Эпитеты в русских сказках — основа поэтики народной литературы
04.10.2017
Эпитеты в сказке могут выполнять совершенно различные функции – добавлять какому-либо предмету дополнительный оттенок, или же усиливать, делать более ярким уже имеющийся признак. «Эпитет как бы дает определенную окраску выраженному предмету, бросает на него определенный свет и делает предмет стилистически значимым».
Постоянные эпитеты
Несомненно, каждая сказка насыщена этими яркими и запоминающимися средствами художественной выразительности речи, многие из которых уже стали не просто постоянными, но справедливо бы было их называть даже фразеологизмами. Это давно знакомый нам «добрый молодец» или неотъемлемая для сказки «красна девица» с ее «золотой косой».
Пожалуй, самое значимое место в сказочной традиции и занимают именно эти народнопоэтические эпитеты, выделяющиеся на фоне других своим постоянством и неотделимостью от слова, которое они сопровождают. Такие эпитеты – основа всей поэтики сказок, определяющее начало «вкуса» жанра.
С помощью эпитетов мы узнаем о внешности героя, о его внутренних качествах, чертах характера, можем отнести того или иного персонажа к разряду положительных героев или же, наоборот, определить его как злодея. Как раз-таки примечательно, что эпитеты, характеризующие отрицательного героя отличаются особым многообразием, к тому же, могут указывать на степень проявления того самого зла, определяя этим значимость победы над страшною силой.
Уточняющие эпитеты
Еще один разряд слов, близкий по значению к эпитетам-описаниям — это такие эпитеты, с помощью которых выражаются различные чувства и состояния, но не самих героев, а их действий: когда беда становится «великой», а неволя «горькой», ненависть «страшной», а месть «жестокой», война же – «лютой» и «беспощадной».
Также, существует еще одна примечательная группа эпитетов, которая, называя признаки каких-либо понятий, преимущественно отвлеченных, выполняет уточняющую функцию в понимании их значения: здесь «грех» уже становится «нечистой думой», а «смерть» есть не просто уничтожение, но нечто «неминучее», «кручинное», то есть невыносимо печальное.
Эпитеты способны не просто обогатить нашу речь разнообразием форм одного и того же слова, но «украсить» ее, усилить смысл высказываемого. Так, «хитрая» баба становится «плутоватой», если ей приписать качества характерного животного, или сообразительность «мудрой» жены становится гораздо более яркой, если ее называть «прозорливою».
Также, хоть и более редки, но от этого не менее примечательны, случаи употребления в сказках эпитетов метафорического характера, когда в «сахарные» уста вкладывается, соответственно, «сладкая» речь, а «простые», ничего не значащие и пустые слова оказываются «ситцевыми».
Употребление имен собственных
Еще одна по-настоящему особенная группа эпитетов – это слова, которые связаны с именами собственными. Идентифицируя их, имена, такие эпитеты способны наделять определенного героя более ярким признаком – это «Елена Прекрасная» или «Василиса Премудрая». В данном случае функцию именования выполняют имена прилагательные. Но, также, подобное «превращение» способны осуществлять, например, и приложения, распространенные или нераспространенные – «Царевна Несмеяна», «Баба-Яга костяная нога» или же «Иван-дурачок».
Еще одна особенность, касающаяся употребления в сказках имен собственных – это возможность разграничения персонажей с одинаковыми именами, что довольно частый случай для сказок, с помощью эпитетов – слов или словосочетаний, — выполняющих различительную функцию. Например, «Иван» может быть и «дурачком», и «Бездольным», а «Богатырь» не только отличаться своей силушкой, но называться теперь даже «Бурей».
Такие отличительные признаки помогают определить не только умственные способности персонажа или же его физические данные, но и указать на его положение в обществе, так называемый социальной статус, возможно, происхождение или принадлежность к той или иной возрастной группе.
Так как в сказке главным героем часто является персонаж обездоленный, то есть выходец из низкого социального класса, то, можно сказать, создается некоторая необходимость в его специфическом выделении среди других героев. Здесь тоже в качестве вспомогательного средства выступают эпитеты, а точнее, особые средства словообразования, или лексические способы придания персонажу яркой индивидуальности.
Например, герою приписывается броское прозвище, указывающее на его внешний вид – здесь вспоминается «Ивашко белая рубашка», что к тому же, создает дополнительную оценку благодаря образовавшейся рифме, а суффикс -к- традиционно указывает на низкий социальный статус.
И если, пожалуй, самое распространенное мужское имя для сказок – это Иван, Ваня, то женское, несомненно, Настасья. Ведь именно имя Настасья, Настя, Настенька, Анастасия отождествляется в русских сказках с началом чего-то нового, находящегося в состоянии расцвета, обладающего исключительно живительными свойствами.
Неудивительно, что имя Настасья дано в сказках преимущественно молодым царевнам, естественно, с золотой косой – необходимым атрибутом их внешнего облика, как признака и символа невинности и чистоты. Здесь эмоционально положительную оценку создает именно цвет волос Насти – золотой.
Невольно ассоциации предлагают нам мысленно вспомнить такие синонимы как «чудо» или «волшебство», а дальше уже фантазия заставляет нас задуматься о том, что в самых трудных сказочных заданиях герой ищет животного обязательно с золотыми рожками или прекрасной золотой гривой, также самые удивительные на свете существа способны своими копытцами источать именно золото. Да и само оно, золото, в самом привычном понимании этого слова, есть несметное богатство и самое желанное приданое.
