Признаки классицизма в рассказе недоросль

Черты и признаки классицизма в комедии «Недоросль» Фонвизина

Г. А. Гуковский о классицизме и реализма в комедии «»Недоросль»:

«В ту эпоху, когда жил и работал Фонвизин, преобладающим стилем дворянской литературы был классицизм, правила и образцы которого … установил окончательно Сумароков. Фонвизин, воспитанный как писатель в кругу учеников Сумарокова, и

свою комедию построил в значительной мере по образцам классической традиции

.

Внешнее ее построение

следует правилам,

закрепленным практикой дворянского

классицизма

Франции и России. Так, например, в «Недоросле» выдержаны обязательные «единства», предписанные правилами классической комедии; все действие пьесы протекает в течение одних суток («единство времени») и в одном и том же месте («единство места»); выдержано и «единство действия», то есть все действие пьесы сосредоточено вокруг одного центрального момента — замужества Софьи.

Характерны имена действующих лиц. В этом отношении Фонвизин тоже

следует обычаю

русской дворянской комедии: фамилии его героев заранее определяют основную черту в характеристике действующего лица.

Так, Скотинин — скотоподобен и скотолюбив; Простаков — прост, глуп; его жена — сестра Скотинина, то есть сама урожденная Скотинина; Правдин — стоит за правду; Милон — милый молодой человек; Стародум держится старины, старинных дворянских добродетелей; Вральман — лгун, обманывающий своих хозяев; Цыфиркин — обучает цифрам; Кутейкин — попович и семинарист (эта фамилия — также «значащая», потому что людей «духовного» звания в XVIII веке презрительно называли «кутейниками». «Кутья» — это особое кушанье, каша с изюмом, которую приносили в церковь при поминках и которой угощали при поминальных обедах и на Рождество).

Наконец, даже имена Софьи и Митрофана имеют свой смысл: по-гречески София — «мудрость» (Софья — разумная девушка), а Митрофан — «похожий на свою мать» (Митрофан с матушку пошел).

Однако

далеко не все в комедии Фонвизина согласовано с классическими правилами

. Классические правила запрещали смешение комических и печальных, веселых и серьезных мотивов. Комедия должна была смешить, и только смехом, «издевкой», исправлять нравы. 

В «Недоросле» же вовсе не все смешно. В этой комедии больше злой сатиры, чем юмора. В комедии Фонвизина есть элемент серьезной драмы, есть мотивы, которые должны были усилить, растрогать зрителя. В «Недоросле» Фонвизин не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель. «Недоросль» — полукомедия, полудрама. 

В этом отношении Фонвизин,

нарушая традиции классицизма,

воспользовался уроками буржуазной драматургии Запада. Так же, как он использовал политические идеи французских передовых писателей, перестроив их в целях своей, дворянской, политической борьбы, он перенес на русскую почву некоторые черты искусства западной буржуазии… <…>

Введение в комедию серьезного элемента в лице идеальных героев, умилительные картины добродетели, беспощадная борьба с ее пороком; введение в комедию «резонеров», положительных лиц, проповедующих со сцены от лица автора, — все это было взято Фонвизиным из буржуазной драмы Запада, в частности Франции. <…>

…политическая активность буржуазной драмы привлекала Фонвизина; социальную агитационность западно-европейской драмы он перенес в свою комедию, так же как и отдельные

элементы реалистического искусства

(Г. А. Гуковский, статья в книге «Недоросль. Фонвизин Денис Иванович», 1935 г.)

Д. Д. Благой о реализме в «Недоросле»:

«Самый смех комедии «Недоросль»… не та… колючая и веселая насмешливость умного человека… <…>

Небывалая у нас дотоле художественная прозорливость, «потрясающая очевидность», с какой предстает в «Недоросле» крепостническая действительность, и делают эту комедию Фонвизина первым по времени реалистическим произведением нашей драматургии.»

