Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области
Развитие речи-рассуждения у дошкольников .
Составитель:
Воспитатель
Жеребина Е.В.
Аша
2020 г.
Развитие речи-рассуждения у дошкольников
Упражнения, направленные на формирование связных высказываний типа рассуждения.
- Решила Маша искупать куклу. Налила в ванночку воды, опустила руку и сразу вытащила с криком: «Ой-ой!» Как вы думаете, из-за чего?
- Заболел мальчик. Доктор прописал ему лекарства. Он пьёт их с трудом, морщится. Как вы считаете почему?
- Захотел медведь зайцев угостить. Прибежали они к высокому дубу. Косолапый с рёвом слез с дерева и убежал, забыв про зайцев. Как вы думаете, куда убежал медведь и почему?
- Жила у меня под крышей ласточка. Однажды сижу я на крыльце, вижу, прилетела моя ласточка, а в клюве у неё прутик. Спрятала она его под крышей, опять улетела. Долго так она носила и прятала под крышей разные прутики, соломинки, пушинки. Думала я, думала, зачем они ей нужны, да так ничего и не придумала. Может быть, вы расскажете, зачем они ей?
«Закончи предложение»
Цель игры: формирование умения составлять придаточные предложения причины, цели, следствия с союзом «потому что», сочетаниями «так как, для того, чтобы, если, то» и т.д.
Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают.
— На улице стало сухо, потому что…
— Ночью темно потому что…
— Начался дождь, поэтому…
— Реки и озёра замерзают ночью, так как…
— Дети поливают морковь для того, чтобы…
— Мы пойдем гулять, если…
— Собака грозно зарычала, потому что…
— Мама поругала сына за то, что…
— Дети сели в лодку, чтобы…
— Света открыла окно для того, чтобы…
— Заяц поменял серую шубку на белую, потому что…
«Сделай вывод»
Цель: учить детей формулировать вывод суждения.
Педагог начинает суждение, а дети его заканчивают.
— Рыбы не могут жить без воды. В пустыне нет воды, значит…
— Всю одежду нужно содержать в чистоте. Серёжа испачкал рубашку, значит…
— На улице прохладно, опадают листья, значит…
«Странные рассказы»
Цель: учить определять несоответствия в логике рассказов, делать правильные умозаключения.
Дети слушают рассказы взрослого и находят, что многое не соответствует действительности.
- Зимой, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Дети качались на качелях, рисовали рисунки на асфальте и загорали на солнце.
- Наступило лето. Во дворе поспела клубника. В лесу выросли рыбы. Медведь уснул в берлоге.
«Из двух доказательств выбери верное»
Цель: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами и выражать эти отношения соответствующими словами: «потому что, так как, поэтому, следовательно, значит».
Педагог предлагает детям прослушать пары предложений и сказать, какое из них правильное.
— Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.
— Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели.
— Пришла весна, потому что стал таять снег. Стал таять снег, потому что пришла весна.
— Весной тает снег, потому что пригревает солнце. Весной тает снег, потому что прилетают птицы.
«Нелепицы»
Цель: учить находить логические несоответствия в нелепицах и составлять по ним рассуждение.
Педагог читает тексты стихотворений. Дети объясняют, чего на свете не бывает и почему так не может быть.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» — пел соловей.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Ребята летом на пруду
Кружились весело на льду,
Надев коньки стальные.
Но скоро пять из четверых
Лед проломили и – бултых!
Вернулись остальные.
Зачем позволили на льду
Кружиться им в июле?
Катаясь посуху в саду,
Они б не утонули…
Это верно или нет,
Что как сажа чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел.
Ну, а трус, как заяц, смел.
Что комбайн не жнет пшеницы,
Что в упряжке ходят птицы,
Что летать умеет рак,
А медведь – плясать мастак.
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Кто подскажет мне ответ,
Это правда или нет,
Что из всех лесных зверей
Всех ленивей – муравей?
Это правда или нет,
Что, почуяв зайца след,
Волк от страха без оглядки
Мчится прочь во все лопатки?
Это правда или нет, что съедает на обед
Мышь, помимо разных крошек,
Двух котов и разных кошек?
Это правда или нет,
Что в неправде правды нет?