Интересно и другое, тоже нередкое, сказочное имя – Василиса. У Василисы, в отличие от Насти, коса обычно «неприкрытая». Тут любопытна догадка А.Н. Афанасьева о том, что, скорее всего, словосочетание «неприкрытая коса» у Василисы отождествляется с понятием Солнца в представлении людей, уходящее в Древние времена. Во-первых, само слова «краса» обозначает ничто иное, как «свет», во-вторых, для наших предков не было ничего более удивительного, более будоражащего умы и сердца, чем солнце – «прекрасного дневного светила, дающего всему жизнь и краски». Непокрытая коса – не значит в прямом смысле этого слова «ничем неприкрытая», но чистая, ничем не замутненная и не затуманенная.
Возвращаясь к вопросу употребления в сказках эпитетов-приложений, встречаются случаи, в основном единичные, использования таких дополнительных значений, которые бы участвовали в создании характеристики героя: конь не простой, а «летун», жена, предавшая мужа – «изменщица», а безутешный купец, потерявший супругу – «вдовец». Многие из таких словосочетаний образованы с помощью рифмы, и это, несомненно, придает персонажам, с присущими им подобными качествами, особую выразительность.
Говоря о возможности употребления эпитетов в самых различных формах, стоит отметить, что, также, весьма часто встречаются случаи употребления эпитетов в их усеченной, краткой форме – например, «сине» море да «чисто» поле или та же «красна девица».
Многим эпитетам, в особенности постоянным, характерно употребление их формы в так называемой инверсии – намеренном изменении привычного порядка слов – для создания более сильного эффекта – «лес дремучий», «богатырь могучий» и «славный», а «царь грозный» да «головушка бедная».
Эпитеты в названиях сказок
Некоторые эпитеты оказываются настолько актуальными, что перестают быть простым украшением для сказки, но становятся ключевым аспектом произведения. Это происходит, когда эпитет превращается в целую сему и тем самым выносится в заголовок сказочного текста. А, как известно, заглавие есть важнейший компонент концепции всего произведения, в нем всегда отображается главная идея и основная тема.
Название есть нераскрытое в полной мере содержание текста. Как правило, в такие заглавия выносятся словосочетания в их субстантивированном виде. Называя, например, героя сказки, они сразу позволяют читателю сделать некоторые оценочные выводы, относительно данного персонажа – например, сказка «Мудрая жена», «Жадная старуха» или «Оклеветанная купеческая дочь».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпитет – это особое средство выразительности в сказке, позволяющее нам представить картину как о специфике языка в фольклорном жанре, так и языка в целом.
Автор статьи — Короткова Юлия.
Советую почитать:
Зачин, присказка и концовка в структуре сказок
Учебно-исследовательская работа
Про красну девицу, добра молодца и другие эпитеты
в русских народных сказках
Автор
Купреева Екатерина,
учащаяся 7 класса
МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Оглавление
Введение……………………………………………………………..3
1. Что такое эпитет…………………………………………………..4
2. Классификация эпитетов…………………………………………6
3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках…..7
Заключение…………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………………11
Приложение 1………………………………………………………..12
Приложение 2………………………………………………………..15
Введение
Актуальность
В 5 классе мы продолжили изучение средств выразительности, в частности, эпитетов. Мы обнаружили, что не все ребята понимают, что такое эпитеты. Еще мы увидели, что эпитеты играют большую роль в русских народных сказках. Именно этим обусловлен интерес к данной теме.
Гипотеза
Мы предполагаем, что эпитеты играют важную роль в сказках, делают их красивее, понятнее, интереснее.
Цель
Выяснить роль эпитетов в русских народных сказках.
Задачи
1) изучить научную литературу об эпитетах и их роли в русских народных сказках;
2) описать эпитеты из русских народных сказок;
3) определить роль эпитетов в русских народных сказках.
Объектом исследования являются эпитеты, зафиксированные в сборнике русских народных сказок (автор-составитель О.Б.Алексеева).
Предметом изучения являются стилистические функции эпитетов.
Методы исследования. Для достижения намеченной цели использовались следующие методы исследования: анализ научной и справочной литературы, аналитические чтение, лингвистический анализ, статистический метод.
Практическая значимость работы. В перспективе данная работа может быть использована на уроках литературы в 5 классе, на факультативных занятиях, при подготовке к олимпиадам.
1. Что такое эпитет
Одним из самых ярких средств выразительности, используемых в устном народном творчестве, является эпитет. Из курса начальной школы нам известно, что это прилагательное в переносном значении, которок создает образ. Изучим подробнее определение понятия и обратимся с этой целью к различным источникам.
