Примеры русских сказок о нравственных качеств человека

Примерный перечень сказок, рекомендуемых для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

C:UsersLenovoDesktopдерево-растя-от-линий-текста-открытой-винтажной-концепции-знания-147387611.jpg

Подготовила:

Воспитатель Баженова Е.А.

Цель: формирование предпосылок нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Знакомить детей с художественной литературой.

3. Расширять представления об окружающем мире.

4. Учить правильно оценивать поступки героев.

Развивающие:

1. Содействовать развитию речи детей.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову.

2. Приобщить детей к истокам народной культуры.

3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.

4. Способствовать формированию нравственных качеств в соответствии с возрастом.

Сказки для прочтения детям 2-3 лет.

Нравственное воспитание. Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать внимательное отношение к родителям.

Сказка

Нравственные качества

«Курочка Ряба»

Представления, что хорошо и плохо; Сочувствие.

«Теремок»

Умение жить дружно.

«Три медведя»

Послушание, хорошие и плохие поступки.

«Козлятки и волк»

Послушание, добро – зло.

 «Лис и мышонок» В. Бианки

Сопереживание, добро и зло.

«Был у Пети и Миши конь…» Л.Н. Толстого

Отрицательное отношение к жадности, умение делиться друг с другом.

Сказки для прочтения детям 3-4 лет.

Нравственное воспитание. Развивать у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Учить заботиться о близких людях, вызывать чувство благодарности к родителям и близким за их любовь и заботу.

Сказка

Нравственные качества

«Репка»

Понимание, что общее дело сплачивает людей; взаимопомощь,  малая помощь в большом деле.

«Лиса и заяц»

Дружба и справедливость, добро – зло, трудолюбие.

«Гуси – лебеди»

Послушание, любовь, забота о близких, ответственность за них.

«Бычок — чёрный бочок, белые копытца»

Чувство принадлежности к своей семье, благодарность за заботу и любовь; помощь нуждающимся.

«Как коза избушку построила»

Взаимопомощь, забота о близких.

Сказки для прочтения детям 4-5 лет.

Нравственное воспитание. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть добрым и справедливым. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; учить искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду.

Сказка

Нравственные качества

Русские народные сказки

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение.

«Лисичка со скалочкой»

Отзывчивость, честность, щедрость, сочувствие обиженным, одобрение – неодобрение поступков.

«Лисичка – сестричка и волк» в обр. М. Булатова

Добро и зло, хитрость и прямодушие, доброта и жадность.

«Рукавичка»

Дружба, согласие.

«Жихарка»

Доброта; никогда никому не завидовать и не брать чужое. Умение ладить с людьми, любить и уважать близких.

Литературные сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Не зазнаваться, не хвастаться. Скоромность, справедливость.

«Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Смелость, находчивость, дружба. Не относиться свысока к тем, кто меньше и кажется слабее.

Литературные сказки К.И. Чуковского

«Федорино горе»

Аккуратность, бережливость.

«Телефон»

Вежливость-грубость, уважение к окружающим, помощь нуждающимся.

Сказки В.Г. Сутеева

«Петух и краски»

Доведение любого дела до конца, не бросать в беде товарища, помощь другим. Ответственность и гордость за свой труд.

«Под грибом»

Преодоление трудностей, сплоченность, дружба, отзывчивость, помощь тем, кто попал в беду.

Сказки писателей разных стран:

«Красная Шапочка» Шарля Перро

Послушание, не доверять незнакомцам, не разговаривать с ними; осторожность, осмотрительность.

«Врун», «Ивовый росток» японские сказки, под ред. С. Маршака

Умение различать ложь и правду; справедливость, честность.

Сказки для прочтения детям 5-6 лет.

Нравственное воспитание. Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо». Воспитывать стремление к честности и справедливости, умение с уважением относиться к мнениям других людей. Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.

Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Сказка

Нравственные качества

«Сивка — бурка»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость.

«Царевна-лягушка»

Послушание — непослушание, ответственность, смелость, любовь.

«Серебряное копытце» П.П. Бажова

Доброта, трудолюбие, справедливость, сопереживание, забота о тех, кто слабее.

«Хаврошечка»

Трудолюбие и лень, терпение, честность, способность проявить сострадание к другому человеку.

«Кукушка» ненецкая сказка в обр. К. Шаврона

Уважительное отношение к родителям, помощь и любовь. Послушание, доброта, отзывчивость.

Сказки для прочтения детям 6-7 лет.