В этот час, весёлый час,
Вам загадок я припас.
Вьюга поле замела
И гора зимой бела.
Отвечайте, правда ли?
В марте стаял снег и лёд –
Это к нам зима идет.
Отвечайте, правда ли?
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?
Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли?
Раз случилась беда:
Загорелась вдруг вода.
Как её ни заливали,
А огня все ж не уняли.
На то счастье, на то раз
Проходил мимо Тарас –
Живо воду затушил
И тем славу заслужил.
Как её он заливал,
Про то нам он не сказал,
Только слышно стороной –
Затушил он бородой.
«Почему так говорят?»
Цель: упражнять дошкольников в объяснении образных выражений, используя речь-доказательство.
Мастер на все руки.
Работать спустя рукава.
Старый друг лучше новых двух.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
«Найди причину»
Цель: учить детей находить причины различным жизненным ситуациям; упражнять в правильном построении сложноподчинённых предложений.
Педагог называет ситуацию, а дошкольники её объясняют, находят причину.
— Речка вышла из берегов и затопила деревню.
— Растение в горшке завяло.
— Птицы собрались в стаю.
— Машина встала на дороге.
— Во всем доме перегорели лампочки.
«Узнай, где объяснение?»
Взрослый читает разные тексты, детям нужно узнать, где объяснение и доказать свой выбор.
«Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам тёмно-красный, и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками». (По М.Пришвину.)
«На рассвете, неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. В шагах двух от меня пробежал круглый встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-под куста и отправился по своим делам. Скоро еж опять вернулся с добычей». (По Ю.Збанацкому.)
«Много лет назад люди строили дворцы из кирпича. Чем же так нравился кирпич? Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти всюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В-третьих, в самый сильный мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича». (По Ю.Збанацкому.)
Лев и лисица
Лев был стар. Он не мог ловить зверей. И задумал Лев жить хитростью. Лёг в пещере и притаился больным. Стали звери приходить навещать его, но Лев хватал и съедал каждого, кто приходил к нему. Однажды к пещере Льва пришла Лиса. Стала у входа в пещеру и спрашивает: «Как поживаешь, царь зверей?» Лев отвечает: «Плохо, Лисонька. Да что же ты не войдёшь ко мне в пещеру?» А лиса посмотрела на дорогу и сказала: «По следам вижу – входило к тебе много зверей, а не выходил никто!»
Почему лиса не вошла в пещеру?
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А ещё для чего? – спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А ещё?
— Чтобы кошку гладить.
— А ещё?
— Чтобы камешки в речку бросать.
А как бы вы ответили на вопрос Петиного дедушки?
Отгадайте загадки, объясните отгадки.
Очень острые иголки
У меня на страх врагу,
Но в комок свернуться колкий
Я, как ёжик, не могу. (Дикобраз.)
Её скрывает, словно маска,
От всех защитная окраска.
Размечена, как переход,
Она по Африке идет. (Зебра.)
У этого крошки
Столбики – ножки.
У этого крошки
Глаза поварёшки.
А ушки покуда
С кухонное блюдо. (Слонёнок.)
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг Земли
Эти чудо-корабли. (Облака.)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно,
Тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи.)
Забияка и воришка
Носит серое пальтишко,
На лету хватает крошки
И боится только кошки. (Воробей.)
У кого вся спина в точках?
Кто пасется на листочках? (Божья коровка.)
В зелёных мундирах
В траве на лугах
Живут музыканты
На длинных ногах. (Кузнечики.)
Я модница такая,
Что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блестки,
Любые украшенья.
Но на мою, поверьте,
Великую беду
Наряд мне надевают
Всего лишь раз в году! (Ёлка.)
Я катаюсь на нём
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на гору всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За верёвку вожу. (Санки.)
Надели на палку
Стальную ладошку
И под ладошку
Сажают картошку. (Лопата.)
Оставляют за собою
След они рядами,
На работу и домой
Ходят вверх ногами. (Грабли.)
Летом снег!
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополиный пух.)
Верно ли это?
Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?