Толковый словарь С.И.Ожегова, к которому мы обратились в первую очередь, дает следующее определение термину: «В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например синее море, златые кудри). Нелестный эпитет (переносное: о неодобрительной характеристике кого- чего- нибудь)» [5, 847 с.]. Литературный энциклопедический словарь под редакцией В.М.Кожевникова уточняет и расширяет наше представление об эпитете: «.. Один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (тихий звон), эпитет выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо-как метафорический эпитет- переносит на него свойства другого предмета («живой след»). Народно-поэтическое творчество знает обычно постоянный эпитет, отличающийся простотой и неизменностью («добрый молодец», «чистое поле», «красна девица»)» [2, 513 с.]. Очень много интересного об эпитете как термине узнали мы и из Терминологического словаря (сложная, но очень интересная книга!) «Выразительные средства современной русской речи» В.П.Москвина. Автор, в частности, пишет: «Эпитет-уточняющее определение, подчиненное задаче художественного изображения и эмоционально-образной интерпретации объекта» [4, 899 с.]. Очень интересным в этом словаре нам показалась представленная автором классификация эпитетов по значению- цветовые, звуковые, оценочные эпитеты, а также эпитеты, «дающие психологическую, поведенческую, портретную характеристику лица, либо характеризующие объекты по форме, размеру, температуре и т.д…» [4, 900 с.]. В учебнике Л.Г.Смирновой «Культура русской речи» мы узнали о силистической функции эпитета, который, как пишет лингвист, «отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем» [10, 134 с.]. Большой интерес при изучении данного вопроса вызвала у нас и книга известного педагога Г.С.Меркина «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи». «Эпитеты- это все красочные определения, выраженные прилагательными», -пишет автор. Ученый призывает изучать эпитеты с разных позиций, предлагая при этом различные классификации: «Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных значениях, называются метафорическими… В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие эпитеты называются метонимическими… С генетической точки зрения их можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость), народно-поэтические (красная девица, добрый молодец»). Последние называют также еще постоянными, т.к. словосочетания с ними приобретают в языке устойчивый характер» [3, 52 с.].
Из Энциклопедического словаря юного филолога мы также узнали о том, что такое постоянный эпитет- «эпитеты, постоянно сопровождающие определенное существительное» [12, 346 с.].
Все изученные нами источники подчеркивают огромную роль эпитетов в произведениях фольклора, в частности, в сказках: «Эпитеты – одно из главных средств художественной выразительности былин и песен, сказаний и легенд» [11, 697 с.]. Также все справочники и словари указывают на то, что эпитетами в художественном тексте могут быть не только прилагательные. И в этом мы убедились, обратившись к текстам сказок. Например, в сказке «Баба-Яга и ягоды» для передачи настроения девочки, у которой Баба-Яга отобрала собранные ягоды, используется эпитет «горько заплакала», выраженный наречием [8, 97 с.]. А в сказке «Василиса Прекрасная» героиня, красоте которой завидовали мачеха и сестры, мучили всевозможными работами, «все переносила безропотно» (эпитет, опять же, выражен наречием) [8, 107 с.].
Таким образом, мы расширили наше представление об эпитетах, узнали, что, во-первых, это определение, рисующее художественный образ, во-вторых, эпитет чаще всего выражен прилагательным в переносном значении, реже –наречием.
2. Классификация эпитетов
Познакомившись с различными определениями эпитетов мы поняли, что их можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные.
К изобразительным относят те, при помощи которых рисуются, изображаются герои сказок. Например, очень часто в сказках мы встречаем выражения: «красная девица», «красота невоображаемая», «добрый молодец» и многие другие. Всё это образы героев русских народных сказок. Если речь идёт об описании девицы, то она непременно будет красивой, мудрой, доброй, трудолюбивой. Если на страницах сказки мы встречаем молодца, то он обязательно будет добрым, сильным, смелым. Даже если в начале мы встречаем Иванушку-дурачка, то к концу сказки он становится «добрым молодцем». В этом выразилось отношение русского народа к сказочным героям, любование молодыми, красивыми, сильными и успешными людьми.
Выразительные эпитеты определяют отношение к описываемым предметам и явлениям. Например, положительную оценку несут эпитеты
«ясен сокол», «зеленый сад», «серебряный дворец», «добрый конь», «зеленый луг», «сизокрылый орёл», «красное солнышко», «дремучий лес», «море широкое», «златопёрый ёрш», «богатырские кони», «тихий пруд», «белокаменные палаты» и т.п.
Отрицательное отношение к изображаемому выражается при помощи эпитетов «тучи черные», «гроза страшная», «старая кляча», «паршивый жеребенок», «голос скрипучий», «лютые звери», «темные люди», «дурные мысли», «худая речь», «избушка кособокая».
В своей работе мы предприняли попытку создать свой толковый словарь эпитетов (Приложение 1), в котором наглядно представлены изобразительные и выразительные функции эпитетов, положительное и отрицательное отношение к изображаемому.
3. Стилистическая роль эпитетов в русских народных сказках
Прочитав 26 сказок, мы убедились в том, что эпитеты позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов. Так, в сказке «Белая уточка» эпитеты позволяют зримо представить героев и их впечатления: «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица –впереди»! Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню». Эпитет «красная» как нам стало известно, означает не только красивую девушку, но и «связан с понятием добра, высоких нравственных качеств, совершенства», если в сказках используется этот эпитет, то он относится к незамужней девушке, чьей-то возлюбленной, которая «наделена глубокими чувствами, страдает, тоскует, редко счастлива» [7, 287 с.]. Молодая княгиня из сказки «Белая уточка» действительно добрая, трудолюбивая, терпеливая, страдает в разлуке с любимым, подвергается домогательствам темных сил.
