МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №36 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА А.М.ГОРОРДНЯНСКОГО»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ПО МАТЕМАТИКЕ
«Математические сказки»
Выполнили
учащиеся 3 Б класса
Руководитель
Фадеева Ольга Алексеевна,
учитель начальных классов
Смоленск
Данный проект выполнен в рамках урока математики
(уроки № 36-37)
Тип проекта: индивидуальный, краткосрочный, творческий.
Учебные задачи, направленные на достижение
предметных результатов:
- активизировать интерес к изучению математики, расширить кругозор учащихся;
- учить анализировать и сочинять математические сказки;
- учить детей самостоятельно искать необходимую информацию по заданной теме.
— метапредметных результатов:
- развивать интеллектуальные способности детей;
- формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
- формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя дополнительную литературу, интернет и иные источники;
- формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность ребенок-взрослый; презентовать результаты деятельности;
- формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
— личностных результатов:
- воспитывать ответственность; желание учиться;
- развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать.
- развивать навыки сотрудничества.
Результат проекта (продукт): математическая сказка, оформленная на листе формата А-4 или в виде книжки.
Этапы проектной работы:
10.11.2015 – проектировочный этап (в рамках урока):
объявление темы, формулирование целей и задач проекта, объяснение требований к оформлению проекта;
10-11.01.2015 – практический этап (в рамках домашнего задания):
составление математической сказки, оформление;
12.11.2015 – заключительный этап (в рамках урока):
презентация проекта на уроке, анализ, оценивание работы.
Оценка выполнения проекта
Критерии оценивания/ Ф.И. уч-ся |
Великанов Данила |
Весёлко Дарья |
Гордова Милена |
Гращенков Александр |
Гудков Ростислав |
Карпов Трофим |
Киселёва Анастасия |
Ковалёва Ирина |
Корнилова Софья |
Лемутова Екатерина |
Лозинова Карина |
Максимцева Ксения |
Мамедов Кирилл |
Машуров Иван |
Мельченков Руслан |
Мухин Иван |
Парфёнов Артём |
Подгородская Карина |
Рукин Михаил |
Такмаков Иван |
Федоркова Виктория |
Фролов Олег |
Чувакова Алина |
Хибенкова Юлия |
Шаманов Владислав |
Щербак Виталий |
Султанова Солиха |
Связь с программой и учебным планом |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Содержание проекта |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Соблюдение авторских прав |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Оригинальность |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
Мультимедийные средства |
0 |
0 |
3 |
3 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
Графический дизайн |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
Итоговое количество баллов |
17 |
15 |
23 |
17 |
23 |
15 |
15 |
18 |
17 |
19 |
24 |
18 |
17 |
20 |
16 |
14 |
15 |
18 |
15 |
20 |
16 |
21 |
15 |
17 |
21 |
18 |
13 |
0 – критерий отсутствует 1- плохо 2 – слабо 3 – хорошо 4 – отлично
Итоговая оценка:
20-24 балла – высокий уровень; 10-15 баллов — базовый уровень;
16-19 баллов – средний уровень (выше базового); 0-9 баллов – низкий уровень (ниже базового).
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на блоге Школала самый сказочный день.
Сегодня будем сочинять математические сказки.
Ниже вас ждет встреча с репкой, Иванушкой-дурачком, цифрами, Бабой Ягой, геометрическими фигурами и математическими знаками. Надеемся, путешествие в страну Математику будет для вас и ваших маленьких школьников интересным и познавательным, а заодно поможет вам соорудить свой неповторимый проект для 3 класса.
Мы начинаем.
И первой представляем вам сказку «Репка». Только это не просто «Репка», а репка математическая.
Математическая репка
В одной деревушке жили-были Девятка, Пятёрка, Тройка, Единичка и Нолик.
Цифры часто хвастались друг перед другом.
«Я самая лучшая, — говорила Единичка, — я самая ровная!»
«Я самая волшебная, — говорила Тройка, — я часто появляюсь в сказках!»
«Я самая любимая, — говорила Пятёрка, — меня любят все школьники!»
«Я самая сильная, — говорила Девятка, — я среди вас самая большая!»
И один только Нолик не знал, чем ему похвастаться, чем похвалиться. Ведь он – просто «ничего», да и вообще на бублик похож.
Цифры нолик не любили и даже никогда с ним не разговаривали.
Как-то раз посадила Единичка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошла Единичка репку тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может.
Позвала Единичка Тройку на помощь.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Позвали цифры на помощь Пятёрку.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку,
Пятёрка за Тройку.
Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
Решили позвать на помощь Девятку. Она самая сильная, наверняка сможет репку вытянуть.
Единичка за репку,
Тройка за Единичку,
Пятёрка за Тройку,
Девятка за Пятёрку — тянут-потянут, а вытянуть все равно не могут.
Устали цифры, присели на травку отдохнуть. А в это время мимо Нолик катится, песенку поет. Подошел Нолик к цифрам и говорит: «Здравствуйте, соседки, давайте я помогу вам репку вытянуть».
Рассмеялись цифры и говорят: «Катись себе дальше! Помощник нашелся! Ты же ничто! Какая уж от тебя помощь!»
Обиделся Нолик и укатился. А цифры принялись дальше репку вытягивать. Три дня старались они и три ночи, ничего у них не получилось.
Уставшие и измученные пошли цифры к Нолику, извинились и позвали его на помощь.
Встал Нолик рядом с Единичкой и превратилась она в Десять.
Встал Нолик рядом с Тройкой и превратилась она в Тридцать.
Встал Нолик рядом с Пятёркой и превратилась она в Пятьдесят.
Встал Нолик рядом с Девяткой и превратилась она в Девяносто!
Стали цифры больше, стали сильнее! Потянули все вместе и вытянули репку.
Обрадовались цифры, Нолика давай на руках качать да в небо подбрасывать.
А потом Единичка из репки вкусный салат сделала, и устроили цифры пир на весь мир.
Ну как вам наша математическая репка? Впечатлениями можете поделиться в комментариях.
А мы пока расскажем вам длинную волшебную сказку про Иванушку-дурачка.
Как Иванушка-дурачок за счастьем ходил
В некотором царстве в некотором государстве жил-был Иванушка-дурачок. И решил он за счастьем отправиться.
Путь его лежал через темный лес. Идет Иванушка по лесу и видит, лежит на тропинке крестик какой-то.
«Это что еще такое?- думает добрый молодец. — Дай-ка, я этот крестик в болото кину».
Взял он крестик в руку и вдруг слышит тоненький голосок: «Не бросай меня в болото, Иванушка! Я лягушек боюсь. И вообще я не крестик, а плюс. Лучше возьми меня с собой, я тебе еще пригожусь».
Удивился Иванушка-дурачок, но на всякий случай плюс в карман положил.
Идет Иван дальше и вдруг о прямую палочку спотыкается.
«Ах, ты, палка-деревяшка! — разозлился Иван. — Чуть лапти мне не испортила! Вот я тебя сейчас пополам переломаю!»
Взял Иванушка-дурачок палочку в руки и вдруг слышит тоненький голосочек: «Не ломай меня, Иванушка! Сам виноват, что под ноги не смотришь! И вообще, я не просто палочка, я — минус. Возьми меня с собой, авось я тебе пригожусь».
Удивился Иван-дурак, но минус в карман положил и дальше пошел.