Статья «Обучение дошкольников речи-рассуждению»
Статья «Обучение дошкольников речи-рассуждению»
Подготовила:
Е.Е. Степанова
педагог-психолог высшей квалификационной категории
Развитие связной речи детей — одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Классики отечественной педагогики К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева подчеркивали необходимость обучения детей рассказыванию, предлагали формы и методы обучения монологической речи.
Современная дошкольная педагогики и методика развития речи также относит эту проблему к числу приоритетных в обучении детей. Вместе с тем, следует отметить, что под монологом подразумевается исключительно развитие описательной и повествовательной речи. Формирование умений рассуждать всегда относили к школьному периоду обучения в связи со сложностью данного типа речи в содержательном и языковом отношении. Рассуждение предполагает не просто констатацию фактов, признаков, действий, развивающихся во времени, а обязательно некоторый анализ имеющегося опыта. Базой для рассуждения являются накопленные знания, содержание и уровень которых влияют на его глубину. Установление причинно-следственных связей в рассуждении предусматривает использование сложных синтаксических конструкций, более четкую логику высказывания.
Лингвистами рассуждение рассматривается как сложное синтаксическое целое, которое состоит из тезиса, доказательства (опровержения) и вывода. Связность рассуждений обеспечивается взаимосвязью содержания, логики изложения, особой организацией языковых средств. Коммуникативной направленностью и композиционной структурой.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и процесс становления являлись предметом изучения зарубежных и отечественных психологов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, А.А.Люблинская и др.) В них доказано, что развитие связной речи происходит в единстве с мышлением. Степень связности речи и ее форма изменяются и перестраиваются в связи с усложнением детской деятельности и характера общения. Установлено, что в процессе умственного развития ребенок овладевает более сложным содержанием и способностью связного последовательного, объективного изложения, начинает самостоятельно анализировать, оценивать, обобщать.
Анализ психологических исследований (А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.) показывают, что у старшего дошкольника имеется достаточно развитая способность к рассуждению, большинство детей 6-7 лет могут доказывать истинность своих мнений и что их доказательства — мыслительный акт обоснования тезиса, а не воспроизведение заученных аргументов.
В экспериментальном исследовании Л.А.Венгером тщательно изучалось понимание причинности детьми дошкольного возраста. Полученные данные
показали, что даже детям 2-4 лет доступно в известной степени понимание причинности. Это понимание неуклонно растет на протяжении дошкольного возраста. Существенный перелом в понимании причинности наступает приблизительно в пять лет.
Согласно современному подходу к процессу развития речи, разработанному Ф.А.Сохиным, О.С.Ушаковой и их сотрудниками, обучение речи-рассуждению должно строиться на формировании языковых обобщений и элементарного осознания детьми явлений языка и речи. Нужно формировать у детей элементарные представления о данном типе текста, познакомить с алгоритмом его составления. Такое уточнение является принципиальным, поскольку до сих пор в работе по развитию речи ведущим является практическое овладение детьми родным языком. Осознанию дошкольниками языковых явлений не уделяется должного внимания. В то же время доказано, что эффективность работы по развитию речи зависит от усиления лингвистической основы обучения, ознакомления дошкольников с системой языковых правил. Это позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не методом проб и ошибок (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина, Н.В.Семенова, В.И.Яшина и др.)
Все существующие системы обучения языку предполагают упражнение детей в составлении разных видов рассказов. Известный языковед Л.В.Щерба отмечал: «Упражняться можно только в чем-либо известном… Если же… правила неизвестны, то и упражняться не в чем». Именно такими упражнениями без правил является работа над связной речью во многих альтернативных программах воспитания и обучения дошкольников.
Лингвистическая и психологическая характеристика рассуждений, анализ различных педагогических систем развития речи дошкольников позволяет определить содержание обучения детей.
Для построения связных высказываний- рассуждений необходимо овладение рядом умений: 1) строить высказывание в соответствии с темой; 2) соблюдать последовательность изложения; 3) использовать различные типы внутритекстовой связи; 4) отбирать необходимые лексико-грамматические средства для реализации высказывания.
О вопросе использования методов и приёмов при обучении дошкольников речи-рассуждения.