Нравственное воспитание. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим). Развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе.

Сказка

Нравственные качества

«Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Добро – зло, настойчивость, верность; главное в человеке – душа.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Доброта побеждает зло, трудолюбие; послушание и уважение своих родителей; преодоление трудностей.

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» К. Ушинского

Вежливость, доброта, помощь нуждающимся.

«Тёплый хлеб» К. Паустовского

Справедливая оценка поступков, не допущение плохих поступков, внимание и любовь к окружающим.

 «Айога» нанайская сказка

Лень и трудолюбие, послушание, уважительное отношение к родителям.

«Беляночка и Розочка» Братьев Гримм

Доброта, сочувствие, трудолюбие, уважительное отношение к окружающим.



В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку, историческим и культурным ценностям своего народа и родного края, основанное на духовно-нравственных народных воззрениях, видение жизни. Рассматривается значимость и необходимость русских народных сказок в становлении, а также развитии духовного и нравственного мира ребенка.

Ключевые слова: русские народные сказки, дети младшего школьного возраста, нравственные чувства.

Нравственное воспитание в педагогике всегда было одним из приоритетных звеньев всестороннего формирования личности. Взаимосвязь народной педагогики, народного воспитания мы можем четко проследить в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи выдающегося педагога Я. А. Коменского и блестящих продолжателей его дела — К. Д. Ушинского,

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского [5]. Актуальность данного научного исследования видится в том, что современное общество требует от педагога формирования личности ребёнка, которая должна быть всесторонне развитой, мыслящей, социальной. Поэтому целью написания статьи было выявить значимость и показать необходимость использования русских народных сказок для нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Русская народная сказка — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основных жанров фольклорной прозы. Все русские сказки несут в себе печать старинного быта, обычаев, порядков [6].

В. П. Аникин говорил о русской народной сказке, что сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое обязательно требует применения приемов неправдоподобного изображения действительности [1].

Сказка — это повествование с вымышленными персонажами и сюжетом, имеющим бытовой, героический или магический характер. Они подразделяются на фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

В процессе ознакомления со сказкой у младшего школьника формируются важные планируемые результаты, которыми, согласно ФГОС НОО, должен овладеть выпускник начальной школы: «формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических взглядов, понятий о добре и зле, морали; давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев».

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям посредством сказок. Они учат детей доброжелательному отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, обращают внимание на положительные качества человека. В действиях и поступках сказочных персонажей всегда присутствует контраст трудолюбия и лени, добра и зла, храбрости и трусости. Дети часто сочувствуют им, симпатизируют и стараются походить на тех героев, для которых характерны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Положительные эмоции возникают у ребят всегда, когда торжествует добро, вздыхают с облегчением, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливый конец [7].

Комплект учебников последовательно, с 1-го по 4-й классы, реализует три основных направления обучения чтению. Формированию и развитию таких важных компонентов навыка чтения, как правильность и беглость, способствует выполнению упражнений, расположенных перед текстом. Работе над выразительностью способствуют вопросы и задания, которые стоят после текстов. Вопросы и задания, направленные на приобретение навыков работы с текстами различных типов и жанров, систематически появляются в методическом аппарате учебников. Они расположены по дидактическому принципу «от простого — к сложному», образуя методические линии, которые пронизывают учебники литературного чтения с 1-го по 4-й класс.

Так, например, в учебнике литературного чтения по УМК «Школа России» авторами комплекта (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова) уже с первого класса вводятся понятия «народного» и «литературного» произведения. Они закрепляются на текстах разных жанров, поэтому учебник содержит народные считалки, небылицы, загадки, сказки, так и их литературные аналоги. Во втором классе расширяется круг видожанровых и тематических литературных представлений учащихся. В учебнике 2-го класса «Литературное чтение» имеется раздел «Устное народное творчество», где младшие школьники изучают сказки о животных «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», волшебные «Гуси-лебеди», бытовые «Каша из топора».

В 3–4 классе продолжается активное накопление видожанровых представлений о фольклорных произведениях (учащиеся читают сказки, былины, малые жанры фольклора). В учебнике 3 класса «Литературное чтение» включены следующие разделы: «Устное народное творчество», «Были-небылицы», «Люби живое», «По страницам детских журналов» и др. Учебник 4-го класса представляет юному читателю: «Летописи. Былины. Жития», «Литературные сказки» и др. Раздел «Устное народное творчество» содержит в себе сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Дети не только знакомятся, но и учатся находить в тексте, и работать с такими языковыми средствами как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись и определяют их роль в создании художественных образов [3].

