-
Присказка в сказке Иван крестьянский сын и чудо юдо
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
аноним
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия7 минут назад
Помогите, пожалуйста! Срочно надо!!!
-
Русский язык16 минут назад
Стоишь на руле⁴ синтаксический разбор предложения , помогите пожалуйста
-
История22 минут назад
Реформы Швеции История помогите плиз
-
Алгебра22 минут назад
Фотка снизу↓↓↓↓
////Очень надо это все решить/// -
Математика22 минут назад
помогите пожалуйста выполнить задание срочно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика6 часов назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы6 часов назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка
3 года назад · 48766 просмотров
Зачин — это… Присказка, зачин, концовка и повторы в сказках. Найди и выпиши зачины русских сказок: зачин в «Царевне-лягушке», «Коньке-горбунке», «Сивке бурке», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». Зачины народных и литературных, волшебных сказок — примеры. 3 зачина, 5 зачинов. 4 класс, 5 класс. Как вы понимаете смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович»? Какую роль играет зачин — начало сказки? Что такое зачин в литературе. Какие есть зачины?
Источник:
Зачин — что это такое? Примеры
Зачин — это традиционное начало сказки или былины. Примеры: «Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Как во городе то было да во Муроме…»
В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.
Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:
Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..
Слово «зачин» происходит от глагола «зачинать» — то есть начинать, приступать к чему-либо. Русская пословица гласит: «Зачин дело красит». Это значит, что хорошее начало предопределяет успех всего дела.
Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.
Зачин, присказка и концовка в сказке
Концовка — это традиционное завершение сказки. Например: «И я там был, мед-пиво пил…»; «И жили они долго и счастливо…»; «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»; «Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».
Присказка — это короткая забавная история, которую рассказывают перед полноценной сказкой. Цель присказки — захватить внимание слушателя, раздразнить его и развеселить, подготовив к восприятию настоящей длинной сказки.
Пример присказки: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?»
Присказка в сказке и запев в былине не являются зачином в полном смысле — они не связаны с повествованием, это внесюжетные элементы. Не зря после присказку часто заканчивают словами: «Это присказка — не сказка, сказка будет впереди».
Вообще же, присказка встречается нечасто — в фольклорных сборниках их можно пересчитать по пальцам. Вероятно, их использовали для привелечения внимания лишь скоморохи и иные профессиональные рассказчики.
Зачин в литературе
«Искусственный» зачин иногда используют поэты в стилизациях народных песен или сказок. Однако в них уже нет традиционных повторяемых формул, так что подобный «зачин» — это уже литературная игра.
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Зачин в сказке «Царевна-лягушка»
«Царевна-лягушка» — волшебная сказка, в ней происходят чудеса и невероятные превращения.
В начале у сказки — зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Завершается сказка концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Тут и там в сказке встречаются повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, осыпали костями-огрызками.
Используются неизменные эпитеты: тугие луки, острая стрела, птицы летучие, животные рыскучие, солнце ясное, столы дубовые, повесил буйну голову, дремучие леса.
Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин
Зачин в сказке «Сивка-Бурка»
Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: «Жил-был старик, у него было три сына».
Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год
Зачин в сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Зачин в сказке про Ивана — крестьянского сына и Чудо-Юдо: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына».
Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»
В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:
Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.
Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.
Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина
Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.
Зачин в сказке «Конек-горбунок»
«Конек-горбунок» — литературная сказка в стихах, написанная Петром Ершовым в 1834 году. Это не народная сказка, поэтому у нее оригинальный авторский зачин:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Концовка также стилизована под народную сказку:
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский
Вспомним стихотворения Пушкина и Лермонтова «Поэт»(одноименные названия) В них говориться о роли поэта в целом, о том что он должен призывать своего читателя,а не увядать в сторонке. Если литература замолкнет,то мир действительно рухнет. Ведь именно в ней,порой,мы находим ответы на жизненные вопросы.Литература помогает нам развиваться,чувствовать,фантазировать.
Н.А. Добролюбов: «Представляет собой высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни». «Не сентенция автора, а живое лицо». В ней больше проявляется намёк на новую русскую жизнь; «от неё можно ожидать слова, которое … развеет обломовщину». Когда она говорит Обломову, что ошиблась в нём, она уничтожает его так, как не был уничтожен ни один из обломовцев (Татьяной, Натальей, княжной Мери). Она не склоняет голову, чтобы переждать неприятности. «Она оставит и Штольца, если перестанет верить в него. А это случится, если сомнения не перестанут мучить её». Она сможет всегда различить знакомую ей обломовщину.
Ответ:
В тюркском были Аллах и было больше речи.В древнегреческом,Олимп в котором были боги и богини.Больше внимания эмоциам и деталям мифа.У славяней бог(бох)и больше было описания ситуаций и места происхождения.
Разруха находится прежде всего у нас в голове,порой мы сами поддаем плохой пример воспитания своих же собственных детей и получаем,как точно отметил Стародум «Вот злонравия плоды»,Митрофан вырос избалованным ,эгоистичным, безмозглым дурнем,что ж, в этом вина(частичная,но она все же есть)его матери госпожи Простаковой,урожденная Скотинина,которые не выносят на дух умных людей,приведу цитату-вот пойдет Митрофанушка в люди,а там одни умницы,их то я и боюсь.Я считаю , Простакова могла бы изменится,если бы было бы желание
Всемирно известная комедия Гоголя «Ревизор» была написана «с подачи»
А.С. Пушкина. Считается, что именно он рассказал великому Гоголю
историю, легшую в основу сюжета «Ревизора».
Нужно сказать, что комедию приняли не сразу – и в литературных
кругах того времени, и при царском дворе. Так, император видел в
«Ревизоре» «неблагонадежное произведение», критикующее государственное
устройство России. И только после личных просьб и разъяснения В.
Жуковского пьесу допустили к постановке в театре.
В чем же заключалась «неблагонадежность» «Ревизора»? Гоголь
изобразил в нем типичный для России того времени уездный город, его
порядки и законы, которые устанавливались там чиновниками. Эти
«государевы люди» были призваны обустраивать город, улучшать жизнь,
облегчать существование его гражданам. Однако на деле мы видим, что
чиновники стремятся облегчить и улучшить жизнь лишь себе, полностью
забывая о своих должностных и человеческих «обязанностях».
Во главе уездного города стоит его «отец» — городничий Антон
Антонович Сквозник-Дмухановский. Он считает себя вправе делать все, что
угодно – брать взятки, воровать казенные деньги, чинить несправедливую
расправу над горожанами. В результате город оказывается грязен и нищ,
здесь творится бесчинство и бесправие, недаром городничий боится, что с
приездом ревизора на него понесут доносы: «О, лукавый народ! А так,
мошенники, я думаю, там уж просьбы из-под полы и готовят». Даже деньги,
присланные на постройку церкви, чиновники успели растащить по своим
карманам: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном
заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть
сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт
представлял».
Автор отмечает, что городничий «очень неглупый по-своему
человек». Он начал делать карьеру с самых низов, добился своего
положения собственными силами. В связи с этим мы понимаем, что Антон
Антонович — «дитя» той коррупционной системы, которая сложилась и
глубоко укоренилась в России.
Под стать своему начальнику и остальные чиновники уездного
города — судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений
Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин. Все они не
прочь запустить руку в казну, «поживиться» взяткой от купца, украсть то,
что предназначено для их подопечных и так далее. В целом в «Ревизоре»
складывается картина российского чиновничества, «всеобще» уклоняющегося
от истинного служения царю и Отечеству, которое должно быть обязанностью
и делом чести дворянина.
Но «социальные пороки» в героях «Ревизора» — только часть их
человеческого облика. Все персонажи наделены еще и индивидуальными
недостатками, которые становятся формой проявления их общечеловеческих
пороков. Можно сказать, что смысл изображенных Гоголем характеров
значительно масштабнее их общественного положения: герои представляют не
только уездное чиновничество или российскую бюрократию, но и «человека
вообще», с легкостью забывающего о своих обязанностях перед людьми и
Богом.
Так, в городничем мы видим властного лицемера, твердо знающего, в
чем его выгода. Ляпкин-Тяпкин представляет собой философа-брюзгу,
любящего продемонстрировать свою ученость, но выставляющего напоказ
только свой ленивый, неповоротливый ум. Земляника – это «наушник» и
льстец, прикрывающий свои «грехи» чужими «грешками». Почтмейстер же,
«угощающий» чиновников письмом Хлестакова, — любитель подглядывать «в
замочную скважину».
Таким образом, в комедии Гоголя «Ревизор» перед нами предстает
портрет российского чиновничества. Мы видим, что эти люди, призванные
быть для своего Отечества опорой, на самом деле являются его
разрушителями, уничтожителями. Они пекутся лишь о собственном благе,
забывая при этом обо всех нравственных и моральных законах.