В младшей группе формирование предпосылок связной доказательной речи происходит в наблюдениях за окружающим миром, живой и неживой природой. Воспитатель задаёт вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Какое это? Сам даёт знания по поводу наблюдаемого и активизирует их с помощью проблемного вопроса. Отвечая на который дети дают мини – рассуждение.
Имеют место и впечатления о прочитанных произведениях в объяснительной форме. «Почему дед плачет, баба плачет?», ребёнок продолжает, потому что яичко разбилось. На данном этапе существенным моментом является образец речи взрослого.
В средней группе в качестве главной задачи выступает следующее: воспитатель часто задаёт вопрос «почему?» и вместе с детьми ищет на него ответ. Почему улетают птицы. Давайте разберёмся, какая стала погода, куда делись насекомые? А чем питаются птицы? Значит, птицы улетают потому, что…
Подводя итог исследованию какого – либо явления, взрослый также делает выводы словами текста – рассуждения. «Вот почему из снега лепить лучше в тёплую погоду». На занятиях по развитию речи ведущим приёмом обучения данному типу речи является совместное и коллективное рассуждение. К поиску подбора нескольких аргументов привлекаются все дети. А воспитатель берёт на себя функцию оформления рассуждения «лошадь это домашнее животное, потому что… Вот почему лошадь относят к домашним животным». Этап громкого проговаривания осуществляется во время упражнений. Я начну, а ты закончи. Также можно использовать наглядный материал «Что напутал художник?». Воспитатель даёт задание в форме вопроса. Почему так не бывает? Воспитатель поощряет не перечисление, а доказательства «Так не бывает, потому что у зайцев нет крыльев и они не летают».
В старшей группе основное внимание уделяется развитию умений решать проблемные ситуации в разных видах деятельности: выделять характерные признаки предметов и явлений и устанавливать между ними логические связи. С этой целью проводятся наблюдения, беседы, экспериментирование, речевые игры и упражнения, проблемно-речевые ситуации. Рекомендуется использование таких игр как «небылицы в картинках», «разложи картинки по порядку и объясни».
Чёткое выделение задач образовательной работы позволяет по новому подойти к решению вопроса о содержании обучения дошкольников рассуждениям. Знания об особенностях рассуждения как типе речи детям в старшей группе даются на занятиях по развитию речи. В начале года детей знакомят с отличительными признаками рассуждения, его структурой: тезис, доказательство, вывод. В этом направлении рекомендуется использовать известные при обучении описанию и повествованию приёмы: пропуск частей рассуждения, перепутывание частей.
Представляют интерес – задания по дополнению объяснения недостающими аргументами, коллективные рассуждения с воспитателем и детьми. Воспитатель выступает в роли образца – он выдвигает остов рассуждения, даёт начало и слова-связки между частями. «Наступила весна, потому что: во-первых…, во-вторых…, в третьих… Вот почему…»
Осознанию детьми структуры рассуждения помогает её моделированию.
Полученные на речевых занятиях знания и умения рассуждать закрепляются на различном материале в разных видах деятельности: природоведческом – объяснение явлений природы, литературном – объяснение мотивов поступков героев, смысла пословиц, метафорических загадок, фразеологизмов. На речевых занятиях хорошо использовать рассуждения в заданиях «Объясни словечко» (подосиновик, телогрейка) и т.д. Почему так говорят – город растёт. Когда так говорят – хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Полезно проводить грамматические упражнения на закрепление умений строить сложно подчинённые предложения разных типов необходимых при доказательстве. Закончи предложение «Мальчик быстро бежал, так как…»
На занятиях по логике, математике, развитию речи хорошо использовать логические упражнения типа: «Найди лишний предмет», «Найди пару», «Так бывает или нет», «Хорошо – плохо», «Найди ошибку» и т.д.
На занятиях по чтению или рассказыванию воспитатель даёт задания на выяснение понимания идеи рассказа или сказки в форме рассуждения: «Почему старуха осталась с разбитым корытом?». Эффективны для применения знаний о правилах построения рассуждения речевые логические задачи, предложенные Н.Ф. Виноградовой.
В подготовительной группе детей знакомят со структурными особенностями текста-рассуждения с различными способами связи.
