Примеры чести в литературе для сочинения

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ-2017. Литература.Сочинение . 10 аргументов по теме:« Честь и бесчестие»

%d0%bb24

Предлагаю 10 аргументов по теме «Честь и бесчестие»:

  1. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
  2. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»
  3. Н.В.Гоголь « Тарас Бульба»
  4. А.Н.Островский « Гроза»
  5. Л.Н.Толстой « Война и мир»
  6. Е.И.Замятин «Мы»
  7. М.А.Шолохов «Судьба человека»
  8. В.Быков « Сотников»
  9. В.Распутин « Живи и помни»
  10. А.В.Каверин « Два капитана»
Произведения Аргументы
А.С.Пушкин  «Капитанская дочка»

«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота  героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине.

Противопоставлены в повести Пётр Гринёв и Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв — человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Швабрин (даже фамилия у него какая отвратительная). Он груб с Машей, сиротой,  ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь( Гринёв: «С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»)

Эгоизм, себялюбие несовместимы с понятием чести.

Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге , не преклонил колен перед Пугачёвым(он, “изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь, ты!”).

Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное — человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

Повесть А.С.Пушкина имеет огромное воспитательное значение. Каким быть , какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни- над этим размышляет читатель произведения.

М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

М.Ю.Лермонтов в «Песне» затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих пред человеком,- проблему чести. Как защитить честь свою и своих близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любом ситуации?

Действие разворачивается в далёком 16 веке, в годы  правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная , что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её — замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом.(«И ласкал он меня, целовал он меня; на щеках моих и теперь горят, живым пламенем разливаются поцелуи его окаянные!..»).

Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж-купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, Калашников пошёл на поединок,  понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. Так и произошло. Его казнили, хотя и победил в равном бою Калашников. Смело в глаза говорит купец царю:

Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только Богу единому.

Степан Калашников умирает, но остаётся верным своим принципам, человеком чести.

Кирибеевич вызывает негативное отношение. Хотя это и «удалой боец», но лживый, эгоистичный, даже царю он способен лгать ( говоря о любив к Алёне Дмитриевне, он утаил, что она замужем)

Многому учит это произведение: тому,  как нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду. Конечно, сегодня для этого существуют другие, более гуманные средства. Но проходить мимо бесчестного отношения нельзя.

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Два сына у главного героя повести «Тарас Бульба»- Остап и Андрий, но как не похожи они. Остап — честный, отважный, открытый человек. Ещё в детстве брал вину на себя, когда они с мальчишками обворовывали сад. Он никогда не предавал  своих товарищей, бился  до конца с поляками — врагами Родины. И умирает Остап , героически перенося ужасные муки.

Совсем другой Андрий. Это романтическая ,нежная натура. Он ласковый, спокойный. Однако прежде всего Андрий думает о себе. И в детстве он мог обмануть, и в Запорожье перешёл в стан врага ради любви к полячке. Он предал Родину, товарищей, брата, отца. Личные интересы, чувства у него на первом плане. Умирает он от рук своего отца, который не смог вытерпеть предательства сына.

Один — человек чести, достоинства. Другой – предатель, бесчестно и бесславно закончивший свою жизнь .Как так произошло? Не может понять этого Тарас Бульба, сам человек чести, преданный Отечеству, товариществу и братству.

Автор даёт понять читателям, как легко поддаться чувствам,  особенно любви. Но всегда нужно думать о людях, которые верят тебе, о близких, оставаться честным прежде всего с самим собой. Самый ужасный поступок на войне — предательство своих товарищей, таким людям нет прощения и понимания.

А.Н.Островский  «Гроза»

Семья. Это опора общества. Именно в семье формируются основы характера и мировоззрения человека. Какими должны быть отношения в семье: мужа и жены, свекрови и невестки, всех родственников? По каким принципам они должны строиться? Что делает семью крепкой, а людей в них счастливыми? На эти вопросы пытается ответить автор , изображая героев пьесы.

По чести и совести, по любви хочет строить свои отношения в семье мужа Катерина. Воспитанная в атмосфере доверия, она думает, что и в семье Кабановых всё будет таким же. Но как она ошиблась! Властная Кабаниха, безвольный муж, обман, стяжательство, ханжество- вот что видит героиня в новой семье. Любовь Бориса- это и радость , и горе для героини. Воспитанной по законам божьим, Катерина понимает, что совершает огромный грех. изменяя мужу(«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.»). Она и наказывает себя ужасной  карой- погибает, понимая, что самоубийство- это тоже страшный грех(… быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что.)
Человек нравственной чистоты, Катерина не смогла жить по законам мира Кабановой. Быть бесчестной — это не по её нравственным правилам.

Как легко приспособилась к жизни Варвара!( И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало») А ведь она ровесница Катерины. Для Варвары ничего нет страшного в обмане, когда все вокруг врут. Да и Катерине именно она помогла совершить первый шаг к падению — дала ключ от заветной калитки. Да, в мире Кабановых надо жить, не давая себя в обиду. Но это не значит, что нужно терять своё достоинство, унижать  себя., становиться в ряд с такими , как Дикой и Кабаниха. Оставаться в любой ситуации человеком чести, нравственной чистоты- именно этому учит нас пьеса А.Островского.