Гоголь показывает, что чиновники – жертвы той страшной
социальной системы, которая сложилась в России. Сами того не замечая,
они теряют не только свою профессиональную квалификацию, но и
человеческий облик – и превращаются в монстров, рабов коррупционной
системы.
К сожалению, на мой взгляд, в наше время эта комедия Гоголя
также чрезвычайно актуальна. По большому счету, ничего не изменилось в
нашей стране – бюрократия, чиновничество имеет то же лицо – те же пороки
и недостатки, — что и двести лет назад. Именно поэтому, наверное,
«Ревизор» так популярен в России и до сих пор не сходит с театральных
сцен.
Литература
5 класс
Урок № 4
Богатырская сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- черты волшебной, богатырской и героической сказки;
- нравственное превосходство главного героя;
- герои сказки в оценке автора-народа.
Тезаурус
Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.
Присказка — шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.
Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.
Постоянные эпитеты — красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение.
Сказочные формулы — устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.
Троичность – художественный прием, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трехкратном повторении действия.
Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.
Список литературы
Обязательная литература:
- Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304
- Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
- Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80
Дополнительная литература:
- Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254
- Гороховская Л.Н. Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
- Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
- Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
- Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
- Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
- Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
- Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (30.06.2019)
- Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm(30.06.2019)
- Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(30.06.2019)
- Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx(30.06.2019)
- Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/(30.06.2019)
- Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/(30.06.2019)
- Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/(30.06.2019)
- Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html(30.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Богатырские сказки являются одной из разновидностей сказок волшебных.
В богатырских сказках главный герой – мифологизированный персонаж, обладающий исполинской силой, иначе говоря — Богатырь. Он всегда получает к своему имени прозвище, согласно его происхождению или какой-то отличительной особенности – Иван-царевич, Иван – крестьянский сын, Иван-сирота, Иван-дурак, Иван вдовий сын, Иван медвежье ушко, и так далее.
В отличие от былинных богатырей, герой богатырской сказки, не служит князю, не является, как бы мы сейчас сказали, профессиональным воином, он мирный труженик.
В богатырской сказке присутствуют все элементы волшебной сказки:
Зачин богатырской сказки – наиболее самобытный элемент сюжета: он изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения о герое: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали…» Обращает на себя внимание то, что только младший из братьев имеет имя. Таким образом, читатель сразу обращает внимание на героя, этот персонаж выделен среди безымянных братьев.
Крестьянские сыновья сами принимают решение отправиться на бой с врагом, который разоряет русскую землю.
Вместо традиционной, для волшебной сказки, встречи с Бабой Ягой в избушке на курьих ножках, герои ведут беседу со старухой, которая и рассказывает им о бесчинствах Чуда-юда.
И вот братья у реки Смородины, у Калинова моста. Это место и в богатырских сказках, и в русских былинах является некой границей, за которой начинается царство темной силы. Именно из-за реки прибывает Чудо-юдо. Чёрный пёс и чёрный ворон на плече чудища указывают на то, что перед нами герой-злодей: «Выехал он на середину Калинова моста — конь под ним споткнулся, чёрный ворон на плече встрепенулся, позади чёрный пёс ощетинился».
Беду, которую он несет земле русской, подчёркивает тревожное состояние природы: «…сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали».
Три ночи бьется Иван крестьянский сын у Калинова моста, и каждую ночь на три головы больше у его врага. Таким образом, приём троичности подводит сюжет сказки к кульминации – наивысшему напряжению действия. И кульминацией будет третий, самый трудный бой Ивана.
У последнего чудища появляется волшебная способность: при помощи огненного пальца он приживляет свои отрубленные головы: «Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали».
Трижды срубает головы ему Иван крестьянский сын, трижды зовёт братьев на помощь – но, как и подобает настоящему богатырю, сокрушает врага сам.
Особе место в сказке играет – «помощник» — богатырский конь Ивана – он рвётся на помощь богатырю: Иванов конь громко ржет да с цепей рвётся. Конь старается помочь своему хозяину в бою: «Иванов конь прибежал, начал бить Чудо-юдо копытами. Засвистел Чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать… А Иван – крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек Чуду-юду огненный палец».
После гибели чудища от руки Ивана действие сказки не заканчивается, а словно начинает новый цикл. Теперь Ивану предстоит победить жён и мать чудищ. Злодейки оборачиваются тремя предметами: колодцем, яблоней и ковром, но все их хитрости знает наперед Иван крестьянский сын и спасает себя и братьев.
Спасаясь от змеихи, Иван с братьями использует не столько силу богатырскую, сколько смекалку: «Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть». Но окончательно побеждает врага все-таки силой: «поднял змеиху да со всего размаху ударил её о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял».
Героев ждет возвращение домой. Свойственная волшебной сказке концовка «Стали жить да поживать и добра наживать» трансформируется в этой сказке в формулу: «стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать». Так богатырь Иван становится вновь обычным крестьянином, возвращается к повседневному труду, к обычной жизни.
В сказке неслучайно подчеркивается крестьянской происхождение героя. В этом – вера народа в свои силы, в героический потенциал простого человека, в его храбрость смекалку, силу, которую дает любовь к родной земле.
Теоретический материал для углубленного изучения
Академик Борис Александрович Рыбаков считал, что «языческая романтика придавала особую красочность русской народной культуре. Все богатырские волшебные сказки оказываются фрагментами древних исторических мифов и героического эпоса». Таким образом, можно предполагать, что, несмотря на существенные отличия сказок от былин, и в сказках есть некая историческая основа, канва, которая помогает расшифровывать исследователям долитературное прошлое русского народа. И хотя в отличие от былинных богатырей – сказочные добрые молодцы не служат конкретной исторической личности, например, князю киевскому, но посыл для подвигов у них тот же – спасти от врага родную землю.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выбор элемента из выпадающего списка
Из предложенных вариантов выберите верный для подстановки на место пропуска:
«Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается Чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села _________».
Варианты ответов:
Разорить
Огнем спалить
Осадить
Задание опирается на сюжет изученной сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Читаем фрагмент текста и рассматриваем предложенный список вариантов. Вспоминаем, что одним из основных свойств чудища была его способность дышать огнем, и выбираем вариант «Огнем спалить».
Правильный ответ:
Огнем спалить
Установление соответствий между элементами двух множеств
Определите элемент сюжета сказки
Текст:
после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…
В некотором царстве, в некотором государстве…
И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять.
Элемент сказки:
Кульминация
Зачин
Концовка
Правильный вариант:
после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой… |
Кульминация |
В некотором царстве, в некотором государстве… |
Зачин |
И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять. |
Концовка |
Задание опирается на изучаемый в течение нескольких уроков теоретический материал. Предложенные в задание элементы сюжета сказки характеризовались как в ходе урока, так и рассматривались в тезаурусе. Вспоминаем, что устойчивая формула, открывающая многие сказочные сюжеты, звучит как «В некотором царстве, в некотором государстве… » и является зачином. Концовка является окончанием сказочного сюжета, и ей соответствует фрагмент «И стали они жить, да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять». Кульминацией, как неоднократно повторялось на уроках, является момент наивысшего напряжения противоборствующих сил. Для кульминации выбираем фрагмент сказки: «после того давай рубить ему головы – сшиб все до единой…» и, таким образом, устанавливаем соответствие между элементами.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?
В названии сказки мы видим противоборствующие стороны: Ивана-крестьянского сына и чудо-юдо. Против чуда-юда собрались выступить три брата, но на самом деле сражался только младший Иван. Чудо-юдо в названии дано в единственном числе (обобщенное зло), хотя на самом деле были три разных чудовища.
2. Чем занимались старик и старуха – родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
Старик и старуха были крестьянами, занимались земледелием. Когда пришло известие, что скоро появится на их земле чудо-юдо и погубит всех людей, старики опечалились, и старшие сыновья приняли решение уехать из дома и сразиться с врагом. Младший Иван не захотел оставаться в стороне от общей беды и поехал вместе с братьями, родители не посмели отговаривать сына в такой страшный час, когда опасность нависла над всеми.
3. Кого встретили братья в деревне? Что убедило братьев в том, что не напрасно они покинули родную землю и поехали с «чудом-юдом сразиться»?
Доехали братья до деревни, которая была разорена, только одна избушка и осталась, а кругом ни души, все порушено и выжжено. В доме нашли они старуху, которая рассказала о чуде-юде, которое уничтожило все вокруг, но ее пока не тронуло, видимо, она из-за старости своей не годилась чудищу в пищу. Бабушка похвалила молодцев за правильное решение ехать к калинову мосту и сразиться с чудом-юдом, чтобы спасти землю от гибели.
4. Как проявили себя братья в дозоре? Почему каждый новый бой с чудом-юдом становится всё тяжелее?
Подъехали братья к реке Смородине и решили держать дозор у калинова моста, чтобы не пустить в свои земли чудо-юдо. Только не устояли старший и средний братья перед сном, проявили беззаботность, и пришлось Ивану сражаться с двумя чудами-юдами о шести и девяти головах. А в третью ночь, в свой дозор, сразился Иван – крестьянский сын с самым большим чудом-юдом о двенадцати головах с огненным пальцем. И опять безответственные братья чуть не погубили Ивана и всех людей из-за своего крепкого сна. Каждый бой Ивана был труднее прежнего – таковы цена и испытание за свободу и счастье родной земли.
5. Проследите по тексту, как называют Ивана – крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано? Кто и когда помогал братьям?
В начале сказки младшего брата называют ласково Иванушкой, потом Иваном, Иваном – крестьянским сыном его называют чуда-юда (видимо, было предсказано им, что только Иван – крестьянский сын сможет справиться с ними, потому что окружение чуда-юда (конь, ворон и пес) чувствовало опасность при приближении к Ивану. И не напрасно – все три боя выдержал только Иван и победил, и в конце сказки его величают Иваном – крестьянским сыном (это как взрослого уважаемого человека по имени отчеству).
На обратном пути помощь братьям оказали кузнецы, спрятав их в кузнице от матери-змеихи.
6. Какие черты характера Ивана – крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
Иван – крестьянский сын очень ответственно относится к делу, он осознает, что враг хитер и силен, а потому бдительность необходима. После двух боев Иван понимает, что это еще не победа, что впереди самый страшный бой и призывает братьев помочь ему. Иван очень смел, он один на один выходит на битву с врагом, не боится прямо отвечать чуду-юду. Иван – защитник семьи и родной земли, он очень внимателен, потому ему удается узнать замыслы змеевых жен и матери-змеихи и спасти братьев от неминуемой гибели. Он не гордится и не хвастается своей силой и победами, он, младший, но по делам и уму оказывается единственным спасителем людей.
7. Подготовьте рассказ об Иване – крестьянском сыне.
Иван- крестьянский сын – младший в семье. Его все называли Иванушкой. Родители были крестьянами, пахали землю, сеяли зерно, без дела не сидели ни дня. Но пришла беда: разнесся слух, что чудо-юдо подбирается к их землям, а соседние уже разорил и людей уничтожил. Иван вместе с братьями собрался на защиту земли, хотя те и не хотели брать младшенького с собой – хотели, чтобы он остался на утешение родителям. Но мать и отец благословили всех троих сыновей на ратный подвиг.
И именно Иван оказался настоящим воином, смелым, находчивым, сильным, сумевшим в одиночку убить трехглавого и шестиглавого змей. И только в третьем бою братья ему помогли, но лишь тем, что выпустили на подмогу Ивану его верного коня.
На обратном пути Иван трижды спас братьев от смерти, и опять благодаря тому, что не спал, а подслушал разговор жен и матери змеев.
Мне думается, что в образе Ивана сказитель-автор отразил лучшие качества русского народа, которые проявлялись в минуты опасности и помогали защищать родную землю.
Обогащаем свою речь
Подготовьте сказывание сказки, используя зачин, повторы, постоянные эпитеты, концовку; перескажите подробно диалоги, включая слова и отдельные словосочетания из текста. Например:
– Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали…
– Затужили старик со старухой, загоревали…
– В некотором царстве, в некотором государстве…
– И стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. И было у них три сына. Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали. И вот прокатился слух о грозящей беде: будто в соседних землях появилось чудо-юдо, которое людей убивает, землю разоряет, а города и села огнем сжигает.
Затужили старик со старухой, загоревали от такого известия, а старшие сыновья стали их успокаивать:
– Не печальтесь, батюшка и матушка! Мы поедем, найдем чудо-юдо и будем с ним биться насмерть, но в родную землю не пустим. А чтоб веселее вам было, пусть Иванушка с вами остается. Но не согласился со старшими младший брат Иванушка:
– Не смогу я спокойно дома сидеть да вас ждать – тоже поеду с чудом-юдом сражаться.
Не стали отговаривать Ивана отец с матерью, собрали в дорогу трех сыновей. А те сели на коней добрых, взяли с собой мечи булатные да котомки с хлебом-солью и отправились в путь.
Приехали в какую-то деревеньку, от которой и остался-то один дом. Зашли в него и увидели старуху на печи. Рассказала она братьям, что землю разорил и людей убил чудо-юдо. А когда узнала старушка, что братья его и ищут, чтобы сразиться с ним, похвалила добрых молодцев за решение правильное.
Приехали братья к калинову мосту на реке Смородине. Решили ночами дозор держать, чтобы не пропустить чуда-юдо на свои земли. В первую ночь дежурил старший брат, да уснул он и не слышал, как младший Иван сражался с чудом-юдом трехголовым. На следующую ночь средний брат пошел в дозор, но и он уснул. И опять бой принял Иван. Сражался он уже с чудом-юдом о шести головах.
Перед третьей ночью повел Иван своих братьев к мосту и показал им головы змеевы, предупредил, что нынче ночью будет самый страшный бой, а потому должны братья помочь ему, а не спать. Объяснил Иван, что должны сделать братья.
Ночью появилось на мосту чудо-юдо о двенадцати головах. Ворон на его плече встрепенулся, конь под ним споткнулся, а пес сзади ощетинился.
– Что ты, конь мой, споткнулся? Отчего ты, ворон, встрепенулся? Почему, пес, ты ощетинился? Уж не Ивана ли крестьянского сына вы почуяли? Так он еще не родился, а и родился, то на бой не сгодился. Как дуну – так от него ничего и не останется.
Вышел тут Иван перед врагом:
– Зря похваляешься, как бы не опозориться!
– А так это ты, Иван – крестьянский сын, и есть! Зачем пришел?
– На тебя посмотреть да с тобой сразиться.
– Да ты муха передо мной. Куда тебе силу мою пробовать!
Отвечал тогда Иван чуду-юду:
– Я пришел не сказки тебе рассказывать и не твои сказки слушать, а сражаться с тобой на смерть!
И начался тут бой. У этого чуда-юда был огненный палец, с помощью которого отрубленные головы у него вырастали вновь. Змей пытался хитрить, просил передышки, но Иван понимал, что это для него погибель. Пришла пора звать подмогу. Насилу разбудил Иван опять крепко спящих братьев. Те отвязали жеребца, который пришел на помощь хозяину. Как только удалось срубить огненный палец, сразу и дело у Ивана пошло. Победил он змея о двенадцати головах!
После отдыха пошел Иван к каменным палатам, где жили чуда-юда со своими женами и матерью, подслушал их планы. Это помогло Ивану спасти братьев и себя на пути домой.
А когда вернулись к родителям на родную землю, то стали они жить да поживать, поле пахать, рожь да пшеницу сеять…
Литература и изобразительное искусство
Какие иллюстрации к этой сказке вам понравились? На что обращает внимание художник? Как вы себе представляете бои, которые вёл Иван – крестьянский сын с чудом-юдом? Опишите устно или нарисуйте.
В учебнике помещены две иллюстрации к сказке художника В. Бельтюкова. На первой мы видим встречу на калиновом мосту Ивана – крестьянского сына с чудом-юдом девятиголовым. С плеч змея взлетает ворон, конь под ним как бы в испуге приостановился, а сзади к земле прижался пес. Сам змей тремя головами дышит огнем. Иван же преградил путь чудищу и готов с ним сразиться. На другой иллюстрации мы видим момент боя Ивана с двенадцатиголовым чудом-юдом. Девять голов змея извергают огонь, но крепко обеими руками держит булатный меч Иван, его фигура полна решимости стоять до конца, но не пропустить чудо-юдо дальше.
Итак, вы прочитали и пересказали статьи об устном народном творчестве, о сказках, познакомились с двумя волшебными сказками, подумали над их содержанием. Постарайтесь составить развёрнутое устное высказывание о русском фольклоре, включив в него ответы на следующие вопросы: какие жанры устного народного творчества вам особенно близки? Какие особенности народных сказок вам кажутся важными?
Фольклор – это устное народное творчество. Это то, что создавалось народом веками и передавалось из уст в уста, когда еще не было письменности. В фольклоре много жанров: песни, пословицы, обрядовые заклички, скороговорки, пестушки, загадки, считалки, сказки. Несмотря на то, что все это создано сотни лет назад, мы и сейчас пользуемся считалками, скороговорками, загадками, пестушками, закличками, и, конечно, все любят сказки.
Русские сказки особенные по своему укладу, герои сказок, как положительные, так и отрицательные – собирательные образы. В сказках выражается народная мудрость, они учат тому, как нужно жить, как поступать, как относиться к природе и людям. В сказках много постоянных эпитетов, присказок, есть загадки, повторы, свой ритм, сказки по-особенному начинаются и заканчиваются – все это обогащает нашу речь, делает ее выразительной и интересной.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).