Идет он под елками-великанами и вдруг ему по лбу ХЛОП.
«Ой! — испугался Иван-дурак. — Что это на меня с елки упало? Шишка что ли?»
«Сам ты шишка!- сказал тоненький голосочек из травы. – Я — не шишка, а знак умножить!»
«А что ты на елке-то делал?»- спросил Иванушка.
«Что? Что? Шишки умножал! Вместо того чтобы глупые вопросы задавать, возьми меня с собой, я тебе пригожусь», — сказал знак умножения.
Положил Иванушка знак умножения в карман и дальше пошел.
А в лесу к тому времени стемнело.
Идет Иван-дурак и видит, смотрят на него из-за куста два маленьких зелененьких глаза.
«Эй, кто там? — крикнул Иванушка. — Выходи, чудище-юдище, биться будем!»
«Чего ты обзываешься? — обиженно пропищал тоненький голосок. — Никакое я не чудище-юдище, а знак деления. Возьми меня с собой, я тебе пригожусь».
Взял Иванушка-дурачок деление с собой и дальше пошел.
Долго ли коротко шел Иванушка по лесу дремучему, вдруг видит, сидит на пеньке дед Лесовик. Решил молодец у него дорогу к счастью спросить. Подошел к Лесовику, низко поклонился и говорит: «Скажи мне, дед Лесовик, не знаешь ли ты, где мне счастье искать?»
«Конечно знаю, — ответил Лесовик, — накорми меня, я тебе дорогу и покажу».
«Чем же я тебя накормлю? У меня с собой только один пирожок с капустой. Хочешь, половинку отломлю?»- предложил Иван.
«Половинку? Ну тогда я тебе про полдороги и расскажу, — обиженно сказал Лесовик, — я целый пирожок хочу, очень я их обожаю».
«Да как же я тебе целый пирожок отдам? Ведь я тогда сам голодный останусь», — сказал Иванушка.
«Не хочешь, как хочешь», — сказал дед Лесовик и отвернулся.
Пригорюнился Иванушка-дурачок, чуть не расплакался. И тут вдруг из кармана выпрыгнул плюсик, вокруг пирожка покрутился, повертелся, ударился оземь и прибавил к одному пирожку еще один такой же. И стало у Иванушки два пирожка с капустой!
Один он Деду Лесовику отдал, другой сам съел. Лесовик поел, подобрел и говорит: «Счастье твое за рекой широкой, на пригорочке в сундуке спрятано». Поблагодарил Иван-дурак деда Лесовика и дальше отправился.
Идет, идет и вдруг видит, небо все темнее и темнее, одна черная туча прилетела, а потом еще одна, а потом еще три и еще четыре. Девять черных туч все небо заволокли, света белого не видно, куда идти — не понятно.
Вдруг выпрыгнул из кармана минус. Покрутился, повертелся, крикнул: «Банзай!» — и стрелой в небо взлетел. Между тучами метался-метался, взял и вычел из девяти туч восемь. И осталась на небе всего одна черная тучка и вокруг сразу светлее стало.
«Ну ничего себе, — удивленно сказал Иванушка-дурачок, — вот это фокусы!»
«Это не фокусыыыы! Это вычитаниееее!» — прокричал минус и в воздухе растаял.
Пошел Иван дальше. Вдруг видит, раскинулась перед ним река широкая, не переплыть, не перепрыгнуть. И лодки никакой поблизости не видать.
Пригорюнился добрый молодец, не у кого помощи просить, вокруг ни души. Только две бабочки летают, нектар с цветов собирают.
Вдруг из кармана выпрыгнул знак умножения и говорит: «Не печалься Иванушка, я тебе помогу».
«Чем же ты мне поможешь? Ты ведь всего лишь маленькая точка», — расстроено сказал Иван.
Знак умножения вдруг подпрыгнул, в воздухе сальто сделал, вместе с бабочками вокруг цветов закружился. Крикнул: «Умножение рулит!» — и умножил двух бабочек на целую тысячу.
Смотрит Иван Царевич и глазам не верит. Бабочек не две, а две тысячи стало. Подлетели бабочки к Иванушке, лапками за него схватились, подняли в воздух, крылышками все вместе замахали и перенесли его через реку.
До счастья рукой подать. Вон уже и пригорочек видно, на котором сундук со счастьем стоит. А к сундуку извилистая тропинка ведет.
Бежит Иванушка-дурачок по тропинке, бежит — торопится, и вдруг видит, сидят на тропинке 11 разбойников, а перед ними 165 золотых монет. Разбойники злые, друг с другом спорят, дерутся.
«Эй, разбойники, пропустите меня!» — крикнул им Иванушка.
«Позже приходи, — сказали разбойники, — заняты мы, золото делим. А поровну поделить никак не можем».
Вдруг выскочил у Иванушки из кармана знак деления. Одному разбойнику в ухо залетел, у другого из носа вылетел, монетки пересчитал и быстро поделил их между всеми разбойниками.
Получилось, что каждому разбойнику по 15 монет досталось. Обрадовались разбойники, взяли свои монеты и уступили Иванушке-дурачку дорогу.
Добрался наконец Иван до сундучка заветного, открыл его и увидел… учебник математики)))
Стал Иванушка математику изучать и с тех пор его больше никто дурачком не называл.
Вот и сказке конец.
Волшебно? Еще бы!
А теперь математическая сказочка про Бабу Ягу и хитрый Квадрат.
Сказка про хитрый Квадрат
Жила-была в лесу в избушке на курьих ножках Баба Яга.
Лес был не простой, а математический, поэтому Баба Яга кушала не добрых молодцев и красных девиц, а геометрические фигуры.
Как-то раз решила она себе похлёбку сварить из Квадрата и пригласить на обед Кощея Бессмертного и Лешего.
Поймала Баба Яга большой и вкусный Квадрат, посадила его в чулан, а сама пошла котел с водой в печку ставить.
Сидит Квадрат в чулане и думает, как ему Бабу Ягу обмануть и в похлебку не попасть. Думал, думал и придумал. Взял и разделился пополам.
А у Бабы Яги как раз вода в котле закипела-зашипела, зашла она в чулан и видит, что вместо одного вкусного квадрата два невкусных прямоугольника сидят.
Решила Баба Яга, что галлюцинации у нее от голода начались. Закрыла она чулан и пошла Кощея на помощь звать.
А Квадрат сам в себя превратился и дальше думает, что же ему делать. Думал, думал и придумал. Взял и опять поделился на две равные части, только на этот раз от уголка до уголка.
А в это время Баба Яга с Кощеем в избушку зашли.
«Загляни-ка ты, Кощей, в чулан. — попросила Баба Яга. — Посмотри, кто там сидит? Квадрат или прямоугольники?»
Кощей чулан открыл и видит, что сидят на полу два одинаковых равнобедренных треугольника.
«Совсем ты, старая, ослепла. — сказал Кощей Бессмертный. — Какой Квадрат? Какие Прямоугольники? Там у тебя два треугольника спрятаны!»
Баба Яга совсем разволновалась, померила себе давление и пошла Лешего на помощь звать.
А Квадрат сам в себя превратился и стал дальше думать, как ему спастись и в похлебку не попасть. Думал, думал и придумал. Взял и немножко подтянул друг к другу два своих противоположных угла.
