Особенности и признаки сказки. Признаки волшебной сказки
Сказки — самый популярный вид фольклора, они создают фантастический художественный мир, полностью раскрывающий все возможности этого жанра. Когда мы говорим «сказка», мы часто имеем в виду волшебную историю, которая очаровывает детей с раннего возраста. Чем он очаровывает слушателей / читателей? Попробуем разобраться в этом, а затем выделить основные черты сказки.
Содержание
- 1 Вымысел – вот главная особенность
- 2 Увлекательный сюжет
- 3 Пора в путь-дорожку
- 4 Эффект неожиданности
- 5 Моральный подтекст
- 6 Поэтика волшебства
Вымысел – вот главная особенность
Самая главная особенность сказки в том, что ее мир и все события основаны исключительно на выдумке. Перечисляя приметы сказки, следует начинать с умения вырвать читателя из обыденного и перенести его в воображаемый мир, не имеющий ничего общего с реальным. Потому что в мире сказок стираются границы пространства и времени, и есть много примеров: тридцать десятое состояние, которое далеко от земли, или обратный отсчет, который вычисляется в магической системе из таких понятий, как много и мало.
Сказочное время — это замкнутый круг. История начинается в волшебном мире, пространстве, где законы физики, к которым мы привыкли, не работают, а время отсчитывается по совершенно другим правилам. Возьмем, к примеру, наиболее распространенный и предпочтительный прием, используемый в сказках: тройное повторение (которое по важности занимает видное место в классификации «примет сказки»). Обычно используется в начале сказочных событий и позволяет замедлить развитие действий. Концовка же, напротив, ускоряется, между прочим всегда веселая и часто заканчивается свадьбой.
Увлекательный сюжет
Какие еще приметы сказки можно отличить? Сюжет сказки завораживает и очень сложен. Он состоит из эпизодов, напрямую связанных с главным героем и его миссией. Герой получает задание высокого уровня сложности, за выполнение которого его обещают осыпать золотом, подарить принцессу в жены или исполнить любые желания. Миссии могут варьироваться от поиска и получения экзотического предмета до убийства некоторых могущественных и сверхмощных существ. И здесь начинается самое интересное: путешествие, которое тоже традиционно входит в список «примет сказки».
Пора в путь-дорожку
Главный герой отправляется в далекие и неизведанные страны и на своем пути преодолевает различные препятствия и трудности. В нелегком путешествии он покоряет сердца товарищей добрыми делами, которые обещают помочь ему в нелегком деле. Вместе они благодаря хитрости побеждают нечестивых, которых немало на пути к главной цели.
Кстати, сказочные персонажи делятся на две группы. Один из них включает в себя главного героя вместе с его помощниками, а другой — помощников главного врага и его самого. Изначально противник намного сильнее главного героя, и по ходу событий его преимущество также может увеличиваться. Но главный герой всегда узнает слабое место врага и способ его победить.
Эффект неожиданности
А вот со способностями главного героя дело обстоит иначе: сначала они существенно недооценены. Приметы сказки включают обязательное наличие центрального и второстепенного персонажей, их характеристики. Клички главного героя могут говорить о слабых умственных способностях, даже его социальный статус иногда оставляет желать лучшего. Таким образом достигается эффект неожиданности.
Когда все второстепенные персонажи — сильные, умные и умелые — не справляются с трудным заданием, за которое полагается награда, то появляется главный герой, который, судя по всему, еще больше не справляется. Но ему по-прежнему дается возможность не различать. Такой поворот событий можно отнести к разряду «примет сказки».
Благодаря своему мужеству и добрым делам во время путешествия главный герой получает различные уникальные магические предметы или побеждает друзей, которых спасает от неминуемой гибели. Они часто становятся говорящими животными, которые позже помогают с домашними заданиями со своими идеями или сами участвуют в действиях.
Чудеса в сказках необходимы. С их помощью можно объяснить различные явления, такие как превращения в разных существах, мгновенные движения на любом расстоянии и победу слабого положительного героя над сильным отрицательным. Все вышеперечисленное можно обозначить как приметы сказки.
Моральный подтекст
История дает уроки и развивает правильные моральные и этические ценности. Действия главного героя показывают, каким должен быть хороший человек: он совершает благородные поступки и вообще не ожидает за них награды. Поэтому сказка направляет вас на верный жизненный путь и подает положительный пример маленькому читателю. Добро обязательно должно восторжествовать над злом, справедливость должна восторжествовать — основная идея сказок.
Все это описано в сказке очень простым, но очень красочным и поэтичным языком. Стиль повествования во многих сказках очень похож, но каждая из них уникальна и интересна.
Поэтика волшебства
В итоге: какие сказочные приметы мы нашли? Имеет особый состав; содержит такую технику, как тройное повторение; в сказке есть необычные и волшебные сюжеты, в которых часто происходят чудесные превращения; в нем также есть отрицательные и положительные характеры, и добро обязательно побеждает зло.
Выявить приметы сказки совсем не сложно: это обязательное включение в содержание определенного отношения к художественной литературе, от которого будет зависеть поэтика сказки. В нем параллельно два мира: реальный и волшебный, в которые герой попадает из реального. В сказке прослеживается причина путешествия, во время которого главному герою предстоит столкнуться с множеством испытаний и преодолеть препятствия. Также в сказке герою часто помогает какой-нибудь волшебный помощник или сопровождает его к любимой цели. Часто главному герою дарят различные волшебные предметы за доброе дело.
Сказка — фольклорное произведение. Корни фольклора уходят глубоко в историю и творчество человечества, обычно фольклор связан с мифологическими представлениями человека о мире, истории и событиях.
Так как фольклор возник до письменности, то произведения передавались из уст в уста и поэтому постоянно изменялись. Однако, многие фольклорные произведения были переписаны писателями и поэтами и крепко вошли в русскую литературу.
Особенности фольклора
- устная форма;
- автор- народ;
- вариативность;
- коллективное творчество;
- народность;
- контакт исполнителя и слушателя;
Сказка — занимательный рассказ о необычных, вымышленных событиях и приключениях.
Типы сказок
- О животных ;
- Социально-бытовые;
- Авантюрные, приключенческие;
- Волшебные.
Особенности сказок
- Волшебство (чудесный помощник(Кукла, веретино, клубок));
- Кольцевая композиция:
- Присказка ;
- Зачин (место, время, остановка, герои);
- Завязка;
- Основная часть сказки (Испытания героев);
- Счастливый финал, наказание виновника.
(Зачастую, выход из дома, сложные испытания, возвращение домой)3. Победа добра над злом;
4. Связь с мифологией (Боги, говорящие животные);
5. Герои (Отважный, красивый, сильный парень «Добрый молодец», нежная, миловидная, стойкая, сильная духом и трудолюбивая девушка «Красна девица»);
6. Выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности;
7. Злые силы — выражение представления народа о насилии и зле (Кощей-бессмертный, ведьмы, Баба-Яга, Леший);
8. Язык сказок(образный и выразительный): - Тропы (Эпитеты, олицетворения, метафоры, литота);
- Повторы;
- Пословицы и поговорки;
- Сказочные выражения («За тридевять земель»);
- Обращения («Красный молодец»).
9. Нет описания внешности герое и природы;
10. Троекратно повторяются эпизоды и цифра три;
11. Есть образ дороги и пути.
Отличительный признак русской народной сказки — идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти. Язык сказки завораживающий, напряженный, но дающий надежду на лучшее, на прохождение героями испытаний и хорошее завершение пути. Добро всегда одерживает победу над злом.
Зачин
-Вымысел
— Повторы
-Сказочные герои
-Сказочные события
-Сказочные предметы
Чтобы определить сказка это или другой жанр литературы, надо выявить наличие сказочных « примет» .
Сказочные приметы:
1. Зачин ( начало сказки)
Зачин может быть следующим: « Жили-были» , « В некотором царстве…» .
2. Троекратный повтор.
Число «три» считается «магическим» в сказках. Трижды происходят походы за тридевять земель, три героя, три испытания и т. д.
3. Сказочные персонажи, события, предметы.
( преимущественно в волшебных сказках)
4. Наличие устаревших слов, устойчивых выражений.
