ДОКЛАД
«РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ФОЛЬКЛОР»
Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества.
Фольклор – это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, слова и музыки. Здесь, в фольклорном воспитании все это заложено изначально. Фольклор, как и народное искусство, имеет вполне практическое значение: понятия пользы и красоты в них нерасторжимы.
Детский фольклор состоит как бы из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных взрослыми специально для детей, такие как:
Колыбельные песни:
— Ай, бай, бай, бай, не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Все на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам,
и растет по часам.
Ай, бай, бай, бай,
не ходи ты к нам Бабай!
Потешки:
Идет коза рогатая,
по боку дратая,
Кто молочко не пьет,
того рогом бьет – пыр, пыр, пыр!
Пестушки:
Тяги, тяги, потягушеньки,
на Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
как яблонька садовая!
Прибаутки:
А качи, качи, качи,
пекла баба калачи.
Калачики, калачи,
хороши и горячи.
Калачи, калачи, как огонь, горячи.
Калачи вам не дадим, лучше сами их съедим!
Для более старшего возраста:
Приговорки:
Божия коровушка,
олети на небушко!
Если хочешь, так лети,
а не хочешь, так сиди!
Дразнилки:
Ябеда соленая, на горшке вареная,
Шишками обитая, чтоб не была сердитая!
Жадина-говядина,турецкий барабан!
Кто с тобой подружится – тот рыжий таракан!
Считалки:
Черепаха хвост поджала
и за зайцем побежала.
Оказалась впереди, кто не верит – выходи!
Заклички:
Дождик, лей, лей, лей,
на меня и на людей!
На людей по ложке,
на меня по крошке,
А на Бабу Ягу лей
по целому ведру!
Загадки:
Выпуча глаза сидит,
по-турецки говорит,
По-блошьи прыгает,
по-человечьи плавает! Лягушка
Скороговорки:
Павел Павлушку пеленовал,
пеленовал и распелёнывал!
А также пословицы и поговорки.
Кроме этого, начиная с младшего возраста используются такие фольклорные формы как детские игры, например:
игра «Цапки»
«На горе стояли зайцы и кричали:
«Прячьте пальцы! Цап!»»
А так же сказки, начиная с «Репки» и «Колобка».
Далее идут песни и хороводы.
Большинство этих фольклорных форм имеет музыкальное сопровождение. При этом детские фольклорные напевы характеризуются небольшим объемом, узкими интервалами, нисходящим направлением мелодических линий. Здесь сказывается и то, что напеву и характеру его интонирования отводится детьми не ведущая, а второстепенная роль, т.к. они обычно концентрируют свое внимание не на художественной стороне исполняемого произведения, а на определенном действии, которое оно иллюстрирует. Но даже при том, что в образах музыкального фольклора детей отражаются их ограниченные потребности и исполнительские возможности, они привлекают внимание своим интонационным богатством, совершенством и красотой музыкально-поэтических образов.
В первой младшей группе появляются разные формы организации музыкальной деятельности, музыка звучит не только на занятиях, она включается в самостоятельные игры, развлечения. Для того, чтобы занятия и развлечения были более яркими, красочными, интересными мы используем народные пляски, песни, потешки, сказки, тем самым доказывая и подчеркивая нужность и незаменимость фольклора для младших дошкольников.
Психология детей, особые законы детской логики и восприятия – все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Отсюда, например, основной художественный прием как детских песен, так и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов.
Начинается все с колыбельных песен, пестушек, потешек, которые вводят малыша в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад. Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождаются песенками-приговорками, а «Ладушки-ладушки, где были? – У бабушки», «Сорока-воровка кашу варила…» — это к тому же наилучший способ координации движений, пальчиковой гимнастики детская аэробика. При этом, музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания взрослому, педагогу.
Ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях с ритмом слова, музыки является первоначальной предпосылкой развития музыкально-ритмических движений. Опять же на ритме, не поэтическом слове основаны скороговорки для старшего возраста, которые способствуют развитию речи, устранению ее недостатков, вот вам народная логопедия!
Следующей ступенью народного художественного воспитания являются детские игры, песни, хороводы. Это первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре, которые начинаются с первых же незамысловатых сюжетов сказок о животных и продолжаются в более старшем возрасте – в бытовых, сатирических и волшебных сказках.
При этом, фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей, когда, воспитательное значение сказок неотделимо от познавательного. А для самых маленьких, сказки – это художественный способ познания окружающего мира.
Таким образом, фольклорное воспитание – это приобщение детей не только к истокам национальных, но и общенациональных культур. Фольклор сближает, а не разъединяет народы, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих культурных ценностей.
Тезисы
- Воображение — это проявление фантазии человека;
- Воображение — это степень развития внутреннего мира личности;
- Воображение — это творческий дар, определяющий возможности для созидания;
- Воображение — это умение создать свою версию окружающего мира;
- Воображение — это способность к творческому восприятию реальности;
- Воображение — это способность к индивидуальному преображению действительности;
- Воображение — это умение видеть, как протекает жизнь внутреннего мира личности;
- «Воображение — это самое главное, оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь» А. Эйнштейн;
- «Логика приведет вас из пункта А в пункт Б. Воображение приведет вас куда угодно.» А. Эйнштейн;
- «Всё, что ты можешь вообразить — реально» П. Пикассо.
Аргументы
Из литературы
«Вечера на хуторе близ Диканьки», Н.В. Гоголь. Воображение — мощнейший двигатель творческого процесса. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» представляет собой сборник увлекательных, интересных и самобытных историй. Тут и байка про свитку в «Сорочинской ярмарке», и летающие вареники в «Ночи перед Рождеством». Например, в «Ночи перед Рождеством» реальные персонажи (Вакула, Оксана) сочетаются со сказочными (Солоха, Черт, Чуб). И Вакула в попытках завоевать Оксану и на черте летает, и к императрице попадает. Воображение рассказчиков погружает слушателей в волшебный мир, причем реальные герои сталкиваются с волшебными обстоятельствами, что делает происходящее еще интереснее.
«Алые паруса», А. Грин. Ассоль, героиня повести А. Грина «Алые Паруса», обладала живым воображением. Девочку недолюбливали сверстники и отказывались с ней играть. Сначала Ассоль расстраивалась, но потом встретилась со сказочником Эглем, который пообещал ребенку, что ее заберет прекрасный принц на корабле с алыми парусами. Девочка поверила в это, мысль о прекрасном будущем поддерживала ее. И несмотря на свою фантастичность, мечта осуществилась. В Ассоль влюбился капитан корабля Грэй, узнал о ее мечте и забрал ее на корабле с алыми парусами. Этот пример учит нас тому, что богатое воображение человека делает его жизнь красочнее и интереснее.
«Судьба человека», М.А. Шолохов. Воображение – то, что поддерживало в экстремальной ситуации Андрея Соколова, героя рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Он попал в плен, в концлагерь, несколько раз бежал, он мог умереть в любую секунду. Но все это время он вспоминал о своей семье – жене, детях. Он разговаривал с ними и не сдавался. Благодаря этому он смог вырваться из плена и продолжать борьбу. Оказалось, что близкие погибли, однако сама мысль о родных людях помогла Андрею выжить, не сойти с ума и остаться человеком в нечеловеческих условиях.
«Пиковая дама», А.С. Пушкин. Воображение подчас мешает нормальной жизни, переходит в разрушительную страсть. Германн, герой повести А. С. Пушкина «Пиковая дама, поверил в рассказ сослуживца, что его бабушка, старая графиня, знает секрет ставок на карты, который позволяет выиграть всегда. Герой думает об этом, постепенно это становится его страстью, переходит в навязчивую идею. В итоге он проникает в дом графини и так пугает ее угрозами выдать ему тайну, что та умирает. Воображение рисует ему то, что старушка все же выдала ему свой секрет из трех выигрышных карт. Действительно, две карты из трех приносят ему большой выигрыш. Однако третья оказывается пиковой дамой, Германну кажется, что это сама старуха, которая ему подмигивает. Так воспаленное воображение героя приводит его к сумасшествию.
«Портрет», Н.В. Гоголь. Воображение художника Чарткова принесло ему несчастье. На последние деньги он купил проклятый портрет, в котором была заключена душа злодея-ростовщика. Ему приснилось, как нарисованный ростовщик открывает тайник, где находится мешок с золотом. И действительно, Чартков находит это золото. Но вместо того, чтобы использовать его для развития таланта – запереться в мастерской, писать серьезные картины, не заботясь о сиюминутном заработке – герой не удержался и начал светскую жизнь. И он стал светским живописцем, а не подлинным творцом, не смог развить талант. Фантазия, как и любое положительное свойство, может быть направлена человеком во зло себе самому.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Живое воображение Татьяны Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сделало ее интересной, цельной натурой, несмотря на то, что девушка выросла в глуши, не бывала в свете, не получила столичного образования. «Ей рано нравились романы, они ей заменяли все,» – говорит автор о героине. Однако это «романное» мироощущение привело к тому, что девушка подумала, что Евгений Онегин – это тот самый человек, который достоин ее любви. Однако он оказался слабее девушки, испугался ее честности и чистоты. Развитое воображение делает человека духовно богатым, но менее защищенным от суровой реальности.
«Обломов», И.А. Гончаров. Воображение Ильи Обломова, героя одноименного романа И. А. Гончарова, постоянно рисовало ему прекрасные картины милой сердцу Обломовки, где можно ничего не делать и существовать в покое. Он проводил часы и дни, мечтая о том, что так сможет когда-нибудь жить. Мечтательность Обломова в сочетании с его бездействием привели к тому, что он упустил Ольгу Ильинскую, был обманут и оказался в квартире на Выборгской стороне, вдали от «большой жизни». Однако там он все же обрел «свою Обломовку» и счастье со своей хозяйкой Агафьей Пшеницыной. Поэтому можно сказать, что фантазия помогает человеку найти свой идеал, так как люди с развитым воображением точно знают, чего хотят от жизни.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Воображение, искренняя вера, доброта помогли Марье Болконской преодолеть трудности и обрести личное счастье. Она была непривлекательна внешне, но прекрасна внутренне, отдавала все душевные силы близким людям. Она мечтала о том, что сможет обрести личное счастье. Бедная Марья постоянно сталкивалась с тем, как указывали на ее некрасивость, она представляла (но даже боялась представить), что ситуация изменится, и ее полюбят. Но Болконская вышла замуж за Николая Ростова, подружилась с Наташей, у нее появились дети. Мечты воплотились в жизнь. Именно воображение помогло Марье не отчаиваться в трудные минуты и ждать своего принца на белом коне.
«Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков. Воображение Мастера, героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», позволило ему создать гениальный роман, обессмертило его имя. Мастер, живя в атеистическом государстве, создал произведение с библейским сюжетом, которое поднимало вечные темы и проблемы. В романе рассказывалось о последних днях Иешуа, о его допросе Понтием Пилатом, который понимает, что обвиняемый не виноват. Мастера не поняли, преследовали, отправили в застенки, а потом в сумасшедший дом. Но его талант сделал произведение вечным, Мастеру и его возлюбленной Маргарите помогли все сверхъестественные силы и позволили обрести вечный покой. Воображение помогает человеку реализовать свой талант и создать что-то новое — того, что до него не было на свете.
«Три сестры», А.П. Чехов. Герои драмы А. П. Чехова «Три сестры» в начале повествования мечтали о лучшей жизни. Воображение Ирины устремлялось к благородному труду, Ольги – к переезду в Москву, Маши – к возвышенной любви, Андрея – к новой должности. Они мечтают о том, как изменится их жизнь, однако герои сталкиваются с суровой реальностью. В финале они понимают, что навсегда застряли в этом городе, их существование будет серым и бесцветным. Воображение помогает поставить цель, а для воплощения ее нужны действия.
Из жизни
Из личной жизни. Воображение раскрывает богатства внутреннего мира человека. В этом я убедился, слушая своего друга — художника и скульптора. Обычно он молчалив и скромен, но как только речь заходит о картинах, он тут же оживает и начинает рассказывать такие истории, что любой знаток заслушается. Он рассуждает о том, что можно было бы нарисовать и как, размышляет о новых формах и жанрах, его воображение устремляется к новым достижениям. Оно является воплощением его внутренней жизни, полной чудес и открытий.
Из личной жизни. Воображение помогает человеку пережить трудные моменты в жизни. Например, моей подруге фантазия оказала неоценимую услугу, став ее подругой и опорой в сложные времена. Однажды она попала в инфекционную палату. Она не могла ни с кем контактировать, и ей было очень скучно. В эти безрадостные дни ей помогло воображение. Она мечтала о том, как выйдет из больницы, что сделает, с кем встретится. И эти грезы здорово ее поддержали. Поэтому каждому человеку нужно стремиться развивать способность представлять то, что ему хочется.
Из личной жизни. Воображение — это основа прогресса. Нельзя ничего придумать, не представив этого у себя в голове. Глядя на свою тетю, дизайнера интерьеров, я понимаю, что ее работа совсем не возможна без фантазии. Она сначала рисует образы внутри себя, а уж потом переносит их в программу. Если бы она этого не делала, она не находила бы свежие идеи и решения. Чтобы создать что-то принципиально новое, нужно развивать умение «мыслить дерзновенно».
Из кино. В фильме «Ла-ла-лэнд» (2016) режиссера Дэмьена Шазелла зритель видит путь к мечте, который герои проходят благодаря своему смелому воображению. Миа в начале фильма работает официанткой и не имеет никаких перспектив. Но она не довольствуется своим положением, а отважно рвется в бой и представляет себя в свете софитов, а не возле столика в кафе. Благодаря этому умению героиня добивается высот и воплощает свою мечту. Мысль материальна, и ее рождает именно фантазия.
Из кино. В фильме «Джобс: Империя соблазна» (2013) Джошуа Майкла Штерна мы видим путь становления знаменитого на весь мир предпринимателя Стива Джобса. Герой был бедным студентом, но его воображение рисовало картины покорения мира. Фантазия подсказала ему идеи новых открытий, которые станут для людей незаменимыми. Мало кто верил в успех этого человека, зато он был уверен в себе и никогда не сдавался. Именно воображение мотивировало его идти вперед и разрабатывать инновационные технологии.
Из кино. В фильме «Основатель» (2016) Джона Ли Хэнкока мы видим историю, невозможную без воображения. Главный герой видел перспективы там, где их не могли разглядеть другие, потому что его фантазия была развита и чувствительна к переменам в мире. Рэй Крок к моменту своего триумфа был уже зрелым человеком, и ничто не предвещало больших перспектив в его судьбе. Однако он сумел доказать всему миру, что можно разбогатеть и добиться успеха даже тогда, когда все остальные махнули на тебя рукой. Богатое воображение подсказало Рэю, что палатки с едой на дороге — это формат ресторана будущего. И оно не ошиблось! Не зря говорят, что именно идеи великих умов формируют наше будущее уже в настоящем.
Из истории. Рассуждая о воображении, хочется вспомнить пример Сальвадора Дали — известного художника-сюрреалиста. Когда он только начинал работать в сфере живописи, никто не понимал его полотен. Даже родители отвернулись от него. Однако Сальвадор не уступил общественному мнению и продолжил рисовать так, как он видел. Его мир был другим — не таким, каким его видели все люди. Воображение помогло ему стать уникальным художником, известным на весь мир своей неукротимой фантазией.
Из истории. Воображение становится для многих людей ключом к успеху и самореализации. Например, автор знаменитой серии книг о Гарри Поттере, Джоан Роулинг смогла воплотить свой талант в написании книг благодаря богатой фантазии. Она придумала всех своих героев и их волшебный мир, и этот вымысел стал частью нашего мира, ведь все мы выросли на ее книгах. Ее дар — создавать то, чего не было и не могло бы быть без нее. Это редкое качество, основа которого — воображение.
Из истории. Изучая биографию Альберта Эйнштейна, я наткнулся на его цитаты и понял, что великий физик был не менее великим мечтателем. Он утверждает, что без воображения не было бы прогресса, ведь именно фантазия дает человеку возможность отринуть предрассудки прошлого и заглянуть в будущее. Без этого качества не может состояться ни один ученый, ведь невозможно сделать открытие, не представив того, чего пока нет.
Из истории. Самую известную книгу о воображении и мечте написал Френсис Скотт Фитцджеральд (имеется в виду роман «Великий Гэтсби»). Но не все читатели знают, что писатель был таким же рьяным и смелым мечтателем, как и его герой. Он происходил из социально неблагополучной среды и не имел возможности для того, чтобы влиться в светское общество. Но его привлекла девушка — наследница богатых родителей. Фитцджеральд не мог добиться ее руки, потому что был для нее никем. Но литературный успех все изменил: автор добился славы и больших гонораров. И тогда Зельда обратила на него внимание. Вот так фантазия помогла Френсису не сломаться под гнетом отчаяния и подняться до того уровня, который он рисовал в своем воображении.
1.15.1 Задание на размышление.
Вы
хорошо усвоили тему? Тогда ответьте на
вопросы.
-
Расскажите
о самом важном различии между
представлениями памяти и воображением. -
Сравните
репродуктивное и творческое воображение,
приведите примеры и объясните их
психологический смысл. -
Вспомните
и приведите примеры воображения в
произведениях народного творчества
(сказки, загадки, былины). -
Известно,
что в своем творчестве художники,
писатели, поэты опираются на воображение.
Как вы отнесетесь к такому утверждению,
что зрители, читатели должны быть тоже
развиты в этом отношении, иначе они
ничего не поймут в произведениях
искусства. Докажите свою точку зрения. -
Как
вы понимаете мысль, которую высказал
замечательный педагог и врач Януш
Корчак: «Я часто думаю о том, что значит
“быть добрым”? Мне кажется, что добрый
человек – это такой человек, который
обладает воображением и понимает,
каково другому, умеет почувствовать,
что другой чувствует». -
Подумайте
(найдите в жизни, подберите из литературы)
пример на тему «представление
воображения».
Тема 1.15. Воображение. Семинарское занятие.
ПЛАН
1.
Понятие
о воображении как специфически
человеческом психическом процессе.
2. Виды воображения.
3.
Формы
воображения: агглютинация, схематизация,
гиперболизация, заострение, типизация.
Основные психологические понятия по теме
Агглютинация
— создание
новых образов на основе «склеивания»
частей, имеющихся образов и представлений.
Воображение
— форма
психического отражения, состоящего в
создании образов на основе ранее
сформированных представлений.
Воображение
активное —
есть два его вида: 1) воображение
творческое; 2) воображение воссоздающее.
Воображение
воссоздающее развертывается на основе
описания, рассказа, чертежа, схемы,
символа или знака.
Воображение
пассивное характерно созданием образов,
которые не воплощаются в жизнь; программ,
которые не воплощаются или вообще не
могут быть осуществлены.
Воображение
творческое предполагает самостоятельное
создание образа, вещи, признака, не
имеющих аналогов, реализуемых в
оригинальных и ценных продуктах
деятельности.
Гиперболизация
(или акцентирование) —
увеличение или уменьшение предмета,
изменение качества его частей.
Заострение
— форма
воображения, для которой характерно
подчеркивание каких-либо признаков.
Схематизация
— сглаживание различий предметов и
выявление черт сходства между ними.
Творчество
—
деятельность человека или коллектива
людей по созданию новых оригинальных
общественно значимых ценностей.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1.
Сравните
воображение с другими познавательными
психическими процессами. Можно ли
говорить о наличии воображения у
животных?
2.
Определите,
какие приемы создания образов воображения
использованы изобретателями при
конструировании ими дирижабля, танка,
аэросаней, троллейбуса?
3.
Какой
вид воображения преобладает в деятельности
художника, писателя?
4.
Охарактеризуйте
методические приемы, которые наиболее
способствуют развитию воображения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Страницы: 1 2 3
1.4 Малый жанр фольклора как средство развития воображения в среднем дошкольном возрасте.
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью [57]. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы, потешки и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения [17].
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.
Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.
Загадка — одна из малых жанров устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность» [3, с. 141].
Загадка — форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму [19].
Пословицы и поговорки — особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости [3, с. 141]. В.П. Адрианова — Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Е.В. Жулина, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, пластичность» художественной речи — это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
Пословицы и поговорки — это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка [60].
Скороговорки — это заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.
«Упражнения в артикуляции нужны не всем детям. Они излишни для детей, владеющих гибким, хорошо функционирующим голосовым аппаратом; но эти — то дети с особой охотой изощряются в произношении трудных скороговорок. Детям же… с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относиться как к гимнастике, не злоупотреблять ими и ни в коем случае не надоедать» [48. с. 121].
Докучные сказочки и присказки «Докучные» сказки хороши своим юмором. Дети попадают в сложный словесный переплет. Иногда докучная сказочка является прелюдией к настоящей сказке: шуточное начало настраивает детей на веселый лад.
Простота малых фольклорных форм не имеет ни чего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Эти крохотные произведения философичны в своей основе.
Воображение развивается в игре, где человек как бы выполняет определенную роль.
Воображение развивается при чтении книг.
Для развития воображения важны жизненный опыт и широкий круг знаний.
Наконец, в среднем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики [13].
Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
Еще одно требование к играм — соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей [62].
Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте [62].
Сказка и воображение дошкольника одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.
Сказка сама по себе является основой для развития воображения:
- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
- воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
- окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
- дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
- развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.
Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей [44].
1.5 Краткие выводы по главе I
Воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.
Была проанализирована теоретическая литература по теме исследования. Нами было отмечено, что воображение является сложным и особым психическим процессом и поэтому до сих пор не существует устойчивого и общепринятого определения. Однако, все авторы согласны в том, что главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.
Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством, начиная от приготовления пищи дома до создания литературных произведений или изобретательства.
Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности, и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного материала. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного.
Воображение у детей — вершина познавательного процесса, который включает в себя восприятие информации, запоминание, осмысление, воспроизведение. Воображение дает возможность не просто воспроизводить информацию, а творчески комбинировать ее, изменять форму, даже создавать новое на основе того, что мы знаем и умеем.
Художественная структура фольклорных произведений является универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей.
Для того чтобы ребенок имел возможность эффективно творчески само реализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Фольклор — это именно то, что близко по духу ребенку, и использование фольклорных произведений в различной деятельности детей позволяет глубже осознать и прочувствовать то, что нельзя выразить словами или движением.
Таким образом, детский фольклор – это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Это утверждение прослеживается в данной работе.
Глава II. Эмпирическое исследование развития воображения у детей среднего дошкольного возраста средствами малого жанра фольклора в художественно-эстетической образовательной области
2.1 Характеристика группы испытуемых. Организация констатирующего этапа исследования
Наше исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Долинска. Работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильева.
Для составления психолого — педагогической характеристики было проведено наблюдение. В исследовании приняло участие 40 воспитанников в возрасте от 4-5 лет. Для констатирующего этапа были отобраны две группы детей: контрольная и экспериментальная (приложение 1).
Контрольную группу составили дети средней группы «Почемучки» (девочек 8, мальчиков 12). У 10 детей полная семья (мама, папа), у 3 –неполная (мама);7 детей – единственные в семье, у 6 детей есть брать и сестры, у 2 детей многодетная семья. Все дети посещают одну группу детского сада, пришли в детский сад одновременно, адаптация прошла успешно. Воспитатели Меркулова Татьяна Алексеевна, Со Галина Михайловна.
Экспериментальную группу составили дети средней группы «Фантазеры» (9 девочек, мальчиков 11). У 12 детей полная семья (мама, папа), у 3 — неполная (мама); 12 ребенка — единственные дети в семье, у 6 детей есть братья и сестры, у 2 детей многодетная семья. Все дети посещают одну группу детского сада, пришли в детский сад одновременно, адаптация прошла успешно. Воспитатели Пьянкова Наталья Сергеевна, Архипова Елена Александровна.
За все время нашей работы эмоциональная отзывчивость и работоспособность детей на высоком уровне. Раздражающих факторов, которые бы мешали, работе детей не было. В целом дружная ярко выраженных микро групп нет, воспитатель проявлял демократический стиль руководства. При проведении воспитательных образовательных мероприятий, воспитатель учитывал индивидуальные и психологические особенности детей. Дети общаются, по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети активны, проявляют интерес к окружающему миру. На занятиях ведут себя активно, дисциплинированно, любят играть в подвижные и развивающие игры, слушать сказки, рисовать, конструировать, собирать мозаики.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Дети объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий.
Основным видом деятельности детей средней возраста является игра, а так же проявляются продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование.
В сюжетных играх дети легко используют различные предметы-заместители (например: кубик в качестве мыла). Это развивает фонтазию и воображение ребенка.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Дошкольник начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Дети стремятся к познавательному, интеллектуальному общению в взрослым. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?».
В группе доброжелательное заинтересованное отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает с одной стороны, поддерживать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой – укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Дети проявляют чувства уважения к старшим.
Наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.
Дети активные, любознательны, внимательные, уравновешенные. Ребята стараются соблюдать правило поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками. Открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от взрослых помощи и поддержки, легко идут на контакт, помогают воспитателю. Адекватно реагируют на поощрения и замечание воспитателя. Понимают социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликаются.
Главное предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение.
Развиваются эстетические чувства детей.
В целом в группе, в которой проводят образовательную деятельность с детьми, предметно развивающая среда служит интересам и потребностям детей.
Психолого-педагогическое исследование проходило в привычных для испытуемых условиях, в группе детского сада.
Набор групп был осуществлен 1 сентября 2017 года. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются с взрослыми, которые для них являются авторитетом. Наиболее популярными у дошкольников оказалось традиционные бытовые сюжеты: дом, магазин, больница и парикмахерская. Второе место занимают сюжеты, связанные с уходом за куклой: кормление, умывание, укладывания спать, прогулка, купание «дочки» и др. Во многих случаях игра «дочки матери» модифицируется в современную разновидность – «Семья куклы Барби».
Анализ документации показал, что 62% родителей имеют высшее образование, 25% средне-специальное, 13%-среднее образование.
Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам развития воображения дошкольников.
Далее было проведено анкетирование для родителей экспериментальной группы.
Цель анкеты выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам развития их воображения.
Анализ результатов по ответам родителей представлены в таблице.
№ | Вопрос | Да | Нет |
1 | Уделяете ли вы внимание развитию воображения вашего ребенка? | 16(80%) | 3(15%) |
2 | Часто ли вы читаете ребенку сказки? | 15(75%) | 4(20%) |
3 | После прочтения книги или просмотра мультфильма, обсуждаете ли вы с ребенком сюжет, поступки героев, их характер? |
13(65%) |
6(30%) |
4 | Гуляя с ребенком, обращаете ли вы его внимание на природные явления? | 10(50%) | 8(40%) |
5 | Играете ли вы с ребенком дома в театрализованные игры? | 3(15%) | 10(50%) |
6 | Часто ли вы играете в подвижные игры на свежем воздухе? | 14(70%) | 12(60%) |
7 | Существует ли у вас потребность в более подробной информации на тему «Развитие воображения у ребенка»? |
16(80%) |
4(20%) |
8 | Хотели ли вы получить эту информацию у нас в ДОУ? | 14(70%) | 6(30%) |
Результаты анкеты показали следующее: 80% — Уделяют внимание развитию воображения своего ребенка и 80% — Существует ли у вас потребность в более подробной информации на тему «Развитие воображения у ребенка?». Это свидетельствует о том, что родители заинтересованы в развитии у детей воображения.
75% — родителей читают своим детям сказки.
70% — родителей играют с детьми в подвижные игры на свежем воздухе.
70%родителей хотели ли вы бы получить эту информацию к нас в ДОУ.
65% -после прочтения книги или просмотра мультфильма, обсуждают с ребенком сюжет, поступки героев, их характер.
50% — родителей гуляя с ребенком, обращают внимание на природные явления.
15% — родители играют с ребенком дома в театрализованные игры.
Далее была проведена диагностика с целью выявление уровня развития воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством малого жанра фольклора.
Основой послужила методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко.
Цель определения уровня развития воображения ребенка (на словесном материале) [Приложение 3].
Ребенка просят сочинить и рассказать какую-нибудь сказку, такую, какой раньше никто не читал и не слышал, чтобы это была его собственная сказка. Для сочинения предлагается тема сказки: «Придумай и расскажи сказку про зайчонка…».
Обследование проводится индивидуально. Экспериментатор как можно более точно фиксирует то, что рассказывает ребенок.
Для детей с высоким уровнем развития воображения (3 балла) характерно принятие задачи: дети действительно пытаются сочинять собственную сказку, а не пересказывать знакомую. В придуманных сказках действуют разнообразные персонажи (не из одной знакомой сказки), которые совершают придуманные ребенком действия.
Среднему уровню выполнения задания (2 балла) соответствуют сказки, в которых дошкольник основывается на некоторых известных сказках, существенно их изменяя. Такие изменения могут касаться как персонажей сказки с сохранением общего сюжета, так и изменений в сюжете, но с сохранением персонажей.
Если ребенок фактически не принял задачу: пересказывал знакомую сказку (возможно, внес в нее некоторые модификации), или отказался от выполнения задания, то выполнение задания оценивается в 1 балл (низкий уровень).
Таблицы 1 Уровень развития воображения контрольной группы детей (средняя группа «Почемучки»)
№ | Код имени | баллы | уровень |
1 | Б.А | 2 | средний |
2 | Б.Я. | 1 | низкий |
3 | Б.Л. | 3 | высокий |
4 | В.В. | 3 | высокий |
5 | Г.М. | 2 | средний |
6 | Е.П. | 2 | средний |
7 | К.В. | 2 | средний |
8 | М.Ж. | 2 | средний |
9 | С.М. | 2 | средний |
10 | С.С. | 3 | высокий |
11 | С.В. | 3 | высокий |
12 | Т.К. | 3 | высокий |
13 | Т.М. | 1 | низкий |
14 | Х.А. | 2 | средний |
15 | Ч.В. | 2 | средний |
16 | Н.Д. | 3 | высокий |
17 | Н.Н. | 2 | средний |
18 | О.В. | 2 | средний |
19 | О.П. | 2 | средний |
20 | Р.Я. | 2 | средний |
В результате этой методики, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень 6 детей — 30%
Средний уровень12 детей – 60%
Низкий уровень имеют 2 детей – 10%.
Таблицы 2 Уровень развития воображения экспериментальной группы детей (средняя группа «Фантазеры»)
№ | Код имени | баллы | уровень |
1 | А.А. | 2 | средний |
2 | В.В. | 1 | низкий |
3 | Г.Г. | 3 | средний |
4 | К.М. | 2 | средний |
5 | К.В. | 2 | средний |
6 | К.Е. | 3 | высокий |
7 | Л.А. | 2 | средний |
8 | К.С. | 2 | средний |
9 | П.А. | 3 | высокий |
10 | П.Д. | 3 | высокий |
11 | С.Д. | 1 | низкий |
12 | И.Д. | 3 | высокий |
13 | С.А. | 2 | средний |
14 | С.А. | 2 | средний |
15 | Т.Н. | 3 | высокий |
16 | У.И. | 3 | высокий |
17 | Ч.В. | 3 | высокий |
18 | И.С. | 2 | средний |
19 | М.А | 2 | средний |
20 | К.В. | 2 | средний |
В результате этой методики, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень 8 детей — 40%
Средний уровень 10 детей – 50%
Низкий уровень имеют 2 ребенка – 10%.
Таким образом, использованные нами методы исследования позволяют сделать выводы, о том, что в контрольной и экспериментальной группах у большинства детей воображение развито на среднем и низком уровне.
Для доказательства, уравновешенности групп, мы применили критерий Манна-Уитни.
Сравнение показателей говорит о том, что нельзя утверждать, что индивидуальные показатели экспериментальной группы дошкольников не превосходит показатели контрольной группы дошкольников по развитию воображения. Следовательно, нельзя утверждать, что экспериментальная группа дошкольников превосходит контрольную группу по уровню развития воображения.
Сформулируем статистические гипотезы.
H0: уровень развития воображения экспериментальной группы дошкольников не ниже уровня развития воображения в контрольной группе дошкольников
H1: уровень развития воображения экспериментальной группы дошкольников ниже уровня развития воображения контрольной группы дошкольников по развитию воображения.
Определим эмпирическое значение Uэмп по формуле:
Для нахождения необходимых данных составим вспомогательную таблицу, где упорядочим по убыванию индивидуальные показатели уровня развития воображения дошкольников[Приложение4].
Определение ранговых сумм
№ | Показатели уровня развития воображения в контрольной группе | Ранг | Показатели уровня развития воображения в экспериментальной группе | Ранг |
1 | 3 | 7.5 | ||
2 | 3 | 7.5 | ||
3 | 3 | 7.5 | ||
4 | 3 | 7.5 | ||
5 | 3 | 7.5 | ||
6 | 3 | 7.5 | ||
7 | 3 | 7.5 | ||
8 | 3 | 7.5 | ||
9 | 3 | 7.5 | ||
10 | 3 | 7.5 | ||
11 | 3 | 7.5 | ||
12 | 3 | 7.5 | ||
13 | 3 | 7.5 | ||
14 | 3 | 7.5 | ||
15 | 2 | 25.5 | ||
16 | 2 | 25.5 | ||
17 | 2 | 25.5 | ||
18 | 2 | 25.5 | ||
19 | 2 | 25.5 | ||
20 | 2 | 25.5 | ||
21 | 2 | 25.5 | ||
22 | 2 | 25.5 | ||
23 | 2 | 25.5 | ||
24 | 2 | 25.5 | ||
25 | 2 | 25.5 | ||
26 | 2 | 25.5 | ||
27 | 2 | 25.5 | ||
28 | 2 | 25.5 | ||
29 | 2 | 25.5 | ||
30 | 2 | 25.5 | ||
31 | 2 | 25.5 | ||
32 | 2 | 25.5 | ||
33 | 2 | 25.5 | ||
34 | 2 | 25.5 | ||
35 | 2 | 25.5 | ||
36 | 2 | 25.5 | ||
37 | 1 | 38.5 | ||
38 | 1 | 38.5 | ||
39 | 1 | 38.5 | ||
40 | 1 | 38.5 | ||
41 | 428 | 392 |
После ранжирования проведем его проверку:
∑ R=40(40+1):2=820
∑R2=428+392=820
Ранжирование проведено правильно
Вычислим:
Uэмп=n1*n2+nx*(nx+1) –т=20*20+ 20(20+1)— 428=400+210-428 =182
Определим критическое (табличное) значение для n1=16 и n2=16
U0,05=138
U0,01=114
Представим данные на числовой прямой:
Итак, полученное эмпирическое значение расположено в зоне незначимости Uэмп =182 следовательно, принимается гипотеза H0. индивидуальные показатели экспериментальной группы дошкольников не превосходит показатели контрольной группы дошкольников по развитию воображения. Следовательно, группы являются уравновешенными, что дает нам возможность перейти к формирующему этапу исследования.
Страницы: 1 2 3