Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма
Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
«Гимназия «№ 1 г. Новополоцка»
Христианские добродетели в
русских народных сказках
Учащаяся 5 «Б» класса
Богданова Екатерина,
Научныйруководитель:
Толопило
Людмила Дмитриевна −
учитель русского языка и литературы
высшей
категории
Новополоцк,
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………..……….……..4
1.Компоненты
христианского воспитания…………………………………5
1.1
Мотив послушания и своеволия в сказках………………………………………………………………….……5
1.2
Мотив высокого предназначения женщины.……………………………………………………………………………………….7
1.3
Мотив смирения и служения………………………………………………………………….….8
1.4
Мотивы доброты и жалости ко всему живому……………………………………………………………………….9
1.5
Мотивы храбрости и славы, щедрости и жадности………………………………………………………………….…10
1.6
Мотив счастья внутри человека………………………………………………………….………….11
Заключение…………………………………………………………………13
Список
литературы……………………………………………………………….…..15
Приложения…………………………………………………………………16
ВВЕДЕНИЕ
Всякий знает, как важно
воспитать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные нами в
детстве, по большей части остаются с нами на всю жизнь. Душа ребенка
впечатлительна, мягка. Святой Дмитрий Ростовский говорил: «Юного отрока можно
уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец
изобразит, — доброе или худое, святое или грешное, Ангела или беса, — то и
останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное
воспитание, к каким нравам приучат его, с таким оно и будет жить».
Следовательно, будешь учить детей хорошему – из них вырастут порядочные люди,
будешь учить дурному – вырастут плохие. Не случайно древние христиане внушали
детям высокое учение о таинствах веры и правилах богоугодной жизни, о силе
смирения и чистой любви к Богу, говорили об обязанностях подражать Господу в
смирении, иметь страх Божий, почитать родителей и старших, о терпении, прощении
обид, смирении, скромности, стыдливости, покорности, благотворительности и
целомудрии.
На наш взгляд, нужно не
только учить хорошему, но и оберегать от всего дурного: слов, действий,
примеров. А потому очень важно, чтобы с младенчества человек учился добру. И в
данном случае невозможно переоценить роль сказки. Ведь сказки – это то, что мы
слышим почти с первых дней жизни, их нам рассказывают и читают родители, дедушки
и бабушки, старшие братья и сестры. Многим покажется, что сказка –
развлекательная история, не более, но, на наш взгляд, в сказках заложен
глубокий смысл и богатый воспитательный потенциал. «Сказка ложь, да в ней
намек…» И мы решили узнать, какой же намек с точки зрения христианских
добродетелей содержится в сказках.
Нас заинтересовала
взаимосвязь сказки и христианского учения, ведь взгляды наших предков на жизнь,
на предназначение человека не могли не отразиться в одной из древнейших форм
устного народного творчества. А в наш бурный век информатизации так актуально
говорить о вечных ценностях, «потому что добро остается добром в прошлом,
будущем и настоящем». [1,с.26]
Таким образом, тема
нашего исследования – «Христианские добродетели в русских народных сказках».
Цель исследования
– поиск христианских добродетелей в текстах сказок.
Задачи исследования:
1.Изучить тексты сказок и
найти в них мотивы христианских добродетелей.
2.Классифицировать тексты
в зависимости от звучащих в них мотивов.
3.Выявить, какие
христианские ценности проповедуются в сказках.
Предмет исследования
– тексты русских народных сказок.
Объект исследования
– христианские добродетели в сказках.
Наша гипотеза
– в текстах сказок нашли отражение христианские добродетели и ценности.
Методы исследования:
1.Сплошной выборки.
2. Сравнение
(сопоставление).
3.Анкетирование.
Материалы и результаты
нашей работы можно использовать при проведении факультативных занятий «Основы
православной культуры», на классных часах, при изучении соответствующих тем на
уроках чтения, а также на тематических родительских собраниях.
ГЛАВА 1
Приступая к написанию
работы, мы в первую очередь изучили материал о христианском воспитании детей,
чтобы затем искать его мотивы в сказках. Проанализировав имеющийся материал, мы
выделили следующие компоненты христианского воспитания [2, с. 235]:
1.Основное начало
человеческой нравственности – вера в Бога.
2.Основная задача в деле
воспитания – раскрытие совести.
3.Ребенок должен не
только знать доброе и желать его, но и иметь силу его достигнуть.
Христиане начинали воспитание детей
еще с колыбели: ребенок приучался к молитве, послушанию, почитанию родителей и
старших, учился совершать добрые поступки, ему внушались понятия о страхе
Божием и правде Божией. Страх Божий – это боязнь совершить зло, нарушить
заповедь. А правда Божия заключается в том, что человек должен почитать
родителей, во всём помогать им, никого не обманывать, не брать чужого, не
завидовать, никого не обижать, помогать друг другу, быть добрым, милосердным,
щедрым…И все эти мотивы мы находим в русских народных сказках.
1.1
Послушание и своеволие
Как говорилось выше, детям с младенчества
прививались христианские добродетели, одной из которых было почитание старших и
послушание им. Дети везде и во всякое время участвовали в благочестивых делах
своих родителей. Дети, находясь под кровом родного дома, слышали и видели
образец добродетелей в лице своих родителей и не смели их ослушаться. А к чему
приводило непослушание, мы видим в сказках «Царевна-Лягушка», «Иван царевич и
серый волк», «Отец и сын».
Так, в сказке «Царевна-Лягушка» мы
помним повеление отца искать своим сыновьям невест. «Сыновья поклонились отцу,
взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего
сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего
сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь. А у
младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда.
Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка…» Мы помним, что было
дальше. Но почему Иван-царевич женился на лягушке? Да ведь батюшка сказал:
«Куда стрела упадёт, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не
смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу. А как почтительно
относились дети к своим родителям: величали их «батюшка», «матушка» и обращались
к ним только на «Вы». Ни маленькие дети, ни уже взрослые ничего не делали без
благословения родителей, а слово отца было закон, никто не смел отца
ослушаться. Нарушь Иван-царевич отцовское благословение и не возьми в жёны
лягушку, на которую указала ему стрела, не получил бы в дар такую дивную жену –
Василису Премудрую.
Давайте
подумаем, от чего нас предостерегает народная мудрость этой сказки? С чего
начались беды Ивана? С того момента, когда он сжёг лягушечью кожу. Иван
поступил своевольно, он ослушался приказа Царевны-Лягушки. Вспомним мудрые
слова, которые сказал Ивану старичок: «Ох, Иван-царевич, зачем ты сжёг
лягушечью кожу! Не ты её надел, не тебе её и снимать было». Народ хотел донести
до нас словами этого старичка, что нельзя поступать своевольно, неразумно: необдуманный
поступок может привести к беде.
Обратимся к сказке «Сивка-бурка». Здесь
также мы видим, что на просьбу батюшки выбрать себе невест, сыновья отвечают:
«Так что ж, батюшка, благослови». А что значит это слово «благослови»? Благословение
– это одобрение, разрешение, наставление, напутствие на какое-либо доброе дело.
Вместе с родительским благословением на доброе дело человек получает
уверенность, что он на верном пути, и это придаёт ему силы. Вы помните, что
делали сыновья, прежде чем пойти исполнять повеления отца? Кланялись отцу. В
этом выражалось уважение и почитание, ведь отец – это глава семьи. А сын –
это тот, кто всегда следует за отцом, отсюда и слово «наследник». За кем
следуешь, то и наследуешь. Отец учил сына всему, что умел сам. Для того чтобы
выжить в те далёкие времена, нужно было уметь всё делать самому: и пахать, и
сеять, и за домашними животными ухаживать, и строить, и воевать, и семью
защищать, быть сильным, выносливым, смелым, трудолюбивым, мудрым…Вот почему
слово отца было законом. Русский народ из уст в уста через сказку передавал
законы жизни, которым научались дети с младенчества. В сказке «Сивка-бурка» Иванушка,
единственный из троих сыновей, выполнил батюшкин наказ и за послушание отцу он
получил награду – Василису Премудрую. Ведь если бы не послушался
Иванушка-дурачок своего отца, не стал бы добросовестно стеречь пшеницу, весь
век лежать бы ему на печи «да сопли на кулак наматывать».
Эти же мотивы мы наблюдаем и в сказке
«Иван-царевич и серый волк». Братья Ивана, ленивые, безответственные, батюшку
обманули. А Иван оказывает батюшке послушание, уважение и почитание. Он один из
трёх сыновей, который выполнил наказ батюшки. Иванушка ночью даже присесть
боялся, а как сон его одолевал, он водой с росы умывался и снова сад
караулил. Но мы помним, что Иванушка оказывает непослушание: он постоянно не
слушался волка (дотронулся до клетки, позарился на уздечку) и за это также был
наказан. В конце сказки Иванушка награжден чудесной женой – Василисой
Премудрой. А все за то же – за послушание батюшке. Недаром в народе говорят:
«Кто родителей почитает, того Бог не забывает».
Таким образом, мы пришли к выводу, что в
сказках прослеживаются христианские добродетели — послушание и терпение как
очень важные свойства характера; послушание выражается в исполнении повеления,
а своеволие в самоуправстве; благословение – это напутствие на доброе дело и
дарование помогающей силы; слово отца – закон.
1.2
Высокое предназначение женщины
Рассмотрим христианские взгляды
на предназначение женщины. Дочь –щедрый дар от Бога, который нужно отдать. Она
отдана Богом отцу с матерью в учение. Её нужно научить всему, что пригодится в
жизни и отдать в новый неведомый мир, в новую семью. Она станет матерью, чтобы
в правде Божией воспитывать своих детей. Сын – это будущий отец, за ним
потечёт вся семья. Дочь, когда вырастет, выйдет замуж. Теперь по жизни её будет
вести муж. Муж – глава семьи, его призвание воспитать наследников и дочерей в
Правде Божией. Жена – душа семьи, хранительница и тепла в доме. Если сын первый
помощник отцу, то дочь – матери. Родители целый день работали, и часто всё
домашнее хозяйство оставалось на попечении девочек. Старшие дети ухаживали за
младшими. С ранних лет мать обучала дочь всему, что умела сама: шить, стирать,
готовить, прясть, вязать, доить коров, ухаживать за скотиной…С давних времён в
девушках ценятся такие качества, как доброта, скромность, женственность,
милосердие, трудолюбие, почитание родителей и стариков. Ничто не может украсить
девушку, как добрые глаза, ласковая улыбка, тихий нежный голос и скромность.
Вновь обратимся к сказке «Царевна-Лягушка».
Вспомним первое задание царя своим невесткам – испечь хлеб. Для женщины было
очень важно хорошо готовить, что и продемонстрировала Царевна-лягушка. Недаром
в народе говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Второе
задание – соткать ковер – также очень важное. От умения жены рукодельничать
зависела не только утварь в доме, но и то, как и во что будет одета вся семья.
Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить её. Об этом
гласит пословица «Красна пава перьем, а жена уменьем». Ковер Царевны-лягушки
показывал ее умение прекрасно рукодельничать. И, наконец, третье задание –
танец. В танце человек весь на виду, можно разглядеть и красоту, и ум, и
величавость, и внутреннее достоинство, и … скромность. Все это представила в
своем танце жена Ивана-царевича.
Вспомним других невесток царя.
Они выглядят смешными, потому что являются плохими хозяйками, а еще бездумно
копируют поведение Царевны-лягушки. Также героини глупы и завистливы. В каждом
поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а порой,
чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и
необдуманные поступки и его поведение становится смешным. Так и в случае с
невестками царя.
Мы пришли к выводу, что тепло
и уют в доме создаётся женой, которая должна уметь делать всё: и хлеб испечь, и
пирогами порадовать, и обнову к празднику сшить, и в танце себя показать. Эти
мысли подтверждаются и другими сказками: «Морозко», «Крошечка-хаврошечка»,
«Финист ясный сокол».
1.3 Смирение и служение
Анализируя сказки, мы
видим, что счастье в конце получают герои послушные, терпеливые и смиренные.
Вспомним Ивана из «Царевны-лягушки», Иванушку из «Сивки-бурки». Почему они
терпят насмешки и издевательства братьев? Они проявляют смирение. Давайте
вслушаемся в само слово: смире-ни-е, т.е. быть с миром со всеми. Смирение,
послушание, терпение, скромность и есть те качества, которые всегда почитались
в народе. Иван-царевич не хвастается умениями своей жены, а скромно выполняет
приказы отца. Так и Иванушка, получив в дар коня, не возгордился, не стал
хвастаться перед братьями, а наоборот продолжал нести все тяготы младшего и
глупого брата, подчиняясь воле старших братьев.
Рядом со смирением прослеживается
мотив служения. Почему в «Сивке-бурке» Иванушка только с третьего раза
допрыгнул до царевны? Наверное, не потому что Сивка-бурка не мог, а потому
что Иванушка ещё не был готов выйти на царское служение. Ведь царём Иванушку
сделала не царская одежда, которую он надел, а нечто другое. Царь призван
хранить Правду на земле, к своим подданным относиться по-отечески, понимая,
какая власть ему дана, какая на нём лежит ответственность за всё Отечество.
Царское призвание быть мудрым, добрым, справедливым, честным, милосердным,
уметь сострадать чужому горю, не гордиться и не возноситься перед другими
людьми, думать не только о своём благополучии, но и о благополучии других
людей. Сивка-бурка сразу не допрыгнул до царевны потому, что Иванушка, перед
тем как выйти на царское служение, проходил испытание на терпение, смирение,
готовность подчиняться не только воле старших братьев, но и воле свыше. С чего
начались беды Ивана? Как раз с того, что он волка послушался и пошёл похищать
и жар-птицу, и коня, и Елену Прекрасную. Так в жизни и бывает: один нечестный
поступок тянет за собой другой нечестный поступок. Поступал ли Иван по
Правде, добывая жар-птицу, златогривого коня, Елену Премудрую? Нет. А ведь царь
как раз и призван хранить Истинную Правду на земле. А правда одна на всех. Может
ли царь, который не знает или не хочет знать Истинной Правды, быть её
хранителем? Правда Божия записана в сердце нашем, а ещё в Книге книг – Библии,
которая написана самим Богом через своих пророков. В этой Священной Книге
Господь открывает нам законы, живя по которым, человек уберегает себя и своих
близких от зла. Православные христиане твёрдо верят, что, живя по Правде Божией,
человек уберегает себя и своих близких от многих бед. Иванушка, будучи самым
младшим и глупым в своей семье, прошёл через боль, страдание и унижение, не
озлобившись, оставаясь добрым, послушным и смиренным, и тем самым заслужил
право быть царём.
Таким
образом, на примере сказок мы видим, что смирение – важная черта характера и
поведения человека, за которую даруется счастье; а служение – это прежде всего
готовность к ответственности.
1.4 Доброта и жалость ко всему
живому
Читая сказки, нельзя не
заметить, что положительные герои стараются следовать правилу «за добро добром
и платят». Так, в сказке «Царевна-Лягушка» Иванушка не тронул ни медведя, ни
селезня, ни зайца, помог щуке. Он пожалел их, сжалился. И вот перед героем
предстал дуб, воплощение зла. Ивану-царевичу всё-таки удалось одолеть это зло и
справиться с такой трудной задачей, как спасение Василисы Премудрой. Мы
понимаем, что Ивану было бы не справиться без зверей — помощников. Почему звери
помогали Ивану-царевичу? Он их пожалел, и они его пожалели. Добро,
сотворённое нами, к нам же и вернётся. Иванушкино добро к нему же и вернулось:
не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть
Василису Премудрую? Доброта и любовь разрушили злые чары Кощея. Сказка учит нас,
как важно быть добрым. Русский народ даже такую пословицу сложил: «За добро
добром и платят». А не в этом ли заключается правда божия? Мотивы добра и
жалости ко всему живому мы видим во многих сказках: «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка», «Гуси-лебеди», «Иван вдовий сын».
1.5Храбрость и слава, щедрость и
жадность
Есть замечательная
пословица: «Имя дают родители, славу добываешь сам». О том, как можно добыть
славу и что это такое, мы также можем прочитать в народных сказках. Например, в
сказке «Иван крестьянский сын» герой оказался на краю гибели. К этому привели
беспечность и лень братьев. Иван оказался единственным из братьев, честно
выполняющим свой долг. Ивану было страшно, но он победил свой страх, потому что
понимал, что обязан защищать свою мать, свою родную землю. Русский народ даже
такую пословицу сложил: «Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и
навстречу ему идёт». Поведение Ивана полностью совпадает с мудростью этой
пословицы.
