Термин тезис на слуху у каждого, кто писал в школьные годы сочинение по литературе. Некоторые помнят его с университетских времен, когда студентам давали задание сделать краткую выжимку из сказанного на лекциях или составить план работы. Что такое тезис в сочинении, какие виды бывают и как правильно его написать, рассмотрим подробнее.
Содержание:
- Что такое тезис в сочинении
- Виды
- Формулировка тезиса в сочинении рассуждении
- Основные требования
- Как писать тезисы
- Тезисный план
- Структура
- Примеры написания
Что такое тезис в сочинении
Понятие «тезис» с греческого языка переводится как «установка, утверждение». Слово широко используется в сфере науки, философии и искусстве. В литературе оно выполняет роль обозначения самых значимых рассуждений, мыслей, понятий. Тезисом называют ту часть текста, в которой соблюдена краткость и ясность мысли.
К примеру, человек написал объемный текст-размышление, которое разделено на логические абзацы. Чтобы не тратить время на длительное чтение, основные мысли он тезисно выделяет. В таком формате сочинение будет оценено за несколько минут. Читающий сможет понять содержание, а самые интересные моменты изучить досконально.
Таким образом, тезисами называют главные мысли, кратко обозначенные по тексту сочинения в одном или нескольких предложениях. Это сокращенный вариант написанной статьи, который помогает разобраться в ее сути и ключевых утверждениях.
Важно не путать в сочинении три составляющие: тезис, аргумент и вывод. Отправной точкой в рассказе является именно тезис. В него могут закладываться прямые цитаты, которые облегчают понимание сути сочинения.
Виды
Тезисы для сочинения формируются в зависимости от структуры материала, его параметров. Есть три вида тезисов:
- Основные. Выделяется центральное событие и выводы по теме.
- Простые. Включают аспекты без пояснений: утверждения и отрицания. Дополняют основные тезисы, расширяют основополагающие мысли.
- Сложные. В них входят простые и основные тезисы. Главная задача — аргументировать ранее выдвинутые утверждения. Это делается краткой дополняющей выжимкой по ключевым аспектам.
Формулировка тезиса в сочинении рассуждении
Сочинение в форме рассуждения призвано доказать читателю ту или иную точку зрения. Важно убедить его в излагаемой мысли посредством разбора текста на составляющие. Сложные цитаты, грузные деепричастные выражения необходимо разбить на мелкие и понятные.
Примеры тезисов для сочинения рассуждения должны демонстрировать умение размышлять не только логически, но и подключать духовное чувствование. Соблюдение четкой структуры — главный шаг к лаконичному и цепляющему тезисному плану.
Сначала выдвигается конкретное рассуждение, которое четко обозначает непреклонную позицию автора. Конец предложения включает в себя четкий вывод из всего сказанного. Все части тезиса должны иметь логически выстроенную структуру. Не допускаются повторы в аргументированных абзацах.
Как правильно составлять формулировки тезисов в виде рассуждений? Отправной точкой для решения поставленной задачи является четко обозначенная мысль. Затем приводятся наглядные и убедительные аргументы. Под конец делается логичный и лаконичный вывод, затрагивающий формулировку главного вопроса.
Пример формулировки тезиса по литературе в манере рассуждения на музыкальную тематику:
- Тезис: музыка — это не бездумное развлечение. Почему?
- Аргументы, отвечающие на поставленный вопрос:
- Музыка духовно развивает и обогащает внутренний мир человека.
- Она пробуждает в людях светлые чувства и воспоминания.
- Приносит утешение, бодрит в тяжелых жизненных ситуация.
- Музыка — лекарь душ. Время и расстояние для нее не помеха.
- Вывод: слушать музыку нужно душой, духовно обогащаясь и напитываясь ее энергией.
Основные требования
Написание тезисов для сочинения должно производиться с соблюдением требований:
- Цель. Необходимо ответить на вопрос, в чем нужно убедить читателя. Как это сделать при помощи правильно сформулированных мыслей, чтобы донести истинность или ложность высказываний.
- Тема сочинения — основа составления тезисов. Тематика окутывает идею текста и концентрирует его для формирования мнения.
- Сбор дополнительной информации. Для аргументации тезисов нужно подкрепить свое мнение доводами.
- Ключевые слова. Текст составляется грамотно и понятно для читателя. Для этого за основу берутся слова, составляющую смысловую нагрузку всего тезиса.
- Аргументация. Тезисы должны содержать знаменитые высказывания авторов, примеры из жизни, определенные факты. Аргументы могут быть логическими и психологическими. Первый вид базируется на здравом смысле, а второй красочно передает чувства и эмоции.
- Конкретизация. Не следует использовать общие фразы, которые не несут явного смысла. Каждое предложение должно быть исчерпывающим для понимания сути сочинения.
- Количество предложений-тезисов для небольшого сочинения должно укладываться в 2 — 5 предложений. Можно превышать это количество, если нет возможности сделать краткую выжимку. Например, при разборе сложных явлений природы или медицинских понятий.
Как писать тезисы
Для сочинения бывает достаточно сформулировать один тезис. Но если работа обширная и многогранная, то разрешается объем предложений расширить. В некоторых случаях, даже короткое сочинение приходится раскрывать несколькими тезисами. Например, для раскрытия темы «Преступление и наказание» потребуется отдельно рассмотреть эти слова. Нельзя это сделать в рамках одного предложения.
Тезисы как в эссе, так и в другом литературном жанре делят на категории:
- Аргументация сюжетной линии.
- Аргументация конкретного эпизода.
В зависимости от тематики подбираются вопросы, утверждения и предложения с ключевыми словами.
Тезисный план
В русском языке под тезисным планом понимают способ структурирования текста. План раскрывает суть и цель работы. Он должен быть конкретным, понятным для обывателя. Это помогает вникнуть в проблематику обсуждаемого текста и раскрыть его многогранность.
Текст тезисного плана сочинения бывает:
- Цитатный.
- Назывной.
- Вопросный.
С их помощью удается упорядочить разнонаправленную информацию, свести ее к общей проблеме и обозначить суть. Перед составлением тезисов определяется главная мысль, которая составит основу тезисного текста.
После формулирования тезисов их нужно пронумеровать. Оставить нужно те варианты, которые полно и конкретно передают суть сочинения. Все остальные либо убрать, либо аккуратно присоединить к оставшимся. При этом содержание не должно повторяться, дублирующие слова убираются.
Удачными тезисами можно назвать те, которые полно раскрывают содержание работы и при этом вызывают желание прочитать сочинение. Эффектные тезисы легко воспринимаются на слух, не содержат сложноподчиненных предложений и двусмысленных фраз. Безусловно, никакой воды, орфографических и пунктуационных ошибок быть не должно.
Структура
Чтобы грамотно писать тезисы, нужно умение рассуждать и делать логические выводы. Приводимые аргументы должны цеплять и пробуждать интерес читателя. Выполнить эти условия помогает выстроенная структура текста. Если писатель сам не может понять, какой момент наиболее значимый в сочинении, то ему будет сложно выполнить качественную работу.
После выделения главной и цепляющей мысли переходят к ее аргументации. Автор для себя отмечает основные моменты, которые нужно передать посредством слов. Выстраивание четких предложений позволяет перейти от вопроса плавно к ответу.
Доводы могут строиться на общеизвестных фактах, но не затрагивать теоретическую часть. Бездоказательные моменты в тезисах портят общее впечатление о работе, снижают интерес читателя.
