Примеры мостиков в сочинении по литературе

Перейти к содержимому

Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.

Содержание

  • Клише для вступления
  • Примеры вступлений с клише
  • Клише для перехода к основной части сочинения
  • Речевые клише для тезисов
  • Клише для аргументов
    • Клише для обращение к произведению
    • Интерпретация произведения или его фрагмента
  • Клише для перехода к второму аргументу
  • Слова-связки
  • Клише для выводов и заключения
    • Клише для промежуточных выводов
    • Клише для заключения

Клише для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
  • Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
  • Люди часто размышляют о том, что ….
  • О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
  • Как часто мы слышим о….
  • (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
  • Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
  • Каждый из нас сталкивался с…
  • Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
  • Во все времена остро стоял вопрос …
  • Говоря о … , нельзя не заметить, …
  • Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
  • Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
  • (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
  • Зададимся вопросом: почему….?
  • В чем же причина …?
  • Невольно задаешься вопросом: зачем …?
  • Как мы должны относиться к …?
  • Как нужно относиться к …?
  • Задумаемся: должны ли мы…?
  • Почему же нужно …?
  • Почему же необходимо …?
  • Что же самое главное …?

Примеры вступлений с клише

  • Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
  • Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…
  • Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
  • Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
  • Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
  • «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
  • «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
  • Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
  • (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
  • (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
  • Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
  • Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
  • Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
    писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
  • (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
  • С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • С давних времен человек размышлял о…
  • Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
  • В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
  • Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
    очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.
  • Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
  • Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
  • Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…

Клише для перехода к основной части сочинения

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
  • Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Более того, …
  • Во-первых, во-вторых, в-третьих …
  • В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
  • Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы.
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
  • В доказательство моей точки зрения
  • Замечательным примером, иллюстрирующим…
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
  • Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
  • Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…

Речевые клише для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
    вопрос, заданный во вступлении).

Клише для аргументов

Клише для обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает, что…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
  • Он акцентирует внимание читателя на …
  • Он осуждает…
  • Этот поступок героя говорит о…
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…
  • Автор повествует о…

Клише для перехода к второму аргументу

  • В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
  • В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
  • Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
  • У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
  • Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…

Слова-связки

  • Однажды…
  • Сначала…
  • Потом…
  • Далее…
  • Затем…
  • После этого…
  • В итоге…

Клише для выводов и заключения

Клише для промежуточных выводов

  • Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
  • Мы можем прийти к выводу…
  • Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
  • Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
  • Автор пытается понять, почему…
  • Автор стремился показать…
  • Автор хочет, чтобы читатель понял…
  • Автор текста считает проблему важной…
  • Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
  • Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
  • После прочтения этого произведения становится понятно…
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…
  • Прочитав произведение, осознаешь…

Клише для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • В заключение хотелось бы отметить…
  • В заключение хочется сказать, что…
  • В заключение хотелось бы отметить, что…
  • В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Подводя итог, хочется сказать…
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
  • Думаю, надо …
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Нажмите, чтобы узнать подробности

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.

Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

Тип мостика Его характеристика Примеры

1. Риторический

вопрос Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора «Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?» «Как поступает наш герой?» «Может писатель не прав?»

2. Прямая

связь Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях «Рассмотрим теперь…» «Проанализируем этот рассказ…» «Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-

соединение Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий… «Это качество проявляется также в том…» «Следующая черта, которую необходимо отметить…» «Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев.»

4. Переход-

противопоставление Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но… «Совсем иные взгляды свойственны…» «Для Булгакова же эта мысль неприемлема» «Другие методы использует Толстой»

5. Внутренняя связь

Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла «Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, — если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть. Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки

врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Автор: ·
Опубликовано 18.02.2021
· Обновлено 27.08.2022

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравственных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:



Скачать материал



Скачать материал

  • Сейчас обучается 1285 человек из 83 регионов

  • Сейчас обучается 59 человек из 31 региона

  • Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 721 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 09.11.2016
  • 809
  • 1
  • 09.11.2016
  • 442
  • 2
  • 09.11.2016
  • 1891
  • 24
  • 09.11.2016
  • 505
  • 0
  • 09.11.2016
  • 497
  • 1
  • 09.11.2016
  • 1368
  • 19
  • 09.11.2016
  • 1233
  • 3

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Бингоскул Бингоскул

Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Материалы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе:

  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

1 сентября 2020, 11:00

Could not load xLike class!