В сказке «Волшебная дудочка» эпитеты рисуют положительный образ главной героини: «В стародавние годы жили были муж с женой. И росла у них дочка пригожая. Глядя на нее, люди радовались: со всеми девушка приветливая, ласковая, обходительная». Эпитет «пригожий» в сказках используется для характеристики не только привлекательных внешне героев, красивых, но и добрых, сердечных, дружелюбных и вообще хороших.
Но эпитеты выполняют и другие роли в русских народных сказках.
Подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта. Приведем примеры: «Вышел солдат из дворца, забрел в дремучий лес, сел под кустик, задумался-закручинился: «Ах, дух нечистый! Все из-за тебя пропадаю!» (Сказка «Елена Премудрая») [8, 108 с.]. .Дремучим лесом на Руси называли глухой темный лес, непроходимый, страшный. Слово дремучий этимологически связано с глаголом дремать, значит, дремучий -это еще и никем не потревоженный лес, спящий, безлюдный. Обычно с героями, попадающими в дремучий лес, происходят различные чудеса, встречи с чудовищами, как в сказке «Елена Премудрая».
Также эпитеты поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах). Например, в сказке «Баба-Яга» как раз представлена такая функция эпитетов: «Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, а в избушке сидит Бабьа-Яга, костяная нога, холст ткет». При слове костяная нога каждый читатель, конечно же, представляет лесную старуху-волшебницу, пожирающую людей. И избушка на курьих ножках в воображении всех читатателей сказок окружена забором из человеческих костей, а на заборе-черепа человеческие.
Прочитав сказки, мы убедились и в том, что эпитеты позволяют автору выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям. Например, «Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе». («Лихо одноглазое»)
Помогают создать живое представление о предмете. Так, в сказке «Марья Моревна» читаем: «Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит…»
Создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние. Например, «берега у этого озера были высокие, обрывистые. Повадился ходить на берег чёрт. И ходил каждую ночь. Как только настанет полночь, выходит из воды косматый, седой старик, сядет на берег и закричит…» («Черт и мужик»)
Формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою. Примеры: «Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошел сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на нее мечом:
— Меч-саморуб! Сослужи-ка службу; поруби войско вражее». («Царевна змея».
Чтобы оценить роль эпитетов в отдельно взятой сказке, нами был проведен эксперимент. Мы внимательно прочитали сказки «Иван Быкович», «Иван Запечин» и «Василий сын», выписали все эпитеты и определили стилистическую функцию каждого из них. Данные нашего эксперимента представлены в приложении 2, из которого видно, как велика роль данного тропа в создании образов и авторского отношения к изображаемому.
Таким образом, роль эпитетов в художественной литературе бесценна. Именно эти выразительные слова делают сказки, которые все мы любим с раннего детства, живыми, увлекательными, способными вызвать самые яркие эмоции, настроения, оценки.
Заключение
Таким образом, проведя исследование, мы пришли к слудующим выводам:
во-первых, эпитет-это определение, рисующее художественный образ, чаще всего выраженный прилагательным в переносном значении, реже –наречием;
во-вторых, по значению эпитеты можно разделить на группы в зависимости от того, каким образом выражается авторская оценка в произведении: изобразительные и выразительные;
в-третьих, эпитеты в сказках выполняют важные стилистические функции- позволяют сделать ярче и выразительнее образ изображаемых явлений, предметов, подчеркивают какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта, поясняют, уточняют признаки, отличающие предмет (например, цвет, размер, запах), создают определенную атмосферу, вызывают нужное эмоциональное состояние, а также формируют у читателей определенное отношение к явлению, предмету или герою.
Список использованной литературы
1. Аникин В. П. Теория фольклора. Курс лекций.-М., 1996. — 408 с.
2. Литературный энциклопедический словарь (Под общей редакцией В.М.Кожевникова и др.)-М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.
3. Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.-2-е изд., испр.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-208 с.
4. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь.-3-е изд., испр. и доп.-Ростов на /Д:Феникс, 2007.-940 с.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов/С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр.-М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005.- 896 с.
6. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 1: А-Ж/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-688 с.
7. Российский энциклопедический гуманитарный словарь. Т 2: З-О/. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.-720 с.
8. Русские народные сказки. Т.1/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-509 с.
9. Русские народные сказки. Т.2/Сост., авт. вступ. статьи и коммент. О.Б. Алексеева.-М.: Современник, 1987.-489 с.
10. Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи.-2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2005.-336 с.
11. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.-3-е изд., перераб. и доп./Гл.ред.М.Д.Аксенова.-М.: Аванта+, 2001.-704 с.
12. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В.Панов.- М.: Педагогика, 1984.-352 с.
Приложение 1
Толковый словарь эпитетов
Белая береза -белоствольная береза, со времен язычества символ русской земли.
Белокаменные палаты — палаты, состоящие из белого камня.
Белый свет –жизнь на Земле в данное время.
Благословенная скотинушка -домашние животные (здоровые, приносящие прибыль)
Богатырский конь — очень сильный, могучий конь.
Божий свет-жизнь на Земле
Булатный нож-нож из многослойной стали, крепкий и надежный
Быстрая реченька-река с быстрым течением
Волшебная книга — книга, обладающая магическими свойствами.
Волшебный ковёр — ковёр, обладающий магическими свойствами.
Высокая гора — гора, на которую очень трудно или невозможно забраться.
Глубокое море — море очень большое (глубокое).