(Д. Д. Благой, статья «Д. И. Фонвизин»)

«Литературная энциклопедия» о чертах классицизма и реализма в «Недоросле»:

«В комедии «Недоросль» Фонвизин в значительной степени

освободился от правил французской классической комедии

В комедии, правда, соблюдены единство места, времени, имеются резонеры, но

развитие действия идет по-новому

, приемы обрисовки героев иные. 

Фонвизин дает всестороннюю обрисовку действующих лиц, дает типические характеры в определенной исторической обстановке. Фонвизин вывел в комедии значительное количество лиц из «низов» (Тришка, Еремеевна, учителя), причем даны они по-новому, не для потехи слушателей, как это было во французской классической комедии; наоборот, он показывает их на сцене, чтобы вызвать к ним или сочувствие (Еремеевна, Тришка, Цифиркин), или отрицательное отношение (Вральман, Кутейкин)…»

(А. Кокорев, статья «Фонвизин», «Литературная энциклопедия в 11 томах», том 11, 1939 г.)

Черты классицизма в комедии Недоросль

В комедии «Недоросль» имеются черты классицизма, литературного направления, к которому относится творчество Фонвизина. В произведении присутствует правило трёх единств – единство времени, единство места, единство действия.

Действие происходит в одном месте, в имении госпожи Простаковой, в течение одного дня. Единство действия проявляется в построении произведения: чётко выражены завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Герои комедии строго разделены на положительных и отрицательных.

Классицисты придавали особое значение разуму и нравственному долгу. Это ярко проявляется в характере Стародума.

Комедия Фонвизина имела огромное нравственное воздействие на читателей.

5

(82 слова)

Фонвизин и классицизм

Классицизм получил своё название в начале XVII века. В Древней Греции почитались Аристотель, Гораций за большой вклад в искусство. Драма известна как один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Сохранилось три единства – единство листа, единство времени и единство действий. Благодаря единству действия в драме особенно чётко и последовательно прослеживается трёхчленное развитие сюжета – завязка, развитие действия, развязка. В России классицизм возник в 1730-1750-е годы.

Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина – это история о том, как невежество порой разрушает семьи. Данную работу автора можно представить, как одну из представителей классицизма, поскольку есть некоторые отличительные признаки.

Единство места требует, чтобы действие происходило в одном помещении и не выходило за его пределы: например ,в одном доме, но в разных комнатах. Так, действие комедии «Горе от ума» совершается в доме Фамусова, но то в кабинете Фамусова, то в спальне Софии, то в гостиной, то на лестнице и т. д.

Единство времени предполагает, что действие должно начаться и закончиться в течение одних суток. Например, действие начинается с приезда Чацкого в дом Фамусовых утром, а завершается его отъездом ночью.

Единство действия — наиболее принципиальное и глубокое требование теории классицизма. Законы драмы требуют напряженности и сосредоточенности действия, обусловленного, как правило, характерами героев, особой строгости в ведении сюжета: действие в драме и поведение героев должно быть направлено к одной цели, сохранять связь и стройность композиции во всех сценах и деталях и быть единым, сопряженным с основным противоборством действующих лиц.

4

(66 слов)

Классицизм –
это художественное направление в
литературе и искусстве XVII – начала XIX
веков, для которого характерна высокая
гражданская тематика, культ разума,
строгая сюжетно-композиционная
организация произведений, наличие
одного конфликта, разрешающегося
«торжеством добродетели» и «наказанием
порока» в финале, иерархия жанров
(«высокие» и «низкие»), наличие условных
героев, положительных и отрицательных,
однозначность характеров, наличие
определенной «системы амплуа» персонажей
в произведении. В основе эстетики этого
художественного направления лежит
принцип рационализма. Своим идеальным
образцом теоретики классицизма считали
античность, а также определенные каноны
искусства эпохи Возрождения. Для русского
классицизма была характерна сатирическая
направленность, преобладание
национально-исторической тематики в
литературе. Русские писатели и поэты,
творившие в стиле классицизма, –
М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В.
Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков,
Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Комедия Д.И.
Фонвизина «Недоросль» была создана
автором в русле классицистической
традиции. Однако в произведении
присутствуют и черты реалистического
стиля. Попробуем рассмотреть это вопрос
более подробно.

О классицизме
напоминает нам сама тематика комедии.

В ней Д.И. Фонвизин касается многих
важнейших социальных
проблем
.
Изображая быт и нравы семейства
Простаковых, драматург блестяще
иллюстрирует тему российского воспитания
и образования, затрагивает проблему
крепостного права, политики правительства,
обличает невежество, жестокость,
самодурство, столь распространенные в
российской помещичьей среде. По замечанию
В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво
изобразил современную ему действительность,
выставил ее «как бы на позор, во всей
наготе, во всем ужасающем безобразии…».
Комедия «Недоросль» явилась блестящей
и острой сатирой на пороки современного
ему общества.

Далее отметим,
что в комедии «Недоросль» сохранен
классицистический принцип «трех
единств»: единства места, единства
времени и единства действия.

События происходят в доме помещицы
Простаковой в течение суток. В пьесе
пять действий. Сюжет комедии основан
на традиционной любовной интриге –
взаимоотношениях Софьи с претендентами
на ее руку и сердце (Милоном, Скотининым
и Митрофаном). Однако у Фонвизина намечена
и другая линия: в пьесе ощутимо звучит
мотив противостояния передовых,
просвещенных людей своего времени и
невежественных, «злонравных» помещиков.
Конфликт
в «Недоросле» разрешается
вполне в традиционном духе: «порок
наказан» и «добродетель торжествует».
В финале пьесы Софья остается с Милоном,
планы госпожи Простаковой и ее брата
терпят полный крах, по правительственному
указу дом и деревни Простаковых отдают
в опеку Правдину, государственному
чиновнику, присланному в округ для
надзора за порядком, Митрофана же
собираются отправить на службу.

Система
персонажей

комедии отчасти сопряжена с системой
персонажей классицистической
семейно-бытовой комедии с любовным
треугольником, где легко просматриваются
амплуа героев: «благородный герой» –
«любовник», «героиня», «второй любовник»,
«субретка» (служанка, помощница),
«благородный обманутый отец». В комедии
«Недоросль» такой героиней является
Софья, «благородным любовником» –
Милон, роль второго любовника отведена,
вероятно, – Митрофану. Но у Фонвизина
появляется еще и третий потенциальный
жених – Скотинин, брат госпожи Простаковой.
Однако этим персонажем, как и Митрофаном,
владеет не любовь, а лишь корыстный
расчет. И неоперившегося недоросля, и
умудренного определенным опытом дядюшку
привлекает состояние Софьи. Также мы
не видим в пьесе «благородного обманутого
отца» (героиня является сиротой). Отчасти
функцию эту выполняет Стародум,
родственник Софьи. Однако мотив обмана
здесь не присутствует: сердечные
предпочтения героини и намерения ее
дядюшки чудесным образом совпадают.

Кроме того,
анализируя систему персонажей комедии
«Недоросль», нужно отметить, что
внесценические персонажи (родители
Софьи, граф Честан) расширяют жизненное
пространство комедии, расширяют круг
явлений и понятий, находящихся в поле
зрения автора и читателей.

Для комедий
классицизма характерна была

однозначность в обрисовке характеров
героев (у каждого одна доминирующая
черта). Персонажи четко делились на
положительных и отрицательных. Такое
противостояние мы наблюдаем и в комедии
Фонвизина. Стародум, Милон и Правдин
противопоставлены в пьесе всему семейству
Простаковых. Стоит отметить, определенный
схематизм драматурга в обрисовке
положительных героев пьесы. Так, Стародум,
например, является в комедии
героем-резонером, выражая взгляды самого
автора. Этот персонаж замечает, что
достойное воспитание должно быть залогом
благосостояния государства. Образование
также очень важно, однако оно не должно
являться самоцелью. Главная цель всех
знаний человеческих – «благонравие»,
«просвещение возвышает одну добродетельную
душу».

