Пришвин кладовая солнца проблематика рассказа

Содержание статьи

  • В чем суть и смысл сказки-были «Кладовая солнца»?
  • Главная мысль
  • Мораль
  • Чему учит?
  • Вопросы и ответы к сказке-были «Кладовая солнца»
  • Что автор называет «кладовой солнца»? Почему?
  • Сколько лет главным героям?
  • Какому ремеслу Митраша выучился у отца?
  • Что искали юные герои на болоте?
  • Что такое «палестинка»? «Елань»?
  • Почему ребята разделились?
  • Кто такой Серый помещик?

Произведение «Кладовая солнца» М. Пришвин написал в первый месяц после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Его сразу стали печатать, отметили наградами. Все благодаря яркому описанию приключений Насти и Митраши на болоте. Из последней главы читатель узнает, чему учит сказка «Кладовая солнца», и какая у нее мораль – нужно любить своих родных, ценить природу, быть смелым и трудолюбивым, как главные герои.

Иллюстрации к произведению Пришвина кладовая солнца

В чем суть и смысл сказки-были «Кладовая солнца»?

Смысл сказки-были заключается в выборе правильного пути. Главным героям предстоит выбрать, соревноваться между собой за первенство или действовать сообща, сократить ли дорогу, сойдя с тропки. Собака Травка должна выбрать, погнаться ей за зайцем или пойти за человеком, довериться неизвестному мальчику, или продолжить охоту.

Суть «Кладовой солнца» М. Пришвина кратко:

Действия разворачиваются в военное время в селе, рядом с которым раскинулось болото. Главные герои – дети Настя и Митраша остались сиротами, и вынуждены сами справляться с большим хозяйством. Однажды они решают отправиться на болото за клюквой. Митраша вспоминает, как отец ему рассказывал о полянке, полной ягод. Но она находится возле самого опасного места – Слепой елани.

Дети Настя и Митраша

На рассвете дети отправляются в путь. Но на одной из развилок они спорят, какой дорогой пойти. Брат хочет отыскать полянку, о которой рассказывал отец. Настя хочет пойти проторенной дорожкой. Они ругаются и расходятся по разным тропинкам. Настя выходит дорожкой на ту самую полянку из отцовского рассказа, и забыв обо всем, с жадностью собирает клюкву в корзинку. Митраша тем временем сходит с тропинки и попадает в Слепую елань. Болото засасывает его по грудь.

Настю заставляет вспомнить о Митраше змея, на которую она случайно натыкается. Уже смеркается. Она зовет брата, и тот откликается. Но из-за ветра непонятно, откуда идет крик. Настя плачет. Тем временем на след детей выходит гончая собака Травка. Ее хозяин, старый и мудрый лесник Антипыч умер. Травка живет возле его развалившейся хижины. Собака тоскует о хозяине и ищет Антипыча в других людях.

Митраша и собака из сказки Кладовая солнца

Травка хотела поохотится и погналась за зайцем. Но учуяв детей, она решает, что людской ласки ей хочется больше. Она находит сначала Настю, затем Митрашу. С помощью Травки мальчик выбирается из трясины. Гончая охотится для нового хозяина. Но на лай Травки спешит волк Серый помещик, гроза всего села. Волк оказывается рядом с кустом, где сидит Митраша. Мальчик убивает Серого помещика из отцовского ружья. Дети благополучно возвращаются домой. Настя, жалея о своей жадности, отдает всю клюкву детям из детдома. Разведчики болотных богатств, от лица которых рассказана история, используют богатства болота (торф) во благо. Болото и есть та самая «кладовая солнца».

Главная мысль

М. Пришвин в своем произведении «Кладовая солнца» обращает внимание читателей на красоту и гармонию природы.

Главная мысль сказки – все в природе взаимосвязано. Нужно научиться пользоваться ее благами, быть внимательным к мелочам, подмечать закономерности. Наблюдение за животными и птицами, цветами, деревьями может подсказать верный путь и даже спасти жизнь.

Мораль

Сказочная повесть дает понять, что нельзя поступать опрометчиво, и разлучатся в лесу. Мораль сказки «Кладовая солнца» в пословицах:

  • «Не зная броду, не суйся в воду». Митраша хотел сократить путь, сошел с тропки в болоте, и угодил в самую топь.
  • «Жадность — всякому горю начало». Насте так хотелось насобирать побольше клюквы, что она забыла о своем брате. Ее чуть не укусила гадюка.

Собака из сказки Кладовая солнца

Чему учит?

Главное, чему учит сказка «Кладовая солнца» – любви к родным, к природе, к верным друзьям человека – собакам.

Поссорившись, дети попали в беду. Настенька очень любила своего брата. В сказке сказано, что дома она и часу не могла поработать, не вспомнив о Митраше. Ей хотелось с ним перекликнуться. Но жадность к ягоде заставила ее забыть о брате, который невесть где бродил в лесу. Митраша мог погибнуть в болоте, если бы ребятам не пришла на помощь собака Травка.

Митраша из сказки Кладовая солнца

Также книга учит детей:

  • Самостоятельности. Главные герои, несмотря на свой юный возраст, выполняли много полезной работы. Настя вставала засветло и хлопотала по хозяйству до ночи. Девочка в 12 лет убиралась, готовила кушать, пасла домашних животных. Десятилетний Митраша делал деревянную посуду, которую с удовольствием покупали соседи. Настя и Митраша вместе сажали овощи. Кроме того, дети участвовали во всех общественных работах и собраниях.
  • Дружбе, взаимопомощи, сплоченности. Без матери и отца в военные годы детям пришлось испытать много огорчений и неудач. Только благодаря дружбе и сплоченности они смогли справиться с проблемами и жизненными испытаниями. Они смогли наладить быт, поделили поровну обязанности, поддерживали друг друга и были дружны. Жизнь ребят от этого стала светлее и легче.
  • Внимательности к деталям, красоте природы. В произведении ярко описываются обитатели болот, цветы, деревья, травы. Легко представить себе сочную картинку при прочтении следующих строк: «…Ягода клюква, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных кровяно-красных ягод».
  • Смелости и находчивости. Митраша, застряв в болоте, не растерялся. Он сообразил, как можно выбраться из засосавшей его трясины с помощью собаки. Мальчик смело выстрелил в волка.

Вопросы и ответы к сказке-были «Кладовая солнца»

Чтобы понять, в чем смысл произведения, и чему оно учит, полезно обсуждать с ребенком поступки главных героев, спрашивать об эпизодах, которые запомнились. Наводящие вопросы помогают сделать собственные выводы о прочитанном, обратить внимание на детали, и вызвать интерес к сказке и чтению в целом.

Что автор называет «кладовой солнца»? Почему?

«Кладовая солнца» в повести – это Блудово болото. В нем находятся большие запасы торфа, горючего, которое дает огонь и тепло. Автор встретил выражение в научной работе, где «кладовой солнца» назывались все торфяные болота.

Сколько лет главным героям?

Митраше 10 лет с хвостиком, а Настя на 2 года старше.

Какому ремеслу Митраша выучился у отца?

Бондарству – делать посуду из деревянных дощечек: бочки, лоханки, шайки.

Что искали юные герои на болоте?

Клюкву. Перележав зиму под морозным снегом, она становилась слаще. Дети отправились насобирать ягод, когда еще местами лежал снег. Но на болотах он таял быстрее.

Что такое «палестинка»? «Елань»?

В сказке «Кладовая солнца» палестинка – тайное место в лесу, где, по словам отца детей, растет очень много клюквы. «Палестинками» народ называет уютные местечки, попадающиеся в лесистой местности. Рядом с палестинкой в сказке располагалась Слепая елань, болото, которое погубило много людей и домашней скотины. «Еланями» называют самые топкие места в болте, в которые проваливаешься, словно в прорубь.

Почему ребята разделились?

Они поссорились. Настя хотела идти за клюквой протоптанной безопасной тропой. Митраша – найти тайную палестинку, о которой рассказывал в детстве отец. Разгорячившись в споре, они пошли по разным тропам.

Кто такой Серый помещик?

Так назвали крестьяне волка, который жил в завалах возле Сухой речки. Охотники убили всех других волков, но Серый помещик оказался слишком хитер. Он перепрыгивал через красные флажки, которые пугали всех его собратьев, был бесстрашным и сильным. Матерый волк пять раз уходил от волчьей команды. Он прослыл грозой края, так как портил овец и коров не меньше, чем стая волков.

Из сказки-были «Кладовая солнца» дети могут подчерпнуть много полезного. В ней рассказывается о самостоятельной жизни осиротевших брата и сестры 10-12 лет. Они отправляются по ягоды на болото, и чуть не погибают. Интересно узнать, как бы вы поступили, оказавшись на месте Митраши и Насти?

Иллюстрация к книге «Кладовая солнца»
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Главный герой Митрашка

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Как выглядит тайга

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

  • девочка 12 лет, подросток;
  • худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
  • вся в веснушках, с золотистыми волосами;
  • излучает добро и свет.

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1878117-kladovaa-solnca-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пришвин
  • Анализ рассказа Кладовая солнца

Анализ рассказа Кладовая солнца Пришвина

Повесть Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью, в которой тесно переплетены реальные и сказочные события.

Действующими персонажами этой сказки-были являются: Настя, Митраша, старик Антипыч, собака Травка.

Автор довольно необычно обыгрывает сказочные мотивы, благодаря этому читатель не задумывается над тем, что правда это или быль. В «Кладовой солнца» рассказывается о детках, которые стали сиротами. В рассказе повествуется о нелегкой судьбе маленьких сирот, которые справляются со всеми трудностями на своём пути.

Малыши рано становятся взрослыми, и как взрослые решают свои проблемы. Какие же качества проявляются при этом? Настя, старшая в семье, очень трудолюбива, хозяйственна и ответственна. Автор сравнивает её с золотой курочкой неспроста. На лице у девочки веснушки, волосы у неё светлые, а сама она нежная и умная девочка. Автор отзывается о Насте с уважением. Она трудилась с раннего утра, до поздней ночи.  

Митрашку автор называет мужичком в мешочке. Мальчик тоже трудолюбив, как и его сестра. Он научился ремеслу у своего отца. Митрашка делает посуду из дерева. Автор любит своих героев.

Иногда, время от времени, между братом и сестрой происходят споры, недопонимания. Мальчик старается доказать, что он главный в семье.

Все эти ссоры не являются серьезными. Брат с сестрой любят друг друга. Важным в анализе рассказа есть момент, когда сироты решают пойти в лес за клюквой. В этот момент между ними происходит спор. Ребята решают пойти в лес поодиночке.

Природа, в рассказе Михаила Пришвина, играет немаловажную роль. Автор «оживил» природу. Природа в сказке Пришвина выступала как действующее лицо. Она влияла на жизнь детей. В момент, когда ребята разошлись, начал свирепо выть ветер, исчезло солнце. Такими действиями автор дал понять, что наших героев ждут испытания.

Михаил Михайлович Пришвин показал, что бывает, если близкие люди не могут прийти к общему знаменателю. Разделившись, дети теряются, но преодолев все ненастья и вспомнив, друг о друге они находятся и спасаются. Название «Кладовая солнца» выбрано автором не зря. С самого детства Михаил Пришвин любил природу родного края. «Кладовая солнца» — это многогранный образ, вся заповедная природа севера и самого народа. Автор в этом рассказе пытался показать, что природа и человек одно целое.

Анализ 2

Пришвин отличается великолепным описанием природы и нередко в своих рассказах делает упор на гармонию с природой и возможность человека существовать в ладу с другими живыми существами. В рассказе Кладовая солнца идея гармонии рассматривается довольно подробно и такое детальное описание позволяет о многом поразмыслить читателям.

Речь в рассказе идет о сиротах брате и сестре, которые будучи совсем маленькими остаются одни с довольно крупным хозяйством. Тем не менее, благодаря дружбе и гармонии между ними они н только отлично ладят, но и ведут хозяйство. Девочка по имени Настя занимается работами по дому, а мальчик Митраша делает различные изделия, которые продает или обменивает и выполняет мужскую работу по дому.

Касательно гармонии Пришвин рассматривает ситуацию разлада, он иллюстрирует этот разлад довольно прямо. Когда дети отправляются в лес, мальчик хочет идти, как указывает компас, а девочка по известно тропинке, в итоге они ссорятся и расходятся. Тут автор использует устойчивое выражение «их тропинки разошлись», которое говорит о расхождении во взглядах и мнении.

В итоге каждый герой оказывается в трудной ситуации. Настя совсем забывает о младше брате, о котором ей нужно заботиться и чрезмерно увлекается сбором клюквы, даже частично впадает в алчность. Митраш в свою очередь выбирает неверный путь и вязнет в болоте, только чудом он не тонет и его спасает собачка Травка, которая увидела мальчика.

После воссоединения дети понимают как неверно себя вели, ведь им нужно было хранить не только собственное мнение, но и то ценное, созданное между ними. Ребятам нужно было сохранять гармонию, дружбу и взаимопомощь. Тогда они бы не оказались в такой трудной ситуации.

Тем не менее, данное событие стало для них полезным уроком, который каждый усваивает с пользой для себя. Митраш становится более самостоятельным и застреливает дикого волка, который живет в лесу, девочка понимает как нужно заботится о брате и всегда помнить о нем. Поэтому в какой-то степени иногда нужно оказаться в трудной ситуации и принять не совсем правильное решение, для того чтобы точнее увидеть какое поведение является правильным.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кладовая солнца

Анализ рассказа Кладовая солнца

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Быть счастливым я смогу, если… рассуждение

    Я смогу быть счастливым, по любому. Безо всяких «если»… Только нужно такое внутреннее состояние. Просто я заметил, что вот ждёшь чуда, ждёшь хорошего настроения…

  • Анализ произведения Маленький солдат Платонова сочинение

    Заглавие произведения делится на две части. Солдат – это боец, для которого характерно смелость, мужественность и стойкость. Слово «маленький» по своей семантике обычно определяется либо к росту, либо к возрасту человека

  • Сочинение Математика мой любимый предмет в школе 4, 5, 6 класс

    Математика является моим самым любимым школьным предметом. Она мне начала нравится еще с самого первого класса. Мне доставляет удовольствие решение примеров и задач

  • Сочинение на тему Мое любимое место в городе

    В нашем городе достаточно мест, привлекающих внимание большого количества человек. Трудно пожаловаться, что некуда сходить, когда живёшь в гигантском мегаполисе. Роскошные рестораны, громоздкие торговые центры

  • Сочинение Чем доброта отличается от милосердия? Итоговое декабрьское

    Милосердие и доброта – это одни из самых главных качеств современного человека! Они идут бок обок, понятия этих слов близки. Но, тем не менее, есть и различия у этих качеств характера. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются друг от друга.

1.Познавательная и воспитательная направленность сказок о животных. Охарактеризовать одну из сказок (по выбору).

В
сказках о животных затрагиваются вопросы
морали, нравственности. Они учат
справедливости, воспитывают чувство
коллективизма, вызывают желание помочь
слабому.

Познавательное
значение сказки проявляется прежде
всего в том, что она отражает особенности
явлений реальной жизни и дает обширные
знания о природе и ее явлениях, о животных
и их образе жизни, о добре и зле. Сказки
о животных обычно невелики по объёму,
содержание их предельно просто, близко
и понятно детям. Сюжет в сказках о
животных развивается быстро. Композиция
не сложная. Большую роль играют много
кратные повторения. Например, заяц,
выгнанный из своей избушки лисой « лиса,
заяц и петух», встречаются с собаками,
медведем, петухом и всем в совершенно
одинаковых выражениях, рассказывая о
своём несчастье: «Как мне не плакать,
была у меня избушка лубяная, а у лисы
ледяная….

Повторы
волнуют детей, помогают им понять сказку
и запомнить её.

(Идет
опять зайчик да плачет, а ему навстречу
петух с косой:


Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?


Отстань, петух! Как мне не плакать? Была
у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная;
попросилась она ко мне, да меня и выгнала.


Пойдем, я выгоню.


Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не
выгнали, медведь гнал — не выгнал, бык
гнал — не выгнал, и ты не выгонишь!


Нет, выгоню! Подошли к избенке:


Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису
посечи! Поди, лиса, вон!

А
она услыхала, испугалась, говорит:


Одеваюсь… Петух опять:


Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису
посечи! Поди, лиса, вон!

А
она говорит:


Шубу надеваю. Петух в третий раз:


Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису
посечи! Поди, лиса, вон!

Лисица
выбежала; он ее зарубил косой-то и стал
с зайчиком жить да поживать да добра
наживать.

2. Сказка-быль м.Пришвина «Кладовая солнца»: центральный конфликт, нравственно-философское звучание произведения. Смысл названия.

Сказка-быль
Кладовая солнца одно из интереснейших
произведений Михаила Михайловича
Пришвина. В ней он рассказывает о
самостоятельной жизни детей-сирот,
Насти и Митраши. Картины описания быта
детей сменяются интересными приключениями,
выпавшими на их долю по пути на Слепую
Елань. Дети есть дети, они часто спорят,
не соглашаются друг с другом, отстаивают
свою правоту. Это чуть не стоило жизни
Митраше. Но мальчик, попав в болото, не
растерялся, проявил смекалку и мужество,
поэтому остался жив.

Травка добрая
и умная собака, она привыкла помогать
на охоте Антипычу, поэтому пошла на
голос Митраши.

Стосковавшись по
человеческой ласке после смерти хозяина,
Травка принимает Митрашу за Антипыча,
и благодаря смекалке мальчик спасается
из трясины. Мне, городской жительнице,
интересно читать рассказы о природе.

Такие
рассказы помогают понять и полюбить
окружающую природу, научиться читать
ее загадочные страницы.

Все
происходящее в произведении одновременно
является и сказкой и былью. М.Пришвин
обращает внимание читателя на волшебные
свойства доброты, любви, трудолюбия.
Именно они помогают найти героям выход
из безвыходной ситуации.

В сказке-были
Пришвина «Кладовая солнца» человек
выступает хозяином природных богатств,
благ, которыми нас одаривают леса, реки,
поля, степи. Но не всякому природа
открывает свои кладовые: только щедрый,
добрый и мудрый человек достоин
распоряжаться несметными сокровищами,
которые скрывает от нерадивых хозяев
матушка-природа.

Пришвин
преклоняется перед могуществом природы
и не случайно сравнивает ее с храмом:
«…могучие стволы соснового бора стали
как зажженные свечи великого храма
природы».

Как писал сам автор, люди
— «хозяева природы», а она для них
является «кладовой солнца с великими
сокровищами жизни». В сказке-были
«Кладовая солнца» природные явления
становятся своеобразными действующими
лицами, которые помогают или мешают
людям.

Так,
у Пришвина «…ветер поиграл с домиком,
и он сразу весь развалился». Словно
живые «очень волновались старушки-елки,
пропуская между собой мальчика… Бывает,
одна вдруг поднимется, как будто хочет
смельчака палкой ударить по голове, и
закроет собой впереди всех других
старушек.

А потом опустится, и другая
колдунья тянет к тропе костлявую руку.
И ждешь — вот-вот, как в сказке, полянка
покажется, и на ней избушка колдуньи с
мертвыми головами на шестах.» Так и
представляешь себе заблудившегося,
напуганного мальчика с тяжелым ружьем,
пробирающегося по извилистым тропинкам
сказочного заколдованного леса.

В
пришвинской «Кладовой солнца» живут
ель и сосна, о которых автор рассказывает
так: «Ветер-сеятель принес два семечка…
Оба семечка легли в одну ямку… С тех
пор… ель и сосна вместе растут… Деревья
разных пород боролись между собой
корнями за питание, сучьями — за воздух
и свет. Поднимаясь все выше, толстея
стволами, они впивались сухими сучьями
в живые стволы и местами насквозь
прокололи друг друга. Злой ветер, устроив
деревьям такую несчастную жизнь, прилетал
сюда иногда покачать их. И тогда деревья…
стонали и выли на все Блудово болото».

И
мы, читая эти строки, ясно видим «борьбу»
искалеченных деревьев и сочувствуем
этим жителям «кладовой солнца». Ведь
Пришвин рассказывает о сосне и ели как
о живых существах: они стремятся обогнать
друг друга, борются за жизнь и воюют
между собой. А не менее реальный злодей
ветер прилетает мучить этих несчастных.

Чем
внимательнее вчитываешься в строки
этой пришвинской сказки, тем больше
находишь на ее страницах примеров жизни
обитателей «кладовой солнца». Они живут,
радуются солнцу, горюют так, как если
бы это были люди с их проблемами,
страстями, слабостями, достоинствами
и недостатками. М. М. Пришвин сначала
назвал свое произведение «Друг человека»,
но потом отказался от него. Я думаю, это
связано с тем, что человек, по мнению
автора, еще не готов на равных общаться
с природой. Ему надо еще многому у нее
учиться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Проблема влияния крепостного права на людей недоросль сочинение
  • Проблема уважения к родной земле в рассказе к г паустовского бакенщик
  • Пришвин кладовая солнца идея рассказа
  • Проверь насколько внимательно ты прочитал рассказ мальчики отец володи назвал чечевицына
  • Причудливый как пишется правильно и почему