Признаки бытовой сказки каша из топора

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

«Каша из топора» какие признаки бытовой сказки?

2 ответа:



2



0

Бытовая сказка — это сказки, действие которых происходит в обычных домах, персонажами являются умные и хитрые бедняки (простые люди) и скупые и богатые люди, не наделенные умом. Итог сказки всегда приводит к тому, что простые люди остаются с прибылью, а богачи — «у разбитого корыта».

Сказка «Каша из топора» является явным примером бытовой сказки: в ней есть простой человек СОЛДАТ и богатая, но скупая бабка. Солдат своей хитростью выманил у старухи продуктов на кашу, заинтересовав ее невиданным блюдом. Бабка из-за своего любопытства не поняла, что ее обманули, а солдат исполнил свое желание — покушал вкусную и сытную кашу.



0



0

В сказке из предметов которые можно отнести к быту были задействованы только топор и котел. Топор, ключевой предмет, из-за которого и «заварилась» каша. Заварилась в котле, ну а дальше благодаря хитрости солдата нашлись в доме и соль и крупа и масло, из чего и варилась каша.

Читайте также

В данной сказке присутствуют два героя, но и соответственно как и во всех литературных произведениях имеются как отрицательные герои, так и положительные. В нашей сказке имеется солдат и старуха. Давайте же разберёмся кто из них какой персонаж, но для этого нам нужно дать характеристику каждому герою этой сказке. Давайте начнём с солдата. Он хитроумный, обладает хорошей, я бы даже сказала отличной смекалкой. Он очень умен. Теперь давайте рассмотрим персонажа старуху. Она жадная, скупая, вредная женщина. Теперь как мы видим после сравнительной характеристики героев данной сказки, какой персонаж у нас является положительным, а какой отрицательным.

Очень хитрым был главный герой сказки «Каша из топора» — солдат. Когда он увидел, что хотя его и пустили в дом, но угощать ничем не собираются, что старуха напротив говорит, что сама живет впроголодь и есть в доме просто нечего, то солдат сразу понял, что тут дело не чисто, и что старуха просто жадная, не хочет ничем с ним делиться.

Но солдат в русских сказках всегда герой положительный, если не защитник, то весельчак, который легко находит выход из любой ситуации.

Вот и в этой сказке солдатская сметка и хитрость позволили солдату не только поесть самому, но и накормить старуху. Я бы назвала эту черту характера умением находить выход из ситуации или одним словом — Сообразительность.

1.Кому солдат варил кашу? 2.Куда дел топор солдат? 3.Куда шёл солдат? 4.По какой причине солдат остановился, и решил постучать в крайнюю избу? 5.Какие ингредиенты каши из топора?

А мне вот вспомнились голодные советские времена, когда моя бабушка делала красную икру из селедки. Рецепт не сохранился, поэтому порылась в интернете и нашла нечто похожее.

Продукты:

1 шт филе средней соленой селедки, 1/3 стакана растительного масла, 2/3 стакана томатного сока, 1/3 ст манной крупы, 1 средняя луковица

Приготовление:

Сварить манную кашу на томатном соке с добавлением растительного масла и остудить.

Филе сельди пропустить через мясорубку или размельчить блендером, лук нарезать, причем как можно мельче.

Все перемешать — красная икра готова!!!

Лично мне, сказка «Каша из топора» представляется необычайно жизненной, правдивой, эту историю вполне можно было бы рассказывать как реальную быль. Солдат мог идти домой на побывку — мог. Могла его пустить отдохнуть старуха -могла?. Отказать в угощении тоже могла, потому что жадных людей на свете множество.

Тогда что в сказке сказочного?

Наверное только тот факт, что старуха поверила, что из металлического топора действительно можно сварить кашу. Притом, даже без ручки такой топор должен был стоит немало денег, то есть быть для старухи ценнее простой каши, поэтому если бы даже она действительно поверила в возможность сварить кашу из топора, вряд ли стала жертвовать ценным орудием.

Но в целом, повторюсь, история вполне могла бы произойти в действительности.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Каша из топора

Анализ сказки Каша из топора

Жанровая направленность произведения представляет собой фольклорную бытовую сказку, являющуюся творением устного народного творчества, вымышленным по содержанию и прозаическим в соответствии с формой.

Основная тема произведения заключается в возможности проявления догадки, смекалки и находчивости, помогающих в различных жизненных ситуациях.

Сюжетная линия сказки разворачивается в ситуации, в которой оказывается ее главный герой, представленный в образе обыкновенного солдата, встретившегося с ленивой и жадной старухой, характеризующейся глупостью и отсутствием смекалки, отказавшейся накормить постояльца. Солдат отличается умом и сообразительностью, выйдя из этого положения достойно, перехитрив злую бабку путем якобы сваренной из топора каши.

В процессе приготовления блюда солдат при помощи хитрости выманивает у старухи и крупу, и соль, и масло, поэтому каша получается на редкость вкусная и наваристая.

Композиционная структура сказки представляется трехчастной в виде зачина, в котором солдат встречается со старухой, основной части, заключающейся в процессе варки каши из топора, и концовки, выражающейся в уходе сытого и довольного солдата от старухи вместе со своим топором.

Отличительной особенностью произведения является использование в сказе простого народного разговорного языка, характеризующегося образностью и красочными оттенками языковых выражений. Основная часть повествования строится с помощью диалогов с применением просторечной лексики.

Средствами художественной выразительности в сказке являются многочисленные эпитеты, употребление восклицательной интонации и устаревших выражений и словосочетаний.

Своеобразие произведения заключается в его парадоксальном названии, привлекающим читательскую аудиторию.

Смысловая нагрузка сказки выражается в ее познавательности, воспитательных функциях, а также в эстетической ценности произведения, знакомящего маленьких читателей с традициями русского фольклора и народного быта, тем самым приобщая любителей литературы к устному народному творчеству, развивая воображение и речь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Каша из топора

Анализ сказки Каша из топора

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Платонова Еще мама

    Небольшой по объему рассказ А. П. Платонова «Еще мама» — это описание событий, связанных с новым, сложным, но интересным этапом в жизни мальчика по имени Артем. По достижении 7 лет он поступает в школу

  • Сочинение Юмористический рассказ о смешном случае из жизни 3, 5 класс

    Жизнь каждого человека наполнена смешными моментами. Кто-то может посмеяться над собой, а кто-то нет, некоторые любят посмеяться над другими, но самое важное помнить, что не стоит ко всему относиться серьёзно, все надо делать с юмором.

  • Основные темы и мотивы лирики Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов — величайший поэт, который начал записывать свои первые стихотворения в тетрадь, когда ему было всего 11 лет. Николай Алексеевич с детства был очень трудолюбивым

  • Взаимопонимание с близкими людьми итоговое сочинение

    Человеку, несомненно, всегда нужно стремиться к взаимопониманию с близкими людьми. Это сделает его жизнь, и существование окружающих его людей намного счастливее. Рассмотрим данное утверждение на примерах.

  • Сочинение Какой поступок можно назвать благородным? (6 класс)

    Современный мир настолько сильно изменился, что многие даже и не знают о том, что такое благородство, и какой поступок можно назвать благородным?

Литературоведческий
анализ

русской
народной сказки «Каша из топора»

1.     Краткая
характеристика времени написания.

Русская
народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в
глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е.
говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые
сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации
в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение,
будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и
колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря
на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых
сказок приносит детям массу позитивных эмоций.

2.
Жанр произведения

это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное
по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой
такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

3.
Тема произведения
– Как солдат кашу
сварил, обхитрив старуху.

4.
Идея произведения
– Догадка, смекалка и
находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:

·       
Скупой плохо живет: скупой боится, что к
нему гость зайдет.

·       
Находчивый сто голов кормит, а глупец и
себя не прокормит.

5.
Идея раскрывается через:

А.
Сюжет.
Шел на побывку старый солдат, устал, есть
хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не
захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора.
Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору
добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и
топор с собой унес!

Б.
Композиция.

Зачин.
«
Старый солдат
шёл на побывку.» 

Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

Концовка. «Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

В.
Характеристика действующих лиц

Старуха
олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не
предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).

Солдат олицетворяет
умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и
предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил
в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку
крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха
спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и
забрал его с собой.).

Г.
Язык сказки
близок к разговорному языку народа.
Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых
выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила,
варево.
Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто
употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного
человека!/
Хороша! Ежели бы
сюда да горсточку крупы!/
Ох,
и каша хороша!/
Ну,
старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/
Да, вишь, он не уварился,- отвечал
солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
Вот
так-то солдат и каши поел и топор унёс!

6.
Автор
на стороне добра, смекалки. Высмеивает
жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата — Вот так-то солдат и
каши поел и топор унёс!

7.
Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения.
Сказка
знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к
устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.

Русские народные сказки известны детям с самого рождения. Ещё с древних времён их сюжет передают из уст в уста, запоминают, дополняют. Этот фольклор следует сохранить и для последующих поколений, поэтому нужно не только знать сюжет народных произведений, но и понимать их. Анализ сказки «Каша из топора» позволяет лучше понять жизнь простого человека на Руси в старые времена.

Оглавление:

  • История создания
  • Краткое содержание
  • Жанровое своеобразие
  • Характеристика героев
  • Анализ сказки

Тема сказки каша из топора

История создания

Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.

Анализ сказки каша из топора

Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.

Доказано, что это произведение является самой известной русской бытовой сказкой, а её сюжет во всём мире известен, как «Каменный суп». Смысл сказки «Каша из топора» глубокий и нравственный, персонажи являются колоритными, каждая фраза наполнена юмором и сатирой.

Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.

Каша из топора анализ сказки

В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.

В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.

Краткое содержание

Старый солдат шёл на побывку домой. Но в дороге он устал и сильно захотел есть. Но вот только беда: у него никакой пищи с собой не было. А была уже ночь. Вскоре показалась деревня, и главный герой решил постучать в первую же избушку. В доме жила старуха, которая его пустила на ночлег. Но солдат попросил у неё сначала попить, а затем спросил, не накормит ли она его.

Но хозяйка избушки оказалась жадной, она пожалела для солдата еду, сказав, что у неё самой ничего нет. А герой-то оказался смекалистым. Он увидел под кроватью старухи топор и предложил из него сварить кашу. Она не поняла хитрость старого солдата, поэтому сначала дала ему котелок. Он положил в него топор и поставил на огонь. Время от времени он помешивал воду в котелке.

Основная мысль сказки каша из топора

Пробовал-пробовал солдат, и сказал старухе, что каша-то вкусная получается, но вот только не хватает соли. Та сбегала и принесла соль. Через время вояка опять стал пробовать и сообщил старухе, что каша была намного лучше, если бы в неё положить горсть крупы, и опять старуха ничего не заподозрила и принесла мешочек крупы. Стал солдат дальше варить, всё время пробует и просит у хозяйки теперь немного масла. Она и масло принесла. Так и сварил солдат кашу.

А она вкусная получилась, рассыпчатая, с маслом. Сели герои кашу есть, а старуха всё время удивляется, как же так из топора можно было такую вкусную кашу сварить. А потом ещё и спрашивает, когда же уже топор они есть будут. Но и здесь главный герой не растерялся, положил он топор себе в ранец и сказал, что тот ещё не доварился, поэтому он забирает его с собой, чтобы в дороге доварить и съесть. Так поел солдат каши и ушёл с топором!

Жанровое своеобразие

Вид сказки «Каша из топора» — прозаическое произведение, где сюжет полностью вымышленный. Так как она бытовая, главным персонажем является простой солдат. Суть сочинения сводится к тому, чтобы познакомить читателя с бытом и фольклором русского народа, развивать воображение у детей. Обычно после прочтения солдат становится любимым героем.

Тема произведения — хитрость солдата, который смог из обыкновенного предмета сварить кашу. А идею, что в жизни всегда помогают находчивость и смекалка, прекрасно отображают пословицы и поговорки, которые есть у русского народа:

Каша из топора

  • Находчивый и 100 голов прокормить сможет, а вот глупец даже себя не прокормит.
  • Скупой всегда живёт плохо: скупой ведь боится, что к нему гость зайти может.

Идея этой народной сказки раскрывается по сюжету произведения через:

  1. Язык сказки.
  2. Композицию.
  3. Сюжет.
  4. Характеристику героев.
  5. Средства выразительности.

Когда дети читают это произведение вместе со взрослыми, делают его разбор, лучше понимается сюжет, осознаётся, какие качества проявляются у солдата в самой обыденной ситуации.

Характеристика героев

Чтобы понять основную мысль сказки «Каша из топора», следует обратить внимание и на действующих героев, которых не так уж и много:

Смысл сказки каша из топора

  1. Автор.
  2. Солдат.
  3. Старуха.

Хозяйка избы, куда солдат попросился на постой, показана, как глупая, ленивая и жадная. Ведь она даже не предложила уставшему человеку поесть, сказав, что у неё нет еды.

А вот солдат — олицетворение смекалки и находчивости. Он смог не только убедить старуху, что можно сварить кашу из простого топора, но весело и с шутками смог выманить у неё крупу, масло и соль. Старуха даже не поняла, что каша получилась такая вкусная, потому что она сама дала солдату все продукты, которые необходимы, чтобы приготовить аппетитный ужин.

Весёлым моментом в сюжете является тот, где старуха ещё и спрашивает, когда же они уже будут топор есть. Но и здесь солдат не растерялся, а забрал топор с собой, чтобы потом доварить.

Чтобы понять характеристику героев, нужен автор, который представляет народ и находится обязательно на стороне добра. Он-то и высмеивает скупость и жадность старухи, и показывает, какой солдат умелый и смекалистый.

Анализ сказки

Несмотря на такую жанровую разновидность, как бытовая сказка, произведение имеет и свои особенности, о которых коротко все-таки следует сказать. Прежде всего, язык сочинения близок к разговорному языку народа. Выражения в нём яркие, красочные и обязательно образные. Композиция сказки так построена, что основное повествование — это диалог, из которого как раз практически всё и узнаёт читатель.

В произведении используется просторечная лексика, которая позволяет читателю включить своё воображение и перенестись во времени. Например, часто употребляются следующие просторечные слова:

Вид сказки каша из топора

  • Варево.
  • Отворила.

Красочность и живость сказочному тексту придают и многочисленные эпитеты, например, «добрая каша» и «добрый человек». Устаревшие слова и выражения помогают осознать происходящее, проникнуться духом того времени. Часто в тексте употребляется и восклицательная интонация:

  • Хороша!
  • Пустите отдохнуть дорожного человека!
  • Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Читатель, когда берёт книгу в руки, обращает внимание на название сказки, так как уже само оно является парадоксальным. Такое своеобразие в названии привлекает, завораживает и вызывает любопытство. Сказка, которая построена на лучших фольклорных традициях, не только имеет познавательные и воспитательные функции, но и знакомит читателя с устоями и бытом народной Руси.

Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе, на период практики.

1.Планирование уроков во 2 классе по программе (1-4) 4 часа +1час внеклассного чтения в неделю. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. образовательная программа «Школа России».

2. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

3.Основное содержание:

Тема раздела

Тема урока

дата

Основные цели, задачи урока

Устное народное творчество. Сказки.

1. «Каша из топора» — русская народная сказка.

4.10

— Ознакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора».

— Отрабатывать навыки выразительного чтения.

— Обогащать речь учащихся.

— Учить работать с текстом.

— Развивать мышление, внимание, память.

2. «Гуси – лебеди» — русская народная сказка.

5.10

— Ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди».

— Ознакомить с новым видом сказок.

— Учить делить текст на части.

— Обогащать словарный запас детей.

—  Развивать мышление, внимание, память.

— Развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения.

— Учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.

3.Урок внеклассного чтения. Устное народное творчество.

6.10

— Развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность.

— Прививать интерес к чтению.

— Воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.

4.Обобщение по теме.

7.10

— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу.

— Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности.

— Развивать речь, мышление, память.

5.Контрольная работа по литературному чтению.

11.10

— Контроль знаний и умений по пройденному материалу.

Люблю природу русскую. Осень.

6.Вводный урок по разделу. Загадки об осени.

12.10

— Ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень.».

—  Развивать речь, мышление, память.

7.Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К. Бальмонт «Поспевает брусника…». Анализ лирического текста.

13.10

— Ознакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Осень».

— Ознакомить учащихся со стихотворением К.Бальмонта.

— Обучать правильному чтению стихов.

—  Развивать речь, мышление, память.

8.Образ осени в произведении А.Плещеева. А.А.Фет «Ласточки пропали…».  Анализ лирического текста.

14.10

— Ознакомить учащихся со стихотворениями   А.Плещеева, А.А.Фета.

— Развивать речь учащихся, образное мышление, внимание к слову.

— Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

9.А.Н.Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…». С.Есенин «Закружилась листва золотая…».  Анализ лирического текста.

18.10

—  Ознакомить учащихся со стихотворениями    А.Н.Толстого,  С.Есенина.

— Учить понимать и читать стихи.

—  Развивать речь, мышление, память.

10.Осень в произведении В.Брюсова «Сухие листья…» и в произведении И.Токмаковой «Опустел скворечник…».

19.10

—  Ознакомить учащихся со стихотворениями   В.Брюсова и  И.Токмаковой.

—  Обучать правильному чтению стихов.

—  Развивать речь, мышление, память.

11.Сравнение научно – популярного и художественного текстов. В.Берестов «Хитрые грибы».

20.10

— Ознакомить детей с произведением В.Берестова.

— Отрабатывать навыки выразительного чтения.

—  Развивать речь, мышление, память.

— Воспитывать бережное отношение к природе.

12.Сравнение художественных текстов. М.Пришвин «Осеннее утро».

И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».

21.10

— Ознакомить детей с рассказом М.Пришвина «Осеннее утро».

— Отрабатывать навыки осознанного чтения.

— Развивать умение работать в группе.

— Воспитывать любовь к природе.

13.Урок внеклассного чтения. Книги об осени.

25.10

— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу.

— Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности.

— Развивать речь, мышление, память.

14.Обобщение по теме.

26.10

— Повторить и обобщить пройденный материал.

— Развивать память, внимание, мышление, речь.

— Воспитывать любовь к чтению, литературе.

15. Контрольная работа по литературному чтению.

27.10

— Контроль знаний и умений по пройденному материалу.

Конспект по чтению, проведённого во 2 классе.

Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

Тема: «Каша из топора» — русская народная бытовая  сказка.

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

Задачи:

— Отрабатывать навыки выразительного чтения.

— Обогащать речь учащихся.

— Учить работать с текстом.

— Развивать мышление, внимание, память.

— Расширение и обогащение словаря учащихся.

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2)Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3)Аудиозапись для физ.минутки.

Оформление доски:

 «Каша из топора» — русская народная бытовая  сказка.

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

А)Догадка и смекалка не хуже разума.        

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

План урока:

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

III.Проверка домашнего задания.

IV.Постановка цели урока.

V.Изучение нового материала.

VI.Физ.минутка.

VII.Закрепление изученного материала.

VIII.Итог урока.

IX.Организационный момент.

Ход урока:

I.Организационный момент.

— Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

II.Речевая разминка.

— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

— Вспомним, как работаем со скороговоркой.

— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

— Самое главное, правильно произносить все слова.

— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III.Проверка домашнего задания.

Детям было задано перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV.Постановка цели урока.

Учитель:

— Давайте вспомним, какие виды сказок мы  знаем?

Ученик:

— Волшебные, о животных, бытовые.

Учитель:

— О чём рассказывают бытовые сказки?

Ученик:

— В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Учитель:

— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

— Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

Ученик:

— Каша из топора.

Учитель:

— Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Ученик:

— Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V.Изучение нового материала.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

2)Первичная проверка понимания текста.

— Понравилась сказка? Чем понравилась?

— Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

— Зачем солдат постучал в избу?

— Кто там жил?

— Что попросил солдат у старухи?

— Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

— Что придумал солдат?

— Что он сначала попросил у старухи?

— А потом?

— Что получилось у солдата сварить из топора?

— Какой показана старуха в сказке?

— Каким – солдат?

— Почему он так поступил?

VI.Физ.минутка.

— Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII.Закрепление изученного материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ученик:

— Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

— И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

— За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

— А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

— Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

— Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

Ученик:

— Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

— Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Учитель:

— С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

— Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

  1. Смекалистый
  2. Рассеянный
  3. Находчивый
  4. Добрый
  5. Смелый

Ученик:

— Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

— Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

  1. Добрая
  2. Жадная
  3. Весёлая
  4. Умная

Ученик:

— Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

VIII.Итог урока.

— С какой новой сказкой познакомились на уроке?

— Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

Ученик:

— Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

— Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

Учитель:

— Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Ученик:

— Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

Учитель:

— Прав ли солдат?

Ученик:

— Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

Учитель:

— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Ученик:

— Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

Учитель:

— Запишите домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям (либо инсценировать сказку, можно помочь детям подготовиться в группе продлённого дня).

IX.Организационный момент.

Выставление оценок за работу на уроке.

— Готовьтесь к следующему уроку.

Самоанализ  урока литературного чтения.

Урок был проведен во 2 классе. Тема урока: «Каша из топора» — русская народная сказка.

Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.

На первых уроках  формируется понятие что такое сказка, почему все любят сказки, чему учат сказки. На последующих уроках  формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой.

На протяжении всех уроков  продолжается работа над умением выразительно читать. На  обобщающем  уроке, дети  имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.

 Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.

Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые в на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.

Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников.  На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.

В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык  выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.

Вопросы  задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.

Например:

1)- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

2) — Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

3)- Что значат слова: «А солдат ест, да посмеивается » – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

        С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

      Так как вопросы носят аналитический характер, то они побуждают учеников обращаться к тексту, самостоятельно перечитывать фрагменты и думать над прочитанным. На уроке формируется навыки: беглости, правильности, осознанности и особенно выразительности.

На данном уроке после прочтения сказки дети рассматривают  иллюстрацию и соотносят с прочитанным. Изучая  иллюстрацию, дети лучше осознают детали произведения, учатся определять эмоции. Рассматривание книжной иллюстрации  позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.         Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Так же  ведется  работа по уточнению и расширению словарного запаса, формирование монологической и диалогической речи, формирование богатства, выразительности, точности речи.

        Поскольку учеников больше, чем времени на уроке (а всем хочется выступить), то те кто не успел выступить или получилось мало, расстроились, даже нервничали. Работа над выразительностью чтения (особенно по ролям) все-таки требует большего количества времени.  Тем не менее, достаточное количество учеников смогли проявить свои способности и умения. Судя по результатам, учителю удалось достичь желаемого.

Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. В качестве поощрения учителем использованы доброжелательные слова, в конце поставлены положительные оценки.

Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные  формы работы со сказкой.

  Пример вопросов и заданий:

1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

6. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

7. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

8. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

9. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

Работа детей организована правильно, так как дети четко знали, что от них хотят получить.

Домашнее задание связано со следующим уроком непосредственно. Урок достиг поставленной цели.

Пожелания: больше времени на работу над выразительностью чтения. Иногда можно задавать читать тексты дома, следовательно, увеличится время на творческую работу.

Анализ посещенного урока по литературному чтению во 2 классе.

Тема: Устное народное творчество.

Задачи урока:
• Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
• Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок.
• Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
• Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
• Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Краткое описание хода урока: 
Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).
1.Мотивация к учебной деятельности.
2 Постановка познавательной задачи.
3. Работа по группам
Задание №1 «Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится»
4.Беседа.
Артикуляционная разминка
Физкультминутка
5. Продолжение работы в группах.
Задание №2 « Отгадай сказку»
Задание №3. « Инсценировка»
4. Викторина « Вспомни пословицу».
5. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание

    На уроке учащиеся воспроизводили  знания, полученные на предыдущих уроках о малых фольклорных жанрах и сказках.
    Учитель помогал  поднять самооценку ученикам собственной успешной учебной деятельностью  на уроке, а также словесно поощрял детей.
    Развивалось  умение учащихся сравнивать малые фольклорные жанры, виды сказок. Уделялось место воспитанию  гуманного отношения  к животным, любви  к окружающему миру.
   
    Учитель  использует различные средства и методы обучения, что помогает  достижению поставленной цели.

-текст в учебнике, как опора;

-иллюстрации в учебнике и не только;

— загадки, пословицы;

— игра «отгадай сказку»;

— инсценировка;

— работа в группах;

     Данные методы и средства позволяют учителю организовать процесс обучения так, чтобы повторить  и  закрепить  пройденный материал.

       Учащиеся сравнивают, анализируют, обобщают и делают выводы, расширяют умения работать с дополнительной литературой, воспитывают чувство толерантности.
    Данный урок расширяет, предоставляет учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.  Стимулирует использование разнообразных методов изучения темы: исследование, анализ литературных источников, материалов взятых из Интернета;

Тема урока раскрыта.  Приготовленная наглядность использовалась во время и к месту.

    Чередование различных  видов деятельности позволяло сохранить интерес на протяжении всего урока. Смена деятельности также даёт возможность воспринимать информацию различными способами (прочитать, послушать, посмотреть, проиграть).

Учащиеся активно работали на уроке.

      Дети давали хорошие, правильные ответы, следовательно, цели урока, поставленные учителем, были достигнуты. В конце урока были выставлены оценки в дневники  активным ученикам. Также в конце урока дети получили домашнее задание.  Урок проведён методически грамотно, с учётом возрастных, индивидуально- психологических особенностей учащихся. Учитель поощрил работу всех учеников, мотивировал дальнейшую деятельность путём формирования положительного отношения к предмету.

Учитель:

В работе даны особенности бытовых сказок и анализ сказки «Каша из топора»

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс шитья и вышивки «РУКОДЕЛЬНЫЕ ЧУДЕСА»


Конкурсы

84 работы

Литературная викторина, посвященная 85-летию со дня рождения Э.Успенского «В ГОСТИ К ЭДУАРДУ УСПЕНСКОМУ»


Викторины

Всероссийский конкурс профессионального мастерства для методистов «ПАЛИТРА МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ»


Конкурсы

30 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конспект занятия по литературному чтению для 2 класса «М. Пришвин «Осеннее утро»»
    Литературное чтение


  • Оценка знаний по литературному чтению для дошкольников «Сказочный тест «А знаете ли вы?»»
    Литературное чтение


  • Уроки по литературному чтению для 4 класса «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»»
    Литературное чтение


  • Планирование по литературному чтению для дошкольников ««Повышение качества работы с дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой посредством технологии «Сторисек»»
    Литературное чтение


  • Конспект занятия по литературному чтению для дошкольников «конспект НОД с использованием мнемотаблиц, здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий по теме: «Осеннее приключение»»
    Литературное чтение

Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.

«Каша из топора» - анализ русской народной сказки

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

«Каша из топора» - анализ русской народной сказки

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  • Варево — похлёбка, жидкая еда.
  • Коли — если бы.
  • Вдоволь — достаточно.
  • Служивый — солдат.
  • Смётка — смекалка.
  • Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.

    Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

    Краткое содержание

    Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

    Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

    Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

    «Каша из топора» - анализ русской народной сказки

    Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

    Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

    Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Белогрудка» — краткое содержание рассказа Виктора Астафьева

    Следующая

    Краткое содержание«Голубая змейка» — краткое содержание сказа П.П. Бажова

  • Признаки авторской сказки спящая царевна жуковский
  • Признаки авторской сказки и народной
  • Признаки авторской сказки 5 класс
  • Признаешься как правильно пишется
  • Приемственность или преемственность поколений как пишется