Однако
«отрицательные» герои у Фонвизина уже
многогранны, он пытается избежать
схематизма в обрисовке персонажей. Так,
Митрофанушка в «Недоросле» не только
невежествен, но и груб, труслив, злонравен.
В финале он фактически отрекается от
собственной матери, потерпевшей полную
неудачу в своих намерениях. Госпожа
Простакова бросается к сыну, пытаясь
найти у него поддержку и утешение, а в
ответ слышит: «Да отвяжись, матушка, как
навязалась…» В определенном смысле
многогранен и характер самой помещицы.
Госпожа Простакова изображена в пьесе
в различных ипостасях: это и жестокая
в своих отношениях с крепостными
помещица, и властная жена, и мать, слепо
любящая свое чадо.

Причем Фонвизин
показывает нам истоки зарождения
характеров. Из реплик матери Митрофана
мы узнаем об условиях ее жизни в
родительском доме, где детей ничему и
никогда не учили, не прививали им никаких
понятий о нравственности, добре и зле.
В результате гражданский долг, честь,
совесть, культура, милосердие – все эти
понятия оказались чуждыми для всех
членов семейства Простаковых. Пунктиром
намечена и жизненная история Тараса
Скотинина: некогда он служил в гвардии,
затем вышел в отставку и стал жить в
своей деревне. Драматург сделал попытку
показать определяющую роль социальной
среды в формировании характера героя,
что является свойством реалистического
стиля. Живописуя быт и нравы определенной
среды, Фонвизин стремился показать
своих персонажей в типических
обстоятельствах. В комедии было так
организовано чередование сцен, что
смена их отражала типический распорядок
дня помещичьего дома. Так, с утра госпожа
Простакова бранит своего портного за
сшитый им кафтан, затем она обсуждает
с Еремеевной завтрак Митрофана, потом
разговаривает с мужем и братом, представляя
им пришедшего Правдина. Затем слуга
приносит весть о приходе в деревню
солдат, и это известие вносит переполох
в тихое течение усадебной жизни. Таким
образом, драматург стремился к максимально
достоверному отражению действительности.

Персонажи
комедий классицизма являлись обладателями
«говорящих» фамилий
.
Принцип этот был реализован и в пьесе
«Недоросль». Драматург наделяет своих
персонажей именами и фамилиями,
указывающими на их основные черты. Так,
Митрофан в переводе с греческого означает
«подобный матери». Фамилия Простакова
произошла, от слова «простак», означающего
во времена Фонвизина «малоумный»,
«оплошливый». Столь же красноречивы и
фамилии других персонажей пьесы:
Скотинин, Вральман, Стародум, Правдин,
Цыфиркин.

Жизненная
достоверность комедии, многогранность
характеров во многом создаются благодаря
речи героев. Так, в речи помещицы
Простаковой часто встречаются грубые,
бранные, оскорбительные выражения. «С
утра до вечера, как за язык повешена,
рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь;
тем и дом держится», – доверительно
сообщает она Правдину. «Скот», «вор»,
«воровская харя», «каналья», «бестия»,
«собачья дочь» – таковы ее обращения
к дворовым. Мужа она считает «уродом»
и «рохлей». Ласковые, заискивающие
интонации, передающие материнскую
любовь, появляются у нее лишь при общении
с сыном: «друг мой сердешный», «душенька».
Речь Скотинина также ярко очерчивает
круг его интересов: «Ну будь я свиной
сын, если…», «Я и своих поросят завести
хочу», «коли у меня… для каждой свинки
хлевок особливый, то жене найду светелку».
Исследователи неоднократно отмечали,
что уподобление героя животному – один
из основных приемов создания сатирических
персонажей. Этим приемом активно
пользуется и Фонвизин в своей комедии,
подчеркивая животное начало всех
«отрицательных» героев «Недоросля».
Символический характер обретает реплика
Скотинина о самом себе: «Люблю свиней,
сестрица, а у нас в околотке такие крупные
свиньи, что нет из них ни одной, котора,
став на задни ноги, не была бы выше
каждого из нас целой головой». Речь
учителей Митрофана также отражает их
личность и жизненные обстоятельства.
Так, недоучившийся семинарист Кутейкин
часто использует в своей речи слова
высокого стиля, церковнославянизмы:
«трапеза», «персты», «притча во языцех».
Отставной сержант Кутейкин своими
репликами напоминает нам о военной
службе: «Желаем вашему благородию
здравствовать…». Немец Вральман,
обучающий Митрофана французскому языку,
также открывает нам в своих репликах
следы своей бывшей «профессии» (ранее
он был кучером у Стародума): «конь»,
«лошатки», «карета». Яркой и колоритной
является речь Еремеевны, кормилицы
Митрофана. В ее репликах присутствуют
устойчивые обороты («дым столбом»,
«насилу ноги унесла»), повторы («венчаться,
мой батюшка, венчаться»), слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами
(«головушка», «братец»).

