Примерные темы итогового сочинения по направлению преступление и наказание вечная тема

Темы сочинений «Преступление и Наказание — вечная тема»

01.09.2021

Подборка тем для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году для 11 классов по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).

  • Больше информации по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

Реальные темы от 01 декабря 2021

  • 301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
  • 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
  • 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
  • 305. Можно ли заставить человека раскаяться?
  • 306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
  • 307. Что такое преступление против самого себя?
  • 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
  • 309. Когда слово становится преступлением?
  • 310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
  • 311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
  • 312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»

  • Примеры итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»
  • Произведения литературы к направлению «Преступление и наказание — вечная тема» по итоговому сочинению. Топ-100
  • Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты

Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.

  1. Беспамятный человек – неблагодарный или невежественный?
  2. Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  3. В чем опасность преступлений?
  4. В чём различие между ошибкой и преступлением?
  5. В чём разница между ошибкой и преступлением?
  6. В чём, по-вашему, выражается истинное уважение к прошлому?
  7. Важно ли анализировать свои поступки?
  8. Верно ли, что «без прошлого нет будущего»?
  9. Возможно ли всегда поступать по совести?
  10. Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
  11. Война: преступление или подвиг.
  12. Всегда ли за преступлением следует наказание?
  13. Всегда ли можно исправить ошибку?
  14. Для чего человеку нужна совесть?
  15. Должен ли человек знать историю своей страны?
  16. Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  17. Достоин ли преступник сочувствия?
  18. Есть ли будущее без прошлого?
  19. Есть ли разница между забвением и незнанием?
  20. За какие поступки человеку бывает стыдно?
  21. Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  22. К чему может привести забвение?
  23. К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
  24. К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
  25. К чему приводят исторические фальсификации?
  26. Как бороться с преступностью?
  27. Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
  28. Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим».
  29. Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»
  30. Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  31. Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?
  32. Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
  33. Как исторические события влияют на судьбу человека?
  34. Как книги помогают помнить о прошлом?
  35. Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  36. Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  37. Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  38. Как сохранить культурное наследие страны?
  39. Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
  40. Как школа помогает справиться с забвением?
  41. Какие границы переступать нельзя?
  42. Какие книги Вы посоветовали бы прочитать тому, кто мало знает о прошлом?
  43. Какие поступки можно считать непоправимыми?
  44. Какие преступления нельзя простить?
  45. Каковы могут быть причины преступлений?
  46. Какого человека можно назвать опасным для общества?
  47. Какое значение в жизни имеет память о прошлом?
  48. Какую роль играет совесть в жизни человека?
  49. Можем ли мы двигаться вперёд, не учась на ошибках прошлого?
  50. Может ли борьба с забвением стать главным смыслом жизни?
  51. Может ли культурный человек не знать историю своей страны?
  52. Может ли преступление быть оправдано?
  53. Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  54. Может ли совесть лгать?
  55. Может ли человек, не знающий истории, считаться нравственным?
  56. Можно ли жить без благодарности к героям войны?
  57. Можно ли жить без памяти о прошлом?
  58. Можно ли забыть прошлое своей страны?
  59. Можно ли заслужить прощение?
  60. Можно ли искупить свою вину?
  61. Можно ли оправдать преступление?
  62. Можно ли построить будущее, если не сделать выводы из ошибок прошлого?
  63. Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  64. Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  65. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  66. Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
  67. Почему важны оправдательные приговоры?
  68. Почему за преступлением следует наказание?
  69. Почему забвение приводит к повторению ошибок прошлого?
  70. Почему люди совершают преступления?
  71. Почему нельзя забывать историю своего народа?
  72. Почему нельзя преступать нравственный закон?
  73. Почему нельзя сносить старые памятники?
  74. Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
  75. Раскаяние в жизни человека.
  76. Свобода и ответственность в жизни человека.
  77. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  78. Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  79. Совместимы ли гений и преступление?
  80. Согласны ли Вы с высказыванием Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель»?
  81. Согласны ли Вы с высказыванием В.О. Ключевского: «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий»?
  82. Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Байрона: «Лучший пророк для будущего»?
  83. Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
  84. Согласны ли Вы с тем, что «без предков не было бы нас»?
  85. Согласны ли Вы с тем, что прошлое своей Родины нельзя забывать?
  86. Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
  87. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
  88. Согласны ли Вы с фразой Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
  89. Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
  90. Чем забвение отличается от предательства?
  91. Чем опасно для человека пренебрежительное отношение к Родине?
  92. Что значит быть совестливым человеком?
  93. Что можно считать преступлением?
  94. Что помогает человеку быть нравственным?
  95. Что помогает человеку быть частью общества?
  96. Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  97. Что помогает человеку оставаться человеком?
  98. Что такое преступление?
  99. Что такое совесть?
  100. Что толкает людей на преступления?

После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.

Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»

Направление «Преступление и наказание — вечная тема»


Может ли преступление оказаться безнаказанным?

Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».

Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.

Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.

Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.


Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)

Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.

Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:

  • «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
  • «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
  • «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.

  • Пример как написать сочинение про свою комнату
  • Примерные темы итогового сочинения по направлению кому на руси жить хорошо
  • Пример итогового сочинения фипи
  • Примерные темы итогового сочинения по литературе
  • Пример итогового сочинения по русскому 2022