Примеры использования композиционных материалов в машиностроении рассказ

Аннотация

В данной статье представлена информация о методах получения и области применения, композиционных материалах.

Повышение прочностных свойств конструкционных материалов является важнейшей проблемой в машиностроении. Однако по мере увеличения прочности материалов происходит резкое снижение их пластичности, увеличивается склонность к хрупкому разрушению. Это сильно ограничивает использование высокопрочных материалов в качестве конструкционного материала. Создание материалов, представляющих собой композиции из мягкой матрицы и распределённых в ней высокопрочных волокон второй фазы (обычно более прочной, чем матрица), значительно расширяет их эксплуатационные возможности.

За последние годы был создан ряд искусственных композитов на металлической и неметаллической основе, армированных неорганическими волокнами высокой прочности и жёсткости, нитевидными кристаллами, неорганическими частицами

Важнейшими технологическими методами изготовления композиционных материалов являются: [1]

  • пропитка армирующих волокон матричным материалом;
  • формование в пресс-форме лент упрочнителя и матрицы, получаемых намоткой;
  • холодное прессование обоих компонентов с последующим спеканием, электрохимическое нанесение покрытий на волокна с последующим прессованием;
  • осаждение матрицы плазменным напылением на упрочнитель с последующим обжатие;
  • пакетная диффузионная сварка монослойных лент компонентов;
  • совместная прокатка армирующих элементов с матрицей.

Композиционные материалы в конструкциях, требующих наибольшего упрочнения, характеризуются расположением армирующих волокон по направлению приложенной нагрузки. Цилиндрические изделия и другие тела вращения (например, сосуды высокого давления), в основе которых лежат композиционные материалы, армируют волокнами, ориентируя их в продольном и поперечном направлениях. Весьма перспективны композиционные материалы, в которых в качестве волокон используют «нитевидные усы» различных кристаллов, тонкие кварцевые волокна из SiO2, SiC, А12ОЗ, полученные путём направленной кристаллизации или осаждения из паров на тонкую проволоку. [2]

В настоящее время широко применяют композиционные материалы на основе фторопласта для изготовления подшипников скольжения, манжет, уплотнительных колец, прокладок гидравлических систем (станков, автомобилей), механических устройств, уплотнений поршневых и плунжерных компрессоров, направляющих тросов автомобилей, промышленных и строительных машин, скользящих опор машин, дисков сцепления для точных механизмов, деталей систем управления, системы нейтрализации газа, системы реверсивного устройства двигателя [2].

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день видов неметаллических материалов является капролон — материал конструкционного и антифрикционного назначения, применяемый в различных отраслях промышленности для изготовления различных деталей [2]:

  • втулок, подшипников скольжения, облицовок, направляющих и вкладышей узлов трения, работающих при нагрузке до 20 МПа;
  • шкивов, блоков, колес и роликов грузоподъемных механизмов с тяговым усилием до 30 т, гидравлических тележек, кран-балок, транспортеров, конвейеров;
  • корпусов, кронштейнов для различных приборов и автоматов, ступиц колес тележек, вагонеток, вакуумных и карусельных фильтров, к которым предъявляются повышенные требования по ударостойкости;
  • шестерен, звездочек и червячных колес для приводов редукторов (снижают вибрации и уровень шума до 15 ДБ);
  • деталей уплотнения (вместо фторопласта) для дозаторов, сепараторов, арматуры, оборудования для РТИ и манжет для систем высокого давления (до 500 атм).

Капролон имеет низкий коэффициент трения в паре с любыми металлами, хорошо и быстро прирабатывается, в 6…7 раз легче бронзы и стали, которые им заменяют. Этот материал не подвержен коррозии, не токсичен, экологически чист. Известно, что изделия из капролона в 2 раза снижают износ пар трения, повышая их ресурс [3].

Особо следует отметить технологичность полимерных композиционных материалов (ПКМ). Более низкая температура плавления, высокий уровень пластичности, хорошая обрабатываемость неметаллических материалов обеспечивают значительные преимущества в технологичности производства из них изделий машиностроения. Кроме того, снижение шума, вибрации, динамических нагрузок, рабочей температуры в сочетании с повышением коррозионной стойкости и надежности изделий из ПКМ позволяет отказаться от ряда специальных проектно-конструкторских и технологических мероприятий, направленных на обеспечение комфорта и безопасности машин. Применение ПКМ обеспечивает значительную экономическую эффективность.

