Природа в донских рассказах шолохова

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. А. ШОЛОХОВА

ОПИСАНИЕ ВЕСНЫ

«Поднятая целина»

Март

«Десятого марта с вечера пал над Гремячим Логом туман, до утра с крыш куреней журчала талая вода, с юга, со степного гребня, набегом шёл тёплый и мокрый ветер. Первая ночь, принявшая весну, стала над Гремячим, окутанная чёрными шелками наплывавших туманов, тишины, овеянная вешними ветрами. Поздно утром взмыли порозовевшие туманы, оголив небо и солнце, с юга уже мощной лавой ринулся ветер; стекая влагой, с шорохом и гулом стал оседать крупнозернистый снег, побурели крыши, черными просовами покрылась дорога; а к полудню по ярам и логам яростно всклокоталась светлая, как слеза, нагорная вода и бесчисленными потоками устремилась в низины, в левады, в сады, омывая горькие корневища вишенника, топя приречные камыши.

Дня через три уже оголились доступные всем ветрам бугры, промытые до земли склоны засияли влажной глиной, нагорная вода помутилась и понесла на своих вскипающих кучерявых волнах жёлтые шапки пышно взбитой пены, вымытые хлебные корневища, сухие выволочки с пашен и срезанный водой кустистый жабрей.»

«За хутором призывно чернела освобожденная от снега зябь. Взвороченные лемехами пласты тучного чернозёма курились на сугреве паром. Великая благостная тишина стояла в полуденные часы над степью. Над пашнями — солнце, молочно-белый пар, волнующий выщелк раннего жаворонка, да манящий клик журавшиной станицы, вонзающейся грудью построенного треугольника в густую синеву безоблачных небес. Над курганами, рожденное теплом, дрожит, струится марево; острое зелёное жало травяного листка, отталкивая прошлогодний отживший стебелёк, стремится к солнцу. Высушенное ветром озимое жито словно на цыпочках поднимается, протягивая листки встреч светоносным лучам.»

«Тихий Дон»

Вторая половина марта — начало апреля

«Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозначной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зеленые, острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда все еще сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в ярах под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно, зазеленели в перелесках стволы тополей.»

Ещё цитаты из произведений М. А. Шолохова — описания природы.

Вторая половина апреля — начало мая

«Молодая трава здесь, на подсолнечной стороне лога, была выше и гуще. Пресное дыхание согретого солнцем чернозёма не могло заглушить тончайшего аромата доцветающих степных фиалок. Они росли на прошенной залежи, пробивались между сухими будыльями донника, цветным узором стлались по краям давнишей межи, и даже на кремнистокрепкой целине из прошлогодней, поблекшей травы смотрели на мир их голубые, детски-чистые глаза. Фиалки доживали положенный им срок в этой глухой и широкой степи, а на смену им по склону лога на солонцах уже поднимались сказочно яркие тюльпаны, подставляя солнцу свои пунцовые, жёлтые и белые чашечки, и ветер, смешав разнородные запахи цветов, далеко разносил их по степи.

На крутой осыпи северного склона, затенённые обрывом, ещё лежали, слитые, сочащиеся влагой пласты снега. От них несло холодом, но холод этот ещё резче подчёркивал аромат доцветающих фиалок, неясный и грустный, как воспоминание о чём-то дорогом и давно минувшем…»

ОПИСАНИЕ ЛЕТА

Начало лета — июнь

«Вызрел ковыль. Степь на многие вёрсты оделась колышущим серебром. Ветер упруго применал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.»

Ещё цитаты из произведений М. А. Шолохова — описания природы.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Природа в романе Тихий Дон

Природа в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

В этом произведении мастерски показана неразрывная связь природы с человеком.  Человек целиком и полностью зависит от природы, как она развивается, какие человек при ее помощи удовлетворяет свои потребности.

Роман является настоящей эпопеей. Именно здесь в достаточной мере прослеживается соотношение первостихия природы со средой обитания человека. Практически все герои этого романа стремятся и преследуют светлые чувства. При описании природы сопоставляется совершенства человеческого существоввания, люди очень жестоки. В этом произведении прослеживается их неразрывная связь с землей, они на ней работают. Лучше всего взять яркий эпизод, который повествует о том, что главная героиня романа Аксинья очень устала от непосильного труда, женщина остановилась для того, чтобы восстановить силы. При этом она уселась на землю совершенно неподвижно и жадно вдыхала запахи леса. А в лесу пахло ландышем, этот аромат смог навеять ей воспоминания о прошлом, она вспоминает о чудесных  молодых годах, но, к сожалению, их не вернуть.

Совершеннно по-новому предстала природа перед героем Лихачевым. Мужчина, идя на смерть, замечает красоту весеннего леса. Бурые почки набухают, а он их срывает и сует  в рот. При этом  у героя глаза полны тумана, постепенно они отходят от мороза, а небритые уголки губ приятно улыбаются.

Коммунист оказывается в довольно трагической ситуации, однако, только такая характеристика героя помогает проникнуться его безысходностью.

Самым драматическим сюжетом является проклятие Натальи Григория, она давно устала от его измен, женщина просит Бога, чтобы он наказал обидчика. Движения природы отлично совпадают с чувствами женщины, в результате чего гроза.

Григорий Мелихов показан довольно сопереживающим мужчиной, он порезал косой утенка, в результате чего ему очень жаль, он очень любит природу.

Самым главным героем в этом произведении является Дон-батюшка. Его образ сильно меняется в зависимости от людей и времени. Вообще Дон символизирует надежды и спокойствие… Река продолжает свое течение несмотря на то, какие тяготы приходится переживать людям.

То он спокойно протекает под солнцем, то становится совсем неуправляем, разливается и выходит из берегов. Вот и образ Григория Мелехова подобен бурной реке, его характер гармонирует с самим Тихим Доном. Он переживает и душевно скитается и не может понять смысла жизни.

Шолохову удается показать через пейзажи достаточно глубокие чувства героев. Этот роман, действительно, произведение с очень глубоким смыслом.

2 вариант

Роман под названием «Тихий Дон» написан русским писателем Михаилом Шолоховым. Природа и пейзаж здесь играют огромную роль, анализ которой представлен в данной статье.

Идейное и эстетическое значение природы имеется этом произведении. Автор смог изящно, с чувством изобразить природу родной страны в своем произведении так, чтобы не оставить читателя равнодушным. Все описания природы соотносятся с человеком и его протеканием жизни. Своей привлекательностью они делают тенью-проекцией внутренние представления персонажей, которые охвачены великими целями и чистыми ощущениями, а еще не идеальность человеческого существования и человеческую грубостью.

Существование людей и бытие природы неразрывно между собой скреплены. Лев Николаевич Толстой считал людей реками. И Михаил Шолохов тоже является продолжателем его традиций. Он заставляет течь человеческую судьбу, подобно реке. Очень сложно сделать представление, как потечет река дальше. Том, где теперь жизнь становится мелкой, будто река на изгибе, становится мелкой так, что видно рассыпанную грязь. Человек несется потоками бытия, и он не является кусочком песка в воде Дона, который разливается. Каждый должен самостоятельно отыскать свое русло. Но очень трудно определить, как дойти к правдивости. Григорий Мелехов не может остановиться задавать себе этот вопрос.

Григорий смог узреть то, что не могут заметить люди без духовного сокровища. Он очень тонко и остро воспринимал этот свет. Именно через этого героя Михаил Шолохов передал все буйство природы, все ее звуки, пышность, молчание, прекрасный трепет. Здесь и холодная луна, и красная заря, и снежные перья лебедей.

Когда было тихо, то герой занимался тем, что разглядывал степь, которая окутывалась легким солнечным светом, и еще курганы. Он слышал пение птиц, и это не могло оставить его равнодушным.

Писатель нередко показывает, что чувствует тот или иной герой, показывая его отношение к природе. Это доказывает эпизод в лесу весной. Аксинью погрузили в воспоминания цветы ландыша, которые она понюхала и еще отражение цветков в лесном ручье.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в романе Тихий Дон

Природа в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила

  • Интересные факты из жизни Шопена

    Фредерик Шопен родился в 1810 году недалеко от Варшавы в семье Николя Шопена и Юстины Кжижановской. Спустя семь месяцев после его рождения , семья переселилась в Варшаву. Отец получил место преподавателя французского и немецкого языка в лицее.

  • Анализ сказки Песочный человек Гофмана

    В произведении Э.Т.В Гофмана Песочный человек, как и в других его произведениях, большую роль играет мистическая обстановка и фольклорные мотивы.

  • Сочинение Всегда ли любовь бывает счастливой?

    Любовь – это одно из высших духовных чувств человека. Оно дарит человеку ощущение нужности, делает его счастливым. Влюблённый человек готов сделать всё ради своей второй половинки. Но всегда ли любовь бесконечна и взаимна?

  • Сочинение Удивительное рядом 6 и 7 класс

    Каждый день приносит человеку немало радостных событий. Но порой в серых буднях мы пропускаем те вещи, которые могли бы сделать нас еще счастливее. Они могут касаться чего угодно.

Антамошкина Зинаида Семеновна
МБОУ Алексеевская СОШ
Алексеевский муниципальный район Волгоградской области, учитель русского языка и литературы высшей категории

Аннотация
В статье рассматриваются основные функции пейзажа в художественных произведениях и анализируются особенности использования пейзажных зарисовок в творчестве Михаила Шолохова. Посредством методики сопоставительного анализа, обоснования и характеристики функций пейзажа в произведениях литературы определены методологические особенности применения пейзажных зарисовок на примере творчества М. Шолохова. Установлено, что пейзажные зарисовки являются элементом композиционного значения, который используется при описании и раскрытии характеров героев художественных произведений.

Antamoshkinа Zinaida Semenovna
Municipal budget educational institution of secondary school Alekseevskaya
Alekseevskiy municipal district of the Volgograd region, teacher of Russian language and literature of the highest category

Abstract
The article discusses the main features of the landscape in works of art and analyzes the features of the use of landscape sketches in the work of Mikhail Sholokhov. Through the technique of benchmarking study and the characteristics of the landscape features in the works of literature identified methodological features of the application landscape sketches by the example of Mikhail Sholokhov’s creativity. It was found that the landscape sketches are part of a composite value that is used in the description and disclosure of the characters of works of art.

Библиографическая ссылка на статью:
Антамошкина З.С. Своеобразие пейзажной лирики в творчестве М.А. Шолохова // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/01/18649 (дата обращения: 25.12.2022).

В 2014 году в школах ввели еще один обязательный экзамен – сочинение по литературе, более детальное и внимательное изучение художественных произведений поможет нам в подготовке к этому ответственному творческому испытанию.В своей работе мы попытались дать описание функций пейзажных зарисовок в художественных текстах; проанализировать их и  обобщить данные наблюдения.

В станице Вешенской Ростовской области, которая расположена в ста километрах от станицы Алексеевской Волгоградской области, в сентябре 2015 года проходила шестая Международная научно-практическая конференция “Музей-заповедник: экология и культура”. М.A. Шолохов внес большой личный вклад в сохранение природы, приумножение донской фауны и флоры. “Земля, как мир, неделима, и любовно и бережно относясь к пахотной земле, земле-кормилице,  всем нам необходимо так же любовно и бережно относиться и ко всей остальной земле, на которой живем и трудимся, радуемся и страдаем, и ко всему, что существует на пользу человеку: это и леса, и воды, и все, населяющее их”,- эти слова писателя сегодня по-прежнему актуальны. По мнению директора Государственного музея-заповедника А.М. Шолохова, музеи-заповедники, связанные с изучением и комплексной охраной культурного и природного наследия, призваны, не только быть хранителями, но и искать пути решения актуальных проблем.

Природа в произведениях Шолохова составляет огромный и разнообразный мир. Мы не знаем, какой видели люди природу в начале  или середине прошлого века, но мы можем ее представить благодаря пленительным пейзажам многих мастеров слова, запечатлевших в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Их пейзажи отличаются необычной красотой, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

Территория Шолоховского района относится к степной зоне. Но в настоящее время практически вся площадь степей распахана и засевается сельскохозяйственными культурами. лишь на отдельных участках сохранилась растительность целинных степей. Историческая, мемориальная, культурная и научная ценность этих мест очевидна. Здесь сохранился практически тот же  ландшафт, который был при жизни писателя и шолоховские пейзажи, которыми так восхищались и будут восхищаться верные  и признательные читатели.

Используя отрывки из произведений Шолохова можно воссоздать картину прежней целинной  растительности. Шолоховский текст можно использовать как тот же заповедный степной участок. В данной работе проанализированы различные пейзажные зарисовки писателя, при этом заметна информационная полнота и точность представления автора о флоре и фауне доской степи. Шолохов при описании степи уделяет внимание травяному покрову, отмечает виды трав, цвет. Шолохов был человеком знающим и любящим природу Донского края. Во всех его произведениях ощущается любовь к родным просторам, каждому стебельку, каждому листочку, он не представлял себя вне природы. Дома и усадьбы, в которых писатель жил, утопали в зелени.

На территории Шолоховского района сохранились целинные степные участки, подробно описанные в произведениях Шолохова, которые  целесообразно изучать и сохранять как культурное наследие нации.

Роль  пейзажа различна: в произведении он является фоном, на котором происходят те или иные события, помогает нам, читателям, понять и почувствовать глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения,  на происходящие события и свое отношение к описываемым событиям.

Мы знакомы, например, с Тургеневым-пейзажистом по его рассказам из «Записок охотника». И в романе «Отцы и дети», рисуя деревенский пейзаж, пронизанный любовью к крестьянству, писатель говорит об их разорении яснее и ярче, чем могли бы быть пространные описания и различные рассуждения, изображая бедные крестьянские поля и луга, убогие пастбища с запущенными грязными  водоемами, развалившиеся избенки. При виде этого разорения даже Аркадий понимает, что необходимость преобразований давно назрела.

Не похожи на наших современников и герои шолоховских произведений, их характеры, быт, повседневные заботы. Но эти люди становятся нам близкими, их проблемы начинают нас волновать по-настоящему. Отобразить их помогают пейзажные зарисовки. Вспомним грозу над бахчой, когда Наталья проклинает Григория. Своеобразной экспозицией к центральному событию становится пейзаж жаркого солнечного дня. Вроде бы ничего не предвещало бури. Весь мир пропитан ослепительным светом, слышится пение жаворонка.

Пейзажные зарисовки в художественных текстах выполняют различные функции: они  не только раскрывают характеры и внутреннее состояние героев, но и  поэтизируют события: Роль пейзажа различна: в произведениях он является фоном, на котором происходят описываемые события, помогает понять переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения,  на происходящие события. Пейзажные зарисовки имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров героев; предваряя какие-либо события, в будущем происходящие в жизни персонажей произведений. Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. Рассмотрим своеобразие использования различных пейзажных зарисовок в шолоховских произведениях.

«Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная сыновья любовь – тебе, все наши помыслы – с тобой. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать, – так Шолохов, великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, Сталинской премии, Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда, а также наш соотечественник, которого знают не только в нашей области, но и по всей России, а также и во всем мире, с любовью обращается к своей малой Родине.

Михаил Александрович Шолохов много времени провёл в типичной казачьей станице. Поэтому всю свою жизнь он считал себя настоящим казаком. Большая часть его произведений подробно описывает всю красоту России: её поля, степи, леса, реки. Его пейзаж в романах не существует отдельно от событий, описанных в них, а тесно связан с ними. У них есть общее: пейзаж связан с настроением героев, с их восприятием окружающего мира и себя. Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Основное действие романа длится девять лет – с 1912 по 1921 год. Меняются на протяжении этого времени исторические события, но природа остается неповторимой, вечной; каждый год неизменно разливается могучий Дон, зацветает степь изумительным соцветием весенних первоцветов, тюльпанов и ковыля.

В романе «Тихий Дон» шолоховские картины природы приобретают особое идейно-эстетическое наполнение. Роман начинается с описания мелеховского двора на самом краю хутора, похожие постройки и сейчас можно увидеть на территории музея-заповедника: «крутой спуск», означающий переломные события в истории народа, «намелованные волнами гальки», обозначающие тяжёлые испытания, и «вороненые ряби стремени Дона», символизирующие события, которые произойдут в жизни казачества.

Приведем отрывок из главы ХIХ третьей книги: «Там, где, как замёрзшие волны, бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит заборонованная с осени земля, – там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. Шелковисто – зелёное, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмётся к  чернозёму, кормится его живительной чёрной кровью и ждет весны…».

Картины природы означают и символические образы, и описание состояния героев: «С юга двое суток дул тёплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали под степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белесой дымке курганы, буераки, станицы, шпили колоколен, устремлённые ввысь вершины пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна».

Пейзажные зарисовки говорят о большой любви художника к природе донского края: «Степь родимая!  Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!». Пейзаж у автора одушевлён, например, «ветер казакует», «вода ворковала», «полая вода стояла как завороженная», «вода клокотала как бешеная», «степь оделась серебром» и помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

У Шолохова события в жизни людей и в жизни природы даются в единстве, мир людей и мир природы изображен как единый жизненный поток. Чтобы выяснить, что увидел и испытал Григорий Мелехов в первые месяцы войны, вновь обратимся к пейзажу: «В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертным багрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточат рудой древесной кровью». Благодаря выразительным метафорам, ярким олицетворениям создается ощущение, что сама природа участвует в войне. Война – вселенское бедствие. Этот пейзаж раскрывает внутренне состояние людей, оказавшихся на войне. Изменения, происходящие в природе, соответствуют тому, что совершается в душе каждого человека.

Традиционный для русской литературы пейзаж звездной, лунной ночи дан через восприятие донского казака. Кровно связанный с родной природой, любящий все живое – таким мы видим Григория к началу Первой мировой войны, центральному историческому событию первой книги романа. Военные эпизоды предваряет пейзаж: «Сухое тлело лето …на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами» [6, с. 142]. Здесь мы видим немало деталей, которые готовят читателей к изображению народного бедствия, и вспоминаем солнечное затмение, ставшее грозным предзнаменованием перед походом князя Игоря на половцев.

Шолохов противопоставляет братоубийственной войне, взаимной жестокости людей животворящую силу природы. В финале второй книги, там, возле могилы, у часовни гнездо, в котором девять дымчато-синих крапленых яиц греет теплом своего тела самка стрепета. Природа и человек в «Тихом Доне» выступают как самостоятельные, но равновеликие силы. Шолоховские пейзажи  – не застывшие картины, они полны жизни, наполнены лиризмом и предельной точностью деталей. Конкретные приметы степного ландшафта: балки, суходол, яры, шляхи, перепела, суслики, кузнечики —  все это создает ощущение удивительной достоверности изображения. Цветовая палитра поражает своей многокрасочностью.

Пейзаж в романе Шолохова «Тихий Дон» выполняет различные функции: он не только раскрывает характеры и внутреннее состояние героев, но и поэтизирует события: «Шуршали на кукурузных будыльях сохлые листья. За холмистой равниной переливами синели отроги гор. Около деревушки по нажитям бродили рыжие коровы. Ветер клубил за перелеском морозную пыль. Сонлив и мирен был тусклый октябрьский день; благостным покоем, тишиной веяло от забрызганного скупым солнцем пейзажа. А неподалёку от дороги в бестолковой злобе топтались люди, готовились кровью своей травить сытую от дождей, обсеменённую, тучную землю». В приведённом  отрывке несложно проследить любимые Шолоховым донские просторы.

В романе «Поднятая целина» писатель рисует красочную картину наступающего лета: «Земля набухла от дождевой влаги , и когда ветер раздвигал облака, млела под ярким солнцем и курилась голубоватым паром» [3, с. 29] Первое, чего нельзя не заметить в этом отрывке – это эмоциональность и выразительность авторской речи. Она достигается двумя путями. Прежде всего, использованием художественных средств языка. К ним относятся: олицетворение (земля млела, ветер раздвигал), эпитеты (голубоватый пар, бирюзовая дымка), сравнение (как рассыпанная дробь), метафора (разлив пшеницы) и другие.

Родство казаков и земли в романе Шолохова «Тихий Дон», ощущение ее одухотворенности подчеркнуто метафорой «луг вздыхал». Рассказывая о характере Григория Мелехова, автор отмечает и свойственное ему чувство нерасторжимой связи с окружающим миром, особенно в эпизоде купания коня: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. На сердце у Григория легкая сладостная пустота» [4, с. 36].

Пейзажи дают богатый материал для наблюдения над языком писателя. Истоки этого – в народной  речи, много использует Шолохов и диалектных слов и выражений, что придает произведению неповторимый колорит и яркую метафоричность. Жизнь природы и жизнь людей тесно связаны. «Люди как реки»,- утверждал Л.Толстой. То же самое мы наблюдаем в творчестве Шолохова. Человек подхвачен бурным потоком жизни, но он не песчинка в водах разлившегося Дона. Свое русло он должен найти сам. Но как определить, какой путь ведет жизнь к правде?

Прочитав шолоховские произведения и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать следующие выводы: роль  пейзажа различна: в произведениях он не только является фоном, на котором происходят описываемые события, но и помогает понять чувства и глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения,  на происходящие события и свое отношение к ним. Своеобразие пейзажных зарисовок в произведениях Шолохова заключается  том, что они имеют и композиционное значение, при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев; часто автор обращается к пейзажу, когда предваряет какие-либо события.

Писатель использует различные изобразительно-выразительные средства языка: олицетворения, метафоры, эпитеты, необычные сравнения, анафоры. Авторское восприятие природы передается при помощи эмоционально окрашенных эпитетов – молитвенно, безрадостное, гордые, прозрачно-недвижимые, сказочно и невнятно, удивительных метафор и сравнений: месяц – казачье солнышко, пшеничная россыпь звезд.

М. А. Шолохов является певцом степи. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами [2].

Пейзаж Шолохова не имеет аналогов в мировой литературе по своему многообразию, тесной связи с характерами и происходящими событиями. В своих произведениях мастера художественного слова обращаются прежде всего к каждому из нас. И всем нам, конечно же, следует всегда помнить, что человек и природа – понятия вечные и неотделимые друг от друга, взаимодополняющие друг друга.

Библиографический список

  1. Антамошкина З.С., Антамошкина Е.Н. История и традиции родного края // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: //human.snauka.ru/2014/05/6357/ (дата обращения: 25.07.2016).
  2. Антамошкина З.С. Изображение природы в литературе // Сборник печатных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции к 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова «Музей-заповедник: экология и культура». Ростов-на-Дону: ЗАО Книга, 2015. 219-220 с.
  3. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. М.: Просвещение, 1980. с. 29.
  4. Нянковский М.А. Шолохов в школе. Книга для учителя. М.: ООО Дрофа, 2001. с. 142.
  5. Шолохов А.М. Музей-заповедник: экология и культура. Материалы шестой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, ЗАО “Книга”, 2015. 240 с.
  6. Шолохов М. А. Тихий Дон. Собрание сочинений. Т.3. М.: Художественная литература, 1978. 329 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Антамошкина Елена Николаевна»

Шолохов и современные дети
Набережная Дона в Ростове знаменита своей «малой» скульптурой. Половина из десятка разнообразных статуй посвящена героям Шолохова. Здесь есть сам нобелевский лауреат, Мишка-Нахалёнок, дед Щукарь, Григорий и Аксинья из «Тихого Дона». Есть и «Ростовчанка», похожая на Афродиту, и «Дон-батюшка», напоминающий то ли новгородского Садко, то ли русского князя с державой в деснице.

Photo 1

Моим детям, выросшим в Петербурге, эти имена не говорили ровным счетом ничего. Произведений Шолохова нет в их программах начальной и средней школ, в круг нашего семейного чтения они тоже не входят. Поэтому поездка на Дон и Азов была прекрасной (и фактически единственной) возможностью узнать этих героев. Хотя мои старшие сыновья давно вышли из дошкольного возраста, я стараюсь читать им вслух – особенно летом, особенно в отпуске, когда нет никаких срочных дел и обязательных задач. Мы начали с «Нахалёнка», продолжили «Щукарём» и другими рассказами. Старший 14-летний сын довольно быстро «отпал» ‒ его интересы слишком далеки от этих тем. А вот 12-летний Платон слушал с огромным удовольствием, многое прочел сам. Он искал и находил в этих насквозь пропагандистских (на мой взрослый взгляд человека, учившегося в советской школе) текстах ответы на те вопросы, которые давно его волновали. Почему красные выиграли Гражданскую войну? Как вообще могла случиться революция в 1917 году? Как и куда исчезла огромная царская Россия? Платону, как и многим думающим современным подросткам, очень интересно всё, что связано с Советским Союзом. Я не до конца понимаю причины этого интереса. И с любопытством наблюдаю за тем, к каким открытиям приходят дети, читающие Шолохова по своему свободному выбору.

О чем, например, думает нынешний ребенок, читая «Донские рассказы»?

Напомню краткое содержание.

К отряду красных прибилась женщина, забеременела от солдата и во время тяжелых родов призналась, что шпионила для бандитов. Солдат убил женщину, а ребенка оставил, выкормил и устроил в детский дом («Шибалково семя»).

За сочувствие красным отец выгнал из дому старшего сына, избил младшего, убил жену. Вскоре старший сын попал к отцу в плен, но сумел сбежать. Защищая брата, младший сын убил отца и ушёл к красным («Бахчевник»).

Двое старших сыновей многодетного отца-одиночки ушли к красным, а отец остался с белыми. Воюя, отец убил обоих сыновей, чтобы его не казнили за сочувствие красным и младшие дети не остались сиротами («Семейный человек»).

«Донские рассказы» и другие произведения Шолохова изучаются во всех начальных и средних школах Ростовской области и Кубани в рамках так называемого «регионального» компонента. Мне трудно представить, что думают об этих текстах дети, растущие здесь. Зато я много обсуждала эти рассказы со своим «неместным» сыном. Для него рассказы Шолохова – фактически исторический источник, свидетельство современника и участника событий. Процитирую его слова: «Я убедился в том, что советская власть стояла на предательстве и крови… Это настоящий хоррор и ужастик, только действуют здесь не зомби, а вроде бы нормальные люди. Мне хотелось бы поговорить с ними о том, зачем столько убийств и пыток».

Казачий Дон
Настоящих, диких степей на юге России осталось сравнительно немного, в основном ‒ в малодоступных заповедниках. Степи распаханы, превращены в поля. Зато появилось много деревьев – лесов, конечно, нет, зато между полями стоят межи-«лесопосадки». А Ростов-на-Дону нам вообще показался одним из самых зеленых городов страны.

Чтобы увидеть степи и лучше понять не только Шолохова, но и всю южную, казачью Россию, стоит немного отъехать от городов. Одно из самых популярных направлений – станица Вёшенская, где работает Шолоховский музей-заповедник. В его состав входят хутор Кружилинский, где родился писатель, станицы Каргинская и Вёшенская, где он жил в разные годы своей жизни. В музейных залах сохраняется множество мемориальных вещей, которые рассказывают о жизни Шолохова и его семьи почти всё. Но, честно сказать, писательская биография ‒ не самая интересная для детей тема. По-настоящему моих «северных» сыновей увлекло совсем другое – сам уклад южной сельской жизни, его открытость и прозрачность: все всё про всех знают. Удивила архитектура казачьего куреня под камышовой крышей, подворья с летней кухней. И больше всего запомнились не музеи, а те самые степи, которые сохранились вокруг музея только потому, что стали частью литературного пейзажа. Это было одно из открытий для Платона: оказывается, литература помогает жить и сохраняться природе.

Photo 2

Про историю и быт казаков можно многое узнать и в одном из самых старых музеев Ростовской области – в бывшем Атаманском дворце Старочеркасска. Здесь есть интереснейший интерактивный макет казачьей столицы, страдавшей поочередно от пожаров и наводнений. Площадь, на которой казаки выбирали атаманов. Необычный храм. Хоть и далеко Старочеркасск от Запорожья, именно тут можно увидеть живые иллюстрации к «Тарасу Бульбе».

Photo 3

Чеховский Таганрог
А потом мы вернулись к Чехову. Мне давно хотелось поговорить с детьми об одном из любимейших моих писателей, которого, к сожалению, год за годом «убивает» школа. «Степь», «Спать хочется», «Человек в футляре» ‒ эти и многие другие рассказы вдохновлены таганрогским детством писателя. Чехов давно стал «брендом» города, все чеховские места Таганрога превращены в музеи. Можно зайти в «Лавку Чеховых», где трудились дети купца третьей гильдии – и в их числе будущий писатель. Можно увидеть дом, где родился Чехов. Основные музейные экспозиции находятся в здании гимназии, где он учился.

Photo 4

В последние годы в Таганроге появилось множество уличной скульптуры. Есть здесь и чеховские персонажи: Каштанка, Толстый и Тонкий, Человек в футляре, дама с контрабасом. И каждая из этих небольших композиций – отличный повод прочесть Чехова вслух. Лучше всего заниматься этим на морской набережной, под памятником Чехову, глядя на те пейзажи, что видел писатель. Тогда даже самые тревожные, трудные, тяжелые тексты, посвященные детям, воспринимаются – как и в случае с Шолоховым – как исторический источник. От них можно «отстраниться» и увидеть то, что делает эти тексты русской классикой.

Анна Рапопорт
Фото автора

________________________________________

Читайте другие статьи Анны Рапопорт из цикла «Путешествуем с детьми»: 
«Волга в русской поэзии»
«Карелия «Калевалы»»
«Грузия Лермонтова и аргонавтов»
«Германия из старых сказок»
«Бельгия Тинтина»
«Париж Гавроша и Камо»
Финляндия муми-троллей
«Дания Андерсена»
«Русь былинная»
«Эстония поков»
«Ясная Поляна – Поленово – Тула» 
«Урал Бажова»
«Швеция Астрид Линдгрен»

Урок литературы с использованием ИКТ

по теме

«Роль пейзажа в «Донских рассказах» М. А. Шолохова»

Учитель Кравцова Виктория Александровна

«Роль пейзажа в «Донских рассказах» М.А.Шолохова»

Цели урока:

1. определить функции пейзажа в произведениях М.А.Шолохова;

2. формировать навык анализа эпизода

3. совершенствовать навык выразительного чтения;

4. воспитывать интерес к творчеству М.А.Шолохова

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку,

выставка книг М.А.Шолохова, портрет М.А.Шолохова, индивидуальные

карточки с текстами, смайлики.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Слово учителя ( сопровождается показом слайдов № 2, 3 )

Ребята, сегодня у нас урок – праздник, и, надеюсь, урокоткрытие.

Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом

писателе, который является одновременно и твоим земляком. Открытие

потому, что рассказы, о которых мы будем говорить, не только нравственная

заповедь нам, потомкам, но и своего рода заповедник неискаженной южно

русской речи, рисующей неброские, но все же чудесные картины донской

природы.

К сегодняшнему уроку вы получили задание:

перечитать рассказы М.А. Шолохова, включенные в сборник «Донские

рассказы», обращая внимание на картины природы в них.

3. Беседа ( актуализация знаний) Ребята, скажите, как называются картины

природы в живописи или литературном произведении?

( Слайд № 4 )

Пейзажв переводе с французского слово «пейзаж» означает «природа»,

«местность», «страна» (Словарь литературоведческих терминов, М.

«Просвещение», 2004)

Пейзаж в художественном произведении выполняет различные функции в

зависимости от стиля и метода писателя.

Нашей задачей сегодня будет установить, с какой целью автор включает в

повествование пейзажные зарисовки, зачем они нужны в произведениях о

гражданской войне.

Помогите мне, сформулируйте тему нашего урока.

Слайд № 5 (тема урока)

Почему мы обращаемся к этой теме, ведь в рассказах описания природы

занимают совсем немного места?

А давайте на мгновение представим себе бескрайнюю вольную степь,

поросшую ковылем. Высокие сторожевые курганы, цветущий боярышник,

островки диких яблонь и груш. С высоты такого кургана как раз и

открывается неоглядная ширь донской степи с могучим извивом великого

Дона, синим лезвием рассекающего изумрудную зелень пойменных лесов.

Высоко в зените вечное солнце, и неизменный коршун медленными

широкими кругами парит над своими степными владениями. Все это и

называется шолоховской степью. Впервые со времен автора «Слова о полку

Игореве» эта степь была воспета новым певцом, и сама запела со страниц его

произведений вольные, удалые песни, изумляя мир исполинским размахом,

многоцветьем красок, гармонией русского слова. (Слово учителя

сопровождается показом слайдов №6,7,8 )

4. Исследование

На ваших столах – тексты с пейзажными зарисовками. Вам предстоит,

прочитав их, узнать, из какого рассказа они взяты и, конечно, какую роль

выполняют в этом рассказе.

(Тексты появляются и на экране, слайды № 9, 10, 11, 12, 13 )

Вопросы к текстам.

Прочитайте выразительно текст

Из какого рассказа взят эпизод?

В чём особенность изображения природы автором?

Найдите ключевые слова.

Обратите внимание на средства художественной выразительности

(тропы)

Как вы понимаете значение диалектных слов в этом отрывке?

Какова, на ваш взгляд, роль этой пейзажной зарисовки в рассказе?

5. Итог исследования

Итак, давайте определим основные функции пейзажа в «Донских

рассказах» М.А.Шолохова

(ученики подводят итог, называя функции пейзажа:

Передает настроение героя, его внутреннее состояние

Служит более детальной характеристике персонажей

Выражает авторскую позицию

Имеет значение символа

Иллюстрирует события, происходящие в судьбе героев)

Появляется слайд № 14 «Функции пейзажа»

Давайте проверим, все ли функции мы назвали.

6. Итог урока

Отметки

Заключительное слово учителя, сопровождаемое показом слайдов

15, 16,17

Невообразимо красива лазоревая степь. Это знает всякий, кто хоть

однажды прошелся по ней пешком, стряхивая тяжелую росу с пушистых

клеверов и медовых луговых кашек. А ещё знает об этом тот, кто хоть

однажды читал Шолохова, склоняясь над бессмертными страницами, всем

существом вбирая в себя многоцветье и многозвучье его чистого и яркого

мира. Родимая степь под низким донским небом, привольный синий Дон!

Для нас, дончан, живущих на этой прекрасной земле, особая прелесть в

каждом её уголке, так любовно воспетом нашим великим земляком.

Домашнее задание ( дифференцированное слайд № 18)

1. (творческое) Написать сочинениеминиатюру

«Раздольный степной край»

2.( для более слабых учащихся)

Найти в «Донских рассказах»

пейзажные зарисовки,

определить их роль

в произведении.

Рефлексия. Слайд № 19

Ребята, как вы считаете, удалось ли нам справиться с задачей нашего

урока? Если да, то поднимите жёлтый смайлик, нет – зелёный.

Спасибо за урок.

Тексты для исследования.

1. Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном. Из окон

видно зелёное расплескавшееся Обдонье и воронёную сталь воды. По

ночам в бурю волны стучатся под яром, ставни тоскуют,

захлёбываясь, и чудится Николке, что вода вкрадчиво ползёт в щели

пола и , прибывая, трясёт хату.

Утром морозным на крыльцо вышел Николка, хрупкую тишину

ломая перезвоном подкованных сапог. Спустился в вишнёвый садик

и лёг на траву, заплаканную от седой росы.

«Родинка» гл.2

Роль создает настроение тревожности, волнения за судьбу героя.

2. За прогоном, за зеленой стеной шуршащих будыльев кукурузы

отцвело жито. Колос вспух и налился ядреным молочным зерном.

Каждый день мимо хлебов гонял Алешка в степь пасти

заготконторских лошадей. Не треножа, пускал их по полынистым

отножинам, по ковылю, седому и вихрастому, а сам заходил в хлеб.

Рослые стебли жита радушно жались, давали место, и Алешка

ложился осторожненько, стараясь не толочь хлеб. Лежа на спине,

растирал в ладонях колос и ел до тошноты зерно, мягкое и пахучее,

налитое незатвердевшим белым молоком.

«Алешкино сердце» ( Роль:

иллюстрирует характер героя – доброту, любовь ко всему живому, бережное отношение к

колосьям)

3. Утром Трофим вышел из хаты с винтовкой. Солнце еще не всходило.

На траве розовела роса. Луг, истоптанный сапогами пехоты, изрытый

окопами, напоминал заплаканное, измятое горем лицо девушки

Против старого монастыря Дон, притиснутый к горе, мчится с бесшабашной

стремительностью. На повороте вода кучерявится завитушками, и зеленые

гривастые волны с наскока поталкивают меловые глыбы, рассыпанные у

воды вешним обвалом.

Если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и

миролюбивей, и не начали оттуда обстрела предгорья, эскадронный никогда

не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря.

«Жеребёнок»( передает внутреннее состояние

героя)

4. В дымчатосиних сумерках дремала лазоревая степь, на круговинах

отцветающего чабреца последнюю за день взятку брали пчелы.

Ковыль, белобрысый и напыщенный, надменно качал султанистыми

метелками. Овечья отара двигалась под гору к Тополевке. Дед Захар,

опираясь на чакушу, шел молча. По дороге, на заботливо расшитом

полотнище пыли, виднелись следы: один волчий, шаг в шаг, редкий и

разлапистый, другой косыми полосами кромсавший дорогу след

тополевского трактора.

Там, где летник вливается в заросший подорожником позабытый

Гетманский шлях, следы расстались. Волчий свернул в сторону, в яры,

залохматевшие зеленой непролазью бурьяна и терновника, а на дороге

остался один след, пахнувший керосиновой гарью, размеренный и

грузный.

«Лазоревая степь» ( Степь – символ

свободы, казачьей вольницы .Символ свободного, мирного труда. Она, как живое

существо, ждет трудолюбивых, заботливых и бережных казачьих рук) В этом

рассказе описание степи помогает автору выразить собственную позицию, свое

отношение к происходящему.

5. А эти два отрывка из одного рассказа.

В Филипповке, после заговенья, выпал первый снег. Ночью изза Дона

подул ветер, зашуршал в степи обыневшим краснобылом, лохматым

сугробам заплел косы и догола вылизал кочковатые хребтины дорог.

Ночь спеленала станицу зеленоватой сумеречной тишиной. За дворами

дремала степь, непаханая, забурьяневшая.

————————————-————-————-————-——————

Вслед за весной пришли дни, опаленные солнцем, курчавые и седые от

жирной степной пыли. Надолго стало ведро. Дон, буйный, как смолоду,

бугрился вихрастыми валами. Полая вода поила крайние дворы станицы.

Обдонье, зеленоватобелесое, насыщало ветер медвяным запахом цветущих

тополей, в лугу зарею розовело озеро, покрытое опавшим цветом диких

яблонь. Ночами подевичьи перемигивались зарницы, и ночи были короткие,

как зарничный огневый всплеск.

«Чужая кровь»(. Степь живет жизнью

шолоховских персонажей. Пейзаж служит иллюстрацией к событиям, происходившим в

судьбе героев)

Образ природы в произведении «Тихий Дон».

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрен образ природы в произведении «Тихий Дон». Проанализировано место описаний природы в сюжете произведения. Отображена взаимосвязь состояние природы с состоянием главных героев.

Ключевые слова: природа, образ, пейзаж.

Введение

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» — одно из самобытных произведений 20 века. В настоящее время изучение данного произведения ведется с учетом разных подходов, одним из которых является исследование предмета изобразительности, в том числе и пейзажа. Пейзажные особенности в романе «Тихий Дон», а именно основные образы-символы были рассмотрены в работах Т. В. Акиньшиной, А. М. Минаковой, Л. Г. Сатаровой и других. В работах данных исследователей присутствуют наблюдения над символической природой образов земли, степного простора, дороги, реки, солнца, дома.

В романе «Тихий Дон» пейзажные зарисовки получают особую идеологическую и эстетическую ценность. Тонко и эмоционально Шолохов описывает родную природу. Все пейзажи романа соотносятся с человеком, с течением жизни. Своей красотой они раскрыли духовный мир героев, который покрыт высокими стремлениями и яркими эмоциями, а также несовершенством человеческого существования и человеческой жестокости.[1]

Жизнь людей и жизнь природы тесно связаны. «Люди как реки», — сказал Лев Николаевич Толстой. И Шолохов продолжает традиции и сравнивает как судьбу человека, так и судьбу народной реки с извилистым руслом.

Цель работы — изучить образ природы в произведении «Тихий Дон»

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.      Описать взаимосвязь описания природы и переживаний персонажей.

2.      Отобразить роль природы в раскрытии персонажей произведения «Тихий Дон».

Природа — важный герой в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Она отражает чувства и намерения персонажей, а также является индикатором настроения в определенной главе. Чтобы лучше понять замысел книги, необходимо проанализировать, что происходит на ее страницах во внешнем мире, где преобладают естественные законы существования.

Жители донских деревень настолько близки к внешнему миру, что чутко реагируют на каждое изменение настроения природы. Поэтому, когда Наталья проклинала отца своих детей и хотела умереть на поле битвы, прекрасный день внезапно сменился ветром и громом, и природа восстала против этого проклятия.

Наконец, казаки во внешнем мире увидели мир и счастье, которое они искали. Когда казаки увидели грубые поля, они грустили и ворчали на войне, как будто они нашли смысл жизни во взаимодействии с природой. Природа и люди в романе Шолохова «Тихий Дон» находятся в сложном взаимодействии. Образы природы не безразличны к событиям человеческой жизни. В «Тихом Доне» Шолохов часто использует технику предвосхищения событий: описания природы создают определенную эмоциональную атмосферу, подготавливают читателя к восприятию и показывают направление, в котором развиваются события и их последствия. [3]

Прежде чем описать начало мировой войны, автор дает подробную картину природы, в которой, согласно общепринятым признакам, многие недружественные пейзажи предсказывают большие потери.

Пейзаж рассказывает читателю о морали казачества. Природа степи столь же безудержна и сильна, что в ее степи кого-либо было трудно завоевать. Дон распространяется мощно и полно, как персонаж казака, которого невозможно вытеснить. Так что Дон бежит с берега весной. Все времена года в степи экстремальные: зима холодная и снежная, лето жаркое и влажное, осень дождливая и ветреная, а весна теплая и несет в себе много воды. Даже сами казаки: если они любят, то до бессознательного, если они ненавидят, то до конца.

Это природа сопровождает любовную связь Григория с Аксиньей. Они приблизились во время шторма, когда соседи отправились на рыбалку. Гром и молния пугали людей, брызги дождя рассеивали волны, сам Дон пенился на ветру. Чувство в груди Григория и Аксиньи гремело в одной и той же буре, ее любовь была столь же мятежной, она испугала свое окружение и заставила всех страдать. Поэтому природа в романе наделена функцией психологизма. [2]

Впоследствии Шолохов последовательно дает сцены, которые показывают, что люди не хотят войны, и считают ее величайшей катастрофой. Образ природы помог понять отношение войны не отдельного человека, а многих людей. При этом обобщение чувства расстройства является одной из важнейших особенностей романа.

Заключение

Тихий Дон — тонкий и проницательный, во всей своей яркой и дрожащей подлинности, Шолохов показывает свою родную натуру. Пейзаж природы всегда духовен. Он соотносится с человеком, с потоком жизни, затем с его красотой и величием, которое подчеркивает несовершенство человеческого существования, жестокость человека, а затем гармонично сочетается с душевным миром человека, для которого характерны высокие устремления, яркие эмоции.

Его картины разнообразны. Через лунный свет Григорий воспринимает чарующее великолепие луны, опьяненное радостью жизни и любовью. На этой картине — и живописная красота, и лирика, и психология.

В романе «Тихий Дон» образы природы приобретают особое идейно-эстетическое содержание. В описаниях природы Шолоховым достигнута высокая степень совершенства. Образ, описанный Шолоховым, визуально предстает перед читателем, поскольку он основывается на выразительной силе восприятия.

Список использованной литературы:

1.     Сатарова Л.Г. Человек и природа в романе М. Шолохова «Тихий Дон»: учебное пособие по спецкурсу/Л.Г. Сатарова. Воронеж.: ВГПИ,1989. — С. 84

2.     Кирпотин В.Я. «Тихий Дон». Тема природы// В.Я. Кирпотин. Пафос будущего. — М.:Советский писатель. 1963 г.

3.     Бритиков А.Ф. Метафоры и символы к концепции «Тихого Дона»// Творчество М. Шолохова. — М. 1975 г.

4.     Шолохов М.А. Тихий Дон. Книги 1-2 М.: Худож. лит., 1991. — 606 с.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прировняли или приравняли как пишется
  • Приращение как правильно пишется
  • Прирастать как пишется и почему
  • Прирастать или прирастать как правильно пишется
  • Приравнять как пишется правильно

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии