Притчи и сказки о добре и зле 4 класс орксэ

Притчи о добре и зле

Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, который содержит в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

Притча 1 Два волка

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча 2 Два семени

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

Притча 3 Бабочка

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Притча 4 Два города

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:

— Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

— А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?

— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

— Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

—  Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

— А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?

— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться.

— Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик.

Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:

— Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос?

— Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.

Притча 5 Притча о пшенице и плевелах

Иисус Христос рассказывал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?» Он же сказал им: «Враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою».

Плевелы это луговые растения и полевые сорняки, которые встречаются вдоль дорог, на железнодорожных насыпях.

Притча 6 Иди своим путем

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:

— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Притча 7 Черная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги,  где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?»  Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:  «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше,  чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом  что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притча 8 Гвозди

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:

 — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.

Притча 9 Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

– Вставай!

– А на следующий раз?

– Снова вставай!

– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, который содержит в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к
басне.

Притча 1 Два волка

Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.

— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.

— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте,
отзывчивости, миру, надежде, искренности. А темная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй
— темный. Понимаешь?

— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?

Старый индеец едва заметно улыбнулся:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Притча 2 Два семени

Однажды ученики пришли к наставнику и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

— Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые всходы, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки
и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и ранят человека в самое сердце.

Притча 3 Бабочка

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И
вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу
мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий
мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и
пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

Притча 4 Два города

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:

— Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом:

— А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?

— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

— Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

 Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же:

— А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?

— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться.

— Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик.

Купец, который неподалеку поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:

— Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос?

— Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же,
тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.

Притча 5 Притча о пшенице и плевелах

Иисус Христос рассказывал: «Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею
плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: «Господин! Не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем
плевелы?» Он же сказал им: «Враг человек сделал это». А рабы сказали ему: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» Но он сказал: «Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою».

Плевелы это луговые растения и полевые сорняки, которые встречаются вдоль дорог, на железнодорожных насыпях.

Притча 6 Иди своим путем

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

— Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? — спросил тот в ответ:

— Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, — сказал ученик.

Тогда Будда заметил:

— Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя — Это все равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит
тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Притча 7 Черная точка

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги,  где нарисовал маленькую черную
точку. Он спросил их: «Что вы видите?»  Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:  «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше,  чем эта черная точка!» Вот так и в жизни —
мы видим в людях первым делом  что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Притча 8 Гвозди

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не
сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб
гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну
удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к
забору:

 — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде.
Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.

Притча 9 Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

– Вставай!

– А на следующий раз?

– Снова вставай!

– И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

– Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Домашнее задание:

1) Выбери одну из предложенных притч, прочитай, объясни, почему ты выбрал именно ее. Понравилась ли она тебе? Обсуди ее с членами твоей семьи. О чем эта притча?
Чему она учит?
Нарисуй иллюстрацию к выбранной притче.

2) Придумай собственную притчу о добре и зле, нарисуй к ней иллюстрацию.

Сегодня открываем новую страничку путешествий по страницам мудрости. Давайте приумножим наши знания, обогатимся разумом. Пусть другие наступают на грабли.

Миниатюра 14-го века «Подмастерье записывает цену изделия».

Содержание статьи

  • 1 Предисловие
  • 2 Высказывания известных людей
  • 3 Несколько увлекательных притч о добре и зле
    • 3.1 Притча 1. Кто побеждает
    • 3.2 Притча 2. Из своего кошелька
    • 3.3 Притча 3. По намерениям и дела
    • 3.4 Притча 4. Не рой другому яму
    • 3.5 Притча 5. Отец и дети

Предисловие

Притча – небольшой нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого наставления. Определение понятия притчи из словаря В.И.Даля: поучение в примере.

Портрет В.И.Даля и обложка толкового словаря.

Притча говорится на простом, доступным к пониманию языке. Это короткая история, смысл которой очевиден и прост. Притча не является вымыслом, она основана на реальном событии. С её помощью легче всего объясняются самые важные понятия нашей жизни.

Миниатюра 13-го века «Дракон».

Высказывания известных людей

«Напрасно перед лицом катастроф 20-го века многие жалуются: «Как Бог допустил?» Да. Он допустил, допустил нашу свободу, но не оставил нас во тьме неведения. Путь познания добра и зла указан. И человеку самому пришлось расплачиваться за выбор ложных путей…» (А.Эйнштейн)

«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (царь Соломон)

Иллюстрация к легенде «О троне царя Соломона».

«Бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям.» (святитель Иоанн Златоуст)

Две иконы «Святитель Иоанн Златоуст».

«Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда.» (Далай-Лама)

«Только злые люди зла боятся.» (Вальтер Скотт)

Миниатюра 16-го века «Пациенты и сестры милосердия в госпитале».

Несколько увлекательных притч о добре и зле

Притча 1. Кто побеждает

Иллюстрация к притче о двух волках.

«-В каждом человеке идёт борьба, похожая на борьбу двух волков, -учил внука дед. -Один волк представляет зло: зависть, ложь и гордыню. За другим волком-добро: мир, истина и любовь. -И какой волк побеждает? – спросил деда внук. -Побеждает тот, которого ты кормишь, — сказал старик.»

Притча 2. Из своего кошелька

«Старик рассказывает притчи».

«Когда один проповедник проходил по селению, его окружила толпа недовольных. Столпившиеся стали злословить, но проповедник им отвечал лишь улыбкой. – Почему ты улыбаешься? – спросил проповедника человек, увидевший происходящее со стороны. – Каждый может делать только то, что имеет в своем кошельке, — ответил святой.»

Притча 3. По намерениям и дела

Миниатюра 13-го века «Журавли».

«С каплей воды в клюве на пожар прилетела ласточка. -Что значит капля для такого сильного огня? – спросили у неё. — Что я могу, — ответила ласточка. Вслед за ласточкой прилетел с соломинкой и воробей. — А ты что задумал? – спросили его. -Вот, несу соломинку, надеюсь ещё сильнее разжечь пожар, — ответил он.»

Притча 4. Не рой другому яму

Миниатюра 13-го века «Забивание кабана».

«Жил человек. С было у него пшеничное поле, на которое вдруг повадились ходить кабаны. Человек вырыл яму поперек кабаньей тропы, прикрыл её ветвями и ушёл. Когда животные пришли снова, ветви надломились, и их вожак упал в яму. Пришел хозяин с ярмом и принялся сверху бить кабана, осыпая проклятьями. И так увлекся, что не заметил, как оступился и тоже свалился в яму. Теперь уже кабан набросился на него и стал терзать своими клыками. И чем больше взывал человек о пощаде, тем злее становился кабан…»

Притча 5. Отец и дети

Миниатюра 15-го века «Человек в одежде из огнеупорной ткани остался невредим в пламени костра».

«Один человек решил стать отшельником. Узнав об этом, группа молодых людей, томящихся от безделья, стала смеяться над ним: — Куда ты бежишь? Разве не знаешь, что дьявол умер? – Примите мои соболезнования, бедные сиротки, — утешал он насмешников.»

Миниатюра 15-го века «Правитель руководит казнью».

Фрагмент урока по работе с притчей

М.Т. Студеникин «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»

Тема урока: Добро и зло

Цель урока: способствовать формированию представления учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.

Задачи урока:

воспитывать стремление к совершению добрых поступков

совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения

развивать коммуникативные способности детей

Притча

Жила-была одна баба, злющая-презлющая, и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает, какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и в нищенку бросила. Тогда эта луковка не дала нищенке с голоду помереть.

И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь».

Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: «На, схватись и тянись». И стал он ее осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро. Ангел заплакал и отошел.

Описание работы

(обсуждение основной идеи и смысла истории)

Учитель: Ребята, понравилась вам притча?

Дети: Понравилась.

Учитель: А о чём она?

Дети: Она о злой-презлой бабе, которая так и осталась в огненном озере.

Учитель: Скажите, а такое могло быть на самом деле?

Дети: Нет. Это как сказка, которая учит, что можно, а что нельзя.

Учитель: Так чему же учит эта притча?

Дети: Она учит тому, что каждый человек при жизни должен совершать добрые поступки.

Дети: Да, чтобы вспоминали человека добрым словом.

Учитель: Но ведь было же то доброе, чем можно было вспомнить эту бабу. Почему это не помогло?

Дети: Нет, то доброе оно было случайным. Баба не хотела накормить нищенку, она бросила в неё луковку, чтобы сделать ей больно.

Дети: А голодная нищенка луковку подобрала и съела.

Учитель: Получилось, что зло обернулось добром. Значит, в каждом человеке его можно найти.

Дети: Да, но это не изменило бабу. Она всё равно злая.

Дети: Добро нужно делать от души.

Учитель: Но ведь из добрых побуждений бабу хотели спасти. Почему не получилось?

Дети: Потому что она злая, не захотела спасать других грешников «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша».

Дети: А могла хотя бы здесь совершить добрый поступок.

Учитель: Ребята, оказывается добро и зло очень рядом. Хотя это противоположные понятия.

Почему заплакал Ангел?

Дети: Задача Ангела –оберегать. А он не уберёг.

Учитель: Почему не уберёг?

Дети: Зло разрушило всё. Зло очень трудно победить.

Дети: Нужно больше усилий, а тут один Ангел старался помочь. Ведь она за свою жизнь никому ничего доброго не сделала.

Учитель: Получается, что добром платят за добро, а зло получаешь, как урок… . Какой урок получили вы при знакомстве с притчей?

Дети: К человеку всё возвращается бумерангом. Спешите делать добро!

Цель: формирование у обучающихся мотива
совершать добрые поступки.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания детей о
    добре и зле;
  • воспитывать внимательное, доброе отношение к
    окружающим людям, стремление совершать добрые
    поступки, желание избегать зла и бороться с ним;
  • развивать умение анализировать поступки других
    людей на примере героев литературных
    произведений и соотносить их с
    общечеловеческими ценностями.

Ход урока

1. Орг момент.

Слайд 1

Приветствие:

— Здравствуйте, ребята!

Как приятно, что при встрече

Мы знакомым и родным:

— С добрым утром!

— Добрый вечер!

— Доброй ночи! – говорим. (А.Яшин)

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! — Солнцу и птицам.
Доброе утро! — Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
(В.Кривошеев)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много-много лет!
(А.Кондратьев)

— А сейчас сядут те, у кого улыбка на лице!

2. Актуализация имеющихся знаний:

— Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

Слайд 2

— Что такое добро и зло? (Основные понятия
морали)

Слайд 3

— Что такое добро? (Ответы детей)

Добро

— это помощь друг другу, поддержка в трудную
минуту, забота о ближнем, взаимовыручка;

— это забота о здоровье, желание помочь своим
близким и себе;

— это материнская любовь, любовь детей, любовь к
ближним.

Слайд 4

— Что такое зло? (Ответы детей)

Зло

– это войны и предательство, зависть и
жадность, это нетерпимость по отношению к людям
другой национальности, другого цвета кожи;

– это наркомания, курение, алкоголизм;

– это когда сильный обижает слабого, когда
младшие не уважают старших, и взрослые не
заботятся о детях.

На столе учителя лежат перевёрнутые “лицом
вниз” листочки со словами, обозначающими
качества людей.

Задание: Каждое качество человека
определить в один из столбиков: “Добро” или
“Зло” (Учащиеся по одному выходят к доске, берут
один из листочков и прикрепляют в
соответствующий столбик на доске, объясняя свой
выбор)

Добро Зло
сочувствие безразличие
сопереживание агрессивность
справедливость ненависть
бескорыстие зависть
милосердие предательство
сострадание равнодушие
любовь хамство
забота эгоизм
готовность помочь обман
благодарность неуважение

Слайд 5

— Какого человека можно назвать добрым? (Ответы
детей)

Закрепление по слайду:

Добрый человек

— делает добро другим,

— сочувствует в трудную минуту,

— откликается на просьбы,

— несёт радость окружающим,

— защищает слабых,

— помогает немощным,

— отдаёт своё сердце людям… (Работа над смыслом
выражения)

3. Новый материал

Слайд 6

— Какое значение ещё имеет слово “добро”?

(Добро – это нажитое богатство)

— Чем же богат добрый человек? Какое основное
качество его характеризует?

Слайд 7

Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Что же это такое? —
Сердец….. доброта
(Л.Николаенко)

Слайд 8

Доброта – это то, что может услышать глухой и
увидеть слепой. (Марк Твен)

Доброта – отзывчивость, сочувствие,
дружеское расположение к людям; всё
положительное, хорошее, полезное. (Лев Толстой)

— Сегодня на уроке мы будет открывать секреты
доброты.

— Давайте вспомним, с чего мы начали наш
сегодняшний урок?

Сделайте вывод: С чего же начинается доброта?

Слайд 9

(Доброта начинается с приветливости,
дружелюбия, улыбки…)

Слайд 10

Секреты доброты

Ты почаще улыбайся,
Веселись и песни пой.
Будет всем тогда приятно
Познакомиться с тобой.

Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься –
Поступаешь ты умно!

Слайд 11

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал
им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую
черную точку.

Он спросил их: “Что вы видите?”

Все хором ответили, что черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: “А разве вы
не видите этот белый лист бумаги — он так
огромен, больше, чем эта черная точка!”

Вот так и в жизни — мы видим в людях первым
делом что-то плохое, хотя хорошего намного
больше. И лишь единицы видят сразу “белый лист
бумаги”

— Чему учит эта притча? Сформулируйте секрет
доброты!

В окружающих людях прежде всего надо замечать
положительные качества.

Слайд 12

— А как вы думаете, легко ли быть добрым? (Ответы
детей)

Чтение притчи “Добрый император” по цепочке (Текст
притчи с заданием на отдельных листочках — по
одному на каждую парту)

Задание:

1) Прочитайте притчу.

2) Подумайте: всегда ли доброе дело бывает во
благо окружающих?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь в этой притче?

Добрый император

Жил когда-то император, который очень любил
птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из
рогаток, и объявил:

— Кто принесет во дворец живую птицу, тот
получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять
голубей. Они наставили в лесу множество силков и
вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из
соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей
и спросил: “Зачем столько птиц?”

Император ответил:

— У меня доброе сердце, и я спасаю их от
мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят
их мне живыми.

— Кто же кормит птенцов?- поинтересовался
мудрец.

— Каких птенцов?- спросил император.

— У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца,
остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит
их?

— Об этом я не подумал, — признался император.

Тогда мудрец сказал:

— У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им
не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда
сейчас в наших лесах наполнены мертвыми
птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в 5 раз
больше!

Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул
огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо,
но и добро без ума — не лучше!

Слайд 13

— Какую мудрость содержит эта притча?

(Добро надо делать с умом. Ум без добра –
плохо, но и добро без ума – не лучше)

— А чему ещё учит эта история?

Слайд 14

(Общение с животными делает человека добрее).

Назовите жанр литературы, в котором
герои-животные могут мыслить и чувствовать, как
человек, а ещё этот жанр характеризуется
постоянной борьбой между силами Добра и Зла?
(Сказка)

Физкультминутка

Слайды 15 и 16

Задание: при появлении доброго героя сказки
– хлопайте в ладоши? При появлении злого героя –
топайте ногами.

“Притча о двух волках” (Читает учитель)

Слайды 17, 18, 19

— Какова мораль этой притчи?

Слайд 20

(В себе необходимо развивать добрые чувства и
стараться избавиться от недостатков и дурных
привычек.

Помнить русскую пословицу “С кем поведёшься –
от того наберёшься!”)

4. Осознание и осмысление учебного
материала
(Самостоятельная работа в парах.
Примечание: задания даются по рядам) (На каждой
парте – раздаточный материал)

1 ряд:

1) Прочитайте рассказ Валентины Осеевой “Три
товарища”

2) Объясните, чему учит это произведение?

3) Сформулируйте секрет доброты, который
открывает нам автор.

В.Осеева Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все
ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок
белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку
класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил.
Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с
маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

2 ряд:

1) Прочитайте 2 отрывка из газетных статей.

2) Подумайте, что их объединяет?

3) Сделайте вывод: О каком секрете доброты идёт
речь?

В ноябре 2004 года мы отметили 94-й год
рождения учительницы Марии Матвеевны. Она всегда
в центре внимания, всегда — душа компании. Она и
споёт, и спляшет, конечно, в меру сил. А как она
читает стихи и поэмы! Она для нас образец
душевной чистоты, мудрости, доброты. Завидуем
тем, кого Мария Матвеевна учила. Она до сих пор
поимённо помнит своих учеников, мальчишек,
которые в 1941 году ушли на фронт, знает, как
сложилась судьба тех, кто уцелел в той страшной
войне. И ученики её до сих пор помнят. Нам кажется,
что секрет её долголетия – это добро, любовь к
людям, терпимость и, конечно, любовь близких. [1]

Каждому хочется прожить долгую, здоровую жизнь,
но, к сожалению, не каждому это под силу. В
районном центре есть человек, который в октябре
этого года отпразднует свой 99 день рождения. Это
Минахмет Зигангиров.

Каждый его день, что раньше, что сейчас, насыщен
событиями и делами.

В больнице он не частый посетитель. В силу
уколов и таблеток верит мало.

Его часто спрашивают: “В чем все-таки секрет
долголетия?”. Он, улыбаясь, отвечает: «Никакого
секрета и нет. Нужно жить по совести, с уважением
относиться ко всем, помогать по силам больным и
немощным, тогда всё вернётся сполна. В доброте
весь секрет. Будьте добрее друг к другу и увидите,
как окружающие ответят тем же». [2]

3 ряд: Используя противоположные по значению
слова и выражения, составь добрые советы:

  • Не перебивать, а …
  • Не обижать, а …
  • Не отбирать, а …
  • Не ссориться, а …
  • Не упрямиться, а …
  • Не рвать, а …
  • Не завидовать, а …

Проверка работы в парах (Учащиеся каждого
ряда читают предложенный текст и дают ответы на
полученные вопросы и задания. Учитель дополняет
либо исправляет сказанное детьми)

Слайды 21, 22, 23

Выводы:

По работе 1 ряда:

  • Быть добрым не на словах, а на деле…
  • Добро — не наука, оно действие

По работе 2 ряда:

  • Добрые люди дольше живут.
  • Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь

По работе 3 ряда:

  • Не перебивать, а … выслушивать
  • Не обижать, а … защищать
  • Не отбирать, а … делиться
  • Не ссориться, а … сотрудничать
  • Не упрямиться, а … уступать
  • Не рвать, а … склеивать
  • Не завидовать, а … радоваться успехам других

5. Закрепление нового материала

Слайды 24 и 25

— Поделись своей добротой!

— Посади дерево доброты!

Задание: На маленьких листах бумаги в виде
листочка дерева напишите своё доброе пожелание
всем окружающим и прикрепите на наше
символическое “Дерево доброты”, изображённое
на доске.

(После выполнения задания, каждый ученик
озвучивает написанное пожелание на листочке и
прикрепляет его к доске)

6. Итог урока

Слайды 26, 27, 28

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(Сергей Островой)

Добрым словом, добрым поступком часто удаётся
совершить то, чего невозможно добиться никакими
другими средствами. (Б.С. Форбс)

Нежными словами и добротой можно на волоске
вести слона. (персидский поэт Саади)

8. Рефлексия

Подумайте и сформулируйте ответы на вопросы:

— О чём вас заставил задуматься наш
сегодняшний урок?

— Есть ли те знания, которые бы вы хотели
использовать в своей дальнейшей жизни?

Используемые материалы.

1. Отрывок из статьи “Секрет долголетия –
доброта”, автор С.А. Татаринова (“Вестник
ЗОЖ” № 2 – 2005г.)

2. Отрывок из статьи “Секрет – в доброте к
людям”, автор Н.Чумарова (Газета “Сельская
правда” от 30.06.2012).

3. “Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни
человека” (Сайт http://www.smisl-zhizni.ru/)

4. “Основы религиозных культур и светской
этики. Модуль “Основы светской этики”.
Методическое пособие”, авторы-составители
Демидова Н.В., Бердинских М.В., Карцева Н.Н,
Стародумова Э.В., Чирухина Л.С. (МОАУ
дополнительного профессионального образования
“Центр повышения квалификации работников
образования”, Киров 2012)

5. Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. Для
общеобразоват. учрежд.. – М., Просвещение, 2013.

6. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для
общеобразовательных учреждений под редакцией
В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М., Просвещение,
2011

  • Притчи и рассказы христианские
  • Притчи для детей 4 класса поучительные рассказы
  • Притчевый рассказ п коэльо вечный вопрос
  • Притча это небольшой рассказ содержащий религиозное или моральное поучение в иносказательной форме
  • Притча о добре рассказ