ-100
  • Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты

Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.

  1. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  2. В чем заключается смысл жизни?
  3. Внутренняя гармония – это проявление силы человека?
  4. Возможно ли абсолютная справедливость?
  5. Возможно ли всеобщее счастье?
  6. Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
  7. Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
  8. Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  9. Всегда ли общество ценит достойных людей?
  10. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». Как Вы это понимаете?
  11. Для чего человеку нужна совесть?
  12. Должен ли внутренний мир находить свооё отражение во внешнем облике?
  13. Должен ли каждый человек искать смысл жизни?
  14. Достижимо ли всеобщее счастье?
  15. Каждый ли человек ищет смысл жизни?
  16. Как бороться с внутренней ленью?
  17. Как Вы понимаете высказывание «Скажите на милость, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?»
  18. Как Вы понимаете высказывание Сократа: «Познай самого себя»?
  19. Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  20. Как Вы понимаете термин «самопознание»?
  21. Как Вы понимаете фразу «Для других мы создаем правила, для себя – исключения»?
  22. Как Вы понимаете фразу А.В.Луначарского: Всю жизнь человек должен себя образовывать»?
  23. Как Вы понимаете фразу Г. Гессе: «Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя»?
  24. Как Вы понимаете фразу И.В. Гете: «Прежде всего поучай сам себя, тогда научишься чему-либо от других»?
  25. Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  26. Как Вы понимаете фразу Цицерона: «Каждый человек — отражение своего внутреннего мира»?
  27. Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  28. Как нужно относиться к своей Родине?
  29. Как отличить верность себе от нежелания развиваться?
  30. Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  31. Как связаны общество и государство?
  32. Как связаны человек и государство?
  33. Как сделать Россию лучше?
  34. Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
  35. Как человеку понять, чем ему заниматься в жизни?
  36. Как человеку понять, чем он может быть максимально полезен обществу?
  37. Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  38. Какие перемены опасны в обществе и государстве?
  39. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  40. Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей?
  41. Каким образом можно улучшить общество?
  42. Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны?
  43. Какое значение в жизни имеет гармония с самим собой?
  44. Какой опыт духовно обогащает личность?
  45. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто не понимает, зачем искать себя?
  46. Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто хочет познать себя?
  47. Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  48. Кого можно назвать совестливым человеком?
  49. Кто счастлив на Руси?
  50. Любой ли опыт духовно обогащает личность?
  51. Может ли государство быть справедливым ко всем?
  52. Может ли общество полностью избавиться от пороков?
  53. Может ли один человек изменить общество?
  54. Можно ли быть справедливым, не будучи человечным?
  55. Можно ли жить, не задаваясь вопросом о смысле жизни?
  56. Можно ли жить, не прислушиваясь к внутреннему миру?
  57. Нужны ли перемены современному обществу?
  58. Почему важно всегда прислушиваться к голосу совести?
  59. Почему важно помогать тем, кому трудно?
  60. Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода?
  61. Почему люди деградируют?
  62. Почему люди уходят в себя?
  63. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  64. Согласны ли вы с мнением Л.Н. Толстого: «Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести»
  65. Согласны ли Вы с мнением М. Твена: «Человек подобен луне — у него тоже есть темная сторона, которую он никогда никому не показывает»?
  66. Согласны ли вы с мнением Шарль Луи Монтескье: «Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем»
  67. Согласны ли Вы с мыслью Г. Гейне: «Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя»?
  68. Согласны ли Вы с тем, что внутренний мир важнее внешнего?
  69. Согласны ли Вы с утверждением «Пока человек существует, он будет себя открывать»?
  70. Согласны ли Вы с утверждением «Человек вырастает по мере того ,как растут его цели»?
  71. Согласны ли Вы с утверждением Л. Фейербаха: «Общение облагораживает и возвышает. В обществе, человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве»?
  72. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
  73. Согласны ли Вы с утверждением Ф. Бэкона: «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать»?
  74. Согласны ли Вы с фразой Ж.П. Сартра: «Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам»?
  75. Согласны ли Вы с фразой Р. Тагора: «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к единению со всем сущим»?
  76. Согласны ли Вы с фразой Сократа: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее»?
  77. Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  78. Чем опасно для человека отсутствие смысла жизни?
  79. Чем отличается неравенство от зависимости?
  80. Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  81. Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
  82. Что делает человека подлинно счастливым?
  83. Что значит «быть самим собой»?
  84. Что значит «в глубине души»?
  85. Что значит «наедине с собой»?
  86. Что значит «не врать себе»?
  87. Что значит «положа руку на сердце»?
  88. Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  89. Что значит быть совестливым человеком?
  90. Что значит быть честным с самим собой?
  91. Что значит совесть?
  92. Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  93. Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  94. Что может заставить человека взглянуть на себя со стороны?
  95. Что может помочь человеку найти себя?
  96. Что помогает человеку совершенствовать себя?
  97. Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
  98. Что такое общественная справедливость?
  99. Что такое репутация человека в обществе?
  100. Что, на ваш взгляд, является источником социальных пороков?

Список тем для итогового сочинения по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» 

  • Что значит быть гражданином?
  • Что такое гражданский долг?
  • Является ли богатство необходимым условием счастья?
  • Возможно ли общество, в котором все счастливы?
  • В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
  • Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
  • Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
  • В чём может проявляться активная гражданская позиция?
  • Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
  • На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
  • Можно ли поделиться счастьем?
  • Одинаково ли представление о счастье у разных людей?
  • Счастье – заслуга или случайный дар?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети?
  • Как связаны гражданский долг и личное счастье?
  • Помощь другим – право или обязанность?
  • Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
  • Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег?
  • Согласны ли Вы с утверждением Н.А. Некрасова: «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?
  • Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
  • Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы?
  • Что такое счастье?
  • От чего зависит счастье?
  • Должно ли искусство быть гражданственным?
  • Чем Ваши ровесники могут помочь людям, попавшим в беду?
  • Может ли волонтёрство изменить жизнь общества к лучшему?
  • Есть ли связь между счастьем и эгоизмом?
  • Идеал гражданственности в понимании Некрасова и моём.
  • Согласны ли Вы с мыслью чеховского героя: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»
  • В какой период истории России Вы бы хотели жить и почему?
  • Почему во все времена ценилась благотворительность?
  • Что нам мешает быть счастливыми?

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2022-2023. ПОЛНЫЙ СПИСОК ВСЕХ ТЕМ И НАПРАВЛЕНИЙ ПО ГОДАМ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ.

Читайте также:

Аргументы по направлению  «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Введение

Понятие счастья достаточно расплывчатое. Нельзя точно дать определение этому слову, ведь для каждого оно своё: кому-то для счастья нужно иметь много денег, кому-то Аргументы любящею жену и здоровых детей, а кому-то — верных приятелей, вместе с которыми он бы исследовал мир. В целом понятие счастье люди определяют для себя сами, исходя из своих жизненных целей и устремлений.

И.А. Гончаров  “Обломов”. Аргумент №1

Как говорят, везде хорошо, там где….. Я с этой фразой полностью согласна. Жалуются на жизнь все богатые и бедные. Многие считают, что если переедут в другой город, то они заживут хорошо. Но если подумать, то, что им мешает быть счастливым на своей родине, в своем городе? Есть категория людей, которые ищут виновных в своем несчастье. В произведении «Обломов» показаны два героя: Андрей и Илья. Один и другой живут на Руси. Но, у каждого жизнь сложилась по разному. Если Илья с детства любил только кушать, то Андрей учился обеспечивать себе жизнь самостоятельно. В итоге, Илья стал несчастным человеком, а Андрей преуспел в жизни, преумножил наследство переданное ему. Как видим, Русь не виновата в том, что у людей разный стиль жизни.

Что мешает человеку быть счастливым?

