Признаки бытовой сказки 5 класс

Литература

5 класс

Урок № 6

Бытовые сказки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных;
  • народные представления о добре и зле;
  • мастерство сказителей.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Фельдфебель – младший офицерский чин в царской армии.

Шинель – форменное пальто.

Перина – мягкий матрас для кровати, набитый пухом или перьями.

Ваше высокоблагородие – обращение солдат и матросов к офицерам в царской армии.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, cтр. 254

2. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л.Н., Марьина О.Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н.А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)
  3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/(16.06.2019)
  4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)
  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)
  6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)
  7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)
  8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Бытовые сказки имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но качественно отличаются от них. Даже, исходя из названия «бытовые», можно сделать вывод о простоте персонажей и самой истории. В их основе лежат события повседневной жизни. Здесь нет фантастических образов. Действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Положительный герой часто беден, лишён наследства, внешне некрасив. В поведении такого героя нет ничего героического. Это самый обычный человек. Однако одновременно оказывается, что он весьма решителен, находчив, обладает сильной волей духа и волей к победе, а также – чрезвычайно предприимчив, изворотлив и хитёр.

В бытовых сказках наиболее яркий и запоминающийся — образ солдата. Он обманывает глуповатых или чрезвычайно жадных персонажей настолько виртуозно и изобретательно, что вызывает у читателя искреннюю симпатию. Солдат умеет, и рассказывать сказки, и шить, и готовить суп из топора. Кроме того, солдат разрешает споры, высмеивает суеверия, показывает людские недостатки и пороки.

Часто сюжет бытовой сказки построен на конфликте честного и немного наивного героя «из народа» и героя с ярко выраженными негативными чертами: злостью, ревностью, жадностью. Второй персонаж вызывает у читателя и слушателя однозначно резкое неприятие. Именно через отрицательного героя выражается обличительная направленность: осуждаются жадность, жестокость, глупость и завистливость.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. Сказки веселы, остроумны, всё сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. В. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве».

Ещё одним отличием бытовой сказки является то, что победа персонажа воспринимается как единичный случай. Например, в волшебных сказках победа главного героя видится закономерной.

Сказки имеют разделение на три подгруппы: социально-бытовые («Болтливая старуха», «Шемякин суд»), сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и мужик»), волшебно-бытовые («Морозко», «Золушка»). Однако, это деление условно, ведь одно и то же произведение может содержать в себе разные элементы: и сатиру, и волшебство, и бытовые элементы.

Бытовая сказка стремится к воплощению идеала человеческого существования. Она заставляет поверить в ценность благородных человеческих качеств.

Теоретический материал для углублённого изучения

B бытoвыx cкaзкax выpaжeн инoй взгляд нa чeлoвeкa и oкpyжaющий eгo миp. B ocнoвe вымыcлa этих произведений лeжaт нe чyдeca, a дeйcтвитeльнocть, нapoдный пoвceднeвный быт.

Coбытия бытoвыx cкaзoк вceгдa paзвopaчивaютcя в oднoм пpocтpaнcтвe – ycлoвнo-peaльнoм, нo caми эти coбытия нeвepoятны. Haпpимep: нoчью цapь идёт вмecтe в вopoм oбкpaдывaть бaнк; пoп caдитcя нa тыквy, чтoбы выcидeть из нeё жepeбёнкa; дeвyшкa yзнaёт в жeниxe paзбoйникa и yличaeт eгo. Блaгoдapя нeвepoятнocти coбытий бытoвыe cкaзки и являютcя cкaзкaми, a нe пpocтo житeйcкими иcтopиями. Иx эcтeтикa тpeбyeт нeoбычнoгo, нeoжидaннoгo, внeзaпнoгo paзвития дeйcтвия, чтo дoлжнo вызвaть y cлyшaтeлeй yдивлeниe и кaк cлeдcтвиe этoгo – coпepeживaниe или cмex.