Основным назначением ПКМ остается обеспечение комфортных условий эксплуатации машин. Расширение применения ПКМ в машиностроении объясняется также необходимостью обеспечения современных экологических норм и норм безопасности.

Одной из главных тенденций в развитии машиностроения является снижение веса конструкций за счёт использования современных композитных материалов.

Мировое авиастроение в настоящее время активно осуществляет переход от металлов к композитным материалам. Основные авиастроительные компании (Airbus и Boeing) заменяют алюминий и другие материалы при производстве деталей самолетов (фюзеляжей, крыльев, закрылок, килей, стабилизаторов, люков и дверей, окантовок иллюминаторов, элементов интерьера и т.д.) на высокоэффективные композиты низкой плотности для снижения массы своих самолетов. Это приводит к сокращению эксплуатационных расходов для авиаперевозчиков и создает конкурентные преимущества для производителей подобных машин. Экономия на эксплуатационных расходах образуется за счет более низких затрат на топливо и меньшей потребности в материально- техническом обслуживании, необходимость которого возникает при использовании металлов из-за их усталости и коррозии.

Одной из последних технологических новинок в области производственного использования композитных материалов стала разработка Российского самолета МС-21 компанией Иркут. Его отличительной особенностью является крыло. Оно создано при помощи вакуумной формовки с использованием легких композитных материалов, такой конструкции, чтобы обеспечить максимальную аэродинамическую эффективность в крейсерском полете, что значительно снижает расход топлива. Композиты помимо высоких прочностных характеристик, обладают высокой коррозионной стойкостью и гидрофобностью, что обуславливает их применение в судостроение. Применение композитов также позволяет снизить вес конструкций, в результате чего уменьшается расход топлива и увеличивается маневренность судов. При создании изделий, предназначенных для спасения людей при пожаре на воде, применяют композиты с высокой тепло- и огнестойкостью.

Уникальность композитов также состоит в том, что можно заранее спроектировать материал таким образом, чтобы придать изделию из него свойства, необходимые для конкретной области применения.

Композиционные материалы постепенно занимают все большее место в нашей жизни. Области применения композиционных материалов многочисленны. Кроме авиационно-космической, ракетной и других специальных отраслей техники, они могут быть успешно применены в энергетическом турбостроении, в автомобильной и горнорудной, металлургической промышленности, в строительстве и т.д. Диапазон применения этих материалов увеличивается день ото дня и сулит еще много интересного. Можно с уверенностью сказать, что это материалы будущего.

В Казахстане большое внимание уделяется композиционным материалам. В 2011 году в Республике Казахстан начал издаваться и распространяться журнала «Композитный Мир». Журнал является результатом сотрудничества Российского журнала «Композитный Мир» с казахстанским лидером по производству стеклопластиковых труб и фасонных изделий — ТОО «Amitech Astana» (Амитех Астана), имеющим вкладку в данном журнале. Журнал «Композитный Мир» — первый русскоязычный научно-популярный журнал, посвященный рынку композиционных материалов и технологий на пространстве всего СНГ и странах Таможенного Союза. На страницах журнала «Композитный Мир — Казахстан» и вкладки ТОО «Amitech Astana» (Амитех Астана) можно ознакомиться с информацией о:

  • Состоянии и перспективах развития стеклопластиковой отрасли в Республике Казахстан;
  • новейших технологиях производства изделий из композиционных материалов;
  • исходных материалах и сырье;
  • крупнейших мировых поставщиках сырья и оборудования;
  • преимуществах композиционных материалов по сравнению с традиционно используемыми;
  • областях применения и опыте использования композитов во всех странах мира;
  • событиях, выставках, новостях отрасли в целом на территории Республики Казахстан.

Казахстанский рынок композитов и стеклопластика еще только в начале пути своего развития, но потенциал его велик!

Литература:

  1. Тялина Л.Н, Минаев А.М.. Пручкин В. А. Новые композиционные материалы: учебное пособие/- Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ. 2011.
  2. Баурова, Н.И. Применение полимерных композиционных материалов при производстве и ремонте машин: — M.МАДИ. 2016.
  3. Берлина А. А. Полимерные композиционные материалы: структура, свойства, технология: учеб, пособие / под ред. А.А. Берлина. — 3-е испр. изд. — СПб.: ЦОП «Профессия», 2011.

Применение полимерных композитов в машиностроении

В настоящее время наблюдается стремительный рост производства полимерных композитов, проникновение их в самые различные области техники, успешное вытеснение ими многих традиционных материалов: металлов, керамики, стекла, древесины и др.. Соответственно растет число изобретений и новых технологий, конгрессов, конференций, научных публикаций, посвященных проблемам создания композиционных материалов, специалистов, занятых этими проблемами, и готовящих их учебных кафедр. Первые шаги по внедрению новейших ремонтных технологий на предприятиях лесного комплекса были сделаны в конце 80-х – начале 90-х годов.

Химическая промышленность выпускает большое количество разнообразных высокомолекулярных материалов — полимеров, применение которых обеспечивает решение многих сложных технических задач во всех отраслях народного хозяйства и, в частности, при техническом уходе и эксплуатационном ремонте машин и механизмов, а также при ремонте их непосредственно на лесосеке. Во всех отраслях промышленности идет процесс освоения синтетических материалов; крупным потребителем полимерных материалов является ремонтное производство. Опыт работы ремонтных предприятий за последние 5–6 лет свидетельствует о дальнейшем расширении области использования новых более дешевых и более стойких полимерных материалов.

Важно отметить, что полимерные материалы дают возможность без механической обработки получать первоначальные размеры изношенных деталей, герметизировать трещины, пробоины, резьбовые соединения, восстанавливать прессовые посадки, получать износостойкие и противокоррозионные покрытия. Соединение различных материалов может быть не только жестким, но и гибким. Различные сорта бензина, масел, антифриза, кислот не оказывают разрушающего действия на полимерный слой, который может работать в диапазоне температур от -50 до +150 °С, а иногда и +280 °С.

По статистическим данным за 1992–1998, выпуск лесозаготовительной техники резко сократился, оборудование по производству целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых и древесностружечных плит и запасных частей к нему фактически вовсе не выпускается. В связи с этим 95% бумагоделательных, картоноделательных и сушильных машин, машин по производству плит, ДВП, ДСП находится в эксплуатации свыше 25 лет, из них от 40 до 50% –свыше 45 лет.

Амортизационные сроки службы основного технологического оборудования перекрыты в несколько раз. Новые технологии восстановления изношенных и сломанных деталей и узлов основаны на применении новейших композиционных материалов: металлополимеров, эластомеров, клеев, эпоксидов.

Характерными особенностями работ по восстановлению и защите оборудования холодной молекулярной сваркой с использованием композиционных материалов являются: возможность выполнения работ на месте установки оборудования или в полевых условиях без сложных приспособлений, простым инструментом, без термического и механического воздействия на восстанавливаемые узлы и детали оборудования с приданием им более высоких показателей по износостойкости, коррозионной и кавитационной стойкости и повышением срока службы. После завершения молекулярной реакции и отвердения металлополимеры и эластомеры приобретают оптимальные физико-механические свойства, заданные для конкретных условий работы оборудования.

Сроки выполнения ремонтно-восстановительных работ минимальные и определяются жизнестойкостью композиций, которая составляет от 4 до 90 мин. Отвердение композиционных материалов возможно, как правило, при температуре +15°С. Разработкой ремонтных технологий на базе металлополимеров занимаются всемирно известные американские фирмы «Бельзона», «Локайт», «Девкон» и германские фирмы «Мультиметалл», «Диамант».

Государственная корпорация по атомной
энергии «Росатом»

Федеральное
государственное образовательное
учреждение

высшего
профессионального образования

«Саровский государственный физико-технический институт»

(ФГОУ ВПО «СарФТИ»)

Физико-технический
факультет

Кафедра технологии
специального машиностроения

Денисова Н.А.

Исследование и
описание

производственно-технологического
цикла пултрузии

Методическое руководство по выполнению
лабораторной работы

по дисциплине «Технологические процессы
в машиностроении» для студентов,

обучающихся по специальности 151001 —
технология машиностроения

УТВЕРЖДЕНО:

Заседанием кафедры ТСМ

Заведующий кафедрой ТСМ

_______________Ю.К.Завалишин

Научно-методическим советом СарФТИ

________________А.П.Скрипник

Саров

2009

Лабораторная работа

Исследование и описание

Производственно-технологического цикла пултрузии

Особенность данной
лабораторной работы заключается в том,
что студентам предстоит исследовать
один из новых методов получения продукции
из композиционных материалов. Подробного
описания этого метода нет в учебной
литературе, поэтому придется делать
его самостоятельно.

