Примеры мобильности из сказок

1.

«Социальная мобильность»
Зайцева Е.А., учитель истории и
обществознания МБОУ «Клюквинская СОШ»
Курского района Курской области

2.

Тема: «Социальная мобильность.
Примеры социальной мобильности в
сказках»
Цель: показ социальной мобильности, её основных
каналов на примерах сказок.
Задачи: проанализировать социальную
мобильность, её виды; рассмотреть каналы
социальной мобильности («социальные лифты») на
примерах сказочных персонажей.

3.

Российскоамериканский
социолог и культуролог
Сорокин Питирим
Александрович
(1889-1968)
«Социальная
мобильность»

4.

• Социальная мобильность —
перемещение человеческих общностей
или индивидов в социальной структуре,
смена социального статуса или
принадлежности к страте.

5.

«Социальная мобильность»
Типы социальной мобильности:
перемещение
индивида восходящее
или
нисходящее из одного слоя
в другой
Вертикальная
переход из одной социальной
группы в другую на одном
и том же уровне общественной
стратификации
Вертикальная
Горизонтальная

6.

Социальный статус
«Социальные лифты»
Образование
Армия
Церковь

7.

Шарль Перо «Золушка»

8.

Г.Х. Андерсен «Свинопас»

9.

Сказка А.С. Пушкина
«О рыбаке и рыбке»

10.

А.Н. Толстой
«Приключения Буратино»

11.

Г.Х. Андерсен «Ганс-чурбан»

12.

Русские народные сказки
Емеля
Иван-дурак

13.

Факторы индивидуальной
мобильности
• образование
• социальный статус
семьи
• брак
• армия
• СМИ
• занятия
политической и
общественной
деятельностью
• спорт

14.

15.

Интернет-ресурсы:
http://yastudent.com/wp-content/uploads/2015/03/032915_1617_1.png
http://arcticaoy.ru/fb.ru/misc/i/gallery/5308/699480.jpg
http://savepic.ru/668236.jpg
http://fs00.infourok.ru/images/doc/282/288038/img3.jpg
https://www.weblancer.net/download/82246.jpg
http://i.allday.ru/5a/95/38/1331826063_157989.jpg
http://opentorrent.ru/photos/0806161921124787_f14_4.jpg
http://s017.radikal.ru/i438/1411/cf/5cb9a0b54215.jpg
https://snob.ru/i/indoc/72/blog_entry_449986.jpg
http://ariaart.ru/0/A/Andersen%20G.%20Gans%20Churban%20(M.%20Lobova)/8.jpg
http://clubladycharm.ru/images/otnosheniya-s-nachalstvom-karjerist.jpg
http://watermarked.cutcaster.com/cutcaster-photo-800926696-Elevator.jpg

Возьмем, например, широко известный роман И. Тургенева «Отцы и дети» . В романе противопоставляются два поколения, то есть поколение отцов и поколение детей. Рассматриваются два различных взгляда на жизнь и на то, как надо жить, один взгляд – более старшего поколения, а другой – молодежи. Здесь показана субкультура молодежи.

Этой субкультурой предписывалось отрицание живых чувств и эмоций человека, науки признавались только естественные. Человек превращался в типичный механизм. А люди же старшего поколения, то есть поколения отцов, имели совершенно другую субкультуру. Одни жили по сухим законам нигилизма, отрицая психические и психологические аспекты человека, другие, наоборот, признавая индивидуальность и возможность различных внутренних переживаний каждого индивида.

Перейдем к еще одному классическому произведению русской литературы – комедии в стихах «Горе от ума» А. Грибоедова. В комедии показано общество, где все его члены стремятся к достижению более высоких статусов и наиболее выгодного положения. Они добиваются престижа с помощью того, что «прислуживаются» , не служат, а именно «прислуживаются» . Все зависит от того, кто кому в большей мере угодит. Речь о честной службе не идет. А что касается образования – то это общества считало его пустой тратой времени. В этом обществе жизнь состояла из постоянных развлечений, балов и званных ужинов.

Яркий пример социальной мобильности видим в сказке А. Пушкина «О рыбаке и рыбке» . Когда рыбак поймал золотую рыбку, она обещала исполнить любое его желание, если он отпустит ее на волю. Сначала он попросил для старухи корыто, потом уже старуха пожелала стать барыней, а старик, соответственно, становился барином. Хотя они были бедными стариком и старухой. Он – простым рыбаком. А с помощью золотой рыбки им удалось изменить свой статус, перебраться в более высокий класс. Здесь мы наблюдаем пример вертикальной восходящей мобильности. Но что происходит со стариком и старухой? Желания старухи становятся все более и более требовательными, она никак не может остановиться на том, что уже имеет, и хочет все большего. А в результате она наказана, превратившись в ту же старуху у разбитого корыта, которой она была с самого начала. Тут уже пример вертикальной нисходящей мобильности. В общем же здесь можно говорить о внутрипоколенной мобильности, так как данный процесс – сначала повышение положения, а затем понижение – наблюдается в течение одного поколения.

На примере романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» я хочу попытаться показать, что в любом обществе существуют социальные нормы, то есть предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения, и что за несоблюдением или соблюдением общественных норм следуют социальные санкции. Социальными нормами предписывают, как и что человек должен делать, а иногда и что думать, как например, в «Мастере и Маргарите» . В этом романе изображена творческая интеллигенция, в которой нормой считался атеизм, пропагандировавшийся во всех литературных сочинениях. Здесь даже не допускались иные формы мышления, и соответственно, не признавались иные по содержанию произведения. Показана строгая цензура, предписывающая, что писать и как, стандартный и неоригинальный ход мыслей. За норму признавалось общество, в котором не было места добру и теплу. И Мастер, который создал произведение, не похожее на остальные, в котором высказал другие взгляды, жил другой жизнью, не похожей на остальные. А в результате он наказан обществом за сделанное. Он оказывается в психиатрической больнице. То есть по отношению к нему были предприняты негативные социальные санкции. Неформальные – непризнание его мыслей и сочинения, а формальные – изоляция от общества в психиатрическую больницу.



Скачать материал

обществознаниеТЕМА:
Социальная структура 
и 
социальные отношения

План
Социа...



Скачать материал

  • Курс добавлен 13.12.2022
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов

  • Сейчас обучается 260 человек из 61 региона

  • Сейчас обучается 358 человек из 71 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • обществознаниеТЕМА:
Социальная структура 
и 
социальные отношения

План
Социа...

    1 слайд

    обществознание
    ТЕМА:
    Социальная структура
    и
    социальные отношения

    План
    Социальная мобильность и социальные «лифты»
    Тенденции в развитии социальных отношений

  • «Вспомнить все» н…..н…о 
м…….ы 

..р..ы  
  
д..ф…н..а..я

.ю….ыНеравенство...

    2 слайд

    «Вспомнить все»
    н…..н…о
    м…….ы

    ..р..ы

    д..ф…н..а..я

    .ю….ы
    Неравенство

    маргиналы

    страты

    дифференциация

    люмпены

  • Причины неравенства Различия во врожденных способностях

 Различия в отношени...

    3 слайд

    Причины неравенства
    Различия во врожденных способностях

    Различия в отношении к труду

    Конкуренция, а иногда дискриминация на рынке труда

    Имущественные различия

    Удача, стечение обстоятельств и др.

  • Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе

    4 слайд

    Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе

  • 1. Межпоколенная и внутрипоколенная 

   2. Вертикальная и горизонтальная...

    5 слайд

    1. Межпоколенная и внутрипоколенная

    2. Вертикальная и горизонтальная

    3. Индивидуальная и групповая

    4. Организованная и структурная
    Виды социальной мобильности

  • Канал, с помощью которого человек меняет свое положение (статус) в обществе,...

    6 слайд

    Канал, с помощью которого человек меняет свое положение (статус) в обществе, называется
    социальным «лифтом»

  • Шарль Перро «Золушка»
   Главная героиня сказки изначально имела низкий со...

    7 слайд

    Шарль Перро «Золушка»
    Главная героиня сказки изначально имела низкий социальный статус, выполняла тяжелую грязную работу в качестве прислуги, была плохо одета и не имела никаких прав. В конце сказки она приобрела высочайший статус, став женой принца.
    В данном случае был использован социальный «лифт» — «брак», но помогли этому такие личностные качества Золушки, как терпение, трудолюбие, доброта, внутренняя и внешняя красота.

  • П. П. Ершов «Конек-Горбунок»
Главный герой сказки, самый нелюбимый из трех...

    8 слайд

    П. П. Ершов «Конек-Горбунок»
    Главный герой сказки, самый нелюбимый из трех сыновей, был ущемлен в правах и имуществе. Но именно он (а не его хвастливые, завистливые, высокомерные братья) с помощью волшебной силы маленькой лошадки, преодолев множество препятствий, лишений, страха, женился на иноземной царь-девице, кардинально изменив свой социальный статус. Добиться этого ему помогли такие черты, как смелость, храбрость, смекалка, отзывчивость, готовность помочь ближнему.

  • А.С.Пушкин «Золотая рыбка»
   Старуха вначале имела крайне низкий социальный...

    9 слайд

    А.С.Пушкин «Золотая рыбка»
    Старуха вначале имела крайне низкий социальный статус, т.к. была крепостной крестьянкой и имела очень скудное имущество. Далее, на протяжении сказки она шаг за шагом совершала восходящую мобильность, но, достигнув высокого положения в обществе, стремительно вернулась к исходному статусу. Поднималась старуха вверх благодаря не собственным усилиям, а волшебной силе Золотой рыбки и скатилась вниз из-за собственной жадности, ненасытности и алчности.

  • А.Н.Толстой «Приключения Буратино»

    Карабас-Барабас был владельцем куколь...

    10 слайд

    А.Н.Толстой «Приключения Буратино»

    Карабас-Барабас был владельцем кукольного театра, т.е. довольно состоятельным и знатным человеком, но к концу сказки он разорился и потерял свой капитал. Это произошло потому, что он был жадный, циничный, жестокий, не способный и не желающий помочь тому, кто в этой помощи нуждается. В итоге Карабас-Барабас не выдержал конкуренции с добрым и веселым Буратино.

  • Г.Х. Андерсен «Свинопас»
    Принцесса из сказки занимала второе место на вер...

    11 слайд

    Г.Х. Андерсен «Свинопас»
    Принцесса из сказки занимала второе место на вершине общества после своего отца-короля. В будущем ей был уготован королевский трон, однако вместо этого она, лишившись своего высокого статуса, стала маргиналом и практически люмпеном-нищенкой, изгнанницей. Столь резкая перемена ее статуса произошла потому, что принцесса не соответствовала своей социальной роли, проявив низкий уровень культуры и примитивные интересы, вызвав тем самым презрение принца и гнев отца.

  • Социальные «лифты»Социальная мобильность героев сказок

    12 слайд

    Социальные «лифты»
    Социальная мобильность героев сказок

  • Социальные «лифты»Социальная мобильность героев сказок

    13 слайд

    Социальные «лифты»
    Социальная мобильность героев сказок

  • Питирим Сорокин (1889-1968)

    14 слайд

    Питирим Сорокин
    (1889-1968)

  • Питирим Сорокин Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению...

    15 слайд

    Питирим Сорокин
    Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность захватывать трофеи, уводить рабов, окружать помпезными церемониями, титулами, передавать власть по наследству.
    Известно, что из 92 римских императоров 36 начинали с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря военной карьере. Наполеон и его окружение – маршалы, генералы и назначенные им короли Европы – вышли из простолюдинов.

  • каналармия

  • Питирим СорокинУченый изучил 144 римских католических пап и установил, что 28...

    17 слайд

    Питирим Сорокин
    Ученый изучил 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, 27 из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII (кстати, сам сын плотника), обязывал духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц, освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми. В то же время тысячи еретиков, язычников, были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

  •     канал  церковь

  •      канал       Школа

  • Что ты знаешь обо мне?    Е. Плющенко      А. Кабаева             А. Поветкин

    22 слайд

    Что ты знаешь обо мне?
    Е. Плющенко А. Кабаева А. Поветкин

  • Что ты знаешь обо мне?Ж. Алферов     А. Гейм          К.Новоселов

    23 слайд

    Что ты знаешь обо мне?
    Ж. Алферов А. Гейм К.Новоселов

  • Что ты знаешь обо мне?   С. Миронов    С.Иванов    С. Нарышкин

    24 слайд

    Что ты знаешь обо мне?
    С. Миронов С.Иванов С. Нарышкин

  • Что ты знаешь обо мне?В. Колокольцев     С.Шойгу         О. Васильева

    25 слайд

    Что ты знаешь обо мне?
    В. Колокольцев С.Шойгу О. Васильева

  • Что знаешь обо мне?

    26 слайд

    Что знаешь обо мне?

  • Каналы социальной мобильности:Армия 
Церковь
Школа
Собственность
Брак и семья...

    27 слайд

    Каналы социальной мобильности:
    Армия
    Церковь
    Школа
    Собственность
    Брак и семья
    Спорт
    Наука
    Политика
    Государственная служба
    Бизнес

  • Тенденции развития социальных отношений:Социальная структура подвержена измен...

    28 слайд

    Тенденции развития социальных отношений:
    Социальная структура подвержена изменениям
    Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах
    Высокой социальной мобильностью отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации
    В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении
    Сокращается промышленный рабочий класс
    Сокращается численность фермеров
    Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда
    Острой проблемой продолжает оставаться безработица
    Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения

  • Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно из...

    29 слайд

    Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(А). Это явление получило название социальной _____(Б). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _______(В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________(Г). ______(Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные _____(Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.

    Миграция 4) «лифт» 7) группа
    Мобильность 5) статус 8) дифференциация
    Горизонтальная 6) вертикальная 9) маргинализация

  • Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют...

    30 слайд

    Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой социальный статус.
    Это явление получило название социальной мобильности.
    Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют горизонтальной мобильностью.
    Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. миграция.
    Вертикальная мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами могут служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п.
    Каналами мобильности выступают социальные «лифты»: семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.

  • Спасибо 
за работу на уроке

    31 слайд

    Спасибо
    за работу на уроке

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 721 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 23.01.2019
  • 1488
  • 12

«Обществознание. Право в жизни человека общества и государства (изд. ВЕНТАНА-ГРАФ)», Соболева О.Б., Чайка В.Н./ Под ред. Бордовского Г.А.

«Обществознание», Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.

  • 23.01.2019
  • 237
  • 1

«Обществознание. Человек в обществе», Соболева О.Б., Корсун Р.П.

«Обществознание», Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

От Русской Правды до Конституции

  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 19. Источники права
  • 23.01.2019
  • 2346
  • 9

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

  • 23.01.2019
  • 1700
  • 19

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

logo

    • Предмет:

      Другие предметы

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    9 минут назад

    Стоишь на руле⁴ синтаксический разбор предложения , помогите пожалуйста

  • istoriya
    История

    14 минут назад

    Реформы Швеции История помогите плиз

  • algebra
    Алгебра

    14 минут назад

    Фотка снизу↓↓↓↓
    ////Очень надо это все решить///

  • matematika
    Математика

    14 минут назад

    помогите пожалуйста выполнить задание срочно ​

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    14 минут назад

    2 ТАПСЫРМА ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ДАМ 100 БАЛЛОВ СРОЧНО НУЖНО​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Примеры книг для сочинения итогового
  • Примеры милосердия из жизни для сочинения 9 класс
  • Примеры клише для итогового сочинения
  • Примеры милосердия в рассказах
  • Примеры к итоговому сочинению преступление и наказание