1.
«Социальная мобильность»
Зайцева Е.А., учитель истории и
обществознания МБОУ «Клюквинская СОШ»
Курского района Курской области
2.
Тема: «Социальная мобильность.
Примеры социальной мобильности в
сказках»
Цель: показ социальной мобильности, её основных
каналов на примерах сказок.
Задачи: проанализировать социальную
мобильность, её виды; рассмотреть каналы
социальной мобильности («социальные лифты») на
примерах сказочных персонажей.
3.
Российскоамериканский
социолог и культуролог
Сорокин Питирим
Александрович
(1889-1968)
«Социальная
мобильность»
4.
• Социальная мобильность —
перемещение человеческих общностей
или индивидов в социальной структуре,
смена социального статуса или
принадлежности к страте.
5.
«Социальная мобильность»
Типы социальной мобильности:
перемещение
индивида восходящее
или
нисходящее из одного слоя
в другой
Вертикальная
переход из одной социальной
группы в другую на одном
и том же уровне общественной
стратификации
Вертикальная
Горизонтальная
6.
Социальный статус
«Социальные лифты»
Образование
Армия
Церковь
7.
Шарль Перо «Золушка»
8.
Г.Х. Андерсен «Свинопас»
9.
Сказка А.С. Пушкина
«О рыбаке и рыбке»
10.
А.Н. Толстой
«Приключения Буратино»
11.
Г.Х. Андерсен «Ганс-чурбан»
12.
Русские народные сказки
Емеля
Иван-дурак
13.
Факторы индивидуальной
мобильности
• образование
• социальный статус
семьи
• брак
• армия
• СМИ
• занятия
политической и
общественной
деятельностью
• спорт
14.
15.
Интернет-ресурсы:
http://yastudent.com/wp-content/uploads/2015/03/032915_1617_1.png
http://arcticaoy.ru/fb.ru/misc/i/gallery/5308/699480.jpg
http://savepic.ru/668236.jpg
http://fs00.infourok.ru/images/doc/282/288038/img3.jpg
https://www.weblancer.net/download/82246.jpg
http://i.allday.ru/5a/95/38/1331826063_157989.jpg
http://opentorrent.ru/photos/0806161921124787_f14_4.jpg
http://s017.radikal.ru/i438/1411/cf/5cb9a0b54215.jpg
https://snob.ru/i/indoc/72/blog_entry_449986.jpg
http://ariaart.ru/0/A/Andersen%20G.%20Gans%20Churban%20(M.%20Lobova)/8.jpg
http://clubladycharm.ru/images/otnosheniya-s-nachalstvom-karjerist.jpg
http://watermarked.cutcaster.com/cutcaster-photo-800926696-Elevator.jpg
Возьмем, например, широко известный роман И. Тургенева «Отцы и дети» . В романе противопоставляются два поколения, то есть поколение отцов и поколение детей. Рассматриваются два различных взгляда на жизнь и на то, как надо жить, один взгляд – более старшего поколения, а другой – молодежи. Здесь показана субкультура молодежи.
Этой субкультурой предписывалось отрицание живых чувств и эмоций человека, науки признавались только естественные. Человек превращался в типичный механизм. А люди же старшего поколения, то есть поколения отцов, имели совершенно другую субкультуру. Одни жили по сухим законам нигилизма, отрицая психические и психологические аспекты человека, другие, наоборот, признавая индивидуальность и возможность различных внутренних переживаний каждого индивида.
Перейдем к еще одному классическому произведению русской литературы – комедии в стихах «Горе от ума» А. Грибоедова. В комедии показано общество, где все его члены стремятся к достижению более высоких статусов и наиболее выгодного положения. Они добиваются престижа с помощью того, что «прислуживаются» , не служат, а именно «прислуживаются» . Все зависит от того, кто кому в большей мере угодит. Речь о честной службе не идет. А что касается образования – то это общества считало его пустой тратой времени. В этом обществе жизнь состояла из постоянных развлечений, балов и званных ужинов.
Яркий пример социальной мобильности видим в сказке А. Пушкина «О рыбаке и рыбке» . Когда рыбак поймал золотую рыбку, она обещала исполнить любое его желание, если он отпустит ее на волю. Сначала он попросил для старухи корыто, потом уже старуха пожелала стать барыней, а старик, соответственно, становился барином. Хотя они были бедными стариком и старухой. Он – простым рыбаком. А с помощью золотой рыбки им удалось изменить свой статус, перебраться в более высокий класс. Здесь мы наблюдаем пример вертикальной восходящей мобильности. Но что происходит со стариком и старухой? Желания старухи становятся все более и более требовательными, она никак не может остановиться на том, что уже имеет, и хочет все большего. А в результате она наказана, превратившись в ту же старуху у разбитого корыта, которой она была с самого начала. Тут уже пример вертикальной нисходящей мобильности. В общем же здесь можно говорить о внутрипоколенной мобильности, так как данный процесс – сначала повышение положения, а затем понижение – наблюдается в течение одного поколения.
На примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» я хочу попытаться показать, что в любом обществе существуют социальные нормы, то есть предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения, и что за несоблюдением или соблюдением общественных норм следуют социальные санкции. Социальными нормами предписывают, как и что человек должен делать, а иногда и что думать, как например, в «Мастере и Маргарите» . В этом романе изображена творческая интеллигенция, в которой нормой считался атеизм, пропагандировавшийся во всех литературных сочинениях. Здесь даже не допускались иные формы мышления, и соответственно, не признавались иные по содержанию произведения. Показана строгая цензура, предписывающая, что писать и как, стандартный и неоригинальный ход мыслей. За норму признавалось общество, в котором не было места добру и теплу. И Мастер, который создал произведение, не похожее на остальные, в котором высказал другие взгляды, жил другой жизнью, не похожей на остальные. А в результате он наказан обществом за сделанное. Он оказывается в психиатрической больнице. То есть по отношению к нему были предприняты негативные социальные санкции. Неформальные – непризнание его мыслей и сочинения, а формальные – изоляция от общества в психиатрическую больницу.
Скачать материал
Скачать материал
- Курс добавлен 13.12.2022
- Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
- Сейчас обучается 260 человек из 61 региона
- Сейчас обучается 358 человек из 71 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
обществознание
ТЕМА:
Социальная структура
и
социальные отношенияПлан
Социальная мобильность и социальные «лифты»
Тенденции в развитии социальных отношений -
2 слайд
«Вспомнить все»
н…..н…о
м…….ы..р..ы
д..ф…н..а..я
.ю….ы
Неравенствомаргиналы
страты
дифференциация
люмпены
-
3 слайд
Причины неравенства
Различия во врожденных способностяхРазличия в отношении к труду
Конкуренция, а иногда дискриминация на рынке труда
Имущественные различия
Удача, стечение обстоятельств и др.
-
4 слайд
Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе
-
5 слайд
1. Межпоколенная и внутрипоколенная
2. Вертикальная и горизонтальная
3. Индивидуальная и групповая
4. Организованная и структурная
Виды социальной мобильности -
6 слайд
Канал, с помощью которого человек меняет свое положение (статус) в обществе, называется
социальным «лифтом» -
7 слайд
Шарль Перро «Золушка»
Главная героиня сказки изначально имела низкий социальный статус, выполняла тяжелую грязную работу в качестве прислуги, была плохо одета и не имела никаких прав. В конце сказки она приобрела высочайший статус, став женой принца.
В данном случае был использован социальный «лифт» — «брак», но помогли этому такие личностные качества Золушки, как терпение, трудолюбие, доброта, внутренняя и внешняя красота. -
8 слайд
П. П. Ершов «Конек-Горбунок»
Главный герой сказки, самый нелюбимый из трех сыновей, был ущемлен в правах и имуществе. Но именно он (а не его хвастливые, завистливые, высокомерные братья) с помощью волшебной силы маленькой лошадки, преодолев множество препятствий, лишений, страха, женился на иноземной царь-девице, кардинально изменив свой социальный статус. Добиться этого ему помогли такие черты, как смелость, храбрость, смекалка, отзывчивость, готовность помочь ближнему. -
9 слайд
А.С.Пушкин «Золотая рыбка»
Старуха вначале имела крайне низкий социальный статус, т.к. была крепостной крестьянкой и имела очень скудное имущество. Далее, на протяжении сказки она шаг за шагом совершала восходящую мобильность, но, достигнув высокого положения в обществе, стремительно вернулась к исходному статусу. Поднималась старуха вверх благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе Золотой рыбки и скатилась вниз из-за собственной жадности, ненасытности и алчности. -
10 слайд
А.Н.Толстой «Приключения Буратино»
Карабас-Барабас был владельцем кукольного театра, т.е. довольно состоятельным и знатным человеком, но к концу сказки он разорился и потерял свой капитал. Это произошло потому, что он был жадный, циничный, жестокий, не способный и не желающий помочь тому, кто в этой помощи нуждается. В итоге Карабас-Барабас не выдержал конкуренции с добрым и веселым Буратино.
-
11 слайд
Г.Х. Андерсен «Свинопас»
Принцесса из сказки занимала второе место на вершине общества после своего отца-короля. В будущем ей был уготован королевский трон, однако вместо этого она, лишившись своего высокого статуса, стала маргиналом и практически люмпеном-нищенкой, изгнанницей. Столь резкая перемена ее статуса произошла потому, что принцесса не соответствовала своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные интересы, вызвав тем самым презрение принца и гнев отца. -
12 слайд
Социальные «лифты»
Социальная мобильность героев сказок -
13 слайд
Социальные «лифты»
Социальная мобильность героев сказок -
14 слайд
Питирим Сорокин
(1889-1968) -
15 слайд
Питирим Сорокин
Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность захватывать трофеи, уводить рабов, окружать помпезными церемониями, титулами, передавать власть по наследству.
Известно, что из 92 римских императоров 36 начинали с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря военной карьере. Наполеон и его окружение – маршалы, генералы и назначенные им короли Европы – вышли из простолюдинов. -
-
17 слайд
Питирим Сорокин
Ученый изучил 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, 27 из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII (кстати, сам сын плотника), обязывал духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц, освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. В то же время тысячи еретиков, язычников, были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов. -
-
-
-
-
22 слайд
Что ты знаешь обо мне?
Е. Плющенко А. Кабаева А. Поветкин -
23 слайд
Что ты знаешь обо мне?
Ж. Алферов А. Гейм К.Новоселов -
24 слайд
Что ты знаешь обо мне?
С. Миронов С.Иванов С. Нарышкин -
25 слайд
Что ты знаешь обо мне?
В. Колокольцев С.Шойгу О. Васильева -
26 слайд
Что знаешь обо мне?
-
27 слайд
Каналы социальной мобильности:
Армия
Церковь
Школа
Собственность
Брак и семья
Спорт
Наука
Политика
Государственная служба
Бизнес -
28 слайд
Тенденции развития социальных отношений:
Социальная структура подвержена изменениям
Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах
Высокой социальной мобильностью отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации
В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении
Сокращается промышленный рабочий класс
Сокращается численность фермеров
Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда
Острой проблемой продолжает оставаться безработица
Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения -
29 слайд
Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(А). Это явление получило название социальной _____(Б). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _______(В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________(Г). ______(Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные _____(Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.
Миграция 4) «лифт» 7) группа
Мобильность 5) статус дифференциация
Горизонтальная 6) вертикальная 9) маргинализация -
30 слайд
Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой социальный статус.
Это явление получило название социальной мобильности.
Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют горизонтальной мобильностью.
Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. миграция.
Вертикальная мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами могут служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п.
Каналами мобильности выступают социальные «лифты»: семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п. -
31 слайд
Спасибо
за работу на уроке
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 721 материал в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 23.01.2019
- 1488
- 12
- 23.01.2019
- 237
- 1
От Русской Правды до Конституции
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
- Тема: § 19. Источники права
- 23.01.2019
- 2346
- 9
- 23.01.2019
- 1700
- 19
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
-
-
Предмет:
Другие предметы
-
Автор:
аноним
-
Создано:
1 год назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык9 минут назад
Стоишь на руле⁴ синтаксический разбор предложения , помогите пожалуйста
-
История14 минут назад
Реформы Швеции История помогите плиз
-
Алгебра14 минут назад
Фотка снизу↓↓↓↓
////Очень надо это все решить/// -
Математика14 минут назад
помогите пожалуйста выполнить задание срочно
-
Қазақ тiлi14 минут назад
2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика6 часов назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы6 часов назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day