Темы сочинений «Преступление и Наказание — вечная тема»
- 01.09.2021
Подборка тем для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году для 11 классов по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема». Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения и будет состоять из ПЯТИ тем (по каждому направлению всего 1 тема).
- Больше информации по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
Реальные темы от 01 декабря 2021
- 301. Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
- 302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
- 303. Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
- 305. Можно ли заставить человека раскаяться?
- 306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
- 307. Что такое преступление против самого себя?
- 308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
- 309. Когда слово становится преступлением?
- 310. Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
- 311. Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
- 312. Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?
Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Топ-100 тем и цитат итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»
- Примеры итогового сочинения по направлению «Преступление и наказание — вечная тема»
- Произведения литературы к направлению «Преступление и наказание — вечная тема» по итоговому сочинению. Топ-100
- Всё об итоговом сочинении: направления, темы, примеры, произведения, цитаты
Список тем примерный. Точные темы станут известны за 15 минут до начала экзамена.
- Беспамятный человек – неблагодарный или невежественный?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- В чем опасность преступлений?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чём разница между ошибкой и преступлением?
- В чём, по-вашему, выражается истинное уважение к прошлому?
- Важно ли анализировать свои поступки?
- Верно ли, что «без прошлого нет будущего»?
- Возможно ли всегда поступать по совести?
- Возможно ли сохранить «вечную память» о героях войны?
- Война: преступление или подвиг.
- Всегда ли за преступлением следует наказание?
- Всегда ли можно исправить ошибку?
- Для чего человеку нужна совесть?
- Должен ли человек знать историю своей страны?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Есть ли будущее без прошлого?
- Есть ли разница между забвением и незнанием?
- За какие поступки человеку бывает стыдно?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- К чему может привести забвение?
- К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
- К чему приводит стремление возвыситься над окружающими?
- К чему приводят исторические фальсификации?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете поговорку «Иван, не помнящий своего родства»?
- Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим».
- Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Как Вы понимаете фразу И. Ньютона «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»?
- Как Вы считаете, можно ли «сбросить Пушкина с корабля современности»?
- Как исторические события влияют на судьбу человека?
- Как книги помогают помнить о прошлом?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Как сохранить культурное наследие страны?
- Как сохранить память о подвигах во время Великой Отечественной войны?
- Как школа помогает справиться с забвением?
- Какие границы переступать нельзя?
- Какие книги Вы посоветовали бы прочитать тому, кто мало знает о прошлом?
- Какие поступки можно считать непоправимыми?
- Какие преступления нельзя простить?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Какого человека можно назвать опасным для общества?
- Какое значение в жизни имеет память о прошлом?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Можем ли мы двигаться вперёд, не учась на ошибках прошлого?
- Может ли борьба с забвением стать главным смыслом жизни?
- Может ли культурный человек не знать историю своей страны?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Может ли совесть лгать?
- Может ли человек, не знающий истории, считаться нравственным?
- Можно ли жить без благодарности к героям войны?
- Можно ли жить без памяти о прошлом?
- Можно ли забыть прошлое своей страны?
- Можно ли заслужить прощение?
- Можно ли искупить свою вину?
- Можно ли оправдать преступление?
- Можно ли построить будущее, если не сделать выводы из ошибок прошлого?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Почему забвение приводит к повторению ошибок прошлого?
- Почему люди совершают преступления?
- Почему нельзя забывать историю своего народа?
- Почему нельзя преступать нравственный закон?
- Почему нельзя сносить старые памятники?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
- Раскаяние в жизни человека.
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Согласны ли Вы с высказыванием Б. Паскаля: «Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель»?
- Согласны ли Вы с высказыванием В.О. Ключевского: «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, оно не умело убрать своих последствий»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Дж. Байрона: «Лучший пророк для будущего»?
- Согласны ли Вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
- Согласны ли Вы с тем, что «без предков не было бы нас»?
- Согласны ли Вы с тем, что прошлое своей Родины нельзя забывать?
- Согласны ли Вы с утверждением Д. Сантаяны: «Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова»?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
- Согласны ли Вы с фразой Ломоносова «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»?
- Стоит ли вспоминать трагические события из прошлого?
- Чем забвение отличается от предательства?
- Чем опасно для человека пренебрежительное отношение к Родине?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Что можно считать преступлением?
- Что помогает человеку быть нравственным?
- Что помогает человеку быть частью общества?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Что помогает человеку оставаться человеком?
- Что такое преступление?
- Что такое совесть?
- Что толкает людей на преступления?
После того как наши репетиторы проверили несколько сочинений и дали свои критические, а порой даже строгие комментарии, к нам начали приходить сочинения от учащихся из разных городов и образовательных проектов с просьбой проверить и прокомментировать их тексты. Предоставить свой текст для подобного разбора требует от учащихся немалого мужества, поэтому мы благодарим за доверие и умение прислушаться к конструктивной критике.