Л.Н.Толстой  « Война и мир»

Роман Л.Н.Толстого « Война и мир» посвящён одной из страшнейших войн , которые пережила Россия, — войне с Наполеоном в 1812 году. По-разному общество отреагировало на войну. Большая часть — независимо от сословного, социального положения — плечом к плечу защищала родину. «Дубина народной войны» поднялась над врагом, изгнав его с нашей земли.

Но были и такие, для которых главное — своя жизнь, свои интересы. Они далеки от народа, да и России чужды.

Люди чести — главные герои произведения: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. Каждый на своём месте совершал свой подвиг, приближая победу: Андрей – в Бородинском сражении(«Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в нём, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате»);Пьер- с его желанием быть рядом с народом во время сражения, стремлением убить Наполеона,  Наташа- с её помощью раненым. Как красивы душой они, эти люди чести и достоинства!

Кутузов, Александр 1,  Багратион и другие  —  исторические личности, показанные автором. Они патриоты страны, их талант и дальновидность тоже привели к победе. А сколько людей из народа показано автором! Их нравственная чистота понимание своего долга, незаметная ежедневная работа — всё это привело к победе. Это и артиллеристы капитана Тушина(Андрей о батарее Тушина, что успехом дня “обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина”);  и солдаты капитана Тимохина, и кавалеристы Уварова, и партизаны Денисова , и многие — многие люди России.

А вспомним Анатоля Курагина, растерянного, жалкого после ранения. И в мирное время ему не были свойственны  честь и совесть. И на войне он так далёк от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом.

А чем руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, когда они поступали в действующую армию? Далеко не понятиями чести и патриотизма. Карьера, чины — вот что для  них основное. А как низок военный чиновник Берг, который в оставленной Москве скупает дёшево вещи. Сравните: он и Наташа,  семья Ростовых, отдающая  подводы для раненых. Какая пропасть между этими героями!

Всех судьба поставила в одинаковые условия, всем необходимо было пережить испытание. Люди чести, патриоты страны — именно им обязана Россия совей победой над Наполеоном.

Е.И.Замятин « Мы»

Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы» был написан в 1920 году. Автор в фантастической форме попытался предостеречь о возможных последствиях начинавшегося формироваться тоталитарного режима в Советской России. Подавление личности, отсутствие свободы может привести к потере индивидуальности, когда люди станут единой массой, живущей по единым правилам с чётко определённым распорядком  в течение всего дня. Люди потеряли своё « я»,  они превратились в «мы» , в котором каждый имеет просто номер.

Однако автор показывает, что полностью задушить человеческое в людях невозможно. Главный герой – Д-503, автор записок, испытывает постепенную духовную эволюцию. Героиня I -330 тайно показывает ему иную жизнь, за пределами их Единого Государстве, где  светит солнце, настоящее, ласковое, где цветёт трава, так удивительно пахнут цветы. Так влечёт к себе этот Древний Дом. Борясь с собой, герой соглашается на захват «Интеграла», чтобы покинуть это государство. Но замысел раскрыт, участников подвергают операции по стиранию памяти – по «удалению фантазии».

Д-503 снова спокоен. Однако I -330 не предаёт своих идей, не соглашается на операцию. И она будет по законам государства подвергнута пыткам, как и другие участники заговора. Герой уже спокойно смотрит на их мучения, он абсолютно счастлив. Никакие  угрызения совести по поводу того, что именно он выдал всех заговорщиков, его уже не беспокоят.

Как многое читается между строк! Какой глубокий смысл вложил автор в картину этого фантастического сюжета! Всегда были и будут люди чести, готовые до конца бороться с несправедливостью, с беззаконием, пусть даже ценой своей жизни. И, к сожалению, всегда находятся те, кто предаёт свои идеи, кто пойдёт по пути бесчестия, жестокости, безразличия. Как важно, чтобы в огромной массе людей слышался честный голос каждого, чтобы «мы» стало олицетворением единства народа, его сплочённости. «Мы», состоящее из отдельных « я»- личностей, нравственно цельных, порядочных, не допускающих бесчестия. И хотя в романе именно Д-503 произносит слова: « Я надеюсь —  мы победим. Больше : я уверен – мы победим, потому что разум доложен победить», – автор выражает свою надежду на победу именно разума в людях, чтобы эта утопия не стала реальностью. Ведь не случайно автор определил жанр своего произведения как антиутопия, подчеркнув тем самым, что такое может произойти, если не предпринять определённых шагов по борьбе с тоталитаризмом. Честь, совесть должны победить в людях.

М.А.Шолохов  «Судьба человека»

Как проявит себя человек на войне — тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу — о человеке во время  войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу , на запятнали свою честь.( «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне — это уже подвиг, борьба за жизнь , изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли  Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства.( «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.») 
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой — это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм — что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов  и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

В.Быков « Сотников»

Сущность характера человека отчётливо проявляется в трудных ситуациях, когда нужно сделать выбор, и часто это выбор между ложью, предательством и честью, между жизнью и смертью. Сделали свой выбор и герои повети В.Быкова «Сотников»- Рыбак и сотников. Два бойца, воспитанных в одной стране, на единых ценностях, оказались перед лицом врага. Какой выбор сделать – погибнуть, не предав своих товарищей, или совершить героический поступок.

