Признаки фантастического рассказа 4 класс

Литературное чтение, 4 класс

Урок 59. Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». Рубрика «Проверь себя!»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений Е.С. Велтистова «Приключения Электроника» и К. Булычева «Путешествие Алисы», обобщение понятия «фантастика» и определение особенностей фантастического произведения.

Цель:

обобщить знания по произведениям.

Задачи:

учиться находить в тексте нужные отрывки из текстов;

подвести итог об особенностях фантастического жанра.

Тезаурус

Фантазия – способность выдумывать, творческое воображение

Фантастическое произведение – литературное произведение, описывающее вымышленные, сверхъестественные события.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Синонимы – слова, разные по звучанию, но близкие по значению, принадлежащие к одной части речи и имеющие полностью или частично совпадающие значения.

Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные, но соотносительные друг с другом значения.

Ключевые слова

Фантазия, фантастическое произведение, выразительные средства языка (синонимы, антонимы, сравнение), сравнение литературных героев.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл., в 2-х ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014.
  2. Бойкина М.В., Бубнова И.А. Литературное чтение. 4 класс. Работа с текстом. — М.: Просвещение: УчЛит, 2018.
  3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. — М.: Просвещение, 2018.
  4. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 4 класс. — М.: Просвещение, 2018.

Вспомнить писателей Велтистова, Булычева и названия произведений, которые они написали.

Учиться находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев с точки зрения нравственности.

Понимать, что такое фантастика и в чем особенности фантастического произведения.

Основное содержание урока

Сегодня я приглашаю вас в страну, которой нет на карте. Для каждого это страна будет своя. Для одного она будет огромной, для другого маленькой и уютной. Но для всех она будет разной и неповторимой.

Посмотрите видео и попробуйте догадаться, о какой стране я говорю.

ВИДЕО

«Страна Фантазия».

Издавна люди мечтали. Люди мечтали о полётах в космос. Но вот мы живём уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса…

Наука не стоит на месте, и, то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.

На интерактивной доске демонстрируются портреты писателей изученного раздела: Кир Булычев, Г.Х. Андерсен, Е.С. Велтистов.

Вы знаете этих писателей?

Да, мы изучали их на уроках. Это К. Булычев, Г.Х. Андерсен, Е.С. Велтистов.

Они писали в одном жанре?

Нет. Ведь Андерсен — зарубежный сказочник, а остальные – это советские писатели.

К какому жанру относится творчество К. Булычева и Е.С. Велтистова?

Творчество Велтистова и Булычева относится к фантастическому жанру, мы это изучали на прошлых уроках.

Почему это именно фантастика, а не сказка? Они ведь так похожи!

Действительно, эти жанры похожи. Но у них есть и различия. Например, в сказке действие происходит в волшебном мире, а в фантастическом произведении – на другой планете или в мире людей. В сказке героям помогают предметы-помощники, героями могут быть как люди, так и животные, и вещи, а в фантастическом произведении героям помогает знание науки, и героями являются обычные девочки и мальчики.

Назовите героев из этих произведений.

Из повести «Путешествие Алисы». Алиса Селезнева, Папа Алисы, Громозека, Зеленый, Говорун.

Из повести «Приключения Электроника». Робот Электроник, Сережа Сыроежкин, Макар Гусев, Профессор Громов, Зоя Кукушкина.

Вот в научно-популярной статье тоже рассказывается о роботе, совсем как в произведении Евгения Серафимовича Велтистова «Приключения Электроника».

Но это разные жанры и объединять их нельзя.

На слайде статьи «Робот АСИМО» и «Рождение космического растениеводства».

Так же как и нельзя объединять произведение Кира Булычёва «Путешествие Алисы» с научно-популярной статьёй о растениях в космосе.

Найдите отличия этих жанров.

Статья – это более серьезное произведение, которое основано на фактах и событиях, а фантастическое произведение – это больше вымысел и текст в нем украшен эпитетами, красочными словами и сравнениями. А в статье нет выразительности языка. Она написана сухим языком.