Владислав Шкиль, г. Таганрог; участник образовательного центра «Сириус» по программе «Литературное творчество. Классическая литература»
Направление «Преступление и наказание — вечная тема»
Может ли преступление оказаться безнаказанным?
Может ли преступление оказаться безнаказанным? Нет. Можно, конечно, перечислить имена непойманных преступников, но самое страшное наказание — его отсутствие. Ведь наказание — это не только возмездие за содеянное, но еще и шанс на перерождение. И когда человек теряет его, то он обрекает себя на нравственную гибель. Неслучайно во многих произведениях русской литературы неоднократно освещалась тема преступления и наказания, в том числе и в романе Ф. М. Достоевского с созвучным названием «Преступление и наказание».
Вспомним судьбу Родиона Раскольникова. Герой Достоевского создает безнравственную, антихристианскую теорию о «тварях дрожащих» — тех, кто не более чем материал, который должен воспроизводить себе подобных — и «право имеющих» — тех, кто этим материалом может пользоваться, для кого не писаны никакие законы. Категоричное деление людей на разряды уже по своей сути является преступлением. Автор идет дальше и отправляет Раскольникова делать «пробу», в ходе которой тот убьет старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Достоевский делает это всё для того, чтобы показать нам, читателям, что и такой человек как главный герой его романа имеет шанс на перерождение. Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории — ряд наказаний и сон о трихинах делают его совсем другим человеком. Так, преступник не остается безнаказанным и более того — перерождается.
Однако в романе Ф. М. Достоевского есть еще один преступник, который, как кажется, толком не был наказан. Лужин — один из двойников Раскольникова. На самом же деле он наказан авторским забвеньем, а значит обречен на нравственную гибель. Ему не дают шанса на перерождение. Лужин совершил ряд нравственных преступлений. Он придерживался теории «о бедных женах» — её суть в том, чтобы взять в супруги бедную и настрадавшуюся девушку, брак для которой станет спасением, за что она должна по гроб жизни благодарить мужа. Одним словом, Лужин искал себе рабыню, а не спутницу жизни. Он придерживался и другой теории — «целого кафтана» или «разумного эгоизма» — её же суть в том, чтобы делать всё в своих интересах и не думать о благополучии других. Так, например, Достоевский раскрывает губительность этой теории, когда Лужин намеренно клевещет на Соню, чтобы подорвать авторитет Раскольникова. Он один из тех преступников, что действуют в рамках закона, но тем не менее, внедряются в чужие жизни и портят их. Такие, как Лужин, может и не наказываются прямо, но человеческого в них не остается — это и есть возмездие за их злодеяния без возможности переродиться.
Таким образом, опыт произведений художественной литературы позволяет нам утверждать, что преступление не может остаться безнаказанным. Я уверен, что нам, жителям 21 века, очень важно почаще обращаться к произведениям русских классиков, чтобы не видеть в наказании одно возмездие и верить в возрождение людей, совершивших злодеяния. Как не вспомнить слова Эмили Бронте: «Пусть Бог наказывает злых людей, мы должны учиться прощать». Этими словами известная писательница еще раз показала нам, насколько важно проявлять снисхождение даже к преступникам, чтобы ставить их на путь истинный.
Комментарий Татьяны Шипиловой (аспирантка Литературного института им. А. М. Горького, репетитор с 10-летним стажем, руководитель видеокурса «Год ЕГЭратуры»)
Очень хорошее сочинение. Более того, сразу видно, что учащийся и материал знает хорошо, и умеет им пользоваться, но еще — знает, как понравиться экспертам: упоминание Эмили Бронте в заключении сразу заставляет растаять сердце, потому что сразу понятно, что учащийся смотрит на заявленную проблему многогранно. Тема раскрыта полно, опять же аргументы приводятся из одного произведения, но с разных позиций, что, безусловно, только плюс. Здесь, конечно, будет зачет.
Но все же есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание даже не в контексте итогового сочинения, а в контексте того, что этот этап нужно воспринимать как подготовку к более серьезному испытанию. Если учащийся собирается в дальнейшем сдавать ЕГЭ по литературе, то там уже такие недочеты могут повлиять на баллы:
- «Раскольников отправляется на каторгу, переживает смерть матери, перед этим он страдает от лихорадки и разочаровывается в своей теории» — здесь то ли само предложение составлено неверно, то ли учащийся немного перепутал последовательность событий и допустил фактическую ошибку: лихорадка и сон о трихинах случились уже на каторге после смерти матери, а не перед;
- «почаще обращаться к произведениям русских классиков» — в заключении эта фраза нелогична, потому что сразу после нее автор обращается к цитате Эмили Бронте, а уж ее отнести к русским классикам уж точно не получится;
- «по гроб жизни» — мысль ясна, но это разговорное выражение, которое скорее всего будет отмечено как стилистическая ошибка.