Глухая полночь — полночь, когда царит тишина, спит всё, даже растения.
Горемычная доля-несчастная судьба
Горькие слезы — слезы, которые проливает герой из-за большого горя.
Грехи великие — смертные грехи.
Громким голосом — геройским голосом.
Добрая воля — герой делает что-то по собственной воле, а не по принуждению.
Добрая минута — минута отдыха или удачи.
Добрый конь — конь, который верно служит своему хозяину.
Добрый молодец — 1) физически сильный мужчина; 2) человек, внушающий доверие; 3) человек с высокими нравственными качествами.
Дремучий лес — очень густой лес.
Дурные речи – 1) нецензурная речь.2)неправда, ложь, вымолел.
Живая вода — вода, которая обладает свойством «вдыхать жизнь».
Звери лесные — звери, которые обитают в лесу.
Зеленый луг — луг гладкий, покрыт травой только зеленого цвета.
Зеленый сад -сад, в котором растут вечнозеленые, красивые деревья
Земля сырая — обычная земля.
Золотая клетка — клетка, сделанная из чистого золота.
Золотой трон — трон, сделанный из чистого золота.
Кипучий котел-котел, в котором кипит вода.
Кособокая избушка-старая, ветхая, покривившая ся от времени.
Красная девица — обычная девушка, ничем не хуже и не лучше других.
Красота ненаглядная — красота девушки, на которую невозможно не смотреть (очень красивая девушка).
Красное солнышко — 1) солнце на закате или рассвете; 2) очень яркое солнце.
Кровные денежки-заработанные собственным трудом.
Ласковое слово-приятное слуху.
Лютые звери-злые, способные съесть человека.
Мёртвая вода — вода, которая залечивает любые раны.
Нечистый дух — дух, который побуждает человека совершать грехи.
Облака-тучи черные — всё небо черное, ни единого просвета.
Огненная река — река, которая горит пламенем.
Паршивый жеребенок — самый неприглядный, но обладающий особыми свойствами.
Поле чистое — поле, где ничего нет, кроме травы.
Путь долгий-1) путь, который длится несколько суток; 2) путь в далекую страну.
Сизокрылый орёл — очень могучая и зоркая птица.
Синее море — море синего цвета.
Старая кляча — старой клячей называют коня отрицательные герои.
Старо-древние годы — время, когда государства русского еще не существовало.
Страшная гроза -непогода, гроза с великими громом и молнией.
Студеная водица-холодная вода.
Темные люди -необразованные, не обладающие элементарными знаниями.
Тихий пруд- пруд со стоячей водой.
Тридесятое царство — царство, которое находится далеко (за тридевять земель) от царства Русского.
Уста сахарные — уста прекрасной героини (героя), привлекательные, сладкие, как сахар.
Хрустальная вода -прозрачная, чистая.
Худая речь-неприятные слова, недобрые, злые, осуждающие.
Черная туча-темные грозовые тучи, несущие град, сопровождаемые молнией, вихрем.
Чудесный дворец — очень красивый дворец, имеющий весьма необычные архитектурные особенности.
Чужие земли — земли, находящиеся за пределами Русского государства.
Чудесный конь — конь, обладающий сверхъестественными свойствами.
Чужедальняя сторонушка — страна, находящаяся далеко от Российского государства.
Ясные зори-чистые, солнечные, без тумана, без росы.
Приложение 2
Эпитеты и их роль в сказке
Иван Быкович |
эпитет |
пример |
Роль в сказке |
Тихий пруд |
На заре пришли рыбаки на тихий пруд. |
Изображает спокойный пруд со стоячей водой. |
|
Златоперый ерш |
В том пруде златоперый ерш плавает. |
Изображает ерша, подчеркивает его необычный цвет, яркость. |
|
Богатырский конь |
В подвале три коня богатырские. |
Изображает силу и мощь коней. |
|
Добрый молодец |
Есть на чем добрым молодцам разгуляться. |
Изображает героя и выражает положительное отношение к нему |
|
Чужие земли |
Благослови нас в чужие земли ехать |
Выражает отрицательное отношение к чужбине |
|
Дремучий лес |
По зеленым лугам и приехали в дремучий лес. |
Изображает лес, показывает его таинственность, неизученность, выражает чувство страха |
|
Чужедальняя сторона |
Мы заехали в чужедальнюю сторону. |
Выражает отрицательное отношение к чужбине |
|
Нечистая сила |
Не хвались, нечистая сила. |
Изображает силы зла, выражает негативное отношение к ним |
|
Страшный бой |
Я на страшный бой иду |
Изображает бой, подчеркивает его опасность для жизни, выражает чувства страха |
|
Огненный палец |
Черкнул по ним своим огненным пальцем |
Изображает палец как страшное оружее, способное уничтожать так же страшно, как огонь |
|
Чистое поле |
Поутру вышел Иван Быкович в чистое поле |
Изображает непаханое поле |
|
Золотые и серебряные яблочки |
Сама выйду на дорогу и сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблочками. |
Изображает яблоню, подчеркивая то прекрасное, что связано с мечтой |
|
Невиданное царство |