Рыбак стал предателем. Случайность ли это? Сила обстоятельств, огромное желание выжить любой ценой? Да, и это тоже. Однако автор показывает в течение повести, что герой этот слишком эгоистичен, да и за провиантом для партизанского отряда он пошёл  потому, что в той деревне жила его бывшая возлюбленная, он хотел встретиться  с ней. Как раздражал Рыбака больной Сотников! Он мог бы его , раненого и беззащитного, спокойно оставить на произвол судьбы, но понимал, что перед отрядом придётся держать ответ. Везде ищет выгоду Рыбак, и, попав в плен, решил пойти на сделку со своей совестью. («Но ведь кому не известно, что в игре, которая называется жизнью, чаще с выигрышем оказывается тот, кто больше хитрит. Да и как иначе? )
 Честь, долг — всё это ушло на задний план, главное- выжить любой ценой.(«… здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства.)

Сколько нравственной стойкости в Сотникове! Это человек чести, для него друзья, Родина, защита Отечества — не просто слова- это суть его характера. Почему Сотников, больной, пошёл за продуктами? Да потому, что другие просто не хотели этого сделать.(« Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». )
Он всегда был там, где трудно. Просто, тихо , скромно он совершает свой подвиг человека, не предав никого.(« Он ничего не боялся, и это давало ему определенное преимущество перед другими, равно как и перед собой прежним тоже.»)
Сотников совершенно не думает о подвиге, ведь, возможно, о его смерти вообще никто не узнает. Но он, как человек чести, остаётся вере воинскому , человеческому долгу до конца: «…надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть.»
Рыбак и сотников оказались по разные стороны: « Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов.»

Никогда не будет прощения предателям. Вечная память героям, отдавшим жизни за Родину, народ, оставшимся верным чети и долгу!

В.Распутин « Живи и помни»

Произведение В.Распутина « Живи и помни»- многоплановое. Автор размышляет над многими проблемами, одна из которых — проблема чести и бесчестия. Как сохранить своё человеческое достоинство,  не запятнать свою честь в ситуациях, в которых порой так трудно сделать выбор. Что позволяет людям сделать этот выбор?

Герой повести  — Андрей Гуськов , хороший боец, храбрый, героически защищавший свою родину, получивший отпуск домой за свои подвиги, дожидавшийся отпуска в госпитале. Однако отпуск отменили. Что же происходит с героем? Почему вдруг он становится изгоем. Предателем, врагом народа? Как получилось, что отважный боец вдруг так изменил сам себе, став позором семьи, причиной гибели своей жены и неродившегося ребёнка? Да, он очень хотел домой, он не был виноват в том, что ему не дали съездить домой, что  пора ехать в часть. Но так сильна тоска по дому. Именно она одолела героя, поддавшись ей, Андрей нарушил воинский долг, оказался дома, но уже не как герой, а как предатель. Как страшно герою осознавать, что «никогда больше не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, не пахать этих полей…Теперь раз и навсегда он поймет, что сюда ему ходу нет

Порой такой зыбкой бывает черта меду честью и бесчестием. Человек даже не замечает, как переходит её. А за ней – позор, стыд, осуждение окружающих. Сколько несчастья принёс Андрей своим родителям, своей жене! Переступив черту дозволенного, он разом отделил себя от людей, став изгоем, и назад дороги уже не было.

Человек, живя, должен помнить, что он в ответе за каждый свой шаг, поступок, а особенно  в ответе за близких людей, которые могут пострадать от непродуманного шага. Оставаться в любой ситуации человеком чести, не уронить своего достоинства — только  так должен жить человек, таков закон жизни среди людей.

А.В.Каверин « Два капитана»

Повесть В.Каверина «Два капитан» была написана в 1944 году, когда стран вела страшную войну с фашистами. Понятие чести, достоинства, необходимость отстаивания их в любых ситуациях – всё это было как никогда актуально в то время. И сегодня повесть Каверина  одна из любимых книг, особенно молодёжи, которая  ищет свой жизненный пусть, формирует нравственные установки и ценности.

Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честнее имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана — Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей.

Восстановить честное имя бывает порой не так и просто. Григорьев своей правдой практически убивает вдову Татаринова, отталкивает от себя его дочь — Катю, которую он так полюбил. Однако Григорьев идёт до конца:

публикует дневник штурмана, находит тело капитана, читает доклад об экспедиции на заседании Географического общества.

До конца в поисках правды шёл Александр Григорьев. Верила своему мужу жена Татаринова. Это произведение учит идти до конца, когда цель — праведная, когда дело идёт о восстановлении чести и справедливости. А бесчестные люди тоже дождутся своего наказания,  как наказан мнимый друг Сани — Ромашка, посаженный за свои злодеяния в тюрьму, как изгнан из науки Николай Антонович. При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд.

Новые аргументы:

  1. И.С.Тургенев.  Стихотворение в прозе » Довольный человек».Статья помещена на сайте

esse-ege.ru.

Войдите в группу ВКонтакте- всегда будете в курсе новинок на моих сайтах.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Аргументы для итогового сочинения.

1. А. Пушкин «Капитанская дочка» ( Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М. Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта «невольником чести». Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя. Однако, Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.