В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» под редакцией Т. М. Андрианова, Э. Э. Кац также происходит знакомство младших школьников с самыми известными и поучительными русскими народными сказками. Обучаясь в первом классе, дети читают сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Хаврошечка», «Каша из топора»). Дальнейшие учебники для 2-го и 3-го класса предлагают богатый материал для размышлений о сложных, во многом непонятных явлениях окружающего нас мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это прослеживается в названиях тем, перечень которых дает представление о проблемах нравственности, затронутых на уроках чтения в младших классах: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать — свое потерять», «Жадность всякому горю начало», «Тайное всегда становится явным», «Каждый свое получил», «Жизнь дана на добрые дела», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В четвёртом классе учащиеся получают первоначальные представления о родах литературы, взаимосвязи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на произведения различных писателей. Становиться шире круг нравственных вопросов, которые преподносятся детям для осмысления, как в литературных произведениях, так и в жизни [2].

Сказки, особенно народные, способствуют формированию у юных читателей чувства любви к родине, заботы о ее интересах и готовности защищать ее от врагов. Отважные и находчивые герои заставляют младших школьников уважать историческое прошлое своего народа, бережно относиться к народной памяти. В то же время патриотические чувства к своей родине неотделимы от уважительного и доброжелательного отношения к другим народам [4].

Сказка способствует развитию оценочных суждений детей; в процессе прочтения и дальнейшего анализа сказки они непременно задаются вопросами: Что (какие качества) больше всего ценится в людях?; За что некоторых наказывают, а за что поощряют?; Почему некоторым героям сказок приходят на помощь явления природы, звери, птицы, а от некоторых они, наоборот отворачиваются?

На примере фрагмента урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России» по теме «Русская народная сказка «Лиса и Журавль» давайте проследим, как же воспитываются нравственные качества, а именно основополагающие дружеские качества у детей младшего школьного возраста: вежливость, доброжелательность, уважение. Народ в этой сказке показывает читателю, как не надо поступать с другом.

Анализ произведения

— Давайте прочитаем, что написано на доске. (Как аукнется, так и откликнется.)

— Читайте, следя за движением указки глазами. (Читают хором.)

— Закройте глаза и подумайте, что вы прочитали? Открывайте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)

— Как мы назовем это предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

— Значит,… (Учитель одновременно пишет на доске.) плохая Лиса обидела хорошего Журавля и он отплатил ей? Так? А как вы считаете? (Предположения детей.)

— Давайте поговорим об этом. Какой Лиса обычно появляется в русских сказках? (Вредная, хитрая, льстивая.)

— А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём «подружилась», а подружившись, как водится среди соседей, «вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости».)

— Что же тут плохого? (Ничего.)

— Как Лиса приглашала Журавля? (По-доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик, сама стряпала».)

— Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

— Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

— Так какую же ошибку допустила Лиса? Чем она обидела своего гостя? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием («лижет себе да лижет кашу»), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)

— А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

— Как же Журавль встретил Лису? (Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком.)

— Как вы думаете, почему Журавль так поступил? (Он хотел отомстить Лисе.)

— Как вы считаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)

— Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)

— Но ведь и Журавлю было обидно вернуться домой голодным из гостей. Не так ли, ребята? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)

— Как должен вести себя гость? (Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)

— Как же должен был поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)

— Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.

— А как же пословица? Ведь русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

— Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые можно подобрать к данной сказке? Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке, — хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Шила в мешке не утаишь.

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

Итог урока. Рефлексия

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка «о ложной дружбе».)

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

— Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (На доске — круг солнца)

— Возьмите листы с текстом сказки. Из слов, напечатанных внизу, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)

— Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.

— Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)

— Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)

— Давайте добавим этот лучик. Ребята, вы прекрасно работали. Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас. Наш урок окончен. Спасибо.

Проанализировав использования русских народных сказок в работе с младшими школьниками, можно сделать вывод, что чтение и анализ русских народных сказок помогают детям лучше понимать и всесторонне оценивать нравственные поступки людей. Дети читают, обсуждают сказки, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке между учениками постоянно возникают нравственные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга. Совместная работа школьников на уроке порождает между ними потребность в общении, характерную для любой коллективной работы. Несомненно, сказка служит средством нравственного воспитания младших школьников. Она позволяет создавать необычные сказочные ситуации в повседневной жизни, благодаря которым педагог может найти выход в сферу эмоций ребенка, помочь в нравственном становлении ребенка как личности.