Таким образом,
комедия «Недоросль» находится у истоков
русской реалистической литературы.
Отдав определенную дань классицизму
(наличие традиционного любовного
треугольника в сюжете, наличие «говорящих»
фамилий, схематизм в обрисовке некоторых
характеров, определение персонажей как
положительных и отрицательных), драматург
стремится к широкому охвату явлений
современной ему действительности, к
многогранности образов. Драматург
показывает зависимость характеров и
поведение героев от среды, в которой
они живут. Все эти элементы реализма
нашли свое отражение в комедии «Недоросль».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Произведение Фонвизина «Недоросль» как комедия классицизма

На чтение 4 мин. Опубликовано 13.05.2020

Произведение Фонвизина «Недоросль» — комедия классицизма, на что явно указывает целый набор признаков. Однако автор привнес в свою пьесу некоторые черты реализма, что литературные критики рассматривают как новаторское смешение стилей. Писатель взял за основу правила французской классической комедии, но при этом изменил развитие действия и использовал несколько иные художественные приемы.

Содержание

  1. Признаки классицизма в произведении
  2. Фамилии персонажей
  3. Особенности жанра комедии

Признаки классицизма в произведении

Если требуется найти признаки классицизма в «Недоросле» и привести примеры, нужно обратить внимание на композицию пьесы. Действие происходит в одном месте в течение короткого времени. Все описываемые события происходят за сутки. Содержание пьесы подчинено единой идее — проблеме воспитания в дворянских семьях подрастающего поколения. Кроме того, жанр подтверждается и другими признаками:

  • воспитательная роль произведения, направленная на преодоление людских пороков;
  • герои четко подразделяются на положительных и отрицательных персонажей;
  • в комедии затрагиваются вопросы долга перед отечеством и народом;
  • у персонажей «говорящие» фамилии, выдающие характер.

Все эти приемы Фонвизин применил при написании произведения. Черты классицизма в комедии «Недоросль» нарушены лишь в одном — в пьесе не соблюдается единство действия. Параллельно с любовным конфликтом, который является основным, развивается социально-политический.

Приметой классицистического стиля является также «народная» речь героев, изобилующая поговорками, примитивными словечками, вульгаризмами («воровская харя», «собачья дочь»).

Фамилии персонажей

Суть характера каждого персонажа пьесы доказывает его фамилия. С помощью этого приема классицист кратко подчеркивает черты личности или род деятельности героя:

Семья Простаковы

Учителя Митрофанушки

  1. Простаковы. Все члены семьи с этой фамилией проявляются как примитивные люди с низменными интересами. Всем в имении заправляет госпожа Простакова. Помещица не получила образования, у нее корявая речь. Эта женщина груба, жестока и сварлива. Муж Простаковой — типичный подкаблучник, глуповатый человек. Сын Митрофанушка растет под стать своим родителям.
  2. Скотинин. Тарас — родной брат Простаковой. У персонажа не только скотская внешность, но и животный нрав. К свиньям мужчина относится лучше, чем к своим крепостным. Хрюшки — его единственное увлечение. Скотинин столь же невежественен, груб и жесток, как и его сестра.
  3. Правдин. Этот персонаж по долгу службы и совести стоит на страже государственных интересов. Герой несет в мир правду и другие нравственные идеалы. Чиновник защищает обиженных помещиками крестьян, восстанавливает справедливость. Именно его рукой в финале пьесы наказана госпожа Простакова.
  4. Стародум. Мужчина относится к представителям интеллигентного дворянства. Это человек чести. Старинные традиции для него не пустой звук. С людьми Стародуб общается на равных, без учета чинов и званий. На первое место герой ставит человеческие качества.
  5. Милон. Молодой человек являет собой образец офицера. Служа отечеству, он руководствуется чувством долга, в личных отношениях характеризует себя как высоконравственный человек с принципами.
  6. Цыфиркин. Учитель математики, обучающий счету Митрофанушку. У мужчины добрый нрав, но науку он сам знает кое-как. Его задача — обучить сына помещиков хотя бы цифрам.
  7. Кутейкин. Во времена Фонвизина кутейниками с долей презрения называли священнослужителей. Кутейкин — малодушный человек, трус и враль. Он бросил учебу на первом курсе, но пытается обучать других грамоте.

Не только фамилии, но и имена некоторых героев передают характер. Например, значение имени Софья переводится как мудрость.

Митрофан в переводе — похожий на мать. Вот почему читателю с первых строк понятно, кто перед ним.

Особенности жанра комедии

Черты классицизма в «Недоросли» разбавляются несвойственными этому жанру художественными приемами. В классической комедии обычно присутствуют лишь смешные мотивы, читатель не может заметить в ней признаков драмы, печальных или слишком серьезных эпизодов.

В пьесе Фонвизина все не совсем так. Элементы классицизма в комедии «Недоросль» сопровождаются злой сатирой. В произведении есть и драматические моменты, по мнению автора, усиливающие впечатление от написанного. Можно сказать, что «Недоросль» — наполовину комедия и наполовину драма.

Черты классицизма в «Недоросле»

Писатель заимствовал опыт буржуазной драматургии, в частности, идеи, связанные с изменением общественного строя, продвигавшиеся в то время во Франции, адаптировав их под русскую среду.

В сочинении на тему жанровой принадлежности комедии необходимо доказать, какие признаки классицизма, драмы и реализма присутствуют в произведении.

Помимо описания классического любовного треугольника в «Недоросле» дается подробное, глубинное раскрытие образов персонажей, демонстрируется их многогранность. В произведении смогли проявиться все особенности образа жизни уездного дворянства, Фонвизин показывает, как среда влияет на формирование личности героев, к чему это приводит.

«Недоросль»: черты классицизма

На чтение 2 мин Обновлено 26 ноября, 2016

«Недоросль»: черты классицизма 

«Недоросль» написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Пьеса «Недоросль» имеет такие черты классицизма:

  • воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества,  
  • четкое разделение героев на положительных и отрицательных,
  • «говорящие фамилии» героев «Недоросль» (Правдин, Скотинин, Вральман)
  • комедия носит поучающий характер (в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков.
  • пьеса проповедует гражданский долг

Комедия «Недоросль» написана в строгих рамках классицизма (Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени): состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии, место действия — имение Простаковых, действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня, действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина.

 Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным.

В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. 

Положительные герои «Недоросль» : Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин.

Отрицательные герои «Недоросль» : Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления.

Признаки классицизма в комедии

—  Каким традициям классицизма следует Д.И. Фонвизин в комедии? Перепиши таблицу в тетрадь и заполни правую часть, следуя пьесе (цитаты, примеры):

Черты классицизма

Их отражение в комедии

Стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления

Утверждение   идей   просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности

Идеализация героев. Деление героев на положительных и отрицательных

 Соблюдение единства времени, места  и действия

Обращение  к общественной проблематике

— Какие установки классицизма не нашли отражение в комедии?