В это время Баба Яга Лешего в избушку привела и попросила: «Леший, ты у нас парень умный, загляни в чулан, посмотри, кто там сидит, квадрат, прямоугольники или треугольники?»
Леший чулан открыл и видит, сидит на полу самый настоящий ромб.
«Какой квадрат? Какие прямоугольники? Какие треугольники? В чулане у тебя ромб спрятан!» — сказал Леший.
Решила Баба Яга, что Квадрат ей какой-то ядовитый попался, схватила она его и выкинула из избушки.
А Квадрат со всех ног домой побежал и был таков.
Вот такие сказки для проекта по математичке для 3 класса мы сочинили. А может, вы своими сказочными творениями желаете поделиться? Тогда добро пожаловать в раздел для комментаторов, он находится чуть ниже.
Оформить проект можно в виде небольшой книжки с текстом и иллюстрациями к нему. А если сказочка коротенькая, то можно и на простом альбомном листе её разместить вместе с картинками.
Мы желаем вам приятного творчества и рекомендуем почитать и другие статьи полезные для начальной школы.
- «Как научить ребенка считать до 100? Метод спичечных коробков»
- «Пальцы – калькуляторы! Или «ручной» способ умножения на 9»
- «Секрет высокоскоростного деления на 5 в уме»
- «Легкий способ умножения на 11»
На сегодня все!
Желаем успехов в учебе!
Творческая команда блога «ШколаЛа.Ру».
Математика — это точная, но сложная наука, которая присутствует в окружающих явлениях и сопровождает нас всю жизнь. Математическая сказка – особый прием в педагогике, который помогает ребенку понять азы математики и легче усваивать информацию в дальнейшем. Специалисты утверждают, что в форме сказки малышу полезнее всего постигать законы мироустройства, знакомиться с нормами поведения и даже изучать математические основы.
Почему именно сказка?
Сказка – уникальное средство для обучения ребенка. Это метафора, поняв которую, малыш сможет применять общее правило в разных ситуациях. Сказка с математическим содержанием – это приключение, героями которого становятся цифры, арифметические знаки, геометрические фигуры или знакомые детям персонажи из народных сказок. Сюжет содержит понятия о времени, количестве, величинах, формах и осложнен математическими проверками и задачами.
Математическая сказка играет важную роль в обучении, например:
- способствует формированию собственного математического и логического мышления;
- выполняет познавательную функцию;
- учит выполнять простейшие арифметические действия;
- знакомит с цифрами, математическими понятиями, терминами;
- объясняет взаимосвязь между предметами и явлениями окружающего мира.
Основы науки в сказках объясняются ненавязчиво, легко и доступно для ребенка, поэтому педагоги успешно используют сказки как в подготовке дошкольников, так и в программе по математике для начальной школы.
Математические сказки для дошкольников
Привить ребенку усидчивость и любовь к числам не всегда легко, а сказки про цифры позволяют сделать это в игровой форме. Лучше подобрать сказку с рисунком – так малышу легче представить необычных героев. Попробуйте нарисовать простенькие иллюстрации сами или привлеките к процессу ребенка.
Ниже приведены примеры сказок для дошкольников.
Ноль и Единица
В одном городе жили цифры от 0 до 9. Они всегда спорили и хвастались друг перед другом, кто больше или старше. Цифры даже придумали для себя знаки «>» и «<», так им легче было хвастаться. Некоторые цифры очень грустили, особенно доставалось Нолику и Единичке, ведь они были самыми маленькими, и их постоянно дразнили: «Малыши!».
Однажды Ноль и Единица сидели и плакали от обиды, что они ничего не могут сделать против старших цифр. Тогда они взялись за руки, чтобы было не так обидно. Ноль с Единицей шли по улице, а другие цифры как-то странно на них смотрели — как будто снизу. Друзья дошли до витрины магазина и увидели в отражении, что они стали большими, как никогда! Даже больше, чем цифра 9! Так получилось число 10. Другие цифры посмотрели на 10 и поняли, что если объединиться и действовать сообща, то можно стать сильнее и больше.
Спор геометрических фигур
Заспорили Квадрат, Треугольник и Круг, кто из них важнее.
— Я важнее, ведь у меня больше всех углов – целых четыре! — сказал Квадрат.
-Ну и что, зато мои углы острее, чем твои, значит, я лучше! – возразил Треугольник.
— У меня хоть углов нет, зато я могу катиться по дорожке, а вы будете до вечера перекатываться на своих углах, – ответил на это Круг.
— Ну, можешь ты катиться, а дальше что? Никому фигура без углов не нужна, – сказал Квадрат, а Треугольник его поддержал, – даже дом не построишь без квадрата или треугольника: стены да окна у дома квадратные, а крыша – треугольная. А круга там и в помине нет!
Тут Круг говорит:
— Посмотрите на небо, там солнце, оно самое важное на небе, а оно на круг похоже! Значит, я тоже важен! Луна тоже круглая, а без нее ночью темно.
Посмотрели Квадрат с Треугольником на небо: действительно, солнце – как круг. И луна ночью круглая. Поняли фигуры, что они все важны.
— Да, — сказал Квадрат, — правда, без круга тоже никак. А вокруг нас, оказывается, столько круглых, квадратных и треугольных предметов.
Задание: А вы сможете найти такие предметы у себя дома?
Сказки для начальной школы
В начальной школе творческие способности детей лучше всего проявляются в групповых или самостоятельных проектах. Одно из таких заданий в 3 классе – математическая сказка. Можно сочинить свою собственную историю о цифрах, геометрических фигурах или использовать готовую, оформив ее иллюстрациями от руки, сделать вместе с родителями презентацию на компьютере из слайдов или придумать другой вариант. Сказка может быть написана в прозе или в стихах. Вот лишь несколько примеров математических сказок для 3 – 4 кл.
Сказка о ленивом нуле
В маленькой стране Цифрии жили цифры. Все были трудяги, только Ноль был пузатый и ленивый.
Как-то узнали товарищи, что в соседнюю страну Арифметию на службу требуются цифры, чтобы составлять уравнения и задачи для учеников. Цифры обрадовались, что теперь могут работать на благо детей, и отправились в путь. Только дорога был нелегкая. Путь пролегал под палящим солнцем, а впереди было 4 реки, которые нужно было перейти, а заодно потренироваться в арифметике.
Вот дошли они до первой реки под названием Сложение. Подбежали циферки к реке попить, а та сказала: «Я дам вам воды, но сначала вы встанете по парам и сложитесь, чтобы получилось новое число». Все цифры быстренько встали по парам, выполнили задание, а одна цифра зазевалась, ей достался Ноль. Как ни складывалась цифра с нулем, сумма не изменилась, пришлось уйти, не попив воды.
Шли цифры дальше, солнце уже в зените, воды хочется. Дошли до второй реки – Вычитание. Снова все бросились к воде, а женский голос им говорит: «Я дам вам напиться, но сначала встаньте по парам, да вычтите из большего меньшее, чтобы получилось новое число». Все быстро поделились на пары, сделали, что просят, но уже другая цифра в этот раз промедлила, ей достался Ноль. Вычла она ноль, а число не изменилось. Осталась цифра без воды, а Ноль вообще не волновался – ему было лень.
Пошли цифры дальше, дошли до реки Умножение. Снова река попросила выполнить задание – встать по парам, да помножиться друг на друга. Все быстро выполнили просьбу, но снова одной цифре не повезло, она умножилась на ноль и тоже стала нулем. Цифра даже расплакалась, так ей обидно стало, что из-за нуля все страдают.
Наконец, дошла компания до последней реки – Деление. Солнце уже не пекло, но задание все же пришлось выполнить – правила есть правила. Цифрам нужно было поделиться друг на друга так, чтобы получилось число больше единицы. Тут цифрам пришлось подумать, кто на кого должен делиться. К тому же, переругались все – никто не хотел делиться на ноль.
Дошли цифры до страны Арифметии, прибыли на службу, но пожаловались правительнице на ленивца, из-за которого все страдают. Правительница успокоила их и сказала, что всем цифрам найдется работа, даже Ноль пригодится в уравнениях или примерах. А чтобы остальные на него не злились, наделила она Ноль особой способностью: если он встает справа от любой цифры, то увеличивает ее в 10 раз.
Так Ноль перестал лениться и почувствовал себя нужным, а товарищи больше на него не обижались. Но делиться на него до сих пор никто не хочет, чтобы не зазнавался и помнил, как он своей ленью друзей подвел.
Логическая сказка о верблюдах
Однажды к отцу пришли три сына и попросили отпустить их во взрослую жизнь:
— Кланяемся мы тебе, батенька, но просим твоего разрешения пойти жить отдельно – выросли мы уже.
Отец согласился, только назвал одно условие:
— Я вас отпущу, но прежде вы возьмете себе верблюдов из моего стада. Старший сын возьмет половину, средний сын – одну треть, а младший сын – одну девятую. Если поделите семнадцать верблюдов, как я сказал, – идите с миром.
Пытали братья поделить верблюдов так и эдак, да никак не получалось. Расстроились молодцы, видать не хочет отец их отпускать. Пошли братья к мудрому старцу за советом. Старец нашел решение:
— Я отправлю своего верблюда вам на помощь. Это легкая задача, даже верблюд сможет поделить ваше стадо.
Братья послушали мудреца, поставили верблюда в стойло к остальным, как тут же поняли, что теперь-то верблюдов стало восемнадцать! Разделили они верблюдов, как велел отец: старшему сыну половину, среднему – треть, младшему – девятую часть, и вдруг обнаружили, что в стойле остался один верблюд. Думали, что с ним делать, решили отдать его мудрецу в благодарность за то, что помог им решить задачу. Пришли братья к старцу, привели верблюда, а старец говорит:
— Поставьте его в стойло, я ему уже корм приготовил.
Удивились молодцы: как это старец догадался, что они приведут верблюда? А тот засмеялся и ответил:
— Мой верблюд меня предупредил, что вернется домой, как только поможет вам решить задачу.
Вопросы:
- Сколько верблюдов забрал каждый сын?
- Почему сначала задачу нельзя было решить, а потом получилось?
- Почему после деления верблюдов между братьями остался один верблюд?
Математические сказки для 5 класса
Сказочная математика применяется не только в обучении младших школьников – ученики 5 класса тоже сочиняют математические сказки. Вот несколько примеров.
Хитрый король
В одном королевстве правил хитрый король, который старался обмануть своих подданных да нажить себе денег. Однажды он созвал свою армию и сказал:
— Воины! Вы славно служите мне, я хочу вас отблагодарить. Я увеличиваю ваше месячное жалование на 20%!
Воины обрадовались, закричали: «Ура, да здравствует король!».
А король продолжил:
— Но только на один месяц. Вы будете получать больше денег ровно один месяц, а потом я снова понижу ваше жалование на 20%, и все будет, как было раньше.
Воины пожали плечами, да только порадовались тому, что хотя бы один месяц они будут получать больше.
«Да здравствует король, — говорил один старый воин друзьям, — раньше я получал 10 тыс., а в этом месяце получил 12 тыс., а потом снова буду получать 10, я ничего не теряю».
Но прошел месяц, а воин, как и другие, получил не 10 тыс. ровно, а 9 тыс. 600 рублей.
«Как же так? Ведь король обещал снизить жалование 20% и сказал, что мы ничего не потеряем!».
Расстроились воины, пошли к мудрецу. Мудрец выслушал подданных короля, улыбнулся и поведал, как король обхитрил свою армию: он поднял жалование на 20% от 10 тыс. – это 2 тыс., а потом снизил на 20% от 12 тыс. – это 2 тыс. 400 руб. В итоге воины стали получать даже меньше, чем раньше.
Расстроились товарищи, решили провести хитрого короля.
— Ваше Величество, – сказали они, — Вы были правы, когда повысили нам жалование, а потом понизили, сказав, что это одно и то же. Мы преданно служим Вам, поэтому просим сделать это еще раз, только теперь наоборот: сначала понизить нам жалование на 20%, а потом опять поднять на 20%.
Король не стал возражать и согласился на предложение.
Задание: Посчитайте, сколько денег получит воин через месяц? А через 2 месяца? Кто оказался хитрее?
Сказка о смешанных числах
В стране Математике был Город Правильных Дробей. В этом городе можно было встретить разных жителей. Кто-то из них был маленький — 1/7 или 1/9, кто-то большой — 2/3 или 5/6.
Жители города считали себя очень красивыми. Они действительно были красивые: верх у этих дробей был утонченный, легкий, а низ был больше размером, но смотрелась такая дробь очень гармонично. От того, что дроби были красивыми, они называли себя Правильными.
Как-то в городском парке дроби сидели у фонтана, мило беседовали, как вдруг все замерли и уставились на странную дробь. Верх у нее был толстый, тяжелый, а низ такой тоненький, что дробь еле-еле держалась на ногах.
— Вы только посмотрите, какая уродина! – брезгливо сказала красавица 4/5.
Дробь 4/5 правда была красива, тут не поспоришь.
— Да, сидела бы лучше дома, что дробей пугать! – поддержала подругу 8/9. Она была не такая красивая – с длинным хвостом, но зато большая, поэтому позволяла себе такие вольности.
— Неправильная ты какая-то, — добавила дробь 5/6.
А дробь эта действительно была неправильная, непропорциональная, звали ее 7/6. Бедняжку постоянно дразнили из-за нетипичной внешности, и она каждый раз плакала, В этот раз 7/6 не выдержала: решила уйти из города и отправиться в странствие.
Собрала дробь 7/6 узелок в дорогу и пошла. Шла долго, но в итоге подошла к воротам города. Дробь постучалась в ворота, а когда ей открыли, перед странницей стояло число 1, а за ручку оно держало маленькую дробь 1/9.
— Здравствуйте, меня зовут дробь 7/6, я хотела бы остановиться в вашем городе. Не приютите ли вы меня? – спросила робко Неправильная дробь. – Меня высмеивали и унижали в Городе Правильных Дробей, мне некуда больше пойти.
Странное создание улыбнулось и сказало:
— Добро пожаловать в Город Смешанных Чисел, милая Неправильная дробь!
И тут произошло что-то необычное, чего дробь 7/6 даже не смогла сразу понять: целое число подняло на руки маленькую дробь и превратилось… в Неправильную дробь 10/9!
— Ничего себе, так Вы – тоже Неправильная дробь?! – воскликнула 7/6.
— Вообще я – Смешанное Число, но могу превращаться в Неправильную дробь. Хотя быть Смешанным Числом гораздо удобнее. Попробуй тоже, – ответила дробь 10/9.
