Приметы русских народных сказок

Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл

Содержание статьи

  • Какой смысл русских народных сказок?
  • Поучительный смысл
  • Скрытый смысл
  • Чему учат русские народные сказки?
  • Какая главная мысль и мораль?
  • Суть
  • Характеристики героев
  • Вопросы и ответы о русских народных сказках
  • Какую награду цари обещают сказочным героям?
  • Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
  • Сколько человек тянуло репку?
  • В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
  • Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
  • Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
  • Вопросы со звездочкой
  • Назови приметы русских народных сказок
  • Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
  • Назови традиционную концовку русской народной сказки
  • Назови сказки, где Иван главный герой

В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.

Змей Горыныч

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

  • За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
  • Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
  • В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Кощей бессмертный

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.Сказка репка
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.Курочка Ряба

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

  • Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
  • Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
  • Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
  • Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
  • Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Жар-птица

Какая главная мысль и мораль?

Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:

  • Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
  • Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
  • Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
  • Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
  • Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).

Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:

«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».

Иванушка-дурачок

Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.

Суть

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.

  • В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
  • В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
  • Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Баба-яга

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.Сказочные герои Баба-яга
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.Сказочные герои кощей
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.Сказочные герои Змей Горыныч
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.Сказочные герои Иванушка-дурачок
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.Сказочные герои Иван-Царевич
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.Сказочные герои Жар-птица
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.Сказочные герои лиса
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.Сказочные герои заяц
  • Волк – злой и глупый антигерой.Сказочные герои волк
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.Сказочные герои волк

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.

Какую награду цари обещают сказочным героям?

Царство или полцарства, царевну-дочь.

Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?

Кикимора.

Сколько человек тянуло репку?

Три: дед, бабка и внучка.

В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?

«Мужик и медведь».

Сказочные герои Мужик и медведь

Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?

Горох.

Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?

Дуб и яблоня.

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.

Назови приметы русских народных сказок

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Иван-Царевич

Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк

Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.

Назови традиционную концовку русской народной сказки

«Стали они жить поживать и добра наживать».

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Иванушка-дурачок

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Сказка — фольклорное произведение. Корни фольклора уходят глубоко в историю и творчество человечества, обычно фольклор связан с мифологическими представлениями человека о мире, истории и событиях.

Так как фольклор возник до письменности, то произведения передавались из уст в уста и поэтому постоянно изменялись. Однако, многие фольклорные произведения были переписаны писателями и поэтами и крепко вошли в русскую литературу.

 Особенности фольклора

  • устная форма;
  • автор- народ;
  • вариативность;
  • коллективное творчество;
  • народность;
  • контакт исполнителя и слушателя;

Сказка — занимательный рассказ о необычных, вымышленных событиях и приключениях. 

Типы сказок

  • О животных ;
  • Социально-бытовые;
  • Авантюрные, приключенческие;
  • Волшебные.

Особенности сказок 

  1. Волшебство (чудесный помощник(Кукла, веретино, клубок));
  2. Кольцевая композиция:
  • Присказка ;
  • Зачин (место, время, остановка, герои);
  • Завязка;
  • Основная часть сказки (Испытания героев);
  • Счастливый финал, наказание виновника. 
    (Зачастую, выход из дома,  сложные испытания, возвращение домой)

    3. Победа добра над злом;
    4. Связь с мифологией (Боги, говорящие животные);
    5. Герои (Отважный, красивый, сильный парень «Добрый молодец», нежная, миловидная, стойкая, сильная духом и трудолюбивая девушка «Красна девица»);
    6. Выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности;
    7. Злые силы — выражение представления народа о насилии и зле (Кощей-бессмертный, ведьмы, Баба-Яга, Леший);
    8. Язык сказок(образный и выразительный):

  • Тропы (Эпитеты, олицетворения, метафоры, литота);
  • Повторы;
  • Пословицы и поговорки;
  • Сказочные выражения («За тридевять земель»);
  • Обращения («Красный молодец»).

       9. Нет описания внешности герое и природы;
     10. Троекратно повторяются эпизоды и цифра три;
     11. Есть образ дороги и пути. 

Отличительный признак русской народной сказки — идеалы добра и справедливости, неприятие злобы и зависти.  Язык сказки завораживающий, напряженный, но дающий надежду на лучшее, на прохождение героями испытаний и хорошее завершение пути. Добро всегда одерживает победу над злом. 


5

Приметы русской народной сказки

1 ответ:



0



0

По каким опознавательным знакам можно отличить русскую народную сказку от похожих литературных произведений, а также сказок других народов? Существует немало сказочных примет, то есть характерных особенностей, которые помогут нам в этом вопросе. Каждая сказка, родившаяся в фольклоре нашего народа, имеет зачин и концовку, а также постоянные эпитеты, троекратные повторы и синонимические повторения. Зачин может быть традиционным, то есть сказка начинается примерно с таких слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Иван царский сын», а может быть и другим, например, «У одного царя был слуга».
Типичные приметы сказок включают в себя хорошо нам знакомые эпитеты, такие как: Кощей Бессмертный, Иван-царевич, богатырский конь, скатерть-самобранка, Баба-Яга, буйная головушка, живая вода и мертвая вода и другие. Также в русских народных сказках имеются устоявшиеся повторения: жил-был, путь-дорога, жить-поживать, поплакал-поплакал, горько-горько.
Троекратные повторы среди героев сказки и совершающихся событий – это еще одни известные нам сказочные приметы. Во многих из них мы встречаем трех сестер, трех братьев, три ведра воды, исполнить три службы, три раза похитить прекрасную королевну. Этому числу приписывались магические свойства, поэтому многое в наших сказках встречается в трехкратном размере.
Русская народная сказка обязательно завершается концовкой, которая обычно имеет устоявшуюся или близкую к ней форму. Мы можем вспомнить, что окончание сказки звучит примерно так: «Вот и стали жить-поживать да добра наживать», «Устроили пир на весь мир и жили долго и счастливо».
Существуют сказки волшебные, в которых действуют фантастические образы и совершаются чудеса, а есть и бытовые. Приметы бытовых сказок – это описание событий ежедневной жизни с реальными героями: женитьба, исправление ленивой жены или барыни, поимке воров. В бытовых сказках не встретятся драконы, Кощеи или избушки на курьих ножках, зато часто присутствуют солдат, барин, купец, муж, жена, поп, крестьянин.
В семейно-бытовых сказках прослеживается обличительная направленность, осуждаются пороки отдельных представителей общества или дурного характера как такового. Сказки про животных обычно более лаконичны, с однотипными встречами героев и не несут на себе такую большую смысловую нагрузку. В образах животных становятся наглядными негативные черты характера людей.
<span>Вообще, сказки во все времена рассказывали не только для развлечения, но и с образовательной целью. Ведь в мире аллегорий гораздо проще объяснить ребенку, как можно поступать, а как нельзя; что хорошо, а что плохо. Особенной ценностью обладают литературные стихотворные сказки, хорошо известные нам по творчеству А.С.Пушкина. Вместе с красотой русского языка они незаметно передают детям нормы морали, существующие в нашем народе.</span>

Читайте также

Федор Иванович Достоевский — великий писатель, мастер слова. В его романах все описания построены таким образом, что они всегда характеризуют героя, о котором нам хочет рассказать автор. Это касается и описания жилища старухи-процентщицы. 

Автор приглашает читателя войти в небольшую комнату «с желтыми … обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». В этой комнате нет ничего особенного. «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною
выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном,
туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых
картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в
руках, — вот и вся мебель». Вот и вся обстановка. Кроме того автор замечает особую чистоту в комнате.

Это говорит о бережливости обитателей квартиры, об их бедности, духовном убожестве, о жалком существовании и вместе с тем об их набожности и аккуратности. 

Ключевое слово в описании комнаты — тусклый желтый цвет как символ дряхлости, бедности, тления, убожества, хронических болезней. Этот символ неоднократно повторяется в романе: желтые обои в квартире Раскольникова, Сони Мармеладовой, у Порфирия Петровича, у Свидригайлова в гостиничном номере. Желтые лица, желтые предметы одежды у Достоевского являются зловещим символом слабости, прозябания, упадка и разложения — физического и морального. Судя по тому, что желтый цвет наиболее часто встречается в романе, читатель должен почувствовать всю глубину падения персонажей, их духовную бедность и жалкое существование. 

Становится понятно, что описание внутреннего убранства имеет в романе огромный художественный смысл, так же, как и описание внешности героев, что важно для погружения читателя в атмосферу романа. 

Литературное наследие А.Кунанбаева состоит из множества лирических стихов, поэм, произведений в виде «Слов» — философских эссе и переводов. По­эзия Абая богата по содержанию, ее отличает про-блемность тематики. Это стихотворения на социаль­но-политические темы, стихи сатирические, фило­софские раздумья, пейзажная лирика, стихи о люб­ви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье че­ловека, с его нравственных идеалах.

Цикл стихотворений Абая о временах года и о жизни людей в степи завершается описанием зимы. Известно, что в поэтических традициях многих на­родов зима и мороз олицетворяются в образе Деда Мороза. Творчески воспринимая этот художествен­ный прием, Абай рисует зиму в образе шагающего по степи старого свата, белого деда.

В белой шубе, плечист, весь от снега седой, Слеп и нем, с серебристой большой бородой, Враг всему, что живет с омраченным челом, Он, скрипучий, шагает зимой снеговой. Старый сват, белый дед, натворил много бед…

В пейзажных стихотворениях «Осень», «Ноябрь — преддверие зимы, пора в аул, пора…», «Зима» Абай не только любуется природой родного края, а и поднимает острые социальные вопросы своего вре­мени. Если в стихотворении «Лето» преобладает вос­хищение, любование картиной казахского аула, рас­положенного в живописной местности, и динамикой действия людей на жайляу, то в этих произведени­ях поэт реалистически показывает трудности, воз­никающие у трудового люда с наступлением осени и зимы. В «Осени» поэт дает просто изображение этой поры, а также быта и нравов казахского народа, а в стихотворении «Ноябрь — преддверие зимы…» уже звучат социальные мотивы. …Если бай в осеннюю пору живет в теплой юрте и перебивается в это вре­мя, забивая худший скот, то несчастный бедняк сам в холодной степи пасет хозяйский табун, а жена его занята тяжелой работ

…………………………..

Сначала нужно подумать о главной мысли этого рассказа , подумать, поразмышлять про что он . Дальше нужно придумать сюжет и название тексту . Придумать главных героев этого рассказа , посмотреть их характер , чувства , описать мысли . По придуманному сюжету описать что будет сними происходить дальше . Придумайте концовку к этому рассказу .

Лев и собачка
Зайцы
Собака Якова
Как волки учат своих детей
Лебеди

alenaborokha2000


По каким опознавательным знакам можно отличить русскую народную сказку от похожих литературных произведений, а также сказок других народов? Существует немало сказочных примет, то есть характерных особенностей, которые помогут нам в этом вопросе. Каждая сказка, родившаяся в фольклоре нашего народа, имеет зачин и концовку, а также постоянные эпитеты, троекратные повторы и синонимические повторения. Зачин может быть традиционным, то есть сказка начинается примерно с таких слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Иван царский сын», а может быть и другим, например, «У одного царя был слуга».
Типичные приметы сказок включают в себя хорошо нам знакомые эпитеты, такие как: Кощей Бессмертный, Иван-царевич, богатырский конь, скатерть-самобранка, Баба-Яга, буйная головушка, живая вода и мертвая вода и другие. Также в русских народных сказках имеются устоявшиеся повторения: жил-был, путь-дорога, жить-поживать, поплакал-поплакал, горько-горько.
Троекратные повторы среди героев сказки и совершающихся событий – это еще одни известные нам сказочные приметы. Во многих из них мы встречаем трех сестер, трех братьев, три ведра воды, исполнить три службы, три раза похитить прекрасную королевну. Этому числу приписывались магические свойства, поэтому многое в наших сказках встречается в трехкратном размере.
Русская народная сказка обязательно завершается концовкой, которая обычно имеет устоявшуюся или близкую к ней форму. Мы можем вспомнить, что окончание сказки звучит примерно так: «Вот и стали жить-поживать да добра наживать», «Устроили пир на весь мир и жили долго и счастливо».
Существуют сказки волшебные, в которых действуют фантастические образы и совершаются чудеса, а есть и бытовые. Приметы бытовых сказок – это описание событий ежедневной жизни с реальными героями: женитьба, исправление ленивой жены или барыни, поимке воров. В бытовых сказках не встретятся драконы, Кощеи или избушки на курьих ножках, зато часто присутствуют солдат, барин, купец, муж, жена, поп, крестьянин.
В семейно-бытовых сказках прослеживается обличительная направленность, осуждаются пороки отдельных представителей общества или дурного характера как такового. Сказки про животных обычно более лаконичны, с однотипными встречами героев и не несут на себе такую большую смысловую нагрузку. В образах животных становятся наглядными негативные черты характера людей.
Вообще, сказки во все времена рассказывали не только для развлечения, но и с образовательной целью. Ведь в мире аллегорий гораздо проще объяснить ребенку, как можно поступать, а как нельзя; что хорошо, а что плохо. Особенной ценностью обладают литературные стихотворные сказки, хорошо известные нам по творчеству А.С.Пушкина. Вместе с красотой русского языка они незаметно передают детям нормы морали, существующие в нашем народе.

  • Приметы осени для дошкольников рассказ
  • Приметы литературной сказки спящая царевна
  • Приметы литературной сказки 5 класс
  • Приметы золотой осени сочинение 4 класс русский язык 7 предложений
  • Приметы золотой осени сочинение 4 класс короткое сочинение