Литература:

  1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество. / В. П. Аникин. — М.: Высшая школа, 2006. — 725 с.
  2. Кац, Э. Э. Литературное чтение / Э. Э. Кац. — М.: АСТ, 2014. — 174 с.
  3. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — М.: Просвещение, 2015. — 223 с.
  4. Львова, М. Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. — 2001. — № 12. — С. 12–17.
  5. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. — М.: Современное слово, 2001. — 925 с.
  6. Русский фольклор / Институт русской литературы (Пушкинский дом); сост. М. Я. Мельц; под ред. А. М. Астаховой, С. П. Луппова. — М. : Наука, 1981. — 471 с.
  7. Шипилова, А. Э. Значение сказок в воспитании младших школьников / А. Э. Шипилова, Ж. С. Искужиева // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч. –практ. конф. — № 5(29). — М.: МЦНО, 2019. — С. 107–112.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, Лис, гость, Журавль, младший школьный возраст, друг, класс, литературное чтение, пословица, Русская народная сказка.

Я работаю по этой теме и мне бы хотелось с вами поделиться опытом. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

Дети с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Сказка играет очень важную роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала необходимо обратить внимание на гендерный подход сказки. Что касается пола, то все сказки способствуют формированию мужских и женских черт характера.

Сказками для формирования черт человеческого характера являются, например, «Три поросенка», «Колобок». Они показывают метод борьбы за человека. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над вышестоящим соперником, а в сказке «Колобок» содержится самое важное предупреждение об условиях, при которых вы можете быть побеждены, о соблюдении правил безопасности. На основе этих рассказов можно объяснить мальчику типологию врага и сценарии борьбы и победы над врагом. В противостоянии с одним соперником нужны силы, с другим — осторожность и осмотрительность, с третьим — надежная команда, с четвертым — тактическая беседа. Истории, имеющие мужской характер, содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, правильное восприятие действительности, во-вторых, понятие врага и безопасности, и, в-третьих, желание победить врага. Они символически дают мальчику знания о стратегии и тактике борьбы с врагом. Сильное прикрытие, объединенные силы, удача, знание и использование собственного преимущества и слабостей противника — вот ингредиенты успеха.

Но сказки — «Маша и медведь», «Хаврошка», «Морозко», «Гусиные лебеди» помогают сформировать женские черты характера. В этих сказках обязательно есть мужской характер. Героиня строит с ним отношения по-разному. Она либо ввязывается в спор, готовится к счастливому браку, либо помогает ему. Эти сказки помогают девушке понять, что значит быть женщиной. В этих сказках девушка получает определенные знания о жизни героинь. Первое — найти достойного партнера, то есть выбрать лучшего. А выбор связан с умением прислушиваться к своему сердцу, которое скажет: кто достоин, любящий, верный, всегда готовый помочь.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, — все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок — и положительные и отрицательные — прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Главное средство воспитания — литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Например «Алёнушка и братец Иванушка, «Крошечка-хаврошечка», «Волшебная дудочка».

Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаю пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.).

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

  • знакомство с содержанием сказки;
  • вовлечение детей в деятельность;
  • инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой:

  • чтение;
  • рассказывание;
  • дидактические игры;
  • литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

  • выразительность чтения;
  • повторность чтения;
  • выборочность чтения;
  • драматизация и театрализация сказки;
  • просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

  1. Знакомство детей с русской народной сказкой — чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций — с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  2. Эмоциональное восприятие сказки детьми — пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок — с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
  3. Художественная деятельность — отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании — позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
  4. Подготовка к самостоятельной деятельности — разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок — метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

  • формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
  • готовность проявлять совместное сострадание и радость;
  • развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Также эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Один из признаков настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни случилось в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, с которыми столкнулись герои, были необходимы для того, чтобы сделать их сильнее и мудрее. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера.

Литература

  1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А.Каирова. — Омск: Русь, 2009. — 48 с.
  2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С.Артюхова // Педагогика, — 2009. — № 4. — С. 181-183.
  3. Антипова Е.А. Театрализованные представления в детском саду.

  • Примеры русских народных сказок о труде
  • Примеры русских народных сказок 3 класс
  • Примеры родительской любви из жизни для сочинения
  • Примеры решительности в литературе для сочинения
  • Примеры рассказов рассуждений в доу