Готовые речевые клише для написания итогового декабрьского сочинения 2022-2023 ЕГЭ по литературе для 11 классов, которое пройдёт 7 декабря.

Вступление

• Всем известно, что … /какой-то факт, связанный с темой/

• /Ключевое понятие/ Любовь… Значение этого слова многогранно, и каждый определяет его по-разному. Я считаю, что любовь /или другое ключевое понятие/ это…

• Что такое /ключевое понятие/? Определение ему дает Ожегов/Даль/Ушаков: «/Ключевое понятие – это /цитата из толкового словаря/…».

• Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.

• Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит … На мой взгляд, …

• Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…

• Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в …

• Проблема … актуальна, ведь многие люди сталкиваются с…

• Такие вопросы всегда волновали молодежь/людей/меня/писателей, ведь от них зависит наше будущее.

• Нельзя не отметить, что тема… очень важна для ….

• Многие столетия люди задумываются о…

• С давних времён люди задумывались над вопросом …

• Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

• Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?

• /цитата, связанная с темой/. О чем эти слова? Я думаю, /автор цитаты/ хотел донести следующую мысль: …

• Нельзя не признать, что в наши дни…

Тезис

• Я считаю/ я полагаю/ я думаю/ мое мнение сводится к тому, что/ моя позиция может быть выражена следующим образом:…

• Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.

• Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…

• На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…

Переход к аргументации

• Например, … / Так, …

• В справедливости этой/моей точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.

• Многие авторы затрагивали проблему/тему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться для доказательства моей точки зрения.

• Правильность/истинность моего/этого утверждения можно обосновать/доказать с помощью примеров из литературы.

• Вспомним произведения художественной литературы…

• Обратимся к примерами из литературы…

• Эту мысль/закономерность можно доказать, обратившись к …

• Это доказывают многочисленные литературные примеры.

• Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность/мысль. Например, …

• Для доказательства/обоснования обратимся к произведениям русской художественной литературы…

• Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО…

• Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…

• Подтверждение этому можно найти в классической литературе.

• Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.

• Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу пример из произведения….

• Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе. Например, …

• Тема … затрагивается в романе…

• Вспомним героя повести …

• Доказательством моей точки зрения служит…

• Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)

• Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…

• К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …

• Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)

• Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.

• Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).

• Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…

• Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.

• Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…

• Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).

• Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. Например, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.

• Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

• Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.

• Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).

• Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

• Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … /ключевое понятие/ сыграло решающую роль.

Микровывод по аргументу или примеру

• Этот пример позволяет сделать вывод о том, что…

• Писатель считает, что…

• Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что…

• Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…

• Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

• Автор убеждает нас в том, что…

• Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…

• Мы можем прийти к выводу…

• Этот пример доказывает/обосновывает/иллюстрирует…

• Этот пример позволяет осознать / понять / ощутить, …

Заключение

• Таким образом, …

• Итак,…

• В заключение хочется сказать/отметить…

• Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

• Итак, благодаря приведенным примерам и мы пришли к выводу, что…

• Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что…

• Исходя из всех примеров, можно сделать обобщение и сказать, что…

• В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

• Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):

• Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…

• В заключение хочется выразить надежду на то, что…

• Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…

• Таким образом, люди должны возлагать надежды на то, что

• Хочется верить, что…

• Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.

• Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:

• Обобщая сказанное, хочу сказать, что…

• Читательский и жизненный опыт позволяют сделать вывод, что…

• Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

• Аргументация/примеры/русская (или другая) литература подтверждает то, что…

• /мысль/… В этом нас убеждают все приведенные аргументы.

• (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….

• К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Аргументы для итогового сочинения

Темы итогового сочинения 2022-2023 семья, общество, отечество в жизни человека

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

ЕГЭ 2023. Как правильно написать итоговое декабрьское сочинение 7 декабря 2022? Структура сочинения, алгоритм работы над ним и клише для каждой части.