В подготовительной группе учат выдвигать больше аргументов. С детьми данного возраста используется принципиально новое средство для поиска новых аргументов – выдвигая контраргументы, например, «Без книг можно обойтись, всё можно узнать из телевизионных передач». Также важным моментом в обучении речи-рассуждения на наш взгляд является знакомство дошкольников с языковыми средствами выражающими уважительное отношение к собеседнику «мне кажется…, я думаю…, по моему мнению…»
Осознание особенностей рассуждения наиболее эффективно при сравнении данного типа речи с описанием и повествованием. Затем детям можно предложить более сложные задания на самостоятельное составление описания, повествования и рассуждения, на одну тему.
Если дети легко справляются с такими заданиями, то это свидетельствует о том, что алгоритм составления разных типов текста они усвоили и могут составлять их на любую тему и на любом материале.
Закреплять умение рассуждать можно в играх «Из двух доказательств выбери правильное», «Продолжи объяснение», «Закончи объяснение».
Таким образом, только работа, проводимая в системе, предполагающая обучение, как содержанию, так и оформлению речи-рассуждения в разных видах деятельности позволит сформировать устойчивое умение пользоваться данным типом речи в разных ситуациях.
Литература:
«Учимся рассуждать»- Программа развития речи–рассуждения детей дошкольного возраста и рекомендации к организации работы по программе. Авторы – составители:
Шадрина Л.Г. – к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики УлГПУ.
Штапакова Т.И. – заведующий д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти
Маненькова В.А. – заместитель заведующего по ВМР д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти
Байдалина Е.В. – воспитатель д/с №146 «Калинка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти.
Романова Яна Викторовна
МБДОУ ЦРР – детский сад № 60 г.Ульяновска
Состояние развития речи — рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования.
Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира; а само рассуждение, по мнению Нечаевой О.А. «характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями», в итоге образуется умозаключение. В своём исследовании О.А.Нечаева обозначила разновидности речи-рассуждения и представила примеры.
В исследованиях отечественных психологов (С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия) показано, что ребенок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже к 4 годам у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствия явлений. А.В.Запорожец считает, что для построения рассуждений необходимо использовать вопросы, которые бы «не выходили за пределы опыта детей». Именно близость задач детскому опыту обеспечивает успешность рассуждений детей (П.П. Блонский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, У.В. Ульянкова и др.).
Блонский П.П. исследуя природу возникновения рассуждения у детей, указывал на то, что дети редко самостоятельно прибегают к рассуждению по причине их доверчивости (послушности) и недостаточности опыта. Он отмечал необходимость пополнения опыта детей знаниями, указывая, что «недостаточность опыта дошкольников, отсутствие знаний
о связи тех или иных явлений обычно является одной из основных причин неспособности детей к доказательству».
Развитие понимания причинности связано с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержания картинок. В старшем дошкольном возрасте дети пользуются простейшими речевыми формами рассуждений, главным образом в виде сложноподчиненного предложения с придаточным причины с союзом «потому что».
Наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности.
Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в этом случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое-то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса и объяснения-доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются не всегда.
В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. (Алексеева М.М., Яшина Б.И.). Так, в рассказах о любимой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказательствах широко пользуются описанием. Например, Юля Д. (6 лет): «Моя любимая игрушка – мишка. Его зовут Топтыжка. У него глаза черненькие. Ротик красненький, ушки коричневого цвета. Играю я с ним постоянно. Я с ним гулять хожу, смотрю мультфильмы и даже сплю, когда мне страшно бывает. Вот ещё самое главное, что Топтыжка меня любит. Я же за ним ухаживаю. Он меня никогда не укусит и не обидит, потому что я с ним много играю. Люблю его ещё за то, что мама мне подарила его на день рождения». Ярослав П. (6 лет): «Это загадка про ослика. Он серый как волк. У него ушки немного длинные, как у зайчика. Копыта есть, как у лошадки. Ослик маленький, а лошадка большая».
Для связи частей рассуждения дети употребляют союзы «потому что», «за то», «что», «поэтому». Например, при отгадывании загадки о медведе Рома П. (6 лет) «Это про медведя, потому что он сосет лапу и любит мёд».
Таким образом, даже без специального обучения дети используют при необходимости высказывания типа рассуждений. Трудности при создании таких высказываний обусловлены их структурной сложностью и незнанием детьми специальных языковых средств связи смысловых частей.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. отмечают необходимость формирования умений строить разные типы высказываний, в том числе и рассуждение, у детей подготовительной к школе группы. При этом необходимо познакомить детей подготовительной к школе группы со структурой высказывания и способами связи между предложениями и частями высказывания. Они предлагают такие задания, как «Учимся рассуждать» (используются картинки-небылицы), «Составь рассуждение» (на умение располагать аргументы в определенной последовательности).
Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно»); употреблять при доказательстве слова: «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
В своём пособии автор раскрывает лингвистические и психолого-педагогические вопросы развития у дошкольников речи-рассуждения, описывает теоретические основы обучения детей речи-рассуждению, с характеристикой содержания и технологий обучения детей данному виду монолога. Одним из основных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом.
В процессе общения создаются коммуникативные ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:
— труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);
Например, Саша М. (6 лет): «Смотрите, листочки мягкие. Я потрогал. Надо полить. Я полью?».
— наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
Например: Юля Д. (6 лет): «Да, птицы поют. Они радуются. Стало тепло и солнышко греет. Потому что пришла весна».
— обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);
Например: Саша К. (6 лет): «Гвоздь будет тонуть, он же из железа. Он железный. Смотрите, утонул. Давайте бросим в воду вот эту палочку, она из дерева. Она не утонет. Вот видите».
— конструктивно-строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);
-классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
Например, Ваня Г. (6 лет): «На этой картинке мальчик с горки катается. На этой картинке девочка на коньках. А на этой ребята в снежки играют. Эти картинки наверно про игры зимой».
— объяснение правил настольно-печатных, подвижных, словесных игр.
Обучение высказываниям типа рассуждений на занятиях целесообразно начинать, по мнению Яшиной Б.И., Алексеевой М.М., Смольниковой Н.Г., Сидорчук Т. А., Кузиной Н.И., Ладыженской Т.А. с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе. Можно использовать:
1. Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
— складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.
Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;
— выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни».
Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если – то, словами во-первых, во-вторых, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому. (Можно использовать серию картинок из «Альбома словарно-логических упражнений» В. А. Кирюшкина и Ю. С. Ляховской.) Детям предлагают внимательно рассмотреть картинки, расположить их в определенной последовательности и рассказать, что случилось и почему. Воспитатель может дать образец доказательства и показать способы связи смысловых частей рассуждения;
-определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций (Ушакова О.С., Струнина Е.М., игра «Небылицы в картинках»).
Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова «во-первых», «во-вторых». Детям предлагают картинки с изображением несуществующих в природе животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений в природе. Дети рассматривают картинки-небылицы и рассуждают, бывает так или не бывает, почему;
-выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.
Цель задания: учить устанавливать причинно-следственные отношения между объектами, выражать эти отношения соответствующими средствами связи (потому что, так как, если – то), для перечисления аргументов использовать слова «во-первых», «во-вторых». Детям предлагаются картинки, например, с изображением ребенка, скатывающегося с горки на проезжую часть дороги, подтаявшего снеговика в солнечную погоду; двух комнатных растений, стоящих на подоконнике, одно из которых цветущее, другое засохшее, и т. п. После рассматривания картинок дети рассказывают, что случилось и почему, можно так делать или нельзя и почему;
-классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю».
Цель задания: продолжать учить доказательству и способам связей смысловых частей рассуждений;
-отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку».
Цель задания: выделять все признаки, указанные в загадке, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи.
2. Задания на вербальной основе:
-беседы по содержанию произведений художественной литературы с обсуждением положительных и отрицательных поступков героев, их мотивов (Крылова Н.М. , Карпинская Н.С.);
-речевые логические задачи (Алексеева М. М., Яшина Б. И., Ткаченко Т.А., Ушакова О.С.)
Цель задания: развивать умение устанавливать зависимость изменений в жизни животных и насекомых от сезона и рассказывать об этом, определять цель рассуждения, выделять его структурно-смысловые части; продолжать учить пользоваться способами связи смысловых частей рассуждения;
Пример: «Осенью в лесу у белочки появился бельчонок. Рос он веселый, шустрый. Однажды бельчонок познакомился с медвежонком. Они подружились, вместе играли, веселились до самых холодов. Наступила зима. Бельчонок решил поиграть с медвежонком. Но его в лесу не нашел. Почему?»
-объяснение пословиц, загадывание и отгадывание загадок без опоры на наглядный материал.
Цель заданий: закреплять умение строить целостное рассуждение, состоящее из тезиса, доказательств и выводов, использовать разные способы связи смысловых частей;
-составление высказываний-рассуждений на предложенную тему.
Педагогически целесообразным является и использование приемов из системы ТРИЗ. Такие элементы, как системность (часть – целое), развитие (было – стало), противоречие (хороший – плохой), вовлекают дошкольников в поиски доказательств, способствуют не только развитию логического мышления, но и речи-рассуждения. В процессе обучения используют образец построения рассуждения, план, отражающий его структуру, модель, подсказ способов связи фраз и смысловых частей. (Алексеева М. М., Яшина Б. И., С.20).
Для детей 6-7 лет характерно, что, высказав предположение, они считают его окончательным. Чтобы продвинуть детей дальше в своих высказываниях, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы…, то…). Развитие подобных суждений можно представить следующим образом:
1. проблематические (может быть…);
2. гипотетические (если бы…);
3. отрицающий модус (.., значит не…).
Этапы становления речи-рассуждения:
• 3-летние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком- либо воздействии на предмет;
• 4-летние уже начинают понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов;
• старшие дошкольники начинают указывать в качестве причин явлений не только ярко выраженные особенности предметов, но и их постоянные свойства.
Особенностями детских рассуждений занималась Н.А.Стародубова и выделила различные виды аргументов, которые используют дошкольники: финальные, личностные, авторитарные. Она отмечала, что доказательства обычно кратки, дети высказывают мысль, ссылаясь на несущественные признаки предметов, их суждения категоричны.
В научно-методической литературе определены два необходимых и взаимосвязанных условия овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений.
Первое из них состоит в организации содержательного общения взрослых с детьми в разных видах деятельности, в ходе которого создаются проблемные ситуации, требующие установления связей и отношений между объектами реального мира и их вербального выражения. Очевидно, что в создании этого условия важная роль принадлежит не только педагогам, но и старшим членам семьи ребенка.
Второе условие касается ознакомления детей на обучающих занятиях со структурой высказывания-рассуждения и способами связи его частей. Специфика этого условия указывает на ведущую роль дошкольного учреждения в его реализации.
В связи с данными условиями можно выделить две группы задач при решении проблемы развития у старших дошкольников речи-рассуждения.
К первой группе относятся следующие задачи: обогащение жизненного опыта детей, пополнение содержание их рассуждений; обучение их установлению различного рода зависимостей (функциональных, причинно-следственных, пространственно-целевых) между предметами и явлениями.
Ко второй — активизация использования подчинительных союзов, вводно-модальных слов («во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т.д.); закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний и умений, составляющих основу речи-рассуждения: понимать тему рассуждения, связно выстраивать высказывание, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией рассуждения; использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Важным условием является использование педагогами речевых игр как основного средства развития речи-рассуждения ребенка. Игра является одним из наиболее эффективных средств речевого развития дошкольников. Для развития логического мышления, понимания различных зависимостей, умений логично и последовательно строить рассуждения, обогащение речи детей необходимыми лексико-грамматическими средствами педагоги могут использовать игры с наглядным материалом и словесные.
В играх с картинками (Ткаченко Т.А.) дети учатся выделять необходимые признаки, объединять их в доказательстве, последовательно располагать аргументы, использовать необходимые средства внутритекстовой связи. Опора на наглядное изображение помогает ребенку последовательно выделить все признаки и соответственно им расположить аргументы, объединяя их в доказательстве.
В словесных играх (Ткаченко Т.А., Короткова Э.П. и др.) детям предлагается определить несоответствие явлений, нелогичность ситуаций, существенные признаки предметов и явлений без опоры на наглядность, в процессе аргументации использовать слова «во-первых», «во-вторых», «например», «каждый», «некоторый», «значит» и т.д.
Для закрепления полученных детьми знаний об общей структуре рассуждения (тезис, доказательство, вывод), умении использовать наиболее оптимальные средства связи, обеспечивающие общую структурную оформленность текста, следует организовывать игры, в которых дошкольники учатся подбирать необходимые средства связи между частями рассуждений, завершать высказывание выводом, строить более сложные по синтаксису формы рассуждений.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина полагают, что задачами работы с детьми является: обучение их целостным, связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства, для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно»); употреблять при доказательстве слова: «во-первых», «во-вторых»; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
О.А.Нечаева (1974) ввела в научное обращение термин «функционально-смысловой тип речи». В своей монографии, посвященной исследованию описания, повествования и рассуждения (в основном на материале художественных текстов), О.А. Нечаева положила начало активному изучению ФСТР (функционально-смысловых типов речи), функционирующих в стилевых разновидностях современного русского литературного языка.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. предлагают методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать вывод, т.е. то что важно для развития речи типа рассуждения.
Ж. Пиаже (1947) в своих исследованиях показал, что дошкольник в своих рассуждениях алогичен, что он даже не пытается согласовать свои суждения друг с другом. Проблемой формирования речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста занимались и педагоги Абашина В.В., Ивашкина Е.А. из Сургутского государственного педагогического университета.
Задача формирования умений строить рассуждение наряду с другими типами монолога (описанием и повествованием) прозвучала впервые в авторской программе О.С.Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» (1994) и немногим позднее в программах «Детство» (1995) и «Истоки» (1995), но в них содержание обучения речи-рассуждению не конкретизировано.
В авторской программе Л.Г.Шадриной «Азбука сочиняйки», вышедшей в 1999 г., предпринята попытка конкретизировать содержание обучения детей старшей группы «новому типу речи — рассуждению».
Проблемам обучения младших школьников речи-рассуждению посвящено диссертационное исследование Р.И.Никольской (1981), которая предложила систему работы, усложняющуюся от класса к классу начальной школы.
Таким образом, рассмотрев условия развития связной речи разными авторами, к числу наиболее важных психолого-педагогических условий, отнесли следующие: связная речь детей старшего дошкольного возраста будет развиваться более успешно при использовании эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации речевой деятельности, появлению интереса к занятиям по обучению рассказыванию. Данные условия будут способствовать развитию связности речи, повышению общей речевой деятельности у дошкольников в целом, и конечно будут способствовать развитию речи-рассуждения.
Таким образом, проблема формирования у старших дошкольников речи-рассуждения рассматривалась многими педагогами и психологами. Исследования в данном направлении показали необходимость освоения и обучения детьми лексико-грамматических средств, способов внутритекстовых связей, синтаксических конструкций, формирование представлений об особенностях построения текста в процессе обучения связным высказываниям типа рассуждений. Особое значение при этом имеет обогащение речи вводно-модальными и кванторными словами, которые помогают поиску аргументов, расположению их в определенной последовательности, выражению своего мнения и формулированию выводов. Но этому будет способствовать, как показали многие исследования содержательная деятельность детей, в которой возникают проблемные и противоречивые ситуации, требующие анализа, сравнения, обобщения, доказательства и соответствующего языкового оформления.
Список используемой литературы.
-
Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений . — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 400 с.
-
Бизикова О.А. Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 55 с. ISBN 978–5–00047–091–6
-
Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948
-
Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте// дошкольное воспитание.- 1947.- №8.
-
Запорожец А.В. Развитие рассуждений у ребенка-дошкольника // Избр. психологические труды / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. — М., 1986. — Т. 1.
-
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М., 1976. — 127 с.
-
Поддьяков Н.Н., Кузина Н.И. Исследование объяснительной связной речи у дошкольников // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. — М., 1972. — С. 97-102.
-
Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: Дис. … канд. пед. наук. — М., 2001;
-
Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста: монография./Н.В.Семенова, Л.Г.Шадрина.-М.: Флинта: Наука, 2012.-88с.
-
Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.- Москва: ТЦ» Сфера», 2012.-62с.
-
Яшина В.И. Особенности связных высказываний типа рассуждений у детей шести лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи. — М., 1999. — С. 456-460.