Присказка в сказке спящая царевна жуковский 5 класс

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Есть ли в сказке «Спящая царевна» присказка, зачин, концовка и повторы?

Есть ли в сказке «Спящая царевна» Жуковского зачин, концовка и повторы?

Присутствует ли в тексте присказка?

1 ответ:



1



0

Жуковский ставил цель сделать сказку, наиболее похожую на народную, поэтому она вобрала в себя многие особенности народных сказок. Соответственно, тут присутствует зачин, который начинается следующими словами:

BpM0Iw5rPTKooYZX0qXwIPuMlCe4JS.png

Концовка тут тоже присутствует и выглядит она вот так:

d1VyRydLmRoXPGBn0RjTQXUtlMwuA7t.png

Под присказкой зачастую подразумевают короткую историю или прибаутку, которая начинает или заканчивает произведение. В нашем случае есть две присказки. Они чётко совпадают с концовкой и зачином. Это небольшие кусочки повествования, которые логически начинают и завершают сочинение.

Повторов в сказке много, но не так много как в произведении Пушкина. Например, в произведениии Пушкина есть троекратный повтор, когда царица трижды проговаривает к зеркальцу и Елисей тоже трижды спрашивает то, что ему нужно у сил природы:

q2DmXAIsbRtQZtyZ9Q79osx0HRxInGXY.png

Тут к повторам можно отнести:

Oj35F40T4uVPcNygavSp9YdjbCnY.png

Читайте также

Сказка «Спящая красавица» принадлежит перу Шарля Перро и её можно отнести к волшебным. В сказке происходят чудеса, а также имеются персонажи, которые умеют творить волшебство.

Темой сказки является колдовство обиженной феи, в результате чего принцесса заснула на сто лет. Такая тема поднимается и в других авторских сказках, например, в сказке Жуковского «Спящая царевна».

В сказке имеется много положительных героев: принцесса, её родители, добрая молодая фея, отважный принц. Отрицательная героиня в произведении одна — злая фея, не приглашенная на день рождения принцессы. Именно она и заколдовала девушку, которая через пятнадцать лет должна была уколоться о веретено и умереть. Правда, юная фея смягчила колдовство, благодаря чему принцесса заснула, а не умерла.

Главная мысль сказки заключается в том, что от судьбы сложно уйти, но попытаться стоит. Сказка «Спящая красавица» напоминает нам, что добро побеждает зло. Победить зло может только милосердие, добро и любовь, что и подтверждает счастливый финал сказки. Колдовские чары развеялись, принцесса проснулась и вышла замуж за прекрасного принца.

Зачин — это начало сказки. В отличие от присказки, в нём сообщается о месте и/или времени действия, главных действующих лицах повествования. Зачин погружает слушателя/читателя в сказочную атмосферу и создаёт интригу, часто в нём используются традиционные формулировки. Вот и в сказке «Подземные царства» мы находим все элементы зачина:

sUEhbDbtnZWqcIYMgwqDMaFHNNiGKMR.png

Мы узнаём о времени действия и попадаем туда, где живут фантастические существа (лешие, ведьмы, русалки) и случается то, чего не может быть в реальной действительности (летают жареные куропатки), знакомимся с действующим лицами (царь Горох, царица Анастасия Прекрасная и три сына-царевича). Напевность первой фразы своей длительностью и насыщенностью информацией, приглашает нас уютно устроится на диване и погрузиться в мир сказки, где героев ждут волшебные приключения.

Сказка «Сестрица Аленушка да братец Иванушка» начинается следующими словами «Жили-были…» есть определение главных героев, о которых пойдет речь в сказке, поэтому эти слова являются зачином. Иногда в зачине говорится о месте, где произойдут события, названия государства, но в сказке про Аленушку только упоминание главных героев.

vShbpPzyx73Mkqls4uzCSIC3eeTfx.png

К сказке «Спящая красавица» подойдут такие пословицы:

«Где гнев, там и милость» — старая фея предрекла зловещее будущее для принцессы, но молоденькая фея проявила милость к принцессе и смягчила его. Так принцесса укололась веретеном и проспала сто лет, а потом ее разбудил принц своим поцелуем.

«Чему быть того не миновать» — царь приказал попрятать все прялки, но принцесса все равно укололась, так что эта мера никак не помогла.

«Суженый и на печи найдет» — за сто лет, которые проспала принцесса замок обветшал и зарос сорняками. Но это никак не помешало принцу отыскать свою принцессу и разбудить ее поцелуем.

В этом есть скрытый контекст. То что сказано это народная фантастика, как бы утешение и надежда на светлое будущее. Вот и пиво, мёд как бы было но ничего в плоть не попало. По современному говоря виртуальная реальность, иллюзия и ничего более.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Урок литературы в 5 классе

«В.А.Жуковский. Волшебная сказка

«Спящая царевна»

Подготовила:

Бондаренко Марина  Александровна,

учитель русского языка и литературы

Новоалександровка, 2015

Цели:

  1. активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
  2. создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
  3. воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

Планируемые образовательные результаты:

— предметные:  ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

— метапредметные:

регулятивные —  содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные —  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— личностные:  воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая

Методы ведения урока: словесный (беседа), практический,   проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (с выходом в интернет), учебник, карточки.

Ход урока

  1. Организационный этап    

 Учитель:  С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Этап актуализации знаний, способов деятельности

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные

 ученики будут награждены медалями «Читай-ка». (Слайд 1)

— Итак, вспомним изученное.

У вас карточки, на которых нужно назвать  жанры произведений В.А.Жуковского (Слайд 2,3)

  1. Этап подготовки к восприятию новых знаний, способов деятельности

Учитель:  Какова же тема нашего урока?

С  большим, известным поэтом продолжим работу на уроке. Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.

1. Актуализация  знаний

Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. (Слайды 4 – 11).

— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского.  ( + Слайды 12 — 15) Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка  «Спящая царевна». (Слайд 16)

  1. Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы

— Итак, наш основной проблемный вопрос таков:

  • Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая   красавица» — сказка?
  • В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

 2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку.

Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

  1. Этап изучения нового материала, первичное закрепление знаний, способов деятельности

 1. Чтение произведения  (выборочно учащимися).  

— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.

— Похоже  ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские

сказки?

— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало

  вас?

— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?

 —Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа (Слайды 17 – 25+ самост. поиск значений слов в электронном словаре «Словорус»)
 —  Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

Ланиты — щеки.
— Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

  1. Этап  закрепления знаний, способов деятельности
  1. Чтение-сканирование:

                        — Стр. 54, 1-й столбик.

                        — Стр.51, 2-й столбик (-Вот, глядит, отворена…).                    

  1. Чтение «буксир».
  2. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной                                                               сказки

— Определите жанр произведения.

— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 ( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…» )

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
( Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.  В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)

— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

  1. Работа над содержанием, выделение выразительных средств.
  • Работа над содержанием:

— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
—  Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
—  Кто пробудил царевну от волшебного сна?
—  Расскажите о героях сказки.
—  Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна» (слайд 26+ заранее дана ссылка на сайт виртуальной картингой галереи «GALLERIX»). Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте
.

— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?          

— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?

— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)

— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)

— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./

  Молод цвет её ланит./…)

— Найдите строки пробуждения царевны?

— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.

— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные (Слайд 27).

— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.

— Свадьба, пир, и я там был

   И вино на свадьбе …;

   По усам вино бежало.

   В рот же капли не …… (Слайд 28)

  • Выделение выразительных средств: (в парах)

Задание 1 ряда:

Задание 2 ряда:

Выписать эпитеты

Выписать сравнения

Физминутка

Гимнастика для глаз

  1. Этап  обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?

  Что объединяет их?

— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники:

 Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.

  1. Создание динамической картины

— Представьте, что вы  — художники-мультипликаторы. Опишите (изобразите)  кадры воображаемого фильма по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (каждая группа последовательно составляет презентацию из 3-5 слайдов (1-3 группы – по 3 чел., 4-я гр. – «собирает» кадры в фильм). По окончании работы класс смотрит «фильм».

 2. Тест (резервное время) (Слайд 29 — 30)

Добрый царь

Молод цвет её ланит

.

Матвей

Царевна

  1. Этап  контроля, самоконтроля

Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы:  Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
     
( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
      
Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
      
( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы:  Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

  1. Этап  информации о домашнем задании  (Слайд 31)

1.Выразительное чтение сказки.

2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

— Выберите одно из заданий на выбор.

Учитель:

 — Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока?

— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?

—  В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?

— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?

— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

  1. Этап  рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (Слайд 32)

 — Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:                    

 Вы учитесь упорно,

 Стараясь двигаться вперёд!

 Вы очень любознательный,

Школьники, народ!

В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:

(Слайд 33)

                      …
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…

Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?

Поощрение уч-ся  медальками “Читай-ка”.

Спасибо за работу. (Слайд  34)

Список использованной литературы:

  1. Жуковский, В. А. Спящая царевна. – Москва: «ЭКСМО», 2005.
  2. Жуковский, В.А, Сказки.- Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009.
  3. Казакова, С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009.
  4. Филонова, Ю. А. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»/ Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2011.
  5. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/14/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-va-zhukovskiy-lichnost-poeta.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.

Литература

5 класс

Урок № 11

Жуковский В. А. «Спящая царевна»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь творчество В. А. Жуковского.
  2. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
  3. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.

Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.

Терновник – вид колючего кустарника.

Ланиты (устар.) – щёки.

Чело (устар.) – лоб.

Очи (устар.) – глаза.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.

Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!

Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.

Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.

Автор рисует картины спящего красочного мира.

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.

Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.

В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей…

Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.

Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)

Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.

Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.

Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.

Теоретический материал для углубленного изучения

В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.

«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

Варианты ответов:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица» Шарль Перро

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Задание: восстановите последовательность событий в сказке

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Присказка в сказке о царе салтане о сыне его
  • Приставка кое как пишется
  • Присказка в сказке о балде и его работнике балде
  • Приставка квази как пишется
  • Присказка в сказке морозко

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии