Природные явления в русских народных сказках

Природа и люди в русских волшебных сказках

Выполнила:

Воспитатель

Витязь О.М.

Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты. Каждый из этих видов устной народной прозы имеет свои отличительные особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык… Сказки эти различаются не только тематически, а всем характером своих образов, особенностями композиции, художественными приемами… всем своим стилем».

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые. Сюжет является основным признаком сказки, в которой противопоставляются мечта и действительность. В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь. «Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»…

Многие волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

Среди наиболее известных русских волшебных сказок можно назвать следующие произведения: «Колобок», «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Конек Горбунок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Коза-Дереза», «Золотой петушок», сказки про Бабу-Ягу («Баба-Яга и заморышек», «Баба-Яга», «Баба-Яга и жихарь» и другие), «Морозко», «Финист – ясный сокол», «Сивка-Бурка», По щучьему веленью», «Маша и медведи», «Крошечка–Хаврошечка», «Сказка об Иване – царевиче, Жар-птице и сером волке» и другие.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак,  Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький: «Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей  Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами.

         Природа в сказке обнаруживает органическую связь с героем – и это единство носит фантастический характер. Так, если герою плохо, то и  в природе происходят изменения, указывающие на это; если герой справился со всеми невзгодами, то и природа торжествует с ним вместе: «Вот пока его не было в царстве, в саду все деревья стояли с сухими верхушками; а как он явился, тотчас ожили и начали цвести».

      Характер природы связан не только с особенностями сказочного времени, но и сказочного пространства. Как и все компоненты сказки, пространство ее тоже необычно. В волшебной сказке герой без всяких намеков на неудобство, неприспособленность может находиться и в воде, и в воздухе, и даже в гостях у «Солнца».

       Природа может быть на первый взгляд вполне «реалистична», ее фантастическая суть открывается не сразу. Например, «… видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит». Фантастичность этого «земного» пейзажа обнаруживается в момент, когда «слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем». «Шел, шел и очутился возле большого озера. Вдруг озеро разделилось на две стороны – промеж вод открылась сухая дорога». Реальное озеро вдруг претерпевает изменение совершенно фантастическое

      Атмосфере чудесности способствует также фактор неожиданности. Природа может возникнуть внезапно, как результат волшебного умения: «После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой – сделалось озеро, махнула правой – и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались» .Природа  волшебна по самому своему происхождению. «Махнула правой рукой – стали леса и воды, махнула левой – стали летать разные птицы. Все изумились. Отплясала – ничего не стало» .

Сказка «Гуси – лебеди»

В сказке отчётливо просматривается идея: человек и природа могут понимать друг друга, человек помогает природе, и она в свою очередь ему платит добром, выручает в трудных ситуациях.

Речка прячет девочку с братцем под своим бережком, яблонька укрывает ветками и листочками, почка тоже прячет детей.

— Почему они так добры?

Потому что девочка откликнулась на их просьбы: загрузила печку дровами; вытащила камень из речки, который мешал её течению; потрясла яблоню, которой было тяжело держать урожай яблок.

В сказке показано, что есть тёмные силы(Баба-Яга) и некоторые представители природы(Гуси-лебеди) прислуживают им.

Вопросы, которые можно задать детям:

_ Что случилось с братцем Ванечкой?

— Какие трудности возникли на пути у Машеньки, когда она побежала искать и спасать Ванечку?

-Кому и как она помогла?

— Почему Машеньке удалось вернуться с братцем домой?- Кто и как ей помогал?

— Как мы должны относиться к природе?

— Что хорошее и полезное мы получаем от природы?

Сказка «Нюрочка – девчурочка»

Вопросы, которые можно задать детям:

— Какое время года показано в сказке? (Осень)

— Зачем они пошли в лес? (Собирать грибы и ягоды)

— Какие грибы съедобные дети должны будут собрать? (Маслята, красноголовики, рыжики и. д.)

— Какие ягоды? (Черника, голубика, брусника)

— Почему девочка заблудилась в лесу? (Из – за опавших листьев не смогла найти тропинку)

— К кому она попала?

— Какие животные пришли на помощь девочке? (Овцы, бараны, коровы, телёнок)

Вывод: в русских народных сказках на помощь могут прийти и животные. Детям опасно ходить одним в лес, можно заблудиться. Животные и девочка могут разговаривать между собой.

Сказка «Иванушка – Глинушка»

В русских народных сказках есть сюжеты, в которых бездетные люди делают  фигурки девочек, мальчиков из подручного природного материала (снег, глина, дерева и т.д.). Желание иметь детей настолько велико, что его энергия помогает неживой фигурке ожить и превратиться в дитя. Сказки, в которых действует герой, рождённый таким образом, вызывает особый интерес. Такие сказки помогают осмыслить главную особенность зелёной природы – способность к самовоспроизводству. Все категории живой природы (растения, животные, бактерии, грибы) размножаются, дают потомство.