Вывод, завершающий авторскую позицию, не менее важен. Он строится на подтверждении ранее сказанных слов в сочинении. Это своеобразное подытоживание, которое должно цеплять своей точностью и неоспоримостью. Вся структура проверяется на читабельность. Произношение отдельных слов и их сочетаний происходит без надрыва. Читатель не должен запинаться об угловатые конструкции и сложно произносимые выражения.
Структура тезисов для литературного сочинения должна укладываться в следующую схему:
- тезис;
- первый аргумент;
- второй аргумент;
- третий и более аргумент, если это требуется для раскрытия темы;
- лаконичный вывод.
Примеры написания
При написании темы «Искусство и ремесло» вышло объемное сочинение-рассуждение, которое требуется тезисно передать. Как найти ключевые моменты повествования, чтобы раскрыть его глубину и показать читателю важность обсуждаемой темы? Необходимо составить цепляющую формулировку, которая не оставит равнодушным в силу весомости и интригующего сравнения.
Пример 1
Хорошим примером послужит фраза-тезис: Ремесленников миллионы, творцов — единицы.
Это не бесспорное утверждение. И именно в этом его привлекательность. Большинство читателей согласятся с этой фразой. Но в то же время, у них возникнет вопрос: на основании каких фактов сделан этот вывод. Предвидя реакцию читателя, мы продолжим обосновывать тезис, подкрепляя его аргументами. Сформулируем их так:
- Ремеслу нужно учиться. Творцом ты можешь лишь родиться.
- Ремесло создано для заработка. Творец не может брать деньги, так как искусство для него — это душевный порыв.
- Ремесло превращается в искусство, если ему отдаешься душой, проявляешь многогранность и талант. Искусство без душевного порыва превращается в работу, утрачивает свой свет и становится ремеслом.
Обозначенные аргументы довольно емкие по своему содержанию. Они наполнены психологическим и логическим смыслом, поэтому воспринимаются читателем и искренне заинтересовывают. Если далее к каждому аргументу привести литературный пример, то доказательная часть текста будет исчерпывающей.
Подчеркнут сказанное знаменитые повести А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», Н.В. Гоголя «Портрет», пьеса «Лес» непревзойденного Н.А. Островского, роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и пьеса «Чайка» А.П. Чехова.
Приведем пример ситуации из «Мастера и Маргариты», где главный герой оказался противопоставлен официальным писателям того времени. Некий Алоизий Магарыч, состоящий в Доме литераторов, оказался завистливым человеком. Он может работать только своим длинным языком. На бумаге не отражается искусство, так как Магарыч пуст изнутри. Не может он сотворить ценных произведений, так как нет внутреннего света, творческого порыва и всецелой отдачи.
Магарыч противопоставлен в произведении ремесленником. Его единственным «достижением» за все время повествования стало анонимное письмо с доносом. В нем факты изложены сумбурно, нет четкой ясности сказанного. Откуда взяты утверждения — тоже непонятно. Никак нельзя назвать этого персонажа творцом.
Антипод Магарыча — Мастер. Ему удается завлечь читателя своей искренностью, широкой душой и неимоверным талантом. Этот персонаж в своих письмах затрагивает самые тонкие струны человеческой души. Его произведения обладают великой силой любви. Вот это и называют настоящим искусством.
Пример 2
Краткое и емкое сочинение на тему «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса: Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда.
Вводная мысль подкрепляется следующими аргументами:
- Мечта, которая витает в голове, но не подкреплена конкретными действиями обречена на выгорание. Она бесплодна и, в конце концов, конечна.
- Пустые мечты всегда приводят к разочарованию.
- Мечта — это вдохновение, подкрепленное трудом.
Подчеркнут сказанное литературные персонажи из поэмы И.А Гончарова «Обломов» и Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Обломов Гончарова — наиярчайшая иллюстрация мечтательного человека, который не прикладывает никаких усилий для осуществления задуманного. Его грезы настолько велики, что могут в мыслях перестроить всю Россию. Но на деле Обломов не достиг вообще никаких вершин. Его мечты пусты, таланты не сбывшиеся. Реальность стала такой, какой он сам себе ее и напророчил бездействием и витанием в облаках.
Друг же нашего несчастного героя Штольц не мечтал напрасно. Он воплощал свои задумки в реальность. именно решительные действия привели его к фееричному результату. И именно эти герои передают смысл тезиса «Мечты имеют шанс сбываться, если к их исполнению приложить максимум усилий и труда» максимально емко и правдиво.
Таким образом, тезис — чрезвычайно важный элемент для раскрытия сочинения. Он подкрепляется убедительными аргументами и достоверными фактами. В совокупности получается емкое и полное обоснование всего содержания с обоснованными выводами.
Содержание
- Что такое тезис в сочинении
- Виды тезисов
- Формулировка тезиса в сочинении
- Алгоритм формулировки тезиса
- Как аргументировать тезис в сочинении-рассуждении
Сочинение-рассуждение — самый распространенный вариант сочинения, к которому прибегают преподаватели для проверки знаний и умений учащихся. Несмотря на популярность — сочинения пишут по окончании обучения в школе (итоговое сочинение) и при сдаче ЕГЭ — не всем удается грамотно подготовиться к написанию.
В этой статье я подробно остановлюсь на тезисах в сочинении и поясню, почему они важны.
В сочинении-рассуждении важны три вещи: тезис, аргумент и вывод. На мой взгляд, ключевым является именно тезис, ведь именно он задает ход сочинению и обуславливает аргументы с соответствующими выводами.
Тезис — отправная точка в ваших рассуждениях на заданную тему. Если упростить, то тезис — то, о чем бы вы хотели высказаться в рамках сочинения.
Если вы пишете сочинение на заданную тему или по какому-либо тексту, то тезисами выступают ключевые идеи, которые в него заложены, цитаты — как прямые, так и Проще, если тему сочинения вы выбираете самостоятельно: так у вас больше возможностей для формулирования тезисов. Но обо всем по порядку.
В зависимости от специфики, параметров и структуры материала, используемого для написания сочинения, тезисы бывают:
- основными. Они представляют собой центральные положения и главные выводы;
- простые. Основаны на ключевых аспектах — утверждениях или отрицаниях — без пояснений. Служат основой для основных тезисов;
- сложные. Как бы состоят из простых и основных, содержат аргументацию по обозначенным положениям — доказательства.
Как корабль назовешь, так он и поплывет. То есть, как тезисы сформулируешь, такое и получишь сочинение. Стандартное количество тезисов для сочинения — от 2 до 5. Для определения точного количества тезисов нужно ориентироваться на требуемый объем работы. Чем больше текст, тем больше должно быть тезисов, ведь на одном тезисе сочинение написать сложно.
Первое, на что вы должны ориентироваться перед тем как написать тезис в сочинении — тема работы. Все тезисы должны быть связаны с темой и концентрировать в себе основную идею текста.
Есть универсальный алгоритм, который помогает грамотно сформулировать тезис в работе. В нем всего четыре пункта:
- Цель. Нужно определиться, зачем вы убеждаете читателя в истинности или ложности высказывания. Для этого желательно четко представлять целевую аудиторию. Ваш тезис должен быть интересен читателю, иначе дальше он читать не будет.
- Сбор информации. Написать хорошее сочинение можно только в том случае, если до этого прочесть достаточное количество литературы по теме. В процессе вы сможете ссылаться на кого-то и будете понимать, насколько актуальным является то, что вы пишете.
- Ключевые слова. В любом тексте важно определить ключевые слова, которые будут опорными точками и скелетом всего текста. Сочинение не исключение.
- Больше конкретики. Общие слова и фразы в формулировке тезиса — плохая идея. Конкретика помогает избежать недопонимания и установить контакт с аудиторией. Очевидные вещи тоже лучше не использовать для формулирования тезиса, иначе вам не будет чего доказывать или опровергать.
Примеры тезиса в сочинении:
«Талантов много, а гениев — единицы»;
«От рождения все люди добрые, а жестокими они становятся ввиду несовершенства мира»;
«Дети, не понимающие своих отцов, повторяют их ошибки и добавляют к ним собственные».
«Я считаю, что любовь не всегда наполняет сердце человека счастьем, иногда она способна разрушить жизнь человека».
«Сила воли, по моему мнению, наш главный союзник в борьбе с собственными слабостями».
Последний этап, который теоретически входит в алгоритм формулировки тезиса — аргументация. Аргумент — высказывание, относящееся к тезису, которое его доказывает или опровергает. И все это — в пределах заранее выбранной темы.
Аргументами могут выступать примеры из жизни (о примерах и связи между ними я уже писал), примеры из литературных источников, отдельные факты.
То, что аргументы тезисов в сочинении необходимы, сомнения не вызывает. Без аргументации тезисы не будут значить ничего.
Аргументация может быть двух видов (соответственно, и аргументы): психологической и логической.
Психологическая аргументация основывается на чувствах, апеллирует к эмоциям, общечеловеческим ценностям и т. д. В случае логической аргументации, автор (то есть, вы) ориентируется на разум и здравый смысл.
Также в процессе аргументации нужно иметь в виду ценность того или иного аргумента. Максимальный балл за аргумент — 2. Столько можно получить, если аргументация включает ссылку на автора текста и название произведения.
В случае, если аргументом является литературное произведение, то нужно еще обозначить героев, особенности их речи и поступков, указать на связь всего перечисленного с темой.
Также можно аргументировать тезис с помощью пословиц, поговорок, афоризмов, которые сделают его более образным и открытым для интерпретации.
Учтите, что аргументация, основанная на примерах из жизни — как личной, так и общественной — оцениваются ниже. Все потому, что их проще подобрать. Но они более понятны читателям.
Надеюсь, теперь у вас не будет проблем с формулировкой тезисов в сочинении.
Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть термины, пришедшие в наш язык из древнегреческой логики и риторики. Их очень много и они довольно активно используются, но далеко не всегда сходу понятен их смысл.
Например, слово «тезис». С ним мы встречаемся еще на школьной скамье, когда речь заходит о написании сочинения по литературе. Но это далеко не единственное его применение. В университете, например, студенты составляют тезисные планы чужих или будущих своих работ.
Так что же такое тезис, как и зачем их формируют и формулируют. Почему удачный тезис — это уже половина успеха в написании сочинения и, конечно же, масса примеров их написания для различных тем школьных сочинений. Надеюсь, что будет интересно.
Определение тезиса — что это такое
Слово «тезис» происходит от греч. thesis и означает «утверждение». Оно используется в лингвистике, философии, медицине, музыке, литературе. В общепринятой научной терминологии определение таково: тезис – это краткое изложение основных мыслей исследования.
В узком смысле тезисы — это сокращённый вариант научной статьи, передающий в сжатом виде суть более объёмной работы.
Этот жанр востребован на научных конференциях, когда необходимо максимально компактно сформулировать для публики основные положения своего труда, осветить результаты и перспективы исследования.
В философии тезис понимается как коротко сформулированное утверждение.
После того как выдвигается научная гипотеза, в подтверждение приводится несколько аргументов, у которых, в свою очередь, могут (и должны быть) примеры. Находя в философском трактате тезис, помните, что это понятие описывает утверждение, давшее импульс всему сочинению.
В музыке тезисом называется ударная начальная часть полного такта. Ей противопоставляется арзис – часть такта без ударения.
Тезисный план — как писать научные тезисы
Умение писать тезисы необходимо каждому студенту. Иногда этому учат в старших классах школы, но чаще всего первокурсники вынуждены изучать структуру жанра самостоятельно. Чтобы не возникло путаницы, придерживайтесь тезисного плана.
Тезисный план – это краткое перечисление основных значимых составляющих статьи или доклада.
Для научного текста пример тезисного плана выглядит так:
- Тема статьи (уже написанной и планируемой для написания).
- Фамилия, имя, отчество автора или коллектива авторов. (На первых курсах университета лучше работать в тандеме с научным руководителем и указывать его фамилию перед своей).
- Цель работы.
- Задачи, которые вы ставите перед собой.
- Актуальность выбранной темы.
- Методы исследования.
- Основные положения работы (гипотезы, которые вы выдвигаете).
- Результаты. (Если тезисы написаны по исследованию, которое находится в активной или завершённой стадии).
- Перспективы.
Понять, что такое тезисный план, поможет вдумчивое отношение к материалу.
Поймите, что вы пишете, какими инструментами пользуетесь, насколько это важно и ново, а главное, для чего проводится исследование.
Тогда картина станет яснее для вас и будет выглядеть убедительно в глазах читателя. Кстати, не нужно дожидаться поступления в ВУЗ. Потренируйтесь в составлении тезисного плана при подготовке очередного доклада.
Тезисы при написании сочинения по литературе (на примере)
Итоговое сочинение по литературе предполагает наличие тезиса. Слово «тезис» в единственном числе имеет совсем иное значение.
В размышлениях по той или иной проблеме тезис воспринимается как исходное утверждение, на котором держится вся система аргументации. Проще говоря, это та печка, от которой вы пляшете, развивая основную мысль.
Для примера возьмём тему «Искусство и ремесло». Тезис данной работы сформулируем так:
Ремесленников тысячи, творцов – единицы.
Наше утверждение не бесспорно. Возможно, кто-то захочет узнать, на основании чего мы сделали такой вывод. Чтобы обосновать тезис, это утверждение подкрепим аргументами. Для нашего примера это могут быть такие аргументы:
- Ремеслу можно научиться, а творцом нужно родиться.
- Ремесло обычно осваивают для заработка, искусством занимаются для души.
- Ремесло, которому отдаёшься с талантом и душой, становится искусством. Искусство, утратившее устремлённость к небу, называют ремеслом.
К каждому из аргументов необходимо привести литературные примеры. Их можно почерпнуть в «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», повести Н. В. Гоголя «Портрет», пьесе Н. А. Островского «Лес», романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесе А. П. Чехова «Чайка».
Например, в «Мастере и Маргарите» главному герою противопоставлены «официальные» писатели из Дома литераторов. Их воплощением можно назвать героя, который представляется как Алоизий Магарыч. Ябеднику и завистнику Алоизию никогда не понять Мастера. Он не может создать ничего ценного, так как пуст изнутри.
Единственный жанр, который он освоил, — анонимное письмо с доносом. Таких литераторов называют ремесленниками. Они способны написать нужное количество знаков на заказ, но такие «произведения» не заставят ни одно читательское сердце биться сильней.
Меж тем, роман Мастера настолько совершенен, что ему удаётся распахнуть границы времени и пространства, впустить в мир советской Москвы персонажей из далёкого прошлого. Такой способностью обладает только настоящее искусство.
Пример тезиса по направлению доброта и жестокость
Сформулировать тезис по теме «Доброта и жестокость» можно так:
Человек рождается добрым, жестокость появляется в ответ на несовершенства мира.
Предлагаем следующие аргументы:
- Жестокость появляется в людях, когда происходит внутреннее очерствение.
- Люди становятся жестокими оттого, что с ними поступили жестоко.
- Доброта – это природный дар, который даётся не каждому.