( устаревшие слова нас переносят в те далекие времена, создают атмосферу прошлого, придают сказке народный характер)
5. Концовка сказки.
( в сказках всегда хороший счастливый конец, победа добра над злом. )
В сказках ценилось и сейчас ценится доброта, смелость, верность, настойчивость, трудолюбие, ум. Ведь каждый хочет отыскать любовь, счастье.
В сказках огромную роль играет цвет. Это «живопись» , которая помогает отличить зло от добра. Черный цвет- злые духи, злые персонажи, светлый- все доброе.
^ 3. Герои сказок.
В каждой сказке есть свои герои. Одни добрые, смелые, честные, им мы сопереживаем, симпатизируем. Это положительные герои.
Обязательно есть отрицательные герои- злые силы, те, которые хотят плохого положительным героям.
Герои, которые помогают- герои-помощники.
А те, кто никак себя не проявили, и не помогали, но и не мешали- нейтральные герои.
^ 4. Виды сказок.
Существует четыре основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские.
Волшебная сказка
В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка-самобойка. В такой сказке все возможно!
^ Бытовая сказка
Бытовую сказку называют еще социально-бытовой, сатирической. Появилась она гораздо позднее волшебной.
Она точно передает быт, обстоятельства народной жизни.
^ Сказки о животных
Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются забытые верования, обряды, представления. И говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми.
Сказки бывают народные и литературные ( авторские) .
Сказки разных народов мира имеют свои особенности, но сходны тем, что все они- сказки. У каждого народа своя культура, свой язык, свои традиции. Каждая сказка дает представление о жизни того или иного народа.
Народные сказки стали источниками литературных сказок. «Аленький цветочек» Аксакова, «Конек-горбунок» Ершова написаны на основе народных мотивов.
Литературная сказка в наши дни многолика. Ее называют «фантастическая книга», «фантастическая повесть», «фантастический рассказ», «современная литературна . Большие и малые мечты осуществляются в мире сказки. Иными словами, мы как бы реализуем свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
3. Заключение.
Слушая или читая сказку, постигаешь ее неповторимый, волшебный мир. Чем лучше у человека развита фантазия, тем богаче и ярче его собственный сказочный мир. Многие талантливые писатели и поэты через годы пронесли впечатления от сказок, услышанных в детстве.
Сказка — фольклорное произведение. Корни фольклора уходят глубоко в историю и творчество человечества, обычно фольклор связан с мифологическими представлениями человека о мире, истории и событиях.
Так как фольклор возник до письменности, то произведения передавались из уст в уста и поэтому постоянно изменялись. Однако, многие фольклорные произведения были переписаны писателями и поэтами и крепко вошли в русскую литературу.
Особенности фольклора устная форма; автор — народ; вариативность; коллективное творчество; народность; контакт исполнителя и слушателя;
Сказка — занимательный рассказ о необычных, вымышленных событиях и приключениях.
Типы сказок О животных; Социально-бытовые; Авантюрные, приключенческие; Волшебные. Особенности сказок Волшебство (чудесный помощник (Кукла, веретино, клубок)); Кольцевая композиция: Присказка; Зачин (место, время, остановка, герои); Завязка; Основная часть сказки (Испытания героев); Счастливый финал, наказание виновника.
(Зачастую, выход из дома, сложные испытания, возвращение домой)
3. Победа добра над злом;
4. Связь с мифологией (Боги, говорящие животные);
5. Герои (Отважный, красивый, сильный парень «Добрый молодец», нежная, миловидная, стойкая, сильная духом и трудолюбивая девушка «Красна девица»);
6. Выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности;
7. Злые силы — выражение представления народа о насилии и зле (Кощей-бессмертный, ведьмы, Баба-Яга, Леший);
8. Язык сказок (образный и выразительный) : Тропы (Эпитеты, олицетворения, метафоры, литота); Повторы; Пословицы и поговорки; Сказочные выражения («За тридевять земель»); Обращения («Красный молодец»).
9. Нет описания внешности герое и природы;
10. Троекратно повторяются эпизоды и цифра три;
11. Есть образ дороги и пути.
Отличительный признак русской народной сказки — идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти. Язык сказки завораживающий, напряженный, но дающий надежду на лучшее, на прохождение героями испытаний и хорошее завершение пути. Добро всегда одерживает победу над злом.
Первое знакомство с искусством слова начинается для каждого человека со сказки, независимо от национальности и вероисповедания. И что особенно интересно, так это тот факт, что все народные сказки по своей сути очень похожи! Будь то таджикские или албанские, русские или английские – все они имеют свои особые сказочные приметы. Меняются лишь образы сказочных существ да имена героев, а сущность сказки остаётся прежней.
Начинается почти каждая сказка с зачина: «В некотором царстве… жили – были…» И заканчивается тоже общепринятой концовкой: «А кто слушал – молодец!» либо «И стали они жить – поживать…» Эти особенности (зачин и концовка) и есть – сказочные приметы.
Волшебные сказки являются самым популярным видом народными фольклора, в них создается удивительный…
Третьей особенностью является троекратное повторение каких-либо действий. Для этого, наверное, даже детей в основном у героев бывает по трое! И чем бы ни пытались заниматься главные герои, только с третьего раза у них всё выходило так, как нужно. Либо приходиться им решать три задачи, выполнять три желания, встречаться с тремя путниками.
А так как зародилось это искусство сочинительства для детей в стародавние времена, то и получило оно своё отражение в прекрасном народном языке. Попробуйте начать сказку сказывать, и сами собой вплетаются в речь устаревшие слова и идиомы, поговорки и народные эпитеты. Если девица – то обязательно красная, да ещё такая красавица, «что ни в сказке сказать, ни пером описать». А уж молодец-то всегда там добрый, и головушка у него такая бедовая да буйная! Вот поэтому и выделяют ещё и такие сказочные приметы в сказке, как специальный сказочный язык, в котором обязательно встречаются устаревшие слова и неделимые словосочетания.
Постепенно литературная сказка стала полноценным направлением художественной литературы. Сегодня…
И уж никак не обойтись в сказке без вымысла, волшебства либо олицетворения. То цветы разговаривают, то животные, а то и вовсе ковёр–самолёт по небу летит либо чудо–юдо многоглавое на бой героев вызывает. И вымысел, и борьба добра со злом тоже отмечаются как сказочные приметы. 2 класс обычно прекрасно разбирается во всех этих тонкостях. Определённо, у сказок есть и другие черты, другие приметы и особенности, но для детей семи–восьми лет достаточно выделить эти — основные.
Хотя, конечно, кто-то может поспорить: в современном сказочном мире появилось много таких произведений, в которых сказочные приметы не встречаются! Спорщикам можно ответить так: бывают и такие произведения для детей. Отсутствуют в них зачин и концовка, устаревшие слова и троекратный повтор. И только остались в этих литературных творениях такие сказочные приметы как вымысел. Скорее всего, их можно отнести к фантастическим или сказочным повестям, а не к сказкам в том смысле, который мы имеем в виду, говоря о языковых особенностях этого литературного жанра.
Тем более, что сказки в основе своей принадлежат к коротким произведениям. Ведь сочиняли их во время вечерней работы за прялкой либо вязанием, в одной определённой группе. Завтра уже могли прийти совсем другие люди на посиделки, а вчерашние, напротив, могли не явиться. Поэтому сказы укладывались именно в один вечер. А если говорить о длинных сказочных повестях, например, «Путешествие Нильса с дикими гусями» либо «Карлсон, который живёт на крыше», то эти замечательные и интереснейшие произведения нужно скорее всего отнести к сказочным повестям.
Время бежит вперёд, меняется не только наша жизнь, но и литература. Естественно, что и детские сказки меняют свой стиль, свой облик. Не страшно, если дети это заметят, даже похвально. Возможно, даже стоит подчеркнуть, что в школе, изучая сказочные приметы, мы говорим в основном о народных сказках. Хотя есть и авторские сказки, в которых писатели пытаются сохранить в полном масштабе все сказочные приметы. Но самое главное – это то, что во всех сказках добро обязательно побеждает зло!