Примеры сочинений по обществознанию философия

07.11.2018

Публикуем примеры готовых эссе по обществознанию по итогам 2019 года. Данные примеры полностью актуальны и для 2020 года, и для 2021 года!

ВАЖНО! С 2022 года из ЕГЭ по обществознанию было исключено задание, предполагающее написание эссе. Вместо него появилось составное задание 24-25, которое проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 (план) рассматривается как основа написания доклада по заданной теме. А вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства. 

  • Как выполнять задание 25 на ЕГЭ в 2023 году

Каждое эссе проверено экспертом, разобран каждый критерий проверки и даны подробные рекомендации по тому над чем именно стоит работать в каждом из эссе. Эксперт: Ксения Кафтаева, проект ОКЕГЭ

Свои вопросы и обсуждения оставляйте в комментариях ниже.

  • 20 ИДЕАЛЬНЫХ эссе по обществу — смотреть!
  • План и структура эссе по обществу
  • Критерии оценивания эссе по обществу

Эссе №1

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

В.М. Сухомлинский говорил: «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

Автор в своем высказывании затрагивает идею роли семьи, её важности в жизни человека. Эта идея остается актуальной в наши дни.

Смысл данного высказывания в том, что семья — это социальный институт, который оказывает огромное влияние на становление личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, каким станет человек в будущем. Именно семья воздействует на человека, формирует его мировоззрение и интересы

Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.

Из курса обществознания нам известно, что семья — это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. К примеру, репродуктивная, заключающаяся в продолжении рода, экономическая, психологическая, социально-нравственная, функция социализации и духовно-нравственная, проявляющаяся во влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывая, «что такое хорошо, а что такое плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент индивида, строят его личность кирпичик за кирпичиком.

Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки — подумайте, какие).

Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.

Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.

Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.

Итак, подводя итог можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем высказывании, говоря, что семья — это первичный агент социализации человека и что именно семья воспитает в человеке способность творить добро.

Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.

БАЛЛЫ

  • 29.1 — 1 балл
  • 29.2 — 1 балл
  • 29.3 — 1 балл
  • 29.4 — 1 балл (могло бы быть и 0, зависит от эксперта).

ИТОГО: 4 балла

Эссе №2

Политология: «Революции — варварский способ прогресса». (Ж. Жорес)

В своём высказывании Жан Жорес утверждает,что революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве. Я согласна с высказыванием автора, ведь, действительно, революция ведёт к коренным переменам ,связанным с агрессивной деятельностью и направленным на насильственное изменение общественного строя.

Комментарий эксперта: Смысл высказывания раскрыт верно, тезис сформулирован (революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве.) Собственное мнение по теме сформулировано.

Необходимо заметить,что прогресс-это поступательные движения общества от низшего к высшему ,от менее совершенного к более совершенному. Прогресс обычно приводит позитивным изменениям в обществе. А под революцией понимается коренной переворот в жизни общества ,который приводит к новому общественному и политическому строю и установлению новой власти.Революция сопровождается огромными жертвами,насилием и разрухой во всех сферах жизни общества.

Комментарий эксперта: Раскрыт смысл ключевого понятия (революция), но есть и лишние понятия (раскрывать смыл понятия прогресс тут не нужно, достаточно просто упомянуть, что прогресс приводит в позитивным изменениям, совершенствованию общества. Уместно перечислить характерные черты революции.

Аргументируя данную точку зрениях , стоит упомянуть революцию 1917г в России,которая повлекла за собой жестокую конфронтацию в обществе и стране в целом. Несмотря на то, что экономика государства вышла на новый уровень ,гражданская война унесла миллионы невинных людей ,привнесла голод и разруху.

Комментарий эксперта: Нет тезиса перед фактическим аргументом. Неясно, какую мысль ты доказываешь. Нужны конкретные факты и случаи: что именно происходило в стране, как изменилась экономика после революции и какие жертвы были во время революции. Посмотри учебники истории и статистику. Пока этот пример слишком общий.

Вторым аргументом хотелось бы привести Евромайдан на Украине. Его положительными результатами стала смена правительства ,а также подписание соглашения ассоциации с Евросоюзом. Но средства для достижения были крайне жестоки,поэтому к итогам массовых акций протестов относятся кровопролитные столкновения, огромное количество пострадавших мирных жителей и миллионы беженцев.

Комментарий эксперта: Лучше не трогать современную политику, потому что взгляды у всех разные. Кто-то считает, что вступление в Евросоюз и смена правительства в Украине — это хорошо, а кто-то такого мнения не разделяет.

Опять же, желательно приводить конкретные факты, пример того, как кто-то пострадал. Перед аргументом опять нет тезиса, который ты подтверждает примером, два примера однотипны по содержанию.

Таким образом,подводя итог вышеизложенному,можно сделать вывод о что автор был прав,утверждая о том ,что революция -это способ прогресса ,движения к лучшему ,но совершаемое варварскими методами,т.е с применением силы.

Комментарий эксперта: Вывод хороший, помни о том, что вывод должен обобщать все то, что ты писала ранее.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 — 1 балл
  • 29.2 — 1 балл
  • 29.3 — 1 балл
  • 29.4 — 0 баллов
  • ИТОГО: 3 балла

Эссе №3

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).

(Автор сочинения – Усманова Фатиме Эскендеровна)

Основная идея данного высказывания заключается в том, что обязанностью любой школы в первую очередь является не преподавание конкретных дисциплин, а развитие в человеке духовных и социальных качеств.Автор размышляет о значимости школы как источника формирования личности. Я полностю согласна с мнением Альберта Эйнштейна и считаю, что эта тема актуальна для всего мирового сообщества.

Комментарий эксперта: Хорошо. Об актуальность лучше не писать.

Рассмотрим данное высказывание с точки зрения социальной науки. Личность- это понятие, характеризующее человека как социальное существо, которое имеет свои индивидуальные качества и предпочтения, образующиеся в условиях общества. Школа,как социальный институт,учит человека общепринятым нормам поведения,знакомит с культурой и тем самым адаптирует каждого к жизни в социуме.Совсем другое значение в жизни имеетспециалист,человек получивший определённые познания и навыки в одной области.Такой субъект может быть хорошо проинформирован и обучен своей профессии, и при этом не влиять на структуру общества в целом.Таким образом роль специалиста ограничена лишь определённой сферой деятельности, а роль личности бесценна для всего мирового сообщества.

Комментарий эксперта: Теория неплохая, но было бы уместно более подробно поговорить о школе и образовании, о функциях образования (воспитательная, социализации), о тенденциях в образовании (гуманизация).

В качестве подтверждения, вышесказанного, приведу таких великих личностейкак Лев Толстой,Уинстон Черчилль,Константин Циолковский. Деятелность этих людей повлияла на всю историю человечества, а ведь все они были двоечниками.Плохая учёба в школе никак не повлияла на дальнейшие успехи этих гениев в области литературы, политики и науки.

Комментарий эксперта: Это не фактический пример. Должен быть четкий ФАКТ, конкретный и полный.

В завершении хочу сказать, что школа — это не место, где воспитывают успешного и великого человека, это место, где формируется гармоничный индивидуум.

Комментарий эксперта: Ты писала о личности, а пришла к индивидууму. Нелогично. Вывод не соответствует всему, что ты писала ранее.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 — 1
  • 29.2 — 1
  • 29.3 — 0
  • 29.4 — 0

ИТОГО: 2 балла

Эссе №4

Политология: Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).

Автор сочинение: Уфаева Яна Евгеньевна

В данном высказывании автор затрагивает идею роли государства в жизни граждан. По мнению автора, самой главной функцией демократического государства является обеспечение защиты прав и свобод , нормальных условий жизни, предоставление различных благ для граждан; невыполнение закрепленных законом функций государством, а также реализация политических решений не соответствующих воле граждан снижает уровень легитимности власти.Я согласна с мнением автора.В данном высказывании можно выделить следующие аспекты: функциидемократического государства и взаимоотношения государственной власти и граждан в демократическом государстве.

Комментарий эксперта: Хорошо.

Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Демократическое государство – это государство, в котором народ признается в качестве основного источника власти, а граждане наделены широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством. Выделяют следующие функции демократического государства:политическую ,социальную, экономическую, культурную, а также охрану правопорядка, прав и свобод гражданина. Политическая функция государства заключается в обеспечении народовластия,создание условий для деятельности социальных институтов. Социальная заключается в обеспечении нормальных условий жизни, реализацию прав граждан на охрану здоровья, образование, отдых жилище. Экономическая функция государства заключается в обеспечении занятости, распределении государственного бюджета, развитии экономики. Последняя из перечисленных функций подразумевает обеспечение точного соблюдения законодательства, охрана прав и свобод граждан, борьба с правонарушителями и др. Таким образом, только выполняя данные функции, направленные на обеспечение достойной жизни личности, государство может считаться легитимным, потому что граждане признают такую власть и подчиняются ей.

Комментарий эксперта: Отличная теория, умница!

Приведу пример из СМИ. В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. США является сильным демократическим правовым государством, которое обеспечивает своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. По качеству жизни, ИЧР и другим показателям США занимает также лидирующие позиции, это позволяет государственной власти быть стабильной и сильной, потому что американцы удовлетворены действующей властью. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатвает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.

Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации США важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.

Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Выделяют основныме проявления взаимотношений государственной власти и граждан: граждане участвуют в формировании и осуществлении государственной власти (т.е как только граждане будут недовольны государственной властью, они имеют право ее поменять посредством выборов – важного демократического института), органы гос власти сменяемы и подотчетны избирателям, существует гласность и отсутствует цензура в СМИ (таким образом происходит обраная связь между этими сбъектами политики, граждане могут критиковать власть), никакая идеология не может быть государственной, а приоритетом является обеспечение правового и политического равенства граждан. Также важным является политический плюрализм, реальное осуществление принципа разделения властей. В демократическом государстве политические решения принимаются на основе принципа большинства при уважении и учете интересов меньшинства, что является важным при стремлении государства реализовать многочисленные потребности общества. Государственная власть осуществляется через государственныйй аппарат – систему гос органов, учреждений и организаций ,при помощи которых осуществляются права человка. Таким образом мы видим, что государственная власть в демократическом государстве ориентирована на интересы граждан, их связь прочна.

Приведу пример из истории. Древняя Греция было первым демократическим государством. С самого детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали разнообразными политическими правами и свободами. Именно поэтому каждый грек с особой ответственностью относился к политической жизни:граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для того,чтобы решить важные государственные вопросы , потому что каждый голос был учтен и ценился. Это показывает,что государственная власть отвечала взаимностью своим гражданам, стремилась удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы. Таким образом, в соответствии с активным политическим участием граждан, их политической грамотностью, политическое управление в Древней Греции осуществлялось на том же высоком уровне.

Подводя итог, хочется отметить, что сотрудничество граждан и органов государственной власти в решении политических проблем делает государство более сильным, отчего выигрывают все субъекты политики. Если инетересы гражданина в демократическом государстве будут нарушены, то государственная власть сменится, управлять государством будут другие лица, потому что данная функция обязательно должна быть реализована, народ – источик власти, а значит он заслуживает хорошего руководителя

Комментарий эксперта: Прекрасное эссе, не к чему придраться! Умница! Рассмотрены два аспекта, все по структуре, четко. ФАКТИЧЕСКИЕ аргументы подтверждают разные тезисы, они из разных источников и не повторяются по содержанию. Теоретическая часть аргументации отличная.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 — 1
  • 29.2 — 2
  • 29.3 — 1
  • 29.4 — 2

ИТОГО: 6 БАЛЛОВ — идеал!

Эссе №5

Экономика: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, из остальных факторов мало что удастся сделать» (Ли Якокка).

Автор сочинения — Тюкаева Светлана Владимировна

Данным высказыванием Ли Якокка хотел сказать, что существует 5 факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация), из которых самыми важными являются предпринимательские способности. Предпринимательские способности объединяют остальные факторы производства. Без людей не было бы самого производства, несмотря на то, что другие факторы имелись бы.

Комментарий эксперта: Неплохо раскрыт смысл высказывания, НО! Труд — это же тоже люди. И без труда, как говорится, не выташишь и рыбку. Обрати на это внимание.

Рассмотрим факторы производства детальнее. Учёные-экономисты дают следующее определение факторам производства: это используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющий степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Как ранее уже говорилось, основной фактор производства — предпринимательские способности, т.е. способности человека использовать определённое сочетание ресурсов для производства товаров, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск. Не мало важен и труд — все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Но так же, как ограничены такие ресурсы как земля, капитал и информация, ограничены и предпринимательские способности. Их ограниченность связана с индивидуальными особенностями людей, редкостью таланта. Труд как фактор производства ограничен количеством трудоспособного населения и его территориальным размещением. Подводя итоги, хочется отметить, что один человек не может полностью самостоятельно организовать целое производство, необходимо объединиться нескольким людям для воссоздания общей цели.

Комментарий эксперта: Уместно писать не только о факторах производства, но и функциях и роли труда и предпринимательских способностей в процессе производства товаров и услуг.

С мнением автора трудно не согласиться. Обратимся к статье из журнала «Мир экономики». В ней рассказывалось о Генри Форде. Его называют лучшим работодателем своего времени. Пройдя путь от неграмотного фермера до автопроизводителя, он создал собственное производство, смог организовать работу по производству доступного и недорогого автомобиля «Форда-Т». Управляя обширным автомобильным производством, получая от него огромные прибыли, Форд старался заботиться и о людях, работающих на этом производстве. Он повысил им заработную плату до 5 долларов в день, а также ввел 8-часовую смену, 6-дневную рабочую неделю, отпуск, оплачиваемый за счет компании. Сотрудники компании получали такую зарплату, что сами покупали себе «Форд-Т». Этот пример демонстрирует важность предпринимательских способностей в организации производства, повествуя историю грандиозного успеха.

Комментарий эксперта: Хорошо.

Другим примером является ситуация, рассмотренная в школьном курсе обществознания. В учебнике был описан случай провала в бизнесе: стартап по разработке видеоигр Курта Шиллинга. Он с партнерами взял кредит на сумму $75 млн у штата Род-Айленд и не смог его вернуть. Начались судебные разбирательства. Штат подал иск на данную компанию, обвиняя её в подделке финансовой отчетности для получения займа. Позднее Шиллинг и бывшие руководители согласились вернуть штату всего лишь $2,5 млн. Судя по документам из дела о банкротстве, компания набрала долгов на $150 млн, имея всего лишь $22 млн активов. По словам Шиллинга, только он сам вложил в компанию $50 млн личных средств. Данный пример также иллюстрирует важность предпринимательских способностей в бизнесе, но повествует о истории провала.

Комментарий эксперта: Отлично! Можно проиллюстрировать и значимость иных факторов производства. Не забывай про тезиса перед примерами, они должны быть обязательно!

Таким образом, приведённые аргументы показывают значимость предпринимательских способностей, что доказывает правоту суждения ЛиЯкокка.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 — 1
  • 29.2 — 2
  • 29.3 — 0
  • 29.4 — 2

ИТОГО: 5 баллов.

Эссе №5

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).

Шабанова Амина

Автор цитаты известный физик Альберт Эйнштейн в своем высказывании указывает на проблему воспитательной функции в школе. Данная проблема является актуальной в условиях развития и социализации личности. Автор обращает наше внимание на то,что школа должна не только давать специальные знания по отдельному направлению, но и выполнять воспитательную функцию таким образом, чтобы ученик в будущем имел весь набор качеств полноценной личности.

Я согласна с мнением автора, так как школа – является очень важной ступенью в жизни каждого человека, и если в школе ребенок сформируется, как личность, то ее воспитательная функция будет выполнена. Кроме того, образование – это способ становления личности, путем получения знаний. Функции образования: социальная, духовная, экономическая. Проблема «воспитания гармоничной личности» относится к социальной стороне образования. В каждой школе обязательно должна присутствовать гуманизация образования, то есть, учителя должны уделять больше внимания ученику и его индивидуальным качествам и учитывать все его стороны. За примером обращусь к личному опыту.

Комментарий эксперта: Теория хорошая, но все-таки ты потеряла важную функцию образования (пишешь о ней в первой абзаце, уместно упомянуть и в теории) — воспитательная функция. Уместно про гуманизацию.

В школе мы получаем не только знания, но и реализовываемся, как личность. Социализация проходит в тот же промежуток, когда получаем специальные знания по тому или иному предмету. Имя в личном опыте достаточно ситуаций, касающихся не уроков и заданий, а именно личностных переживаний, могу сказать, что человек, который встретился с проблемами в школе в этот момент и проходит момент социализации и самореализации своей личности. Совершает тот или иной выбор, прикладывает усилия для достижения цели.

Комментарий эксперта: Должен быть конкретный факт/пример. Пример проблемы или ситуации (какая именно ситуация была трудной: конфликт с подружкой помог узнать, что лучший способ решения — компромисс, или сложности с учебой закалили выдержку и т.п.) То есть нужен КОНКРЕТНЫЙ факт, аргумент не зачтен.

Таким образом, мне хотелось бы отметить, что школа и образование – это один из главных социальных институтов, играющих важную роль в жизни человека и в процессе получения образования, человек также обретает и новые индивидуальные качества, что развивает его, как личность.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 — 1
  • 29.2 — 2
  • 29.3 — 1
  • 29.4 — 0

ИТОГО: 4 балла

Эссе №6

Социальная психология: «Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает» (Фридрих Энгельс).

(Евтеева Полина)

Смысл высказывания немецкого философа и историка Ф. Энгельса заключается в том, что черты характера и качества индивида определяются его отношением к деятельности (способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей). Центральной проблемой этой мысли являетсяпроблема проявления и раскрытия личности. Данная проблема является актуальной, так как сейчас любой человек старается показать свои лучшие навыки и умения в процессе жизнедеятельности.

Комментарий эксперта: Хорошо.

Не могу не согласиться с мыслью автора, так как считаю, что человек является индивидуальностью, и каждый по-своему выполняет ту или иную работу. Личность(человек как носитель сознания со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами) сама решает: какие методы использовать для достижения поставленной цели.

Комментарий эксперта: В теории у нас должно быть раскрыто ключевое понятие и даны теоретические суждения. Ключевое понятие у тебя раскрыто (личность), а теоретических положений про деятельность личности и ее методы у тебя ничего нет.

Примером может служить захват Киева Олегом в 882 году. Он использовал методы насильственного пути: убийство Аскольда и Дира. В данном случае это характеризует Олега как жестокого человека, но история знает также его как талантливого полководца и дипломата, что позволило заключить важные торговые договоры с Византией 907 и 911 годах.

Другим примером, подтверждающим мою точку зрения, является отношение Коробочки к своему хозяйству в произведении Гоголя «Мертвые Души». Она успешно развивает хозяйство: избы и постройки целые, огород ухожен. Можно сделать вывод, что Коробочка хозяйственная и бережливая.

Комментарий эксперта: Аргументы неплохие, но нет тезиса перед аргументами (неясно, какую мысль ты доказываешь, поэтому 0 баллов по критерию 29.3)

Таким образом, характеристика личности складывается из качества работы, методов, которые были использованы, а также из отношения к данному виду деятельности.

БАЛЛЫ:

  • 29.1 — 1
  • 29.2 — 1
  • 29.3 — 0
  • 29.4 — 2

ИТОГО: 4 балла

Тема из демоверсии. Раздел «Философия»: «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян) 

Для написания мини-сочинения я выбрала высказывание В. Амбарцумяна «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». Основной идеей этого изречения является формирование мировоззрения. Автор убежден, что все человеческие теории, мысли, а позднее и мировоззрение формируются через познание этого мира. Действительно, изучение окружающей среды оказывает глобальное влияние на наши теории, принципы и идеологии.

Познание – процесс человеческой деятельности, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Познание делится на два уровня – чувственное и рациональное. Таким образом, познание – это сознание в действии, а знание – конечный продукт познания. Теории, о которых говорит автор изречения, так же являются продуктом познания. Знания формируют наше мировоззрение. Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, находящее выражение в системе ценностей личности. То есть, можно смело сказать, что с помощью познания мы формируем наши теории, которые складываются в систему идеалов – мировоззрению.

Чтобы убедиться в достоверности высказывания, обратимся к конкретным примерам. В доказательство можно привести пример деятельности известного английского физика и математика Исаака Ньютона. Путем получения нового опыта, изучения фактов и наблюдения ученый принес в этот мир множество открытий, например, бином Ньютона – разложение производной (математика), всем известные законы Ньютона – три важнейших закона классической механики (физика). Этот факт доказывает, что возникновению теории служило человеческое познание.

Другим значимым примером создания теории может служить произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Раскольников, перед совершением убийства создаёт собственную теорию, которая бы оправдывала совершенное им преступление. Она основывается на выявленных им фактов о том, что все люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. В основе его теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Так, этот пример иллюстрирует, что полученная теория опирается на опыт человека и на наблюдаемые им факты.

Таким образом, мы можем согласиться с автором высказывания и его мыслью о том, что наши ценности и идеалы создаются путем познания.

«Человек приговорен быть свободным» (Жан – Поль Сартр)

Что такое свобода и почему, по мнению французского мыслителя, человек приговорен быть свободным? Попытаюсь поразмышлять над этими вопросами и определить, насколько прав автор этого высказывания.

На мой взгляд, в основу высказывания заложена проблема существования свободы как естественного права человека, как высшей ценности человеческой жизни. Чтобы обосновать свое отношение к проблеме, попробую рассмотреть такой философский термин, как «свобода».

Свобода – это своеобразный способ человеческого бытия, обусловленный наличием у людей права осуществлять выбор решений и совершать поступки, исходя из своих целей, идеалов, интересов и оценок.

Итак, с мнением автора я согласна, далее попробую привести примеры.

Если обратиться к историческому прошлому, можно увидеть, то, что люди всегда стремились быть свободными, всегда боролись за свободу, за свои права, за свою жизнь. Например, в XIX веке российский император Александр Освободитель, даровал личную свободу своему народу, сделав, решительный шаг он освободил, крестьян от крепостной зависимости, а американский президент Авраам Линкольн отменил рабство в Америке, освободив, таким образом, чернокожих невольников. Эти знаменательные события произошли не на пустом месте, этому предшествовали многочисленные восстания, кровавые и беспощадные бунты, воспетые поэтами идеи вольнодумства, гражданские войны и т.д., все эти потрясения были только потому, что человек желал свободы, желал воли, ведь человек с рождения приговорен быть свободным.

Какова же свобода людей в современном мире?

Известно, что в современном мире существует ряд законодательных актов устанавливающих свободу и права человека. Опираясь на эти акты можно сделать вывод о том, что человек в современном мире неограничен в своей свободе, т.к. он имеет её в таких сферах как, экономическая, политическая, духовная и социальная. В сегодняшней жизни никто не заставит тебя забыть о Боге, не говорить на родном языке, забыть свою культуру и историю, никто не посмеет решать за тебя как жить, что делать, как это было в советском государстве, где господствовал тоталитарный режим. Никто не вправе управлять тобой, потому что человек приговорен быть свободным. Но нельзя и забывать, о том, что каждый из нас должен учитывать общепринятые ограничения и запреты для того чтобы в обществе не начались хаос и произвол.

И если обратится художественному слову, то бесспорно мы найдем и здесь ряд произведений поэтов и писателей, воспевающих свободу и права человека. В качестве примера могу привести немецкого классика И. Гёте «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой», или русского поэта (дворянина) А. Радищева с его произведением, которое называется «Ода Вольности», (где есть такие слова, «О вольность, вольность, дар бесценный, позволь, чтоб раб тебя воспел!») (или Путешествие из Петербурга в Москву)

Таким образом, делаю вывод о том, что жизнь человека невозможна без свободы, в жизни каждого из нас она играет важную и огромную роль. А это, в свою очередь, подтверждает правоту автора этого высказывания о том, что «Человек приговорен быть свободным».

Тезисы

Здесь перечислены тезисы (популярные примеры) и проблемы сочинений на ЕГЭ по обществознанию. Под соответствующими номерами внизу перечислены универсальные аргументы для эссе.

  1. Проблема добра и зла. «Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого» (Демокрит). «Добро — это сохранять жизнь, содействовать жизни, а зло — это уничтожать жизнь, вредить жизни» (А. Швейцер).
  2. Проблема истинных ценностей. «Ценность предполагает стандарт, цель и необходимость действия перед лицом выбора. Там, где нет выбора, невозможно существование ценностей» (Айн Рэнд). «Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А. Эйнштейн). 
  3. Смысл жизни человека. «Назначение человека в разумной деятельности» (Аристотель). «Жизнь — это процесс самоподдерживающего и самопорождающего действия. Если организм в своем действии не достигает цели, он умирает» (Айн Рэнд).
  4. Проблема выбора. «Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора» (Айн Рэнд). «Жизнь — это непрестанный выбор между созиданием и разрушением» (В. Кротов).
  5. Проблема исторической памяти. «…Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» (М. Горький).
  6. Проблема человеческой нравственности. «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (И.В. Бердяев). «Нравственность — основа всех человеческих ценностей.» (А. Эйнштейн).
  7. Сущность человека. «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя кирпич, и ты помогаешь строить мир» (Антуан де Сент-Экзюпери).
  8. Проблема места человека в мире. «В жизни нет ничего важнее, чем то, как ты делаешь свою работу. Ничего нет. Это самое главное. И твоя сущность проявляется именно в этом. Такова единственная мера ценности человека» (Айн Рэнд).
  9. Проблема определения жизненных приоритетов. «Ценность — это то, ради достижения и удержания чего человек действует». (Айн Рэнд).
  10. Сущность добродетели. «Добродетель — это действие» (Айн Рэнд).
  11. Человек и мир. «Мир — это зеркало, и оно возвращает каждому его собственное изображение»
  12. Манипуляция со стороны общества. «Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие». (Хасай Алиев).
  13. Проблема истины. «Истина — это то, что выдерживает испытание опытом» (А. Эйнштейн).
  14. Проблема свободы. «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности» (А. Камю).
  15. Проблема ответственности. «Чем больше свободы, тем больше ответственности. Вечно актуальный древний парадокс». (Тимоти Лири).

Аргументы

Тема 1

  • Сущность добродетели определяется не только отсутствием плохих поступков, но и отсутствием неправильной мотивации. Это доказывает пример из истории. Так, мирное население нацистской Германии не участвовало в геноциде других народов, не шло войной на соседние государства, не пытало и не калечило людей. Однако оно поддерживало существующий строй (в 1932 году за Гитлера проголосовало 37% населения — больше, чем за какую-либо другую кандидатуру) и давало молчаливое одобрение зверству воинов и политиков. Они желали несправедливости, и это привело к многочисленным жертвам. Значит, добро должно быть не только в поступках, но и в мыслях человека, иначе оно будет служить злу.
  • О природе добра и зла размышлял Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Добрый человек, по его мнению, должен был не только избегать зла на практике, но и искоренять его в теории. Поэтому Пьер Безухов не только облегчил жизнь крепостных и не вводил жестокие ограничения в деревне, но и боролся с крепостным правом на государственном уровне. В эпилоге герой присоединяется к тайному обществу, которое пропагандирует новые взгляды среди дворян. Так, Безухов не только не участвует в несправедливости, но и отрицает ее, чтобы другие люди задумались над своим отношением к этому вопросу. Только так можно победить зло на всех уровнях.
  • Добро всегда преследует цель сохранения и улучшения жизни людей. В связи с этим хочется вспомнить пример из истории. «Спаситель матерей», доктор Земмельвейс посвятил всю жизнь борьбе с родильной горячкой, которая уносила жизни сотен тысяч женщин и детей. Он выяснил, что заболевания является заражением крови, а происходит из-за плохих санитарных условий. Доктор начал требовать введения новых условий, но большинство коллег упорно закрывали глаза на смертность и высмеивали рвение коллеги. Но статистика (вместо 30% летальных исходов стало 0,85%) показала правоту Земмельвейса, поэтому сегодня его достижение является ярчайшим примером победы добра над злом. Мы определяем добродетельность его поступка по критерию значимости, наша мера — это сохранение жизни людей.
  • Как понять, что есть зло? Нужно обозначить вред того или иного явления по отношению к человеку и его неотъемлемому праву на жизнь. Так, сегодня люди могут осудить несправедливые действия инквизиции, направленные против ученого Галилео Галилея. Папа Римский Урбан Восьмой осудил его на годы тюрьмы и пытку из-за того, что математик доказал правоту Коперника и тот факт, что Земля вертится. Вместо аргументов монахи применили насилие и вынудили ученого отречься от истины. Зная природу зла, мы можем сказать, что служители церкви стали его орудиями, ведь их деятельность была направлена на уничтожение человека.

Тема 2

  • Человек может обрести моральные ценности только в условиях свободного выбора, иначе он уподобится рабу, выполняющему любую прихоть хозяина, навязавшего ему безальтернативное существование. Так, советское правительство, начиная с 1929 года, проводило политику принудительной коллективизации и отказа от частной собственности в УССР (и не только там). Люди лишились прав на скот, землю и все свои достижения. Мотивации работать на таких условиях у них не было. Тогда государство начало практиковать «наказания крестьян с помощью голода». В результате люди работали за еду, и каждая пятилетка была недовыполнена, так как никаких моральных ценностей у людей не осталось: они не стремились к труду, не имели патриотизма, не желали общего блага ценой своих жертв. Такая рабская жизнь стала одной из причин формирования пронацистского движения на территории Украны в период оккупации. Вот так моральные ценности уничтожаются отсутствием выбора.
  • О разрушении моральных ценностей в безвыходной ситуации писал А.С. Пушкин в романе «Дубровский». Владимир потерял отца, наследство, родовое имение из-за подлости Троекурова и продажных чиновников. Теперь он был лишен возможности построить карьеру, жениться, раскрыть свой потенциал. Он даже не мог отомстить по законам чести. В ситуации без альтернативы герой пошел по криминальной тропе: он стал грабителем и скитался по лесам. Все его хорошие качества были употреблены во зло. В таком статусе он не смог жениться по любви и реализовать свои юношеские мечты. Как мы видим, если у человека нет выбора, он становится рабом обстоятельств и лишается нравственных ориентиров.
  • Что такое жизненные ценности? Это результат любви человека по отношению к миру, в котором он живет. Данный тезис доказывает пример из книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Главными ценностями Джона Голта были разум, цель и самоуважение, ведь он стал изобретателем и хотел обогатить мир своим талантом. Джон любил жить и хотел делать это там, где достижения человеческого разума станут двигателем прогресса и залогом процветания. Он сделал для этого все возможное. Его ценности — отражение любви к жизни и миру, где он живет.
  • Человек, который вершит добро, идя по трупам, служит лишь злу. Это доказывает исторический пример аятоллы Хомейни, бывшего главы Ирана. Религиозный деятель смог организовать революцию в 1979 году в Иране. Несмотря на то, что он провозглашал моральные ценности и приписывал своим помыслам добродетель, в реальности его политика привела лишь к массовым репрессиям и войне с Ираком (1980—1988). Его поступки можно назвать лишь злыми, потому что они стали причинами гибели сотен тысяч людей.

Тема 3

  • Разум — это единственное средство к выживанию, доступное человеку, поэтому его предназначение — мыслить. Это доказывает пример Альберта Эйнштейна, который всю жизнь посвятил научному прогрессу. Благодаря этому человеку исследования в области физики продвинулись на столетия вперед, ведь был совершён огромный рывок. Однако на родине ученого, в Германии, ставшей нацистской, его всячески унижали и оскорбляли из-за еврейского происхождения. Люди не принимали его достижений и даже приписывали их другим, «арийским» научным деятелям. Однако история расставила все на свои места: мы знаем и уважаем вклад Эйнштейна, восхищаемся им, но осуждаем нацистский режим и тех чиновников, которые запрещали ученому работать.
  • Предназначение человека — это труд разума. Данный тезис доказывает пример из книги Виктора Гюго «Отверженные». Жан Вальжан происходил из бедной семьи и вынужден был не учиться, а работать, чтобы прокормить близких. Однообразный физический труд за гроши сделал его озлобленным и недалеким человеком. За первую же кражу в голодное время он сел в тюрьму и там строил планы мести миру. Но выйдя из заточения, он встретил доброго священника, который помог ему начать жизнь с нуля. Жан Вальжан получил образование и изобрел новый метод производства стекла, который помог бедному поселению превратиться в цветущий город с мощным предприятием. Именно разумная деятельность принесла Жану полную реализацию и наполненное смыслом существование.
  • Жизнь — это целенаправленное действие. Данный тезис доказывает пример из истории. Дарья Салтыкова (1730-1801) стала известна благодаря своим садистским наклонностям. Она убила более ста крепостных крестьян, которые ей принадлежали. Действия Дарьи Николевны были бесцельны: она убивала в порыве гнева и ради собственного удовольствия. Ее существование, основанное на извращенном паразитизме и нравственной деградации, нельзя было назвать жизнью. Поэтому императрица даже называла ее «он», дабы подчеркнуть противоестественность такого поведения для женщины. Салтыкову заточили в подвал и запретили ей общаться с людьми, ведь ее существование не имело ценности жизни, так как не имело ни соответствующей цели, ни подобающей формы.
  • Жизнь не может протекать в бездействии и бесцельности, ведь при таких условиях возможна только смерть. Этот тезис доказывает пример из культового фильма «Сид и Нэнси» (1986г) о жизни бас-гитариста панк-группы «Sex Pistols» Сида Вишеса и его подруги Нэнси Спанджен. Герои фильма, как и их прототипы, стали наркоманами. Из-за героиновой зависимости их жизнь потеряла цель и действие: в постоянном наркотическом чаду Сид не смог больше играть в группе, а Нэнси и так ничем не занималась. В итоге и он, и она умерли при невыясненных обстоятельствах, будучи еще молодыми людьми, потому что их образ жизни исключал саму жизнь как таковую.

Тема 4

  • Выбор — это неминуемая обязанность существа, наделенного волевым сознанием. Данный тезис подтверждается примером из истории. Когда к власти в Германии пришла нацистская партия, многие ученые стремились дистанцироваться от политики и никак не комментировать происходящее. Среди них был и Макс Планк, физик. Он закрыл глаза на гонения и репрессии в отношении коллег, оправдывая свое поведение тем, что он не поддерживал режим Гитлера, но и не мешал ему, чтобы сохранить свой институт. Своими рассуждениями Макс Планк не мог уйти от выбора. Его непротивление злу стало поддержкой зла.
  • Человек не может уйти от выбора, так как не может стоять на месте. Даже отсутствие позиции — его выбор. Это подтверждает пример из фильма «Пианист» (2002 год), основанного на реальных событиях. Владислав Шпильман, известный пианист, был евреем по национальности и жил в Германии. После нацистского переворота людей его происхождения начали притеснять. Но все члены семьи Владислава упорно не замечали гонений и надеялись, что это временно. Они, как и сотни тысяч впоследствии репрессированных евреев, закрыли глаза на происходящее и не делали свой выбор: уехать навсегда или остаться и принять свое ложное положение врагов народа. Они были на распутье, думали и медлили, но в итоге оказались в концентрационном лагере. Жизнь требует от человека решения, и если он его не делает, то обстоятельства выбирают за него.
  • Перед человеком стоит лишь один выбор: созидание или разрушение, жизнь или смерть. Это доказывает пример из произведения Джека Лондона «Любовь к жизни». Автор часто оказывался в экстремальных условиях и описал свой опыт выживания. Герой был золотарём на севере, однако не рассчитал времени и оказался без еды, патронов и других важных припасов. Он подвернул ногу, и напарник бросил его умирать. Но герой выжил и дополз до причала с китобойным судном, потому что умел создавать себе условия для выживания даже там, где это было невозможно сделать. Чтобы выжить, он бросил добытое золото. По пути он увидел кости того товарища, который его оставил. Тот свое золото не выкинул и погиб под его бременем! Билл предал друга и выбрал мораль смерти, поставив золото выше жизни. А герой (автор не дал ему имени) выжил, потому что созидал, а не разрушал себя.
  • Человек всегда выбирает между созиданием и разрушением. Этот тезис доказывает пример из истории. Как известно, в период репрессий 1937-1938 жертвами беззакония и фальсифицированных обвинений стали тысячи командиров и бойцов РККА и РКВМФ. Из пяти маршалов страны трое были расстреляны или доведены до смерти пытками. В результате этих разрушительных и подрывных действий верховного правительства Советский Союз оказался неготовым к войне с Германией и проигрывал вплоть до 1943 года. В то время пришлось вызволить многих несправедливо приговоренных из тех, кто еще был жив, чтобы хоть как-то нормализовать положение. Этот пример доказывает, что, единожды выбрав разрушение, люди идут по этому пути и дальше, ведь невозможно выбрать одно, а получить иное.

Тема 5

  • Историческая память необходима людям, ведь без опоры на нее невозможно ориентироваться в настоящем и строить будущее. Подтвердить это поможет исторический пример. Как известно, в СССР было приняло фальсифицировать историю и окрашивать деятельность монархов в сугубо негативные оттенки. Были затемнены, переиначены и скрыты факты из новейшей истории: никто не говорил о массовом голоде, дефиците, восстаниях крестьян, срыве «пятилеток». Из-за этого люди в большинстве своем жили в еще более плохих условиях, чем до революции. Если при царе они накопили золото и другие ценности, то во время голода 1933-1934 приносили их в организацию Торгсин, где муку плохого качества продавали за это золото в три раза дороже, чем экспортировали зарубеж. Не зная прошлого, люди дали себя убедить в том, что такое настоящее — прорыв и достижение.
  • Без исторической памяти люди лишаются возможности сравнивать данные и делать выводы, чтобы улучшить свое положение. Этот тезис доказывает пример из антиутопии Дж. Оруэлла «1984». Автор изобразил тоталитарное государство и перенес в него все черты, которые были свойственны реальным диктаторским режимам (одним из прототипов стал СССР). Главный герой работал переписчиком вчерашних газет. Он фальсифицировал информацию, чтобы не дать людям понять, что война давно стала лишь поводом для всевластия «жесткой руки». Не зная этого, граждане Океании топтались на месте, отдав бразды правления правителю, чьей деятельности они не могли оценить в силу невежества.

Тема 6

  • Человеку принято приписывать «зверство», однако зверь никогда не сравнится с человеком с жестокости, потому что не действует по предпосылке смерти. Люди же применяют извращенное насилие, так как отказываются от стремления к существованию и служат разрушению из-за неумения жить. Подтверждение этому мы находим в истории. В нацистской Германии были организованы «лагеря смерти» для расправы над неугодными людьми. Настоящие заводы по истреблению живых существ без смысла и пользы могли построить только разумные существа, чьи мотивы очевидны — неумение жить и стремление к всеобщему уничтожению.
  • Человек способен на нравственное падение, многократно превышающее все те проявления агрессии, которые свойственны животным. Этот тезис доказывает пример из рассказа А.П. Чехова «Пари». Главный герой во имя алчности отказался от всего того, что есть жизнь. За два миллиона он обязался провести 15 лучших лет во флигеле из общения с людьми, выходов на свежий воздух и других удовольствий. Тем самым он прировнял ценность жизни к ценности денег, заложил в ломбард свое человеческое достоинство. На такую безнравственность не способно ни одно животное.
  • «Нравственность — основа человеческих ценностей». Эту мудрость Альберт Эйнштейн выстрадал на собственном опыте. Когда в Германии к власти пришли нацисты, ученый отказался от кафедры в научном институте и от членства в Академии. Он бросил дом и имущество, но не согласился принять власть диктатора и травлю евреев. В отличие от многих молчаливых коллег, он открыто критиковал Гитлера и покинул страну. Эйнштейн не мирился с безнравственностью, ведь она обесценивает жизнь.
  • Безнравственность обесценивает жизненные ценности и превращает людей в жалких существ, у которых нет никаких абсолютов и принципов. Такие существа «пожирают» сами себя, ведь служат культу несправедливости. Это подтверждает исторический пример. Известный советский чиновник Лаврентий Берия лично пытал высокопоставленных репрессированных пленников, чтобы «выбить» признательные показания. Он не считался ни с чем, избивая даже женщин и детей, шантажируя и обманывая невиновных. Но в 1953 году он сам стал жертвой репрессий и погиб под пытками. Безнравственность повергла во прах и того, кто поклонялся ей, ведь обесценила все его «заслуги» перед партией.

Тема 7

  • Человека определяет мера его ответственности. Этот тезис подтверждает пример из книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Герои, которые содействовали процветанию страны, несли огромное бремя ответственности, ведь в прямом смысле думали за других — тех, кто лишь оглашал противоречивые требования и задачи, ничего не делая. Поэтому автор вводит понятие «антилюди» — это те, кто действует по предпосылке смерти, желая лишь разрушений и грабежа, но маскируя свои стремления под личиной «общественного блага». Эти существа живут одним днем и хотят паразитировать на мире, а не создавать его. Этот пример убеждает нас в том, что лишь ответственность делает человека человеком.
  • Люди отличаются от всех остальных существ наличием ответственности перед собой, семьей, обществом, моралью. Лишь принципиальные и ответственные ведут мир к процветанию и истине, содействуют сохранению и приумножению жизни на Земле. В этом нас убеждает пример великого ученого Джордано Бруно, ставшего жертвой инквизиции. Он доказал, что вселенная бесконечна, а звезды представляют собой «далекие Солнца». Также он внес новые доказательства в научную систему мира, сформированную Коперником. Но власти Рима принуждали его отречься от «ереси». Осознавая последствия отказа, Джордано Бруно не уступил и был сожжен. Если бы он отрекся от науки, как и многие другие ученые, мы бы навсегда остались в каменном веке грабежей и убийств от имени веры, и тех, кто жил бы по кодексу насилия, едва ли можно назвать людьми.

Тема 8

    • Назначение человека в мире — это его профессиональная деятельность, являющаяся его вкладом в мир и отражением его идеалов. Это доказывает теория эволюции Дарвина: люди смогли выжить и развиваться только благодаря труду. Мы не можем представить себе жизни без совокупности труда всех окружающих и живших когда-то людей. Дорога домой, магазин за углом, картошка и масло для ее жарки — все это продукты профессиональной деятельности человека. Если бы каждый не вносил этот вклад, человечество не смогло бы выжить.
    • Человек приходит в этот мир для того, чтобы выразить свои идеалы в созидательном труде. Это доказывает пример из романа И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой имел возвышенные идеалы, много мечтал и думал, но не выражал свою сущность в действии. Илья Ильич жил бесцельно и не мог найти стимула для жизни. Поэтому он умер рано и оставил сына сиротой. Не найдя самовыражения в труде, герой потерял смысл бытия и погиб духовно.

Тема 9

  • Ценность — это стимул деятельности человека. Данный факт подтверждается историческим примером. Николай Коперник, великий астроном, физик и медик, считал главной ценностью человека разум. Поэтому находил ему применение в разных сфера деятельности, будто доказывая, что для человека не существует ограничений. Например, он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома в родном городе, параллельно лечил людей от чумы (бесплатно), при этом успевая работать над сложнейшими расчетами. Он своим примером утвердил значение этой ценности для человечества.
  • Ценности мотивируют каждое действие человека. Это доказывает исторический пример. Известно, что житель древнегреческого города Эфеса по имени Герострат главной ценностью считал славу. Он хотел запечатлеть свое имя в веках. Для этого Герострат избрал своеобразное средство — сожжение храма Артемиды, сложного и красивого сооружения, которое создавали десятилетиями упорного труда. Герострат сжег его, и его имя сохранилось, как он того и хотел. Его ценность была достигнута, хоть и такой большой ценой.

Тема 10

  • Добродетель всегда проявляется в поступке, ведь легко быть нравственным на словах, и только в деле искренность этих слов проходит проверку. Это доказывает пример матери Терезы (1910 — 1997), известной монахини, которая организовала медицинские пункты в Индии. Миссионерка пропагандировала любовь к ближнему и другие христианские постулаты, но ее дела говорили об обратном. Так, она запрещала давать больным обезболивающие, принуждая их принять католическую веру. Она славила бедность Христа, но сама летала на частном самолете и жила в самых дорогих номерах. По ее действиям мы можем судить об истинном уровне ее добродетели.
  • Источник добра — это действие, что подтверждается историческим фактом. В истории сохранились упоминания о Савве Морозове (1862-1905) — богатом купце и меценате, который реализовал множество благотворительных проектов в царской России. Он вложил большую сумму в строительство Общедоступного театра в Москве, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ. Также он учредил стипендии одаренным студентам и отправлял их учиться заграницу. Он же учредил первые в России декретные выплаты для работниц своих заводов. Его поступки являются лучшей демонстрацией добродетели, чем миллионы слов.

Тема 11

  • Сущность мира, которую мы воспринимаем и формулируем, в значительной степени является отражением нашей сущности, ведь мы оказываемся именно там и видим именно то, к чему нас приводят личные цели и убеждения. Это доказывает пример из автобиографической повести Максима Горького «Детство». Дед главного героя был злым  и жадным человеком, поэтому считал мир жестоким и видел в нем только плохие черты. Даже в близких людях он замечал лишь угрозу и порок. Василий Каширин сам пострадал от насилия, но сам же и сделал его культом в семье. Он сам сделал свою внешнюю версию мира отражением внутреннего уродства.
  • Мир в восприятии человека является зеркалом его души и ума. Это доказывает пример из биографии Н.В. Гоголя (1 апреля 1809 г. – 4 марта 1852 г.), известного русского писателя. В произведениях автора почти нет положительных героинь. Все молодые и красивые женщины являются источниками опасности и губительного соблазна. В жизни Гоголь придерживался таких же взглядов: девушек сторонился, не вступал в брак, жил аскетом. Даже получая любовные письма от кузины, он не отвечал на них. В его мистическом представлении, перенятом у психически нездоровой матери, мир был источником порока, а женщины — совращением с пути истинного. Таким образом, мир в его восприятии стал отражением его сущности — замкнутой, аскетичной и страждущей. 

Тема 12

  • Если человек не управляет собой, он отдает себя во власть других. Эту закономерность подтверждает пример из новейшей истории. В Северной Корее господствует тоталитарный режим. Все сферы жизни строго регламентированы и подчинены интересам даже не партии, а диктатора, который ничем не связан в своих действиях. Известно, что даже прически и форма одежды в КНДР определяются законом. В такой ситуации никто из граждан Северной Кореи не может управлять собой, не может проявлять инакомыслие и представлять угрозу для власть имущего. Абсолютная власть добывается путем последовательного притеснения и порабощения личности.
  • Не управляя собой, личность оказывается в управлении у других людей. Это подтверждает пример из СМИ. В статье МБХ медиа «Можем отправить вашу дочь в психбольницу» (от 14.09.2020) рассказываются истории подростков, которые попадают в сумасшедшие дома, проявляя признаки деструктивного поведения. Не управляя своими эмоциями в сложные моменты, герои статьи сами дают родителям поводы для ограничения их свободы. Иногда в семье их вынуждают на эти меры жестокие родственники. Этот материал дает основания полагать, что человек, который не управляет своими действиями, лишается контроля над собой и становится недееспособным в глазах окружающих.

Тема 13

  • Истину всегда можно проверить опытным путем. Это доказывает пример из советской истории. Как известно, одним из отличий сталинского большевизма от теории марксизма является пересмотр закона стоимости. Сталин и другие идеологи новой системы его не признавали и не учитывали. Но истина проверяется экспериментально: подобный взгляд на экономику стал причиной товарного дефицита, который стал постоянным явлением для советской плановой экономики. Товары распространялись по ценам, не соответствующим экономическим реалиям, что (вкупе с другими причинами) порождало постоянную нехватку того или иного продукта. Закон стоимости был и остается истиной, которую подтверждает сама жизнь.
  • Истина определяется экспериментально. Это доказывает первый в истории человечества опыт, сведения о котором дошли до наших дней. Известный древнегреческий ученый Пифагор пришел к истине, что гармонические интервалы могут быть выражены с помощью числовых соотношений. В этом он убедился с помощью монохорда. Заставив звучать струну, а затем ее половину, он обнаружил, что они звучат созвучно, причем получающийся интервал является октавой. Затем он заставил звучать всю струну и 3/4 ее, получив таким образом кварту. Наконец, то же самое было проделано с целой струной и ее 2/3, при этом была получена квинта. Опыт позволил Пифагору подтвердить свое знание и сделать его абсолютом.

Тема 14

  • Поскольку личная свобода начинается там, где заканчивается свобода другого человека, понятие «свободы» тесно связано с понятием «ответственности». Эта закономерность подтверждается примером из СМИ. Алеся Лонская в 2014 году написала статью «Деньги на крови младенцев» в журнале «Русский репортер». Журналистка резко осудила бизнес на хранении стволовых клеток, утверждая, что их польза для человека не доказана. Но 28 октября 2014 года ИСКЧ выиграл иск на 44,4 млн рублей по делу об ущербе деловой репутации. Воспользовавшись свободой высказывать свое мнение, журналистка приняла на себя ответственность за возможные риски и стала ответчицей в суде. 
  • Свобода — это ответственность, ведь человек, принимающий решение по своей воле, принимает и его последствия в полной мере. Это доказывает пример из повести А.П. Чехова «Дуэль». Надежда ощущала себя свободной женщиной и ушла из семьи, увлекшись другим мужчиной. Однако эйфория влюбленности прошла, и Надежда стала пожинать плоды своего решения: сомнительный социальный статус, безденежье, полная зависимость от непостоянного любовника. Вместо желанной свободы героиня получила кабалу, потому что была безответственна в своем стремлении и оказалась неготова к его последствиям. Человек не может обрести волю без готовности отвечать за все результаты своего выбора.

Тема 15

  • Взаимозависимость свободы и ответственности — факт, доказательством которому служит пример из мирового бестселлера Г. Робертса «Шантарам». Эта книга основана на реальных событиях и повествует о побеге автора из тюрьмы и его приключениях в Индии. Освободившись из заключения, герой осознал, что главным его достижением и испытанием является вовсе не бегство из застенок, а попытка исправиться и выжить за их пределами. Свобода легла на плечи Лина огромным бременем ответственности за новую жизнь, которую он должен был начать без наркотиков и преступлений.
  • Свобода и ответственность прямо пропорциональны. Это доказывает пример из истории. В 1990 году Таджикистан объявил о выходе из СССР. Теперь страна была свободна и могли идти по любому выбранному курсу. Но с выбором курса и возникли проблемы. Бремя ответственности за будущее страны оказалось слишком тяжелым. Таджикистан раздирали внутренние противоречия между демократическими и авторитарными тенденциями, которые привели к гражданской войне 1992-1993. Этот пример доказывает, что освобождение сулит увеличение степени отвественности.

Нужна помощь в написании уникальной работы на отлично?! Узнайте цену!

Тема документа

Тип

Добавлено

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 09.03.2022

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 11.04.2017

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 21.02.2017

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 25.01.2017

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 06.10.2016

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 08.09.2016

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 07.05.2016

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 10.04.2016

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 04.11.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 30.10.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 29.10.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 21.05.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 04.05.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 26.04.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 23.04.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 13.04.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 05.04.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 21.01.2015

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 27.12.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 26.12.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 01.12.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 18.11.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 27.10.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 26.10.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 24.10.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 22.10.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 20.06.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 27.05.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 26.04.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 23.03.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 19.03.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 09.02.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 09.02.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 29.01.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 13.01.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 13.01.2014

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 13.12.2013

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 15.10.2013

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 19.08.2013

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 06.05.2013

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 26.04.2013

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 28.07.2012

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 28.07.2012

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 18.05.2012

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 29.04.2012

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 08.04.2012

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 30.03.2012

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 30.03.2012

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 06.10.2011

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 13.06.2011

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 31.12.2008

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 31.12.2008

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 31.12.2008

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 09.12.2008

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 30.05.2008

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 09.08.2007

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 01.08.2007

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 20.01.2007

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 18.12.2006

  • Предмет:
    Философия

    Добавлено: 18.12.2006

  • Примеры сочинений по направлениям итогового сочинения 2022
  • Примеры сочинений по направлению я и другие
  • Примеры сочинений по литературе 6 класс дубровский
  • Примеры сочинений по картине герасимова после дождя
  • Примеры сочинений по дубровскому 6 класс