Цель работы:
на базе предприятия по производству
изделий из композитов исследовать и
описать пултрузию – инновационный
технологический процесс в машиностроении
получения изделий из композитов.

План выполнения
работы:

— предварительно
провести теоретический анализ применяемых
в машиностроении композиционных
материалов;

— ознакомиться с
организацией производства в цехе
пултрузии;

— рассмотреть
оборудование, оснастку, исходные
материалы для процесса пултрузии;

— ознакомиться с
методикой компьютерного моделирования
оптимальной конструкции профилей;

— проанализировать
особенности выпускаемой продукции из
армированного стеклопластика;

— описать
технологический процесс пултрузии;

— обработать
экспериментальные данные и заполнить
отчет по лабораторной работе по заданной
форме.

Методика выполнения работы

Выполнение данной
работы проходит в три этапа:

  1. Ознакомиться с
    теоретической частью методического
    руководства, составить план выполнения
    лабораторной работы.

  2. Ознакомиться с
    полным производственно-технологическим
    циклом производства профилированных
    изделий из армированного стеклопластика.

  3. Описать в отчете
    и проанализировать пултрузию как
    инновационный технологический процесс,
    а также применяемое оборудование,
    оснастку, исходные материалы, выпускаемую
    продукцию. Сделать выводы по работе.

1. Композиционные материалы в машиностроении

Композиционные
материалы, или композиты, – это
конструкционные материалы нового
поколения, нашедшие широчайшее применение
в современном машиностроении.

Композитами
называют
сложную объемную гетерогенную систему,
состоящую из нескольких компонентов,
сильно различающихся по свойствам,
которые обычно не растворяются друг в
друге. Отличительной особенностью
композитов является то, что технологическим
процессом их получения предусмотрено
использование в их строении преимуществ
каждого компонента. Свойства композита
в основном зависят от физико-механических
свойств составляющих его компонентов
и от прочности связи между ними.

Основой композита
является матрица, которая служит для
связи композиции, придания ей формы.
Матрицей могут быть:

  • металл или сплав
    – композит с металлической матрицей;

  • углеродистые и
    полимерные материалы – композит с
    неметаллической матрицей.

В матрице равномерно
распределены остальные компоненты
композита – наполнители или армирующие
элементы.

Характерные
свойства композитов – рабочая температура,
сопротивление усталостному разрушению,
сопротивление воздействию среды,
плотность, удельная прочность, а также
технологические режимы получения
композита, зависят от свойств матрицы.
На свойства композита также оказывают
влияние армирующие элементы. Они могут
изменить прочностные или иные
характеристики композита исходя из
схемы армирования – формы, размеров и
характера распределения наполнителя.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Городов А.А. 1, Конев А.А. 1


1Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

 Комментарии


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Высокая прочность и малый вес, являются выигрышной комбинацией, которая помогает композитным материалам распространяться в различные области машиностроения. Композитные материалы обеспечивают хорошее демпфирование колебаний и низкий коэффициент термического расширения (CTE), различные характеристики композитных материалов могут быть разработаны для специализированных изделий. Композиты устойчивы к усталости и имеют хорошую гибкость, что позволяет значительно уменьшить количество деталей, необходимых для изделия. Законченный продукт, требует меньше сырья, меньше стыков и креплений и меньшее время для сборки.

Композиты доказали, устойчивость к перепадам температур, коррозии и износу, особенно в промышленных установках, где эти свойства необходимы для снижения затрат на жизненный цикл изделия. Композитные материалы являются толчком для экономии топлива в условиях роста цен на нефть.

Облегченные конструкции из композитных материалов применяются почти в каждом виде механического транспорта, от велосипедов до больших коммерческих самолетов. Так у Boeing Co’s (Seattle, Wash.) 787 Dreamliner – около 50% аэродинамических поверхностей сделаны из композитных материалов, а композит Уайт из 100% композита на его аэродинамических поверхностях — поступили в производство и в декабре 2009 года успешно совершил первый полет. Композиты отличаются от традиционных материалов, они состоят из нескольких составных частей, из двух совершенно разных компонентов — волокон и матричных материалов (чаще всего, полимерной смолы) — что, в сочетании, являются дискретными, но функционируя в интерактивном режиме, создают новый материал, свойства которого не могут быть предсказаны путем простого суммирования свойств ее компонентов. [5]

Одним из главных преимуществ состава волокно-смола является взаимодополняющий характер. Тонкие стеклянные волокна проявляют относительно высокую прочность на растяжение, но чувствительны к повреждениям. В отличие от большинства полимерных смол слабы, но чрезвычайно прочных и податливых. В сочетании, волокна и смолы противодействуют слабостям друг друга, производя материал гораздо более полезный, чем его отдельные компоненты. Структурные свойства композитных материалов, в первую очередь, являются производными от армирующих волокон. Коммерческие композиты, для крупных рынков, таких как автомобильные компоненты, лодки, товары народного потребления и коррозионностойких промышленных изделий, чаще всего изготавливают из непрерывных, случайных стеклянных волокон или непрерывных графитовых волокон различных форм. Advanced composites, изначально разработанная для военных, но на аэрокосмическом рынке предлагаемая производительность выше, чем у обычных конструкционных металлов. Теперь композиты нашли применение в спутниках связи, самолетах, спортивных товарах, транспорте, тяжелой промышленности и в энергетическом секторе разведки нефти и газа и строительстве ветровых турбин. Высокоэффективные композиты получают свои структурные свойства с непрерывными, ориентированными, высокопрочными армирующими волокнами. Наиболее часто используют углеродные, арамидные или стеклянные волокна — в матрице, что способствует технологичности процесса изготовления и повышает механические и химические свойства изделия. [2]

Ориентации волокон можно контролировать, это помогает улучшить производительность в любых отраслях. В композитных валах есть добавки химических элементов, например, бора и углеродных волокон, ориентированных под разными углами в пределах составного вала позволяющие с наибольшей выгодой использовать прочностные и жесткостные свойства вала и выдерживать крутящий момент нагрузки на изгиб, при сжатии и растяжении. Матрица может быть изготовлена из полимерных, керамических или металлических конструкций. Полимерные матрицы наиболее широко применяются для изготовления композиционных изделий в коммерческих производствах. Другой, наиболее часто используемый тип матрицы – термопластичные. Термопластичные линейные полимерные цепи формируются и могут быть реформированы в форме твердых веществ. Для придания формы их подвергают, плавлению или химическому размягчению, а затем приданию формы и охлаждению материала. Часто такие композиты продаются в лист или панель форме. Термопластам может быть придана форма с помощью метода консолидации. Чтобы сделать жесткую, почти чистую форму детали без автоклава или вакуумного мешка, необходимы реактопласты. [4]

В автомобильной промышленности композитные материалы отвоевывают все новые места. Изначально из них изготавливали бампера, и крылья. В автоспорте из этих материалов изготавливают практически все внешние и внутренние панели автомобиля. Это обусловлено их техническими характеристиками: прочность, неподверженность коррозии, легкость и простота изготовления сложных элементов, с множеством изгибов. Композитные материалы встречаются в повседневной жизни человека, начиная с обычных мебельных изделий и заканчивая самолетами. Они прочно закрепились на рынке автомобиле строения, что позволило снизить себестоимость автомобиля и увеличить его долговечность. С каждым годом композитные материалы находят все новые применения в различных отраслях машиностроения и не только.

Список использованных источников:

  1. Электронный ресурс: http://www.wisegeek.org/ (08.12.14)
  2. Электронный ресурс: http://mech.utah.edu/ (06/12.14);
  3. Электронный ресурс: http://composite.about.com/ (03.12.14);
  4. Composite Materials: Fabrication Handbook #2/ Published December 1st 2010 by Wolfgang Publications, Inc Paperback,144 pages
  5. Composite Materials/ Chawla, Krishan K.// 3rd ed. 2012, XXIII, 542 p. 265 illus., 211 illus. in color.
  6. Advanced Composite Materials / published March 1st 2011

Просмотров работы: 2514

Код для цитирования:

  • Примеры интеллигентности в литературе для сочинения
  • Примеры из сказок о нарушении прав
  • Примеры из русских народных сказок сравнение
  • Примеры из жизненного опыта для сочинения
  • Примеры из библии для итогового сочинения