В качестве иллюстраций подойдут примеры из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Родион Раскольников был добрым ребёнком. Матушка вспоминает, как он плакал, произнося слова молитвы. Став старше, восприимчивый к тому, как несправедливо устроена жизнь, он начал много думать о законах общественного устройства. Раскольников увлёкся модными идеями господства личности над толпой.
Дойдя до абсурда в своих размышлениях о всемогуществе отдельно взятого человека, он совершил тяжелейшее преступление. Объяснить и оправдать его жестокость невозможно, и наказание в виде страшных мук совести последовало мгновенно.
Примерно в это же время петербургский студент помогает Катерине Ивановне, вдове погибшего Мармеладова, сочувственно относится к её детям. Так в одном человеке уживаются природная доброта и приобретённая в результате глубоких заблуждений жестокость.
Пример тезиса по теме «Отцы и дети»
Тезис по направлению «Отцы и дети» запишем, к примеру, так:
Если дети не понимают отцов, они не только повторяют их ошибки, но и добавляют к ним собственные.
Аргументы могут быть такими:
- Отрицая опыт старших, молодые люди начинают всё с нуля, тогда как могли начать хотя бы с единицы.
- Родители не всегда позволяют детям идти собственным путём, из-за чего непонимание между ними возрастает.
- Прожить жизнь за ребёнка нельзя: он должен сам найти ответы на свои вопросы.
Последний довод звучит как контраргумент, но и он может быть полезен для раскрытия темы.
Проиллюстрировать тезис помогут романы И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. А. Шолохова, пьесы А. П. Чехова, рассказы И. А. Бунина.
В романе Гончарова «Обыкновенная история» молодой провинциал Сашенька Адуев приезжает в столицу к дяде, надеясь получить родственный приём. Практик Пётр Адуев решает перевоспитать юного романтика.
С ужасом наблюдая за «бесчувственным» дядюшкой, Александр год за годом становится всё более похожим на него (но не по духу, а по стилю жизни). В конце романа племянник и дядя как бы меняются местами. То, что с негодованием отрицал Александр, становится для него нормой.
Тезисы по направлению «Мечта и реальность»
Сочинение по направлению «Мечта и реальность» уместно начать с тезиса:
Мечты сбываются, если приложить к их исполнению реальные усилия и настоящий труд.
Озвучив эту мысль во введении, перейдём к аргументам:
- Мечта, не подкреплённая действием, бесплодна.
- Пустые мечты приводят к разочарованиям.
- Мечта – это вдохновение, всё остальное – труд.
Подобрать примеры из литературы помогут персонажи поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», рассказа А. П. Чехова «Ионыч», сказочной повести Э. -Т. Гофмана «Щелкунчик».
Самой яркой иллюстрацией представляется гончаровский Обломов, мечты (что это?) которого об идеальном устройстве Малиновки в итоге привели его на огород вдовы Пшеницыной.
Уносясь мыслями в сладкий мир грёз, касающихся чуть ли не переустройства России, в реальности герой не достиг ничего. Он потерял свою любовь, расстроил хозяйственные дела, похоронил данные ему таланты и, в конце концов, выбрал обыкновеннейшую обывательскую жизнь.
Образно говоря, Обломов просто перелёг с дивана на диван. Друг Обломова Штольц понимал мечту только как конкретную цель. В своей деятельной жизни, наполненной трудом, Штольц не оставил места праздности. Так два героя романа демонстрируют разное понимание мечты.
Краткое резюме
Как видите, тезис – это основное утверждение научного или школьного сочинения. Его истинность доказывают убедительные аргументы и достоверные факты.
Чтобы не забыть, что такое тезис в сочинении, формулируйте основную мысль так, чтобы она звучала как ваше собственное мнение, личное открытие, которое вы готовы защищать.
7
1.Материнская любовь – это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим видом любви и наиболее священной изо всех эмоциональных связей.
ИЛИ Материнская любовь – это самое сильное, самое бескорыстное чувство на земле. Мать любит своего ребёнка таким, какой он есть, ничего не требует от него взамен. Она в любую минуту ради него готова пожертвовать своей жизнью. Материнская любовь защищает, дарит понимание, заботу, покой.
ИЛИ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
Я считаю, что любовь матери — это то, на чём держится весь мир. Без неё не существовало бы нас самих, люди стали бы злыми, недружелюбными, были бы одинокими. Если человек поступает плохо по отношению к матери, то в дальнейшем он осознает, что поступал плохо, и станет корить себя. Никогда нельзя говорить ей грубые слова, унижать, оскорблять…
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ — это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.
Что такое материнская любовь? Материнская любовь — это безграничная любовь матери к ребёнку: она отдаёт ему свою нежность, доброту, ласку. Мать всегда понимает его, поддержит в трудную минуту, никогда не предаст. Для него она является опорой всей жизни.
ПРИМЕР: Материнская любовь-это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Место матери в нашей жизни особое, исключительное: никто не заменит человеку мать. Мы всегда несём ей нашу радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Мама- это самый близкий человек, который всегда простит, поможет и подскажет.
Автор рассуждает о месте матери в жизни человека…..
У меня тоже есть мама, которая очень любит меня. Да, она порою бывает строга, ругает и наказывает меня, но долго сердиться мама не может, потому что любит свою дочку. Мама — самый дорогой в моей жизни человеке!
Итак, еще раз подчеркну, что место матери в нашей жизни особое, исключительное.
2.Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, мужественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:
Гвозди бы делать из этих людей –
Крепче бы не было в мире гвоздей. (Николай Тихонов)
ИЛИ Сила духа — это способность не поддаваться страху в минуты опасности, это мужество, храбрость, стойкость. Человек, обладающий этим качеством, способен преодолеть любые преграды. Он не сдается, не отчаивается в сложных ситуациях. Он верит в себя и свои силы.
ИЛИ СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.
3. Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует вера в себя, свои силы, свои возможности. Такие люди беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение. Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.
ИЛИ Неуверенность в себе — это сомнение в собственных качествах, способностях, умениях. Неуверенные люди обладают низкой самооценкой и очень зависимы от чужого мнения, поэтому подстраиваются под других. Они пассивны и нерешительны, не умеют ставить перед собой адекватные цели и редко добиваются успеха в жизни.
ИЛИ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.
4. Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром.
Нравственный выбор – это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Каждому человеку не раз приходилось принимать важные решения, как поступить. Не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен опираться на нормы морали.
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.
Думаю, нравственный выбор – это выбор между любовью и ненавистью, доверием и недоверием, совестью и бесчестием, верностью и предательством, а если обобщить, то это выбор между добром и злом. Он зависит от степени человеческой нравственности.
В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека.
ПРИМЕР: Каждый день людям приходится делать нравственный выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твое удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Человек, оказавшийся в ситуации выбора, должен принять трудные для себя решения во благо другой личности, решить, готов ли он пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием, а иногда и жизнью.
Обратимся к тексту…
Как вести себя в ситуации нравственного выбора каждый год, по подсчетам сотрудников МЧС, оказываются около 10 детей нашей страны. Кто они эти мальчики и девочки, совершившие недетские поступки? Один слыл в школе отстающим, никогда не был лидером в классе, а потом взял да и спас, рискуя жизнью, четверых детей. Другой мальчик спас друга от смерти, когда ему было всего пять лет. Маленькая девочка вынесла из горящего дома младшего брата…
Таким образом, как литературные герои, так и мои современники уже в детские годы испытали себя на прочность, оказавшись в ситуации нравственного выбора.
5. Взаимовыручка — взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.
Взаимовыручка — это взаимная, обоюдная помощь, поддержка, выручка в каком — либо деле. Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь, когда он сам не может справиться со своими проблемами. В такие моменты очень важно, чтобы нашёлся человек, который протянет руку помощи. На этом держится мир. Взаимопомощь не должна сводиться к отношениям
по принципу «ты — мне, я – тебе». Один человек может помочь другому, другой — третьему. Так по цепочке добро обязательно вернётся к тому, кто сделал что-нибудь хорошее, кто выручил кого-то из беды.
ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
ВЗАИМОВЫРУЧКА — это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.
ПРИМЕР: Взаимовыручка, по-моему, это обоюдная помощь, поддержка друг друга в трудную минуту. Сотворенное человеком добро может возвращаться к нему и не сразу. Может случиться так, что тот, кому помогли, отплатит тем же через день, месяц, год, но когда-нибудь это обязательно произойдет, в этом заключается суть взаимовыручки.
В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, можно привести
предложения….
Вторым аргументов в пользу моего мнения послужит история о двух солдатах, которые вместе воевали в Чечне. Однажды они попали в засаду, начался бой. Численный перевес был на стороне противника, и было принято решение отступить и вызвать подкрепление. Но одного товарища ранили, и тот не мог уходить со всеми. Он остался прикрывать отход своего взвода. Вдруг рядом лёг его друг, говоря: «Русские своих не бросают!» Вместе они продержались до подхода наших войск. Сейчас молодые люди не любят вспоминать ту войну, но именно этот момент они упоминают охотно. Это и есть взаимовыручка — помощь другому человеку в трудную минуту.
Думаю, приведя два аргумента, я доказал свое понимание слова «взаимовыручка». Жаль, что сейчас люди редко отвечают добром на добро, ведь это могло сделать лучше не только их жизни, но и весь мир.
6. Доброта — это бескорыстное и искреннее желание сделать что-нибудь хорошее другому. Добрый человек всегда стремится помочь, ничего не требуя взамен. Доброта тесно связана с умением сопереживать, сочувствовать. Добрый человек — это тот, кто любит людей. Можно сказать, что добро – это проявление любви к человеку, к животным, ко всему миру. Оно роднит людей, объединяет их, вызывает симпатию, дружбу.
ДОБРОТА — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.
Доброта — это одно из важнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности личности. Если человек способен к сопереживанию, обладает желанием прийти на помощь другому, готов бескорыстно служить людям, мы говорим о нем, что это добрый человек.
Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. Человек, совершающий милосердный поступок, обладает душевной чуткостью и теплотой. Добрый человек всегда готов защитить слабого, помочь обиженному.
Добро — это бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага. Добро выражается в великодушии, милосердии, любви и заботе. Дать человеку мудрый совет, открыть истину — это тоже добро. Данное утверждение можно подтвердить следующими примерами.
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-
либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Доброта — это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения
7. Драгоценные книги – это те книги, которые произвели на нас особое впечатление, оставили какой-то след в душе. Они стали нашими надёжными друзьями, помогающими разобраться в себе, найти ответы на важные для нас вопросы. Эти книги заставляют нас думать, размышлять, они обогащают наш духовный мир, формируют нравственные принципы.
Драгоценные книги – это книги, которые мы особенно ценим, потому что они помогают нам найти ответы на многие вопросы, формируют наш характер. Они формируют у людей разные взгляды на жизнь, делают нас непохожими на других. Они стали путеводной звездой читателя, на всю жизнь определили его идеалы, сформировали мировоззрение, заложили основы нравственности. Такие книги являются другом и советчиком человека, завораживают его, делают участником событий, описанных на их страницах. Они объединяют прошлое, настоящее и будущее.
ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ — это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.
8. Дружба — это взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, общих интересах и увлечениях. Дружбу следует отличать от приятельства. Приятелей может быть у человека много, потому что приятелями можно считать людей, с которыми часто общаешься, которые вызывают симпатию и расположение. Друзей быть много не может. Настоящий друг чаще всего один. Это человек, которому полностью доверяешь, как себе, в котором уверен, что он всегда поможет в трудную минуту.
ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.
ДРУЖБА — это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.
Дружба — это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. По-моему мнению, друг – это тот, кто понимает тебя, как самого себя. Кто знает все твои недостатки, но не обращает на них никакого внимания. Такой дружбе не страшны ни расстояния, ни разница в возрасте, ни наличие различных интересов, потому что такая дружба – НАСТОЯЩАЯ.
9. Любовь – это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, симпатии. Любовь делает человека счастливым, наполняет его жизнь смыслом. Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания.
ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
Любовь – это чувство взаимной привязанности, безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Особой формой любви, светлой и нежной, является юношеская любовь, в основе которой лежит мечта о взаимопонимании, вера в глубину и чистоту первого чувства.
ЛЮБОВЬ — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.
10.Настоящее искусство – отражение нашей жизни в слове, в живописи, в музыке, в архитектуре или любой другой творческой деятельности. Настоящее искусство тесно связано с творчеством. Автор любого произведения искусства – это прежде всего творец. По сути можно назвать настоящим искусством такую деятельность человека, в которую он вкладывает свою душу, свои чувства, которая вызывает эмоциональный отклик у других людей.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных
образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
ИСКУССТВО — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
Что такое настоящее искусство? На мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы, кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.
В своей жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием, как искусство и, наверное, редко задумываемся над тем, что оно означает. А ведь настоящее искусство — это отражение действительности в художественных образах. Музыка, литература, кино, театр, живопись и архитектура позволяют осмыслить окружающий мир.
Думаю, подлинное искусство — это процесс выражения внутреннего мира человека, средство передачи чувств и эмоций, охвативших его душу… Только настоящее искусство может успокоить человека или позвать на бой во имя Родины, порадовать или заставлять плакать от тоски… Его сила воздействия на человека огромна.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных
образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных
образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.
ИСКУССТВО — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса.
ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных
образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.
ПРИМЕР: Искусство — это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.
Обратимся к тексту……..
У меня тоже есть в жизни страсть — фотография. Увлекаясь этим видом искусства, я получаю огромное удовольствие. Когда я беру в руки фотокамеру, я чувствую себя счастливой, ведь фотоискусство для меня — это не просто фиксация памятных моментов, это возможность проявить свои творческие способности и фантазию.
Таким образом, настоящее искусство способно осчастливить человека. Главное — найти именно тот вид искусства, который будет отвечать вашим интересам и желаниям.
11.Жизненные ценности – система приоритетов человека, определяющая его характер, цели, которые он перед собой ставит, его судьбу. У каждого человека свои ценности. Для одного важнее всего карьера, деньги; для другого – семья, любовь; для третьего – духовное самосовершенствование. Система ценностей формируется ещё в детстве. Огромную роль в этом процессе играют наши родители, люди, с которыми мы общаемся, прочитанные книги, просмотренные фильмы.
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ — это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.
Ценности, которые каждый человек определяет для себя наиболее важными и значительными, называются жизненными. Каждый из нас начинает выбирать для себя ценности еще ребенком и продолжает это делать на протяжении всей жизни: приоритеты в выборе жизненный ценностей со временем меняются.
Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами в его жизни и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг,
честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие… Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь.
По-другому:
Жизненные ценности – это то, что человек должен ценить в жизни, то, чем он должен дорожить и то, к чему он должен ответственно относиться.
Жизненные ценности человека играют ключевую роль в его судьбе, потому что от них зависит
У каждого человека своя система жизненных ценностей, свои приоритеты. Ценности, безусловно, есть у каждого. Но, по большей части, люди не осознают свои ценности. А это стоит непременно сделать для того, чтобы облегчить себе жизнь. Принимая любое решение от самого незначительного до судьбоносного, следует обратиться к системе своих ценностей , тогда, вполне вероятно, можно будет избежать мучительных сомнений и переживаний.
Для кого-то важны материальные ценности: деньги, еда, одежда, жилье. Для кого-то
приоритетными являются духовные ценности: духовный поиск, раскрытие и реализация своего жизненного предназначения, творческое саморазвитие, осуществление своей земной миссии. Но есть, так называемые, общечеловеческие ценности, которые важны для всех людей.
Жизненные ценности – система приоритетов человека, определяющая его характер, цели, которые он перед собой ставит, его судьбу. У каждого человека свои ценности. Для одного важнее всего карьера, деньги; для другого –семья, любовь; для третьего – духовное
самосовершенствование. Система ценностей формируется ещё в детстве. Огромную роль в этом процессе играют наши родители, люди, с которыми мы общаемся, прочитанные книги, просмотренные фильмы.
ПРИМЕР: Что такое жизненные ценности? Ценности — это то, чем мы дорожим или хотим приобрести. Мне кажется, что жизненные ценности у каждого человека свои, но многие ценности можно объединить в несколько категорий: нравственные, культурные, материальные и общественно-политические.
Я думаю, что среди жизненных ценностей особое место занимают нравственные. К ним относятся семья, верность, честь, дружба и многое другое. Например, семья — основа становления характера, личности человека. Если в семье отношения строятся на любви, доверии и взаимопомощи, то в будущем сформируется настоящий человек. Если родители не прислушиваются к мнению детей, то в семье может возникнуть разлад.
… В качестве первого доказательства …
В качестве второго доказательства тезиса приведу пример из жизни. В моей семье все любят читать, поэтому у нас дома накопилась большая библиотека книг разных жанров для каждого члена семьи. Книги играют важную роль: они содержат в себе мудрость, могут подарить вдохновение, формируют нравственные принципы и учат прекрасному. Поэтому я уверена в этом: литература и является одной из самых важных жизненных ценностей.
Таким образом, я доказала, что нравственные ценности, такие как семья, книги, приносят людям духовное наслаждение и удовлетворение и должны быть главными
ПРИМЕР: В тексте А. Алексина можно найти пример, подтверждающий мои мысли. Мальчик был поздним ребёнком, и родители очень переживали за него, безмерно восхищались им. Чрезмерная любовь и забота могли превратить его в эгоиста, сформировать у него завышенную самооценку, но мальчику не нравится такое отношение к себе. Для него важно, чтобы его ценили за достоинства, чтобы видели в нём самостоятельного человека.
В доказательство своих мыслей хочу привести ещё один пример. Я прочитал рассказ А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда». Герой этого рассказа главной ценностью в жизни считал деньги, материальный достаток, поэтому всё время подсчитывал убытки и не замечал ничего хорошего вокруг. Только перед смертью он понял, как пуста и бессмысленна его жизнь.
12. СЧАСТЬЕ — это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье — это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.
Счастье — понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим положением и бытием, полнотой и осмысленностью жизни.
Или так:
У счастья много определений, для каждого человека оно своё. Мы сами определяем причины, по которым можем причислить себя к счастливому или несчастливому человеку. Для одних счастье –это любовь, для других — это семья, дети, друзья, для третьих — любимая работа. Моему пониманию счастья близка мысль великого Л. Н. Толстого: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, — быть полезным и иметь спокойную совесть.»
13. ВЫБОР — это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.
Выбор – это возможность принять разные решения в одной и той же ситуации. В жизни нам часто приходится что-то выбирать, особенно в юности, когда мы пытаемся определить свой жизненный путь. Здесь очень важно не ошибиться и правильно найти своё место в жизни, своё призвание, свою профессию. Делая выбор, нужно прислушаться прежде всего к себе, к своему сердцу. Ведь каким бы умным и опытным ни был бы человек, пытающийся подтолкнуть нас к какому-либо решению, никто кроме нас самих не проживет нашу жизнь, поэтому ответственность за выбор всегда лежит на нас.
ПРИМЕР: Как часто в своей жизни мы сталкиваемся с таким понятием, как выбор. Это принятие одного решения из нескольких, стоящих перед человеком.
Трудный, но важный выбор стоит и перед нами, выпускниками, — выбор профессии. Он должен быть основан на нескольких факторах: на собственном желании (личных целях, интересах), на возможностях (способностях, состоянии здоровья) и, конечно же, на потребностях рынка труда. Его правильность является залогом счастливой жизни в будущем, потому что если человек занимается любимым делом, то он будет удовлетворён как духовно, так и материально.
В качестве доказательства обращусь к тексту… (Выбор профессии)
Думаю, я доказала, что к выбору профессии стоит подходить обдуманно, учитывая личные интересы и оценивая собственные способности. И закончить свою работу я хочу четверостишием из стихотворения «Кем быть?» русского поэта В.В.Маяковского:
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай
на вкус!
14.ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.
ИЛИ Внутренний мир человека – это духовная жизнь, в которой формируются наши представления и образы. От внутреннего мира человека зависит его взгляд на реальный мир. Наша духовная жизнь построена на эмоциях, чувствах и мировоззрении. Таким образом, внутренний мир – это наше подсознание, то, что делает нас особенными; это наши чувства и эмоции, наше видение окружающего мира.
ПРИМЕР: Внутренний мир человека очень глубок и загадочен… У каждого из нас свой характер, свои мысли, свои цели, которые мы стараемся воплотить в жизнь. Желание познать мир, умение испытывать различные эмоции и чувства, наше мировоззрение – всё это входит в понятие «внутренний мир человека».
Мне кажется, нельзя изменить характер взрослого человека, но можно изменить его внутренний мир. Даже простым словом можно перевернуть этот хрупкий «мир» с ног на голову. Немного тепла, счастья, смеха и любви – и вот человек преображается из грубого или властного в настоящего, способного чувствовать, ощущать, жить… Докажу это, взяв аргументы из текста ……… и из
личного опыта.
Во-вторых, внутренний мир складывается по кусочкам, мозаикой, пазлами. И чем прекраснее будет жизнь человека, тем ярче и искуснее выйдет у него аппликация под названием «Жизнь». Хочу сказать несколько слов о своей бабушке: она добра, способна поддержать любого в трудную минуту, справедлива. Бабуля влияет на меня, стараясь наполнить мой внутренний мир каким-то новым содержанием: прививает любовь к музыке, литературе, кулинарии…
Рассмотрев два аргумента, я подтвердила свою точку зрения о том, что внутренний мир очень важен для человека, именно он и делает нас людьми.
Тезисы и аргументы
к сочинению-рассуждению 9.3
(ОГЭ 2020)
9 класс
Составитель: учитель
русского языка и литературы I КК МБОУ «Гимназия
№9»
Родина Ю.Д.
1.Бездушие.
Что такое бездушие? На мой взгляд,
это отсутствие доброты, сочувствия, понимания. Бездушные люди глухи к чужой
боли.
В качестве второго аргумента
приведу пример из художественной литературы. В рассказе А. Платонова «Юшка»
бездушными людьми мы можем назвать обидчиков Юшки, которые издеваются над ним
и становятся причиной преждевременной смерти героя.
2.Безжалостность.
Что такое безжалостность? Я думаю,
что это синоним слова жестокость. Там, где царит это чувство, нет места
милосердию и великодушию.
В качестве второго аргумента
пример из художественной литературы. В рассказе Ю. Яковлева «Он убил мою
собаку» безжалостным человеком можно назвать отца мальчика. Отправляясь на
прогулку, мужчина убивает собаку сына, которую мальчик принес домой. Герой
лишен милосердия, он теряет человеческое лицо.
3.Великодушие.
Что такое великодушие? Мне кажется,
что это качество, которое позволяет людям проявлять щедрость, доброту.
Великодушный человек заботится о других.
В качестве второго аргумента
пример из художественной литературы. Великодушием обладает главная героиня
рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». Она помогает односельчанам,
проявляя доброту и заботу. Сам автор называет ее праведницей.
4.Героизм.
Что такое героизм? Я считаю, что
это проявление мужества и отваги. Героизм невозможен без самопожертвования и
любви к другим людям.
Героизм проявляли советские солдаты
во время Великой Отечественной войны. Так, героизмом можно назвать смелый
поступок Александра Матросова, который грудью бросился на амбразуру, чтобы
защитить других. Александр Матросов пожертвовал собственной жизни во имя
спасения Родины, соотечественников.
5.Детство
Что такое детство? Мне кажется, что
это удивительная пора, когда ты только начинаешь узнавать мир. В детстве каждый
день приносит открытие, во всем чудится волшебство.
Финская писательница Туве Янсон
сохранила в своей душе детство и дарит его удивительные истории детям планеты.
Ее книги о забавных муми-троллях известны каждому.
6.Верность.
Что такое верность? Я думаю, что
это преданность кому-либо или чему – либо. Верность основана на ответственности,
честности, стойкости.
Пример верности в любви мы находим
в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Заглавные герои остались верными
друг другу, несмотря ни на что.
В качестве второго аргумента
приведу пример из литературы. Верными своей Родине остаются героини повести Б.
Васильева «А зори здесь тихие». Девушки готовы пожертвовать собой во имя любви
к родине.
7.Дружба.
Что такое дружба? Я думаю, что это
отношения между людьми, основанные на уважении, доверии и полном
взаимопонимании. Дружба проверяется сложными жизненными испытаниями.
Взаимоотношения главных героев
романа А. Дюма «Три мушкетёра» — классический пример настоящей дружбы.
Д’Артаньян, Атос, Портос и Арамис живут под девизом: «Один за всех, все за
одного», все трудности герои романа преодолевают благодаря верной дружбе.
8.Жадность.
Что такое жадность? Мне кажется,
это нежелание делиться с окружающими тем, что есть, стремление получить
побольше. Жадный человек вызывает неприятные чувства.
Примеры жадности находим в
произведении М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Жадность чуть не стала причиной
беды. Настя, увлеченная сбором клюквы, заметила рядом с собой змею буквально в
последнюю секунду.
9. Жестокость.
Что такое жестокость? На мой
взгляд, это бессердечное, оскорбительное отношение к людям и другим живым
существам. Жестокость многолика – от жестокости слов до жестокости действий.
В качестве второго аргумента приведу
пример из фильма «Чучело». Школьники жестоко издевались над своей сверстницей
Ленкой, взявшей на себя вину труса Димки. В качестве наказания они оскорбляли
ее, унижали, даже били.
10.Зависть.
«Зависть – это яд для сердца».
Этими словами философа Вольтера я хочу ответить на вопрос, что такое зависть.
Зависть разъедает душу завистника, толкает на некрасивые поступки.
В качестве второго аргумента
приведу пример из произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях». Зависть по отношению к молодой царевне проявляет мачеха, которая
готова даже убить соперницу.
11.Малодушие.
Что такое малодушие? На мой взгляд,
это слабохарактерность, качество которое говорит об отсутствии воли в человеке.
Малодушный человек лишен собственного мнения, поэтому часто принимает сторону
большинства.
В качестве второго аргумента
приведу пример из рассказа Л. Андреева «Петька на даче». Петька — это ребёнок
из бедной семьи, отданный учеником к парикмахеру. Там он выполнял самую тяжелую
работу. Мальчик никогда не слышал от хозяина доброго слова, только крики,
ругань, угрозы. В такой обстановке он становился униженным, забитым и
малодушным.
12.Надежда.
Что такое надежда? В моем понимании
– это состояние души, когда веришь, что все будет хорошо. Надежда позволяет
найти выход даже из самых сложных ситуаций.
В качестве второго аргумента
приведу пример из произведения А. Грина «Алые паруса». История Ассоль – это история
девушки, которая верила в чудо, надеялась, что в её жизни однажды все
изменится.
13.Материнская любовь
Мама… какое ласковое слово. От него
веет теплом и любовью. Материнская любовь – это источник жизни. Без матери, ее
любви и поддержки ребенок может вырасти жестоким и черствым.
Примеры материнской любви мы
находим на страницах художественной литературы. В рассказе К. Г. Паустовского
материнскую любовь проявляет Катерина Петровна, которая до последнего дня жизни
ждет свою дочь Настю. Женщина самозабвенно любит Настю, поэтому не осуждает ее
поведение.
14.Милосердие
Что такое милосердие? В моем
понимании – это доброта сердца, умение сострадать другому человеку. В основе
милосердия лежат, на мой взгляд, искренняя жалость и настоящая любовь к
человеку.
В качестве второго аргумента
приведу пример из литературы. В рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
девочка Дина тоже проявила милосердие к пленному офицеру Жилину: видя, как он
страдает, помогла ему бежать.
15. Мечта
Что такое мечта? На мой взгляд, это
заветное желание, которое обещает счастье. Ради нее человек может свернуть
горы, преодолеть препятствия.
Примером мечты, к которой человек
шел долгие годы, может служить история оратора Демосфена. Он имел проблемы с
дикцией, но его усилия по исправлению этого дефекта не были напрасны. Мечта
Демосфена осуществилась: он стал мастером речи.
16.Мужество
Что такое мужество? Я думаю, что
это храбрость, отвага, смелось. Мужество позволяет человека совершать
невозможное, спасать жизни других.
В качестве второго аргумента
приведу пример из истории. Юный Марат Казей во время Великой Отечественной
войны подрывал эшелоны, ходил в разведку, а когда оказался в кольце немцев,
подорвал себя вместе с ними.
17.Настоящее искусство.
Что такое настоящее искусство? На
мой взгляд, это изображение действительности в произведениях живописи, литературы,
кино, архитектуры и музыки. Это и отражение внутреннего мира человека через
художественные образы, и красота, запечатлённая в произведениях искусства.
В качестве второго аргумента
приведу пример из литературы. В произведении Г. Успенского «Выпрямила»
говорится о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура
Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной
силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее
автор, сделала человека счастливым.
18.Неуверенность в себе.
Что такое неуверенность в себе? В
моем понимании — это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и
способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку.
Преодолевает свою неуверенность и героиня
произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова. В начале текста перед
нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в
обморок при пушечном выстреле. В конце героиню не узнать: она смело и
решительно борется за спасение своего возлюбленного.
19.Нравственный выбор.
Что такое нравственный выбор? На
мой взгляд, это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как
поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться
искушению или устоять. Он зависит от степени человеческой
нравственности.
Свой нравственный выбор сделал и
Пётр Гринёв, герой произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда он проиграл
в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника
не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его
вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как
учил его отец, — по законам чести.
20.Внутренний мир человека
Что такое внутренний мир человека?
Внутренний мир человека – это духовная жизнь, в которой формируются наши
представления и образы. От внутреннего мира человека зависит его взгляд на
реальный мир.
