Примеры гротеска в сказке дикий помещик


Главная

Найдите пример гротеска в сказке Салтыкова-Щидрина ,, Дикий помещик «



  • 0




?




Амелия Надриева


Вопрос задан 13 августа 2019 в


5 — 9 классы,  

Литература.

  • Комментариев (0)

Добавить

Отмена


  • 1
    Ответ (-а, -ов)

    • По голосам
    • По дате



    • 0


    в сказке “Дикий помещик” Щедрин в уродливо-комическом (гротескном) виде показал апогей как нравственного, так и внешнего “запущения” человека. Помещик “оброс волосами, ногти у него стали, как железные”, он начал ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельно звуки”, “но хвоста еще не приобрел”.

    Отмена




    Оксана Собкина


    Отвечено 13 августа 2019

    • Комментариев (0)

    Добавить

    Отмена

  • Ваш ответ


    0

    «Дикий помещик». Аллегория, гротеск, гипербола в сказке — как найти?

    Для чего автор использует аллегорию, эзопов язык, гротеск, гиперболу, метафору?

    1 ответ:



    1



    0

    Автор использует в сказке «Дикий помещик» худ. средства для создания сатирических образов, высмеивания пороков, в частности недальновидности, глупости помещика, а также раболепия крестьян.

    гиперболу

    YjaT9S0DYTAtWlhd6Ie2l3H2VH844Xtx.png

    иронию

    3Ya1AQRlZLSbqNU8Y4ylySeB6EDBA.png

    гротеск

    0CNSuQZ3p4jWBQGS13IQIemh02K8W0n.png

    иносказание

    можно увидеть в изображении крестьян как роя. Как рой пчел — крестьяне трудолюбивы и приносят пользу, так и рой мух — которые гадят, так их уже видел помещик.

    Читайте также

    Нарисуем сюжет сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Надо показать героя, как не замечает важности труда простых мужиков и людей, кормящих его. Избалованный, изнеженный, привык жить на готовом, да читать газету «Вести». Нарисуем, как главный герой решил, что мужикам не место в поместье, потому их «слишком много». Покажем замечтавшегося помещика:

    "Дикий помещик" рисунок помещика

    Чтобы представить сюжет, надо поэтапно нарисовать человека в одежде помещика, дерево.

    "Дикий помещик" рисунок сюжет

    Представим на рисунках, что работники притесняемы, так как с них взимают непомерные штрафы. Терпящие нужду, мужики исчезают из поместья.

    "Дикий помещик" рисунки

    Оставшись один, барин принимает гостей: сначала актера.

    Дикий помещик рисунки карандашом

    Далее принимает у себя генералов.

    Гости видят отсутствие работников в хозяйстве, называют «глупым» помещика и уходят.

    Дикий помещик рисунки карандашом

    Нарисуем капитана-исправника, который наставляет главного героя, что надо подати платить.

    Покажем помещика, как остался один-одинешенек, даже Сеньки, его слуги, не докличется, забыв, что избавился от всех.

    Один из эпизодов сказки — мышь бесстрашно взбирается на стол, где лежат хозяйские карты, а потом оттуда изгоняется под диван.

    (Рисуем поэтапно мышь, стол и сюжет).

    Дикий помещик рисунки карандашом мышь

    Дикий помещик рисунок карандашом стол

    Дикий помещик рисунки

    Или сюжет, как медведь под окном караулит глупого персонажа и наблюдает за ним. Для этого надо уметь нарисовать поэтапно медведя:

    рисунок медведь поэтапно

    Дальше покажем картинки, что помещик «одичал», оброс волосами.

    Дикий помещик рисунок помещика

    Теперь стал охотиться, бросаясь на добычу с дерева, подобно животному.

    рисунки к сказке "Дикий помещик"

    В финале сказки исправник доносит до начальства свыше о ситуации, поэтому решено вернуть мужика, а помещика образумить, отобрать «Ведомости».

    Все теперь по-прежнему, мужики вернулись.

    раскраска Дикий помещик

    Дикий помещик рисунок

    Пришлось самому найти ответ, может кому пригодится.

    В своей сказке » Дикий помещик » Салтыков — Щедрин затрагивает одну из самых острых проблем своего времени. Отношение помещиков к своим крестьянам. Мужики » дикого помещика » от его запретов и штрафов просят Бога » Легче нам пропасть с детьми малыми, нежли всю жизнь, так маяться «. Не зря автор дает имя помещику-» Урус — Кучум — Кильдибаев «. Он сравнивал его с хнами » Золотой орды «, бравшими непосильную дань с русского народа и подвергавшими людей всяческим унижением и страданиям. В своем произведении писатель высмеивает глупость помещика. Все его богатство: дом, земли, хлеб, скот, сады было нажито трудом его крестьян, хороших работников и тружеников. После их исчезновения оказалось, что помещик стал беспомощным, как малое дитя, даже мышонок его не боится , потому что понял, что без Сеньки ему ни кто не причинит вреда. Писатель высмеивает жизнь помещика без крестьян с помощью многих сатирических приемов. Гротеск виден в образе, после сказочного исчезновения крестьян, помещика: » Ведь он весь с головы до ног оброс волосами, а ногти у него сделались, как железные, ходил на четвереньках, утратил способность произносить членораздельные звуки » . В начале сказки у автора звучит ирония » Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой «. Все кто бывал в гостях у помещика, после исчезновения мужиков, называли его глупым, но он оказался на столько глуп, что все равно верил, что может существовать без крестьян.

    Не случайно Салтыков — Щедрин ввел образ капитана — исправника в своей сказке. Из его разговора становится понятным, что казна государства пополняется за счет податей простых крестьян, а не помещиков. Автор доносит до читателя мысль, что от простого народа, от труда крестьян зависит благосостояние и развитие государства. Помещики не только богатеют за счет народа, но и не приносят никакой пользы. Писатель в форме сказки хочет заставить помещиков задуматься , над условиями жизни их крестьян, призывает изменить жизнь крестьян в лучшую сторону.

    Судя по тексту сатирической сказки «Дикий помещик», автор изобразил своего героя ни много ни мало доморощенным эстетом. А эстеты по натуре очень чувствительны ко вкусам и запахам. Именно на последнем варианте и сделал акцент Салтыков-Щедрин. Герой сказки князь Урус-Кучум-Кильдибаев, будучи помещиком и владельцем крепостных крестьян, чрезвычайно страдал по «эстетической» причине. Эту причину автор сначала дает намеками, а окончательно открывает в разговоре помещика с приглашенными для игры в карты генералами, которые

    22000kr321VhrwZwgHS6yf0LHRLYF9S.png

    Именно избавить его от мужиков как от источника мужичьего запаха — запаха онуч, сыромятной кожи и мякинного хлеба — и просил у Господа помещик в первых строках сказки. И желание его исполнилось, хотя и не по его просьбе, а по просьбе самих мужиков.

    Ответ: плохо пахли

    При ответе на этот вопрос нужно учитывать два фактора. Во-первых, сказка «Дикий помещик» — это резко сатирическое произведение с элементами фантастики и гротеска. Соответственно, следуя традициям этого жанра, автор должен и имя-фамилию своего персонажа сделать столь же гротескной, но одновременно и запоминающейся. А тут как раз добавляется и во-вторых: сказка написана в 1869 году, когда цензура в литературе еще была достаточно сильна, и автору приходилось об этом помнить. И непросто помнить, а ухитряться давать героям такие фамилии, чтобы никто из власть имущих не заподозрил в них себя. Потому и помещику, одичавшему без крестьян, Салтыков-Щедрин дал фамилию, которую никто бы не рискнул отнести к разряду русских — чтобы реальные русские князья-помещики не восприняли эту сатиру конкретно в свой адрес:

    2200HPAInHWx4En9H4GqkIB556z07QBh.png

    Ответ: Урус-Кучум-Кильдибаев

    Тема сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» состоит в том, что некий помещик остался один без своих мужиков и совершенно от этого одичал, а все вокруг дивились его глупости.

    Главная идея сказки в том, что мужик — это то, на чем держится земля русская, и что помещик без мужика пустое место. Только вот немногие помещики об этом задумывались, а потому и относятся к мужику с жестокостью и нетерпением, презирают его за мужицкий дух. Но только мужик может производить все те блага, которыми пользуются остальные и помещики в том числе.

    Ведь только когда вернулись мужики, вернулось в уезд и продовольствие и деньги.

    Гротеск
    — это термин, означающий тип художественной
    образности (образ, стиль, жанр), основанный
    на фантастике, смехе, гиперболе,
    причудливом сочетании и контрасте
    чего-то с чем-то.

    В жанре
    гротеска наиболее ярко проявились
    идейные и художественные особенности
    щедринской сатиры: ее политическая
    острота и целеустремленность, реализм
    ее фантастики, беспощадность и глубина
    гротеска, лукавая искрометность юмора.

    “Сказки”
    Щедрина в миниатюре содержат в себе
    проблемы и образы всего творчества
    великого сатирика. Если бы, кроме
    “Сказок”, Щедрин ничего не написал, то
    и они одни дали бы ему право на бессмертие.
    Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать
    девять написаны им в последнее десятилетие
    его жизни и как бы подводят итог
    сорокалетней творческой деятельности
    писателя.

    К
    сказочному жанру Щедрин прибегал в
    своем творчестве часто. Элементы
    сказочной фантастики есть в “Истории
    одного города”, а в сатирический роман
    “Современная идиллия” и в хронику “За
    рубежом” включены законченные сказки.

    И не
    случайно расцвет сказочного жанра
    приходится у Щедрина на 80-е годы XIX века.
    Именно в этот период разгула политической
    реакции в России сатирику приходилось
    выискивать форму, наиболее удобную для
    обхода цензуры и вместе с тем наиболее
    близкую, понятную простому народу. И
    народ понимал политическую остроту
    щедринских обобщенных выводов, скрытых
    за эзоповскей речью и зоологическими
    масками Писатель создал новый, оригинальный
    жанр политической сказки, в которой
    сочетаются фантастика с реальной,
    злободневной политической действительностью.

    В сказках
    Щедрина, как и во всем его творчестве,
    противостоят две социальные силы:
    трудовой народ и его эксплуататоры.
    Народ выступает под масками добрых и
    беззащитных зверей и птиц (а часто и без
    маски, под именем “мужик”), эксплуататоры
    — в образах хищников. И это уже гротеск.

    “А я,
    коли видели: висит человек снаружи дома,
    в ящике на веревке, и стену краской
    мажет, или по крыше, словно муха, ходит
    — это он самый я и есть!” — говорит
    генералам спаситель-мужик. Щедрин горько
    смеется над тем, что мужик, по приказу
    генералов, сам вьет веревку, которой
    они его затем связывают Почти во всех
    сказках образ народа-мужика обрисован
    Щедриным с любовью, дышит несокрушимой
    мощью, благородством. Мужик честен,
    прям, добр, необычайно сметлив и умен.
    Он все может: достать пищу, сшить одежду;
    он покоряет стихийные силы природы,
    шутя переплывает “океан-море”. И к
    поработителям своим мужик относится
    насмешливо, не теряя чувства собственного
    достоинства. Генералы из сказки “Как
    один мужик двух генералов прокормил”
    выглядят жалкими пигмеями по сравнению
    с великаном мужиком. Для их изображения
    сатирик использует совсем иные краски.
    Они ничего не понимают, они грязны
    физически и духовно, они трусливы и
    беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать
    животные маски, то им как раз подходит
    маска свиньи.

    В сказке
    “Дикий помещик” Щедрин обобщил свои
    мысли о реформе “освобождения” крестьян,
    содержащиеся во всех его произведениях
    60-х годов. Он ставит здесь необычайно
    остро проблему пореформенных
    взаимоотношений дворян-крепостников
    и окончательно разоренного реформой
    крестьянства: “Скотинка на водопой
    выйдет — помещик кричит: моя вода! курица
    за околицу выбредет — помещик кричит:
    моя земля! И земля, и вода, и воздух —
    все его стало!”

    Этот
    помещик, как и вышеупомянутые генералы
    не имел никакого представления о труде.
    Брошенный своими крестьянами, он сразу
    превращается в грязное и дикое животное,
    становится лесным хищником. И жизнь
    эта, в сущности, — продолжение его
    предыдущего хищнического существования.
    Внешний человеческий облик дикий
    помещик, как и генералы, приобретает
    снова лишь после того, как возвращаются
    его крестьяне. Ругая дикого помещика
    за глупость, исправник говорит ему, что
    без мужицких податей и повинностей
    государство существовать не может, что
    без мужиков все умрут с голоду, на базаре
    ни куска мяса, ни фунта хлеба купить
    нельзя, да и денег у господ не будет.
    Народ—созидатель богатства, а правящие
    классы лишь потребители этого богатства.

    Карась
    из сказки “Карась-идеалист” не лицемер,
    он по-настоящему благороден, чист душой.
    Его идеи социалиста заслуживают глубокого
    уважения, но методы их осуществления
    наивны и смешны. Щедрин, будучи сам
    социалистом по убеждению, не принимал
    теории социалистов-утопистов, считал
    ее плодом идеалистического взгляда на
    социальную действительность, на
    исторический процесс. “Не верю… чтобы
    борьба и свара были нормальным законом,
    под влиянием которого будто бы суждено
    развиваться всему живущему на земле.
    Верю в бескровное преуспеяние, верю в
    гармонию…” — разглагольствовал карась
    Кончилось тем, что его проглотила щука,
    и проглотила машинально: ее поразили
    нелепость и странность этой проповеди.

    В иных
    вариациях теория карася-идеалиста
    получила отражение в сказках
    “Самоотверженный заяц” и “Здравомысленный
    заяц”. Здесь героями выступают не
    благородные идеалисты, а обыватели-трусы,
    надеющиеся на доброту хищников. Зайцы
    не сомневаются в праве волка и лисы
    лишить их жизни, они считают вполне
    естественным, что сильный поедает
    слабого, но надеются растрогать волчье
    сердце своей честностью и покорностью.
    “А может быть, волк меня… ха-ха… и
    помилует!” Хищники же остаются хищниками.
    Зайцев не спасает то, что они “революций
    не пущали, с оружием в руках не выходили”.

    Олицетворением бескрылой и пошлой
    обывательщины стал щедринский премудрый
    пескарь — герой одноименной сказки.
    Смыслом жизни этого “просвещенного,
    умеренно-либерального” труса было
    самосохранение, уход от столкновений,
    от борьбы. Поэтому пескарь прожил до
    глубокой старости невредимым. Но какая
    это была унизительная жизнь! Она вся
    состояла из непрерывного дрожания за
    свою шкуру. “Он жил и дрожал — только
    и всего”. Эта сказка, написанная в годы
    политической реакции в России, без
    промаха била по либералам, пресмыкающимся
    перед правительством из-за собственной
    шкуры, по обывателям, прятавшимся в
    своих норах от общественной борьбы.

    Топтыгины
    из сказки “Медведь на воеводстве”,
    посланные львом на воеводство, целью
    своего правления ставили как можно
    больше совершать “кровопролитий”.
    Этим они вызвали гнев народа, и их
    постигла “участь всех пушных зверей”
    — они были убиты восставшими. Такую же
    смерть от народа принял и волк из сказки
    “Бедный волк”, который тоже “день и
    ночь разбойничал”. В сказке “Орел-меценат”
    дана уничтожающая пародия на царя и
    правящие классы. Орел — враг науки,
    искусства, защитник тьмы и невежества.
    Он уничтожил соловья за его вольные
    песни, грамотея дятла “нарядил., в
    кандалы и заточил в дупло навечно”,
    разорил дотла ворон-мужиков Кончилось
    тем, что вороны взбунтовались, “снялись
    всем стадом с места и полетели”, оставив
    орла умирать голодной смертью. “Сие да
    послужит орлам уроком!” — многозначительно
    заключает сказку сатирик.

    Все
    сказки Щедрина подвергались цензурным
    гонениям и переделкам. Многие из них
    печатались в нелегальных изданиях за
    границей. Маски животного мира не могли
    скрыть политическое содержание сказок
    Щедрина. Перенесение человеческих черт
    — психологических и политических — на
    животный мир создавало комический
    эффект, наглядно обнажало нелепость
    существующей действительности.

    Образы
    сказок вошли в обиход, стали нарицательными
    и живут многие десятилетия, а
    общечеловеческие типы объектов сатиры
    Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются
    в нашей жизни, достаточно только
    попристальнее вглядеться в окружающую
    действительность и поразмыслить.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    logo

    • гипербола и гротеск примеры из сказки салтыкова-щедрина дикий помещик

      • Предмет:

        Литература

      • Автор:

        ruthbarry567

      • Создано:

        3 года назад

      Ответы

      Знаешь ответ? Добавь его сюда!

    • russkii-yazyk
      Русский язык

      7 минут назад

      Стоишь на руле⁴ синтаксический разбор предложения , помогите пожалуйста

    • istoriya
      История

      12 минут назад

      Реформы Швеции История помогите плиз

    • algebra
      Алгебра

      12 минут назад

      Фотка снизу↓↓↓↓
      ////Очень надо это все решить///

    • matematika
      Математика

      12 минут назад

      помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

    • kazak-tili
      Қазақ тiлi

      12 минут назад

      2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

    Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
    Отправить письмо повторно

    Вопросы без ответа

    • matematika
      Математика

      6 часов назад

      Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

      А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

    • drugie-predmety
      Другие предметы

      6 часов назад

      Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

    Топ пользователей

    • avatar

      Fedoseewa27

      20709

    • avatar

      Sofka

      7417

    • avatar

      vov4ik329

      5115

    • avatar

      DobriyChelovek

      4631

    • avatar

      olpopovich

      3446

    • avatar

      zlatikaziatik

      2620

    • avatar

      dobriykaban

      2374

    • avatar

      Udachnick

      1867

    • avatar

      Zowe

      1683

    • avatar

      NikitaAVGN

      1210

    Войти через Google

    или

    Запомнить меня

    Забыли пароль?

    У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

    Выберите язык и регион

    Русский

    Россия

    English

    United States

    zoom

    How much to ban the user?

    1 hour
    1 day

    Гротеск в портретных характеристиках Персонажей Салтыкова-Щедрина

    Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина охватывает 60—80-е годы прошлого столетия. В это время наряду с революционным подъемом усиливалась реакция. Чтобы обойти цензуру, сатирик писал иносказательно: то переносил современную ему действительность в XVIII век, то скрывал представителей произвола под именем фаворитки французского короля Людовика XV маркизы Помпадур, то прибегал к жанру сказок.

    В 1870 году появляется «История одного города» — гениальная сатира на русское самодержавие. «История одного города» — история угнетения народа

    и решительное осуждение безропотного смирения, которое и делало возможным существование реакционного строя. «История одного города» написана от имени жителей города Глупова — глуповцев, точнее, глуповских летописцев, которые поведали миру деяния глуповских градоначальников с 1731 по 1825 год. Шаржированные, доведенные до гротеска образы администраторов воплощали собой черты современных автору лиц. Здесь есть намеки на деятельность Сперанского, отклик на реформы последнего десятилетия, сатира на преобразовательские начинания Александра II.

    «Опись градоначальникам» содержит лаконичные характеристики двадцати двух глуповских правителей. Каждый градоначальник пребывание у власти ознаменовал по-своему, но все они отличились в выколачивании налогов и подавлении мятежей, в преследовании инакомыслия и в упразднении наук. Фантастически гротескна фигура впопыхах назначенного градоначальника Дементия Варламовича Брудастого, в черепную коробку которого был вмонтирован несложный механизм, способный выкрикивать два слова «не потерплю » и «разорю». Это примитивное устройство не помешало Брудастому, прозванному Органчиком, исправно выполнить главную обязанность градоначальника — «привести в порядок недоимки, запущенные его предшественником», то есть собрать налоги. Другой градоначальник был с фаршированной головой. Он не стал стращать обывателей криками «не потерплю» и «разорю», а устранился от дел. Проведя читателя через все стадии глуповского распутства, автор показывает, как аппарат самодержавной власти все больше тупеет и разлагается. Последний правитель Угрюм-Бурчеев, прохвост, «доказавший преданность», соединял в себе ограниченность с непреклонностью, «почти граничившею с идиотством». Все по проекту Угрюм-Бурчеева намертво сковано дисциплиной и пронизано шпионажем. Весь мир представляется ему в идеале образцовой камерой. Доведенное до гротеска изображение царских сановников и самих царей являет собой не только картину их умственного и нравственного вырождения, но красноречиво свидетельствует о порочности самого принципа самодержавия. Умело использовал гротеск Салтыков-Щедрин и в сказках. Гротескным выглядит изображение главного персонажа сказки «Дикий помещик». Он обеспокоен мыслью: уж очень много мужиков развелось. И стал он мужиков уничтожать. Помещик довел дело уничтожения мужика до конца. Мужик исчез. Вместе с крестьянином исчезли и блага, которыми располагал барин. Оставшись без мужиков, он деградировал до уровня зверя: оброс шерстью, утратил членораздельную речь и стал ползать на четвереньках. Действительно, без крестьянина помещики одичали бы.

    М. Е. Салтыков-Щедрин прибегает к эзоповскому языку, когда высмеивает людишек, желающих спрятаться от социальных бурь. Среди его сказок особое место занимает «сказка для детей изрядного возраста» — «Премудрый пескарь». В образе пескаря выведен трусливый обыватель, холодную рыбью кровь которого не волнуют общественные события. Верный своему решению, трусливый пескарь превратил свою жизнь в абсурд. За авторской похвалой усердия и скромности пескаря чувствуется едва прикрытая насмешка. Неожиданный вывод автора о том, что пескарь «всех надул», что он дрожа победы одерживал, заставляет читателя смеяться. В повествовании о жизни пескаря не случайно повторяются слова «страх» и «дрожал». Если в первой части рассказывалось только о решении дрожать, во второй части говорилось о беспросветном дрожании, то третья часть — это логическое завершение жизни бесполезного дрожащего существа. Щедрин иронически называет его премудрым, возвышенные фразы о нем звучат насмешливо. В словах «жил — дрожал» и «умирал — дрожал» заключена ведущая мысль всего произведения. Никому ничего не сделал пескарь — ни доброго, ни худого, «он жил и дрожал — только и всего». Даже годы бесполезного существования не принесли пескарю уважения. Исчез он так же незаметно, как и жил. Употребленное в последний раз определение «премудрый» к умершему пескарю звучит как гротескная, завершающая насмешка над трусливым обывателем, который только и способен «распостылую» жизнь свою беречь.

    Свое огромное сатирическое дарование писатель посвятил борьбе с социальным злом в самых различных его проявлениях. Он осуждал лицемерие, не терпел лжи и фальши, боролся за торжество общественной справедливости. Он резко преувеличивает отрицательные явления. Он часто использует гиперболу и гротеск, изображая человека или картины человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо-комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим. Гротеск отличает сатиру Щедрина от сатиры Гоголя.

    Читать Салтыкова-Щедрина довольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не поняли смысла его сказок. Но большинство «детей изрядного возраста» оценили творчество великого сатирика по заслугам.

    В заключение хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживают сегодня Россия, Украина и все республики бывшего СССР.

    Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков.

    «Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями».

    Зоологические уподобления, служат главной цели сатиры – показать отрицательные явления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социальных пороков с животным миром – один из остроумных приёмов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках.

    Так, в сказке «Дикий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал… весь он с головы до ног оброс волосами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрёл». Здесь автор, показывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» ещё нет. Пройдёт ещё некоторое время и процесс деградации завершится.

    В сказке «Медведь на воеводстве» остроумно показано сходство человека с медведем. Наряду с уподоблением зоологические образы совмещают здесь и эзоповскую функцию (Язык эзопов – иносказательный, замаскированный). Смысл сказки состоит в разоблачении тупых и жестоких правителей (Топтыгиных) деспотической власти (Лев, Осёл). Трое Топтыгиных развили свою деятельность различными злодействами. Первый – мелкими (чижа съел), другой – крупными (погромы), третий – придерживался «исстари заведённого порядка» и довольствовался злодействами «натуральными», собирая дань. Но терпение мужиков лопнуло, и они расправились с Топтыгиными.

    Основная идея сказки – спасение народа не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении, то есть свержении самодержавия.

    Здесь Салтыков-Щедрин показал острую социально-политическую тему, и зоологическая маска и эзопов язык открыли писателю большую свободу для резкой сатирической оценки власти. Топтыгин – это сатирический псевдоним для царских сановников. Автор показывает их «Скотиной», «гнилым чурбаком», «негодяем». Всё это без применения звериной маски и эзоповских приёмов было бы невозможно. «Зверинец», представленный в сказках, свидетельствует о неистощимой изобретательности сатирика в приёмах художественного иносказания.

    Затаённый смысл постигается из образных картин и прямых намёков на скрытое значение.

    Топтыгин чижика съел «Всё равно, как если б кто бедного крохотного гимназистика педагогическими мерами до самоубийства довёл». Такой приём переключения повествования из плана фантастического в реалистический, из сферы зоологической в социальную, делает Щедринские иносказания прозрачными и общедоступными. «Очеловечивания» звериных фигур своих сказок сатирик делает с большим тактом, сохраняя натуру образов. Выбор образов для сравнения не случайный. Действие зверя в сказке не ограничено только тем, что ему природой повезло, а иносказательно выражает социальный смысл.

    В «Медведе на воеводстве» медведи ездят в командировки, получают прогонные деньги и стремятся попасть на «скрижали истории».

    Медведь, лев, осёл – это не просто условные обозначения, это Дикий помещик, мужики, портреты общества, раздираемого внутренними противоречиями.

    Страницы: 1

    Похожие статьи:

    Морфологические особенности текста В старославянском языке имелись определенные особенности морфологии, что находило своё отражение на уровне всех частей речи. Наибольшие отличия в сравнении с современным русским языком коснулись глагола, местоимения и прилагательного. Эти …

    Н.В. Гоголь Великий русский Николай Васильевич Гоголь был связан с калужским краем, главным образом благодаря А.О. Россет-Смирновой. 25 июня 1849 года Смирнова с братом Львом Ивановичем Арнольди встретила гоголя в Москве. «А что ваши «Мертвые души», …

    Образ-символ птицы в драмах Чехова Чехов обращается к образу птицы уже в драме «Иванов». Но символический смысл здесь только намечен и не реализуется в полной мере. Львов вводит в произведение мотив дома Иванова – «совиного гнезда»: «Львов. Вы удивляетесь . (Садится рядом …

    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

    Языковые особенности произведений  М.Е.Салтыкова-Щедрина

    Презентацию выполнил

     Агафонов Евгений Алексеевич

    Ученик 7 «а» класса Средней школы №13

    Оглавление

    I.Введение

    II.Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

    1.Эзопов язык и аллегория.

    2.Гипербола и гротеск

    3.Ирония

    4.Фантастика

    5.Фольклорные образы и сюжеты

    III. Практическая часть

    Языковые особенности сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

    IV. Вывод

    ВВЕДЕНИЕ

    Салтыков-Щедрин принадлежит к числу тех великих писателей, творчество которых  отличалось высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством.  Социально-политическая сатира – вот та область, где Салтыков-Щедрин остается непревзойденным  художником. Яркое своеобразие Щедрина как писателя-сатирика  заключается прежде всего в могуществе его юмора, в искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики и сатирического иносказания для реалистического воспроизведения действительности.

    Тема моего исследования — «Языковые особенности произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина».

    ———————————————————————————————————————

    1 слайд

    Языковые особенности произведений  М.Е.Салтыкова-Щедрина

                                                                                        Презентацию выполнил

                                                                                Агафонов Евгений Алексеевич

                                                                                              ученик 7 «а» класса

          Портрет?                                                                        МБОУ СОШ №13

                                                                                                    г. Дзержинска

                                                                                              научный руководитель

                                                                                                     Маркина И.Ю.

    ————————————————————————————————————————

    Я считаю данную тему актуальной

    —————————————————————————————————————————

    2 слайд

    Актуальность работы 

    Мною было проведено исследование читательской компетенции учеников 7 класса.

    Учащимся были предложены следующие вопросы:(приложение 1)

    1.Кто такой М.Е.Салтыков-Щедрин?

    2.Какие произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина вам известны?

    3.Что такое « эзопов язык»?

    4.Какие языковые средства использовал М.Е.Салтыков-Щедрин в своих сказках?

    Исследование показало, что

    1.Несмотря на то, что имя Салтыкова-Щедрина известно 100 % учеников 7 класса, но их знания о творчестве великого русского сатирика ограничено знанием сказок, изучаемых в школе. Других произведений автора не называют. Только 2% назвали произведения, не входящие в школьную программу.

    2.при определении языковых особенностей сказок Салтыкова-Щедрина  учащиеся показали очень низкий уровень знаний. Назвать  языковые особенности сказок Салтыкова-Щедрина смогли назвать лишь 3% респондентов, а знания изобразительно-выразительных средств языка – это требование современной школы.(приложение 2)

    Таким образом, актуальность моей работы очевидна, т.к. знания изобразительно-выразительных средств, умение видеть их в тексте и определять их роль  позволят успешно сдать экзамены по русскому языку и литературе в 9 и 11 классах.

    Считаю, что для изучения творчества Салтыкова-Щедрина в школьной программе выделено мало часов. Но их можно эффективно  использовать для изучения таких сложных для понимания языковых средств, как гротеск, гипербола, иносказание,сатира.

    3 слайд

    —————————————————————————————————————————

    Цель работы – изучение языковых особенностей сказок Салтыкова-Щедрина на примере сказки «Дикий помещик», направленных на расширение и углубление знаний по русскому языку и литературе.

    Данная цель предполагает решение следующих задач:

    1.Изучить научную литературу по теме исследования.

    1.1. Раскрыть понятия языковые средства.

    1.2. Рассмотреть виды языковых средств

    2.Изучить возможности использования материала на уроках русского языка и литературы в школе.

    Методы исследования:

    1. Конспектирование и реферирование литературы по теме исследования;

    2. Систематизация собранного литературоведческого материала;

    3. Анкетирование школьников.

    Этапы исследования:

    I. Подготовка к проведению исследования:

    Определение темы, проблемы и актуальности исследования;

    Изучение научной литературы;

    Определение целей и задач исследования;

    Определение методов исследования;

    ——————————————————————————————————-

       Язык – основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки.

     Решая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности,Салтыков-Щедрин использовал следующие языковые средства:

    4 слайд

    Языковые средства

    ———————————————————————————————————————

    Сказки Салтыкова-Щедрина обладают своим художественным своеобразием. В них автор использует следующие изобразительно-выразительные средства.

    ——————————————————————————————————————-

    5 слайд

    Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

    1.Эзопов язык и аллегория иносказательное изображение понятия или явления при помощи конкретного жизненного образа.

    2. Гротеск (гротеск-это изображение действительности в преувеличенном,  уродливо-комическом виде), гипербола(гипербола-художественное преувеличение) и ирония (ирония-выражение насмешки, лукавства посредством иносказания) – литературных  преувеличений , придающих сатирическую заостренность образам.

    3.Вплетение в ткань сказки элементов  жизнеподобия,  причудливое соединение фантастики с действительностью.

    4.Использование фольклорных сюжетов и образов, но фольклорные персонажи – заяц, лиса, медведь – приобретают не только человеческие черты, но и социально-заостренные.

    5.Просторечие -слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи; часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определенного колорита.

    —————————————————————————————————————————

       Обращение к жанру сказки писателя-реалиста М.Е. Салтыкова-Щедрина было вызвано не только его самобытным сатирическим талантом. Такая форма критических произведений позволяла  преодолеть  жесткие рогатки царской цензуры, а также наиболее органично  соответствовала задачам автора: открыто высказаться о волновавших писателя и его современников социальных проблемах

    Целью моей работы является анализ языковых средств сказки Салтыкова-Щедрина  «Дикий помещик».

    Сказка «Дикий помещик» — едкая сатира на господствующее сословие.

    Использован типичный для автора прием антитезы: глупость, тиранство, эгоизм помещика противопоставлены трудолюбию и рабскому долготерпению крестьян. Качества эти с обеих сторон гиперболизируются.

    В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за ней скрыты реальные общественно-крепостнические отношения.

    Главный герой изображен карикатурно-условно, его поведение, рассуждения абсурдны. Одичалость и звероподобие героя – следствие его праздной и безумной жизни. Описание жизни дикого помещика смешно и страшно одновременно.

    Теперь обратимся конкретно к языковым особенностям сказки «Дикий помещик».

    6 слайд

    ———————————————————————————————————————

     Языковые особенности сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

    Исследуя сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», я могу сказать , что автор использовал практически все названные выше средства выразительности языка. В сказке мы найдём и просторечие, и гиперболу, и гротеск, и сочетание фантастки с реальностью , и иронию. Рассмотрим, как автор использует их непосредственно в данной сказке.

    ———————————————————————————————————————-

    7 слайд

    Разговорная речь или просторечие.

    Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и поэтому использует народное остроумие – разговорную речь или просторечие.

    В «Диком помещике» автор употреблял просторечие, как бы показывая свое отношение к народу и барину.

     Сочувствуя крестьянам, он говорит: «…легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» В просторечии «маяться»-томиться, мучиться.

     Восхищаясь живучестью народа , произносит:

    «…Опять запахло в том уезде мякиной, на базаре появилась мука и мясо…, а податей поступило столько, что казначей от удивления и воскликнул: «И откуда вы, шельмы, берете!!»

    В просторечии «шельма» — мошенник, плут.

    А чтобы вызвать в нас отвращение к барину, употребляет просторечное «жрать»: «…ведь жрешь…сам-то?» В просторечии «жрать» — грубо о человеке – есть, жадно.

    8 слайд

    Эзопов язык

    Именно Салтыков-Щедрин ввёл в русский литературный обиход понятие «эзопов язык», под которым подразумевал художественное иносказание (выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл), или аллегорию. Сказка «Дикий помещик» начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик… Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов», но тут в сказку входит злоба дня: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть», т.е. орган реакционно-крепостнической партии, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права  вызвала у помещика мракобеса звериную злобу к крестьянам. В сказочном сюжете помещик обратился к богу, чтоб тот забрал у него крестьян, в реальной жизни начал так «стараться», что «извел» их всех штрафами да притеснениями: «Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Щедрин использует эзопов язык, т.е. прием иносказания и намеков, чтобы обрисовать глупость помещиков, истребляющих своих же крестьян, пока временно-обязанных, за счет которых они и благоденствуют, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое». Услышал бог слезную молитву крестьян, и не стало мужиков на всем пространстве глупого помещика: «Куда девался мужик – никто  не заметил, а только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и , словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».

    Куда же девался мужик? Щедрин намекает, что, может быть, они были «водворены» в Чебоксары, т.е. в ссылку за недоимки,  а может, бродяжничают по России в поисках работы или нищенствуют – об этом должен догадаться читатель, понимая намеки эзопова языка. Используя приемы эзопова языка, Щедрин дает уничижительную характеристику персонажу не от себя, а косвенно, через подставных лиц ( в этом случае цензура не могла предъявить автору обвинения в оскорблении власть имущих). Первыми помещика глупым назвали сами крестьяне: «…хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Далее трижды помещика называют глупым (в народных сказках прием повторения) представители других сословий: Актер Садовский с «актерками» приглашенный в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе умываться подает ?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!» – сказали генералы и , не докончив пульки, разбрелись по домам»; и наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». И только глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».

    ———————————————————————————————————————-

    Если в баснях Эзопа и И.А.Крылова аллегория служит для утверждения общечеловеческих моральных ценностей, то в сказках Салтыкова-Щедрина с помощью иносказания даётся критическая оценка современной общественной жизни России, то есть высмеиваются социальная несправедливость, административный произвол, «общепримиряющие» социальные теории, показывается классовая борьба

    9 слайд

    Гротеск

    Гротеск использует Салтыков-Щедрин в дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика. Помещик сначала «оброс волосами… ногти у него сделались, как железные… ходил все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистов, шипением и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.» Хищная натура его проявилась в том, как он «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест». Так он расправляется с зайцами, но уже нападает и на людей: так, на днях капитана-исправника чуть не задрал. Но вот тут-то окончательный приговор дикому помещику дал его новый друг медведь:»…только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!    — А почему так?   — А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть и друг мне!»

    10 слайд

    Аллегория

    В этой же фразе мы видим  пример аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях.

    Зоологический элемент привнесен и в изображение крестьян. Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд». Крестьянский мир любовно соотносится с пчелиным роем, тем самым подчеркивается трудолюбие крестьян, в противовес паразитизму, хищничеству, неспособности к труду, пустомыслию и никчемности помещичьего класса. А помещика изловили, вымыли, высморкали, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился («тоскует по прежней жизни»), как и правители позднейших времен, разоряющие крестьянство (вспомним нашу историю), обирающих тружеников, не понимая, что это может обернуться крахом для них самих. В этом непреходящее значение сатиры Салтыкова-Щедрина, которая, не утратив злободневности, дает уроки и современности.

    ———————————————————————————————————————

     11 слайд

    Ирония

    С своих сказках Салтыков использует и приём иронии. Например, он пишет:

    «Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:   — И откуда вы, шельмы, берете!!!» Сколько горькой иронии вкладывает Щедрин в это восклицание!  

         В сказке «Дикий помещик» писатель иронически использовал традиционный зачин народных сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и, на свет глядючи, радовался». Неопределённость времени и места в сказках Салтыкова-Щедрина только подчёркивает противоположный смысловой эффект: автор описывает современную российскую действительность, злободневные общественные и политические события.

    ————————————————————————————————————————————————-

    12 слайд

    Сочетание фантастики и реальности

    Сочетание фантастичности и реальности – одна из особенностей произведения. В сказке «Дикий помещик» встречаются реальные названия газет(«Весть»), люди( актер Садовский), отражены  злободневные и социально-политические темы. Реально отражены отношения между барином и холопами; реально показана жизнь помещика, генерала и мужика; то, что, например,  помещик должен платить подати; названы должности, которые были раньше, например, «капитан- исправник»;административные территориальные единицы: «губерния» и т.д. 

    А фантастика проявляется в том, как неожиданно исчезли мужики, в том, что помещик превратился вдруг в медведя, в том, что мужики могут превращаться в пчелиный рой,  в том, что помещик может дружить с медведем, а медведь разговаривать.

    ———————————————————————————————————————

    13 слайд

    Заключение

    Подытоживая работу ,можно сказать, что сказка Салтыкова-Щедрина – это та иносказательная форма, в которую при тогдашней цензуре можно было вложить  боевое общественно-политическое содержание. Его сказка- меткая злая сатира на существующий общественный строй.

    Разоблачая уродства общественных взаимоотношений, общественного строя тогдашней России , Салтыков-Щедрин использует в ней особые средства языка- гиперболу, гротеск, иносказание, иронию, просторечие, сочетание реальности и фантастики.

    ————————————————————————————————————————

    14 слайд

    Список литературы

     М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»

    В.В .Прозоров  «Салтыков-Щедрин»

    Трофимов И.»Сказки Салтыкова-Щедрина»

    Горячкина М.С.Сатира Салтыкова-Щедрина

    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был мастером сатирической прозы, в которой он ловко обличал социальные и нравственные пороки, свойственные его современникам. Автор выбирал для многих своих произведений жанр сказок, благодаря этому выбору цензура пропускала те его произведения, в которых гротескно изображалась российская действительность второй половины девятнадцатого века, вписанная в волшебный сказочный мир. На примере таких известных сказок, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» видно, насколько автор преуспел в жанре сатирических сказок, сочетая в них современный российский быт и русские фольклорные мотивы. В этом и состоит своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам два эссе на эту тему: в первом разбирается произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», а во втором — «Дикий помещик». Универсальное вступление к ним дано в выше следующих строках (над Многомудрым Литреконом). Приятного просвещения!

    В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    Разберем пример. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это сказка о двух глупых и беспомощных, генералах и о крестьянине, так и не избавившегося от рабского сознания даже после отмены крепостного права. Генералы — это два персонажа, потратившие всю свою жизнь на перебирание бумажек в регистратуре, которая в один прекрасный день закрылась за ненадобностью. Пережив это событие, генералы поселились на Подьяческой улице, начали получать каждый месяц пенсию и держать у себя кухарок, продолжая и дальше бессмысленно прожигать свою жизнь. Уже здесь совершенно ясно видна авторская насмешка над подобными людьми, не делающими никакого вклада в развитие страны, но живущими за её счёт.

    Однажды оба генерала проснулись на необитаемом острове — элемент фантастики в этом событии является одним из сатирических приёмов автора, а сам этот момент описывается писателем с помощью использования классического сказочного зачина:

    «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.»

    На острове они очутились в одних ночных рубашках и с орденами на шеях — деталях, подчёркивающих их верность своей бессмысленной службе. Оба сразу же начали думать о том, как им выбраться. Однако ни один из них не знал как найти нужные части света, как прокормить себя, ведь до этого момента генералы думали, что булки, которые они ели каждое утро в Петербурге, не пекутся, а изначально существуют в таком виде. Их глупость и беспомощность в данной ситуации гиперболизирована писателем, подчеркивающим таким образом несостоятельность подобных людей. Генералы голодали целые сутки, и после того, как они чуть не съели друг друга, проявили свою крайнюю глупость в попытках вести диалог и прочитали все статьи в «Московских ведомостях», им в голову пришла спасительная мысль: они решили отыскать мужика, который, по их мнению, обязательно должен был оказаться где-то рядом и помочь господам. Действительно, вскоре они нашли мужика, который спал под деревом и «самым нахальным образом уклонялся от работы.» Возмущенная реакция генералов и страх крестьянина перед их гневом описываются в произведении, как что-то абсолютно естественное, несмотря на то, что сказка была создана уже после отмены крепостного права. Используя приём гротеска, свойственный сатирическим произведениям, автор изображает попытки крестьянина угодить генералам:

    «Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. «

    Таким образом, Салтыков-Щедрин и высмеивает беспомощность высшего класса и указывает на проблему рабского мышления, оставшуюся у крестьян даже после освобождения. Однако автор в то же время ценит и трудоспособность крестьян, ведь один единственный мужик смог и сходить на охоту, и приготовить обед, и даже построить судно, доставившее обленившихся от эксплуатации чужого труда генералов домой. Финал сказки звучит печально и насмешливо одновременно: генералы остались такими же бесполезными, ничего не значащими членами общества, живущими на всём готовом, только теперь после жизни на острове, они стали ещё более толстыми и рыхлыми, мужик же получил от них в награду серебряный пятак, рюмку водки и остался довольным, не требуя большего за свой великий труд, спасший чужую жизнь. Умеренные аппетиты крестьянина и лень генералов смешны, однако, грустно то, что так будет всегда, и ничего в российской жизни не изменится, автор подчёркивает эту мысль саркастичной фразой, завершающей рассказ: «Веселись, мужичина!»

    Одним из самых древних примеров сатирической типизации является уподобление людей животным, использование зоологических образов для осмеяния социальных пороков.

    «Уподобление – стилистический оборот на основе развёрнутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отличается их частичная близость друг к другу, то уподобление раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями».

    Зоологические уподобления, служат главной цели сатиры – показать отрицательные явления и людей в низком и смешном виде. Сравнение социальных пороков с животным миром – один из остроумных приёмов сатиры Салтыкова-Щедрина, его он использует как в отдельных эпизодах, так и в целых сказках.

    Так, в сказке «Дикий помещик» показан человек, но в его облике явные звериные черты: «И вот он одичал… весь он с головы до ног оброс волосами, словно дикий Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… усвоил среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрёл». Здесь автор, показывая эволюцию барина, прибегает к уподоблению в образе зверя, хотя «хвоста» ещё нет. Пройдёт ещё некоторое время и процесс деградации завершится.

    В сказке «Медведь на воеводстве» остроумно показано сходство человека с медведем. Наряду с уподоблением зоологические образы совмещают здесь и эзоповскую функцию (Язык эзопов – иносказательный, замаскированный). Смысл сказки состоит в разоблачении тупых и жестоких правителей (Топтыгиных) деспотической власти (Лев, Осёл). Трое Топтыгиных развили свою деятельность различными злодействами. Первый – мелкими (чижа съел), другой – крупными (погромы), третий – придерживался «исстари заведённого порядка» и довольствовался злодействами «натуральными», собирая дань. Но терпение мужиков лопнуло, и они расправились с Топтыгиными.

    Основная идея сказки – спасение народа не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении, то есть свержении самодержавия.

    Здесь Салтыков-Щедрин показал острую социально-политическую тему, и зоологическая маска и эзопов язык открыли писателю большую свободу для резкой сатирической оценки власти. Топтыгин – это сатирический псевдоним для царских сановников. Автор показывает их «Скотиной», «гнилым чурбаком», «негодяем». Всё это без применения звериной маски и эзоповских приёмов было бы невозможно. «Зверинец», представленный в сказках, свидетельствует о неистощимой изобретательности сатирика в приёмах художественного иносказания.

    Затаённый смысл постигается из образных картин и прямых намёков на скрытое значение.

    Топтыгин чижика съел «Всё равно, как если б кто бедного крохотного гимназистика педагогическими мерами до самоубийства довёл». Такой приём переключения повествования из плана фантастического в реалистический, из сферы зоологической в социальную, делает Щедринские иносказания прозрачными и общедоступными. «Очеловечивания» звериных фигур своих сказок сатирик делает с большим тактом, сохраняя натуру образов. Выбор образов для сравнения не случайный. Действие зверя в сказке не ограничено только тем, что ему природой повезло, а иносказательно выражает социальный смысл.

    В «Медведе на воеводстве» медведи ездят в командировки, получают прогонные деньги и стремятся попасть на «скрижали истории».

    Медведь, лев, осёл – это не просто условные обозначения, это Дикий помещик, мужики, портреты общества, раздираемого внутренними противоречиями.

    Страницы: 1

    Похожие статьи:

    Литературные памятники: от мифологии — к духовной жизни гражданина Величайшим памятником являются произведения Гомера. Ему со времен античности приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи» и других произведений. Легенды рисуют Гомера слепым, странствующим певцом, одним из аэдов, сочинявшим и исполнявшим …

    Роман В.С. Маканина — продолжение традиций русской классической литературы Литература для русских — это еще и огромное самовнушение. Литература — как внушение. Как великий вирус. (Та литература все еще трудится внутри нас) Читать — да, читать было лестно, сладко. Забирало душу. (Напоминало то высокое умиление, ч …

    Значение терминов «герой», «персонаж» Слово «герой» имеет богатую историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный человек. В догомеровские времена (X-IX век до н. э.) героями в Древней Греции назывались дети бога и смертной женщины или смертного и бо …

    Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина (сказка

    Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина (сказка «Дикий помещик»)

    Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы. В них писатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

    Но не каждый сможет понять истинный смысл той или иной сказки. В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не умеющих работать паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда мужика. Писатель видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам помещик ничего из себя не представляет. Об этом Салтыков-Щедрин пишет в своей сказке «Дикий помещик». В ней он рассказывает о деспотичном и глупом помещике, который ненавидел крестьян и любыми путями хотел от них избавиться: «Скотина на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух-всё его стало!»

    В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами. Также писатель говорит о помещичьей глупости и необразованности: «был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также отражает в этой сказке: «Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести». Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: «Да я уж и то сколько дней немытый хожу!»

    Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

    Барин до того одичал, что «с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста ещё не приобрёл». Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: «податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьёт». «Нормальная» жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России. И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: «Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.»

    Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудрёных слов, а есть простые русские слова: «сказано-сделано», «мужицкие портки» и т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не бесконечны, и восторжествует свобода.

    Краткий пересказ

  • Примеры градация в русских народных сказках
  • Примеры готовых сочинений по литературе в декабре
  • Примеры готовых итоговых сочинений 2022
  • Примеры готового итогового сочинения
  • Примеры героизма из литературы для сочинения