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №2

К примеру, в произведении Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поднимается вопрос счастья. В самом названии отражается суть поэмы, и, приступая к чтению, читатель думает, что узнает, кто же жил счастливо на Руси. В процессе чтения книги становится понятно, что не так просто найти по-настоящему счастливого человека. Иногда даже кажется, что таких людей и нет, однако героям всё-таки удается сыскать того «счастливчика», которому действительно на Руси жить хорошо. Но если внимательно посмотреть на персонажей произведения, то можно увидеть, что каждому из них для достижения счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд и бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли. На своём пути герои встречают множество людей, но все они несчастны по мнению семи крестьян, кроме самого последнего — Гриши Добросклонова.

Кто счастлив на Руси?

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №3

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза — это все про Матрену. У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Значение родины в жизни человека

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Аргумент №4

Советский прозаик Б. Н. Полевой в произведении «Повесть о настоящем человеке» пишет о нелёгкой судьбе советского лётчика. Главный герой – Алексей Мересьев, сумев пережить ампутацию обеих ног, возвращается на войну для защиты своей страны от фашистских захватчиков. Казалось бы, что восстановиться после такого трагического события практически невозможно. Однако Мересьев снова в строю. Не последнюю роль в этом сыграли его мысли и воспоминания о родных, о доме, о России.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №5

Писатель Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Он верил, что родина играет важную роль в жизни человека. Более того для писателя отчизна — это и есть сам народ. Эта мысль хорошо прослеживается в эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо». В своей работе Некрасов описывает страну такой, какая она была в его время – нищей и измученной. В такой обстановке главные герои произведения пытаются отыскать счастье. В итоге они находят его в том, чтобы помогать другим. Оно заключалось в самом народе, в спасении своей родины.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Аргумент №6

В глобальном смысле, родина – это всё, что нас окружает: семья, страна, народ. Они являются основой нашего существования. Осознание единства с родной страной делает человека сильнее, счастливее. В рассказе И.А. Солженицына «Матрёнин двор» для главной героини её дом, её деревня значат гораздо больше, чем то же самое для ее соседей. Родные места для Матрёны Васильевны — это смысл бытия. Вся её жизнь прошла здесь, эти края содержат воспоминания о прошлом и о близких. Это вся её судьба. Поэтому старушка никогда не жалуется на бедность и несправедливость властей, а честно трудится и находит смысл бытия в помощи всем нуждающимся.

Жизнь в изгнании

А. Никитин «Хождение за три моря». Аргумент №7

Вдали от родного дома мы всегда тоскуем. Не важно, по каким причинам человек может находиться не в своей стране, не важно, насколько хорошо он там живёт – тоска всё равно овладевает сердцем. Так, в произведении А. Никитина «Хождение за три моря» рассказывается об отважном русском путешественнике, который побывал в разных уголках планеты. От Кавказа до Индии. Купец увидел множество зарубежных красот, восхитился многими культурами и обычаями. Однако в этой среде он постоянно жил только воспоминаниями о родной земле и очень тосковал по своей родине.

Н. Тэффи «Русь». Аргумент №8

Чужая культура, другие обычаи, иной язык со временем приводят человека за границей к чувству ностальгии по своей родине. В сборниках рассказов Н. Тэффи «Русь» и «Городок» автор воссоздаёт жизнь эмигрантов. Наши соотечественники вынуждены жить на чужбине без возможности вернуться обратно. Для них такое существование — это лишь «жизнь над бездной».

И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» . Аргумент №9

Находясь в эмиграции, многие русские писатели и поэты признавались в своей любви к родине. Так, и И. А. Бунин с тоской вспоминает родные просторы. В стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» поэт пишет о своём крае, о доме, о месте где родился и вырос. Эти воспоминания переполняют произведение чувством ностальгии и помогают автору вернуться в те счастливые моменты.

  • Пример итогового сочинения фипи
  • Примерные темы итогового сочинения по литературе
  • Пример итогового сочинения по русскому 2022
  • Пример тезиса в сочинении декабрьском
  • Примерные темы итогового сочинения 2022 по пяти направлениям