В этой сказке также
рассматривается проблема жадности. На помощь братьям послан старичок, который указал
им, где взять мечи булатные. Оружия в пещере было видимо-невидимо, не сочтёшь,
но братья взяли только то, что им надо – мечи булатные, и всё! А о чём это
говорит? О том, что они честные: братья не посмели взять то, что им не
принадлежит, т.е. чужое, они взяли только то, что им разрешили. У них отсутствует
такое чувство, как жадность. Пусть они и увидели большое количество
разнообразного и дорогого оружия, но у них не возникло желание завладеть им. А
теперь вспомним, как наказан за жадность Иванушка из сказки «Иван-царевич и
Серый волк». Сразу же вспоминается пословица: «Жадность всякому
горю начало». А поступок братьев Ивана? Сам Господь в Библии сказал: «Все,
взявшие меч, от меча погибнут». Братья знали, что убивать других людей нельзя,
тем более невинных, и тем более родного брата, но нарушили заповедь «Не убий». На
них исполнился закон Божий: «Взявшие меч, мечом погибнут», т.е. то зло, которое
человек замыслил против другого, к нему и вернётся. Сказки демонстрируют нам,
как опасно не следовать Правде Божией. Как в жизни, так и в литературных
произведениях известно много случаев, когда человек, разбогатев, из доброго и
щедрого превращается в злого и скупого; другой человек, получив власть, из
тихого и скромного становится надменным и гордым.
В одной мудрой русской
народной пословице говорится: «За добро Бог отплатчик», а в другой – «Все
добро, да не всякому на пользу». По православному вероучению, только Господь
знает, что человеку действительно полезно и необходимо. А что касается Ивана,
то давайте вспомним, ради чего он совершал свой подвиг? Защищал землю
русскую. Что имеется в виду под словом «земля русская»? В первую очередь это
люди: дети, матери, жёны, сёстры, старики, а также всё, что находится на земле
русской: леса и поля, реки и озёра, храмы и простые избы, каждая травинка и былинка
– это всё земля русская! Вот вам и ответ: то, ради чего совершал свой подвиг
Иван, то он и получил – счастье родной земли. А ведь защита слабых, щедрость,
бескорыстие не что иное, как правда Божия. Слава тому человеку, который
жертвует собой, защищая обездоленных и слабых, кто не зарится на чужое добро,
а отдает свое. Этому нас учат сказки и в этом правда Божия. Вдумавшись в смысл
сказок, мы понимаем, что герой – не тот, кто не боится, а тот, кто может
победить свой страх; что человек должен быть щедрым, независтливым и всегда защищать
слабых. Эти христианские добродетели прослеживаются в сказках: «Морозко»,
«Злая мачеха», «Дочка и Падчерица».
1.6 Счастье внутри нас
Мы
привыкли к тому, что многие сказки заканчиваются словами: «Стали они жить да
поживать». О чём нам говорят слова? Что герои будут жить хорошо, счастливо.
Дар героям – счастье. А в чем заключается это счастье? Для Ивана-крестьянского
сына счастье – это спокойствие и счастье других людей: «Люди стали жить без
страха». Иван – крестьянин, и его дело пахать землю, сеять пшеницу, кормить
людей. Иван вернулся к своему любимому делу. Для Ивана из «Царевны-лягушки» это
жизнь в ладу с любимой женой. Есть такая мудрая пословица: «Счастье в нас, а не
вокруг да около». А ещё народ давно подметил, что у каждого своё счастье. Кто
довольствуется малым, живет в ладу с миром и от этого счастлив, а кого-то не
осчастливит и все золото мира: ему и того покажется мало. Сказки говорят нам о
том, что счастлив тот, у кого это счастье внутри. Если человек постиг Правду
Божию, живет по нравственным законам христианства, он счастлив. Добрым и
справедливым, щедрым и послушным, милосердным и смиренным должен быть не только
христианин, а всякий человек. Если все люди будут жить по законам добра, тогда
все будут счастливы, не правда ли?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проанализировав
сказки, мы пришли к выводу, что в них нашли отражение христианские добродетели и
ценности, такие, как:
Ценность мира как общего дома для всех
жителей Земли.
Ценность человеческой жизни как возможность проявлять,
реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность
любви к Родине, народу как проявление духовной
зрелости человека и выражается в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность природы
как осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к
среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства
красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как
общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции
своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра
как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и
милосердия.
Ценность красоты
как совершенства, гармонии.
Ценность труда и
творчества как стремления к созидательной
деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных
ценностей.
Ценность свободы
выбора как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм,
правил, законов общества.
Мы предлагаем следующую классификацию сказок:
1.
Сказки о
своеволии и послушании.
2.
Сказки о
смирении и служении.
3.
Сказки о
любви и сострадании ко всему живому.
4.
Сказки о
высоком предназначении женщины и ценности семьи.
5.
Сказки о
жадности и щедрости.
6.
Сказки о
счастье.
Результаты
анкетирования среди учащихся следующие:
60% детей 8-10 лет самой
популярной считают сказку «Колобок», 70 % из них указали, что сказки учат
добру.
Дети 11-12 лет назвали ту же
сказку(50 %) и ту же добродетель (50 %).
У ребят 13-14 лет самой
популярной стала сказка «Теремок» (60 %), а добродетель – милосердие (55%).
Большинство анкетируемых 15-16 лет назвали сказку «Колобок»
(45 %), добродетель – добро (55 %).
Анкетирование
показало, что дети помнят мало сказок и не всегда оценивают их с точки зрения
христианского воспитательного потенциала. А если бы мы помнили сказки и
прислушивались к тому, что в них сказано, мир был бы чище и добрее.
Результаты
анкетирования среди родителей следующие:
Самыми популярные
сказки — «Колобок» (67%) и «Морозко» (66 %),
лидирующие позиции также занимают сказки
«Гуси-лебеди» (47 %), «Теремок» (42 %), «Сказка про репку» (40 %).
Среди названных родителями
добродетелей на первом месте – доброта (83 %), затем справедливость и смелость
(51 % и 49 %).
Как видно из анкетирования,
мнения детей и родителей несколько разошлись, хотя сказки «Колобок» и «Теремок»
назвали большинство респондентов.
Родители советуют
обязательно прочитать такие сказки, как «Морозко», «Лиса и Журавль», «Иван-царевич
и серый волк».
Читайте
сказки своим детям, читайте сами: в них много добра и мудрости, внимания и
любви ко всему живому.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Высоцкий, В.С. Стихотворения. – М.: «Художественная литература», 1990.
2.
Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – М.: «Художественная
литература», 1982
3.
Седов, А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.
4.
Стрижев, А. А.Православная педагогика: страницы истории. – М.: «Паломник»,
1999.
5.
Плужников, А. Иллюзии духовной жизни. – М.: «Даниловский благовестник», 2011.
6.
Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в
русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.
7.
Шамаева, С. Е. Апология сказки. – Воронеж: «Левый берег», 1996.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для
учащихся
1.
Ваш возраст.
2.
Какие русские народные сказки вы помните?
3.
Назовите ваши любимые русские народные
сказки.
4.
Нужно ли читать сказки?
5.
Чему учат сказки?
6.
Какие христианские ценности и заповеди, на
ваш взгляд, проповедуются в сказках?
Анкета
для родителей
1.Какие сказки Вы читали (читаете)
своим детям?
2. Чему, на Ваш взгляд, учат сказки?
3.Какие сказки вы советовали бы
обязательно прочитать?
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Слайд 1
Добродетели и пороки . Добродетели и пороки в сказках , былинах.
Слайд 2
Добродетель и порок — это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие .
Слайд 3
ДОБРОДЕТЕЛЬ — ЭТО СПОСОБНОСТЬ ВО ВСЁМ ПОСТУПАТЬ НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ.
Слайд 4
Иван-Царевич — персонаж русских сказок и фольклора Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
Слайд 5
Илья Муромец — самый известный русский богатырь Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином ».
Слайд 6
Иван-дурак — герой русских сказок Иван-дурак , или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. По некоторым версиям, имя с эпитетом дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Слайд 7
Никита Кожемяка — народный богатырь Киевской Руси. Никита Кожемяка — народный богатырь, герой сказок Киевской Руси. Никита занимался выделкой кож и, в результате своей тяжелой работы, развил в себе необычайную силу. Однажды, змей украл у киевского князя дочь. Та, вместе с голубем отправила отцу письмо, в котором написала, что змей боится только одного богатыря — Никиту Кожемяку. Князь с трудом убедил его сразиться со змеем. Никита обмотался пенькой, обмазался смолой и пошел на змея. В тяжелом сражении Никита одолел его и освободил княжескую дочь.
Слайд 8
Дед Мороз Дед Мороз — сказочный герой, хозяин и повелитель зимы. Считается, что дед Мороз живёт в лесу в большом расписном деревянном тереме со своей внучкой Снегурочкой. Основное занятие деда Мороза — укутывать землю снегами, серебрить инеем ёлочки и деревья, рисовать узоры на окнах, его помощниками являются: метель, пурга и вьюга. Дед Мороз добрый, мудрый, справедливый, рассудительный, но строгий. Он очень любит детей и лесных зверят, каждый Новый год он готовит для них подарки, поздравления и зажигает огни на ёлке. Его ещё называют: Мороз Иванович или Морозко . Самые известные сказки: » Морозко «, «Дед Мороз и серый волк», «Дед Мороз и лето», «Снеговик — детский почтовик» и многие другие.
Слайд 9
ПОРОК — тяжёлый предосудительный недостаток , позорящее свойство. Порок – действия , результатом которых оказывается причинение зла себе или другим.
Слайд 10
Соловей-разбойник Соловей-разбойник — злой богатырь, грабящий и убивающий людей по дороге от города Черниговым в Киеву у речки Смородинки. Он сидел на огромном дубе(…на семи дубах…) и караулил прохожих. Главная сила Соловья разбойника была в его необыкновенном свисте и крике, кроме того он «..шипел по змеиному…». Дорога, на которой разбойничал Соловей, была длинной 500 верст и вся заросла, поскольку около 30 лет, ею боялись пользоваться.
Слайд 11
Змей Горыныч Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, один из ярких отрицательных героев русских сказок и былин. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом — с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, «русские полоны»; там же находится и многочисленное потомство Змея Горыныча — «змееныши» (впрочем, они часто бывают и «во чистом поле», где их «потаптывает» своим конем эпический герой.
Слайд 12
Кощей Бессмертный Кощей Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым
Слайд 13
Кот Баюн Кот Баюн — чудовище-людоед из волшебных русских сказок. Кот обладает чарующим голосом и, рассказывая сказки, завлекает людей, усыпляет их и убивает. Сидит Баюн на железном столбе. Баюн очень похож на сирен из древнегреческих мифов и «Одиссеи». » Баюн » означает «говорун, рассказчик», от глагола баять — «рассказывать, говорить». Сходства с глаголом «убаюкивать» указывает на волшебные свойства Кота.
Слайд 14
Баба-Яга — ведьма из русских сказок Баба-Яга — популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделённая магической силой, ведунья. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Она умеет колдовать, а также летать в ступе.
Слайд 15
Кикимора Кикимора, шишимора, шишига — злой дух дома, божество ночн ых кошмаров. В некоторых местах кикиморой могли называть не только демоническое существо, обитающее в доме и вредящее хозяйству, но и других женских демонических персонажей: лесную русалку, лешачиху, водяницу, лихорадку; женского духа, сходного с полудницей , охраняющего поля огромной сковородой; женщину-кликушу и духа, вызывающего кликушество; чертовку, шишигу и т.п.
Слайд 16
Добродетель: Порок: Трудолюбие. Жадность. Работоспособность. Лень. Ответственность. Лживость. Дружелюбие. Скупость. Вежливость. Хвастовство. Щедрость. Вредность. Сочувствие. Трусость.
Слайд 17
СОСТАВИТЕЛИ: УЧЕНИКИ — 4 КЛАСС УЧИТЕЛЬ – Нестерова Антонина Николаевна
Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.
В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.