В своей повести «Капитанская дочка» Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является . Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

2. М.Шолохов «Судьба человека» (В небольшом рассказе Шолохов затронул тему чести. Андрей Соколов — простой русский человек, имел семью, любящую жену, детей, свой дом. Всё рухнуло в один миг, а виной тому оказалась война. Но ничто не смогло сломать настоящего русского духа. Соколов сумел вынести все тяготы войны с гордо поднятой головой. Одним из главных эпизодов, раскрывающих силу и стойкий характер человека,является сцена допроса Андрея Мюллером. Слабый, голодный солдат превзошёл фашиста по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу немецкого оружия стал для немцев неожиданным : «Да чтобы я, русский солдат пил за победу немецкого оружия?» Отвагу русского солдата фашисты оценили, сказав: «Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников». Твёрдость характера Соколова вызвала уважение немцев и они решили, что этот человек заслуживает жизнь. Андрей Соколов олицетворяет честь и достоинство. За них он готов отдать даже свою жизнь.) )

3. М. Лермонотов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

4. М. Лермонотов «Песнь про царя Ивана Васильевича…» . (Лермонтов повествует о вседозволенности людей, стоящих у власти. Таким является Кирибеевич, который покусился на замужнюю жену. Для него законы не писаны, он ничего не боится, его даже царь Иван Грозный поддерживает, поэтому он соглашается на бой с купцом Калашниковым. Купец Степан Парамонович Калашников человек правды, верный муж и любящий отец. И даже не смотря на риск проиграть Кирибеевичу, он за честь своей жены Алёны вызвал его на кулачный бой. Убив опричника, Купец Калашников вызвал гнев царя, который приказал его к повешению. Конечно, Степан Парамонович мог бы уступить царю, избежать своей смерти, но для него честь семьи оказалась дороже. На примере этого героя Лермонтов показал настоящий русский характер простого человека чести — сильного духом, непоколебимого, честного и благородного.)

5. Н. Гоголь «Тарас Бульба». (Остап достойно принял смерть).

6. В.Распутин «Уроки французского». (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

6. А.Пушкин «Капитанская дочка». ( Швабрин — яркий пример человека, потерявшего достоинство. Он полная противоположность Гриневу. Это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует. Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям. Народня молва гласит: «береги платье снову, а честь смолоду». Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя. )

7. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников — убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10. Л.Н.Толстой «Война и мир» (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека).

Автор: Колодежная Галина Лазаревна.

На чтение 13 мин Просмотров 10.9к.
Обновлено 8 июля, 2020

В любом произведении поднимаются нравственные проблемы, а самое важное качество дворянина – честь, поэтому в данной работе подобраны аргументы на ОГЭ к сочинению 9.3 именно на эту тему. Понятие чести образовалось уже очень давно, ещё с времён появления княжеской дружины, в которой действовали определённые правила. Соблюдение этих правил и стало называться честью, а само понятие распространилось по всему миру. Незапятнанная честь во все времена считалась величайшим достоинством человека.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «честь»
  5. Синонимы к слову «честь»
  6. Примеры из художественной литературы
  7. Примеры из жизни
  8. Народная мудрость
  9. Афоризмы

Проблема

Понятие чести и её актуальность в современном мире.

Отношение автора к проблеме

Русские писатели всегда поднимали проблему чести, а в наше время она стала особенно актуальной. Люди давно забыли о том, что такое честь и совесть, поэтому в мире существует так много зла. Сохранить свою честь важно для любого человека, потому как, хоть раз её запятнав, доброе имя уже восстановить не получится.

Аргументы

  1. Бесчестный человек вызывает презрение.
  2. Понятие чести воспитывается в человеке с детства.
  3. Честь – это достойные уважения моральные качества человека.
  4. Честь – это верность своим словам и принципам.
  5. Честь помогает нам вести себя достойно и поступать по совести.
  6. Человек чести – это порядочный человек.
  7. Главные враги чести – ложь, малодушие и эгоизм.
  8. Человек чести всегда несёт ответственность за кого-то или за что-то.
  9. Честь возрождается в темные времена.
  10. Понятие чести будет существовать до тех пор, пока будет жив хоть один честный человек.

Эпитеты к слову «честь»

Фамильная, родовая, рыцарская, дворянская, девичья, офицерская, незапятнанная, воинская, профессиональная, небывалая, высокая, солдатская, семейная, редкая, мужская, собственная, национальная, редкая, исключительная, особая, женская, супружеская, драгоценная, гражданская, королевская, истинная, наследственная, королевская, народная, русская, военная, торжествующая, несокрушимая, несломленная, непоколебимая, праведная, неоспоримая, врождённая, природная, героическая.

Сомнительная, незаслуженная, потерянная, забытая, показная, дьявольская, больная, былая, вражеская, отвергнутая.

Синонимы к слову «честь»

Репутация, признание, уважение, благородство, почитание, почёт, почтение, доблесть, достоинство, честность, почтительность, безупречность, непорочность, целомудренность, престиж, доброе имя.

Примеры из художественной литературы

Проблема чести была актуальна во все времена, но особенно ярко она была выражена в творчестве русских писателей 19 века.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Тема чести является основной в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это становится понятно ещё в самом начале по русской пословице «Береги честь смолоду», которая является эпиграфом ко всему произведению.

Отец Петра Гринёва при прощании даёт ему родительское наставление: служить честно, поступать справедливо, начальству не угождать, ни перед кем не прогибаться, а самое главное – во что бы то ни стало, сохранить честь дворянина. Главный герой отправился служить в армию и невольно оказался участником Крестьянской войны. Когда Емельян Пугачёв захватил Белогорскую крепость, люди чести отказались ему присягать. За это были безжалостно казнены комендант Миронов, его жена и верные им солдаты. Отказался клясться в верности новому лжеправителю и Пётр Гринёв, он давал присягу императрице Екатерине Великой и был готов отдать за неё жизнь. Дворянская честь не позволила главному герою нарушить своё слово, он до конца следовал отцовскому завету и остался верен себе и своему государству.  

К сожалению, не всем офицерам свойственны такие качества как честь и достоинство, таким был Алексей Швабрин. Он с лёгкостью предал свою родину и перешёл на сторону пугачёвцев, став одним из командиров их войска. Но своим поступком, он не заслужил уважения Емельяна Пугачёва, а напротив вызвал его подозрения и недоверие, ведь предавший однажды может с лёгкостью это повторить. Узнав про его обман в отношении Маши Мироновой, Пугачёв освободил девушку и наказал её обидчика. В отличие от Швабрина, предводитель бунта был знаком с понятием чести, был справедливым и восхищался чужим благородством, он начал испытывать глубокое уважение к Петру Гринёву за верность своим идеалам.

А.С. Пушкин был убеждён, что понятие чести присуще не только дворянам, а представителям любого сословия. А вот придерживаться нравственных принципов или нет, зависит лично от каждого человека.

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

С понятием чести А.С. Пушкин связывает образ Татьяны Лариной. Для неё честь – это, прежде всего, следование своим идеалам и верность самой себе. Полюбив Евгения Онегина, Татьяна решилась на отчаянный поступок, непозволительный для девушки того времени. Она написала первая письмо с признанием своему возлюбленному. Выходит, что в этой ситуации Татьяна пренебрегла понятием женской чести ради возможности быть счастливой. Но всё изменилось, как только девушка вышла замуж. Через несколько лет Татьяна Ларина снова встретилась с Онегиным и получила от него долгожданное признание в любви, но будучи княгиней, она вынуждена его отвергнуть, хотя любовь всё ещё жила в её сердце. Теперь она стала замужней женщиной и не могла рисковать своей честью и честью своей семьи, Татьяна осталась верной мужу не потому что того требовали общественные порядки, а потому что такова была её натура. У неё было собственное понимание чести, которому она следовала, прислушиваясь к своему сердцу. Моральные кодексы светского общества не страшили княгиню, её ужасало нарушение личных нравственных принципов. В этом и заключалось основное различие главных героев романа: для Евгения Онегина было главным общественное мнение, а для Татьяны Лариной – собственная правда.

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Честь – это достоинство, которым дорожили люди во все времена. У запорожских казаков был свой кодекс чести, определяющий допустимые нормы поведения. Тарас Бульба чтил традиции и порядки Запорожской Сечи, боевых товарищей он ценил превыше всего. Главный закон казачества заключался в том, что честь дороже жизни, поэтому умереть в бою считалось привилегией, а измена каралась смертью. Ради того, чтобы вернуть честное имя своему роду, Тарас Бульба убил собственного сына. Андрий отказался от своей семьи, выбрав сторону врага. Ради любви к польской девушке он предал родину, рубил на поле боя своих же боевых товарищей. Тарас Бульба знал, что такой позор, можно смыть только кровью и поэтому взял на себя этот тяжкий груз. Несмотря на свою любовь к родному сыну, ему пришлось собственноручно убить Андрия.

Остап в отношении к понятиям чести и достоинства походил на своего отца. Когда поляки пытали его на площади, чтобы узнать месторасположение казаков, Остап не проронил ни звука. Стойко выдерживал он ужасную боль, сохранив достоинство своей семьи и родины. Для него честь была важнее любви и даже собственной жизни.