Дробь 7/6 закрыла глаза, сосредоточилась и… почувствовала, как стала большой, а кто-то взял ее за руку. Оказалось, теперь она не 7/6, а Смешанное Число 1 и 1/6.
Так несчастная дробь, которую все дразнили, нашла место, где стала счастливой, и забыла про Город Правильных Дробей. Да и понятия о красоте в Городе Смешанных Чисел совсем другие.
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Детство любого ребенка сложно представить без сказки. Мир воображения безграничен, поэтому сказка – уникальный инструмент не только для постижения жизненных законов, но и для обучения наукам. Вымышленные истории с математическим содержанием позволяют детям усваивать материал с практической стороны, не зацикливаясь на теоретической части правил.
Для сказки не существует возрастных рамок, ведь по мере развития ребенка истории наполняются новым смыслом, адекватным его возрасту. Вот почему сказки успешно применяются педагогами и родителями в дошкольной подготовке малышей и обучении математике младших и даже старших школьников.
В школе учащимся 3,4,5 и более старших классов могут задавать подготовить проект «Математическая сказка», где ребенку предлагают самому придумать сказку, где главными героями будут выступать математические понятия: цифры, знаки, геометрические фигуры, уравнения.
- Математические сказки
- Сказка про цифры и знаки
- Страна Математика
- Сказка про НУЛЬ
- Сказка про Единицу (ОДИН)
- Сказка про цифру ДВА
- Сказка про цифру ТРИ
- Сказка про цифру ЧЕТЫРЕ
- Сказка про цифру Пять
- Сказка про цифру ШЕСТЬ
- Сказка про цифру СЕМЬ
- Сказка про цифру ВОСЕМЬ
- Сказка про цифру Девять
- Сказка «Страна чисел»
- Сказка о том, как 4 мушкетера спасли королевство Цифр
- Приключения в городе Цифры
- Сказка «Две сестры» (про алгебру и геометрию)
- Сказка про геометрические фигуры
- Сказка про путаницу в городе знаков
- Сказка об углах
- Геометрическая сказка «Как биссектриса угла спасла»
- Сказка о координатной плоскости
- Сказка о положительных и отрицательных числах
- Как оформить проект
Проект можно оформить в виде рисунка, книжки, презентации и даже фильма!
Математические сказки
Примеры математических сказок, придуманных с детьми при выполнении проекта по математике в 3 классе
Сказка про цифры и знаки
В одном очень большом городе с названием «Математика», на арифметической улице жила-была маленькая цифра. А звали ее единица. Жила она в большом прямоугольном доме. Там было много других цифр. Больших и маленьких. Среди них были и Десятки, и Сотни, а на верхнем этаже жила даже Тысяча. Она была очень важна и всегда поглядывала на всех свысока.
Однажды во дворе собрались несколько маленьких цифр. Это были друзья Единицы: Двойка с волнистым хвостиком, модница Восьмерка и толстяк Нолик. Они весело играли в классики, прыгая по расчерченным клеткам. Вдруг к ним во двор въехал автомобиль. Из дома вышла важная Тысяча, села в него и уехала.
— Интересно, куда она поехала, — спросила единица, — я хочу посмотреть. А давайте пойдем гулять. Говорят, на том конце города живут даже Миллионы.
— Да, я однажды их видел, — проговорил Нуль .- Они такие огромные. Может быть, мы их увидим еще раз.
И друзья отправились в путь. Они шли по геометрической улице и по алгебраической. Вокруг были прямоугольные и квадратные дома, а крыши на них были треугольные. Но вот они вышли на площадь Круга и увидели большой, высокий дом. К этому дому подъезжали автомобили и оттуда выходили важные цифры: сотни и тысячи, и даже миллионы. Маленькие цифры от удивления замерли на месте.
— А что это за здание? — Спросила двойка и встряхнула хвостиком.
— Почему они туда все идут? А можно и нам попасть туда?
— Это здание называется школа. Там изучают цифры — ответили на ее вопросы Знак Плюс и Знак минус.
— Простите, а вы кто? — спросили их цифры.
— Я Знак Плюс. Я работаю в этом здании над увеличением чисел. А вот и мой товарищ. Его зовут Знак минус. Он числа уменьшает. Но вы не бойтесь его. В нашем городе просто так менять цифры нельзя, во всем должен быть порядок. А хотите, мы расскажем вам историю, которая произошла с нами вчера?
— Да, очень хотим! – закричали цифры-малыши.
— Вот, слушайте. Мы-друзья не разлей вода. Вчера вечером делать было нечего. Мы сидели и решали задачки. Вдруг минус вскочил и закричал на весь наш дом:
— А ты знаешь, что я нужнее тебя?!
— Это почему же?
— Потому, что я у всех все забираю! И этим горжусь!
— Ты не гордишься, а хвастаешься! — Сказал Плюс. — Это я лучше тебя!
— Нет я!
— Нет я!
Так мы долго спорили, пока Плюс не сказал:
— Минус, пойдем к Равно, он решит нашу проблему.
Мы пошли к Равно, но его не было дома. Соседи сказали, что он пошел на собрание. Тогда мы пошли к себе домой, а по дороге и забыли, что поссорились.
— А теперь, малыши-цифры, вам пора домой. Вы же ушли из дома без разрешения, а так делать нельзя. Вы дорогу сами найдете или вас проводить?
— Мы сами, дружно закричали цифры-малыши и побежали домой. Мимо прямоугольных и квадратных домов, на свою арифметическую улицу.
Страна Математика
Можно использовать как одну большую сказку, а можно и разделить на маленькие: сказку про цифру 1, сказку про цифру 2, цифру 3 и т.п.
Есть немало стран на свете, больших и малых, далеких и близких. И есть среди них несколько сказочных, волшебных, необычных. Одна из таких стран — Математика. Находится она так далеко, что не доедешь до нее автобусом, не домчишь поездом, не доплывешь кораблем, не долетишь самолетом. Только мыслью да умом можешь побывать там.
Живут в этой стране числа, цифры. Знаки, геометрические фигуры и геометрические тела. И живут они дружно, без ссор, потому что придерживаются давно установленных математических законов и правил.
Размещена страна Математика на ровной местности, которая поделена синими линиями на ячейки так же, как ученическая тетрадь. Есть в стране город нулей, город единиц, город двоек, город троек, город четверок, город п»ятірок, город шестерок, город семерок, город восьмерок, город дев»ларьков, город десяток. И в каждом городе происходят свои события, свои истории…
Сказка про НУЛЬ
В стране Математика есть городки, где проживают числа. Мыслью перемещаемся в город ноль. Домики в нем похожи на фасолинки или яйца. И обитают у них нули.
Странно, почему они такие пухленькие, кругленькие? Они же ничего не едят. Да и есть у них нечего. И ни посуды, ни предметов быта, ни мебели они не имеют. И ничем нули не занимаются. Ни фабрик, ни заводов, ни школ, ни библиотек в городе нет.
И любят нули, когда к ним в гости приходят числа из других городов. Нолики вежливо приветствуют гостей, приглашают на пешую прогулку по улицам города. Все прогуливаются и дышат ночным не загрязненным свежим воздухом.
