Говорят, в старину в нашем маленьком городе на какой-то колокольне висел сторожевой колокол и в него положено было звонить, только если подходил неприятель. Этот сторожевой звон подхватывали на колокольне в ближайшем селе, и так от колокольни к колокольне звон с вестью о неприятеле докатывался до Москвы. Тогда без всякого промедления по этому особенному военному звону собиралось войско и выходило навстречу неприятелю.
Вот отчего будто бы наш любимый маленький город получил свое прекрасное имя: Звени-город.
Мы живем верстах в семи от Звенигорода — в деревне Дунине на берегу реки Москвы. Правый берег нашей реки в этом месте очень высок и поднимается многими ступеньками-террасами вверх. На средней ступеньке стоит наш домик, и нам видно из окна, и как дети в школу идут по мосткам,— школа на той стороне реки в селе Козине,— и как рыбу ловят в реке.
Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река. До чего узка тут река в сравнении с московской! Летом у нас два мальчика, один с нашего берега, хорошо понатужившись, перекидывает другому мальчику на другой берег камешек с ниточкой, и так оба мальчика соединяются. Посредине этой лески над рекой висит крючок («зазубрик»), и на этом зазубрике насажен живец: обыкновенно это бывает пескарь, но случается и плотичка, и маленький окунь. Мальчики леску то подтянут, то ослабят, чтобы наживка не ныряла глубоко в реку, а только бы тюкала о поверхность воды и опять поднималась вверх над водой.
Есть в реке щука, есть шелеспер, голавль, окунь — все эти хищники гоняются за маленькими рыбками. Бывает часто, сам видишь с берега, как рыбешка, спасаясь от хищника, выпрыгнет из воды и на мгновение сверкнет на солнце серебряным огоньком. Но скорей всего этим всплеском она только еще сильней раздражает и привлекает врага. Так вот и мальчики тюкают рыбкой по воде, дразнят хищника, пока он, наконец, не хватит наживку и не сядет сам на зазубрик. Тут-то вот и прибирают его мальчишки к рукам: один, более опытный, сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманного хищника, а другой согласно отпускает ее со своего мотка.
Не знаю, есть ли на свете еще где-нибудь такой способ рыбной ловли? У нас на Москве-реке этот способ называется ловлей на тюкалку.
Теперь представьте себе, что в Москве, где-нибудь у Москворецкого, Краснохолмского или Каменного моста, тоже так два мальчика захотели бы соединиться ниточкой! Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой рекой! Но вы простите нас, москвичи, мы живем в Дунине, и нам так хочется постоять за нашу милую реку: пусть невелика наша речка и проста, но без нее не было бы и большой Москвы, пусть у нас небогато водой, но ведь и мы сами, люди, с малолетства бываем ростом невелики, а потом, переходя свою жизнь, как разрастаемся! А рыбы у нас не меньше, чем в московской Москве, и живем мы весело…
Только в самом начале с тюкалкой идут два мальчика, вскоре из села Козина сбегаются рыбу ловить все мальчики и даже девочки, а с нашей дунинской стороны, случается, в праздник и взрослые не упустят случая позабавиться и по берегу за мальчишками всем колхозом идут.
А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве! Бывает, после снежной зимы придет такое богатое половодье, что и конца-края не видно: все луга на той стороне, вся низменная пойма становится дном весеннего моря. Такое море бывает, что только едва разберешь вдали темную полоску и по ней догадаешься: это там, у темного леса, приходит край воде.
Как весело нам тогда бывает со всем дунинским народом глядеть на разлив!
Каждый прохожий тогда к нам присядет. Вот бы и вы тоже присели к нам, дорогой читатель, и послушали, о чем мы говорим, и догадывались бы, о чем мы молчим. Если же вы захватите с собой книжку и запишете наши слова, то эти слова потом у вас дома непременно обернулись бы в волшебную сказку.