B бытoвыx cкaзкax инoгдa фигypиpyют и чиcтo фaнтacтичecкиe пepcoнaжи, тaкиe кaк чёpт, Гope, Дoля. 3нaчeниe этиx oбpaзoв cocтoит тoлькo в тoм, чтoбы выявить peaльный жизнeнный кoнфликт, лeжaщий в ocнoвe cкaзoчнoгo cюжeтa. Haпpимep, бeдняк зaпиpaeт cвoe Гope в cyндyк (cyмкy, бoчкy, гopшoк), пoтoм зaкaпывaeт – и бoгaтeeт. Eгo бoгaтый бpaт из зaвиcти выпycкaeт Гope, нo, oнo пpивязывaeтcя тeпepь к нeмy. B дpyгoй cкaзкe чёpт никaк нe мoжeт пoccopить мyжa c жeнoй – eмy нa пoмoщь пpиxoдит oбыкнoвeннaя бaбa-cмyтьянкa.

Koличecтвo pyccкиx бытoвыx cкaзoк весьма знaчитeльнo: бoлee пoлoвины нaциoнaльнoгo cкaзoчнoгo peпepтyapa.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Задание: Подчеркните верные варианты.

Зачем барин в сказке купил шинель у солдата?

Варианты ответов:

Носить её

Порадовать жену

Спать на ней

Хотел поступить на службу в армию

Правильный ответ: Спать на ней

Задание основывается на материале, изученном на уроке. Вспоминаем диалог главных героев, где Солдат расхваливал удобство отдыха на шинели, а Барин хвалился перед женой удачной покупкой, сделанной именно для того, чтобы можно было обойтись без подушки, одеяла и перины. Таким образом, приходим к выводу, что правильный ответ – «спать на ней».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Задание: Впишите верные слова на месте пропусков в тексте.

Что же ты, брат, – говорит ____________, – обманул барина?

— Никак нет, ваше благородие, – отвечает ____________. Взял солдат ___________, расстелил, голову положил на ____________ и накрылся полою.

Предложен список существительных: командир, солдат, шинель, рука.

Задание основывается на материале, изученном на уроке и тексте сказки «Солдатская шинель». Вспомнив сюжет сказки и действующих в ней героев, приходим к выводу, что перед нами отрывок, в котором представлен диалог полкового Командира и Солдата. Предметом диалога является жалоба Барина на непригодность купленной им шинели для сна. Делаем вывод, что Солдат показал, как спать на шинели, и вводим с клавиатуры ответы, которые в результате составляют правильный вариант:

Что же ты, брат, – говорит командир, – обманул барина?

— Никак нет, ваше благородие, – отвечает солдат. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

Бытовые сказки


Бытовые сказки

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.

Сказка – один из жанров фольклора, который может выражаться устно или письменно. Все сказки можно разделить на три вида: сказки о животных, волшебные сказки и сказки бытовые. В данной статье речь пойдет именно о последнем виде. Так что такое бытовые сказки, и в чем заключается их особенность?

Бытовые сказки: характеристика

Бытовые сказки описывают различные ситуации из повседневной жизни, реальные события, которые могут случиться с любым человеком. В этом виде фольклора не бывает чудес или фантастических, вымышленных персонажей. Героями являются люди с разным социальным положением и разными характерами. Очень часто в таких сказках описывается быт и семейный уклад персонажей, что очень ценно. Ведь благодаря этому люди нашего поколения могут узнать о народных обычаях прошлых времен.

Бытовая сказка – это короткое сатирическое произведение, в котором положительные герои побеждают благодаря смекалке, находчивости и уму.

Писателями, которые создавали бытовые сказки в русской литературе можно считать Л. Толстова и М. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин

Рис. 1. Салтыков-Щедрин.

Народные бытовые сказки представляют интерес для детей в возрасте 3-7 лет. Они ассоциируют себя со сказочными героями, представляют, как бы они поступили на месте главных действующих лиц. Такие сказки могут научить детей, как действовать в той или иной ситуации, предвидеть последствия своих поступков.

Бытовые сказки можно разделить на три подгруппы:

  • социально-бытовые («Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Барин и мужик»);
  • волшебно-бытовые («Морозко»).

В волшебно-бытовых сказка присутствует элемент фантастики, как, например, в сказке «Морозко», однако главными в таких произведениях все равно остается человек со своим набором положительных качеств

Основная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Главными героями часто становятся бедняки и крестьяне, которые несмотря на свою тяжелую жизнь не растеряли свою добродетель и способны благодаря своей смекалке помочь себе и окружающим.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам изучить вопрос такого жанра фольклора, как народные бытовые сказки. Здесь представлена информация, чем эти сказки отличаются от других видов сказок, в чем заключается идея бытовых сказок, и на какие подгруппы они распределяются.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Мбук-Цсобгбрянска Библиотека

    5/5

  • Илья Сафронов

    5/5

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 247.


А какая ваша оценка?

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Бытовые сказки

Выполнила учитель начальных классов

Татьянина Анна Муратовна

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

        Сказок написано и собрано великое множество. Но среди огромного количества сказок обязательно найдется несколько самых-самых любимых. Именно эти любимые сказки мы и проносим через всю жизнь, подсознательно стараясь в чем-то походить на героев сказки или даже мечтая попасть в такую сказку со счастливым концом. Почему мы любим сказки? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Да, не стоит удивляться. Взрослые тоже очень любят сказки. Наверное, даже больше, чем детишки. Взрослые так любят сказки, что и сами начинают их придумывать и рассказывать.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторический этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Установить точно, когда именно русская сказка определилась как жанр, когда именно начала жить как сказка, а не верование или предание,- невозможно. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, однако истоки её теряются в незапамятных временах. Памятники древнерусской литературы сохранили достаточно упоминаний о сказочниках и сказках.  Всё это даёт основание полагать, что в Древней Руси сказка уже выделилась как жанр  из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом.

Сказка — один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и в романтической окраске событий.

У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть — авторские, написанные конкретным человеком. Более сложная классификация сказок — по содержанию.

По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Поговорим подробнее о бытовых сказках. Бытовые сказки — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды:

  • социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»);
  • волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»).

Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Бытовые сказки — это сказки, в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.

Задача жанра: высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Бытовые сказки делятся на следующие типы:

  • анекдотические
  • сатирические
  • сказки — состязания
  • сказки – насмешки

Общие особенности:

  • в основе — необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует);
  • имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола;
  • герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
  • вместо волшебства используется смекалка;
  • реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение);
  • действующие персонажи — антагонисты;
  • положительный герой — иронический удачник;
  • смысловой акцент приходится на развязку;
  • широкое использование диалога;
  • обилие глаголов;
  • герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов. В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в них настолько реальны, что, читая их, невольно ощущаешь, будто мы сами проживаем их из дня в день. В бытовых сказках есть место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических событий и мифических персонажей, чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций. А еще такие сказки могут многому научить ребенка. Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря им. Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире. Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему и совершать добрые поступки в реальной жизни. А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться. Когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения. Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Список используемой литературы

  1. Веснина, Береника Сказка // Энциклопедия Кругосвет
  2. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.
  3. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
  4. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-3
  5. Интернет-ресурсы

Конспект урока литературы в 5
классе

по теме «Особенности русских
народных бытовых сказок»

         Тип урока: урок изучения
художественных произведений.                  

         Тема урока: «Русские народные бытовые
сказки»

         Вид урока: урок углубленной работы над
текстом. 

         Форма урока: общедидактическая 
(литература как учебный материал)                                        

         Оборудование урока:
магнитофон, кассета с записью русских  народных песен; иллюстрированный материал,
воссоздающий элементы бытовой жизни русского народа (различные бытовые
предметы: вышитые полотенца, крынка, деревянные ложки; фотографии народных
костюмов; репродукции лубочных картинок), иллюстрации к сказкам; карточки с заданиями.

          Цель урока:  сформировать
у учащихся представление  об особенностях русских  народных бытовых сказок.

         Задачи урока:

1.  Вызвать интерес к бытовым
сказкам, устному народному творчеству.

2. Познакомить ребят с
разновидностями сюжетов, особенностями вымысла, композиции  новеллистических
сказок, их художественным своеобразием.   

3. Научить детей видеть скрытый
подтекст народной сказки, её мудрость.                             

4. Развивать навыки анализа художественного
текста, образное мышление.

5. Развивать речь учащихся, навыки
выразительного чтения.

6. Воспитывать любовь к народному
творчеству, патриотические чувства учащихся.

           План урока:

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Активизирующее начало урока, формулирование 
задач урока (2 мин.)

3. Актуализация знаний учащихся (2
мин.)

4. Объяснение нового материала (25
мин.)

А)  Чтение и анализ сказки «Сбрехал»
(6 мин.)

Б) Чтение и выявление композиционных
и художественных особенностей сказки «Добрый поп»  (15 мин.)

В) Обобщение изученного материала:
запись в тетрадь основных особенностей бытовых сказок (4 мин.)

5. Закрепление изученного материала:
чтение и самостоятельный анализ сказки «Святая вода» (8 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

7. Подведение итогов урока (1 мин.) 

           Ход урока.

      1.
Организационный момент.

      2.
Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.

      Вступительное
слово учителя
, сопровождающееся негромким звучанием народных мелодий:
«Ребята, посмотрите, пожалуйста, на художественное оформление доски. Какие
предметы вы видите? (Ученики перечисляют приметы народного быта.) Чем связаны
между собой эти предметы? (Все они представляют собой элементы народного быта.)
Эти предметы погружают нас в атмосферу быта далекого прошлого России, когда
зарождались и распространялись русские народные бытовые сказки. С какой целью
народ, отрываясь от тяжелых будней создавал эти сказки? Как отразилась народная
мудрость в этих сказках?  Какие человеческие пороки, недостатки, или, наоборот,
достоинства отражены в этих сказках? На эти и другие вопросы мы ответим  после
более близкого знакомства с народной бытовой сказкой».

   Чтение
эпиграфа
: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своею старою
сказкою», — призывает нас Н.С.Лесков.

    Почему люди
должны жить в ладу со сказкою? Какие мудрые советы может дать человеку сказка?
(Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы,  учит человека быть добрым,
верить в свои силы)

 Запись
эпиграфа в тетрадь
.

 Формулирование
задач урока
: «Наша задача на сегодняшнем уроке – вникнуть в особенности
художественного мира бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл».                 

       3. Актуализация
знаний учащихся.

        Повторение изученного на
уроках литературы в форме фронтального опроса. 1) В чем особенности вымысла в волшебных
сказках? (В них совершаются чудеса, действуют волшебные помощники и
сверхъестественные персонажи.) 2) Где чаще всего происходит действие волшебной
сказки? (В сказочном тридевятом царстве.) 3)В чем, по-вашему, особенность
вымысла в сказках о животных? (В них действуют говорящие и думающие, как люди, 
животные.)

  Слово
учителя, постановка проблемного вопроса
: «В бытовых сказках нет ни сверхъестественного,
ни говорящих животных, в них действуют обычные персонажи в реальной обстановке
русской деревни. Почему же мы называем их сказками, на чем основан их вымысел?
Какие персонажи в них действуют? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе
урока».

 4. Объяснение
нового материала.

 А) Чтение
учителем сказки «Сбрехал».
(Краткое содержание сказки. Барин просит
цыганенка «сбрехать», Цыганенок говорит, что отец его лучше брешет и просит
двух коней, чтобы привезти отца. Барин отдает коней, а цыганенок не
возвращается. Барин отправляется домой пешком, неся на себе телегу, а кучер
несет хомут, т.к. барин поверил, что хомут тяжелее телеги.)

Выявление
особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

1) К какому типу
мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет  говорящих
животных, в ней действуют реальные персонажи в реальной обстановке русской
деревни. Значит, это бытовая сказка.)

2) Какие
необычные поступки совершает барин? (Он отдает цыганенку лошадей, тащит на себе
телегу.)

3) Можем ли мы
представить, что барин в  действительности мог совершить такие поступки?
(Ответы могут быть и «да» и «нет». «Да»-если предположить, что барин
непроходимо глуп, «нет» — если он разбирается в элементарных вопросах.)

4) На чем же
основан вымысел в данной сказке? ( Учитель должен подвести ребят к выводу, что
вымысел в сказке создается изображением нереальных поступков, преувеличением
глупости.)

Запись вывода
в тетради:

«Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в
невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные
качества сильно преувеличиваются».

Б) Чтение по
ролям сказки «Добрый поп»
(Текст сказки раздается на каждую парту. Краткое содержание
сказки.  Жадный поп, чтобы не кормить работника, предлагает ему за один присест
позавтракать, пообедать и поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется
спать, т.к. после ужина принято спать ложиться)

Анализ
содержания
сказки
в форме беседы по
вопросам:

1) Какая
нереальная ситуация лежит в основе сказки? (Герои за один присест завтракают,
обедают и ужинают.)

2) Какой
человеческий недостаток высмеивается в сказке? (Жадность.)

3) Действительно
ли поп в сказке добрый или в названии звучит насмешка? (В названии звучит
насмешка над жадным попом.)

4) Чего хотел
добиться поп, предлагая работнику за один присест позавтракать, пообедать и
поужинать? (Он хотел , чтобы работник мало ел и много работал.)

5) Каким образом
в сказке работник наказывает жадного попа? (Плотно поев, он отказывается
работать, т.к. после ужина спать ложиться надо.)

6)  Прочитайте
концовку сказки и скажите, что утверждает ее народная мудрость. («С тех пор
перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке
торжествует справедливость: поп наказан за жадность, и это послужило ему
уроком.)

Анализ
композиции сказки.

1) Найдите и
зачитайте зачин сказки. («Жил — был поп…»)

2) На каком
приеме построено описание трапезы попа и работника? (Прием троекратного
повтора.)

3) Найдите и
зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот сюжета. («Работник схватил
свой армяк и собирается вон: «Куда ты, свет? « — спрашивает поп. «Как куда?
Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться»,)

4) В каких словах
заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл? (В последнем предложении
сказки.)

Построение
композиционной схемы сказки
учителем на доске, учениками в тетрадях «Зачин (введение в
бытовую ситуацию) – развитие событий (нереальные ситуации и невероятные
поступки персонажей) – кульминация (неожиданный поворот сюжета) – развязка –
концовка (мудрость сказки, торжество справедливости)».

Вывод учителя:
«Итак, мы
рассмотрели особенности построения этой сказки. Таким образом, строится
большинство новеллистических сказок. Сказка вводит нас в бытовую ситуацию,
затем стремительно развивается сюжет сказки, когда герои создают нереальные
жизненные ситуации, совершают невероятные поступки. Кульминацией сказки
является обычно неожиданный поворот сказочного сюжета (это сближает бытовые сказки
с анекдотами), следует развязка и заключительные слова сказки (концовка), в
которых зачастую и скрыт смысл бытовой сказки».

 Анализ
художественных средств сказки «Добрый поп».        

«А теперь давайте
посмотрим, с помощью каких художественных средств создается особый сказочный
мир сказки «Добрый поп»:

— Почему сказка «Добрый
поп» лучше всего воспринимается при чтении по ролям? (Это помогает нам
различать голоса героев).

Действительно, мы
как бы слышим голос попа и голос работника, потому что бытовая  сказка всегда
строится  как диалог персонажей, сопровождаемый комментариями рассказчика
сказки. Голоса персонажей при рассказывании всегда обыгрывались сказочником,
при помощи интонации он пытался передать характер персонажа».

Беседа по
вопросам:

     1) Какую интонацию можно придать
голосу попа в данной сказке? (Слащавую, т.к. поп пытается задобрить работника и
скрыть свою хитрость).

     2) Какое слово поп употребляет в
обращении к работнику, а работник в обращении к попу? ( Слова: «свет» — к
работнику, «батюшка» — к барину.)

   «Сказка всегда стремится сделать
диалог персонажей более емким и выразительным, поэтому в словах каждого
персонажа отражаются особенности речи  той социальной группы, представителем
которой он  является. Здесь обращение попа к работнику «свет» передает
снисходительно-презрительное отношение попа к работнику, как к низшему
существу, которое не учует обмана за ласково приторной интонацией попа»

    3) Какие слова, описывающие быт
крестьянина, мы встречаем? (Сенокос, армяк, сарай.)

    4) Какие устаревшие слова
встречаются в сказке, объясните их значение (Позавтракать «порядком», т.е.
плотно;    косить  «без роздыху»,  т.е.  без отдыха; «полудновать» — полдничать;
«армяк»- крестьянская верхняя одежда из сукна.)

       В) Обобщение
изученного.

      Повторяются и записываются в
тетрадях основные особенности бытовой сказки:

1) наличие зачина и концовки;2) прием
повтора ситуаций и положений;

3) диалог персонажей – представителей
противоборствующих сторон;

4) краткость, лаконичность сюжета;

5)  комические ситуации и поступки
персонажей;

6) преувеличение отрицательных
качеств персонажа,

7)  бытоописательные слова;

8)  речь, характеризующая персонажа:

9) включение в сказки загадок,
пословиц, поговорок.

        5. Закрепление
изученного материала.

        Самостоятельное чтение сказки 
«Святая вода» и письменный ответ на отдельном листе на вопросы к тексту этой
сказки. (Тексты сказок и вопросы распечатываются учителем и предлагаются
каждому ученику или по одному на парту.)

        1) Какой тип  взаимоотношений
осмысливается (описывается) в сказке? (Семейные  отношения между мужем и
женой.)

        2) Почему между персонажами
не было согласия? (Они все время спорили и не уступали друг другу последнего
слова.)

       3) Какое средство советует
бабе колдун для восстановления мира и согласия в семье? (Набрать в рот
чудесные капли; и следить, когда муж начнет ругаться, чтобы ни одной капли не
вылилось.)

       4) С помощью капель
согласие в семье восстановлено.Действительно ли капли имеют чудодейственное
свойство и  являются «святой водой» или их действие не является волшебным?
Ответ обоснуйте. (Действие капель не волшебное.)

      5) Постройте композиционную
схему сказки.

      6) Какое качество преувеличивается
и высмеивается в сказке?

6. Домашнее
задание.

Прочитать сказку
«Каша из топора»  (с. 26-27 учебника), ответить на вопросы по сказке (с. 27
учебника), подготовить выразительное чтение по ролям одного эпизода.

7. Подведение
итогов урока.

Ответ на вопросы
учителя:

1. Какие
особенности бытовой сказки вы запомнили?

2. На чем основан
вымысел в бытовой сказке?

3. Как строится
бытовая сказка?

4. Чем бытовая
сказка похожа на анекдот?

Что такое бытовые сказки и какие их художественные особенности, о чем они рассказывают Вы узнаете из этой статьи?

Содержание

  1. Особенности бытовых сказок
  2. Что такое бытовая сказка?
  3. О чем рассказывают бытовые сказки? 
  4. Кто является героями бытовых сказок?
  5. В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Особенности бытовых сказок

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка представляет собой сатирическое короткое произведение, которое отличается от других сочинений тем, что победа всегда за положительными героями, проявляющими смекалку, ум и находчивостью. Создателями бытовых сказок в литературе можно считать М. Салтыкова-Щедрина и Л. Толстова.

Примеры бытовых сказок: «Дочь-семилетка», «Жена-спорщица», «Барин-кузнец», «Горшок», «Барин и мужик», «Заяц», «Морозко», «Барин и собака» и «Добрый поп».

Можно выделить такие особенности бытовых сказок:

  •  в основе сюжета повседневная бытовая и реальная жизнь.
  • отсутствие фантастики (нет волшебных событий, превращений, помощников) и реальные конфликты.
  • герои бытовой сказки – это обычные люди (мужья с женами, солдаты, барин со слугами, купцы и т.д). Каждый персонаж наделен яркими чертами характера: смекалистость, хитрость, доброта, жадность.
  • воспевают ум человека, его изворотливость и умение справляться с жизненными проблемами.
  • бытовые сказки полны юмора. В них высмеивают плохие качества людей: сварливость жены, жадность и глупость барина, лень хозяйки.

Бытовые сказки разделены на такие подгруппы:

  • сатирико-бытовые;
  • волшебно-бытовые;
  • социально-бытовые.
На чем построен сюжет бытовой сказки?

Такого рода сказки описывают разные реальные события, ситуации из повседневной жизни. То есть все, что может случиться с любым, реальным человеком. В фольклоре можно узнать о быте и семейном укладе персонажей, что ценно для современного человека. Благодаря этому мы узнаем об обычаях прошлых времен.

Сюжет бытовой сказки построен на человеке, который отличается от других своими положительными качествами. Сюжет и композиция бытовых сказок вращается вокруг реальной жизни и осуждает корысть духовенства, завистливость, жадность, невежество, жестокость и грубость.  Это короткое произведение зачастую описывает одну лишь ситуацию с быстро развивающимися действиями.  Она может сопровождаться сатирой, иронией или юмором.

О чем рассказывают бытовые сказки? 

О ежедневной жизни человека: о муже и жене, о слугах и господах, сударынях и барынях недалекого ума, ворах и солдатах, хозяине и крестьянине, о богатом и бедном. Они раскрывают две важные общественные темы:

  • социальное наказание,
  • социальную несправедливость.

Кто является героями бытовых сказок?

В этом фольклоре вы не найдете вымышленных или фантастических персонажей. Главные герои этих сказок – люди с разными характерами и социальным положением.  Зачастую это крестьяне и бедняки, которые не растеряли свою доброту, несмотря на тяжелую жизненную ситуацию. Они награждены не только добрым сердцем, но и смекалкой, помогающей выходить из трудных ситуаций.

особенности сказок

В чём заключается основная идея бытовых сказок?

Главная идея бытовых сказок – умение быть честным, смелым и умелым. Персонажами произведений  являются бедняки или крестьяне, которые невзирая на свою трудную жизнь не растеряли своих достоинств и доброты, которые способны придти на помочь себе и другим.

Бытовые сказки будут особенно интересны детям 3-7-летнего возраста. С их помощью они развивают свою фантазию и смекалку: представляя себя сказочными героями, дети думают, как бы поступили в той или иной ситуации, учатся анализировать свои поступки и их последствия.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие художественные особенности бытовых сказок.

    • Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия

Бытовые, волшебные и сказки о животных о их отличия

Бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. «В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».

Одной из бытовых сказок является сказка «Жена-доказчица».

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: «Жил старик со старухой». Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои «крючат» (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли («заезочек»), рыболовные снасти в виде сачка («морду»). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в «пестерек» (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. «Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох». Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется «Жена-доказчица». И даже тогда, когда ее наказывают розгами: «растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает». Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

Волшебные сказки. Герои русских волшебных сказок

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного»..1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Сказки о животных.

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов («Лиса и Тетерев», «Бобовое зернышко»). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки («Колобок», «Коза-дереза»).

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно («Бобовое зернышко», «Звери в яме»). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

ć

Даша Бухманова,

5 июн. 2013 г., 05:55

  • Признаки авторской сказки спящая царевна жуковский
  • Признаки авторской сказки и народной
  • Признаки авторской сказки 5 класс
  • Признаешься как правильно пишется
  • Приемственность или преемственность поколений как пишется