Нули очень воспитаны. Они никогда не становятся в паре впереди другого числа. И ходят по улицам двухзначные числа: 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
Сказка про Единицу (ОДИН)
А вот избушка — клеточка единицы. В этой избушке одна комната. Все в ней на своем месте. Посреди комнаты стоит один стол, возле него — один стул, в уголке у окна – одна кровать, возле него – одна тумбочка. А на стене висит одна полка, где лежит одна книжка. Она зовется «Математика».
Единица читает ее один раз в сутки – перед сном. Когда уснет единица, то видит цветные сны о вкусных фруктах из дальних стран.
Вот на подносе лежит один банан, один ананас, один апельсин, один лимон, один арбуз. А главное то, что этими плодами единица может поделиться с сестрицами – единицами. Но вот пропел первый петух — сон исчез. Пора за работу браться.
Сказка про цифру ДВА
Знает каждый, что число 2 обозначается двойкой. Похожа двойка на уточку: круглая головка, вытянутая шейка, изогнутый хвостик. Кажется, что вот цифра скажет: «Кря-кря!»
Как уточка, двойка любит воду: дважды в день купается она в двух мисках. В одной мисочке налита вода с солнечными зайчиками. Во второй мисочке – вода с вечерними звездочками. И дважды двойка чистит зубы: утром и вечером. Вытирается она двумя полетцами: один для головки и шейки, а второе для хвостика. Вот какая опрятная двойка!
Сказка про цифру ТРИ
Тройка очень гордится тем, что похожа на большую букву «З» или на два месяца, которые объединились рожками. Верхний, меньший, полуовал всегда катается на нижнем, большем. И покрикивает: «Тр-тр-тр!»
Как-то третьего дня недели пошла Тройка в лес за грибами. Недолго бродила по лесным тропинкам, а корзина уже полная. Лежат в нем три боровика, три лисички, три опенка, три сыроежки, три подберезовика. Видела тройка три мухомора и брать не стала, потому что знала, что они ядовитые.
Сказка про цифру ЧЕТЫРЕ
Четверка — физкультурница. Она любит выполнять упражнения утренней гимнастики с флажками. Поэтому и сама похожа на флажок, только без верхней горизонтальной линии.
Все упражнения делает четверка четко и точно: четыре наклона вперед, четыре наклона влево и вправо, четыре приседания, четыре прыжка на одной ноге. У четверки, как известно, одна нога. От физических тренировок стоит она крепко.
Советует четверка всем заниматься спортом, потому что спорт -это здоровье.
Сказка про цифру Пять
Знаете, с кем дружит пятерка? Догадались? Она – подружка пяти пальцев человека. Их 5 на правой руке, 5 на левой руке, 5 на правой ноге, 5 на левой ноге.
На зиму малышни пятерка плетет мягкие перчатки. Первая избушка для большого пальца, вторая – для указательного, третья – для среднего, четвертая – для безымянного, а пятая – для мизинчика. Тепло и уютно пальчикам в перчатках!
Сказка про цифру ШЕСТЬ
Однажды число 6 пошло странствовать. В первый день дня побывала в гостях у Понедельника, второй день – у Вторника, третий день пришка к Среде, четвертый день – к Четвергу, в пятый день пришла к Пятнице, шестой день – к Субботе.
Нигде не задержалась шестерка более одних суток, а вот у Субботы пробыла аж 6 дней. Там они научились петь 6 песен о дружбе, рассказывать 6 стихов о природе, рисовать 6 рисунков о зверятах, показывать 6 фокусов. Когда возвращалась Шестерка домой, то пригласила Субботу к себе в гости.
Сказка про цифру СЕМЬ
У числа семь очень необычная избушка. Дверь в ней открывается лишь тогда, когда скажешь: «семь, семь, откройся!».
Однажды пошла Семерка в лес по землянику. А в это время волк-хищник вышел на охоту. От голода он напрочь разозлился. И потому, когда увидел Семерку, зарычал и бросился на нее. Семь начала убегать по утоптанной тропинке. А волк вот-вот догонит ее.
Но произошло чудо -вмиг семерка поднялась в воздух и понеслась от зверя, как на крыльях. Семёрка подняла глаза и увидела, что ее подхватили и несут семь букашек и жучков: солнышко, пчела, оса, шмель, майский жук, жук-олень, жук-носорог.
А вот и избушка. Семёрка воскликнула: «семь, семь, откройся!». Дверь распахнулась и спасители влетели с Семёркой в дом.
Сморенный, голодный волк долго бродил возле домика. Добрая Семёрочка пожалела волка и бросила ему из окна 7 кусочков хлеба. Зверь съел их, поблагодарил 7 раз и довольный вернулся в лес.
Сказка про цифру ВОСЕМЬ
В одном сказочном городке в восьмиэтажном доме жили 8 пекарей. И взрослые, и дети уважали их за то, что умели пекари изготавливать изделия из теста причудливой формы.
Пекарь, который жил на первом этаже, выпекал бублики, пекарь со второго этажа – печенье, с третьего этажа – булочки с четвертого этажа – пиццу, с пятого – круглые буханки хлеба, с шестого – пампушки, с седьмого – пирожные, с восьмого – торты.
Сказка про цифру Девять
У Березовой рощи в щегольском доме жила себе девятка. Издавна она влюблена в цветы. С утра и до вечера без устали работала на клумбах.
А их было у нее аж девять. Росли там желтые тюльпаны, белые нарциссы, фиолетовые флоксы, синие ирисы, красные пионы,
Розовые георгины, оранжевые лилии, вишневые мальвы.
В саду дев»ятка ухаживала 9 кустов роз, жасмина, сирени, шиповника, бузины, калины, малины, крыжовника, смородины.
Сказка «Страна чисел»
Было это очень давно. За двадцать земель от нашего края раскинулась страна Чисел. А ее жители обитали в домиках, напоминавших треугольники, квадраты, конусы. Интересно было то, что ни один житель страны не имел друга. А не давал им подружиться злой колдун ноль. Он всегда сеял между цифрами ссору, ложь и хаос. А делал он это потому, что не был он натуральным числом. И вот однажды в страну пожаловала принцесса Единица. Она смогла подружиться с каждым числом и образовала натуральный ряд чисел. Вот так у каждой цифры появился друг.
Сказка о том, как 4 мушкетера спасли королевство Цифр
Однажды в королевстве Цифр случилось несчастье-заболела королева Двенадцать. И в свое отсутствие поставила главной на трон свою младшую сестру Двойку. А она создала в королевстве хаос. Цифры отказывались работать друг с другом, и от этого нельзя было составить ни одного примера, уравнения или задачи. Отрезки и линии поссорились с метрами и сантиметрами, а лучи вовсе отказались выходить из своих домиков. И вот однажды отважные и храбрые мушкетеры: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление решили спасти королевство от хаоса и ссор. В замке воцарились покой, взаимопомощь и дружба между цифрами. Королевство было спасено, оно стало еще сильнее и богаче. Королева Двенадцать этому очень обрадовалась и быстро выздоровела.