В рассказе А.П. Платонова «Никита»
повествуется о мальчике, обладающем огромным внутренним миром. Оставшись один,
Никита фантазирует.
21.Пассивность
Что такое пассивность? На мой
взгляд, это черта характера, которая проявляется в неспособности к активным
действиям, умении доводить начатое до конца и брать на себя ответственность.
Пассивные люди равнодушно относятся к происходящему.
В качестве второго аргумента
приведу пример из литературы. Пассивным человеком мы можем назвать Костылина
из рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Он предпочел находиться в
плену и ждать выкупа, так как не был способен на активные действия.
22.Предательство
Что такое предательство? В моем
понимании – это нарушение верности кому -либо или неисполнение долга перед кем
-либо. Предательство приносит боль и опустошение.
В качестве второго аргумента приведу
пример из литературы. В произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» офицер Швабрин
предстает перед нами как предатель. Чтобы спастись от смерти, он нарушает
верность присяге и переходит на сторону врага.
23. Благодарность
Что такое благодарность? Благодарность
— чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет.
Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.
Я благодарен свои родителям, за то,
что они меня вырастили, за то, что были рядом со мной, когда я болел или был
чем-то расстроен, за добрый совет и теплый взгляд.
(Или аргумент из литературы)
В рассказе К. Паустовского «Заячьи
лапы» дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного
пожара. Старик
понимал, что он тоже должен помочь бедному животному.
24.Хороший человек
Кого мы можем назвать хорошим
человеком? На мой взгляд, это тот, кто не завидует кому-то, кто не осуждает
остальных, прощает обиды, не помнит зла, всегда правдив с остальными. В нашем
мире много хороших людей.
Хорошие люди встречаются и на
страницах книг. Например, в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» главная
героиня благодаря своим душевным качествам облегчает жизнь односельчанам,
делает этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.
25.Призвание.
Что такое призвание? На мой взгляд,
это склонность к какому-то делу, профессии. Призвание доставляет человеку
удовольствие и радость.
В качестве второго аргумента
приведу пример из литературы. В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на
которой меня нет» педагогическое призвание помогает учителю Евгению Николаевичу
повысить качество образования в сельской местности: у каждого ученика появился
учебник и интересный досуг.
26.Подвиг
Что такое подвиг? Я думаю, что это
героический поступок, совершенный в труднейших условиях. М. Горький писал: «В
жизни всегда есть место подвигу».
Примером подвига может служить
судьба летчика Алексея Мересьева из произведения Б. Полевого «Повесть о
настоящем человеке». Лишившись обеих ног, он сумел вновь сесть за штурвал
самолета.
До написания итогового сочинения остается все меньше времени, а это значит, что примерного понимания задания уже недостаточно: пора переходить к конкретике. Задача каждого одиннадцатиклассника на оставшуюся часть месяца – научиться четко формулировать тезис и подкреплять его литературными аргументами. А Умскул вам в этом поможет!
Что такое тезис к сочинению?
Во время подготовки к экзамену, нам часто кажется, что мы достаточно ознакомлены со всеми понятиями и знаем, какое из них что означает. Однако когда дело доходит до практики, многие выпускники сталкиваются со сложностями, именно потому что их знание было «приблизительным».
Помните, что при подготовке к любому испытанию вы должны быть уверены на 100% в каждом слове. Мозг – ленивый орган, он сделает все, чтобы вы отложили подробное изучение задачи на «потом», но вам нужно с ним договориться. Ключ к успешному решению заданий – понимание того, что в вашей работе хотят увидеть эксперты.
Теперь перейдем к делу. Многие выпускники так и не смогли разобраться с тем, что такое тезис к сочинению, что он собой представляет. Учителя в школе говорят что-то невнятное, статьи в Интернете пестрят обобщенными формулировками и заумными словами, а настоящих, подробных объяснений, как говорится, днем с огнем не сыщешь.
Рассказываем. Тезис – это ваш ответ на вопрос, который звучит в теме сочинения. «Вау, так просто?» Да, очень просто.
Теперь немного подробнее: тезисом в сочинении станет ваша личная (не мамы, не учителя, не эксперта) позиция по озвученному в задании вопросу. Далее нужно будет кратко объяснить, что подразумевает ваша позиция и подкрепить ее подходящими аргументами из литературных произведений.
Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
Этим вопросом задается каждый ученик при подготовке к «допуску».
— Как сформулировать тезис к итоговому сочинению?
— Очень просто! Ответить на поставленный вопрос и четко обозначить свою позицию.
Чтобы стало понятнее, давайте разберем тезисы к нескольким темам по направлениям этого года.
Направление: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
Тема: Путешествие — способ познания себя и мира.
Тезис: Я согласен с утверждением, что путешествие является одним из лучших способов познания себя и окружающего мира. Другие люди и страны помогают человеку осознать собственную уникальность и разнообразие нашей планеты, а сравнение новых мест с родными краями и людьми в них выявляет множество особенностей культуры и менталитета, заставляет задуматься о “вечных” вопросах.
Возможные литературные аргументы: комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Направление: «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»
Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Тезис: На мой взгляд, читательский опыт значительно облегчает жизнь человека, делая ее более насыщенной и разнообразной. Примеры из литературных произведений помогают расширять кругозор, анализировать окружающий мир, замечая в нем значительное количество особенностей и изменений.
Возможные литературные аргументы: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а также любое произведение, которое помогло вам стать внимательнее к деталям окружающего мира, людям и событиям.
Направление: «Преступление и наказание – вечная тема»
Тема: Что можно считать преступлением?
Тезис: Я думаю, что преступлением следует называть такой поступок, который доставляет вред окружению человека. Преступления могут быть разными: по отношению к другим людям, к животным или к окружающей среде, однако все они разрушительны для человека.
Возможные литературные аргументы: роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Тема: Нужны ли перемены современному обществу?
Тезис: Я уверен, что современное общество далеко от идеала, и считаю, что некоторые перемены в его устройстве просто необходимы. Например, чтобы общество стало лучше, людям стоит стать добрее друг к другу, быть нацеленными на всеобщее развитие и улучшение жизни, нашей общей целью должно стать совершенствование окружающего мира, а не споры, конкуренция и войны.
Возможные литературные аргументы: рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор».
Направление: «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
Тема: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Тезис: Безусловно, технический прогресс оказал сильное влияние на людей, их образ жизни, характер и цели. С одной стороны, развитие мира технологий дало нам огромное количество возможностей, о которых когда-то сложно было даже подумать, но с другой – прогресс сделал людей менее человечными, а мир превратил в бесконечную гонку машин.
Возможные литературные аргументы: рассказ В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», рассказ Майка Гелприна «Свеча горела».
Старайтесь формулировать собственные тезисы, опираясь на ваше реальное мнение. Не стоит пытаться угодить экспертам, аргументируя тезис, с которым вы внутренне не согласны – лучше выскажите свою позицию и докажите ее, приводя аргументы из классических произведений.
Помните, что ваш тезис может быть любым. Нет идеальной фразы, за которую вам сразу поставят 5/5. Сочинение – это большая работа, которая требует ваших мыслей и убедительных доводов, а также хотя бы небольшого читательского опыта.
Пройдите вместе с нами «пролог» – курс полной подготовки к итоговому сочинению.
На курсе «Пролог» мы прочитаем 40 небольших, но очень содержательных произведений, которые помогут для аргументации своей позиции. Разберем 150 тем, а также очень подробно каждое направление.
За весь курс каждый ученик сможет написать 6 полноценных сочинений, получить мощную практику по написанию сочинений, а также подготовиться к декабрьскому экзамену всего за 8 уроков.