Съезди в невиданное царство, небывалое государство. |
Изображает неизведанное, таинственное, выражает любопытство, восхищение непознанным |
|
Небывалое государство |
|||
Золотые кудри |
И достань мне царицу-золотые кудри |
Изображает необычный цвет волос царицы |
|
Нехитрая наука |
Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль. |
Выражает отношение к делу как к чему-то простому, что все умеют делать |
|
Иван Запечин |
Глубокая старость |
Отец их дожил до глубокой старости. |
Возраст, достигший предела. |
Чистое поле |
Ивашко взял узду пошел в чистое поле. |
Поле, где не растет ничего, кроме травы. |
|
Богатырский голос |
Крикнул он богатырским голосом. |
Громкий, сильный голос. |
|
Добрый конь |
Увидел братьев своих на добрых конях. |
Мудрый, верный и сильный конь. |
|
Добрый молодец |
Царевна давно уже дожидалась доброго молодца. |
Положительный, умный, молодой человек. |
|
Великая радость |
Братья Ивашковы собираются к царю на пир с великою радостью. |
Хорошее настроение, счастье, ощущение удовлетворения всех желаний. |
|
Удалый молодец |
Где те удалые молодцы, которые привели кобылицу? |
Быстрый, хитрый, Ловкий, сильный молодой человек. |
|
Василий -сын купечески |
Мелочный торговец |
Жила-пожила молодайка, с одним познакомилась с мелочным торговцем. |
Жадный, скупой торговец. |
Необитаемый остров. |
А на том море есть необитаемый остров. |
Место, где никто не живет, которого нет на карте. |
|
Старый леший |
И выходит оттуда старый дед, старый леший. |
Мудрый, человек с большим жизненным опытом. |
Катя Купреева
PPTX / 2.75 Мб
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 1285 человек из 83 регионов
- Сейчас обучается 59 человек из 31 региона
- Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Составитель Новикова Т.М.
Учитель первой квалификационной категории -
2 слайд
Тебе уже знакомы традиционные русские образы, такие как молодец, девица, сокол, яблоко и др.
В фольклорных и художественных произведениях, чтобы придать образу яркость, художественную выразительность, используют определения – эпитеты, многие из которых стали постоянными: -
3 слайд
Постоянные эпитеты
Добрый молодец, красная девица, ясный сокол, наливное яблочко. -
4 слайд
Такие постоянные эпитеты – основа
народного – поэтического языка.
Эпитеты помогают нам узнать о внешности
героя, его характере, понять добрый это герой
или злой. -
5 слайд
Эпитеты, характеризующие отрицательного
героя, отличаются особым многообразием,
указывают на необычные свойства -
-
7 слайд
Кощей бессмертный
-
8 слайд
Баба – яга костяная нога
-
9 слайд
Змей двенадцатиголовый
-
10 слайд
Постарайтесь вспомнить, какие образы в народных сказках, песнях, былинах сопровождают данные эпитеты.
-
11 слайд
Буйная головушка
Лютый мороз
Тугой лук
Несметные богатства
Богатырская сила
Горючие слёзы
Белокаменные палаты
Чистое золото -
12 слайд
В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом:
Добрый конь
Люди добрые
Добрый товар
Доброе место
Доброе дело
Вспомни сказки и были, в которых
встречались эти словосочетания. -
13 слайд
Добрый конь – постоянный спутник доброго молодца в фольклорных текстах:
Походил он на конюшню белодубову,
Ко своему доброму коню
Слово добрый в данных примерах означает ‘хороший, отличный’, ‘без изъяна’, т.е. отличный конь, хороший парень.
Сели оне на добрых коней
И поехали все ко городу ко Киеву -
14 слайд
Делающий добро другим, отзывчивый, а
также выражающий эти качества
Простите, люди добрые,
Учите уму-разуму,
Как жить самой? -
15 слайд
Составьте предложения с сочетанием слов:
Добрый конь, добрый молодец, доброе слово, добрая улыбка, доброе имя, с добрым утром, доброго пути. -
16 слайд
Прочитай текст. Почему старый охотник желает встречным «доброй тропы»? Когда, по мнению охотника, тропа «оживает», «делается родной»? Подтверди свой ответ примерами из текста.
-
17 слайд
-Почему встречным в лесу ты не говоришь «здравствуй» или «добрый день», а желаешь «доброй тропы»? — спросил я у Андреича.
-Раз человек идёт лесом, значит, здоровье у него и так окрепчает. И без моих слов будет здравствовать, — отвечал старый охотник. — Утро — коротко, день — невелик, вечер — и того меньше. А тропа тянется долго. Иную за неделю не пройти. Вот я и желаю встречным добра на весь лесной путь.
Идти по лесной тропе надо с добрым сердцем. И тогда тропу сделаешь доброй, и у самого сердце потеплеет.И. И. Левитан. Тропинка в лиственном лесу
-
18 слайд
Повалилась на тропу сушина — убери её. Попал в беду зверь или птица — помоги.
Встретишь на тропе человека — выслушай его. Дай совет. И оживёт для тебя тропа, сделается родной. С ней можно и поговорить, поделиться бедой и усталостью.
Насмехаться будешь над ней, так и она посмеётся над тобой. Закружит по тайге и на старое место выведет. Не рад будешь своему смеху…
(В. Бурлак) -
19 слайд
Домашнее задание:
Как можно назвать слова тропа, дорожка, тропинка, стёжка?Подбери к каждому существительному подходящие прилагательные. Запиши словосочетания.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 721 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 09.11.2020
- 138
- 1
- 09.11.2020
- 268
- 3
- 09.11.2020
- 899
- 25
- 09.11.2020
- 341
- 3
- 09.11.2020
- 200
- 1
- 09.11.2020
- 781
- 106
- 08.11.2020
- 142
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»
Художественные эпитеты в сказках Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина применяется огромное количество самых разнообразных эпитетов. Они придают истории яркость, а также сближают их с русскими народными произведениями.
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
- белешенька земля
- гость желанный
- тяжелешенько вздохнула
- ломлива
- тихомолком расцветая
- румяней и белее
- черноброва
- мать брюхатая
- черной зависти
- глушь лесную
- светлой горнице
- с лежанкой изразцовой
- красная девица
- зеленого вина
- люблю сердечно
- пес проклятый
- наливное, молодое, золотое … яблочко
- жалко смотрит,
- грозно воет
- свежо, душисто, румяно-золотисто (про яблоко)
- алым губкам
- белы руки
- тиха, недвижна стала
- мертвою царевной
- горести душевной
- тиха, свежа лежала
- пустую гору
- поклон земной
- доброй вести
- красну солнцу
- теплою весной
- круглолицый, светлоокий (про месяц)
- месяц ясный
- ветер могуч
- ветер буйный
- речкой тихоструйной
- во тьме печальной
- изумленными глазами
- беседуя приятно
Сказка о царе Салтане
- крещеный мир
- тихонько заскрыпела
- красная девица
- пир честной
- царицей молодой
- честные гости
- кровать слоновой кости
- Государевой жене
- добра коня
- неведому зверюшку
- царева возвращенья
- законного решенья
- Допьяна поят
- суму пустую
- гонец хмельной
- Тайно бросить
- царску волю
- злую долю
- синем небе
- синем море
- горькая вдовица
- волна гульлива и вольна
- морские камни
- широком поле
- Дуб зеленый
- добрый ужин
- тугой лук
- снурок шелковый
- лук дубовый
- Тонку тросточку
- Стрелкой легкой
- дело лихо
- Клёв кровавый
- Гибель близкую
- могучий избавитель
- частыми зубцами
- белыми стенами
- святых монастырей
- Оглушительный трезвон
- Хор церковный
- колымагах золотых
- Пышный двор
- Княжей шапкой
- раздутых парусах
- знакомом острову
- Город новый златоглавый
- крепкою заставой
- Чорнобурыми лисами
- славного Салтана
- душой печальной
- бег дальный
- текучих вод
- Лебедь белая
- князь прекрасный
- день ненастный
- желанная страна
- грустной думой
- остров крутой, не привальный, не жилой
- пустой равниной
- дубок единый
- Чудный остров
- Подмигнув лукаво
- орешки не простые
- скорлупки золотые
- чистый изумруд
- Распроклятая мошка
- Чудо чудное
- двор широкий
- елкою высокой
- честном народе
- хрустальный дом
- донскими жеребцами
- путь далек
- Усмехнувшись исподтиха
- Море вздуется бурливо
- шумном беге
- красавцы удалые
- Великаны молодые
- молвить справедливо
- Гости умные
- витязи морские
- братья родные
- Славный город
- вод морских
- Тяжек воздух
- сама-то величава
- Старой бабушки
- Пораздумай путем
- душою страстной
- царевною прекрасной
- вздохнув глубоко
- белой груди
- милой матушке
- Дочь послушную
- иконой чудотворной
- главою покорной
- лазоревой дали
- Матушка родная
- княгиня молодая
- Незнакомой стороне
- веселый пир
Сказка о попе и о работнике его Балде
- Толоконный лоб
- рано поднялся
- Служителя не слишком дорогого
- служить славно, усердно, исправно
- вареную полбу
- русский авось
- поповом доме
- думает частенько
- срок близенько
- Ум догадлив, повадлив
- Верный работник
- оброк полный
- проклятое племя
- положенного срока
- великая помеха
- голодный котенок
- меньшего брата
- ближний лесок
- бесенок молоденек, слабенек
- берегу морскому
- братец любимый, родимый
- поглядывает боком
- Балдову победу
- сивая кобыла
- Бедненький бес
- Глупый бес
- Бедный поп
- приговаривал с укоризной
Сказка о рыбаке и рыбке
- синего моря
- ветхой землянке
- травой морскою
- непростою рыбкой, золотою
- Голосом человечьим
- Дорогой откуп
- ласковое слово
- великое чудо
- По-нашему говорила
- пуще старуха бранится
- кирпичною, беленою трубою
- дубовыми, тесовыми вороты
- черной крестьянкой
- столбовою дворянкой
- Не спокойно синее море
- Высокий терем
- собольей душегрейке
- Парчовая кичка
- золотые перстни
- красные сапожки
- усердные слуги
- вольною царицей
- целое царство
- поведут поневоле
- сидит она царицей
- царские палаты
- заморские вины
- пряником печатным
- грозная стража
- грозная царица
- взашеи затолкали
- старый невежа
- владычицей морскою
- черная буря
- сердитые волны
- проклятою бабой
- глубокое море
Сказка о золотом петушке
- тридевятом царстве
- тридесятом государстве
- славный царь
- был грозен он
- Наносил обиды смело
- ратных дел
- старого царя
- Страшный вред
- Многочисленную рать
- лихие гости
- Золотого петушка
- верный сторож
- всё мирно
- сидеть смирно
- силы бранной
- беды незваной
- высокой спицы
- Страшным шумом
- Им невмочь
- надгробного кургана
- высоких гор
- шелковый шатер
- безмолвии чудесном
- ущелье тесном
- Рать побитая
- страшная картина
- протоптанной траве
- кровавой мураве
- тяжким стоном
- Всяким яством
- парчовую кровать
- Покорясь безусловно
- силой ратной
- девицей молодой
- сарачинской шапке белой
- Весь поседелый
- Старый друг
- чин боярский
- конюшни царской
- Усмехнулся умильно
- легкий звон
- Добрым молодцам
«У лукоморья…»
- дуб зеленый
- Златая цепь
- кот ученый
- неведомых дорожках
- невиданных зверей
- курьих ножках
- брег песчаный и пустой
- видений полны
- витязей прекрасных
- вод ясных
- дядька морской
- грозного царя
- верно служит
- русский дух
Сказка о медведихе
- весенней теплою порою
- утренней белой зорюшки
- лесу дремучего
- бурая медведиха
- милыми детушками
- белой березою
- малых детушек
- глупых медвежатушек
- он догадлив
- сыру землю
- медвежия шуба
- медведя чернобурого
- брюхо белое
- Вдовца печального, горемычного
- Веселой игры
- большому боярину
- звери большие
- зверишки меньшие
- зубы закусливые
- глаза завистливые
- торговый гость
- жирный хвост
- Зайка беленький, серенький
1.
Русские традиционные эпитеты:
уточнение значений, наблюдение
за использованием в
произведениях фольклора и
художественной литературы.
Составитель Новикова Т.М.
Учитель первой квалификационной категории
2.
Тебе уже знакомы традиционные русские
образы, такие как молодец, девица, сокол,
яблоко и др.
В фольклорных и художественных
произведениях, чтобы придать образу
яркость, художественную выразительность,
используют определения – эпитеты, многие
из которых стали постоянными:
3.
Постоянные эпитеты
Добрый молодец, красная девица, ясный
сокол, наливное яблочко.
4.
Такие постоянные эпитеты – основа
народного – поэтического языка.
Эпитеты помогают нам узнать о внешности
героя, его характере, понять добрый это герой
или злой.
5.
Эпитеты, характеризующие отрицательного
героя, отличаются особым многообразием,
указывают на необычные свойства
6.
Лихо
одноглазое
7.
Кощей
бессмертный
8.
Баба
– яга
костя
ная
нога
9.
Змей двенадцатиголовый
10.
Постарайтесь вспомнить, какие
образы в народных сказках,
песнях, былинах сопровождают
данные эпитеты.
11.
Буйная головушка
Лютый мороз
Тугой лук
Несметные богатства
Богатырская сила
Горючие слёзы
Белокаменные палаты
Чистое золото
12.
В русских народных сказках и былинах слово
добрый часто становится эпитетом:
Добрый конь
Люди добрые
Добрый товар
Доброе место
Доброе дело
Вспомни сказки и были, в которых
встречались эти словосочетания.
13.
• Добрый конь – постоянный спутник
доброго молодца в фольклорных текстах:
Походил он на конюшню белодубову,
Ко своему доброму коню
Слово добрый в данных примерах означает
‘хороший, отличный’, ‘без изъяна’, т.е.
отличный конь, хороший парень.
• Сели оне на добрых коней
И поехали все ко городу ко Киеву
14.
Делающий добро другим, отзывчивый, а
также выражающий эти качества
Простите, люди добрые,
Учите уму-разуму,
Как жить самой?
15.
Составьте предложения с
сочетанием слов:
Добрый конь, добрый молодец, доброе слово,
добрая улыбка, доброе имя, с добрым
утром, доброго пути.
16.
Прочитай текст. Почему старый охотник
желает встречным «доброй тропы»? Когда, по
мнению охотника, тропа «оживает»,
«делается родной»? Подтверди свой ответ
примерами из текста.
17.
-Почему встречным в лесу ты не говоришь «здравствуй»
или «добрый день», а желаешь «доброй тропы»? —
спросил я у Андреича.
-Раз человек идёт лесом, значит, здоровье у него и так
окрепчает. И без моих слов будет здравствовать, —
отвечал старый охотник. — Утро — коротко, день —
невелик, вечер — и того меньше. А тропа тянется
долго. Иную за неделю не пройти. Вот я и желаю
встречным добра на весь лесной путь.
Идти по лесной тропе надо с добрым сердцем. И тогда
тропу сделаешь доброй, и у самого сердце потеплеет.
И. И. Левитан. Тропинка в лиственном лесу
18.
Повалилась на тропу сушина — убери её.
Попал в беду зверь или птица — помоги.
Встретишь на тропе человека — выслушай
его. Дай совет. И оживёт для тебя тропа,
сделается родной. С ней можно и
поговорить, поделиться бедой и
усталостью.
Насмехаться будешь над ней, так и она
посмеётся над тобой. Закружит по тайге и
на старое место выведет. Не рад будешь
своему смеху…
• (В. Бурлак)
19.
Домашнее задание:
Как можно назвать слова тропа, дорожка,
тропинка, стёжка?
Подбери к каждому существительному
подходящие прилагательные. Запиши
словосочетания.