Привлеченный к ответственности нарушитель как пишется

Существительное «привлечение» противопоставляется существительному «непривлечение».

Если речь идет о непривлечении, пишут «о непривлечении».

Если речь идет о чём угодно, кроме привлечения, пишут «не о привлечении».

Если речь идет о чём угодно, кроме непривлечения, пишут «не о непривлечении».

Можно ещё представить себе конструкция «о не привлечении, а о чём-то другом».

Правильное написание слова привлечь к ответственности:

привлечь к ответственности

Крутая NFT игра. Играй и зарабатывай!

Правильный транслит слова: privlech k otvetstvennosti

Написание с не правильной раскладкой клавиатуры: ghbdktxm r jndtncndtyyjcnb

Неправильное написание слова с ошибкой: привлечь к ответствености, привлечь к отвецтвенности, превлечь к ответственности

Тест на правописание

Люди, находящиеся на территории любого государства, всегда обязаны соблюдать существующие в нем законы. Это правила поведения, за нарушение которых наступает ответственность.

Все противозаконные действия граждан различаются по степени тяжести. Чем тяжелее последствия проступка, тем жестче ответственность. За совершение тяжких преступлений — убийство, грабеж, нанесение телесных повреждений — наступает уголовная ответственность. Самая суровая мера уголовной ответственности в России — это лишение свободы (вплоть до пожизненного).

За менее тяжкие правонарушения — переход дороги на красный сигнал светофора, нецензурные высказывания или курение в неположенном месте — наступает административная ответственность. Самый распространенный вид административного наказания — штраф.

Как привлечь к ответственности, если в отношении вас совершен противоправный поступок?

Как привлечь к уголовной ответственности

Что делать, если вы стали объектом преступления, то есть действия, запрещенного уголовным кодексом?

Это зависит от тяжести совершенного против вас преступления. Все преступления делятся на дела частного, частно-публичного и публичного обвинения.

К преступлениям частного обвинения относятся наименее тяжкие преступления — побои, легкие телесные повреждения, клевета. По таким преступления к ответственности можно привлечь только по заявлению потерпевшего. То есть вы сами решаете, привлекать ли вашего обидчика к уголовному наказанию. К тому же в ходе разбирательства по таким делам можно достичь примирения и прекратить уголовное преследование.

Дела по частно-публичным обвинениям также возбуждаются только по заявлению потерпевших. Но их после возбуждения уголовного дела прекратить нельзя. К таким делам относятся изнасилования без отягчающих обстоятельств, нарушение тайны переписки, нарушение неприкосновенности жилища, нарушение авторских прав.

Большинство преступлений являются правонарушениями публичного обвинения. По ним уголовное преследование начинается с момента, когда правоохранительным органам стало известно о совершении преступления. Узнать о совершении преступления прокуратура или полиция могут из вашего заявления, заявления других лиц, сообщений в средствах массовой информации.

Действия по привлечению к ответственности по делам частного обвинения

Если вы стали жертвой побоев или клеветы и хотите привлечь своего обидчика к уголовной ответственности, вам необходимо обратиться с жалобой в местный мировой суд. В жалобе вы должны указать следующие пункты:

  • Суд, в который вы направляете жалобу.
  • Описание сути правонарушения с указанием места и времени его совершения.
  • Сведения о человеке, которого вы обвиняете.
  • Список свидетелей, которые могут подтвердить, что в отношении вас совершено правонарушение.

Также вы должны предоставить доказательства того, что против вас совершено правонарушение. При побоях необходимо обратиться в травмпункт и взять там заключение о нанесении телесных повреждений. При распространении клеветы и оскорблений необходимы письменные доказательства, показания свидетелей, ваши собственные показания.

На основании жалобы мировой судья принимает решение о принятии дела к рассмотрению. С этого момента потерпевший получает статус частного обвинителя, а предполагаемый правонарушитель — статус обвиняемого. Принять решение о привлечении обвиняемого к уголовной ответственности может только суд. Такое решение принимается после попыток примирить конфликтующие стороны и рассмотрения дела по существу.

Заявление о привлечении человека к ответственности по обвинению в клевете или побоях можно написать и в отделе полиции. Но если в этом деле будут выявлены признаки дела частного объявления, оно все равно будет перенаправлено в мировой суд.

Как привлечь к уголовной ответственности по делу публичного обвинения

Если вы стали жертвой более тяжкого преступления, чем легкие побои или оскорбление, вам надо обратиться с заявлением о совершении преступления в местный отдел полиции.

В заявлении вы должны указать все известные вам обстоятельства преступления. При этом заявление в полицию не может быть анонимным. По анонимному заявлению невозможно привлечь к ответственности. Письменное заявление должно содержать личную подпись заявителя. Если заявление сделано в устной форме, по нему составляется протокол, который тоже надо подписать. Если сообщение о преступлении сделано по телефону, письменное заявление составляется позже.

Правоохранительные органы не могут не принять заявление о преступлении. Они обязаны в течение 3 дней провести проверку по факту заявления. По истечению 3 дней следователь обязан либо возбудить по заявлению уголовное дело, либо принять решение об отказе в возбуждении такого дела. Отказ в возбуждении дела передается заявителю в письменной форме и в дальнейшем может быть обжалован в суде.

После возбуждения дела органы дознания проводят предварительное расследование, собирают доказательную базу и направляют дело в суд. Привлекать или нет обвиняемого к ответственности, решит судья.

Как привлечь к административной ответственности

Чтобы привлечь человека к ответственности за поступок, который предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях, необходимо, прежде всего, наличие протокола об административном правонарушении. Такой протокол составляется сотрудниками полиции или уполномоченными лицами других государственных органов. Протокол должен быть составлен непосредственно на месте совершения правонарушения. При необходимости собрать дополнительные сведения на составление протокола отводится 2 суток.

В протоколе должны быть указаны данные о должностном лице, который его составил, а также данные о нарушителе, потерпевших, свидетелях, о месте и времени совершения правонарушения.

Данный протокол направляется в суд, отдел полиции или иной уполномоченный орган, которые и принимают решение о привлечении нарушителя к ответственности.

Вы можете ознакомиться с ответами пользователей на вопрос Можно ли привлечь человека к ответственности за угрозы по телефону (а также сами поучаствовать в обсуждении). Кроме того, вам может оказаться полезной статья Куда жаловаться на судью.

На чтение 8 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано 16.03.2019
Обновлено 14.12.2021

Административная ответственность является особой формой ответственности юрлиц. Должностные лица в Кодексе об административных правонарушениях выделяются в отдельную группу лиц, для которых установлена собственная степень ответственности.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Какие категории граждан считаются должностными лицами

В примечании к ст. 2.4 КоАП приводится понятие термина должностное лицо. Согласно ему, под должностным лицом понимается лицо, которое наделено правом давать распоряжения людям, не находящимся в прямой служебной зависимости от него. С учетом данного определения можно сделать вывод, что под такими лицами законодатель понимал государственных служащих, которые имеют определенный объем полномочий.

Указания и приказы должностного лица обязательны к исполнению другими гражданами, которые не находятся от него в служебной зависимости. Такие функции могут быть наложены на него законодательством: например, законом о госслужбе, ФСБ и пр.

Согласно другому определению, должностное лицо – это гражданин, который обладает определенными организационными, распорядительными, административными и хозяйственными полномочиями в государственных инстанциях, органах местного самоуправления или в Вооруженных силах.

В примечании к указанной статье КоАП приведен перечень граждан, которых допускается отнести к категории должностных лиц. В их числе такие:

  1. Руководители и работники компаний, которые нарушили выполнение организационных, распорядительных, хозяйственных и административных полномочий.
  2. Арбитражные управляющие (в делах о финансовой несостоятельности).
  3. Члены совета директоров организаций, счетных комиссий, ревизионных подразделений, созданных комиссий для ликвидации юрлица, учредители компаний (только по отдельным составам преступлений, например, по ст. 19.7.12 КоАП).
  4. Члены комиссий при осуществлении госзакупок, а также контрактные управляющие (например, по ст. 19.7.2 КоАП).
  5. Организаторы государственных закупок и лица, которые занимаются закупочной деятельностью (например, по ст. 7.32.3 КоАП).
  6. Члены комиссий в области лицензирования деятельности (исключительно по ст. 19.6.2 КоАП).
  7. Индивидуальные предприниматели, которые привлекают в своей деятельности наемный персонал либо работают без него (если иное не установлено в КоАП).
  8. Работники предпринимателей, которые совершили деяния из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения должностных обязанностей.
  9. Организаторы торгов и лица, которые занимаются проведением торгов (по ст. 7.32.4 КоАП).

Приведенное в комментариях к ст. 2.4 КоАП определение должностного лица существенно отличается от того, которое содержится в Уголовном кодексе.

К должностным лицам не приравниваются частные нотариусы, охранники и детективы (хотя по нормам ст. 11 НК эти лица по статусу приравниваются к предпринимателям).

Свои полномочия должностное лицо может осуществлять постоянно или временно (например, на время нахождения руководителя в отпуске), а также в соответствии со спецполномочиями (например, по доверенности, специальному удостоверению, приказу, учредительному документу и пр.).

Какими правовыми нормами регулируется привлечение должностных лиц к ответственности

Должностное лицо по своему статусу является физическим лицом, поэтому при привлечении его к ответственности нужно учитывать положения:

  • ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, которая содержит указание на то, что можно рассматривать в качестве административного правонарушения;
  • ст. 2.2 – содержащая указание на формы вины при совершении проступка;
  • ст. 2.8 – исключающая ответственность должностных лиц, которые совершили проступок в невменяемом состоянии.

Также привлечение должностных лиц к ответственности регулируется:

  • положениями ст. 2.5 КоАП об особенностях административной ответственности должностных лиц;
  • положениями ст. 2.1 КоАП о том, что привлечение должностного лица к ответственности не освобождает от нее саму организацию;
  • ст. 2.9 о возможности должностного лица получить освобождение от административной ответственности, если правонарушение было незначительным.

Виды административной ответственности

Нарушения, за которые должностные лица могут быть привлечены к ответственности, обычно связаны с предпринимательской и административно-хозяйственной жизнью предприятий. В частности, это нарушения, связанные:

  • с исполнением работниками трудовых обязанностей по главе 5 КоАП;
  • с исполнением правил природопользования по главе 8;
  • с промышленным строительством и сферой энергетики по главе 9;
  • с сельскохозяйственной и ветеринарной деятельностью по главе 10;
  • с информационной сферой по главе 13;
  • с правилами предпринимательской деятельности по главе 14;
  • со сферой воинского учета по главе 21;
  • с таможенной сферой по главе 16;
  • со сферой оборота ценных бумаг по главе 17;
  • со сферой порядка управления по главе 19.

Меры административного наказания

Возможные виды административных взысканий для должностных лиц перечислены в п. 1 ст.3.2 КоАП РФ. При этом кодекс не содержит определенных правил относительно того, что определенное наказание допускается применять к должностным лицам. Все они распространяются и на юридических, и физических лиц, а также ИП.

При этом некоторые меры наказания по нормам КоАП не могут применяться в отношении должностных лиц из-за их особого правового статуса. Это, например, лишение прав, выдворение за пределы страны, арест, обязательные работы, приостановление деятельности, запрет на посещение мест проведения соревнований.

Чаще всего рассматриваемая категория правонарушителей привлекается к наказанию в виде предупреждения, штрафа или дисквалификацией. Это связано с характером совершаемых ими проступков.

В ст. 1.5 КоАП указано, что лицо подлежит административному наказанию только за те правонарушения, в отношении которых была установлена его вина. По умолчанию лицо, которое привлекают к ответственности, не должно доказывать свою невиновность (за некоторым исключением: например, если  правонарушение было совершено в области благоустройства территории).

В ст. 24.5 КоАП приведен перечень обстоятельств, которые исключают производство по делу об административном правонарушении:

  • отсутствие состава нарушения;
  • невменяемость физлица;
  • истечение сроков давности;
  • действия лица были совершены в состоянии крайней необходимости;
  • объявленная амнистия;
  • смерть должностного лица;
  • прочие ситуации.

Порядок и сроки привлечения к административной ответственности

Процессуальный порядок и сроки для привлечения должностных лиц к административной ответственности являются общими и специальных процедур в отношении них по закону не предусмотрено. Аналогичными являются и сроки давности для назначения должностным лицам наказания по ст. 4.5 КоАП.

Пошагово процедуру привлечения должностных лиц к ответственности можно представить следующим образом:

  1. Возбуждается делопроизводство по административному делу. Перечень оснований для этого перечислен в ст. 28.1 КоАП. Согласно правилам, при возбуждении дела оформляется протокол об административном правонарушении (кроме ситуаций, когда дело возбуждается прокурором или при автоматической съемке нарушения). Согласно ст. 28.5 КоАП, протокол составляется незамедлительно после совершения должностным лицом проступка. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств происшествия, то протокол составляется в течение 2 суток после выявления правонарушения. В случае проведения расследования он готовится по факту его завершения.
  2. Должностному лицу разъясняются его права и возможность обжалования протокола и в обязательном порядке дают с ним ознакомиться.
  3. Протокол передается на рассмотрение в суд.
  4. По результатам рассмотрения выносится решение о привлечении лица к ответственности или о прекращении делопроизводства.

Если должностное лицо получило наказание в виде административного штрафа, то он подлежит уплате должностным лицом в течение 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Также по ходатайству лица суд может предоставить ему отсрочку или рассрочку платежа.

В случае невыполнения указанной обязанности по уплате штрафа в отношении должностного лица составляется новый протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

За неуплату административного штрафа в установленные сроки на нарушителя налагается ответственность в виде неуплаченного штрафа в двукратном размере. Минимальное значение такого штрафа составляет 1000 р. Также к лицу может быть применено наказание в виде обязательных работ до 50 часов или административного ареста на 15 суток.

Согласно ст. 30.2 КоАП, должностное лицо вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Такая жалоба передается в течение 10 дней после вынесения постановления в суд, который рассматривал дело. При пропуске указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству должностного лица.

Постановления об административных проступках, которые не приобрели юридической силы, могут быть обжалованы в органах прокуратуры.

Особенности привлечения к ответственности

Несмотря на то что привлечение должностных лиц к ответственности по нормам КоАП производится в штатном режиме, некоторые особенности при назначении им наказания имеются.

Хотя должностные лица формально являются физлицами, но их особый правовой статус приводит к большей общественной опасности совершенного правонарушения и к необходимости применения более строгой ответственности к ним.

Особенностями привлечения должностных лиц к ответственности являются:

  1. Необходимость доказывания их правового статуса должностного лица. Например, факта работы в определенной компании, наличие неисполненных должным образом обязанностей.
  2. В статье КоАП должно быть прямо указано на то, что к ответственности по ней допускается привлечение должностных лиц.
  3. К ним применяется ограниченный перечень наказаний.
  4. Невозможность привлечения к ответственности должностных лиц, которые должным образом исполняли свои обязанности. Соответственно, уполномоченные инстанции должны дополнительно проверять полномочия и должностные инструкции данной категории нарушителей, соответствие действий должностных лиц предъявляемым требованиям.

Допускается ли привлечение должностных лиц к ответственности, если на момент возбуждения административного дела оно уже было уволено и утратило свой статус? Ответ на указанный вопрос дал Верховный суд в выпущенном в 2006 году обзоре. В нем сказано, что увольнение не может являться поводом для освобождения от ответственности, если на момент совершения проступка лицо имело соответствующий статус и было наделено особыми полномочиями.

Военнослужащие, сотрудники ОВД, уголовно-исполнительной системы несут административную ответственность по специальным правилам.

Таким образом, должностные лица выступают специальными субъектами административной ответственности, которых можно привлекать к ответственности в общем порядке, но с некоторыми особенностями по нормам КоАП.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

И могут ли привлечь к уголовной или административной ответственности?

Мне 23, не давно получил гражданство. Военкомат не знает обо мне, спокойно могу до 27 ждать. Я не уклоняюсь от службы, но и сам в военнкомат не хочу идти, живу по месту регистрации. Такой вопрос если я приду в военнкомат после 27, что будет? Дадут ли мне белый билет или что? И могут ли привлечь к уголовной или административной ответственности? Просто насколько мне известно по новому закону человек по достижении призывнова возраста сам должен явиться в военнкомат. И как вообще вести себя в военнкомате после 27.

08 мая 2021, 16:50, вопрос №3037768, Тимофей, г. Москва

Можно ли мне открыть больничный и таким образом закрыть отработку в 2 недели?

Здравствуйте, такая ситуация, необходимо срочно переехать в родной город, так как проживать на нынешнем месте жительства по которому я работаю не имею возможности. Работаю в муниципальной организации, увольнять по заявлению о смене места жительства не хотят. Увольнение только, через 2 недели. Так же имеется заключённый недавно договор на материальную ответственность. Можно ли мне открыть больничный и таким образом закрыть отработку в 2 недели? Или этот срок необходимо будет дорабатывать после выхода с больничного..

11 мая 2021, 14:29, вопрос №3038791, Александра, г. Нижневартовск

Привлечь к (судебной) ответственности кого (офиц.) — считая виновным, заставить дать отчет в совершенных действиях (перед судом, органами власти и т. п.). Привлечь к судебной ответственности за нарушение договора. См. также ответственность.

Все значения словосочетания «привлечь к (судебной) ответственности»

ПРИВЛЕКА́ТЬ, —а́ю, —а́ешь. Несов. к привлечь.

Все значения слова «привлекать»

ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ, -и, ж. 1. Обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т. п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-л. Нести ответственность. Привлечь к ответственности.

Все значения слова «ответственность»

  • Не малое значение сегодня имеет и общение в интернете по разным вопросам, когда за наше мнение нас могут привлечь к ответственности, найдя в нём что-то противозаконное.

  • И когда они действительно наступают, то берегитесь – лучше остановиться, спрятаться и замаскироваться, потому что на того, кого можно привлечь к ответственности, обрушатся лавины последствий.

  • – Во всяком случае, за несколько лет нам удалось привлечь к ответственности достаточно врачей и околомедицинских работников, точно так же, как и оправдать невиновных медиков.

  • (все предложения)
  • взять за бока
  • взять за хобот
  • притянуть
  • притянуть к Иисусу
  • привлечь к судебной ответственности
  • (ещё синонимы…)
  • привлечение
  • привлекательность
  • внимание
  • ловелас
  • обаяние
  • (ещё ассоциации…)
  • работа
  • соответствие
  • самостоятельность
  • ответ
  • дети
  • (ещё ассоциации…)
  • красота привлекает
  • привлечь внимание
  • не привлекать внимания
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • уголовная ответственность
  • ответственность человека
  • чувство ответственности
  • ответственность лежит
  • нести ответственность
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «привлекать»
  • Разбор по составу слова «ответственность»
  • Как правильно пишется слово «привлекать»
  • Как правильно пишется слово «ответственность»

Адвокат Антонов А.П.

В УК РФ термин «уголовная ответственность» впервые встречается в ч. 1 ст. 1, которая закрепляет, что уголовное законодательство РФ состоит из УК РФ, в который должны включаться новые законы, предусматривающие уголовную ответственность.

Из положений ч. 2 ст. 2 УК РФ следует, что именно УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности.

Принципами уголовной ответственности являются принципы законности (ст. 3 УК РФ), равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), вины (ст. 5 УК РФ), справедливости (ст. 6 УК РФ), гуманизма (ст. 7 УК РФ).

К уголовной ответственности привлекаются только лица, совершившие преступления, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 УК РФ).

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (ч. 2 ст. 6 УК РФ).

Основанием уголовной ответственности, в соответствии со ст. 8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Пункт 55 ст. 5 УПК РФ содержит понятие уголовного преследования — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Таким образом, уголовная ответственность наступает при указанных выше условиях, содержащихся в УК РФ, а привлечение к ней осуществляется путем реализации закрепленных в УПК РФ процедур.

Уголовная ответственность является уголовно-правовым понятием и институтом. Сущностью уголовной ответственности в правовом государстве в самом общем виде является правоотношение, одной стороной которого является лицо, совершившее преступление и обязанное понести или претерпеть в связи с совершенным преступлением определенные правоограничения, а другой — государство, имеющее право публичного осуждения виновного и определения ему законного, обоснованного и справедливого наказания.

Уголовное преследование является одной из функций уголовного судопроизводства, которая имеет свою собственную правовую природу и отделена при реализации своих полномочий от функции защиты и разрешения уголовного дела. Уголовное преследование можно определить как уголовно-процессуальную деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по привлечению к уголовной ответственности лиц (лица), совершивших преступления, включающую и возбуждение процесса расследования, и само расследование обстоятельств преступления, розыск и поимку лица, совершившего преступление, утверждение лица о виновности в совершенном преступлении, путем выдвижения тезиса о его виновности перед судебными органами, а также доказывание его виновности в судебном заседании и т.д.

Некоторые авторы справедливо считают, что привлечение к уголовной ответственности, являясь уголовно-процессуальным понятием, означает привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ) с тем, чтобы лицо могло полноценно защищаться от возможности возложения необоснованной обязанности подвергнуться наказанию. В концептуальном смысле необходимо понимать, что привлечен к уголовной ответственности может быть только обвиняемый. Привлечение к уголовной ответственности лица, не поставленного в положение обвиняемого, лишило бы данное лицо права на защиту. Поэтому законодатель и устанавливает актом привлечения в качестве обвиняемого пределы производства по делу in personam.

Вместе с тем представляется, что подход к рассматриваемому понятию должен быть расширен.

Действительно, привлечение лица в качестве обвиняемого тесно связано с понятием привлечения к уголовной ответственности, однако они не тождественны.

Привлечение лица в качестве обвиняемого указывает на необходимость реализации государством своего права на применение к такому лицу установленных законом ограничений в правах. Этим обвинением фактически определяется суть таких претензий, содержание «уголовно-правового спора». Привлечение лица в качестве обвиняемого не означает признания его виновным в совершении преступления, что может быть установлено только решением суда.

При таких обстоятельствах привлечение лица в качестве обвиняемого является одним из этапов привлечения лица к уголовной ответственности, и совсем не первым.

На возможность смещения начального этапа привлечения лица к уголовной ответственности на более раннюю стадию указывают некоторые нормы УПК РФ.

Напомним, что уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения не только обвиняемого, но и подозреваемого в совершении преступления.

Подозреваемому тоже обеспечивается право на защиту, а также возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами (ст. 16 УПК РФ). Прокурор вправе после возбуждения уголовного дела заключить досудебное соглашение о сотрудничестве и с подозреваемым (ч. 5 ст. 21 УПК РФ), прекращение уголовного дела в случае смерти подозреваемого невозможно без согласия его близких родственников (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко»), к подозреваемому может быть применена мера пресечения (п. 13 ст. 5 УПК РФ), уголовное преследование в отношении подозреваемого может быть прекращено (ст. 27 УПК РФ).

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 154 УПК РФ в отдельное производство может быть выделено уголовное дело в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, привлеченного к уголовной ответственности, что указывает на привлечение к уголовной ответственности лица уже в момент признания его подозреваемым.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым становится лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены гл. 20 УПК РФ, либо лицо, которое задержано в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ) законодатель именует и как «истечение сроков давности уголовного преследования» (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), что препятствует даже возбуждению уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности возможно считать с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 22.04.2021

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

частнопрактикующий юрист, эксперт Экспертного
центра «Общественная Дума»

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. Последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания.

Цель административного наказания

Любой вид ответственности (наказания) существует не сам по себе, а для определенной цели. Такая цель есть и у административного наказания: предупреждение совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ), т.е. профилактика. Законодатель не преследует цель покарать правонарушителя, а скорее воспитать, в том числе через применение определенных мер административного наказания.

В связи с этим применяемое наказание:

  • должно не озлоблять и «уничтожать» нарушителя, а вразумлять;
  • назначаться не бездумно ко всем, а с учетом конкретных обстоятельств дела и, прежде всего, отвечать принципу соразмерности (адекватности).

Потому, например, суд не может назначить более строгое наказание, чем положено по обстоятельствам дела, даже если об этом просит сам правонарушитель. Ярче всего подобное проявляется при больших суммах штрафов, когда даже административное приостановление деятельности для организации будет выгоднее, чем его уплата, и потому компании часто просят суд о замене наказания.

Судебная практика

Общество привлекли к ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии) со штрафом в 1,5 млн руб. ООО просило суд сменить наказание на административное приостановление деятельности из-за тяжелого финансового положения. Суд округа отказал, поскольку система административных наказаний построена по принципу усиления меры ответственности – от менее к более строгой (ст. 3.2 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности – более строгое наказание, чем штраф, носит исключительный характер и назначается только в случаях, указанных в КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Поэтому применить его в качестве альтернативы штрафу суд не может, поскольку это более строгий вид административного наказания, даже если оно и не представляется таким правонарушителю. Ссылка ООО на его тяжелое финансовое положение в таких обстоятельствах не имеет значения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.08.2019 № Ф07-9121/2019 по делу № А21-16807/2018).

В то же время если цель наказания уже достигнута или может быть достигнута «малой кровью», то суд, напротив, может смягчить ответственность.

Судебная практика

Суд отметил, что ответчиком предприняты действия по исправлению ситуации, цели административного наказания можно достигнуть, применив в отношении него меру ответственности в виде предупреждения (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 № 20АП-4449/2019, Арбитражного суда Центрального округа от 05.02.2020 № Ф10-6700/2019 по делу № А68-1398/2019).

Конечно, можно сказать, а причем здесь цель административного наказания и смягчающие обстоятельства? Какая между ними связь? Давайте посмотрим на примере.

Пример

Есть два общества «А» и «Б». Они оказывают медицинские услуги и допустили нарушение – принимают пациентов не только по адресу, указанному в лицензии, но и по другим адресам. Как определить меру соразмерного наказания, чтобы цель административного наказания была достигнута? Формально обе организации совершили правонарушение по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и должны, например, быть оштрафованы. Но «А» совершает правонарушение впервые, остановило прием по «нелицензионному» адресу, предприняло шаги для внесения в лицензию дополнительного адреса; оперативно предоставляло во время проверки все документы и пояснения, направляло представителя при рассмотрении дела в указанные сроки и т.п. «Б», напротив, попадается уже повторно, требования о предоставлении документов игнорирует, всячески затягивает рассмотрение дела, дополнять лицензию не спешит и т.п.

Будет ли справедливым назначить им одинаковое наказание, правонарушение же одно и то же? Конечно, нет. Ведь общество «А» старается исправиться, осознав свою ошибку, а «Б» упорствует в игнорировании закона. Для «А» цель административного наказания фактически уже достигнута – правонарушение почти устранено. Но до «Б» еще не дошло, в чем претензии к нему и в чем опасность его правонарушения. Опасность в том, что скрыта от надзорного органа еще одна точка оказания медуслуг и неизвестно, соответствует ли она всем требованиям соответствующих норм, нет ли опасности для жизни и здоровья пациентов. Потому для «Б», которое повторно совершает правонарушение и упорствует в своей нелюбви к закону, может быть стоит применить наказание пожестче, а вот к «А», если совсем не освободить от наказания, то выбрать более мягкий вид (меру).

По сути, в случае с обществом «А» мы и видим, что соразмерность наказания, степень достижения цели административного наказания надзорный орган или суд смогут увидеть через особые обстоятельства, которые и позволяют смягчить ответственность. В этом и связь смягчающих обстоятельств с целью наказания – они служат индикатором отношения правонарушителя к своему нарушению. Как по определенным симптомам и показаниям в анализах можно определить состояние здоровья, отсутствие или наличие определенного заболевания, так и отдельные обстоятельства правонарушения и поведения нарушителя показывают состояние его «правового здоровья» и степень запущенности «правовой болезни». Продолжая аналогии, скажем, что административный орган / судья используют смягчающие обстоятельства в качестве реакции на признаки выздоровления или легкого недомогания, при которых не требуются радикальные меры в виде операции. А отягчающие – тяжелого поражения, запущенной стадии «отрицания закона».

Перечень смягчающих обстоятельств приведен в ст. 4.2 КоАП РФ. При этом он является открытым: законодатель в ч. 1 статьи перечисляет десять пунктов, а судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и иные, не указанные в КоАП РФ или законе субъекта РФ, обстоятельства в зависимости от условий совершения правонарушения и поведения привлекаемого к ответственности лица. Например, таковым могут признать совершение правонарушения впервые (решение Верховного суда Республики Марий Эл от 15.11.2017 № 7р-413/2017, постановления Арбитражного суда Московского округа от 03.03.2020 № Ф05-541/2020 по делу № А40-88285/2019, Самарского УФАС России от 27.02.2020 по делу № 063/04/14.32-63/2020).

К сожалению, не всегда суды или должностные лица отражают в своих актах, какое конкретно обстоятельство они посчитали смягчающим, просто ссылаясь на ст. 4.2 КоАП РФ (решение Магаданского областного суда от 26.05.2017 по делу № 5-14/2017), что затрудняет анализ правоприменительной практики для организаций при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении. Впрочем, и без этого даже законодательно установленного перечня более чем достаточно, ведь он охватывает весьма широкий круг обстоятельств. Хотя все десять пунктов законодателя применимы только к физическим лицам, к организациям – не более семи. Прежде всего, суды обращают внимание на:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения;

3) оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу;

4) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль.

Затем по частоте…

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.

Подписаться на
журнал сейчас

Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для
этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение
    действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои
рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей
помощью!

Рекомендовано для вас

  • Свежие
  • Посещаемые

Может ли юрлицо отказаться от импортного груза?

Может ли юридическое лицо, которое указано
в отгрузочных документах в качестве получателя импортного груза, быть привлечено к административной ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ, если оно отказалось от получения груза до истечения срока его хранения, но при этом уведомило об отказе только перевозчика груза и не направляло письменных отказов на склад временного хранения и таможенный орган?

Смягчение административной ответственности: практика применения

Федеральный закон от 26.03.2022 № 70‑ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в силу 06.04.2022. Этот закон вошел в пакет антикризисных мер, хотя его разрабатывали еще до событий 2022 года, вызвавших необходимость принятия властями специальных мер в связи с международными санкциями. Он значительно смягчил административную ответственность для организаций, а также их работников. Уже появилась судебная практика его применения. Мы напомним основные его положения и расскажем, как их применяют суды, в т. ч. почему не стоит ожидать автоматического снижения ответственности в случае подпадания под новые нормы и каким образом применяются положения об обратной силе закона к совершенным ранее правонарушениям.

Алексей Каблучков

юрисконсульт ООО «Торговый Дом Авто Ресурс»,
канд. юрид. наук

Мобилизация – ​перспективы административной и уголовной ответственности за уклонение

C начала объявления частичной мобилизации
ведутся дискуссии о ее сроках, лицах, подлежащих мобилизации, отсрочках и основаниях освобождения от нее. Многих беспокоит также вопрос об ответственности за уклонение от этого мероприятия. Известны примеры предупреждения граждан со стороны военкомов о перспективах уголовного преследования. Так как на эту тему существует много мнений, зачастую копирующих друг друга и при этом не всегда соответствующих действительности, предлагаем посмотреть, как обстоит вопрос с ответственностью на самом деле.

Персональные данные потребителя: новые правила

В условиях глобализации мировой экономики
и проникновения Интернета во все сферы жизни особое значение приобретает защита персональных данных. Доверяя государству и бизнесу свою персональную информацию, человек получает более удобный и качественный сервис, а также комфортную коммуникацию. Однако повсеместное и избыточное собирание персональной информации чревато серьезными рисками (незаконная передача персональных данных субъекта третьему лицу, их обработка в противоречии с заявленными целями или с превышением допустимых пределов, хищение и др.). В связи с этим были приняты изменения, направленные на защиту персональных данных потребителей, в т. ч. от их необоснованного сбора, которые вступят в силу в сентябре 2022 года. Рассказываем о новеллах, ведь многие их них коммерсантам нужно учесть в работе уже сейчас. А потребителям будет интересно узнать, на что они могут рассчитывать по новым правилам в случае нарушения их прав, какие возможности для них несут поправки.

Александр Бычков

директор юридического департамента ООО
«Пимпэй Касса»

Когда к ответственности привлекут и организацию, и должностное лицо

Одной из самых неприятных ситуаций для
любого предпринимателя является внимание к его персоне со стороны проверяющих, которые обязательно находят в его деятельности нарушения и карают по всей строгости закона. На практике некоторые пытаются уходить от административной ответственности, свалив все на своих должностных лиц. Однако получается это не всегда, более того, зачастую проверяющие наказывают и тех и других. Почему так происходит, можно ли этого избежать, расскажем в статье.

Александр Бычков

директор юридического департамента ООО
«Пимпэй Касса»

Мобилизация – ​перспективы административной и уголовной ответственности за уклонение

C начала объявления частичной мобилизации
ведутся дискуссии о ее сроках, лицах, подлежащих мобилизации, отсрочках и основаниях освобождения от нее. Многих беспокоит также вопрос об ответственности за уклонение от этого мероприятия. Известны примеры предупреждения граждан со стороны военкомов о перспективах уголовного преследования. Так как на эту тему существует много мнений, зачастую копирующих друг друга и при этом не всегда соответствующих действительности, предлагаем посмотреть, как обстоит вопрос с ответственностью на самом деле.

Малозначительность: когда получится «уйти» от ответственности

КоАП РФ содержит несколько оснований для
освобождения от административной ответственности, одно из которых – ​малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). В 8 из 10 просматриваемых судебных дел привлекаемое к ответственности лицо пытается прямо или косвенно сослаться на малозначительность правонарушения. Однако суды в основном такие доводы отклоняют. Почему так происходит и что в действительности следует понимать под малозначительностью – ​расскажем в этой статье. С помощью нашей подборки судебной практики вы сможете сориентироваться при схожих с рассмотренными обстоятельствах и не упустите шанс избежать ответственности, когда это возможно.

Сергей Слесарев

частнопрактикующий юрист, эксперт Экспертного
центра «Общественная Дума»

Может ли юрлицо отказаться от импортного груза?

Может ли юридическое лицо, которое указано
в отгрузочных документах в качестве получателя импортного груза, быть привлечено к административной ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ, если оно отказалось от получения груза до истечения срока его хранения, но при этом уведомило об отказе только перевозчика груза и не направляло письменных отказов на склад временного хранения и таможенный орган?

  • Привлеченное внимание как пишется
  • Привлекла как пишется правильно
  • Привлекательный как пишется и почему
  • Привлекательный вид как пишется
  • Привлекательность сказок для детей в том что