Человек не составляет исключение, поэтому бездетных людей гнетёт тоска.

Для экологического воспитания эти сказки важны, т.к. подтверждают идею: на Земле для сохранения жизни (биосферы) всё живое должно оставлять после себя потомство. Если какой-то вид растений, животных дает мало потомства, он может вымереть – исчезнуть с лица Земли. Одна из сказок «Иванушка – Глинушка».

Таким образом, природа сказки, как и все ее компоненты, служит одним из действенных средств создания фантастичности, «волшебности» как важнейшего жанрового признака. Хотя сказки и являются поэтическим вымыслом, в них с исключительной глубиной и силой проявляется национальный дух. Можно смело утверждать, что сказки — это подлинная энциклопедия жизни каждого народа. Они несут в себе вековые идеалы, отражают народный образ жизни во всем его многообразии  многогранности. В то же время сказки воплощают в себе многие, общие черты, которые присущи человечеству и человеку. Сказка остается сказкой, она не обманывает, она очаровывает, увлекает.

 Используемы ресурсы:

  1. alenkiicvetohek11.narod.ru/altynbaeva_z.sh..docx
  2. http://detsad107.ru/page/88 

Библиографическое описание:


Цыпкин, В. В. Человек и природа в русских сказках / В. В. Цыпкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 925-928. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15487/ (дата обращения: 11.01.2023).

История фольклора неразрывна с историей народа. Устное поэтическое творчество содержит в себе отражение разных элементов народной жизни. Именно поэтому фольклор остается и в наши дни яркой характеристикой культурно-исторической среды, ее духовного облика и бытового уклада. Жанры устного фольклора разнообразны: пословицы и поговорки, сказания и легенды, былины, мифы, сказки, байки и побасенки, тосты, частушки и анекдоты и пр. Каждый из них по-разному отражают вызвавшую их к жизни эпоху.

Сказка — многогранное явление. Поэтому возможны разнообразные подходы к изучению народной сказки. Она немыслима вне контекста истории народов мира, этнографии, истории религии, истории форм мышления и поэтических форм, языкознания, исторической поэтики. Изучая текст сказки, нужно исследовать его отношение к реальности, историческое происхождение. Фантастика сказок имела реальное основание, и её конкретные формы складывались в тесной связи с жизнью.

Продолжавший многие традиции мифологической школы, В. Я. Пропп продемонстрировал значение русских сказок как социально-исторического и культурно-исторического источника. Исследователь рассматривает возможные варианты происхождения сюжетов волшебных сказок, примеры культуры разных народов и ее изменение во времени (4, с.7).

В создании фольклорных сюжетов, как правило, принимали участие широкие народные массы, в первую очередь, крестьянство, и это наложило отпечаток на форму и содержание сказок, где наряду с вечными философскими категориями добра и зла, богатства и бедности и т. д., довольно ярко и не всегда однозначно выражено отношение крестьян к барину. Сказка — абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме. Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.

При всем многообразии региональных и локальных форм фольклору присущи общие черты: анонимность, коллективность творчества, традиционность, тесная связь с трудовой деятельностью, бытом, передача произведений из поколения в поколение в устной традиции.

В русской фольклорной прозе есть два многожанровых вида: проза сказочная и не сказочная. Отличает их то, что они выполняют разные функции: сказочная проза — функцию эстетическую и не сказочная проза — информативную. «Сказки, в свою очередь, обычно делят на три основные группы — сказки о животных, волшебные и бытовые. Их объединяет один признак: речь идет о выдуманном и невозможном» [1, с. 92–93]. Рассматриваемая социальная связка «барин-крестьянин» отражена, в основном, в бытовых сказках; в них воспроизводятся картины обычной жизни — без фантазии, характерной для волшебных сказок, и без комического фрагмента, свойственного сказкам о животных.

Основная составляющая сюжета данных сказок представляет собой житейские познания, опыт, остроту ума и его гибкость. И здесь традиционно торжествует «низкий» герой: девушка-крестьянка или сообразительный мужик оказываются мудрее барина. Можно сказать, что в таких сказках воплотилась наивная мечта народа о «справедливом» перераспределении богатств и сословных привилегий по уму и личным достоинствам.

В своем сборнике русских народных сказок Ю. М. Соколов собрал более 60 произведений сказочной прозы. Можно отметить сравнительно небольшое количество записанных сказок о русском помещике. Например, о попе и мужике их значительно больше. Соколов, несмотря на идеологическую специфику времени написания предисловия к указанному сборнику (1931 г.), в целом справедливо отмечал: «…нужно заметить и по поводу сказок о барах, что мы располагаем материалом, значительно меньшим, чем это было в свое время в реальной действительности. Причин этому несколько. Одна из них, думается, главная — классовый состав собирателей сказок в ту эпоху, когда сатирические сказки о барах должны были быть особенно актуальны, т. е. в первой половине и в середине ХIХ в. Собиратель, дворянин-помещик, как бы либерален он ни был, естественно, не мог сам с нарочитым интересом относиться к собиранию мужицких сказок о барах-помещиках, а с другой стороны, и крестьянин-сказочник не имел, надо полагать, также большого желания рассказывать собирателю-помещику сказки с подчеркнутой классовой противодворянской тенденцией» [2, с. 8].

В крестьянском сознании любой дворянин из города ассоциировался с человеком «голубой крови», находящимся во власти или близко стоящим к ней. Реальной критики или сарказма в адрес помещиков в большей части случаев нельзя было услышать. Отсюда, вероятнее всего, определенное число сказок о барине и помещичьей власти не дошли до нас в записи.

Из 60 рассматриваемых произведений сказочного цикла о барине, по классификации Ю. М. Соколова, 8 (13,3 %) — о барской жестокости, 11 (18,3 %) — о помещичьей жадности, 12 (20 %) — о барской спеси, 3 (5 %) посвящены барскому безделью и 23 (48,4 %) — барской глупости [2, с. 12].

Крестьянские смекалка и хитрость, восхваляемые в сказках, не всегда являлись оружием против барской жадности. Нередко крестьянская житейская хитрость была направлена на неприкрытое объегоривание помещика с целью получения определенных благ. В этом случае в ход зачастую шла откровенная ложь. Два противоположных мира в русской деревне продолжали сосуществовать рядом друг с другом, не понимая и не принимая ценности другой стороны.

Первым, самым действенным из обстоятельств является, конечно, крепостная зависимость, тяготевшая, в продолжении многих веков, на русском народе, проникая во все проявления и отправления его жизни, и еще далеко не вполне у нас отмененная. Владение одних людей другими было злом не частным, касавшимся одного или двух состояний и только в известных каких либо отношениях портившим их нравственность. Нет, это было злом, искажавшим нравственность всех состоянии. При существовании в обществе лжи, допускавшей принадлежность одного лица другому, узаконившей право последнего распоряжаться судьбою первого и его семейства и безнаказанно наносить им всякие обиды; …и при господстве произвола над законом, — могла ли в чем-либо быть правда?» [3, с. 340].

Помещики видели в крепостных исключительно физическую силу, необходимую для выполнения определенного круга обязанностей. Поэтому крестьяне не воспринимали сиюминутное проявление барской милости как что-то постоянное и имеющее реальное нравственное начало. Следовательно, существовала разница между помещиком и крестьянином в понимании добра и зла. Сословно-корпоративные ценности, чувство сословной принадлежности не могли исчезнуть у поместных дворян в одночасье.

Важность рассмотрения природно-географических факторов, отраженных в сказке, заключается в том, что они могут оказывать немалое влияние на сознание и мировоззрение народа. Человечество живет в постоянном общении с природой.

Природа занимала большое место в жизни древних людей, в отличие от современников. По мнению историка Г. Вернадского, «все цивилизации являются в некоторой степени результатом географических факторов. Но история не дает более наглядного примера влияния географии на культуру, чем историческое развитие русского народа».

В России параллельно существуют разные географические зоны, начиная от арктической тундры на крайнем Севере до полупустыни на юге. Эти природные условия определяли вид хозяйства и общий образ жизни народа.

Какова же роль природы в русской народной сказке? В какой форме отражается русская природа в сказке? Значительное место в русской сказке занимает изображение леса. Для русского человека представление о лесе носило символический смысл, связанный как с враждебностью природы, так и с родным домом. Лес фигурирует в русских народных сказках, сказаниях и былинах. Он постоянно присутствует в жизни русских сказочных героев, выступая в разных функциях: то в качестве мерила их силы, то в качестве сопереживающего героя.

Он удовлетворяет повседневные нужды сказочных обитателей дает им дрова, грибы, ягоды и возможность охотиться на разных зверей: «Жил старик со старухою; пошел в лес дрова рубить». «Где мы хлеба возьмем?» — «Найдем» — побежал Ваня в лес, наломал дубовнику, на полтора целковых продал — «Вот и хлеб, сестричка!». Лес присутствует в сказках независимо от региональных различий. Это обстоятельство, возможно, обусловлено тем, что большая часть территории России занимает лесная или лесостепная зона.

Иначе изображается в сказках море. В силу удаленности России от морского побережья на реальную жизнь большинства населения русских земель море не оказывало заметного влияния. Однако «синее море» сказочным обитателям не чуждо. Географическая отдаленность придает сказочному морю более воображаемый характер. «Вот в самую полночь поднялась погода, всколыхалось море, и выходит из морской глубины чудная кобылица, подбежала к первому стогу и принялась пожирать сено». Море может возникнуть волшебным способом как защита от преследователя. Однако и в таком богатстве вымысла все-таки существует связь с реальной жизнью, что представляет собой одну из особенностей волшебной сказки: «Вот Иван-царевич ездил за охотой каждый день в чистое поле, в широко раздолье, по край синя моря; он ловил гусей, лебедей и серых утиц. И попала ему в ловушку лебедка».

Подводя итог, следует отметить, что фольклор, в частности сказки, являются ценным источником. Основная часть народных сказок четко отражает существование в русской деревне двух социопсихологических миров — помещика и крестьянина. При этом крестьянин видит в помещике исключительно эксплуататора, бездельника. В отдельных сказках отчетливо просматривается социальное расслоение общества. Все это дает возможность более детально исследовать природу крестьянских представлений о помещике. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Сказки являются историческими источниками, указывающими на определенные общественные отношения или исторические события.

Таким образом, мы видим, что народное устное творчество, зародившись ещё в глубокой древности, долгое время, до появления письменности, было единственной «неписанной историей» народа, художественно отразившей важнейшие этапы его жизни. Фольклор на протяжении многих веков служил народу и как «учебник жизни», передающий из поколения в поколение его мудрость, житейскую философию, этику, и как средство воспитания характера, лучших человеческих качеств: патриотизма, мужества, смелости, стойкости, честности, доброты. «Фольклор — это подлинная энциклопедия поэтических знаний народа, дающая полное представление об идейно-эстетических богатствах его творчества. Поэтому народные произведения являются ценнейшим материалом для изучения народного мировоззрения многих веков и его исторической эволюции» (3, с.22).

Литература:

1.            Костюхин Е. А. Лекции по русскому фольклору. — М., 2004.

2.            Русская сатирическая сказка в записях середины XIX — начала XX века /сост.Молдавский. — М. — Л., 1955.

3.            Тарасов Б. Ю. Россия крепостная. Серия: тайны Российской империи. — М., 2011.

4.            Пропп В. Я. Русские сказки. М.., 2000. С.7

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, сказочная проза, зло, история народа, лес, помещик, русская деревня, русский народ, тесная связь, фольклор.

Природные явления в сказке   « Снежная королева»  Работу выполнил  педагог дополнительного образования  МБУ ДО г. Ульяновска  «детский эколого-биологический центр  Никольская Светлана Александровна 2019г.

Природные явления в сказке « Снежная королева»

Работу выполнил

педагог дополнительного образования

МБУ ДО г. Ульяновска

«детский эколого-биологический центр

Никольская Светлана Александровна

2019г.

Гипотеза  Описание вьюг и ветров в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» соответствует реальным природным явлениям, характерным географическому положению Дании и Лапландии и может быть использовано в качестве литературно- художественного средства обучения на уроках географии . Художник Christian Birmingham

Гипотеза

Описание вьюг и ветров в сказке

Х. К. Андерсена «Снежная королева» соответствует реальным природным явлениям, характерным географическому положению Дании и Лапландии и может быть использовано в качестве литературно- художественного средства обучения на уроках географии .

Художник Christian Birmingham

 Цель исследования:  Выявить насколько художественное описание вьюг и ветров в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» соответствует реальным атмосферным явлениям, характерным географическому положению описываемой в сказке местности, для дальнейшего использования отрывков из данного произведениях на уроках географии.  Объект исследования:  сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»  Предмет исследования :  вьюги и ветры как художественные образы и географические понятия

Цель исследования:

Выявить насколько художественное описание вьюг и ветров в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» соответствует реальным атмосферным явлениям, характерным географическому положению описываемой в сказке местности, для дальнейшего использования отрывков из данного произведениях на уроках географии.

Объект исследования:

сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»

Предмет исследования :

вьюги и ветры как художественные образы и географические понятия

Задачи исследования  1. Изучить художественную и методическую литературу по данной теме.  2. Отобрать и структурировать художественный материал, который может быть использован на уроках географии.  3. Проверить отобранный из сказки материал на соответствие научным географическим понятиям и определениям.  4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.  5. Наметить задачи для последующей работы по данному вопросу.

Задачи исследования

1. Изучить художественную и методическую литературу по данной теме.

2. Отобрать и структурировать художественный материал, который может быть использован на уроках географии. 3. Проверить отобранный из сказки материал на соответствие научным географическим понятиям и определениям. 4. Проанализировать и обобщить полученные результаты. 5. Наметить задачи для последующей работы по данному вопросу.

Актуальность выбранной темы в преподавании географии Художественные образы в сказке Х.К. Андерсена дают возможность: подробно и ярко раскрывать на уроке сущность изучаемых природных процессов и явлений; повышать научный уровень географических знаний обучающихся; развивать логическое мышление и творческие способности школьников; реализовывать принцип взаимосвязи предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов на уроках географии.

Актуальность выбранной темы в преподавании географии

Художественные образы в сказке Х.К. Андерсена дают возможность:

  • подробно и ярко раскрывать на уроке сущность изучаемых природных процессов и явлений;
  • повышать научный уровень географических знаний обучающихся;
  • развивать логическое мышление и творческие способности школьников;
  • реализовывать принцип взаимосвязи предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов на уроках географии.

История вопроса Уже полтора столетия сказка

История вопроса

  • Уже полтора столетия сказка «Снежная королева»

Х.К. Андерсена- известного датского прозаика и поэта, одна из самых любимых как взрослыми, так и детьми во всем мире. Для детей это рассказ об удивительных приключениях Кая и Герды, взрослые замечают ироничные бытовые детали и серьезный философский и религиозный смысл, для самого Андерсена эта сказка была наполнена глубоко личными переживаниями. Известно, что когда умирал отец сказочника, его последними словами были: «Вот идет Ледяная Дева и она пришла ко мне»…

  • Предметом моего исследования стали вьюги и ветры как художественные образы в данной сказке, которые могут ярко дополнить научные понятия, изучаемые на уроках географии.

Вьюги и ветры в сказке Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно цветами.

Вьюги и ветры в сказке

  • Снежинки окружают ее густым роем, но она больше их всех и никогда не присаживается на землю, вечно носится в черном облаке. Часто по ночам пролетает она по городским улицам и заглядывает в окошки, вот оттого-то и покрываются они морозными узорами, словно цветами.

Вьюги и ветры в географии МЕТЕЛЬ (вьюга,снежная буря,пурга,буран)- перенос снега ветром над  поверхностью земли. В метели принимают участие как снег, отложенный на земной поверхности, так и снег, зародившийся в облаках и ещё не достигший земли. Метели создают сугробы и снежные заносы. Движение снега во время метели: I  –  верховая метель ; II  –  общая метель ;  III  –  низовая метель  ( 1  -влечение снежинок, 2 – сальтация снежинок, 3 – диффузия снега)

Вьюги и ветры в географии

  • МЕТЕЛЬ (вьюга,снежная буря,пурга,буран)-

перенос снега ветром над  поверхностью земли. В метели принимают участие как снег, отложенный на земной поверхности, так и снег, зародившийся в облаках и ещё не достигший земли. Метели создают сугробы и снежные заносы.

Движение снега во время метели: I   верховая метель ; II   общая метель ;  III   низовая метель  (-влечение снежинок, 2 – сальтация снежинок, 3 – диффузия снега)

Вьюги и ветры в географии ВЕТЕР   — метеорологическое атмосферное явление, представляющее собой горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности . Западные ветры умеренного пояса  — преобладающие ветры, дующие примерно между 35 и 65 градусами северной и южной широты, от субтропического хребта до полярного фронта Эти ветры дуют преимущественно с запада на восток, точнее с юго-запада в Северном полушарии.

Вьюги и ветры в географии

  • ВЕТЕР   — метеорологическое атмосферное явление, представляющее собой горизонтальное движение воздуха относительно земной поверхности .
  • Западные ветры умеренного пояса  — преобладающие ветры, дующие примерно между 35 и 65 градусами северной и южной широты, от субтропического хребта до полярного фронта
  • Эти ветры дуют преимущественно с запада на восток, точнее с юго-запада в Северном полушарии.

Вьюги и ветры в географии ДАНИЯ «хрустальная империя Севера»-Скандинавская страна, расположенная в Западной Европе.Зимой в Дании весьма холодно, но не из-за сильных морозов как таковых, а из-за высокого уровня относительной влажности воздуха и шквалистых  западных  ветров . В это время года преобладает пасмурная, дождливая погода. Те редкие снегопады, которые случаются в стране, воспринимаются датчанами как настоящая катастрофа.

Вьюги и ветры в географии

ДАНИЯ «хрустальная империя Севера»-Скандинавская страна, расположенная в Западной Европе.Зимой в Дании весьма холодно, но не из-за сильных морозов как таковых, а из-за высокого уровня относительной влажности воздуха и шквалистых западных ветров . В это время года преобладает пасмурная, дождливая погода. Те редкие снегопады, которые случаются в стране, воспринимаются датчанами как настоящая катастрофа.

Вьюги и ветры в сказке Вот они выбрались за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, и стало темно, хоть глаз выколи. Мальчик поспешно отпустил веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к ним и продолжали нестись вихрем . Кай громко закричал - никто не услышал его . Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробы, перескакивая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал. Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур . Художник Angela Barrett

Вьюги и ветры в сказке

  • Вот они выбрались за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, и стало темно, хоть глаз выколи. Мальчик поспешно отпустил веревку, которою зацепился за большие сани, но санки его точно приросли к ним и продолжали нестись вихрем . Кай громко закричал — никто не услышал его . Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробы, перескакивая через изгороди и канавы. Кай весь дрожал.
  • Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых кур .

Художник Angela Barrett

Вьюги и ветры в географии Зима в ЛАПЛАНДИИ длинная и снежная, наступает полярная ночь продолжительностью около 50 дней. Зимой температура может опускаться до 50 °C ниже ноля, а во время полярных ночей солнце не показывается несколько дней подряд. Часты полярные сияния. Так как здесь формируется область высокого давления, облаков почти нет, ветры слабые, воздух насыщен мелкими ледяными иглами .

Вьюги и ветры в географии

  • Зима в ЛАПЛАНДИИ длинная и снежная, наступает полярная ночь продолжительностью около 50 дней. Зимой температура может опускаться до 50 °C ниже ноля, а во время полярных ночей солнце не показывается несколько дней подряд. Часты полярные сияния. Так как здесь формируется область высокого давления, облаков почти нет, ветры слабые, воздух насыщен мелкими ледяными иглами .

Вьюги и ветры в сказке Она побежала вперед что было мочи. Навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба - небо было совсем ясное, и в нем полыхало северное сияние, - нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. (низовая метель) Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие - стоглавых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями . Художник Ника Гольц

Вьюги и ветры в сказке

Она побежала вперед что было мочи. Навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и в нем полыхало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. (низовая метель)

Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые.

Это были передовые дозорные войска Снежной королевы.

Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие — стоглавых змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями .

Художник Ника Гольц

История седьмая  Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так , как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда. Никогда не устраивались здесь медвежьи балы с танцами под музыку бури , на которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи; никогда не составлялись партии в карты с ссорами и дракою, не сходились на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки-лисички .

История седьмая Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом

  • Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так , как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль.
  • Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда. Никогда не устраивались здесь медвежьи балы с танцами под музыку бури , на которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи; никогда не составлялись партии в карты с ссорами и дракою, не сходились на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки-лисички .

В это-то время в огромные ворота, которыми были буйные ветры , входила Герда. И перед нею ветры улеглись, точно заснули. Она вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая…   Зимний лес в Лапландии. Чертоги Снежной королевы

В это-то время в огромные ворота, которыми были буйные ветры , входила Герда. И перед нею ветры улеглись, точно заснули. Она вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая…

Зимний лес в Лапландии.

Чертоги Снежной королевы

Выводы 1.Описание вьюг и ветров в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» соответствует реальным атмосферным явлениям, характерным для Дании и Лапландии.  2. Данные образы могут быть использованы в качестве литературно- художественного средства обучения на уроках географии .

Выводы

  • 1.Описание вьюг и ветров в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева» соответствует реальным атмосферным явлениям, характерным для Дании и Лапландии.
  • 2. Данные образы могут быть использованы в качестве литературно- художественного средства обучения на уроках географии .

Результативность Повышается интерес учащихся к предмету. Урок становится насыщеннее и ярче. Увеличивается объем знаний, приобретаемый обучающимися. Повышается качество обучения.

Результативность

  • Повышается интерес учащихся к предмету.
  • Урок становится насыщеннее и ярче.
  • Увеличивается объем знаний, приобретаемый обучающимися.
  • Повышается качество обучения.

Источники 1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006 . 2. http://azku.ru/andersen-gans-hristian-skazki/snezhnaya-koroleva.html 3.      http://coollib.com/b/190565/read; 4.      http://blogs.pravkamchatka.ru/7ya/?p=865; 5.      http://www.bibliodetstvo.org.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=156;

Источники

  • 1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006 .
  • 2. http://azku.ru/andersen-gans-hristian-skazki/snezhnaya-koroleva.html
  • 3.      http://coollib.com/b/190565/read; 4.      http://blogs.pravkamchatka.ru/7ya/?p=865; 5.      http://www.bibliodetstvo.org.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=156;

Сказки про природу

Величественен окружающий нас мир и неповторим, десятилетия нужны, чтобы познакомиться хотя бы с малой частью его. В этом детям, особенно дошкольникам, помогают сказки про природу. С их помощью можно узнать многое о жизни животных, о том, как взаимодействует и растет лес.

В этом разделе собраны лучшие сказки про природу для детей. Тут есть короткие произведения и длинные, веселые и поучительные. Каждый родитель и ребенок найдет для себя интересную русскую народную сказку, которая перенесет его воображением в удивительный и чудесный мир говорящих деревьев, птиц. зверей и насекомых.

Былинка и воробей

Сказка Былинка и воробей учит жить своим, а не чужим умом, не быть эгоистичным, злопамятным и мстительным. Упорство в достижении цели похвально, но не во вред другим. Однажды воробей рассердился на былинку, которая отказалась его покачать. Стал воробей просить коз, чтоб наказали они былинку – съели ее. Но козы не согласились. Тогда отправился воробей…

Читать дальше

Вен и Глен

Близ Зеландского берега, напротив Гольстейнского замка, лежали когда-то два лесистых островка — Вэн и Глэн — с селами и поселками. Они и от твердого берега лежали недалеко, и друг от друга тоже. Но вот один островок исчез. Ночью разразилась страшная буря, море поднялось так высоко, как и не запомнили старики; буря свирепела все больше и больше. Казалось…

Читать дальше

Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях

Пронесется ветер над травой, и по ней пробежит зыбь, как по воде; пронесется над нивою, и она взволнуется, как море. Так танцует ветер. А послушай его рассказы! Он поет их, и голос его звучит по-разному: в лесу — так, в слуховых окнах, щелях и трещинах стен — иначе. Видишь, как он гонит по небу облака, точно стада овец?

Читать дальше

Волга и Вазуза

Сказка Л. Н. Толстого Волга и Вазуза учит читателей быть честными, рассудительными и спокойными. Автор показывает, что тот, кто суетится, спешит и обманывает, никогда не получает желаемого. Две сестрицы-реки Волга и Вазуза рассуждали, кто из них лучше, кто жизнь счастливее проживет. И решили в путь двинуться и поглядеть, кто быстрее до Каспийского моря…

Читать дальше

Волга и Вазуза

Волга и Вазуза стих Маршака С.Я. Маршак уделил внимание знаменитым рекам: Волге и Вазузе. Самая полноводная река России и ее приток берут исток в болотах. В ручеек вливаются ключи, потоки, талые снега, ливни, и постепенно он превращается в речку. Сначала ее русло узко и мелко. Волга соединяет природные зоны лесов и степей. Народ ласково величает ее матушкой, кормилицей, царицей…

Читать дальше

Гимн деревьям

Гимн деревьям Р. Киплинга — вдохновляющее стихотворение, в котором он описывает красоты природы. Автор размышляет о том, что зеленый лес не только прекрасен… Деревья, растущие в нем, являются незаменимыми помощниками человека: из тиса можно изготовить не знающий промаха лук; бук служит материалом для крепкой посуды, а береста ольхи — для прочных башмаков…

Читать дальше

Гречиха

Часто, когда после грозы идешь полем, видишь, что гречиху опалило дочерна, будто по ней пробежал огонь; крестьяне в таких случаях говорят: Это ее опалило молнией! Но почему? А вот что я слышал от воробья, которому рассказывала об этом старая ива, растущая возле гречишного поля — дерево такое большое, почтенное и старое-престарое, все корявое, с…

Читать дальше

Грибы

Грибы Сказка А. Н. Толстого Грибы учит детей решительности и отваге, показывает, как важно оберегать беззащитных. Брат и сестричка отправились в лес. Долго гуляли и проголодались, решили перекусить грибами. Жалостливые дети спрашивали у каждого — толстого боровика, сочного подберезовика, груздя, — будет ли им больно, если их съедят. Грибы отвечали, что будет…

Читать дальше

Гуси-лебеди

Гуси-лебеди – сказка о том, как девочка не выполнила наказ родителей, заигралась-забылась, да не уследила за младшим братиком, унесли его плохие гуси-лебеди. Побежала девочка спасать братца, да у всех, у кого спрашивала помощи, получила отказ. Они и немудрено, девочка и им не помогла, высокомерно отнеслась. Когда же опасность стала грозить и самой девочке…

Читать дальше

Дерево

Дерево басняУвидя, что топор Крестьянин нес, «Голубчик, — Деревцо сказало молодое, — Пожалуй, выруби вокруг меня ты лес, Я не могу расти в покое: Ни солнца мне не виден свет, Ни для корней моих простору нет, Ни ветеркам вокруг меня свободы, Такие надо мной он сплесть изволил своды! Когда б не от него расти помеха мне, Я в год бы сделалось…

Читать дальше

Дуб и орешник

dub-i-oreshnik  Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: — Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои желуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам ие бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям. — Я живу двести лет, – сказал на это дуб, – и дубок из этого желудя проживет столько же.

Читать дальше

Дуб и трость

Дуб и трость Басня Жана де Лафонтена учит, что грубая сила и могущество еще не гарантируют полной безопасности. Чтобы выжить в любых условиях, нужны гибкость и умение приспосабливаться к условиям. Дуб хвастался своей мощью и несгибаемостью, насмехаясь над хилым тростником. Тростник на это отвечал, что он, конечно, гнется, зато не ломается. Так и вышло: налетел…

Читать дальше

Дуб и Трость

dub-i-trostС Тростинкой Дуб однажды в речь вошел. «Поистине, роптать ты вправе на природу, — Сказал он, — воробей, и тот тебе тяжел. Чуть легкий ветерок подернет рябью воду, Ты зашатаешься, начнешь слабеть И так нагнешься сиротливо, Что жалко на тебя смотреть. Меж тем как, наравне с Кавказом, горделиво, Не только солнца я препятствую…

Читать дальше

Дюймовочка

Дюймовочка – героиня сказки Х.К. Андерсена. В чашечке цветка родилась девочка размером с палец. Сначала красивую девочку похитили жабы. Спастись помогли рыбки и мотылек. Следующим Дюймовочку схватил майский жук, но девочка не понравилась его друзьям. Тогда он бросил малютку в лесу. До наступления холодов жизнь была прекрасна и беззаботна. Кроха скиталась по…

Читать дальше

Ель

Х.К. Андерсен сочинил сказку про ель. Дерево росло в лесу. Его заветной мечтой было поскорее вырасти, чтобы дальше видеть и важно кивать верхушкой, когда дует ветер. Деревце очень обижалось, что заяц легко перепрыгивает через него. Елочка боялась дровосеков, которые превращали прекрасные высокие ели и сосны в голые бревна. Птицы рассказали юному деревцу…

Читать дальше

Есть же разница!

  Стоял май месяц; воздух был еще довольно холодный, но все в природе — и кусты, и деревья, и поля, и луга — говорило о наступлении весны. Луга пестрели цветами: распускались цветы и на живой изгороди; а возле как раз красовалось олицетворение самой весны — маленькая яблонька вся в цвету.

Читать дальше

Зеленые крошки

На окне стоял розан; недавно еще он был так свеж, а теперь что-то начал чахнуть, хиреть. У него завелись постояльцы, которые стали пожирать его, постояльцы, впрочем, очень почтенные, носившие зеленый мундир. Я имел разговор с одним из них; ему было всего три дня от роду, а он уже имел правнуков. И знаете, что он сказал мне? Он говорил о самом себе и о…

Читать дальше

Золотые дайки

П.П. Бажов написал сказку о золотых дайках. Дайки были вроде заклятий, когда горщики доходили до настоящей породы. Ерофей Марков нашел в яме золотые комешки. Немцы кинулись на это место, но ничего не нашли, потому что шарташские скитники-начетчики яму землей засыпали, чтобы скованного золотого змея Дайко не выпустить. Тайное слово, чтобы оглушить змея…

Читать дальше

Лён

Лен цвел чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже еще нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лен. — Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лен. — Говорят…

Читать дальше

Листы и Корни

Листы и Корни басняВ прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво?

Читать дальше

Луна

Давным-давно тому назад была такая земля, где ночь всегда была темной и небо было точно черным покровом укрыто, — а все оттого, что там никогда не всходила луна и не сияла в темноте ни одна звезда. В начале сотворения мира достаточно было и одного ночника. И вот отправились однажды из той стороны четверо парней странствовать. Пришли они в другое…

Читать дальше

Отпрыск райского растения

Высоко-высоко, в светлом, прозрачном воздушном пространстве, летел ангел с цветком из райского сада. Ангел крепко поцеловал цветок, и от него оторвался крошечный лепесток и упал на землю. Упал он среди леса на рыхлую, влажную почву и сейчас же пустил корни. Скоро между лесными растениями появилось новое. — Что это за чудной росток? — говорили те, и…

Читать дальше

Под ивою

Окрестности Кьёге довольно голы; положим, город лежит на самом берегу моря, а это уж само по себе красиво, но все же окрестности могли бы быть покрасивее. А то куда ни обернешься — плоское, ровное пространство, до леса нескоро и доберешься. Освоившись хорошенько с местностью, можно, впрочем, и тут напасть на такие красивые местечки, что потом будешь скучать…

Читать дальше

Подснежник

Подснежник из одноименной сказки Х.К. Андерсена сладко спал в луковице глубоко в земле. Над ним трещал мороз, бушевали вьюги. Весной у луковицы все чаще бывали гости: капли воды и солнечные лучи. Они приносили вести о внешнем мире. Цветок мечтал поскорее вытянуться и раскрыться. Светло-зеленый бутон вырвался сквозь подтаявший снег навстречу солнцу…

Читать дальше

Последний сон старого дуба

В лесу, высоко на круче, на открытом берегу моря стоял старый-престарый дуб, и было ему ровно триста шестьдесят пять лет, — срок немалый, ну а для дерева это все равно что для нас, людей, столько же суток. Мы бодрствуем днем, спим и видим сны ночью. С деревом дело обстоит иначе: дерево бодрствует три времени года и засыпает только к зиме. Зима — время его…

Читать дальше

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Природное явление гроза сочинение
  • Природное богатство россии сочинение
  • Природное богатство родного края сочинение
  • Природная косметика крымские сказки
  • Природа это сочинение рассуждение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии