«Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал …»:
урок толерантности в произведении А.И. Приставкина
«Ночевала тучка золотая»
ЭССЕ
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет»…
Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»
М.Ю. Лермонтов «Валерик»
«В жизни каждого человека есть время, которое самым существенным образом повлияло на его формирование, потрясло его душу. Для меня таким временем была война. Тяжелая судьба и нелегкая жизнь играет главную роль в судьбе писателя. Военная детдомовская тема не давала покоя, как осколок, засевший у сердца…» [1]
Анатолий Приставкин, написав свою повесть «Ночевала тучка золотая», высказал своё выстраданное, наболевшее, поделился своими воспоминаниями. Детская память о войне, не умирающая уже в нескольких поколениях боль.
Словосочетание «беспризорное дитя» определяет общественный статус, образ жизни и судьбу главных героев повести – Кузьмёнышей. Правда, в центре повествования оказывается не одно дитя, а нераздельное органическое единство двоих братьев Кольки и Сашки Кузьменых. Принципиальная значимость братства как формы и способа человеческого существования получает сюжетное подтверждение: когда один из братьев-близнецов погибает, второй выживает только благодаря тому, что рядом с ним появляется новый, такой же неразлучный и преданный брат. Приставкин говорит о неразлучности близких людей, поднимает вопрос одиночества. После смерти Сашки одиночество сомкнулось вокруг него железным кольцом, когда он не только умом, но и всем своим измученным естеством осознал, что он теперь один, жизнь потеряла для него смысл: для себя сил у него не было. И, свернувшись клубочком на грязном полу колонии, он лёг умирать. К жизни его вернул Алхузур, он стал ему братом.
Социально-бытовые обстоятельства жизни героев повести можно определить одним словом: страшные. Автор ярко описывает жизнь детдомовцев с её редкими и скудными удачами, когда сбывается мечта «извечная, голодного шакала о жертве». Взрослые равнодушно обрекают детей на голод, что тогда детям делать? В данном случае воровство не является преступлением, оно оправдано. Нельзя без сочувствия следить за той поистине героической борьбой за выживание, которую ведут два близнеца.
Детдомовцы, колонисты, беспризорники – таков их общественный официальный статус. В переводе на обиходный, в том числе на собственный язык – «урки», «шакалы», «шпана», «блатяги», «дикая орда». Они переселились на Кавказ и теперь стали чужаками. В ту пору с Северного Кавказа изгоняли в вечную ссылку целые народы. Коренные жители отчаянно цеплялись за дедовскую землю, за отчий край. Солдаты выполняли приказ, уверенные, что наказывают врагов Родины. И в этом братоубийственном безумии закрутило и детей из Подмосковья. Звучали выстрелы, гибли люди, гибли дети…
Сцену, написанную А. Приставкиным, не часто встретишь в нашей литературе. Колька своими глазами увидел, какую смерть принял его брат. От увиденного помутился рассудок. Но поддастся ли мальчик озверению или сохранит сердце? Жестокость нередко рождает ответное чувство мести. Где конец зловещей цепи, в которой всегда кто-то заинтересован, кому-то она на руку?..
Когда Колька везет на тележке мертвого брата с выклеванными вороной глазами, он будто действует по инерции, осуществляет прежний их план удрать с гибельного Кавказа. Сашка для него еще живой, и он хочет, чтоб тому было удобно в тележке, а в собачнике, железном ящике под вагоном, не было холодно. Но его сбивчивые мысли уже шли дальше, он пытался понять, почему убили Сашку. Недоумения в этих мыслях больше, чем гнева. Колька вел воображаемый разговор с убийцей: «Слушай, чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! Нас привезли сюда жить, так мы и живем, а потом мы бы уехали все равно. А теперь, видишь, как выходит… Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют… А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты – погибнете. А разве не лучше было бы, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже чтоб жили?… » [2, с. 240-241]
Одиннадцатилетний Колька несмотря на пережитый ужас не озверел, а пытался понять, почему чеченцы убили его брата.
«Новый Сашка» появляется взамен мертвого, его зовут Алхузур – это чеченец, сверстник Кольки. Такой же одинокий, неприкаянный сын войны, лишившей его крыши и родителей. В придачу – права жить в родимом краю. Они сближаются, когда заболевший Колька в бреду зовет брата, а над ним склоняется Алхузур, на ломаном русском языке уверяя: «Я, я Саск … Хоти, даэк зыви … Буду Саск …». [2, с. 252]
Заботой, смелостью, готовностью делить любые опасности Алхузур доказывает свое право стать Колькиным братом, называться Кузьменышем.
Дети войны оказались мудрее взрослых, щедрее душой, дальновиднее.
Автор «Тучки» глубоко убеждён в том, что дети всегда и неизменно добрее и интернациональное, чем взрослые.
Прошли годы, но пламя межнациональной вражды не погасло, оно тлеет и в любую минуту может вспыхнуть с новой силой. И до сих пор нет ответа на наивный детский вопрос героя повести: «Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все люди были живые (…) ?».
Эти слова звучат как предупреждение всем нам, ныне живущим.
Только память о трагических ошибках прошлого может спасти нас от повторения их в настоящем и будущем.
Список источников и литературы:
1. Белоусенко А. Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008) [Электронный ресурс] /Белоусенко А. – Режим доступа: http://www.belousenko.com/wr_Pristavkin.htm
2. Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая: повесть/ А.И. Приставкин. – М.: Астрель, 2008. – 287 с. – (Любимое чтение)
Размышление над прочитанной книгой (по произведению А. Приставкина «Ночевала тучка золотая»)
- Категория: Итоговое сочинение ЕГЭ
В народе говорят: время лечит раны. Может быть! Но, кажется, те, после которых остались рубцы, ему всё-таки неподвластно. Они постоянно напоминают о боли, которую перенёс человек. Память прошлого отзывается горечью в настоящем. Время и память — два абстрактных понятия. Но сочетания «память времени» и «время памяти» наполнены конкретным смыслом и представляют собой неразделимо важное звено в развитии человечества. Память времени — это урок. Время памяти — это предостережение.
История человечества помнит все уроки. Жаль, что люди забывают о них либо вспоминают не вовремя, а слишком поздно. Но, тем не менее, время памяти сегодня, как никогда, актуально. Война заставляет задуматься над вопросами: почему и зачем? Зачем нужно убивать друг друга, лишать крова и приносить страдания? Конечно, ответить точно и просто на это невозможно, потому что жизнь намного сложнее, чем она кажется на первый взгляд. Именно об этом повествует Анатолий При- ставкин.
Поэтические строки М. Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая», послужившие названием повести писателя-современника, наводят на вопросы: почему «ночевала», почему не ночует сейчас? Куда она исчезла? Какая туча явилась на смену той «золотой»?
Ответ всем ясен. Это туча войны, которая обрушивает на Землю железный град, уничтожая жизни и порождая всё новые страдания и месть. Как раз об этом нам сегодня напоминает данное произведение писателя, в котором представлена суровая проза жизни детей, сумевших выстоять во время Великой Отечественной войны и продолжить жизнь.
Голодное, жестокое детство — горький факт советской истории, нити которого тянутся в современность. Анатолий Приставкин рассказывает о невыносимых буднях детского дома, о братьях-близнецах Сашке и Кольке Кузьминых, по прозвищу Кузьмёныши, об их изобретательности и отзывчивости на малейшее сочувствие и доброту. Эти ребята героически ведут борьбу за жизнь. Их страстное желание — «вдохнуть не грудью, животом вдохнуть опьяняющий, дурманящий хлебный запах». Мальчики «прослышали» о том, что по интернатам собирают желающих поехать на тёплый хлебный Кавказ.
Кузьмёныши отправляются в это трудное путешествие, превозмогая голод и болезни. Они надеются, что придёт конец их мукам, потому что с этим местом связаны их большие мечты о жизни новой. Но судьба уготовила им жестокое испытание — пройти через позорную страницу истории национальной вражды.
Итак, что же было тогда?.. Богатый край предстал в виде пустых кавказских деревень, неубранных и брошенных полей, безлюдных домов, от которых веяло страхом. Какая беда поразила этот край? Что случилось с местными жителями — чеченцами и ингушами? А случилось то, что по правительственному приказу из-за нескольких предателей, пошедших в услужение к гитлеровцам, целый народ переселён с его родной, вековечной земли в другое место. А такие обиды горячий кавказский народ вряд ли мог простить и смириться с несправедливостью. Автор повести показывает нам войну в войне: война с немцами, с одной стороны, и война с чеченцами — с другой. Результатом этой военной кампании были смерти и страдания невинных людей. И маленьким героям из этой скорбной чаши пришлось хлебнуть немало горя. Сашка стал жертвой межнациональной политики. Его ужасная смерть заставила Кольку выжить. Выжить чудом! Выжить, чтобы показать взрослым «дядям» образец проявления истинного гуманизма. Символическая встреча мальчишек противоборствующих сторон, Кольки и Алхузура, не случайна, она уготована свыше.
Два одиноких существа встретились, чтобы выдержать выпавшие на их детскую нелёгкую долю все испытания: войну, болезни, голод, скитания и, наконец, межнациональную рознь. Колька потерял своего родного брата Сашку, долго искал, а когда нашёл, то «оцепенел». «Сашка не стоял, он висел, нацепленный на остриё забора, а из живота у него выпирал пучок жёлтой кукурузы. Один початок был засунут в рот». Потом он увидел, что у брата нет глаз, их выклевали вороны. Ошарашенный увиденным, Колька «заорал, завыл, закричал», разгоняя хищных птиц. Едва передвигаясь, он вернулся к телу брата, осторожно снял и спрятал в доме.
Боль, страдания, ужас увиденного заставляют Колку теперь самому думать и самому принимать решения (раньше мозговым центром был именно Сашка). Совсем незадолго до случившегося была у близнецов заветная мечта — уехать навсегда из этого края. Видимо, предчувствовали беду, поэтому и место в поезде себе определили — железный ящик, собачник. Итак, решение найдено. Колька отправляет мёртвого брата путешествовать, чтобы никто и никогда не мог больше глумиться над телом его брата.
До глубины души потрясает разговор Кольки с мёртвым братом. Он убеждает покойного, что за него отомстят: «<…> бойцы говорили <…> Едут чеченов убивать. И того, кто тебя распял, тоже убьют. А вот если бы он мне попался, я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить. <…> спросил бы его, зачем он разбойничает? Зачем он кругом всех убивает? <…> Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не воюем! <…> Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли тебя убьют <…> А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и мы — погибнем». Волосы встают дыбом, сердце останавливается, когда читаешь эти не по-детски серьёзные размышления. Посмотрите, сколько безысходности в каждой мысли ребёнка! Каждое предложение наполнено смертью, исходящей от глагола «убить» и его синонимов. И как набат звучат его риторические вопросы, обращённые к мыслящим людям: «А разве не лучше было бы то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили?». Конечно, лучше! Но какой-то кучке людей война и национальные распри выгодны. Для них человеческая жизнь ничто. Горе и боль им чужды, потому что их жизненные принципы сводятся к удовлетворению собственного «эго». Детской же натуре присуще сопереживание, и поэтому страдания Алхузура, у которого погибли все родственники, близки Коль- киным. Его отчаянное «зачем, зачем я?» рождает клятву — не брать оружие в руки.
Мальчишки понимают, что во всём виновата война, что именно она обрекла их на все мучения и страдания. И только миролюбие обоих объединит их навеки (Алхузур жестами, указывая на пистолет, и ломаным русским языком подтверждает свои мысли о виновнице случившегося. А Колька в своём монологе, обращённом к истерзанному брату, говорит: «Я, знаешь, Сашка, не стал бы его губить…»), а истинный гуманизм ребят поможет пройти через все испытания. Так, Кольке, умирающему от горя и отчаяния, для возрождения к жизни был послан небом Алхузур. Всё время, пока тот был в беспамятстве, за ним ухаживал незнакомец, поил водой, накрывал чем-то тёплым и исчезал, чтобы снова возникнуть со своей кружкой, а потом кормил его по одной ягоде виноградом и разжёванными кусочками орехов. Дело пошло на поправку.
Алхузур был согласен, чтобы его называли Сашкой. В знак благодарности за всё Колька доверил ему тайну о кладе, и Алхузур оправдал это доверие. А потом мы узнаем, что наступила Колькина очередь экзаменовки на верность и дружбу. От случайно зашедшего русского солдата он прячет Ал- хузура, убеждая того, что это его родной брат.
Колька своим детским умом сам дошёл до того, что солдат, озлобленный и одержимый чувством мести, убьет мальчика, потому что тот чеченец. Полученные от солдата хлеб, таблетки, кашу Колька делит на две части и заставляет есть своего спасителя.
Взаимовыручка определяет их дальнейшую дружбу. Во время путешествия к станции Колька чуть не погиб от руки чеченца, но Алхузур вступился за него, со слезами умолял земляка не убивать русского мальчика. Перепуганный до смерти, Колька долго не мог прийти в себя, а когда очнулся, они скрепили своё братство кровью. Теперь они родные. Родные до конца дней своей жизни.
Войне и национальным распрям не удалось расставить этих маленьких людей по разным берегам, потому что они оказались друг для друга одновременно и плотом, и кормчим в этой бурлящей реке жизни, благодаря чему и «выплыли». Их случайно поймали. Они, обнявшись, спали в кустах. Когда их стали разнимать, оба одновременно закричали. Врач констатировала, что у них дистрофия и нарушение психики. Дети разлучать себя не позволяли и поднимали крик, если одного из них уводили на медосмотр. А потом детдом… И никому из взрослых не удалось разлучить их. Они выдержали проверку на преданность тяжёлыми жизненными обстоятельствами. Их души не стали чёрствыми и не породили месть, а, напротив, воскресили взаимопомощь и любовь. Эти беззащитные ростки способны были выстоять и продолжить жизнь. Им не нужна политика, им нужны искренние человеческие отношения. Они живут по великим принципам морали. Живут так, как живут родные братья. Один — светлый, другой — чёрный; светлый — русский, чёрный — чеченец, причём для них такое сравнение неуместно.
Мальчишки на самом деле уверены, что они настоящие братья, родные, потому что специально смешали кровь, сделав каждый себе надрез на руке.
Война прошла, но боль осталась, потому что её хранит память времени, времени страшных сороковых годов. Она хранит эту боль лишь для того, чтобы уничтожить вирус войны, который собирает тучи не в золотые, приносящие дожди добра и счастья, а в чёрные, рождающие гром, который способен разрушить долгую дружбу и братство народов.
Сегодня, как никогда, все сожалеют о том, что клятва о братстве двух маленьких представителей разных народов разрушена, что её хватило только на юность и зрелость наших отцов, а до внуков она не дошла. Им пришлось воевать и погибать на той земле, где раньше «ночевала тучка золотая». И пока ещё не совсем поздно, в эфир надо включить время памяти как предостережение от третьей мировой.
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Приставкин А.И. / Ночевала тучка золотая / Дети и война
Дети и война
«Дети и война — нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете.»
А.Т.Твардовский.
Война — одно из самых страшных слов, одна из героических и трагических страниц в истории нашей Родины. Дети войны — это наши бабушки и дедушки. Во время Великой Отечественной им пришлось трудно. Их лучшие детские годы пришлись на время горя и лишений.
Современные дети даже не могут представить себе, каково расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов, воздушная тревога и «похоронки» с фронта — вот, что запомнили дети.
Во время войны почти все люди в нашей стране жили в бедности и лишениях. Многие дети не знали, что такое игрушки. Вместо детских песенок они слышали разрывы бомб, вместо чистого неба видели самолёты-бомбардировщики. Они росли без красивой одежды и удобной обуви. Они выживали как могли.
Изменила ли война мировоззрение детей? Да. Детям войны рано пришлось становится взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Им приходилось заботиться о своих младших братьях и сёстрах, принимать серьёзные решения, ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, или их уже не было…Часто в 14-15 лет дети уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.
О детях Великой Отечественной войны написано немало книг. Одна из таких книг «Ночевала тучка золотая» А.И.Приставкина о двух братьях Кузьмёнышах, которых должны были отправить из детдома на Кавказ, где, как им казалось, сказочно тепло и сыто. Анатолий Игнатьевич и сам в 10 лет попал в детдом, а в 1944 так же, как и герои его повести, был отправлен на Кавказ, поэтому о трудностях детской жизни он знал не понаслышке. Писатель показал в своём произведении судьбы, искорёженные войной и сиротством. Одиннадцатилетние близнецы неразлучны. Это помогало им выжить, сносить все напасти. Они всегда вместе — четыре руки, четыре ноги, две головы. Выручая друг друга, было легче устоять в гибельных обстоятельствах. Ничего не видевшие хорошего в этой жизни, вечно голодные и холодные, они как умели, так и приспосабливались к новым условиям.
Самое ужасное и непостижимое в повести — это убийство Сашки, которого нашли со вспоротым животом и початком кукурузы во рту. Нервы Кольки не выдержали и он заболел. На протяжении всей болезни за ним ухаживал чеченский мальчик, в котором впоследствии Колька увидел Сашку. Позже дети породнились и уже не расставались ни на миг.
Но помимо книг, которые рассказывают о трудной жизни людей, есть произведения, в которых говорится о мужестве детей и совершённых ими подвигами. Например, стихотворение А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста», в котором рассказывается о мальчике, помогавшем найти место, где спрятались немцы. Небольшое по объёму стихотворение даёт полное представление о драматической ситуации, когда нужно принимать быстрые решения и некогда предаваться рассуждениям.
В заключении, я хотела бы вернуться к эпиграфу и сказать ещё раз, что дети и война — две совершенно несовместимые вещи.
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Мы должны их уважать, ведь им пришлось вынести такое, что мы себе не можем и представить. Именно они знают о том, как преодолевать трудности и радоваться малому.
Добавил: Kassandra11
18375 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Приставкин А.И. / Ночевала тучка золотая / Дети и война
Смотрите также по
произведению «Ночевала тучка золотая»:
- Краткое содержание