Примеры русских сказок в которых говорится о нравственных качествах человека

Примерный перечень сказок, рекомендуемых для формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

C:UsersLenovoDesktopдерево-растя-от-линий-текста-открытой-винтажной-концепции-знания-147387611.jpg

Подготовила:

Воспитатель Баженова Е.А.

Цель: формирование предпосылок нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Знакомить детей с художественной литературой.

3. Расширять представления об окружающем мире.

4. Учить правильно оценивать поступки героев.

Развивающие:

1. Содействовать развитию речи детей.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову.

2. Приобщить детей к истокам народной культуры.

3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.

4. Способствовать формированию нравственных качеств в соответствии с возрастом.

Сказки для прочтения детям 2-3 лет.

Нравственное воспитание. Способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, учить умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать). Воспитывать внимательное отношение к родителям.

Сказка

Нравственные качества

«Курочка Ряба»

Представления, что хорошо и плохо; Сочувствие.

«Теремок»

Умение жить дружно.

«Три медведя»

Послушание, хорошие и плохие поступки.

«Козлятки и волк»

Послушание, добро – зло.

 «Лис и мышонок» В. Бианки

Сопереживание, добро и зло.

«Был у Пети и Миши конь…» Л.Н. Толстого

Отрицательное отношение к жадности, умение делиться друг с другом.

Сказки для прочтения детям 3-4 лет.

Нравственное воспитание. Развивать у детей элементарные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо; обращать внимание детей на личностные (доброжелательный, чуткий) и деловые (трудолюбивый, аккуратный) качества человека; формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье. Учить заботиться о близких людях, вызывать чувство благодарности к родителям и близким за их любовь и заботу.

Сказка

Нравственные качества

«Репка»

Понимание, что общее дело сплачивает людей; взаимопомощь,  малая помощь в большом деле.

«Лиса и заяц»

Дружба и справедливость, добро – зло, трудолюбие.

«Гуси – лебеди»

Послушание, любовь, забота о близких, ответственность за них.

«Бычок — чёрный бочок, белые копытца»

Чувство принадлежности к своей семье, благодарность за заботу и любовь; помощь нуждающимся.

«Как коза избушку построила»

Взаимопомощь, забота о близких.

Сказки для прочтения детям 4-5 лет.

Нравственное воспитание. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощь, сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника, поделился игрушками и пр. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть добрым и справедливым. Учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок; учить искренне извиняться перед сверстником за причиненную обиду.

Сказка

Нравственные качества

Русские народные сказки

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение.

«Лисичка со скалочкой»

Отзывчивость, честность, щедрость, сочувствие обиженным, одобрение – неодобрение поступков.

«Лисичка – сестричка и волк» в обр. М. Булатова

Добро и зло, хитрость и прямодушие, доброта и жадность.

«Рукавичка»

Дружба, согласие.

«Жихарка»

Доброта; никогда никому не завидовать и не брать чужое. Умение ладить с людьми, любить и уважать близких.

Литературные сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка

«Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Не зазнаваться, не хвастаться. Скоромность, справедливость.

«Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Смелость, находчивость, дружба. Не относиться свысока к тем, кто меньше и кажется слабее.

Литературные сказки К.И. Чуковского

«Федорино горе»

Аккуратность, бережливость.

«Телефон»

Вежливость-грубость, уважение к окружающим, помощь нуждающимся.

Сказки В.Г. Сутеева

«Петух и краски»

Доведение любого дела до конца, не бросать в беде товарища, помощь другим. Ответственность и гордость за свой труд.

«Под грибом»

Преодоление трудностей, сплоченность, дружба, отзывчивость, помощь тем, кто попал в беду.

Сказки писателей разных стран:

«Красная Шапочка» Шарля Перро

Послушание, не доверять незнакомцам, не разговаривать с ними; осторожность, осмотрительность.

«Врун», «Ивовый росток» японские сказки, под ред. С. Маршака

Умение различать ложь и правду; справедливость, честность.

Сказки для прочтения детям 5-6 лет.

Нравственное воспитание. Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей, воспитывать стремление «поступать хорошо». Воспитывать стремление к честности и справедливости, умение с уважением относиться к мнениям других людей. Воспитывать стремление в своих поступках следовать хорошему примеру.

Продолжать воспитывать уважение к традиционным ценностям, принятым в обществе. Учить уважать старших, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Продолжать воспитывать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Сказка

Нравственные качества

«Сивка — бурка»

Послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость.

«Царевна-лягушка»

Послушание — непослушание, ответственность, смелость, любовь.

«Серебряное копытце» П.П. Бажова

Доброта, трудолюбие, справедливость, сопереживание, забота о тех, кто слабее.

«Хаврошечка»

Трудолюбие и лень, терпение, честность, способность проявить сострадание к другому человеку.

«Кукушка» ненецкая сказка в обр. К. Шаврона

Уважительное отношение к родителям, помощь и любовь. Послушание, доброта, отзывчивость.

Сказки для прочтения детям 6-7 лет.

Нравственное воспитание. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть хорошим). Развивать стремление и умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Поощрять проявление таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Продолжать воспитывать уважение к традиционным семейным ценностям; уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, любовь и уважение к родителям. Учить проявлять заботу о близких людях, с благодарностью принимать заботу о себе.

Сказка

Нравственные качества

«Сказка о мертвой

царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Добро – зло, настойчивость, верность; главное в человеке – душа.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Доброта побеждает зло, трудолюбие; послушание и уважение своих родителей; преодоление трудностей.

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» К. Ушинского

Вежливость, доброта, помощь нуждающимся.

«Тёплый хлеб» К. Паустовского

Справедливая оценка поступков, не допущение плохих поступков, внимание и любовь к окружающим.

 «Айога» нанайская сказка

Лень и трудолюбие, послушание, уважительное отношение к родителям.

«Беляночка и Розочка» Братьев Гримм

Доброта, сочувствие, трудолюбие, уважительное отношение к окружающим.


0

Какие русские народные сказки и басни рассказывают о лучших человеческих.?

качествах?

2 ответа:



2



0

Для ответа на этот вопрос, предлагаю сперва перечислить те качества, которые я считаю лучшими, и потом вспомнить, герои каких сказок и/или басен обладали ими. Итак,

1) Смелость: в сказке «Гуси-лебеди» Аленушка, не думая об опасности, отправляется на поиски своего братца. Еще сказки: «Заюшкина избушка».

2) Дружелюбие и гостеприимство: «Теремок». Звери каждому, кто просился к ним в теремок давали приют. Даже когда теремок развалился, они не стали разбираться, кто виноват, а просто взяли и выстроили новый, более просторный.

3) Ум: в сказке «Мужик и медведь» мужик благодаря своему уму смог перехитрить медведя, отдавая ему то вершки, то корешки.

4) Кротость: «Морозко», героиня сказки, которую родной отец отвез и оставил в зимнем лесу, своей кротостью так подкупила Морозко, что он не только спас ее, но еще и наградил.

5) Взаимовыручка: в сказке «Дрозд Еремеевич» сорока помогает дрозду, у которого лиса хитростью выманивает птенцов. А также: «Кот, петух и лиса».

6) Трудолюбие: мы узнаем из сказки «Самое дорогое», что человек, благодаря трудолюбию, может достичь всего, что пожелает. А также: «Ленивая и радивая».

7) Смекалка: герой сказки «Солдат и смерть» смог обмануть саму смерть.



1



0

Не знаю, как насчет басен, а в русских народных сказках таких примеров масса! Почему Иванушка-дурачок или младший сын в семье добиваются успехов? Потому что они не только сильные и храбрые,но и добрые, беззлобные, не мстительные, забывают обиды и прощают своих врагов; спасают слабых и защищают животных ( «Волшебное кольцо», «Василиса-прекрасная», «Сивка-бурка» и др.). Трудолюбие, скромность и доброта — главные положительные качества для русских девиц («Морозко», «Хаврошечка»,»Волшебная дудочка» и др.). В сказках о животных прославляется доброта даже у лисы-хищницы — «Снегурушка и лиса». Смекалка, находчивость, догадливость показана в сказках о солдате, о простых мужиках: «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Два мороза». А вот и еще одно положительное качество — правдивость в сказке «Золотой топор».

Читайте также

Зачин для своей сказки я выберу такой:

NXIV8dqDNv6YBw5qsG90PuzU0JpZbvc.png

бедняк. Старый дом его совсем развалился, но чинить он его не собирался: лежал бедняк на крылечке, смотрел в небо и думал: как было бы хорошо, если б дом сам починился, печь сама затопилась, а на столе вдруг целый казанок каши очутился.

Вдруг подлетает к нему маленькая птичка. Бедняк достает из кармана последнюю крошку хлеба и бросает ей.

  • Спасибо, добрый человек, — говорит птичка. Но зачем ты отдал мне последнюю крошку хлеба?
  • Ешь на здоровье, мне все равно не хватит наесться, а тебе в самый раз.
  • Знаешь, что, добрый человек, сказала птичка. Есть у меня сила волшебная — могу выполнять любые желания. Есть у тебя какие-нибудь?
  • Хочу, чтобы дом починился, печь затопилась, а на столе целый казанок каши очутился.
  • Хорошо, — сказала птичка,- взмахнула крыльями и раз…

Посмотрел бедняк вокруг и не узнал свой дом. «Ну, думает бедняк», ладно, дом починился, печь затопилась (вон дым какой из трубы идет), а каша? Каша на столе очутилась?

Заходит он в дом, а на столе дымится большой горшок с пшенной кашей. Зачерпнул бедняк каши и вышел на крыльцо — птичку угостить.

Съела волшебная птичка ложечку и говорит:

  • Я буду к тебе теперь каждый день прилетать и помогать до тех пор, пока в сердце твоем будет жить добро. Так и повелось у них.

Я эту историю слышал уже не от бедняка, а от внуков его, которые угостили меня как-то вкуснейшей кашей.

aTMJYKhq3TAhKtY1MNUe1g9OWByaM8.png

В русских народных сказках присутствуют так называемые волшебные помощники, в образах их воплотилась вековая народная мечта о таких приспособлениях, которые будут помогать людям летать, или быстро передвигаться по земле,или иметь такое волшебное оружие,которое поможет противостоять многочисленным врагам.

Так появились в сказке ковер-самолет, сапоги -скороходы ( примеров скороходства великое множество в современной технике) и меч-кладенец ( таких «мечей» в современной армии столько, что и не перечислишь!».

В сказке «Аленький цветочек»(хотя она является авторской,написанной С.Т.Аксаковым,но в основу ее легла народная сказка,рассказанная в детстве будущему писателю ключницей Пелагеей) присутствует волшебное блюдечко и наливное яблочко, глядя в блюдечко, можно увидеть разные дали, страны и чудеса.

Это прообраз телевизора, как и чудесная вода в кадушке Бабы-Яги, или чудесное зеркало в других сказках, способное показать то, что находится далеко.

Впереди создание современного аналога шапки -невидимки.

А волшебной палочкой у нас может считаться лазерный луч,при помощи которого устраивают лазерное шоу, где на стенах домов или прямо в ночном небе могут оживать самые немыслимые герои и сюжеты.

Мне кажется, что похоже. Есть несколько причин: 1) Вакула ради любимой отправился в далёкую и неизведанную страну или город (В сказке Гоголя — в Петербург). В народных сказках герои отправляются в Тридевятое царство или царство Кощея или в другое место. 2) Вакуле помогал волшебный персонаж (чёрт). В народных сказках обычно помогают лесные звери или птицы, или волшебные предметы — волшебный клубок, зеркальце, печка. 3) Задание ограничено по времени. Вакула управился за ночь. А герои народных сказок справляются, например, за 3 дня и 3 ночи.

Если честно, то 49 русских народных сказок я не знаю, но вот несколько сказок, которые начинаются на букву «А» знаю и это:

Аленушка и братец Иванушка,

ряд сказок об Алеше Поповиче,

Архиерей,

Арысь-поле,

Афонька.

Прочитать их можно вот здесь.



В данной работе охарактеризованы сущность и значение нравственного воспитания детей младшего школьного возраста посредством использования русских народных сказок. Представлены названия и сюжеты сказок, способствующие приобщению детей к русскому языку, историческим и культурным ценностям своего народа и родного края, основанное на духовно-нравственных народных воззрениях, видение жизни. Рассматривается значимость и необходимость русских народных сказок в становлении, а также развитии духовного и нравственного мира ребенка.

Ключевые слова: русские народные сказки, дети младшего школьного возраста, нравственные чувства.

Нравственное воспитание в педагогике всегда было одним из приоритетных звеньев всестороннего формирования личности. Взаимосвязь народной педагогики, народного воспитания мы можем четко проследить в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи выдающегося педагога Я. А. Коменского и блестящих продолжателей его дела — К. Д. Ушинского,

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского [5]. Актуальность данного научного исследования видится в том, что современное общество требует от педагога формирования личности ребёнка, которая должна быть всесторонне развитой, мыслящей, социальной. Поэтому целью написания статьи было выявить значимость и показать необходимость использования русских народных сказок для нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Русская народная сказка — эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение Э. В. Померанцевой); один из основных жанров фольклорной прозы. Все русские сказки несут в себе печать старинного быта, обычаев, порядков [6].

В. П. Аникин говорил о русской народной сказке, что сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое обязательно требует применения приемов неправдоподобного изображения действительности [1].

Сказка — это повествование с вымышленными персонажами и сюжетом, имеющим бытовой, героический или магический характер. Они подразделяются на фольклорные (составленные народом), литературные (включают в себя черты народных сказаний, но принадлежат одному автору) и авторские (написаны одним конкретным автором). Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые и о животных.

В процессе ознакомления со сказкой у младшего школьника формируются важные планируемые результаты, которыми, согласно ФГОС НОО, должен овладеть выпускник начальной школы: «формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических взглядов, понятий о добре и зле, морали; давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев».

Психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста позволяют им приобщиться к народным, а через них и к общечеловеческим духовным ценностям посредством сказок. Они учат детей доброжелательному отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, обращают внимание на положительные качества человека. В действиях и поступках сказочных персонажей всегда присутствует контраст трудолюбия и лени, добра и зла, храбрости и трусости. Дети часто сочувствуют им, симпатизируют и стараются походить на тех героев, для которых характерны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Положительные эмоции возникают у ребят всегда, когда торжествует добро, вздыхают с облегчением, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливый конец [7].

Комплект учебников последовательно, с 1-го по 4-й классы, реализует три основных направления обучения чтению. Формированию и развитию таких важных компонентов навыка чтения, как правильность и беглость, способствует выполнению упражнений, расположенных перед текстом. Работе над выразительностью способствуют вопросы и задания, которые стоят после текстов. Вопросы и задания, направленные на приобретение навыков работы с текстами различных типов и жанров, систематически появляются в методическом аппарате учебников. Они расположены по дидактическому принципу «от простого — к сложному», образуя методические линии, которые пронизывают учебники литературного чтения с 1-го по 4-й класс.

Так, например, в учебнике литературного чтения по УМК «Школа России» авторами комплекта (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова) уже с первого класса вводятся понятия «народного» и «литературного» произведения. Они закрепляются на текстах разных жанров, поэтому учебник содержит народные считалки, небылицы, загадки, сказки, так и их литературные аналоги. Во втором классе расширяется круг видожанровых и тематических литературных представлений учащихся. В учебнике 2-го класса «Литературное чтение» имеется раздел «Устное народное творчество», где младшие школьники изучают сказки о животных «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», волшебные «Гуси-лебеди», бытовые «Каша из топора».

В 3–4 классе продолжается активное накопление видожанровых представлений о фольклорных произведениях (учащиеся читают сказки, былины, малые жанры фольклора). В учебнике 3 класса «Литературное чтение» включены следующие разделы: «Устное народное творчество», «Были-небылицы», «Люби живое», «По страницам детских журналов» и др. Учебник 4-го класса представляет юному читателю: «Летописи. Былины. Жития», «Литературные сказки» и др. Раздел «Устное народное творчество» содержит в себе сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Дети не только знакомятся, но и учатся находить в тексте, и работать с такими языковыми средствами как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись и определяют их роль в создании художественных образов [3].

В учебно-методическом комплекте «Планета знаний» под редакцией Т. М. Андрианова, Э. Э. Кац также происходит знакомство младших школьников с самыми известными и поучительными русскими народными сказками. Обучаясь в первом классе, дети читают сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Мальчик с пальчик», «Хаврошечка», «Каша из топора»). Дальнейшие учебники для 2-го и 3-го класса предлагают богатый материал для размышлений о сложных, во многом непонятных явлениях окружающего нас мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это прослеживается в названиях тем, перечень которых дает представление о проблемах нравственности, затронутых на уроках чтения в младших классах: «Труд человека кормит, а лень портит», «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца», «Много хватать — свое потерять», «Жадность всякому горю начало», «Тайное всегда становится явным», «Каждый свое получил», «Жизнь дана на добрые дела», «За доброе дело стой смело», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». В четвёртом классе учащиеся получают первоначальные представления о родах литературы, взаимосвязи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на произведения различных писателей. Становиться шире круг нравственных вопросов, которые преподносятся детям для осмысления, как в литературных произведениях, так и в жизни [2].

Сказки, особенно народные, способствуют формированию у юных читателей чувства любви к родине, заботы о ее интересах и готовности защищать ее от врагов. Отважные и находчивые герои заставляют младших школьников уважать историческое прошлое своего народа, бережно относиться к народной памяти. В то же время патриотические чувства к своей родине неотделимы от уважительного и доброжелательного отношения к другим народам [4].

Сказка способствует развитию оценочных суждений детей; в процессе прочтения и дальнейшего анализа сказки они непременно задаются вопросами: Что (какие качества) больше всего ценится в людях?; За что некоторых наказывают, а за что поощряют?; Почему некоторым героям сказок приходят на помощь явления природы, звери, птицы, а от некоторых они, наоборот отворачиваются?

На примере фрагмента урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Школа России» по теме «Русская народная сказка «Лиса и Журавль» давайте проследим, как же воспитываются нравственные качества, а именно основополагающие дружеские качества у детей младшего школьного возраста: вежливость, доброжелательность, уважение. Народ в этой сказке показывает читателю, как не надо поступать с другом.

Анализ произведения

— Давайте прочитаем, что написано на доске. (Как аукнется, так и откликнется.)

— Читайте, следя за движением указки глазами. (Читают хором.)

— Закройте глаза и подумайте, что вы прочитали? Открывайте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)

— Как мы назовем это предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)

— Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)

— Значит,… (Учитель одновременно пишет на доске.) плохая Лиса обидела хорошего Журавля и он отплатил ей? Так? А как вы считаете? (Предположения детей.)

— Давайте поговорим об этом. Какой Лиса обычно появляется в русских сказках? (Вредная, хитрая, льстивая.)

— А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём «подружилась», а подружившись, как водится среди соседей, «вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости».)

— Что же тут плохого? (Ничего.)

— Как Лиса приглашала Журавля? (По-доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик, сама стряпала».)

— Плохие ли это слова и дела? (Нет.)

— Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)

— Так какую же ошибку допустила Лиса? Чем она обидела своего гостя? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием («лижет себе да лижет кашу»), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)

— А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

— Как же Журавль встретил Лису? (Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком.)

— Как вы думаете, почему Журавль так поступил? (Он хотел отомстить Лисе.)

— Как вы считаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)

— Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)

— Но ведь и Журавлю было обидно вернуться домой голодным из гостей. Не так ли, ребята? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)

— Как должен вести себя гость? (Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)

— Как же должен был поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)

— Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.

— А как же пословица? Ведь русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)

— Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые можно подобрать к данной сказке? Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке, — хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Шила в мешке не утаишь.

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

Итог урока. Рефлексия

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка «о ложной дружбе».)

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)

— Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (На доске — круг солнца)

— Возьмите листы с текстом сказки. Из слов, напечатанных внизу, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)

— Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.

— Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)

— Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)

— Давайте добавим этот лучик. Ребята, вы прекрасно работали. Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас. Наш урок окончен. Спасибо.

Проанализировав использования русских народных сказок в работе с младшими школьниками, можно сделать вывод, что чтение и анализ русских народных сказок помогают детям лучше понимать и всесторонне оценивать нравственные поступки людей. Дети читают, обсуждают сказки, в которых в доступной для них форме ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, гуманности. На уроке между учениками постоянно возникают нравственные отношения. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, оказывают то или иное влияние друг на друга. Совместная работа школьников на уроке порождает между ними потребность в общении, характерную для любой коллективной работы. Несомненно, сказка служит средством нравственного воспитания младших школьников. Она позволяет создавать необычные сказочные ситуации в повседневной жизни, благодаря которым педагог может найти выход в сферу эмоций ребенка, помочь в нравственном становлении ребенка как личности.

Литература:

  1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество. / В. П. Аникин. — М.: Высшая школа, 2006. — 725 с.
  2. Кац, Э. Э. Литературное чтение / Э. Э. Кац. — М.: АСТ, 2014. — 174 с.
  3. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — М.: Просвещение, 2015. — 223 с.
  4. Львова, М. Е. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии / М. Е. Львова // Начальная школа. — 2001. — № 12. — С. 12–17.
  5. Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. — М.: Современное слово, 2001. — 925 с.
  6. Русский фольклор / Институт русской литературы (Пушкинский дом); сост. М. Я. Мельц; под ред. А. М. Астаховой, С. П. Луппова. — М. : Наука, 1981. — 471 с.
  7. Шипилова, А. Э. Значение сказок в воспитании младших школьников / А. Э. Шипилова, Ж. С. Искужиева // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч. –практ. конф. — № 5(29). — М.: МЦНО, 2019. — С. 107–112.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, Лис, гость, Журавль, младший школьный возраст, друг, класс, литературное чтение, пословица, Русская народная сказка.

  • Примеры русских народных сказок о труде
  • Примеры русских народных сказок 3 класс
  • Примеры родительской любви из жизни для сочинения
  • Примеры решительности в литературе для сочинения
  • Примеры рассказов рассуждений в доу