Привлекательность сказок для детей в том что

 «Психологические возможности сказки для развития детской личности»

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки — наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка.  Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

(2 слайд) Привлекательность сказок для развития личности ребенка:

  • Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Сказка выполняет функцию социализации, т.к. в ней  содержатся этические нормы: правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим.
  • Сказке присуща культурно-этническая функция. Сказка отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад определенного народа, его особенности менталитета, язык. Поэтому через сказку ребенок усваивает богатство этнической культуры.
  • Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
  • «Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развивать произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки,  развивать и реализовать воображение, творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
  • Через сказку формируется лексико-образная функция, способность формировать языковую культуру личности, владение многогранностью и многозначительностью народной речи.

(3 слайд) Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

• Потребность в автономии (герой делает свой выбор).

• Потребность в компетентности (герой способен все преодолеть).

• Потребность в активности (герой постоянно действует).

Через сказку формируются:

• умение устанавливать контакты и действовать в различных конфликтных ситуациях;

• умение реализовать самоутверждающие способы поведения;

• умение выразить свои желания, чувства и эмоции, умение высказать свое мнение, эмпатия к другим людям.

(4 слайд) Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Механизм идентификации. В сказках отсутствует  заданность в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с ним и стать участником сказочных событий. Сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально.

2. Освоение морально-этических норм поведения. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший — добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Ребенок понимает, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, а также знакомится с  новыми ролевыми позициями, новыми способами действия. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения.

4. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна «, » Кащей Бессмертный «, » Змей-Горыныч «.

5. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. Например, в возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Использование сказок в психокоррекционной работе

Сказка может помочь решить следующие задачи в психолого-педагогической деятельности:

1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.

2. Идентифицируясь с героями сказок, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность отреагирования многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры — драматизации доступны детям уже с 3-летнего возраста.

 (5 слайд) Сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка, применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. При работе  с конкретными проблемами,  позволяет найти их первопричину, выявить то, что «прячется под маской» (например за плаксивостью может скрываться тревожность, за вспышками агрессии — природная робость в сочетании с самолюбием, за страхами в разных ситуациях — неутоленная жажда лидерства и боязнь поражения) и помогает ребенку достичь внутренней гармонии.

Сказкотерапия является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого – через сказку. В этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Ничего не навязывается ему насильно.

(6 слайд) При этом также можно выделить уровни воздействия сказок на личность:

* Неосознаваемый уровень.

* Осознаваемый уровень.

* Поведенческий.

Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения.

(7 слайд) В сказкотерапевтическом процессе используется следующие виды  сказок:
1. Художественные (авторские, народные);
2. Дидактические (обучающие):
 используются педагогами для мотивации и оптимизации учебного процесса
3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории):  эти сказки являются целенаправленными – каждая из них несет в себе решение некой задачи (проблемы).

Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями. В сказках этого типа выделяют само повествование и то, что мы читаем «между строк».
4. Психокоррекционные (сказки, истории) — это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.
5. Медитативные  (создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание).

(8 слайд) Формы работы со сказкой:

* Рассказывание сказок.

* Куклотерапия.

* Постановка сказок на песке.

* Сочинение сказок.

* Обыгрывание сказок, драматизация (дети – актёры).

* Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек), включенных в группу. В терапевтическую группу подбираются дети с противоположными синдромами.

Сказка как метод психологической диагностики

Сказку можно использовать как диагностический инструмент в работе с детьми, которые уже умеют говорить. Для этого был создан тест «Сказка». Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. С данной проблемой я выступаю на родительских собраниях в младших группах. Цель:  подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг и сказок играет огромную роль для  всестороннего развития детей.

(9 слайд) Таким образом, педагогические, психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру.

Сказкотерапия
метод,
использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих
способностей, расширения сознания,
совершенствования взаимодействий с
окружающим
миром. К сказкам обращались в своем
творчестве известные
зарубежные и отечественные психологи:
Э. Фромм, Э.
Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина,
Е. Лисина, Е. Петрова,
Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и
т.д.

Тексты
сказок вызывают интенсивный эмоциональный
резонанс
как у детей, так и у взрослых. Образы
сказок обращаются
одновременно к двум психическим уровням:
к уровню сознания
и подсознания, что дает особые возможности
при коммуникации.
Особенно это важно для коррекционной
работы, когда
необходимо в сложной эмоциональной
обстановке создавать
эффективную ситуацию общения.

Выделяют
следующие коррекционные функции сказки:
психологическую
подготовку к напряженным эмоциональным
ситуациям; символическое отреагирование
физиологических и эмоциональных
стрессов; принятие в символической
форме своей физической активности.

Возможности
работы со сказкой

1.
Использование сказки как метафоры.
Текст и образы сказок вызывают свободные
ассоциации, которые касаются личной
жизни
клиента, и затем эти метафоры и ассоциации
могут быть обсуждены.

2. Рисование
по мотивам сказки. Свободные ассоциации
проявляются в рисунке, и дальше возможен
анализ полученного графического
материала.

  1. Обсуждение
    поведения и мотивов действий персонажа,
    что служит поводом к обсуждению ценностей
    поведения человека, выявляет систему
    оценок человека в категориях: хорошо
    — плохо.

  2. Проигрывание
    эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов
    дает возможность ребенку или взрослому
    почувствовать некоторые эмоционально
    значимые ситуации и проиграть эмоции.

  1. Использование
    сказки как притчи-нравоучения. Подсказка
    с помощью метафоры варианта разрешения
    ситуации.

  2. Творческая работа
    по мотивам сказки (дописывание,
    переписывание, работа со сказкой).

Сказки разделяют
на традиционные (народные) и авторские.
Народные сказки также делятся на
несколько групп: бытовые (например,
«Лиса и журавель»), сказки-загадки
(истории на сообразительность, истории
хитреца); сказки-басни, проясняющие
какую-нибудь ситуацию или моральную
норму; притчи (истории о мудрых людях
или о занимательных ситуациях); сказки
о животных; мифологические сюжеты (в
том числе истории про героев); волшебные
сказки, сказки с превращениями
(«Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка»
и т.д.).

Привлекательность
сказок для развития личности ребенка
заключается в следующем:

  1. Отсутствие в
    сказках прямых нравоучений, назиданий.
    События сказочной истории логичны,
    естественны, вытекают одно из другого,
    а ребенок усваивает причинно-следственные
    связи, существующие в мире.

  2. Через образы
    сказки ребенок соприкасается с жизненным
    опытом многих поколений. В сказочных
    сюжетах встречаются ситуации и проблемы,
    которые переживает в своей жизни каждый
    человек: отделение от родителей;
    жизненный выбор; взаимопомощь; любовь;
    борьба добра со злом.

Победа добра в
сказках обеспечивает ребенку
психологическую защищенность: чтобы
ни происходило в сказке — все заканчивается
хорошо. Испытания, выпавшие на долю
героев, помогают им стать умнее, добрее,
сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок
усваивает, что все, что происходит в
жизни человека, способствует его
внутреннему росту.

  1. Отсутствие
    заданности в имени главного героя и
    месте сказочного события. Главный герой
    — это собирательный образ, и ребенку
    легче идентифицировать себя с героем
    сказки и стать участником сказочных
    событий.

  2. Ореол тайн и
    волшебства, интригующий сюжет, неожиданное
    превращение героев — все это позволяет
    слушателю активно воспринимать и
    усваивать информацию, содержащуюся в
    сказках.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
предложила систему «сказкотерапевтической
психокоррекции», которая понимается
как процесс знакомства с сильными
сторонами личности ребенка, расширения
поля сознания и поведения ребенка, поиск
нестандартных оптимальных выходов из
различных ситуаций, безусловное принятие
ребенка и взаимодействие с ним на равных
посредством работы со сказкой.

Разработанный
автором курс сказкотерапии включает в
себя множество приемов и форм работы,
которые позволяют развивать творческое
мышление, воображение, внимание и память,
восприимчивость и координацию движений,
позитивную коммуникацию и адекватную
самооценку. Сказку можно анализировать,
сочинять, переписывать, рассказывать,
рисовать, драматизировать.

Основные приемы
работы со сказкой

1. Анализ
сказок.
Цель
— осознание, интерпретация того, что
стоит за каждой сказочной ситуацией,
конструкцией сюжета, поведением героев.

Данная форма работы
применяется для детей в возрасте от 5
лет, подростков и взрослых.

2. Рассказывание
сказок.
Прием
помогает проработать такие моменты,
как развитие фантазии, воображения,
способности к децентрированию. Процедура
состоит в следующем: ребенку или группе
детей предлагается рассказать сказку
от первого или от третьего лица. Можно
предложить ребенку рассказать сказку
от имени других действующих лиц,
участвующих или не участвующих в сказке.

3.
Переписывание
сказок.
Переписывание
и дописывание авторских
и народных сказок имеет смысл тогда,
когда ребенку, подростку
или взрослому чем-то не нравится сюжет,
некоторый поворот событий, ситуаций,
конец сказки и т.д. Это важный диагностический
материал. Переписывая сказку, дописывая
свой конец или
вставляя необходимые ему персонажи,
клиент сам выбирает наиболее
соответствующий его внутреннему
состоянию поворот и находит
тот вариант разрешения ситуаций, который
позволяет освободиться
ему от внутреннего напряжения — в этом
заключается психокоррекционный
смысл переписывания сказки.

4. Постановка
сказок с помощью кукол.
Работая
с куклой, ребенок
видит, что каждое его действие немедленно
отражается на
поведении куклы. Это помогает ему
самостоятельно корректировать
свои движения и делать поведение куклы
максимально выразительным.
Работа с куклами позволяет совершенствовать
и
проявлять через куклу те эмоции, которые
обычно ребенок по каким-то
причинам не может себе позволить
проявить.

5. Сочинение
сказок.
В
каждой волшебной сказке есть определенные
закономерности развития сюжета. Главный
герой появляется
в доме (в семье), растет, при определенных
обстоятельствах
покидает дом, отправляясь в путешествия.
Во время странствий
он приобретает и теряет друзей,
преодолевает препятствия,
борется и побеждает зло и возвращается
домой, достигнув
цели. Таким образом, в сказках дается
не просто жизнеописание
героя, а в образной форме рассказывается
об основных этапах
становления и развития личности.

Волшебные сказки
описывают глубинный человеческий опыт
прохождения эмоциональных кризисов и
преодоления страха. Они дают человеку
опору в условиях неопределенного
эмоционального
опыта и подготавливают его к кризисным
переживаниям. Каждая из волшебных сказок
содержит информацию об
определенном типе дезадаптации и способе
проживания определенного
кризиса.

События
сказки вызывают у человека эмоции, герои
и их отношения между собой проецируются
на обыденную жизнь, ситуация кажется
похожей и узнаваемой. Сказка напоминает
о важных
социальных и моральных нормах жизни в
отношениях между
людьми, о том, что такое хорошо и что
такое плохо. Она цист
возможность отреагировать значимые
эмоции, выявить внутренние
конфликты и затруднения. Во время
прослушивания страшных сказок или
сказок «со страшными» эпизодами ребенок
учится разряжать свои страхи, его
эмоциональный мир становится
гибким и насыщенным.

Список рекомендуемой
литературы

  1. Кащенко В.П.
    Педагогические коррекции. — М., 1994.

  2. Лангрет Г., Хоумер
    Л., Гловер Д., Свини Д.. Игровая терапия
    как способ решения проблем ребенка. —
    М., 2001.

  3. Овчарова Р.В.
    Справочная книга социального педагога.
    — М., 2002.

  4. Осипова А.А. Общая
    психокоррекция: Учебное пособие
    для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
    — С. 126-207.

  5. Панфилова
    М.А. Игротерапия общения. Тесты и
    коррекционные
    игры. — М., 2002.

  6. Сабинина-Коробочкина
    Т.Т. и др. К вопросу об арттерапии в
    системе трудотерапевтических мероприятий
    при неврозах // Организация и практика
    трудовой терапии в психиатрии
    и неврологии. — Л., 1982.

  7. Самоукина Н.В.
    Игры в школе и дома: психотехнические
    упражнения и коррекционные программы.-
    М., 1993.

  8. Стрелкова Л.П.
    Роль игры-драматизации в развитии
    эмоций
    у дошкольников // Игра и ее роль в развитии
    ребенка. -М.,
    1978.

  9. Эйдемиллер Э.Г.,
    Юстицкий В.В. Использование игровой
    психотерапии для коррекции нарушений
    поведения у подростков
    // Психогигиена и Психопрофилактика. —
    Л., 1983.

Вопросы для
самоконтроля

  1. Каковы возможности
    социокультурных технологий в
    социальной реабилитации детей с
    проблемами в развитии?

  2. Перечислите
    функции социокультурных технологий?

  3. Расскажите об
    игротерапии как средстве самовыражения
    ребенка.

  4. Каковы механизмы
    психокоррекционного воздействия игры?

5. Назовите
структурированные и неструктурированные
материалы игры.

6. Каковы
возможности использования куклотерапии
в качестве
основного приема психокоррекции ребенка?

7. Расскажите
о психокоррекционных возможностях
различных
видов кукол.

8. Раскройте
значение арттерапии в процессе
гармоничного развития личности.

9. Назовите
характерные методы воздействия на
развитие
ребенка.

10. Как
используются элементы арттерапии в
процессе творческого выражения ребенка?

11. Назовите
основные формы, методы и средства
арттерапии.

12. Дайте
характеристику рисования как творческого
акта.

13. Что
такое проективный рисунок?

14. Раскройте
функции и формы проекционного рисунка
в коррекционной работе с детьми.

15. Каковы
возможные интерпретации значений
рисунка?

  1. Каковы
    возможности использования музыкотерапии
    в качестве
    коррекционного средства?

  2. Перечислите
    основные направления и формы
    музыкотерапии.

  3. Раскройте сущность
    библиотерапии, перечислите ее основные
    этапы.

  4. Дайте характеристику
    неспецифическим и специфическим
    психокоррекционным процессам при
    библиотерапии.

  5. Охарактеризуйте
    сочинение как один из методов
    психокоррекции.

  6. Каковы функции
    метода танцевальной терапии?

  7. Раскройте основные
    методы и задачи танцевальной терапии.

  8. Расскажите
    о возможностях сказкотерапии в процессе
    социализации ребенка с проблемами в
    развитии.

  9. Перечислите
    основные приемы работы со сказкой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сказкотерапия, как коррекция негативных психоэмоциональных состояний детей.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Принципы работы в сказкотерапии.

Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения педагогом на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении и доверии, взаимопонимании ребенка и взрослого, взаимопомощи.

При проведении занятий необходимо придерживаться следующих правил:

1. Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер. На занятиях дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную атмосферу.

3. В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается просто молча «послушать себя».

4. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями. Сказки можно пересказывать, но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.

5. Сказки можно повторить через определенное время. Дети любят повторения, и, кроме того, знакомые упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом.

6. Все выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации (их надо поощрять особо!) являются успешными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы.

Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Народные сказки также делятся на несколько групп: бытовые (например, «Лиса и журавель»); сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца); сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев); волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т.д.).

Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

-окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами;

-ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь;

-разделение добра и зла, победа добра;

-самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти;

-вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами.

Жизнь людей многогранна, потому и сюжеты народных сказок многообразны.

1)Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети дошкольного возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут детям жизненный опыт.

2)Бытовые сказки.

3)Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьмы, упыри, лешие, оборотни, вурдалаки и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

4)Волшебные сказки. Это наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Каждая из волшебных сказок содержит информацию об определенном типе дезадаптации и способе проживания определенного кризиса.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Психотерапевтические сказки. Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные самим ребенка и сказки сложенные совместно с ребенком. Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы. Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на него. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя. События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Психотерапевтические сказки о самом ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем. Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультипликационных героев. Важный нюанс такой сказки — это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями.

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции: воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность; обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия; позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь; прививают извечные ценности; обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми; расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений. Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с ребенком, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Главное назначение медитативных сказок — сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок — это отсутствие конфликтов и злых героев.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс у детей. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения. Сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, увидеть различные пути их решения, дает ребенку возможность идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутри личностные конфликты и успешно разрешить их.

Возможности работы со сказкой

— Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

— Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

— Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо — плохо.

— Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

— Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

— Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

— Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

— Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом.

Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке — все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

— Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

— Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев — все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ребенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, безусловное принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?»; «Кто из героев больше всего понравился и почему?»; «Почему герой совершил те или иные поступки?»; «Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?», а также другие вопросы.

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

Переписывание сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки. Рассказывание сказки по кругу, драматизация сказки, рассказывание сказки наоборот помогают корректировать проявление негативных поведенческих реакций, помогают ребенку встать на позицию, противоположную своему обыденному поведению, формируют новый опыт поведения, помогают выразить свои чувства, мысли, умения выслушивать собеседника. Разыгрывание сказочных проблемных ситуаций помогает ребенку встать на позицию обиженного героя, почувствовать себя в роли слабого.

Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

Вывод

Сказкотерапия — это психотерапевтическая техника, с помощью которой можно «исцелять душу». Сказкотерапия рассматривает сказки как способ (средство) выражения и проявления психических аспектов и создает специальные психологические сказки, которые помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить коррекцию асоциального поведения.

Коррекционная работа требует комплексного воздействия в целом на личность ребенка. Она должна учитывать их индивидуальные особенности психического развития. Применение метода сказкотерапии влияет на снижение негативных психоэмоциональных проявлений с учетом условия их изучения.

В числе основных критериев оценки эффективности сказкотерапии рассматривается наличие позитивной динамики в развитии эмоциональной сферы испытуемых. Появляются положительные изменения в поведении учащихся во время занятий и в обычной жизни, устранение или ослабление агрессивных тенденций, повышение способности к управлению эмоциями и восприимчивости к переживаниям других людей. Наблюдается положительная динамика в снижении негативных психоэмоциональных проявлениях у детей, снижается уровень вербальной агрессии, также снижается враждебность по отношению к взрослому и сверстникам, дети учатся избегать конфликтных ситуаций или решать их неагрессивными способами, у детей с заниженной самооценкой возрастает уверенность в собственных силах, повышается познавательный интерес, появляется желание общаться с одноклассниками. Наблюдается снижение уровня тревожности, меньшее количество негативных реакций, дети начинают правильно дифференцировать свои эмоциональные состояния и контролировать их, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, а также на умение бесконфликтно разрешать проблемные ситуации, возникающие в коллективе сверстников.

Родители сочиняли и читали сказки для своих детей во все времена. Многие истории передавались из поколения в поколение. Сегодня мы продолжаем рассказывать эти сказки детям и внукам, хотя и не помним их авторов.

В огромном разнообразии книг педагоги и психологи советуют выбирать не только современные произведения, но и классические сказки, поскольку они интересны и полезны. Издательство АСТ рекомендует лучшие издания о животных и приводит пять причин, которые убедят вас как можно чаще читать своим детям сказки.

Сказки расширяют словарный запас и тренируют память

Дети, которым читают сказки, учатся говорить связно, красочно и понятно. Им проще выражать свои мысли и эмоции благодаря расширенному словарному запасу. Поскольку книжный язык сложнее разговорного, дети начинают лучше концентрироваться и удерживать свое внимание. Чтение сказок вслух — отличный способ подготовки к самостоятельному чтению. Ребенок, научившийся воспринимать простые сюжеты на слух, легче перейдет к пониманию текста при первых попытках самостоятельного чтения.

В сказках про животных сюжет строится вокруг главных персонажей. В них превалируют активное действие, большое количество диалогов и косвенной речи, которые помогают также тренировать память ребенка. Причем, после первого прочтения ребенок запомнит только персонажей (лису, волка, зайца) и почувствует ритм произведения, а при последующих — простой сюжет и подробности. Таким образом, он тренирует образную и словесно-логическую память. В дальнейшем этот навык пригодится ребенку для пересказа произведений или событий.

Сказки развивают фантазию, воображение и логики

Сказки учат детей мечтать, сочинять и способствуют развитию творческих данных, которые изначально есть у каждого человека. В сказках о животных часто присутствуют такие приемы как изменение голоса, притворство, неожиданный испуг, маскировка, которые дети потом могут использовать во время игр с родителями или в детском коллективе.

Развитию фантазии и воображения способствует последующее обсуждение прочитанной сказки. Родители вместе с ребенком могут не только вспомнить сюжет, но и сочинить продолжение истории. Можно домыслить, как, к примеру, выглядела хитрая лиса или какое жилище было у сказочного зайца.

Сказки про животных очень последовательны, а их структура понятна и проста, поэтому дети легко учатся мыслить логически, искать связи между событиями и делать выводы.

Чтение формирует мировоззрение и расширяет кругозор

Русские сказки и сказки народов мира помогают ребенку узнать о людях разных национальностей, архитектуре и традициях, разных природных условиях. А сказки про животных не только рассказывают о собаках и кошках, лисах и медведях, белках и куницах, но и дают представление об их повадках, характере, о том, как за ними ухаживать и чем кормить, где они обитают и кого боятся. Дети легко запоминают новую информацию, поэтому родители могут выбирать сказки с самыми разными сюжетами, чтобы ребенок смог узнать как можно больше об окружающем мире.

Сказки — отличный способ рассказать ребенку и о разных жизненных ситуациях. Например, в сказках происходят трагедии, детей воспитывают приемные родители, звери получают травмы. Эти события могут сопровождать ребенка и в реальности, но объяснить их природу взрослым бывает сложно. Именно в этом случае на помощь придут сюжеты сказок.

Книги воспитывают и помогают адаптироваться к реальной жизни

Благодаря сказкам дети учатся разбираться в повседневных вещах, понимать мир, правильно трактовать события, анализировать и искать выход из сложных ситуаций. Детские сказки о животных не дают стандартных решений той или иной проблемы, они прививают навык поиска решения как такового. Сказочный мир достаточно прост, но в сказке обязательно будет затронута одна из важных для ребенка тем — щедрость и жадность, добро и зло, одиночество и дружба.

Животные в сказках чаще всего становятся похожими на людей: они говорят, ходят на двух лапах, одеваются, выстраивают отношения и решают бытовые вопросы. Дети отождествляют себя с героями сказок, поэтому если родителям нужно донести до ребенка, например, определенные правила поведения, они могут найти схожий сюжет, а ребенок уже сам спроецирует ситуацию на себя.

Сказки могут компенсировать недостаток эмоций и помочь в расслаблении

Некоторые эмоции неизвестны и непонятны ребенку в силу отсутствия опыта. Сказки помогают компенсировать недостаток знаний, и подготовить ребенка к правильной реакции на реальные события. Эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем интеллектуальное, поэтому родителям стоит читать сказки и для этой цели.

Сказки о животных помогают лучше понимать ребенка. Ему сложно объяснить взрослым, что он чувствует, но его желание слушать одну и ту же сказку, возможно, подскажет, где искать проблемы ребенка. Это может говорить о том, что в реальной жизни малыш испытывает схожие эмоции и чувства. Например, если ребенок постоянно просит прочитать ему «Гадкого утенка», ему может быть неуютно в семье или в детском коллективе.

Слушая сказки или читая их самостоятельно, дети испытывают множество эмоций: боятся, сочувствуют, радуются, веселятся, сопереживают. На это уходит немало сил, поэтому после прочтения дети легко расслабляются и готовы к отдыху или смене деятельности.

Чтение сказок про животных с малых лет развивает в детях любовь к литературе и родному языку. В дальнейшем это станет большим преимуществом в процессах обучения и работы. К тому же чтение — это общение ребенка с родителями, возможность стать ближе, разрешить какие-то конфликтные ситуации и начать лучше понимать друг друга.

Рекомендуем прочитать

Сказки про зверят

Бианки Виталий Валентинович, Маршак Самуил Яковлевич, Сутеев Владимир Григорьевич

В издании собраны лучшие сказки о зверятах от самых известных русских авторов. Каждая сказка чему-то научит ребенка. Он узнает о Гусе, превратившимся из-за собственной глупости в непонятную птицу, о котенке по имени Гав, который изучает мир и сам справляется со сложностями, и о многих других героях. Книга предназначена для детей, начинающих читать самостоятельно: крупный шрифт, ударения, короткие предложения сделают восприятие текста легким, а процесс обучения простым и приятным.

Сказки про зверят

Сказки про людей и зверей

Сборник самых известных русских сказок предназначен для детей до трех лет. Каждая история сопровождается красочной иллюстрацией, поэтому даже малышам будет интересно слушать и рассматривать картинки. В издании представлены сказки известного фольклориста Нечаева — «Как кот да баран лесных зверей напугали», «Как бык, баран, гусь и петух зиму зимовали» и другие.

СКАЗКИ ПРО ЛЮДЕЙ И ЗВЕРЕЙ

Русские сказки про животных для малышей

Толстой Алексей Николаевич, Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Главные герои «Русских сказок про животных для малышей» — звери, которые так похожи на людей. Они разговаривают, ходят на двух лапах, живут в домах, дружат и ссорятся. Благодаря этим историям в обработке классиков русской литературы дети учатся помогать, доверять, отличать зло от добра, понимать хитрость и распознавать ложь. Известные всем «Теремок», «Коза-дереза», «Кот и лиса», «Зимовье зверей» собраны в одном издании, чтобы родителям было удобнее находить и хранить детские сказки в домашней библиотеке.

Русские сказки про животных для малышей

Сказки про животных для малышей

Серия «Сказки в картинках для самых маленьких» — красочные издания с яркими интересными иллюстрациями почти на каждом развороте. «Русские сказки про животных для малышей» сопровождаются рисунками известного итальянского художника Тони Вульфа. В сборник вошли поучительные сказки народов Европы, известные произведения Братьев Гримм и история о большом изумруде.

Сказки про животных для малышей

Кот по имени Боб

Боуэн Джеймс

Бестселлер «Кот по имени Боб» специально адаптирован для детей. История, основанная на реальных событиях, стала популярной во всем мире. Рассказ о трогательной дружбе уличного музыканта и рыжего кота Боба учит детей доверять, думать и заботиться о других, всегда приходить на помощь к тем, кто в этом действительно нуждается. Благодаря картинкам издание понравится даже читателям дошкольного возраста.

Кот по имени Боб

Лягушка-путешественница и другие сказки

Гаршин Всеволод Михайлович

Сборник сказок о животных предназначен для детей младшего школьного возраста, которые только начинают читать самостоятельно. Крупный шрифт, слова с ударениями упростят процесс обучения, а занимательные истории сделают его увлекательным. В книге представлены сказки известнейших авторов — Виталия Бианки, Всеволода Гаршина, Юрия Коваля и Николая Сладкова.

Лягушка-путешественница и другие сказки

Сказки про хитрую лису и глупого волка

Толстой Алексей Николаевич

В русских народных произведениях у каждого животного свои характерные черты. Так, лиса чаще всего показана хитрой и ловкой, а волк страшным, но глуповатым и наивным. Алексей Толстой собрал сказки про лису и волка, которые зачастую меняются ролями и оказываются в странных ситуациях. Издание предназначено для детей младшего школьного возраста, поскольку сюжетные линии здесь сложнее, в сравнении со сказками для самых маленьких.

Сказки про хитрую лису и глупого волка

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?

Дайте жалобную книгу

Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.

6. Отзыв – место для ваших впечатлений

Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.

7. Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов.

В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.

8. Мы уважаем законы РФ

Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.

  • Привлекает как пишется правильно
  • Привиться как правильно пишется
  • Привить хорошие манеры как пишется
  • Привить или превить как пишется
  • Привилегированное сословие как пишется