В статье читатель не испытывает нежных чувств к герою, не переживает за него, а фантастическое произведение заставляет читателя переживать за героев.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Найдите и обведите цветом по горизонтали и вертикали слова – названия моральных качеств Электроника.

н

г

ш

щ

з

х

ъ

г

п

р

о

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

х

в

в

с

м

е

л

о

с

т

ь

ь

е

н

ш

ж

б

г

щ

ы

ю

й

х

р

л

е

о

т

о

м

б

ц

ч

о

т

б

л

н

а

п

к

ь

п

е

а

г

щ

ь

и

л

в

о

т

р

с

е

о

д

й

р

к

ё

в

и

с

т

н

в

е

ж

л

и

в

о

с

т

ь

г

ш

з

я

у

о

ъ

н

с

ш

к

ш

л

ж

ц

ы

л

х

о

ч

г

м

ю

Название файла с изображением к вопросу: нет

Название файла с аудио / видео к вопросу: нет

Текст расширенного задания: нет

Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Комбинированные)

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов

н

г

ш

щ

з

х

ъ

г

п

р

о

э

ж

д

л

о

р

п

а

в

х

в

в

с

м

е

л

о

с

т

ь

ь

е

н

ш

ж

б

г

щ

ы

ю

й

х

р

л

е

о

т

о

м

б

ц

ч

о

т

б

л

н

а

п

к

ь

п

е

а

г

щ

ь

и

л

в

о

т

р

с

е

о

д

й

р

к

ё

в

и

с

т

н

в

е

ж

л

и

в

о

с

т

ь

г

ш

з

я

у

о

ъ

н

с

ш

к

ш

л

ж

ц

ы

л

х

о

ч

г

м

ю

Неправильный вариант/варианты (или комбинации)___

Подсказка: кнопка-подсказка: при клике появляются названия Вежливость Смелость Честь

Изображение дано для примера

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: Выберите изображения фантастического жанра

Название файла с изображением к вопросу:

Название файла с аудио / видео к вопросу: нет

Текст расширенного задания: нет

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов:

Выражение «должен как земля колхозу» правда в несколько другой интерпретации, появилось в начале прошлого века.

Как известно, до начала Первой мировой войны, Россия входила в число основных экспортеров сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. А основными производителями этой сельскохозяйственной продукции были крестьяне, как собственники земли, так и те которые работали на помещиков.

Но еще с 1861 года, когда было отменено крепостное право, начали ходить разговоры, о необходимости передачи земли крестьянам. Но тогда, никто никакой земли крестьянам не дал.

После октябрьской революции 1917 года, основным лозунгом которой был лозунг: —«Земля крестьянам, фабрики рабочим», крестьянам земли опять таки никто не дал. А началось повсеместное разорение крупных крестьянских хозяйств (раскулачивание) и массовая коллективизация и продразверстки. Что в свою очередь привело к голоду 1920, 1930, 1931 и 1937 годов.

Если Л.П. Берия, придя к руководству самым бедным в СССР Закавказьем, к середине 30 годов сумел поднять там не только сельскохозяйственное производство но и добывающую и перерабатывающую промышленность, то Коганович с Хрущевым, в экономически благополучной и сытой Украине, умудрились устроить, в это самое время, повсеместную голодовку 1931 года, введя там налог на плодовые деревья и частное подсобной хозяйство.

Согнанные насильственными методами в колхозы, крестьяне работали в них без особого энтузиазма, а бывшие зажиточные крестьяне и более того, осуществляли откровенные диверсии.

Но тем не менее, партийное руководство, а это были бывшие матросы и солдаты, да вышедшие на свободу из царских тюрем, бывшие политические заключенные, требовали от колхозников сдачи все больших объемов сельскохозяйственной продукции (так называемая продразверстка).

Причем этих партийных руководителей совершенно не интересовало то, какой урожай был получен в этом году. Для расчетов брались показатели 1913 года. Допустим (условно), если с конкретного участка в 1913 году получали 15 центнеров пшеницы одного гектара, то в 1922 году колхозники должны были сдать в закрома Родины 70% от этого показателя, а именно 10 центнеров. И партийные руководители типа Хрущева, требовали чтоб в 1922 году, колхозники сдали с этого самого гектара 10 центнеров пшеницы. С 1924 по 1934 годы, на всей территории СССР был восстановлен похозяйственный учет и введен сельскохозяйственный налог именно по таким принципам.

И этим партийным «дятлам» невозможно было объяснить, что колхозник не может сдать больше, чем уродилось на земле в этом году.

Еще невозможно было доказать банде оголодавших рабочих, что для того, чтоб урожай был и на следующий год, его нужно посадить. А для этого тоже нужны семена. Они думали, что крестьяне обманывают и пшеница сама растет.

От сюда началось утаивание урожая, хоты бы для семенного фонда на следующий год. Но голодные партийные работники, с отрядами таких же голодных матросов и солдат, отыскивали «заначки крестьянами» семенного фонда колхозников. Пшеницу изымали, колхозников расстреливали. Так начались первые массовые репрессии.

Вот именно в те времена, лидер Тамбовского кулацкого восстания (фамилию не помню, а искать не хочу) и сказал, что: — «Они что там эти коммунисты думают, что если они дали землю крестьянину, то эта земля крестьянину сразу стала что то должна?». Некоторые авторы в интернете пишут, что эта фраза принадлежит Троцкому — готов с ними поспорить в комментариях.

Видоизменена эта фраза была в середине 50-х годов, прошлого столетия. Когда с подачи этого, не хорошего и недальновидного человека, руководителя СССР Н.С. Хрущева, были введены сразу два налога 27 августа 1956 года.

Первым был Указ «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах и поселках», вторым был Указ «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту».

В сентябре 1957 года вводятся «Обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов государству», в народе его назвали «налог на деревья». В результате этого налога были вырублены все фруктовые деревья в подсобных хозяйствах не только горожан, но и колхозников. Это был третий удар.

Эти Указы привели к тому, что население СССР выбило всю скотину в подсобном хозяйстве и вырубило фруктовые деревья. К началу 1958 года, в подсобных хозяйствах граждан не осталось не только крупного рогатого скота и свиней, а не было уже ни кур, ни кролей.

В середине 1958 года, в стране вновь были вынуждены ввести продовольственные карточки. Но несмотря на это, в декабре 1958 года, в отдельных областях, начались голодовки. И в начале 1959 года, чтоб избежать гибели населения из-за голода, правительство СССР вынуждено было вновь начать закупки зерна за рубежом.

Четвертый удар Хрущев нанес 20 июля 1960 года, по промышленности. Добившись того, что Пленумом ЦК КПСС было принято Постановление № 784, которым предписывалось передать все предприятия промысловой кооперации – в ведение государственных органов. То есть фактически была проведена национализация собственности промысловых артелей.

В 1961 году, недопустимость такого поведения Н.С. Хрущева, начали понимать и члены ЦК КПСС, находившиеся в ближайшем окружении Хрущева.

Не знаю всех тонкостей того, как фильм прошел цензуру, но именно тогда, на экраны выходит художественный фильм, в котором два главных героя, первый секретарь обкома партии и старый коммунист, отличный хозяйственник — председатель колхоза, спорят о развитии сельского хозяйства в СССР.

В этом фильме, председателя колхоза вызывают на заседание обкома партии и требуют от него увеличения объемов поставки сельскохозяйственной продукции, объясняя это тем, что от них этого требует в ЦК партии. На все эти требования, председатель колхоза ответил золотыми словами: —«Я так вам должен – как земля колхозу. И точно так же, видимо, отдам».

Знаю, что тогда, автора сценария этого фильма, режиссера и еще нескольких главных актеров, посадили на 2-3 года, а директора картины закрыли в психиатрическую больницу. Вот только название фильма так сразу вспомнить не могу. Вспомню, допишу в комментариях.

Ну а современное поколение, не знающее истории своей страны, понимает эту фразу уже иначе, «должен как земля колхозу», как то, что должен неподъемно много.

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 157-158. 

1. Понравились ли тебе произведения данного раздела? Расскажи, какие особенности фантастических рассказов ты знаешь.

Мне очень понравились произведения этого раздела. Они необычные и интересные.

Главной особенностью фантастических рассказов является то, что в них описываются открытия, которые ещё не совершены.

Действие рассказов может развиваться в будущем, но также в прошлом или настоящем, если людьми будущего изобретена машина времени.

События происходят в космосе или на Земле.

Всё необычное в рассказе является результатом научных открытий и достижений.

2. Что общего между фантастическим рассказом и сказкой? А чем они различаются?

В фантастическом рассказе и в сказке описаны события, невозможные в обычной жизни. В них могут действовать необычные существа. Использоваться предметы с необычными свойствами.

Различаются эти жанры тем, что в сказках всё объясняется волшебством, а в фантастике — достижениями науки.

3. Что из того, о чём писали Велтистов и Булычёв уже воплотилось в жизнь? Благодаря чему это произошло?

Велтистов описал человекоподобного робота. Сейчас такие роботы уже есть, пусть и не такие совершенные, как Электроник.

Булычёв описал путешествие к другим планетам. Сейчас люди добрались до Луны и планируют посетить Марс. Освоение других планет и звёздных систем дело далёкого будущего.

Всё, что было описано писателями-фантастами в прошлом воплотилось в жизнь благодаря развитию науки и технического прогресса.

4. Отличаются ли главные герои прочитанных произведений от сказочных персонажей? Что у них общего?

На мой взгляд не важно, кто герой — дурачок, царевич, робот или девочка из будущего. Главное, что все они стоят на стороне добра. Все борются со злом. 

Перед ними стоят разные задачи, но они добиваются их решения, пусть каждый и своим путём.

5. Найди книги Велтистова и Булычёва и прочитай о других приключениях Электроника и Алисы Селезнёвой. Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Евгений Велтистов написал несколько книг про Электроника. Первая из них называлась «Электроник — мальчик из чемодана», вторая «Рэсси — неуловимый друг», третья «Победитель невозможного».

Кир Булычёв написал несколько десятков произведений про Алису. Самыми известными являются «Сто лет тому вперёд», «Миллион приключений», «Путешествие Алисы», «Заповедник сказок».

Моей любимой книгой про Алису является роман «Сто лет тому вперёд».

Отзыв на роман «Сто лет тому вперёд» для 4 класса

Действие этого романа разворачивается одновременно в будущем и в настоящем. Обычный мальчик из настоящего находит в пустой квартире машину времени и переносится на сто лет вперед.

Он видит, как изменилась жизнь людей, и оказывается свидетелем нападения пиратов на Алису. Пытаясь спасти ценный прибор, Коля Наумов забирает его в прошлое. Следом за ним в прошлом оказываются пираты и Алиса.

Увлекательные, полные опасностей приключения ожидают героев этого романа. Но дружба помогает им победить пиратов.

Мне понравилось, что мальчика из настоящего и девочку из будущего связывают общие ценности. Они борются со злом, творят добро и помогают друг другу.

События этого романа были положены в основу художественного фильма «Гостья из будущего».

6. Нравятся ли тебе фантастические рассказы? Произведения каких писателей-фантастов ты читал? Расскажи о самом любимом своём произведении. Чем оно тебя заинтересовало?

Мне очень нравятся фантастические рассказы. Я читала много рассказов Кира Булычёва, Роберта Шекли, Василия Головачёва, Пола Андерсона и других.

Рассказ о любимом фантастическом произведении для 4 класса

Моё самое любимое фантастическое произведение — повесть Энн Маккефри «Полёт дракона».

На первый взгляд кажется, что это сказка, но на самом деле это не так. Действие произведения разворачивается на далёкой планете, когда-то давно освоенной землянами.

Но после катастрофы планета оказалась отрезана от Родины и люди там жили своей жизнью. Они боролись с нитями, спорами чужеродной жизни. И в этом им помогали драконы, генно-модифицированые существа.

Мне нравится, что герои этого романа добрые и отзывчивые люди, что они очень мужественные и любят музыку. Перед ними стоит трудная задача, спасти свою планету, но они с ней обязательно справятся.

7. Сделайте с друзьями выставку рисунков на космическую тему.

Действие рисунка на космическую тему должно происходить в космосе. Это может быть ближний космос, откуда видно планету Земля. Это могут быть далёкие галактики, странные планеты, внеземная жизнь, с которой человеку предстоит столкнуться в будущем.

Пример рисунка на космическую тему смотри внизу страницы.

8. Придумай небольшую историю о путешествии на любую планету Солнечной системы. Как ты будешь рассказывать: как учёный или как писатель? Запиши план.

Пример рассказа о путешествии на планету Солнечной системы можно посмотреть, перейдя по ссылке.

👉 Ответы к странице 120. Литературное чтение 4 класс учебник Климанова 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Проверим себя

Задание 1

Понравились ли тебе произведения из этого раздела? Расскажи, какие особенности фантастических рассказов ты знаешь:

  • научный факт
  • реальные события
  • фантастические события
  • роботы
  • космические приключения

Ответ

В фантастических рассказах используются научные факты. В них сочетаются реальные и фантастические события. Типичные темы фантастических рассказов: космические приключения, встречи с инопланетянами, роботы, изобретения, путешествия на машине времени.

Задание 2

Обсудите с другом, что общего между фантастическим рассказом и сказкой. А чем они различаются?

Ответ

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ

Описание неправдоподобных вымышленных событий.

Героями могут быть фантастические нереальные существа.

Использование необычных предметов со сверхъестественными свойствами.

РАЗЛИЧИЯ

В сказках действует волшебство или колдовство.

В фантастическом рассказе необычное объясняется научными изобретениями и открытиями.

Задание 3

Отличаются ли главные герои прочитанных произведений от сказочных персонажей? Что у них общего? Объясни.

Ответ

Главные герои прочитанных произведений связаны с техническим прогрессом: робот, девочка из будущего. Они действуют с помощью науки.

Герои сказок — сверхъестественные существа, наделенные магической силой: колдуны, волшебники или люди, завладевшие волшебными предметами. Они действуют с помощью волшебной силы.

Общим является стремление к добру, справедливости, находчивость, смелость и другие положительные качества характера.

Задание 4

Что из того, о чём писали Е. Велтистов и Кир Булычёв, уже воплотилось в жизнь? Благодаря чему это произошло?

Ответ

Человекоподобные роботы уже есть. Правда, они не настолько совершенны, как Электроник. Видеотелефон, по которому говорил профессор Громов, тоже прочно вошел в нашу жизнь. Это привычный для нас смартфон.

Миелофон, устройство для чтения мыслей, тоже существует в виде детектора лжи. Также люди подолгу проводят время на орбитальных станциях, живут там.

Все это произошло благодаря техническому прогрессу и изобретениям ученых.

Задание 5

О каком путешествии Алисы ты прочитал? В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

Ответ

Мы прочитали о путешествии Алисы на космокатере. Девочка вместе с папой прилетела на другую планету собирать образцы инопланетных растений.

Необычность событий в том, что они происходят в космосе и на другой планете. Также фантастичность заключается в том, что кусты похожи на животных: двигаются, издают звуки, просят еду.

Задание 6

Чем фантастический рассказ отличается от обычного рассказа?

Ответ

Фантастический рассказ отличается от обычного тем, что в нем происходят нереальные фантастические события, связанные с научными открытиями или изобретениями.

Задание 7

Нравятся ли тебе фантастические рассказы? Произведения каких писателей-фантастов ты читал? Расскажи о самом любимом своём произведении. Чем оно тебя заинтересовало? Почему?

Ответ

Мне нравятся фантастические рассказы. Я читал произведения писателей-фантастов А. и Б. Стругацких, И. Ефремова, А. Беляева, В. Головачева, Р. Брэдбери, С. Лема, Р. Шекли.

Мне очень понравилась книга Василия Головачёва «Космопроходцы». В ней рассказывается о том, как в наши дни была открыта новая звезда с планетной системой. Одна из планет, Афродита, очень напоминала Землю.

В начале 22 века ученые обнаружили странное явление: планетная система начала исчезать. Чтобы выяснить, что происходит в далеком космосе, было решено отправить туда экспедицию.

К Афродите вылетел космический корабль «Дерзкий» с экипажем из семи астронавтов и интеллектуальным квантовым компьютером.

Когда они прибыли на планету, оказалось, что там произошла ужасная катастрофа, в результате которой вся вода высохла. Кроме того, к планетной системе на огромной скорости движется какой-то объект из антивещества.

Экипажу «Дерзкого» предстоит пережить множество опасных приключений, чтобы разгадать загадки науки и исследовать дальний космос.

Мне очень понравился главный герой книги, пилот экипажа Иван Ломакин. Он смелый, ответственный, надежный и честный исследователь, готовый идти на риск.

Книга понравилась мне захватывающим сюжетом о космических приключениях и загадках. Также понравился компьютер, обладающий интеллектом.

Мне близок основной смысл этого научно-фантастического произведения — ответственность человека за собственные поступки перед обществом и перед самим собой.

Задание 8

Придумай небольшую историю о путешествии на любую планету Солнечной системы. Как ты будешь рассказывать: как учёный или как писатель? Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Конспект урока по Литературному чтению. 4 класс.

Тема: Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра

Цели: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фан­таста К. Булычева; заинтересовать его произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»; учить анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст; отрабатывать навыки беглого вы­разительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование со­держания произведения, определение особенностей фантасти­ческих рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятель­ное составление фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вме­сте с учителем деятельности по изучению темы урока, оценива­ние своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фанта­стических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полно­мочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом речевой раз­минки, заданиями, магнитная азбука, выставка книг и портрет Кира Булычева, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

В чудной стране,

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

— Назовите предметы, которые действуют, как живые. (Язы­чок, глазок, горлышко, стул.)

— Найдите многозначное слово. (Язычок.) (Заучивание стихотворения за 2 мин. Проверка.)

III. Работа по теме урока

Работа над повестью «Путешествие Алисы»

Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произве­дением К. Булычева «Путешествие Алисы».

— От чьего имени ведется рассказ? Докажите.

— Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

— Как герои сначала отнеслись к истории с кустиками? Из­менилось ли их отношение потом? Объясните.

— Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

— Прочитайте вопрос 6 на с. 157 учебника и подумайте, какой прием использует автор. (Прием олицетворения.)

— Как ему в этом помогают сравнения?

— Подумайте, изменилось бы что-нибудь в произведении, если бы автор не использовал прием олицетворения.

— Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Выполните те­стовые задания.

(Самостоятельная работа учащихся.)

1. Мы осторожно выкопали … кустов.

а) восемь б) пять в) шесть

2. Я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся…

а) лечебные цветы

б) удивительные цветы

в) светящиеся цветы

3. Механика звали….

а) Желтый б) Красный в) Зеленый

4. Чтобы защититься от кустиков, отец Алисы схватил…

а) швабру б) щетку в) метлу

5. Для борьбы с кустиками хотели применить…

а) огнемет б) пулемет в) водомет

6. Кустики победила Алиса при помощи…

а) ведра б) лейки в) шланга

7. Кусты бродили по песку и искали…

а) воду б) солнце в) еду

8. Самый маленький и непоседливый кустик очень любил…

а) чай б) морс в) компот

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Составление картинного плана

— Ребята, дома вы должны были нарисовать иллюстрации к тексту. Рассмотрим их и подберем подходящие для кар­тинного плана к произведению.

(Выбирают иллюстрации, вывешивают их на доску.)

2. Пересказ текста по картинному плану от имени Алисы

VI. Рефлексия

— Продолжите предложения.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока

— Нравится ли вам фантастическая литература?

— Произведения каких писателей-фантастов вы читали?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о самом любимом фантастическом про­изведении, нарисовать иллюстрацию на космическую тему.

  • Признаки сказок 2 класс литературное чтение
  • Признаки какого литературного направления нашли отражение в рассказе а п чехова человек в футляре
  • Признаки сказки что это такое
  • Признаки и особенности сказки летучий корабль
  • Признаки сказки про животных