Примеры из жизни

  1. А.С. Пушкин всегда удивлялся, как люди могут терпеть унижения и молча сносить оскорбления в свой адрес. Писатель видел, что испуганное грядущими переменами общество становится неспособным к отстаиванию собственного мнения и отважным поступкам, понятие чести стало для них лишь формальностью. Пушкин не мог этого принять и не хотел присоединяться к числу подобных представителей дворянского сословия. Описывая благородные дуэли в повести «Капитанская дочка», Александр Сергеевич не побоялся вызвать на себя гнев императора Николая I, который всеми силами боролся с незаконными поединками в армии и гражданской жизни. В этом есть своя правда, потому как правила русских дуэлей отличались своей безжалостностью, но с их запретом исчезает и возможность защитить свою честь, сохранить своё достоинство. А.С. Пушкин не терпел даже шуток, порочащих его имя, поэтому в его жизни было много дуэлей. Его благородство проявлялось в том, что он никогда не стрелял первым и ни разу не пролил крови противника. Перед дуэлью с Дантесом Пушкин написал в письме своему другу, что как дворянин и отец семейства, он должен сохранить свою честь и имя, которое передаст детям.
  1. Однажды, моя подруга нашла кошелёк, в котором было много денег. Она ни на секунду не задумалась о том, чтобы присвоить чужое имущество себе, думая лишь о том, как бы найти настоящего владельца. Давать объявление было нельзя, потому что, к сожалению, в мире осталось слишком мало честных людей, способных на бескорыстные действия. Девочка попросила совет у своей матери, которая искренне удивилась благородному поступку дочери, зная, что она давно собирает деньги себе на новый телефон. С помощью мамы, моя подруга, отыскала в кошельке квитанцию об оплате телефонных услуг, где был указан номер телефона. Позвонив по этому номеру, они связались с хозяйкой кошелька, которой оказалась бабушка из соседнего дома. Пожилая женщина откладывала на карточке несколько пенсий для оплаты операции своего мужа. По дороге домой от банкомата, где она сняла деньги, кошелёк выпал из сумки. Хорошо, что он попал в нужные руки. Лучшей благодарностью для девочки стали слёзы счастья уже отчаявшейся бабушки. Вот такой поступок я могу отнести к своему пониманию чести, поступив по совести, моя подруга вдохновила своим примером меня и окружающих.
  1. Так сложилось, что понятия рыцарь и честь неразделимы. В эпоху рыцарства благородные поступки, верность своему слову, подвиги ради дамы сердца, а также преданность короне ценились гораздо выше личной корысти и богатства. Рыцари предпочитали расстаться с жизнью, чем потерять свою честь и достоинство. Со временем слово «рыцарь» стало обозначать не только воина, но и человека, ведущего определённый образ жизни, соответствующий своду неписаных правил. В 13-14 веках даже создавались специальные руководства, где было написано, как рыцарю пристало себя вести и что он должен говорить. Обязательным условием рыцарского кодекса чести была любовь к прекрасной даме, которая будет его вдохновлять на подвиги, а он со своей стороны должен гарантировать безграничную преданность и верность по отношению к своей возлюбленной. В то время, когда не было войн, рыцарю было необходимо доказывать свою доблесть на турнирах. Именно благодаря кодексу чести рыцари стали занимать высокое положение в обществе. До сих пор популярны легенды о круглом столе короля Артура, где честь и справедливость были главными понятиями для доблестных рыцарей.

Народная мудрость

  1. «Где честь, там и правда». Данная народная мудрость гласит: правда близка только людям с честью. Поэтому в пословице и говорится, что там, где есть честь, можно найти и правду.
  2. «Береги платье снову, а честь смолоду». Наши мудрые предки знали, что запятнанную честь восстановить невозможно, поэтому призывали её беречь с раннего возраста. Для более точного определения, употребляется аналогия чести с платьем, которое нужно хранить с самого начала, для того чтобы оно оставалось в прежнем виде.
  3. «Какой есть, такая и честь». Понятие чести известно не каждому, какой человек есть на самом деле, такие у него и жизненные ценности.
  4. «Воину честь дороже жизни». В данной пословице говорится о том, что честь для воина имеет огромное значение, утратить собственную честь равносильно смерти для военного человека.
  5. «Где нет стыда, там нет чести». В этой пословице идёт речь об одном из самых ужасных человеческих качеств – бесстыдстве. Если у человека нет стыда, то и понятие чести ему не знакомо вовсе.
  6. «Богу хвала, а доброму человеку честь и слава». Наши предки считали, что на всё в этом мире воля Божья, поэтому Бога восхвалять просто необходимо, но и про добрых людей забывать не стоит.
  7. «Не про нашу честь, не нам и съесть». В данной пословице говорится о том, что человеку не нужно лезть не в своё дело. То, что происходит у других, нас не касается.
  8. «Потеряешь честь – новую не найдёшь». Смысл данной пословицы заключается в том, что честь человеку дана одна на всю жизнь. Если её утратить, новую уже не обрести.
  9. «Была честь, да не сумел её несть». Человеку многие достоинства даны с самого рождения, некоторые по наследству. Его задача состоит в том, чтобы их сохранить. Поэтому в пословице и говорится о том, что честь была, но уберечь её не получилось.
  10.  «Какая совесть – такая и честь». В этой пословице говорится о том, что понятия совести и чести тесно переплетены между собой. Поэтому у нашего народа с трудом удавалось различить совесть и честь.

Афоризмы

  1. «Настоящая честь – это решение делать при любых обстоятельствах то, что полезно большинству людей». Известный политический деятель и лидер борьбы за независимость Америки Бенджамин Франклин считал, что жить нужно ради блага других людей. Поэтому честь для него означала действия для пользы других.
  2. «Истинная честь не терпит неправду». Английский писатель Генри Филдинг был уверен в том, что честность – это один из признаков чести, поэтому человек чести, по его мнению, никогда не обманет другого.
  3. «Нельзя лишить чести того, кому смерть не страшна». Жан Жак Руссо говорил о том, что достоинству мужественного человека ничего не страшно, он никогда не сделает того, что способно запятнать его честь.
  4. «Честь дороже жизни». Для немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера честь была превыше всего, даже важнее жизни.
  5. «Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». Артур Шопенгауэр считал, что честь – это показатель благородства для окружающих людей, а совесть – это чувство собственного достоинства, именно совесть является нашим внутренним компасом нравственности.
  6. «Не сильные лучше всех, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего». Федор Михайлович Достоевский был уверен в том, что будущее нашего мира за честными людьми. Он считал, что такие человеческие качества как честь и собственное достоинство будут всегда цениться превыше всего.
  7. «Для кого даже честь — пустяк, для того и все прочее ничего не значит». Древнегреческий философ Аристотель более 2000 лет назад говорил о том, что честь – главное достоинство человека. Если даже честь для него не имеет значения, то остальные добродетели тем более.
  8. «Позорное не было полезно никогда». Древнегреческий философ Цицерон говорил о том, что позор в любом своём виде вредит человеку. Поэтому всеми силами необходимо стремиться его избежать.
  9. «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать более совершенным». Древнегреческий философ Платон был уверен в том, что истинное назначение чести в том, чтобы человек стремился к лучшему в своей жизни, не оставляя без внимания несовершенства на своём пути.
  10.  «Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать?» Джордж Оруэлл считал, что честь и достоинство – это главные цели в жизни человека. Если человеку удалось достичь этих целей, то ему ничего не страшно, даже смерть.  

Честь – ключевое качество дворянина. Однако нам знакомы отрицательные примеры из литературы, показывающие, что далеко не каждый человек из высшего света ею обладал. Но она возвышает и простого человека, который не теряет ее, несмотря ни на что. Читатель найдет множество персонажей, у которых ничего не осталось, кроме чести. Одни берегут ее больше жизни, другие избавляют себя от ее тяжести как можно скорее. Многомудрый Спринт-Олимпик собрал для Вас аргументы из литературы, а также примеры из жизни, кино, СМИ, истории и личного опыта. Эта подборка поможет Вам написать сочинение 9.3, являющееся частью ОГЭ по русскому язык, и раскрыть тему «Честь». 

Из литературы

  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». «Береги честь смолоду» — пословица и напутствие отца Петруше Гриневу перед началом службы. Никогда главный герой романа не отступался от этого наказа, слова родителя руководили им во всем. Он ради возлюбленной участвует в дуэли со Швабриным, получает ранение. И после всего произошедшего он способен простить своего обидчика: великодушие – одно из проявлений чести. Он также впоследствии отказывается служить Пугачеву, ведь Гринев уже присягал «государыне императрице». Долг для него важнее жизни.
  • А.С. Пушкин, «Дубровский». В этом романе честь руководит многими персонажами. Оскорбленная честь Андрея Дубровского заставляет того совершить опрометчивый поступок и пойти против своего влиятельного друга Троекурова. Помещик просто не может поступить иначе, пусть это и опасно. Его сын, Владимир Дубровский, желает отомстить за смерть отца, чтобы почтить его память. Однако он влюбляется в дочь Троекурова, и честь не позволяет ему пойти на убийство отца возлюбленной. В конце романа Мария Троекурова отказывается бежать вместе с Дубровским, ведь она уже дала брачную клятву. Честь и верность своему слову для этих героев важнее собственного счастья. 
  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Говоря о чести, нельзя не упомянуть Татьяну. Девушка, всем сердцем любившая и любящая Евгения Онегина, выходит замуж. И вновь, спустя годы, пред ней появляется объект ее любви. Он и сам влюблен, пишет письмо, страстно желает завоевать ее внимание. Но все мы знаем роковые строки, разрывающие эти отношения: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Татьяна ставит свою женскую честь выше любви и не изменяет своему мужу.
  • М.Ю. Лермонтов, «Песня о купце Калашникове». В поэме Лермонтова один из опричников Ивана Васильевича, молодой и хитрый Кирибеевич, пристает к жене торговца Степана Калашникова. Та со слезами ищет защиты у мужа. Степан Парамонович выходит с опричником на кулачный бой, «на страшный бой, на последний бой». За свою честь, за честь своей жены и семьи он борется насмерть. Перед царем он признается, что убил опричника намеренно, но причины не выдаст и готов понести наказание. Он предпочитает сохранить тайну и защитить свою жену от позора, пусть это и стоит ему жизни. 
  • М.А. Шолохов, «Судьба человека». Тема чести раскрывается в эпизоде рассказа «Судьба человека». К немецкому коменданту Мюллеру вызывают русского военнопленного Андрея Соколова. Тот приходит и видит полупьяных немцев в окружении еды и выпивки. Стоит ли говорить, что солдат все это время ужасно голодал? Однако когда ему предлагают выпить «за победу немецкого оружия», он отказывается и пьет только «за свою погибель». Потом отказывается от закуски, упрямо показывая свою стойкость немцам. Его честь, которую он не теряет даже в условиях голода и лишений, не остается незамеченной. Мюллер отпускает его, несмотря на то, что планировал расстрелять.
  • А.П. Чехов «Хамелеон». Само название рассказа Чехова многое говорит читателю о его главном персонаже – полицейском надзирателе Очумелове. Этот человек не знаком с понятием чести. Он меняет свое решение за пару секунд, опираясь лишь на собственную выгоду. Ему нет дела до судьбы животного и пострадавших людей, он не пытается узнать правду. Достоинство, великодушие, долг – все составляющие человека чести, которые проявляли вышеописанные персонажи, Очумелову абсолютно чужды. 
  • Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». К сожалению, далеко не все люди высоко ставят честь. Подробный пример описал Н.М. Карамзин. Молодая крестьянка Лиза собирала цветы и продавала их в Москве, чтобы прокормить себя и больную мать. Однажды она встретила молодого человека, который купил у нее ландыши. Этим отношениям суждено было развиться, между ними вспыхнула любовь. Однако прошло время, и молодой человек пресытился чувствами: он больше не испытывал прежних эмоций. Он ушел на службу, а при следующей встрече сказал Лизе, что помолвлен, и выставил ее за дверь. Он был ветреным и беспечным, не думал о последствиях, не нес ответственность за свои действия. Эраст, возлюбленный Лизы, человек «с изрядным разумом и добрым сердцем», но без чести. 
  • Из личного опыта

  • История. Загадочная культура Востока всегда поражала европейцев. Культура, еда, обычаи и традиции азиатов порой кажутся нам очень странными. Например, не многие могут понять смысл обряда сеппуку. Самураи, покрытые позором, стремились очиститься перед другими людьми и богами. Они самостоятельно лишали себя жизни, распарывая живот. При этом любые эмоции требовалось сдерживать. Звучит ужасно, но даже на такое люди были готовы пойти ради сохранения чести.
  • История. Еще один пример людей чести, которых мы все знаем по фильмам, сказкам и просто из истории – рыцари. У них был целый кодекс чести, которого они придерживались. Однако он не совсем соотносится с классическим пониманием этого слова. Обычный человек может быть честным, не имея дамы сердца и не воюя с врагами церкви, но для рыцаря это были необходимые пункты. Получается, что честь у каждого своя, и каждый понимает ее по-своему. 
  • Кино. Если говорить о чести, то воображение сразу рисует средневековый замок, где собираются храбрые дворяне. Однако не стоит обманываться – он скорее будет оплотом дворцовых интриг и бесчестия. Это хорошо показано в фильме «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса. В центре событий борьба двух сестер за право быть фавориткой королевы Анны. Для каждой из них важно не только показать свое влияние, но и уничтожить соперницу. Стоит ли говорить, что в этом соревновании нет места чести? К сожалению, это качество часто является лишь видимостью, а не сущностью человека.
  • Личный опыт. Неписаный кодекс чести существует среди детей и подростков. Одно из самых важных правил – не вмешивать взрослых в разборки, решать все самостоятельно. Зачастую ребенка, который попросит помощи у учителей или родителей, выдаст обидчиков, считают бесчестным. Окружающие начинают презирать его, в обиходе появляется оскорбительное слово, знакомое всем с детства – «ябеда». Однако можно ли действительно порицать человека, который ищет помощи? Едва ли, а значит такое понимание чести совсем не верно.
  • История. Всем известен пример знаменитого поэта, Александра Пушкина, который пожертвовал собой в поединке за честь. «Погиб поэт! — невольник чести», — пишет в своем стихотворении Михаил Лермонтов. Пушкин погиб в дуэли с Дантесом, у мужчин произошло несколько конфликтов. Сначала Пушкину пришло анонимное письмо весьма оскорбительного содержания, в его отправке поэт заподозрил своего будущего убийцу. После конфликт лишь усугубился, что и привело к дуэли. Едва ли Пушкин хотел подвергать себя смертельной опасности, но его честь была задета – закрыть глаза на это он не мог. 
  • Личный опыт. Проявить честь или бесчестие может каждый в обычной жизни. Самый распространенный пример – утерянная вещь. Мой знакомый однажды нашел совсем новенький телефон, дорогущий по тем временам. Можно было просто вынуть симку и оставить красавца себе. Однако вместо этого он обзвонил основные контакты и вернул блудную технику хозяйке. 
  • Кино. В мультипликационном сериале «Сага о Винланде» главный герой – юный викинг Торфинн. В юном возрасте он становится свидетелем убийства своего отца. Мальчик живет и учится мастерски владеть оружием, чтобы отомстить подлому убийце. Однажды ему выпадает шанс это сделать, пока ненавистный ему мужчина спит. Однако Торфинн не делает этого, ведь для него дело чести – победить убийцу в честном поединке, лицом к лицу. В этом и состоит сущность чести: быть справедливым, а не мстительным.
  • Предыдущая

    Банк аргументовАргументы из литературы на тему: Цели и средства 

    Следующая

    Банк аргументовАргументы на ОГЭ к сочинению 9.3 на тему: Любовь (ОГЭ по русскому языку)

    Проблема чести и бесчестия

    аргументы к сочинению

    _____________________________________________________________________________________________

    Сочинения на тему чести на нашем сайте:

    _____________________________________________________________________________________________

       Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
       Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
       Там же смотрит определение слову «честный»:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
       В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
       Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
       С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
    проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, — свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

    Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
    все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду — вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин –  делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.   
       Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
    %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя –  и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
       Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна. 
       Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%
    %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт.  Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
       Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
       В отличие от поэмы%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

    представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне. 
    %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
    %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания. 
       В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением. 
       В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

    %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает. 
     

  • Примеры человечности из жизни для сочинения
  • Примеры цитирования в сочинении
  • Примеры хороших декабрьских сочинений
  • Примеры хорошего итогового сочинения
  • Примеры уважения к старшим в сказках