Пришвин ребята и утята тема рассказа

Анализ
рассказа М.М. Пришвина «Ребята и утята» (2 кл.)

Выполнила
студентка 4 Б группы

Золотухина
Валерия

1.Автор рассказа —
Михаил Михайлович Пришвин — известный советский писатель, а кроме этого
астроном, изобретатель и фотолюбитель. Написал рассказ «Ребята и утята»  в 1943
году. Он всегда с уважением и
чувством долга относиться к окружающей среде и всеми силами пытался научить
людей следить за природой. Поэтому об этом он писал в своих произведениях, где
пытался побудить людей ценить окружающий мир. В рассказе «Ребята и утята»
Пришвин как раз и говорит детям, зачем нужно ценить природу и меньших братьев.

2. Тема- о птицах.

3. В произведении можно выделить 4 части:

·      Путь
утки с утятами к озеру- описание того, как утка вела своих утят из леса к озеру
на свободу.

·      Опасности
по дороге- встреча утят с ребятами, которые решили поймать утят.

·      Спаситель-
автор произведения, который приказал ребятам возвратить всех утят утке.

·      Счастливого
пути утята и до свидания- автор и ребята машут шапками и прощаются с утятами.

4.
Экспозиция- знакомство с утятами, уткой, их путешествие.

Завязка-
столкновение утят и утки с ребятами. Ребята ловят утят.

Развитие
действия- появление и разговор автора с мальчишками.

Кульминация-
автор требует возвратить утят утке. Ребята возвращают утят.

Завязка-
автор прощается с утятами, ребята повторяют з автором. 

5. Героями рассказа
«Ребята и утята» М.М. Пришвина являются:

утка —птица, которая любит своих малышей;

утята — юные и беззащитные, но выносливые
птенцы;

ребята — озорные и беззаботные мальчики;

рассказчик — строгий, милосердный, любящий
природу и наблюдательный человек.

6. Описывается путь утки и утят. Утка переводила утят «..в обход деревни, в озеро на свободу.»
Описание озера- «Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для
гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А
когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.»

Утка с утятами шли мимо кузницы, где их и
заметили ребята.

7. Автор является героем
произведения. Именно он заметил, что ребята пытаются поймать утят.
Повествование идет от лица рассказчика, он описывает путешествие утят и утки,
действия ребят, а далее – свой диалог с ребятами.

8. Рассказ назван именно так, потому что ребята и утята являются
главными героями произведения. Именно эти герои и составляют завязку
произведения (встреча ребят и утят).

9. Никогда нельзя обижать слабого и
беззащитного.

10. Рассказ учит беречь и любить природу, с
нежностью относиться ко всякому живому существу.

Ответы на вопросы:

1.    
Утка ведет своих утят к озеру. Они проходят
деревню, утка идет позади, чтобы видеть всех своих утят. Проходя мимо кузницы,
утка идет спереди, и в этот момент их замечают мальчишки.

2.    
Ребята глупые, несмышленые, беззаботные.

3.    
На месте рассказчика я бы тоже поругалась на
мальчиков и попросила бы не обижать утят. Я бы постаралась им объяснить, почему
они поступают плохо.

4.    
Писатель называет утят –утята.

5.     Автор, он же рассказчик- добрый, строгий,
милосердный, любящий природу и наблюдательный человек.

6.    
Утка повела утят к озеру: утка ведет своих утят к
озеру. Они проходят деревню, утка идет позади, чтобы видеть всех своих утят.
Проходя мимо кузницы, утка идет спереди, и в этот момент их замечают мальчишки.

Ребята ловили утят: мальчишки заметили стаю утят
и зашвыряли их шапками. Утка бегала за ними с раскрытым клювом. Ребята решили
поймать в шапку и саму утку, но тут подошел мужчина.

Приказ взрослого: мужчина спросил, что ребята
собираются делать с утятами. Мальчики сказали, что отпустят. Тогда мужчина
приказал им сейчас же отпустить утят к матери. Мальчишки выполнили приказ и
отнесли утят утке.

Семья продолжает путешествие: утка бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему
она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали и
утята. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое
путешествие к озеру.

7.    
План:

1)путь
утки с утятами к озеру;

2)опасности
по дороге;

3)спаситель;

4)
счастливого пути утята и до свидания.

8.
Мне кажется, что ребята взяли пример с взрослого человека и в будущем сами
будут защищать беззащитных.

9. Автор пытался объяснить, что нельзя обижать
слабых. Рассказ учит беречь и любить природу, с нежностью относиться ко всякому
живому существу.

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс, Потапова Д.Я.)

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I.Организация деятельности учащихся на уроке. (Читают подготовленные ученики)

О ком это стихотворение?

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

— В чем заключается главный смысл?

2. Определение темы урока.

— Да, в природе все взаимосвязано. Животных мы называем братьями нашими меньшими.

— Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

— Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

— Итак, к кому мы сегодня отправимся в гости, вы узнаете, разгадав ребус. Выберите буквы красного цвета и запишите фамилию автора в рабочий лист. (Сл.2)

— С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.

— Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) (Сл.3 портрет писателя)

— Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( слова- помощники : узнать, познакомиться, определить) (Сл.4)

— Узнать о жизни и творчестве писателя

— Познакомиться с новым произведением

— Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.

3. Выставка книг. (Сл. 5)

— М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать.

4.Биография писателя.

— Вы узнаете о творчестве писателя, прочитав сведения из его биографии.

— Каждая группа готовит свою информацию.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

Текст для 1 группы:

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

— Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для 2 группы

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы 

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

5. Знакомство с новым произведением.

1. Прочитайте заглавие рассказа. Запишите в рабочий лист. Рассмотрите иллюстрацию.

— Можно ли по ним  определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)

 Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. (Сл.7)

Поработав над произведением, мы должны ответить на вопросы: (Вопросы вынести на доску)

— Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

— Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ?

— Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, карандашом отмечаем незнакомые слова и выражения.

 — Понравился рассказ? (Да)

— Давайте узнаем значение непонятных вам слов и выражений. ( Сл.8)

6. Словарная работа

Холм – небольшой бугорок

Верста – старая русская мера длины, равная 1.06 км

Кузница – место, где работает кузнец, кует металл

Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения.

Вода спала – стало меньше.

Места, открытые для глаз человека- видно далеко

В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню.

Зашвыряли – закидали.

Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что взволновало автора? 
(Взволновало поведение ребят).
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? 
(Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? 
(ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)

7. Физкультминутка  «Танец маленьких утят»

8. Чтение рассказа и анализ

— На сколько частей можем разделить текст?

— у вас в рабочих листах уже составлен план текста. Прочитайте его внимательно и скажите, все ли там в порядке? ( части переставлены местами)

— восстановите последовательность происходящих событий.

1 часть ( чтение по цепочке)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …) 
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

– Сколько надо было идти до озера? ( 3 версты.)
– Сколько это километров? 
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? 
(Не много)
– А для маленькой уточки? (
Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами
.( На открытых местах мать шла позади утят. …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? 
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток? (Для  утят опасны лисица и ястреб, а также люди.)

2часть «Чтение в парах, по ролям» 
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? 
(Зашвыряли шапками)

– Зачем ребята это делали? – Просто так, для забавы

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. ) 
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.


– А какое чувство пережили утята? 
(испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? 
(звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? 
( Мама!)
– 
А ваша мама переживает за вас? 
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? 
(Мать, уточка).
– 
А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого).
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)

— Кто это «Я»? (автор произведения)

— Как автор разговаривал с мальчишками? (Строго, очень сердито.)

— Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.)

— Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)

— Какие вопросы автор задавал детям? Подтвердите это словами из текста. (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?)

— Как вели себя ребята? (Они струсили.)

— Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.)

– Какое приказание дал им автор? Докажите строчками из произведения. (….идите и возвратите ей всех утят!)

3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они: 
весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
– Как их назвал рассказчик? 
(глупыши)

– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди? 
(хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:

— Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (
Знак уважения).
– 
Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой)
– Почему?  
(Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор  хочет показать, что утка  беспокоится, заботится о своих детях.  Так делает любая мать. )

– Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему? 
– Что пожелали люди уточке? 
(Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? 
(Да, нужно)
– Почему? 
( там впереди могут быть ещё опасности)
— Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный?

— чему он нас учит? (добрым поступкам)

В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

— Какие добрые поступки совершаете вы?

 9. Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
 (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают
? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? 
(На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают
? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

— До свидания, утята!)

10. Определение главной мысли рассказа.

– Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).

– Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? 
(Это добрый, строгий, неравнодушный, человек.   Его девиз – не делать  дурное природе).

— какой девиз вы возьмете для себя? Запишите его в рабочий лист. (прослушивание нескольких ребят) И я вам предлагаю жить под девизом: Будь природе другом!

11. Домашнее задание. Пересказать текст по плану

Система контроля и мониторинга качества знаний

Тест по рассказу «Ребята и утята».

Выбери правильный ответ.

  1. Объясни значение слова « кочка».

А) участок твердой земли

Б) трухлявый пень

В) бугорок на сыром лугу, болоте

  1. Объясни значение слова « кузница»

А) мастерская для ручной ковки металла

Б) здание, где мелют зерно

В) сарай, где хранятся инструменты

  1. Объясни значение слова «верста»

А) мера длины – чуть меньше километра

Б) мера длины – чуть больше километра

В) большое поле

Г) небольшая роща

  1. Объясни значение выражения «паровое поле»

А) поле, засеянное овсом

Б) поле, оставленное незасеянным

В) поле, окруженное лесом

  1. Как называлась маленькая дикая уточка из рассказа? ответ.

А) Кряква

Б) Чирок – свистунок

В ) Болотная

  1. Почему она свила гнездо далеко от озера?

А) там было больше еды

Б) весной озеро далеко разливалось

В) там было безопаснее

  1. Что сделали ребята, увидев утят?

А) зашвыряли их шапками

Б) кидали в них комьями глины

В) разогнали их

Самопроверка с доской. (если будет время)

— Кто ответил правильно на вопросы теста?

— Кто допустил ошибки?

Если времени будет мало.

— Отложите выполненные тесты на край стола, после урока соберу и оценю ваши работы сама.

— Спасибо за урок.

— Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, — глазами доброго человека

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

А ещё

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

— Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

— Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

— Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

— Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

«Ребята и утята» читательский дневник рассказа может использовать, чтобы вспомнить краткое содержание, определить какая основная мысль и жанр. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв.

Содержание

  1. Пришвин «Ребята и утята» читательский дневник 
  2. Главные герои «Ребята и утята»
  3. План рассказа «Ребята и утята»
  4. Чему учит рассказ «Ребята и утята»?
  5. Отзыв о рассказе «Ребята и утята»
  6. Пословицы к рассказу «Ребята и утята»
  7. «Ребята и утята»краткое содержание
  8. Вопросы к рассказу «Ребята и утята» (+ответы на вопросы)

Пришвин «Ребята и утята» читательский дневник 

Автор — Пришвин

Жанр: рассказ

Год написания — 1943

Сколько страниц — 2

Главная мысль рассказа «Ребята и утята» — нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Нельзя вмешиваться в жизнь и порядок природы

Главные герои «Ребята и утята»

  • Мать-утка — заботливая, любящая, ласковая, добрая). старалась защитить утят от всех опасностей.
  • Утята — маленькие и беззащитные.
  • Мальчишки — дети, которым показалось забавным поймать переходящих дорогу утят, а может быть и саму утку-маму. Весёлые,  беззаботные, глупые, несмышленые. 
  • Автор-рассказчик — добрый мужчина, который любит природу. Умный и наблюдательный.

План рассказа «Ребята и утята»

1) Уточка ведет детенышей к озеру.
2) Встреча с ребятами возле кузни.
3) Ребята и их шапки.
4) Переживания Утки-матери
5) Объяснения рассказчика .
6) Утята на свободе!
7) Прощание с утятами.

Чему учит рассказ «Ребята и утята»?

Учит не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим,  не обижать слабых и помогать попавшим в беду.

Отзыв о рассказе «Ребята и утята»

Это произведение очень доброе и поучительное, оно очень интересное и легко читается.Мне понравилось, что рассказчик вступился за утку и её детенышей. И хорошо, что ребята поняли, как были неправы, и отпустили малышей к испуганной матери. Я поняла, что нужно думать, прежде чем совершать поступки, которые могут навредить птице или животному.

Пословицы к рассказу «Ребята и утята»

  • У кого детки, у того и заботы.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Над слабыми сильный царствует.
  • Жизнь дана на добрые дела.

«Ребята и утята» краткое содержание

Кратко для читательского дневника 

  1. Мама-утка решилась отправиться со своими утятами к озеру, их путь проходил  через деревню;
  2. Когда они переходили через дорогу около кузницы, то их увидели мальчишки;
  3. Они начали кидать в утят шапками и ловить их; испуганная мать утка  робко стояла и не знала что делать.
  4. На помощь беззащитным птицам пришёл человек, и объяснил ребятам, что так делать не нужно, ведь они напугали птиц. 
  5. Дети вернули птенцов и мама- утка продолжила свой нелегкий путь с выводком к озеру. 
  6. Мальчишки помахали ей вслед, крича в один голос «До свидания, утка».

Краткое изложение

ребята и утята краткое содержание

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Ребята и утята»

Дика утка чирок-свистунок решила вывести утят на прогулку к большому озеру. Но дорога к озеру была совсем небезопасной, ведь утята не умели ещё летать и пешим ходом нужно было миновать открытые незащищённые от глаза места: деревню и луг. А ведь на открытом месте утята подвергались нападению и лисицы, и ястреба, и людей. Утка внимательно оглядывалась по сторонам. «Мать шла позади, чтобы не упускать утят ни на минуту». 

Как раз такое и случилось.  когда уточка вела своих утят мимо деревни мальчишки-озорники заметили выводок, и захотели подержать утят в руках. Но они не подумали о том, что уточка будет волноваться, переживать за своих птенчиков. 

Мальчишки стали ловить утят, кидая на них свои шапки и как уточка ни защищала утят, не смогла защитить. Перепуганная утка даже не улетела, настолько она была шокирована — она сидела на одном месте и широко раскрыв свой клюв, часто дышала от нервного потрясения.(«…мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны…»)

В это время к мальчишкам подошёл автор рассказа и объяснил ребятам, что нехорошо обижать уточку, ведь у неё очень тревожный, трудный путь и нужно пойти и вернуть ей утят. Мужчина объяснил, что Что животных нельзя обижать, что их надо любить и о них заботиться.

Мальчишки присмирели и послушались и отдали уточке всех пятерых утят. Уточка собрала своих утят, когда ребята отошли.  И потом вместе с утятами пошла к озеру, а мальчишки по совету автора радостно кричали им вслед:- «До свидания!», — и кидали свои шапки вверх.

Вопросы к рассказу «Ребята и утята» (+ответы на вопросы)

Почему автор назвал свой рассказ «Ребята и утята»? 

Как составить 10 вопросов к рассказу «Ребята и утята»

Синквейн «Ребята и утята»

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пришвин
  4. Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением. 

Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти через дорогу. В это время там гуляли ребята. Они заметили выводок и захотели подержать утят в руках. Совершенно не подумав о последствиях, дети словили всех малышей. Уточка очень волновалась и переживала за своих деток. Она отлетела на некоторое расстояние от ребят и наблюдала за всем происходящим с огромным волнением.

Автор все увидел и очень строго спросил у детей, зачем они это сделали. Ребята ответили, что хотели просто подержать, а потом отпустить малышей. Тогда писатель объяснил им, что это очень трудно в дикой природе выжить таким маленьким утятам. Им приходится преодолеть много препятствий, чтобы добраться до озера. Дети отпустили утят и помахали им вслед шапками, желая птицам счастливого пути.

Пришвин сопоставил в рассказе детей и утят, чтобы ещё раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Совсем рядом с нами живут утки, гуси, зайцы и лисы. Необходимо жить так, чтобы не вредить другим. Автор своим рассказом учит детей не делать необдуманных вещей по отношению к братьям нашим младшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек. Уточка очень сильно переживала за своих деток, и это было видно. Она сидела с открытым от большого волнения клювиком. Ребята, схватив утят, не подумали, что малыши могут погибнуть. Писатель строго с ними разговаривал и объяснил их ошибку, чтобы дети все поняли и больше так не поступали. Ведь очень часто мальчишки ради забавы бросают в животных камнями. Они не думают, что могут поранить им лапку или крыло. Раненное животное не сможет убежать от хищника или у птиц не будет сил долететь на зимовку в теплые края. Таким образом, из-за озорства ребенка животное погибнет.

Своим небольшим рассказом автор учит детей не совершать плохих поступков по отношению к живой природе.

2 класс

Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Солженицына Матрёнин двор 9 класс

    Действие рассказа А. И. Солженицына происходит в середине 50-х гг. прошлого столетия. Повествование ведется от первого лица, своеобразного человека, мечтающего о жизни в глубинке родной страны, в отличие

  • Cочинение Компьютер — плюсы и минусы — друг или враг

    В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт.

  • Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс

    В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность

  • Сочинение Описание усадьбы и дома Манилова (поместье, интерьер)

    Помещик Манилов — один из центральных героев поэмы Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Важным элементом в его образе является описание поместья и господского дома, которое автор дает во второй главе произведения.

  • Сочинение на тему День семьи (праздник)

    Наверное, сейчас все знают о празднике всех влюблённых – 14 февраля, некоторые его отмечают, некоторые нет, а кто-то считает, что нужно отмечать только свои, российские, праздники.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пришвин
  • Анализ рассказа Ребята и утята

Сочинение Анализ рассказа Ребята и утята Пришвина

Михаил Михайлович Пришвин — это писатель, который всегда с уважением и чувством долга относиться к окружающей среде. Он всеми силами пытался научить людей, что следует следить за природой, ведь она дала нам жизнь и стоит её уважать. Поэтому об этом он писал в своих произведениях, где пытался побудить людей, чтобы они следили и уважали свой окружающий мир. В одном из рассказов «Ребята и утята» Пришвин как раз и говорит детям, зачем нужно ценить природу и меньших братьев.

История в произведении разворачивается вокруг маленького места, где однажды дикая мама утка решила повести своих маленьких утят к воде, чтобы они там научились плавать. Маленькая семья жила в безопасном месте, где довольно редко бывают люди и не водятся опасные хищники. К сожалению, что бы добраться до пруда предстояло пройти множество опасных мест. Поэтому однажды в один из светлых дней, мама утка решилась отвести своих малышей к пруду. Но когда они дошли до дороги их заметили ребята и решили подержать маленьких утят, поиграть с ними. Закончилось всем тем, что мама утка начала сильно испугалась за малышей, спряталась и начала тихо ждать, когда они, наконец, отпустят её потомство. Ребята не понимали, что могут нанести вред утятам и обращались с ними как с игрушками.

Вскоре всё это заметил мужчина, который и является автором рассказа, он подошел к ребятам и спросил, зачем они мучают бедных животных. На что дети ответили, что всего лишь хотели погладить, поиграть с ними. Но сам писатель объяснил им, что вот вы держите малышей, а мама волнуется, что она может их потерять и утята останутся без родни. Поняв это, мальчики отпустили малышей и, махая кепками, провожали маленькое семейство.

Михаил Михайлович Пришвин в этом произведение учит подрастающие поколение, что нужно заботиться об окружающих животных. С братьями меньшими нужно быть аккуратными и благоразумными. Если уж вы и встретили маленькое чудо, не стоит брать на руку, вы можете случайно его поранить, если захотите рассмотреть или поиграть. Вокруг нас живут братья наши меньшие: утята, зайцы, лисы и многие другие. Пришвин просит учить детей с самого раннего возраста заботиться о природе и животных, с тем же он обращается и к взрослым. Ведь наши братья меньшие, будь они хищниками или травоядными,  они умеют чувствовать, как и мы. Поэтому стоит бережно к ним относиться и любить их.

Сочинение 2

Рассказы М. Пришвина наполнены заботливым обращением ко всем животным, которые проживают на планете Земля. Повествование «Ребята и утята» тоже наполнено этим смыслом. Это история о дикой маленькой утке, которая вывела выводок птенцов.

Гнездо было в защищённом месте, но вода была не близко. Когда маленькие птицы немного выросли, мама-утка повела к пруду. Чтобы туда добраться, им нужно было пройти через дорогу. В тот момент на вдоль дороги прогуливались мальчишки.

Ребята увидели целый выводок маленьких птиц и загорелись желанием подержать их на руках. Естественно никто из детей даже не подумал о последствиях, и ребята поймали всех утят один за другим.  Мама-утка в свою очередь тревожилась о своих птенцах. Она улетела на некоторое расстояние от них, и с замиранием сердца следила за тем, что там происходило. Всё это увидел писатель. Он подошел к детям и сурово спросил, почему они так поступили. Тогда они ответили, что хотели взять птенцов на руки , а затем выпустить их на свободу. Тогда Пришвин пояснил в чём их вина и что в суровой дикой природе этим неокрепшим птенцам тяжело выживать, и для того чтобы поплавать в пруду им нужно пройти много преград на своём пути. Тогда дети выпустили птиц, желая им счастливого пути.

Уподобив детей с птицами, Пришвин в своём произведении хотел обратить внимание людей на то, что все мы жители одной большой планеты. По соседству возле нас обитают и другие живые существа и люди не должны причинять им вред. В своём рассказе автор хочет научить детей, чтобы они не совершали опрометчивые действия по отношению к животным. Что животные подобно людям тоже испытывают чувства. По уточке было видно, что она очень беспокоилась о своих детях. Она тревожно наблюдала с приоткрытым клювом от того, что сильно боялась за птенцов. Даже не думая о том, что птенцам грозит опасность умереть, дети ловили их.

Автор произведения сурово поговорил с ребятами и указал им на их ошибки, чтобы они всё поняли и больше так себя не вели, потому что часто ради удовольствия дети швыряют в птиц камнями. И им даже в голову не приходит, что они могут повредить им крылья и лапы. Животное, которому нанесли увечье, не способно скрыться от хищника, а птица не улетит зимовать на Юг. Прихоть и баловство детей приведет к гибели животного. Автор произведения хочет научить детей бережному отношению к окружающей среде, чтобы они не причиняли ей вред.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Ребята и утята

Анализ рассказа Ребята и утята

Популярные сегодня темы

  • Пейзаж в рассказе Бежин луг Тургенева 6 класс сочинение

    Произведение Бежин луг является частью большого сборника рассказов “Записки охотника, « в котором содержится множество небольших по объёму, но не по своей смысловой составляющей, произведения.

  • Описание деревни Плюшкина (усадьба)

    Как и усадьбы других помещиков, усадьба Плюшкина выражает его внутреннюю сущность. У Плюшкина большая деревня, с тысячью крепостных крестьян. На въезде в деревню находилась опасная бревенчатая мостовая, давно требующая замены.

  • План рассказа Лапти Бунина

    На хуторе, в барском доме, тяжело заболел ребенок. На улице уже несколько дней бушевала страшная непогода. Снежный буран замел все дороги. Мать больного мальчика горько плакала, не в силах помочь сыну

  • Образ Дориана Грея из одноименного романа Оскара Уайльда

    «Портрет Дориана Грея» написан величайшим английским и ирландским писателем Оскаром Уайльдом. Это его единственным роман, но он вызвал большой резонанс в обществе. Кто-то считал его чересчур откровенным

  • Анализ произведения Детство Толстого

    Лев Николаевич Толстой — один из самых популярных русских писателей, который знаменит и за границей. Так же он являлся публицистом, религиозным деятелем, просветителем. Его произведения наполнены глубинным смыслом.

Автор: Пришвин Михаил

Название: “Ребята и утята”

Жанр: рассказ

Тема произведения: человек и животные

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристика

  1. Рассказчик. Добрый человек, любящий природу.
  2. Мальчишки. Озорные, глупые.
  3. Утка. Заботливая мать.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Когда утка вела утят через дорогу, утят поймали мальчишки. Рассказчик пристыдил их, и мальчики отпустили птенцов.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Утка повела подросших утят к пруду через
    деревенскую дорогу.
  2. Возле кузнецы ее заметили ребята и стали ловить
    утят.
  3. Они поймали утят, а мама-утка беспокойно бегала
    вокруг.
  4. Рассказчик стал стыдить мальчишек, говоря, что
    утята маленькие, им и так тяжело идти.
  5. Ребята отпустили утят, а рассказчик стал махать
    им шляпой.
  6. Мальчишки посмеялись, но тоже стали махать
    утятам, желая им счастливого пути.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось, как мальчишки, вслед за рассказчиком, стали
махать вслед утятам шляпами. Они поняли, как нелегко проделать длинный путь
таким крохам, и потому желали им счастливого пути.

План произведения для пересказа

  1. Долгий путь к пруду;
  2. Шалость мальчишек;
  3. Вмешательство рассказчика;
  4. Счастливого пути!

Главная мысль

Звери и птицы не для игры, и поэтому их нельзя ловить и
обижать.

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить природу и бережно относиться ко всем
живым существам. Учит доброте и заботе к нашим меньшим братьям, справедливости.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравился этот смешной и поучительный рассказ. Я очень
порадовалась за маленьких утят, которых мальчишки не стали мучать, а отпустили,
прислушавшись к словам взрослого и умного человека — рассказчика.

Новые слова и выражения

Чирок-свистунок — дикая утка небольшого размера.

Верста — старинная мера длины.

Зашвырять — закидать, забросать.

Пословицы к произведению

У кого детки, у того и заботы.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто матери не слушает, в беду попадает.

Назад к содержанию

«Ребята и утята» читательский дневник

«Ребята и утята» читательский дневник

«Ребята и утята» – добрая и поучительная история о матери-утке, которая переводила через деревню своих крошечных утят к озеру.

Краткое содержание «Ребята и утята» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Ребята и утята

Число страниц: 2. Пришвин Михаил Михайлович. «Ребята и утята. Рассказы». Издательство «АСТ». 2017 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1943 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Мать-утка – важная, умная, очень любящая, заботливая и осторожная.

Утята – маленькие и беззащитные, но настойчивые и выносливые птенцы.

Мальчишки – озорные, весёлые, беззаботные ребята.

Рассказчик – умный, строгий, наблюдательный мужчина.

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила своё гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперёд свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их и огляделся в поисках матери-утки: та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они ещё совсем крошки. Ребята последовали его примеру и также пожелали утятам счастливого пути.

План пересказа

  1. Утка с выводком направляется к озеру.
  2. Опасная дорога возле кузницы.
  3. Неприятная встреча с мальчишками.
  4. Появление рассказчика.
  5. Утята на свободе.
  6. Мать-утка и утята продолжают свой путь.
  7. Прощание с утятами.

Главная мысль

Никогда нельзя обижать слабых и беззащитных.

Чему учит

Рассказ учит любить и беречь природу и никогда не причинять вреда живым существам. Также учит отвечать за свои поступки и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Отзыв

Большого уважения заслуживают люди, которые искренне любят природу, заботятся о ней. Нельзя обижать животных, которые не могут дать отпор и защитить себя самостоятельно. Хорошо, что ребята поняли, как были неправы, и исправились.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ребята и утята.

Пословицы

  • У кого детки, у того и заботы.
  • Кто матери не послушает – в беду попадет.
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Что понравилось

Понравилось, какой заботливой, любящей и осторожной оказалась мама-утка. Ей предстояла опасная дорога, но она мужественно отправилась к озеру со своими крошками.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

  • Пришвин рассказы слушать без остановки
  • Пришвин рассказы слушать аудиокнигу
  • Пришвин рассказы распечатать текст
  • Пришвин рассказы про природу
  • Пришвин рассказы про осень 2 класс