В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.
В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.
В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.
В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.
В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.
В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.
В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.
-
примеры из литературы злые и добрые поступки. Помогите, можно назвать героев из сказок. Это задание по ОРКСЭ.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
danabutler615
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык7 минут назад
Стоишь на руле⁴ синтаксический разбор предложения , помогите пожалуйста
-
История12 минут назад
Реформы Швеции История помогите плиз
-
Алгебра12 минут назад
Фотка снизу↓↓↓↓
////Очень надо это все решить/// -
Математика12 минут назад
помогите пожалуйста выполнить задание срочно
-
Қазақ тiлi12 минут назад
2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Арсений редко просит помощи при выполнении домашних заданий. Но в этот раз задание было нетривиальное. По новому предмету «Основы светской этики» задали разбор сказки на предмет выявления добродетели или порока у главных героев.
— Мам, я взял сказку «Морозко». У Настеньки добродетель – трудолюбие и покорность. А у мачехи пороки – лень и злость. Правильно?
Как все просто… Лучше бы Арс с мамой не советовался…
— Арсений, а с чего ты взял, что Настенька трудолюбивая?
— Так она же работала «от зари до зари»
— Правильно, работала. Потому что иначе ей мачеха «все косы повыдергает» и «со свету сживет». Где же тут про любовь к труду? Это самосохранение. Можешь найти пример, что Настенька по своему желанию трудилась и с удовольствием? А то, что она деспотичной мачехе перечить не смела, свои интересы не могла отстаивать, так это вообще слабость, а слабость – это, наверное, ближе к пороку… Теперь про мачеху. Вот если бы мачеха Настьку работать не принуждала, то Настенька бы ничего делать-то и не умела. А так у Насти любое дело в руках спорилось. С такими умениями она и замуж сразу вышла и жила «долго и счастливо». А то так бы неумехой в девках сидела… Мачеха была строгой, требовательной, подготовила Настеньку к семейной жизни. Получается, мачеха Настеньке добро сотворила? .
— И что мне теперь делать? – голос у Арса растерянный.
(Ну вот, я сбила стройную мысль ребенка своей психологической привычкой рассматривать все под разными углами.)
Варианты моего ответа могли быть разные:
1. Ты прав. Пиши так.
2. Ты не прав. Надо писать вот так…
Лично мне больше нравится третий вариант. Как психологу. И как педагогу.
3. А почему ты так считаешь? А если так рассмотреть? Какой пример можешь привести? А что ты ответишь на такое возражение?
После череды вопросов говорю Арсению:
— Пиши так, как считаешь нужным.
Запутываю ребенка я сознательно. Запускаю работу мысли. Подвергаю сомнениям и критике. Учу формировать свое собственное мнение, подбирать аргументы в его защиту.
А сама для себя так и не определилась, что же есть добродетель, а что – порок. Залезла в Википедию и на сайты с методическими пособиями по данному предмету. Поняла, что порок — это любая крайность. А добродетель — это золотая середина. Например, жадность и расточительность — пороки, а щедрость и экономность — добродетели. Но объективности все равно тут быть не может. Ведь нет четкого критерия, где заканчивается добродетель «экономность» и начинается порок «скупость». А что между строптивостью и покорностью — вообще не знаю… Может быть, трудовая дисциплина и исполнительность? Может быть, способность принимать осознанные решения, способные изменить ситуацию? Или принимать ситуацию, которую пока не можешь изменить?
А просто покорность деспотичной мачехе в моей системе ценности — это порок. Это непротивление злу, это слабость духа. Я бы не хотела транслировать ребенку сценарий: «Просто терпи. Когда-нибудь тебе воздастся. Может быть.»
Вот если бы Машенька из сказки «Маша и медведь» была покорной, то так бы и жила с медведем до старости. А она нашла способ вернуться к маме с папой. Но ведь при этом Маша медведя обманула! Подставила! Его собаки покусали! А медведь к ней хорошо относился, не обижал, прихоть ее с гостинцем для родителей согласился исполнить… Так хорошо Маша поступила, обманув медведя или плохо? Где тут порок? Где добродетель?
Какие, однако, непростые темы проходят в 4 классе…
психолог Анна Быкова