Глядите, вон там, где мы когда-то резали прутики ивы, чтобы из них себе для грибов корзинку сплести, теперь от всего богатства береговых зарослей корзиночной ивы торчит одна-единственная ивинка. Кто-то обратил на нее внимание и говорит:
— Глядите на иву!
И весь дунинский народ послушно глядит и молча догадывается, для чего это кто-то велел обратить внимание на жалкое деревце.
Проходит огромная льдина — и прямо на ивину. И только льдина подошла, гибкое деревце-прутик поклонилось и совершенно исчезло из глаз. Но льдина скоро проходит, и кто-то облегченно встречает деревце и говорит согласно чувствам всех дунинцев:
— Вот она, воскресла!
Ивинка вышла из-под огромной боевой льдины совсем невредимая.
Другая льдина поджимает деревце, и оно с поклоном исчезает и опять возвращается, и опять новая льдина, и опять ивинка кланяется.
— Кланяется, кланяется!— говорит инвалид Ваня и, склоняясь к молодой жене, приговаривает:
— Кланяется, кланяется, за то вот из нее и корзинки плетут.
И все тогда вслед за Ваней смеются над ивинкой, и кто-то даже назвал ее подхалимой.
Новый голос призывает:
— Глядите, ребята, вон на той льдине трясогузка плывет!
Льдины шепчутся между собой, и сквозь шепот кто-то услыхал тоненький птичий голосок.
— Слушайте,— говорит он,— трясогузка поет!
И правда, как этому не удивиться, как не обрадоваться, что весною и маленькая птичка на льдине плывет и поет!
Но еще удивительней, что на береговое дерево прилетели два поползня и сели на глазах у всего народа на чистый сучок. У одного поползня был пушок в клюве для гнезда, а другой поглядел на трясогузку и тоже запел. Но все ли знают поползня, похожего скорее на мыша, чем на птицу, и вот этот-то поползень, бегающий вниз головой по стволу дерева, весною запел!
Замечательная наша река! Итак, если бы ничего не менялось, то как сел бы на высоком холме на бревнышко, так и сидел бы и сидел всегда тут, провожая старую жизнь в счастливой надежде зеленого цветущего будущего новой весны. Но долго сидеть не приходится: кому на службу идти, кому печку топить, кому в колхоз на работу, кому на завод «Металлист» гнуть и давить из железа кастрюли. Остаются на холме только Ваня-перевозчик, да ребята-школьники, да молодые трикотажницы, отрезанные водой от
мастерской на той стороне.
Мы бы, конечно, могли хоть до вечера глядеть на ледоход, но инвалиду надо лодку смолить, и мы все беремся за дело: трикотажницы собирают дрова, мальчики разводят огонь под котлом со смолой. Сам Ваня, опираясь на свои костыли, распоряжается нами, и каждый из нас слушается: Ване надо помочь, да и самим хочется поскорей на ту сторону.
Сколько льдин, больших и малых, прошло, пока размякла твердокаменная черная смола в котле! Сколько споров прошло между льдинами, сколько из них налезло на берег, беззаконниц, осужденных под лучами вешнего солнца капля по капле изнывать на сухом берегу! И сколько величавых, достойных, уверенных льдин в законе прошло, пока огненные ручейки растопленной и зажженной смолы обегали все планочки лодки и оставляли за собой черный, блестящий, медленно остывающий смоляной след!
Вот наконец лодка, готовая, лежит вверх дном и остывает и твердеет перед большой работой на все половодье до тех пор, пока от всей голубой воды разлива не останутся на зеленом пойменном лугу только редкие синие глазки. Тогда этот же Ваня-перевозчик устроит мостки через нашу Москву-реку, и трикотажницы зашумят по мосткам, мешая нам ловить пескарей.
Но далеко до этого времени. Под вечер мы опять сидим на холме: на самом верху наш командир Ваня, вокруг него все школьники, а пониже школьников в кружке все молодые трикотажницы.
Мы еще не остыли от работы и как будто ждем команды своего командира.
Вон карий, и ясный, и твердый, и такой чистый глазок нашего лучшего ученика Васи Веселкина требовательно глядит в рассеянные по голубому пространству голубые глаза командира.
— Ваня!— решился позвать Вася Веселкин.
— Ну?— отвечает Ваня.
— Ты везде бывал?—спрашивает Веселкин.
— И везде,— отвечает командир,— и за везде: я прошел весь путь войной от Сталинграда и до Берлина.
Все это известно, и, конечно, мальчик хочет что-то спросить еще и не может, усиливается и только краснеет, а лодочник собрался в себе и ждет. Надо скорей помочь мальчику.
— Ваня!— сказали мы.— Веселкин хочет сказать: «Ты много видел всяких земель. Есть ли на свете где-нибудь местность краше нашего Дунина?»
— Что там земли разные!— отвечает Ваня.— Я видел море. Да, папаша, Черное море!
— Видел Черное море!— подхватили школьники.
А трикотажницы после них ко мне почти с укоризной:
— Ваня видел море, а вы, папаша, говорите о нашей маленькой Москве-реке!
— Хороши тоже,— продолжал Ваня,— леса Богемские.
— Богемские леса!— подхватил за ним хор мальчиков.
И за мальчиками опять с ласковой укоризной ко мне молодые трикотажницы:
— Ваня Богемские леса видел, а вы, папаша, спрашиваете, есть ли на свете местность краше нашего Дунина!
— Какие там горы в Богемских лесах!— рассказывал Ваня.— Какие там зеленые холмы, и какие проходил я красивые города и между городами поля и луга, и на лугах какие там были стада!..
Столько Ваня насказал всего о красивых землях своих и чужих стран! Трикотажницы перестали даже меня укорять, и один только Вася Веселкин смотрел на меня и чего-то все ждал и ждал…
И вдруг Ваня-инвалид обернулся прямо ко мне, стукнул себя в грудь кулаком и сказал с таким чувством, как будто он хотел молотком из камня навсегда вырубить свои слова:
— Папаша! Много-много я на свете видел разных земель, и своих и чужих, но краше местности нашего Дунина я нигде не видал!
Вот этих-то слов как будто только и дожидался Вася Веселкин: мальчик так и подпрыгнул! И что бы мне сказали молодые трикотажницы, если бы как раз в этот миг внимание всех нас не привлекла к себе чудесная гостья. На свободной голубой воде, на этой бирюзовой полоске между стенами льдин, на маленькой сахарной лодочке-льдинке проплывала мимо нас чисто белая чайка на розовых ножках, с черной головкой, и такая прекрасная, что от нее все само собой без всяких лишних слов выходило то самое, чего мы все так страстно хотели и не смели друг другу сказать: на свете сейчас в эту чудесную пору русской весны для нас всех действительно ничего не было краше нашего Дунина!
- Краткие содержания
- Пришвин
- Москва-река
Краткое содержание Пришвин Москва-река
Рассказ ведётся от лица автора, который сначала рассказывает о происхождении названия своего удивительного города – Звенигорода. Как оказалось, существует такая легенда, будто в этом небольшом городке в старину висел сторожевой колокол. Как только приближались неприятели – на всю округу этот чудо-колокол издавал звон, да такой силы, что он докатывался до самой Москвы. Именно по мощному колокольному звону дали название городу – Звенигород.
Неподалеку от этого маленького городка расположена деревня Дунина, прямо на берегу Москвы-реки. Но здесь река совсем иная, не такая, какой привыкли ее видеть москвичи. Совсем узкая — она позволяет перекинуть удочку с одного берега на другой. Зная о такой особенности реки, местные жители даже изобрели свой уникальный способ рыбной ловли – на тюкалку.
Кроме того, удивительная Москва-река здесь ранней весной очень обильно разливается – все поля, все луга и леса стоят затоплены, да так, что и не сразу разберешь – где конец этой воды. Весенний разлив – самое любимое время дунинского народа – каждый норовит подойти, присесть на бережку и разглядывать – кто на тонкую иву внимание обратит, кто на льдину, а кто-то заметит на этой льдине птичку-трясогузку, да начнёт ею восхищаться так, что и всем остальным становится интересно.
Есть в деревне рукастый Ваня-инвалид, который делает лодки и занимается перевозками. Все жители помогают ему смолить лодки да мостки строить через Москву-реку. Дружно живет народ в деревне, за всем наблюдает, все замечает. Так вот однажды и заметили прекрасную белую чайку, проплывающую на льдине по их чудесной реке. Каждый тогда понял – нет в эту пору ничего красивее реки и любимой Дунины.
Произведение учит любви к своей малой родине – к своей деревне, реке и всему окружающему. Учит замечать и видеть прекрасное в повседневности. Важно ценить и беречь то что нас окружает. Из этого складывается наша жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пришвин. Все произведения
- Берестяная трубочка
- Вася Веселкин
- Выскочка
- Голубая стрекоза
- Еж
- Женьшень
- Журка
- Золотой луг
- Изобретатель
- Кладовая солнца
- Кладовая солнца по главам
- Корабельная чаща
- Курица на столбах
- Лесная капель
- Лисичкин хлеб
- Лягушонок
- Москва-река
- Моя родина
- Паутинка
- Первая охота
- Пиковая дама
- Синий лапоть
- Таинственный ящик
- Утята и ребята
Москва-река. Картинка к рассказу
Сейчас читают
- Краткое содержание Чехов Егерь
Один из коротких рассказов Антона Павловича Чехова «Егерь» почти полностью состоит из диалога егеря Егора и скотницы Пелагеи. Автор умело и в несколько штрихов описывает ситуацию, в которую попали герои.
- Краткое содержание Бунин Деревня
Все действия происходят в конце девятнадцатого века, в начале – двадцатого в России. Тихон и Кузьма как родились в это время. Они родились и стали жить в деревеньке под названием Дурновка.
- Краткое содержание Лесков Дурачок
Когда крестьянский мальчик остался без родителей, великодушный барин позаботился о сиротке, определив его постой и помощь в барском имении. Вся дворня, проживающая здесь, могли требовать от пацана выполнения самой грязной работы, доходили руки
- Краткое содержание Горький Рождение человека
Это была голодная осень и сюда, к морскому берегу Кавказа, стекались люди в поисках работы и хлеба. Я сидел под каштаном и ел дикий мед. Мимо шли люди, четверо мужиков и беременная баба
- Краткое содержание Черный человек Есенина
Человек, от лица которого написана поэма, чувствует себя очень плохо. Он не знает, что является причиной его боли: разбушевавшийся ветер или, быть может, вино. Он испытывает странные ощущения
Цель:
- Дальнейшее знакомство с понятием “мир художественного произведения” на примере рассказа М.М.Пришвина; обучение анализу художественного произведения.
- Развитие ассоциативного мышления и связной речи учащихся; навыков выразительного чтения.
- Воспитание чувства прекрасного; бережного отношения к окружающему нас миру, к своей малой родине.
Тип урока: урок художественного восприятия.
Время: 90 мин.
Методы обучения:
- словесные (эвристическая беседа)
- наглядные (презентация)
- проблемный.
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (отрывки из дневников Пришвина, текст рассказа «Москва-река»), приложение
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы будем говорить о творчестве М.М.Пришвина. Дома вы изучали его биографию и знаете, что этот писатель обращался в своём творчестве к русской природе, её необычайным красотам. Вам уже знакома сказка-быль «Кладовая солнца», в которой показаны отношения человека и природы. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением М.М.Пришвина, но обо всём по порядку.
2. Ассоциативный ряд. Творческое письмо
- Звенигород. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Ассоциации ребят: город, Подмосковье, Одинцовский район, Москва-река, природа, одухотворённость, Саввино-Сторожевский монастырь, необычность, легенда, заповедный край, Россия, история, колокольный звон…
- Подчеркнём в записанных словах ключевые.
- Опираясь на ассоциативный ряд, напишем небольшую зарисовку на тему «Звенигород»
Примерная работа ученицы:
Звенигород – замечательный городок. Расположен он в Подмосковье, в Одинцовском районе, но известен всей России. И не только потому, что здесь находится знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь, но и потому, что жил когда в этих краях известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Охотник, знаток природы, необычный человек. Он безмерно любил этот заповедный край, с его богатой историей, легендами, с колокольным звоном над Москвой-рекой…
3. Биографическая справка.
- Вопрос классу: почему разговор о Пришвине мы начали со Звенигорода?
(Под Звенигородом, в селе Дунино, долгое время жил писатель)
- Давайте вспомним из прочитанной дома биографии Пришвина тот период, когда писатель жил в нашем районе.
Справочный материал.
Дунино
После войны, пережив эвакуацию в деревне Усолье, близ Переславля-Залесского, Пришвины, привыкшие к деревенскому житью, пускаются на поиски загородной дачи. На правом берегу Москвы-реки к востоку от Звенигорода они обнаруживают деревянный дом на высоком каменном фундамента с открытой семигранной верандой. Когда-то, в конце XIX в его выстроила «жена финляндского уроженца» Мария Освальд. Полуразрушенный и сильно после войны пострадавший дом еле — еле держался на опорных столбах: зрелище было невеселое. Фруктовый сад был начисто порублен, оставались только дикие липы, ели, сосны, израненные гвоздями и колючей проволокой. Макушки некоторых были снесены снарядами. В том, что осталось от дома, победоносно возвышалась одна лишь трехгранная печь. Выходившая на все три комнаты, она была ловко придумана для быстрого обогрева всего помещения. Веранду строил лет сто назад какой-то неизвестный финский мастер: сквозь незастеклённые проемы открывались виды на сад, лес, реку, заречье, поле.
13 мая 1946 г, пришедшие председатель сельсовета и агроном, поставили печать на заготовленные бумаги – развалины дачного дома стали владением Пришвиных. Начался ремонт, который не молодой уже писатель всецело взвалил на себя: ездил в Звенигородский райземотдел за досками, ставил ворота, занимался садом. Желанный домик рос быстро. Скоро Михаил Михайлович уже мог любоваться с веранды созвездием Большой Медведицы, и даже ночевать в доме, в котором еще не были постланы полы: «Мой дом над рекою Москвой — это чудо! Он сделан до последнего гвоздя из денег, полученных за сказки мои и сны. Это не дом, а талант мой, возвращенный к своему источнику».
Осенью семья поселилась в Дунино окончательно. Пришвин вставал рано, с восходом солнца, ставил самовар и садился в столовой. Самовар шумел, а он писал. Любимая собака Жалька, с которой он ходил на охоту, лежала тут же у его ног. Сил было уже не так много, но Михаил Михайлович, как и прежде, часто уходил в лес, наблюдая за изменениями в природе, фотографировал и делал свои «маленькие записи». На столе его лежал вычерченный им самим же план леса с отметками, «где водятся белые грибы»
В свое последнее лето 1952 г, уже неизлечимо больной Пришвин записал в дневнике; «Вот бы выздороветь! Пожить еще хочется в Дунине на «Фацелии»! Так он называл свою дачу.
(Евгения Гершкович «Прекрасная Фацелия»)
«Мне кажется, будто я вернулся в любимые места своего детства, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете», — пишет Михаил Михайлович в эти дни. Ему 73 года, за оставшиеся 7 лет он создаст треть того, что позднее (после смерти) войдет в собрание его сочинений. Здесь же продолжается начатое в Усолье приведение в порядок дневников…
4. Знакомство с писателем.
Чтобы попытаться понять человека, нужно прожить с ним рядом целую жизнь. Чтобы понять писателя, нужно читать его книги. Но не только. Очень многое могут дать дневники, где, как правило, записывается всё самое сокровенное. Попробуем приблизиться к пониманию личности человека, писателя Михаила Пришвина. Обратимся к отрывкам из его дневников.
Справочный материал. Отрывки из дневников
У вас, наверное, было счастливое детство? — спросила одна женщина.
— Без обиды не обошлось, — ответил я, — но счастье мне было не в детстве, а в том, что я обиду свою обошел. Мы все должны зализать свою рану.Заживил — и счастлив. Мы должны сделать свое счастье.
Из дневников М. Пришвина
- Мост от поэзии в жизнь — это благоговейный ритм, и отсюда возникает удивление
- … Меня куда-то вело по пути страданий и блаженства… Природа откликнулась на этом пути: я стал записывать эти сказки и тем удостоверять других в действительности существования страны непуганых птиц. — Есть такая страна! — вот и вся тема моего писательства …
- Я встал на рассвете, мелочи бросились на меня и стали грызть, но, посмотрев на утренние звезды, я овладел собою и унес в комнату свет звезд… Я овладел собою, и мне ясно представилось, что я в жизни был счастлив и мне надо за нее благодарить. Так при всяком приступе отчаяния нужно вспомнить, что был счастлив, и стоило помучиться из-за этого, а если чувства не хватит для этого, то поможет рассудок; состояние отчаяния, значит, или конец, — но конец неизбежен, или же оно временное и за ним последует радость…
- Быть русским, любить Россию — это духовное состояние. Боже мой! Как нелегко жилось, как удалось уцелеть! И я хочу все-таки в автобиографии представить жизнь как счастливую. И сделаю это, потому что касался в творчестве природы и знал, что жизнь есть счастье.
- Такая милостивая осень стоит, такой живет со мной верный друг, ожидающий от меня подвигов и терпеливо, искусно скрывающий это, если подвигов нет (о жене) «Милый мой, — шепчет она, — ты довольно в жизни потрудился, можно и отдохнуть»И еще: «Она меня спасла. Я без нее так бы и остался скитальцем по грязной воде без калош.
- В.(жена) открыла в дневниках нового Пришвина. Это произошло так неожиданно. Она остановила трещотку машинки и вдруг сказала: — А вы, оказывается, вовсе не такой глупый, как я думала. И принялась читать, и я дивился, узнавая в ее словах нового писателя. Как же это странно, что я, не зная ее, только обращаясь к неведомому другу, писал ее мыслями, ее словами, ее чувствами. Как будто есть мир, в котором люди живут общей мыслью.
- Утром в полумраке я увидел на столе в порядке уложенные книги, и стало мне хорошо на душе. Я подумал: сколько чугуна пошло на Днепрострой, на Донбасс, и все взорвано, страна пуста, как во время татар или в «Слове о полку Игореве». И вот оно, Слово, и я знаю: по слову все встанет, заживет. Я так давно был занят словом, и так недавно понял это вполне ясно; не чугуном, а словом все делается.
- Русские цари были заняты завоеваниями, расширением границ русской земли. Им некогда было думать о самом человеке. Русская литература взяла на себя это дело: напоминать о человеке. И через это стала великой литературой…
- Позвонил дирижер Мравинский и, совсем не знакомый мне, выражал свое признание меня как писателя, сказал даже, что «Лесная капель» его «подподушечная книга». Такие читатели являются моим золотым фондом и ложатся на душу, как сама правда природы. Каким счастьем является для меня не полное признание моего творчества, не премии, не большой орден, не даже полноценная статья, а вот такое медленное стекание моих читателей куда-то в большую воду вечности. Вот этот огонек радостной надежды на будущее воскресение из мертвых и приносит мне в душу каждый большой мой читатель, сокровище моего золотого фонда.
- Верно судить о писателе можно только по семенам его, понять, что с семенами делается, а для этого время нужно и время. Так скажу о себе (уже 50 лет пишу!), что прямого успеха не имею и меньше славен даже, чем средний писатель. Но семена мои всхожие, и цветочки из них вырастают с золотым солнышком в голубых лепестках, те самые, что люди называют незабудками. Итак, если представить себе, что человек, распадаясь после конца, становится основанием видов животных, растений и цветов, то окажется, что от Пришвина остались незабудки. Милый друг, если ты переживешь меня, собери из листков этих букет и книжечку назови «Незабудки».
Он будет писать дневник до конца своих дней, последнюю запись сделает 15 января 1954 года (за полусуток до смерти, как вспоминает Валерия Дмитриевна, жена). Вот эта запись: «Деньки вчера и сегодня (на солнце 15о) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым».
Попробуем воссоздать образ Пришвина: каким он вам представляется на основе прочитанного?
Пример работы ученицы:
Пришвин — необыкновенный человек. Не каждый умеет радоваться тому, что есть: весенней капели, травам и цветам, листопаду, просто окружающему миру. Любой свой день он принимает как подарок Господа, находит в нём что-то особенное, доброе и делает это основой. Я увидела человека очень искреннего, глубоко порядочного. Кажется, что написанное им – сама мудрость, которая приходит к человеку с годами. Спокойствием, умиротворённостью веет от Михаила Пришвина. Хочется остановиться в нашей бешеной суете, задуматься, вспомнить о близких…
5. Работа с текстом.
Сегодня для работы мы возьмём рассказ «Москва-река», в котором описываются заповедные места нашего района, звенигородский край, река Москва в селе Дунино.
- Чтение рассказа М.Пришвина «Москва-река» (Приложение 1)
- Беседа по рассказу:
— Какова тема рассказа? (повествование о реке Москве в Дунино) Основная мысль? («Краше нашего Дунина я нигде не видал!»
— Главный образ рассказа? (река Москва) Микрообразы?
— На какие части можно разделить рассказ? (1) Легенда о Звенигороде 2) Как ловят рыбу в Москве-реке 3) Половодье на Москве-реке в Дунино 4) «Краше нашего Дунина я нигде не видал»)
— Какой изобразительный приём лежит в основе рассказа? (антитеза) Приведите примеры. (зачитываются отрывки, в которых противопоставляется река в городе Москве и река в Дунине, где описываются чужие страны и родная деревня)
- Работа в группах.
Класс делится на две (четыре, в зависимости от количества учеников в классе) группы.
Задание 1 группе. Прочитайте описание ледохода. Проанализируйте отрывок, используя опорные вопросы:
— на какие части можно разделит отрывок? Озаглавьте их.
— какие художественные средства использует автор в каждой части? Их роль.
— как Пришвин передаёт состояние природы во время половодья? А состояние человека?
— какие чувства испытывают герои?
— Ограничено ли описание только воссозданием картины разлива Москвы-реки?
— каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
— что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?
Подготовьте художественный пересказ отрывка.
Задание 2 группе. Прочитайте ту часть рассказа, в которой говорится о рыбалке на Москве-реке. Сгруппируйте все детали, рассказывающие о рыбалке. Подготовьте пересказ, близкий к тексту «Рыбалка на Москве-реке». Проанализируйте отрывок, используя опорные вопросы:
— какие художественные средства использует автор в этом описании? Их роль.
— как Пришвин передаёт состояние человека во время рыбалки? Какие чувства испытывают герои?
— Ограничен ли отрывок только воссозданием картины рыбалки?
— каким вам видится образ рассказчика? Опишите его.
— что общее имеет он, на ваш взгляд, с писателем Пришвиным?
- Чтение легенды, представленной в начале рассказа. Обращение с истории своего города. Что знают ребята?
6. Домашнее задание. Напишите небольшой рассказ о самом замечательном, на ваш взгляд, месте нашего города Одинцово.