Источник информации: https://co8a.ru/

 скачать клише

Клише для итогового сочинения 2023

Клише для вступления (тезиса)

• Что такое (понятие)? (Понятие) — это …Я считаю, что…
• «…..», — пишет известный…. Это высказывание я понимаю так: …
• Нередко в жизни нам приходится сталкиваться с проявлениями (испытывать, совершать, одерживать, терпеть, наблюдать)… (По؅нятие) — это… По моему мнению, …
• Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов…Что же такое (понятие)? Это…Я думаю, что…
• Люди часто размышляют о том, что такое (понятие). (Понятие) — это… Я считаю, что…

Делаем логический переход к первому аргументу (размещаем его в начале второго абзаца)

• За примером обратимся к…
• Немало примеров (понятие) можно найти в литературе.
• Тему (понятие) нередко затрагивали в своих произведениях писатели и поэты. Например, в
(название произведения, автор) описывается (рассказывается, говорится)…
• Попробую доказать свою мысль, обратившись к замечательному произведению (название произведения, автор). В нём рассказывается о…

Клише для 1-го аргумента

• Герой произведения (романа, повести, рассказа)… (описание ситуации и поступков героя или героев)… Автор подчёркивает (утверждает, заостряет внимание, отмечает)… Герой поступает так, потому что… Он проявляет… Автор показывает, как (что)…
• Мы понимаем (видим), что… / Автор хочет донести до нас мысль о…/ Писатель заставляет нас задуматься о…

Делаем логический переход к третьей части (размещаем его в начале третьего абзаца)

• Примеры (понятие) есть и в произведении (название произведения, автор)…
• Подобную проблему затрагивает в своем произведении (название произведения) и (ФИО автора)…
• Совсем иначе проявляет…(поступает, ведёт себя) герой произведения (название, автор).

Клише для 2-го аргумента

• Писатель рассказывает о том, что (как) его герой (описание ситуации, поступков героя)…
Ему приходится… Он понимает, что… Герой поступает так, поскольку… Ему удаётся (не
удаётся)… Он обладает…
• Мы понимаем (видим), что… / Автор хочет донести до нас мысль о…/ Писатель заставляет
нас задуматься о…

Клише для вывода

• Так что же такое…? / Так почему же…? / Так как же…? Мы убедились в том, что…
• Невольно напрашивается вывод: (понятие) очень важно для человека, поэтому надо (следует, необходимо)….
• Хочется верить в то, что…
• В заключение хочется выразить надежду на то, что…

Связанные страницы:

Каждый второй одиннадцатиклассник мечтает подготовиться к итоговому сочинению как можно быстрее и сфокусироваться на ЕГЭ. Чтобы обеспечить себе «зачет» на итоговом сочинении, следует придерживаться следующего плана.

Начните с плана подготовки

В 2020/21 учебном году утверждены 5 направлений итогового сочинения:

1. Забвению не подлежит 

2. Я и другие 

3. Время перемен 

4. Разговор с собой 

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения 

книги для итогового сочинения ЕГЭ

Можно ли выбрать 1 направление и готовиться только к нему?

По опыту выпускников прошлых лет, темы сочинений могут быть неоднозначными и непонятными. Готовясь только к одному направлению итогового сочинения, выпускник рискует на экзамене получить сложную цитату, неправильно определить её смысл и получить незачет. 

Можно сделать упор на 2-3 направления и проработать остальные, чтобы представлять, какие произведения можно привести в аргументации в форс-мажорной ситуации.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к итоговому сочинению?

Во-первых, прочитать и проанализировать необходимую литературу.

Во-вторых, научиться правильно оформлять каждую часть сочинения (отработать план итогового сочинения).

Чтобы успеть подготовиться ко всем направлениям, рекомендуем начинать подготовку с сентября и в ноябре уже активно практиковаться. 

Какие произведения прочитать для итогового сочинения

Забвению не подлежит

  • М.Ю. Лермонтов “Бородино” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Ахматова “Реквием” (4 минуты)
  • “Слово о полку Игореве” (18 минут)
  • М.А. Шолохов “Судьба человека” (38 минут)
  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка” (150 минут)

Я и другие

  • А.И. Куприн “Чудесный доктор” (читается за 15 минут)
  • К.Г. Паустовский “Телеграмма” (15 минут)
  • М. Горький “Старуха Изергиль” (34 минуты)
  • В.И. Солженицын “Матренин двор” (38 минут)
  • А.И. Куприн “Олеся” (120 минут)

Время перемен

  • С.А. Есенин “Я усталым таким ещё не был” (читается за 2 минуты)
  • А.А. Блок “Двенадцать” (6 минут)
  • Н.А. Некрасов “Поэт и гражданин”” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Ионыч” (25 минут)
  • М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени” (200 минут)

