Цели.
• Стимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей
волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные
предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
— работать с текстом сказки.
• Научить:
— раскрывать значение слова “признак”,
“особенности”, и использовать их в активном
словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную
мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков
и особенностей волшебной сказки и оформлять
результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям
волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия
“признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной
сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом
признаков и особенностей волшебной сказки и
оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при
выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная
доска.
Информационный материал: учебник УМК
“Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1,
с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для
учащихся (путевой лист, толковый словарик,
алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с
заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово
учителя.
— Добрый день! Глазами проверили готовность
рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым
листом и другими справочными материалами,
сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и
внимательные глаза… Желаю всем дружной и
плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках
проверки домашнего задания.
2.1. — Определите сказку, в которой
главный герой добыл отцу Жар-птицу.
— Определите сказку, в которой главный
герой выполнил наказ мудрого старичка и смог
приобрести сразу несколько волшебных
помощников,
— В какой народной сказке главный герой
поделился единственной краюшкой хлеба с
незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий
корабль”) Презентация — 1 слайд*
— По этим двум сказкам мы сегодня на
уроке и будем путешествовать…
И чтобы не сбиться с пути, нам
необходимо использовать все знания и умения,
которые вы освоили на предыдущих уроках
литературного чтения.
2.2. — И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин”
2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с
которыми мы познакомились.
2.3. — Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
- Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной
волшебной сказки обязательно повторятся в других
волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и
“Иван-царевич и серый волк” и оформление
результатов в таблицу.
— Сегодня мы с вами проведем небольшое
исследование, сравнивая прочитанные две
волшебные сказки по определенному плану. 7
слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты
незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12
минут, курсивом дан возможный правильный вариант
ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” |
Признаки волшебной сказки |
||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома в … охлаждает, морозит Оживление… |
Волк в коня и Е.П. |
Волшебные помощники | Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, |
Серый волк |
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода. |
Особенности волшебной сказки |
||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. |
Третий младший сын царский. |
Повторы событий (троекратные) |
Полёт и встречи с волшебными помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья.
Три Три испытания…
Трубы затрубили три раза… |
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания |
Не проспать, выполнить волю, просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
Поединок | Есть | Нет |
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. |
Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
- Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
— Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу
результат своей работы, с помощью сигнальных
цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники
осуществляют взаимопроверку. Если необходимо,
учащиеся вносят коррективы…
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами
(заполненными таблицами), проверяют и оценивают
одноклассников с учетом внесенных исправлений.
Взаимооценка выполняется с помощью приема
“Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый –
неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
— Каждая группа должна быстро по итогам работы в
таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки
работают в сказке “Иван-царевич…”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке
“ Иван-царевич…” (Несколько троекратных
повторов; беда – покража…; главный герой царский
сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают
в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть
поединок, нет беды – герои пытают счастья,
повторов событий много, но они не троекратные,
кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
— Возьмите карточку с фразой конструкт и
выполните задание в группе, при необходимости
можно использовать материалы “Путевого листа”**
и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
— Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная
потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: …………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
— Сказка “Летучий корабль” волшебная потому,
что
имеет признаки волшебной сказки: ………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………….
имеет особенности волшебной сказки: ………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………….
5.3. Самооценка.
— Наш урок приближается к концу… Возьмите ленты
достижений** и выполните самооценку.
Сдайте, пожалуйста, свои работы…
6. Организованный конец урока.
— Спасибо за работу. 9 слайд
— Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня
целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
— Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к
уроку.
Приложение 2 – информационные и
дидактические материалы к уроку.
1
Что волшебного есть в сказке «Летучий корабль»?
<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «Летучий корабль»?</h2>
<h2>Признаки волшебной сказки «Летучий корабль», какие?</h2>
1 ответ:
2
0
Сказка «Летучий корабль» — это народная волшебная сказка. В ней повествуется история о том, как царь дает указ построить летучий корабль и обещает выдать дочь за муж за умельца. С этим заданием смог справиться простой Дурень, которому помог старичок. Когда он прилетел, царь задает ему другие задачи. И Дурень благодаря помощникам справляется с ними: достает живую воду, съедает быков, выпивает пиво, парится в бане. Царь не хочет выполнять свое обещание и задает еще задание: собрать полк солдат и Дурень снова справляется. Он разбивает царское войско, прогоняет царя и жениться на царевне.
Приметы волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»:
- Волшебные предметы: сам летучий корабль, который мог подниматься в воздух и летать. Хворост, который превращался в войско, солома, которая дарила холод. А так же живая и мертвая вода.
- Троекратные повторы: в самом начале сказки говорится, что у старика было три сына. Три дня топили баню, чтобы зажарить Дурня и на долю Дурня выпало три испытания Царя.
- Волшебные превращения: хворост превратился в войско, а черствый хлеб стал караваем.
- Волшебные помощники: старичок, который помог Дурню построить летучий корабль и попутчики, которые помогали справиться с заданиями.
- Концовка сказки: добро побеждает зло.
<hr />
Читайте также
Идеально было бы попасть в гости к такой женщине.
Там, как театр начинается с вешалки, уже ясно все с входной двери — ей не удивляют должного внимания.
Перешагнули порог и наблюдаем за чистотой в квартире. Коврик стирают или вытряхивают, есть ли отпечатки на дверях, холодильнике, микроволновке. Как следят за комнатными цветами, есть ли пыль на листьях и разводы возле горшка.
Можно сходить в туалет и оценить чистоту унитаза и плинтусов. Пока моем руки оглядываемся — состояние полотенца, моют ли саму мыльницу, ну и саму раковину и ванну.
И так во всех комнатах.
Бывает, конечно, отсутствие времени. Но у хорошей хозяйки оно может проявится в легкой пыли, которая оседает через пару дней после уборки, а вот пятна и следы многократного использование при отсутствии надлежащего ухода, как раз укажут на посредственное отношение к уборке.
О несовместимости полимерного материала с биологическими тканями говорят признаки отторжения. Если организм воспринимает имплант, как инородное тело, занозу к примеру, он начинает активно от него избавляться. Повышается количество антител, начинается воспалительный процесс, вырабатываются в большом количестве лейкоциты и лимфоциты, что показывает анализ крови. Организм реагирует повышением температуры, слабостью, головной болью, усилением потоотделения.
Отсутствие отторжения со стороны биологической среды. Если речь идет о полимерном имплантате, то иммунная система должна его принять. Если не вырабатываются антитела, или вырабатываются в количестве, корректируемом терапевтически, то можно говорить о биологической совместимости.
По отсутствию вен в локтевых сгибах. Там будут присутствовать мелкие белёсые рубцы-пятнышки после многочисленных в/в инъекций, мелкие втяжения кожи. Кожа в локтевом сгибе не будет такой подвижной из-за таких рубчиков, спаявших её с подлежащей тканью. При подозрении, можно поинтересоваться о серьёзной хронической болезни в прошлом, требующей интенсивного лечения, и услышать вразумительный ответ.
Бывает и так, что не отличишь. Сзади — пионерка, а спереди — пенсионерка.
Вид сзади: походка, климактерический горбик, осанка, дряблость кожи, отечность голеней и стоп, видна отечность в области голеностопных суставов (синовит). Все — таки возраст не скроешь,в большинстве своем.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 72-73.
УКМ «Перспектива»
1. Что вас удивило в этой сказке? О какой мечте в ней говорится?
В этой сказке меня удивили невероятные возможности друзей Дурня, а также сам летучий корабль.
В ней говорится о давней мечте человека научиться летать.
2. Какими были старшие братья? Как они поступили со старичком?
Старшие братья были грубыми и несдержанными. Они обругали старичка и прогнали его прочь.
3. Каким был младший брат? Какие черты его характера вам запомнились? Подтвердите свой ответ строчками из текста.
Дурень был вежливым: он поздоровался со старичком, говорил с ним уважительно, спрашивал совета.
Он был добрым и щедрым. Он разделил со старичком краюху, которая превратилась в каравай.
4. Почему старичок помог младшему брату? Выберите правильны ответ.
Выбираем ответ: Потому что младший брат с уважением относился к старшим.
5. Прочитайте диалог младшего брата со старичком. Объясните смысл выражения старые люди бывалые, сведущие.
Это слова Дурня. Он считал, что у старых людей есть чему поучиться, потому что они много знают, ведают, у них огромный опыт.
6. Как вы понимаете фразу дурень стариковы слова мимо ушей не пропускает?
Эта фраза означает, что Дурень внимательно слушал старика и запоминал его советы.
7. Перечитайте эпизод, в котором рассказывается, как делался корабль. Найдите опорные слова и перескажите текст.
Опорные слова к эпизоду: верхушкой в облака, царь обещал, дело мудрёное, не сладишь, старые люди бывалые, отеши сосну с боков, обделывай с концов, не грех передохнуть, краюха чёрствая, каравай, кусок холста, сажай всякого встречного.
Пересказ текста про строительство корабля для 3 класса
Пошёл Дурень в лес. Выбрал сосну высокую, верхушкой в облака упирающуюся, и срубил её.
Тут вышел к нему старичок и стал спрашивать, что Дурень делает. Вежливо поздоровался со старичком Дурень и рассказал, что царь обещал дочь замуж выдать за того человека, кто летучий корабль построит.
Сказал старичок, что дело это мудрёное и может Дурень с ним не сладить. А Дурень давай у старичка совета спрашивать, говоря, что старые люди бывалые и много знают.
Не отказал старичок и показал, как сосну с боков отесать. Сделал это Дурень. А старичок говорит сосну с концов обделать. И это сделал Дурень.
Старичок кушать захотел, а Дурень чёрствую краюху достал. Но старичок подержал краюху и превратилась она в каравай.
Стали они паруса из холста приделывать. Как приделали, велел старичок Дурню в корабль садиться и всех встречных подбирать. Тут и полетел Дурень.
8. Какие друзья появились у младшего брата? Перечислите их и расскажите, что они умели делать.
- Слухало. Слышал, что на том конце земли делается.
- Скороход. За три шага весь свет перешагивал.
- Стреляло. За тысячу вёрст цель видел.
- Объедало. Мог гору еды съесть.
- Опивало. Мог озеро выпить.
- Человек с хворостом. Из хвороста мог армию сделать.
- Холодило. Соломой всё заморозить мог.
9. Обсудите с другом основную мысль сказки и соотнесите её с пословицами.
Основная мысль сказки: Будь вежлив с другими и обретёшь друзей и помощников.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Друзья помогли Дурню победить царя.
Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь. Подбирал Дурень всех встречных и помогли они ему.
Прежде помоги себе сам, а потом от товарища помощь принимай. Дурень сам построил корабль, а потом принял помощь от друзей.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится. Каждый встречный был добрым человеком, который пригодился Дурню.
10. Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
Заголовок отражает содержание, ведь в сказке говориться о постройке летучего корабля.
11. Найдите и перечитайте концовку сказки. Как вы понимаете значение слова Вершить?
Вершить — творить, совершать что-то великое, важное, нужное людям.
12. По каким признакам сказку «Летучий корабль» можно отнести к волшебным?
Признаки волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»
- Имеется начало, концовка, троекратные повторы (три задания царя).
- Есть волшебные превращения: краюха стала караваем.
- Есть волшебные помощники: встречные, которых подобрал Дурень, старичок в лесу.
- Есть волшебные существа: попутчики Дурня обладали волшебными способностями.
- Есть волшебные предметы: корабль, солома, хворост.
- Есть испытание, которое должен пройти герой: построить корабль.
- Есть противопоставление добра и зла: испытания царя, победа над царём.