Приключения в городе Цифры
В стране математики был город Цифры. А жильцов в нем было всего лишь десять. Самым старшим был круглый ноль. Но он был таким старым, что поселился в самом дальнем доме города и никуда оттуда не выходил. Остальные цифры жили по периметру большой квадратной площади. Четные цифры жили с одной стороны, а нечетные — с другой. И все они уважали единицу, потому что, хоть она и была самой худой и маленькой, но с ней можно было проводить все простые математические операции — прибавлять, вычитать, умножать и делить. Прошло несколько лет и Единица так возгордилась своим положением, что ходила по городу с задранной головой и все должны были с ней здороваться. Девять других цифр не знали, как это изменить. Ведь они все это затеяли давным — давно. Они пошли к нулю спрашивать совета. Сначала бежала двойка. А чего бежала? Потому что похожа была на лошадь. Вот только с коротенькими ножками, поэтому бег очень напоминал прыжки. Дальше важно переваливалась Тройка, она была похожа на игрушку — неваляшку, но немного поломанную. Больше похожей на игрушку была восьмерка. Четверка, словно перевернутый стул, Но ее длинные ноги несли свою хозяйку очень быстро. Семерка была похожа на большую птицу. Видимо, журавля. Словно близнецы, сзади направлялись шестерка и девятка. Вот только одна была отражением другой. А Пятерка? Она шла позади двойки. Она и не знала, на что она была похожа. Цифры собрались перед домом Нуля. А что он сказал: — Важны все цифры, и хоть Единица — самая популярная цифра, но она ничто без остальных. Сама единица не составит все числа в мире. Поэтому хочу предложить перестать с ней разговаривать. А для единицы это станет уроком. Несколько дней цифры не обращали внимание на самую маленькую жительницу города. А единице из-за этого стало очень одиноко. Никто с ней не здоровался, никто не разговаривал. Поэтому на следующее утро эта напыщенная цифра сама начала со всеми здороваться. Ведь все цифры нужны.
Сказка «Две сестры» (про алгебру и геометрию)
Жила в одной стране жила -была мама Математика и было у нее две дочери – Алгебра и Геометрия. Две сестры всегда спорили, кто важнее другой. Однажды мать не выдержала и сказала:
— Не нужно ссориться, вы обе важны. Смотри, Алгебра, ты имеешь дело с уравнениями, с числами и буквами. А теперь представь себе дорогая, сможешь ли ты написать число десять без круга (нуля)?
— Нет, мама!
— А ты, геометрия, сможешь решить свои задачи без чисел?
— Нет, мама!
— Вы обе мои доченьки, обе важные, обе нужные. И одна дополняет другую.
Алгебре с сестрой стало стыдно и они попросили друг у друга прощения. Ведь поняли, что одна без другой не могут существовать.
Сказка про геометрические фигуры
На краю света очень давно была страна Математика. А была она совсем маленькой. Всего несколько городов. И города в этой стране были особенными. В одном жили цифры, в другом знаки, в третьем геометрические фигуры. Вот эта история происходила именно в третьем городе.
Каждая фигура, которая здесь жила, была уникальной. И никто из жителей этого города никогда не хотел занять место другой. У Треугольника было больше всего сторонников, ведь именно из треугольников можно сделать квадрат, прямоугольник или ромб. Даже напыщенная Трапеция с уважением относилась к старому и мудрому Треугольнику. А его младшие поклонники Квадрат, Ромб и Прямоугольник всегда спрашивали у старого учителя совета. С другой стороны улицы жили Круг, Овал и Эллипс.
Но самыми интересными фигурами города, которых все очень любили за веселый нрав, были Сердце и Звездочка. Эти подружки не давать скучать никому в городе. Были они неразлучными и все дни и вечера проводили на улице. Днем сравнивали облака с фигурами, а вечером наблюдали за небесными звездами и спорили, какая из них сияет ярче.
Вот так и проходила жизнь в этом городке, пока однажды утром не случилось беды. Круг решил зайти к своему соседу Эллипсу, а того не оказалось дома.
— Где же он может быть? — спрашивали друг друга фигуры на площади города.
— Куда он делся?
— Его и заменить нельзя. Из двух кругов никогда не получится эллипса. Да и из Овала тоже. Разве что он поправится, — сказал круг.
— Вывод один. Надо идти и искать нашего товарища, — сказал Треугольник.
— Но где? Но как? — захлопотали Сердце и Звездочка.
— За городом, — ответил Треугольник.
Все собрались у местных ворот. Никто из фигур уже и не припоминал, что творится за пределами их города. Они же так давно здесь поселились.
Но идти долго не пришлось. В нескольких шагах от ворот фигуры увидели Эллипса. Все так обрадовались, что бросились ему навстречу.
— Где же ты был? — спрашивали друзья. — Как же мы без тебя?
И вот что рассказал им Эллипс. Он был местным ученым и очень любил читать. Вот в Истории Математики несколько дней назад он нашел сообщение о старом Угле, который принимал участие в создании их города, а затем переселился в лес, где имел возможность видеть разных животных. Вот Эллипс и решил проверить, правда ли все это.
— И как, нашел? — поинтересовались Звездочка с подругой.
Даже Трапеция заинтересованно нагнулась в сторону Эллипса.
— Так. Но дорога до того леса так длинна и трудна, что Угол предложил мне заночевать у него. И я согласился, — ответил тот. — Дедушка Угол много чего интересного мне рассказал, поэтому я и задержался. Теперь я буду чаще его навещать.
— Хорошо, что ты вернулся, — сказали фигуры и пошли на площадь города.
Им еще надо дослушать рассказ Эллипса до конца. Но это можно сделать и вблизи родного дома.
Сказка про путаницу в городе знаков
В одном из городов Математики жили знаки. Нет, не разделительные, как в стране, и не дорожные. А математические. Жителей здесь было немного. Главными знаками были Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Другие математические знаки, если и были таковые, жили не здесь. Но дело не в этом. Однажды знаки взбунтовались.
— Мне надоело делать только одно действие, — кричало Сложение.
— Из-за меня число только увеличивается, — говорило Умножения.
— А я только всех делю, — тихо сказало Деление.
— Это ничего, ни у кого из вас в конце не бывает нулей, — вздохнуло Вычитание.
И тут неизвестно у кого из знаков возникла мысль о неразберихе. Да не обычной, а такой, что неизвестно когда и какой знак где окажется. С этого все и началось. Когда кто-то из детей или взрослых хотел прибавить числа, иногда они вычитались, а иногда даже делились. Поначалу это вызывало лишь смех. Но впоследствии люди начали сетовать на цифры и числа. А те же не виноваты ни в чем. Да еще и сами благодаря путанице со знаками запутались, что им делать: умножаться ли, вычитаться ли. И так бы, может, продолжалось еще очень долго, если бы эта неразбериха не надоела самим знакам. Они снова собрались на главной площади города. — Все, я больше так не могу. У меня в голове все запуталось. Я снова хочу лишь делить, — сказало Деление.
— Полностью вас поддерживаю, — добавило Сложение.
— И я, и я! — закричали хором Умножение и Вычитание. С тех пор все стало на свои места. Люди снова полюбили математику, потому что числа и знаки всегда стояли на своих местах и делали все правильно. Цифры перестали сердиться на знаки. Те же так слезно просили прощения. А сами знаки… Им самим нравился порядок.
Сказка об углах
В королевстве геометрических фигур жил себе один человек по имени Угол. У него было три сына: прямой, Тупой и острый. Хотя сыновья были одной красоты, имели у себя два луча с общим началом, но согласия между ними не было.
Прямой угол был очень честен, откровенен, справедлив, всегда говорил правду в глаза. Двигался он ровно с прямой спиной гордой походкой.