Разговор с собой

  • “Война и мир” (фильм 2016 от ВВС)
  • “Герой нашего времени (2006)
  • “Мастер и Маргарита” (2005)
  • “Отцы и дети” (2008)
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (1979)

“Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”

  • А.П. Чехов “Тоска” (читается за 6 минут)
  • А.П. Чехов “Душечка” (25 минут)
  • А.П. Чехов “Попрыгунья” (35 минут)
  • В.П. Астафьев “ Конь с розовой гривой” (40 минут)
  • Дж.Роулинг “Гарри Поттер”

План итогового сочинения: правильная структура

Идеальный объем декабрьского сочинения – 350-400 слов 

1 абзац – оформляем вступление и выражаем свою позицию по теме

  • Мысли по выбранной теме, подводящие к тезису
  • Тезис
  • Речевой мостик к аргументу

2 абзац – Аргументируем свою позицию только литературой

  • автор и название произведения
  • пересказ четкой ситуации 
  • микровывод

3 абзац – подводим итог размышлений

Такой план итогового сочинения позволяет закрыть все критерии и проявить творчество в вашей работе. Эксперты не любят шаблонные сочинения с обилием клише, поэтому важен баланс: написать итоговое сочинение по плану, но сделать его не шаблонным.

план написания итогового сочинения ЕГЭ

А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения

1 абзац

Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису).

Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

  • Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
  • Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.

То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме.  Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.

Как писать аргументы в итоговом сочинении ЕГЭ

2 абзац

Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.

В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.

В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).

3 абзац

Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”

Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.

Секреты и лайфхаки итогового сочинения

  1. Кроме произведений можно посмотреть фильмы и сериалы. Они помогут освежить в памяти прочитанные произведения.
  2. Сочинение ЕГЭ по русскому языку наполовину состоит из итогового сочинения. Отличия лишь в том, что в сочинении ЕГЭ по русскому авторскую позицию мы формулируем самостоятельно, а в итоговом сочинении она уже дана. Готовясь к итоговому сочинению, вы готовитесь и к сочинению ЕГЭ.
  3. Можно не читать 4 тома “Войны и мира”, а обойтись короткими рассказами А.П. Чехова, Рэя Брэдбери и других авторов. Так за несколько вечеров сможешь сделать базу для аргументации в итоговом сочинении.
  4. Ведите литературный дневник. Вписывайте в него все прочитанные произведения и ситуации, которые можно использовать для аргументации.
  5. Не гонитесь за количеством прочитанных произведений. Главное – уметь пользоваться литературным материалом для аргументации. Одно произведение ≠ одно направление итогового сочинения. Используйте каждый текст по максимуму.
  6. Используя план итогового сочинения, не забывайте про творчество. Эксперт выше оценит работу, от которой не будет ощущения, что её писал робот. 

03.09.2021

Полная подборка разнообразных клише, которые вы смело можете использовать при написании итогового сочинения по литературе

Дата обновления: 12.09.2022

МАТЕРИАЛ АКТУАЛЕН ДЛЯ 2022-2023 учебного года.

Направлений с 2023 года больше не будет (подробнее про это). Зато будут разделы, из которых будут браться темы прошлых лет. Актуальные разделы:

  •  «Природа и культура в жизни человека»
  •  «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
  •  «Семья, общество, Отечество в жизни человека» 

Сборник клише для итогового сочинения

1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

  1. Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
  2. над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
  3. Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.
  4. Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в …
  5. Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:
  6. Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

2. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

  1. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
  2. «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …
  3. Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

3. АРГУМЕНТАЦИЯ

  1. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали
  2. Вспомним хотя бы …
  3. известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п.
    Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…; Еще Петр 1 говорил, что…; Любой историк скажет вам, что…; Большинство врачей считают, что…; Как установлено японскими учеными… и т. п.
  4. Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова… Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

4. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

  1. на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
  2. NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…. Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т.д.
  3. Следовательно, таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о и др

Что еще надо знать:

  • План и структура итогового сочинения
  • Критерии проверки сочинения

  • Примеры крылатых выражений из русских сказок
  • Примеры мобильности из сказок
  • Примеры книг для сочинения итогового
  • Примеры милосердия из жизни для сочинения 9 класс
  • Примеры клише для итогового сочинения