Тупой угол был очень толстый и неповоротливый. Во время шествия его спина наклонялась назад и он часто падал. Поэтому он вел спокойный образ жизни и был очень вялый и ленивый.
Острый угол все время был наклонен вперед, ходил так, будто, пригибался. Он мог пробраться в любое место, был оживлен и активен. Его еще называли «сыщик».
Во время споров, которые часто происходили между братьями, каждый доказывал свои преимущества. Больше всего хвастался самый молодой-острый угол: «Я чаще всего нужен всем! Острое лезвие у ножа, у ножниц острые зубы в людей и животных, острые клювы у птиц, да и в геометрических фигурах меня больше всего, потому что треугольник имеет всегда хотя бы два острых угла».
Здесь Прямой угол не выдержал и заявил, что именно он больше всего нужен людям, ведь без него стол не удержится прямо, и дом развалится, когда косо поставленные стены, и шкаф упадет на пол, если ее дверь не будут прямыми.
Долго думал тупой угол, чтобы оправдать свое существование. Ведь, треугольники бывают только с одним тупым углом и то, очень редко, а найти свою пользу в квартире он так и не смог, зато выйдя на улицу увидел себя на крышах домов, на колесах автомобилей.
Услышав споры братьев отец сказал: «Все вы очень нужны людям, поэтому идите и ищите свое место среди людей. Старшим среди вас будет прямой угол, ибо он наиболее нужен всем».
Геометрическая сказка «Как биссектриса угла спасла»
В тридевятом царстве в математическом государстве жили-были углы — этакие любопытные существа. Как и люди, имели они одну, хоть и не очень большую голову, две руки, которые могли в любой миг стать длиннее. Вот и протягивали они их без конца и края. Но не было у тех углов ног. А так хотелось пройтись, мир увидить и себя показать. Что уж они только не придумывали: и до кучи ютились и за руку брались, да никак не могли сдвинуться с места. Но еще больше их угнетало то, что не имели они родственников, каждый жил сам по себе. И если маленькие углы хоть немного могли с собой пообщаться, то большим и пузатым было это не под силу.
Жил в том королевстве царь, да такой уж толстый, что у него не только руки, но и глаза торчали в разные стороны так, что никогда друг друга и не видели. А о том, как уж трудно было тому царю, то ни в сказке сказать, ни пером описать.
Как-то услышал он новость, что легко похудеть можно. И начал прибегать к разным хитростям. Но ничего у него не получалось. Впал он в отчаяние, да так неподвижно и оставался лежать и день и ночь.
И начали маленькие углы царство свое спасать. Клич бросили: «кто — царя развлечет, тот полцарства получит». Услышал об этом лучик. Прыткий такой, бегал по свету, странствовал по царству, фигуры разные выделывал. О мастерстве его знали в королевстве. И решил он помочь бедным углам.
Стал над пузатым царем и задумался: «И полцарства мне не помешает, и братьев себе наживу». Так и прошел прямо по середине, чтобы случайно не обидеть ни одну, ни вторую половину. Вмиг полегчало бедному царю, да так, что тот больше не захотел. Признал что от лучика в царстве больше пользы. Пусть он царствует.
И зажили они вкупе: два брата-углы, одинаковые, как две капли воды. А такой нежный, хрупкий лучик, который от того, что много добрых дел сделал и талантлив был, превратился в красавицу девушку, будто бисером вышитую.
И назвали ее необычным именем – биссектриса. И стала она навеки верной и справедливой сестрицей углам. Где бы она ни прошла, всегда пополам делит, никого не обидит, слишком уж учтива и воспитана.
Сказка о координатной плоскости
В Древнем математическом городе жил почтенный математик Декарт. Все его очень уважали и почитали, ведь по древним преданиям именно он построил этот величественный загадочный город.
Королевой этого города была координатная плоскость. Для Ее Величества был построен великолепный дворец. Дворец был очень большим, поэтому ради порядка королева совершала ежедневный обход своих владений и начинала его с комнаты, которая называлась начало.
У королевы было 2 дочери. Старшую звали Абсцисса. Ее комнаты размещались влево и вправо от Начала. Меньшую звали Ордината. Она владела комнатами вверх и вниз от начала. Каждая дочь имела свою золотую стрелу, которой имели право стрелять: только вправо, а Ордината только вверх. Сестры гуляли только по своим комнатам, а встречались лишь в Начале, а потом снова разошлись.
Когда сестры подросли им захотелось изучить всю территорию владений их мамы, а не только двигаться вправо и влево, вверх и вниз. Королева разрешила им выходить за пределы своих комнат, но лишь с ее разрешения в определенные места. Каждый день королева назначала дочерям место встречи таким образом: если Абсцисса отступит два шага вправо, а Ордината три шага вверх, а затем будут двигаться по перпендикулярных прямых, то встретятся у волшебного озера, а если Абсцисса пойдет на три шага влево, а Ордината вниз на четыре шага, то попадут во время встречи на волшебную поляну. Таким образом с помощью королевы Координатная Плоскость дочери изучили все особенности их бесконечной территории.
Позже королева разрешила дочерям самостоятельно двигаться по плоскости, оставляя свои координаты-абсциссу(х) и ординату (у).
Сказка о положительных и отрицательных числах
Давно это было. За морями, за океанами, в дремучем непроходимом лесу жило племя натуральных чисел. Вождя племени звали Эном. Племя натуральных чисел жило дружно, ибо все его жители выполняли лишь одну функцию – они считали все предметы, встречавшиеся вокруг них. Но когда они пересчитали все деревья, кусты, животные по нескольку раз, жить им стало невыносимо скучно. Собравшись на большой совет они решили исследовать окружающие территории, потому что возможно они в этом лесу не одни?
И вот они отправились исследовать окрестные территории. Недалеко от числа 1 они обнаружили большое круглое озеро (число 0). Набравшись смелости они решили переплыть его и оказались на противоположной стороне этого озера. Но когда они вышли из озера, то поняли, что вода в озере необычная, потому что у каждого из них появился знак минус. Оглядевшись вокруг, они заметили, что таких, как они жителей здесь есть очень много и все они по внешнему виду очень похожи на них, но носят перед собой, какой-то странный знак минус. Эти жители называли себя отрицательными числами. Они рассказали, что их основная работа – все вычитать. И вот они узнали, что превратили свою местность в пустыню.
Положительные числа научили отрицательные числа складывать и выполнять другие арифметические действия. Племя натуральных чисел, противоположных им чисел и 0 объединили в одно большое племя «целые числа». Его правителя назвали Зетом.
После этого положительные и отрицательные числа приглашали друг друга в гости. Но, чтобы отрицательным числам перебраться на территорию положительных чисел они должны были переплыть большое озеро при этом, сменившись на противоположные. Если положительные числа хотели посетить отрицательные числа, то они также переплывали через это озеро и менялись на противоположные.
Говорят, что племя целых чисел очень дружное и охотно выполняет все математические задачи.
Как оформить проект
Для создания своих иллюстраций при разработке презентации к проекту можете использовать:
-
Трафареты и шаблоны цифр
-
Шаблоны с глазками, чтобы «оживить» участников сказки
- Изображения углов разных градусов
- Шаблоны геометрических фигур
- Скачать примеры презентаций
Примеры оформления и картинки к проекту