Работа над языком комедии

Характеры героев комедии сложны, их речь передает особенности характеров действующих лиц. Это обстоятельство также отступление от принципов классицизма.

Прочитайте цитаты. Что различает язык положительных и отрицательных героев? Как речевой характеристикой дополняется образ действующих лиц? Запишите выводы по таблицам в тетрадь.

Речь отрицательных персонажей

Просторечно-разговорные слова

«Первоет» (вместо «первый-то»), «до завтрева»,   «зачали»,   «пота»,   «авось-либо», «слюбится», «не век», «переведаюсь», «содомно»

Разнообразные частицы

«Неужто-таки»

Пословицы и поговорки

«Всякая вина виновата»; «Век живи, век учись» («сон в руку»; «белены объелся»; «поминай как звали»; «что греха таить»; «подобру-поздорову»

Речь положительных персонажей

Галлицизмы — слова или выражения,    заимствованные    из французского языка и противоречащие нормам русского языка

«Не оставляю замечать», «делают несчастье». Милон: «горю нетерпением», «имею счастье быть любим»; «та, которая владеет моим сердцем»

Афоризмы

«В большом свете водятся премелкие души»,   «С   великим   просвещением можно быть великому скареду», «Честнее быть без вины обойденунежели без заслуг пожаловану»,  «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» и т. п.

Герой

Манера речи

Цитаты

Цифиркин

Балагурно-поговорочная манера выражения

Военные термины

«Собака лает, ветер носит»

«Нам куда поход, ваше благородие?», «Сегодня к здешнему обеду провианту не стало», «Здешние господа добры командеры!»

Вральман

Комичность речи

«Москфе шатался пез мест, кутшернихте не ната. Пришло мне липосголотмереть, липоушитель…»

Кутейкин

«Обыгрывание» в комических целях церковных текстов и слов

«Нет, милосливый господин,  мойсчетец зело не мал»

Еремеевна

Народные    слова    и обороты

«Очнется, мой батюшка, очнется»

Зарождение классицизма и общая характеристика эпохи

Идейной основой формирования литературного направления является утверждение сильной государственной власти. В качестве основной цели классицизм ставил прославление абсолютной монархии. В переводе с латинского термин classicus означает «образцовый». Признаки классицизма в литературе черпают свои истоки из античности, а теоретической основой становится произведение Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674 год). В нем вводится понятие трех единств и говорится о строгом соответствии содержания и формы.

Классицизм и реализм в произведении

Как писатель Фонвизин сложился в 60-х годах XVIII в. Все его произведения носят в той или иной мере отпечаток господствовавшего тогда в литературе классицизма.

Но Фонвизин, самобытный и сильный художник, развивал главным образом сильные, прогрессивные стороны классицизма: принцип «подражания природе», обличение темных сторон жизни светом «разума», стройность композиции, ясность образов, т.е. все то, с чего начиналось новое, реалистическое отношение художника к действительности. В «Недоросле» черты классицизма переплетаются с чертами реализма, и правдивое, разностороннее отражение жизни в типичных и одновременно конкретных образах здесь побеждает.

Комедия построена по правилам классицизма. В ней строго соблюдаются и единство времени и места, и резкое деление героев на положительных и отрицательных. Но, тем не менее, несмотря на некоторую искусственность построения, «Недоросль» дает превосходное изображение русской крепостнической действительности. Образы помещиков-крепостников освещены так отчетливо и ярко, что комедия по праву может быть названа замечательным народным бытовым произведением. Слабой стороной комедии является изображение положительных героев: оно бледно, схематично. В них автор не рисовал типические характеры людей своего времени, а передал свои мысли. И Стародум, и Правдин, и Милон — лишь рупоры для провозглашения авторских идей.

Философская основа классицизма

Метафизика рационалиста Рене Декарта повлияла на становление этого литературного направления. Основным конфликтом у классиков становится противостояние разума и страстей. В соответствии с разделением всех жанров на высокие, средние и низкие создавались стили художественной системы.

признаки классицизма в комедии недоросль

Основные признаки классицизма подразумевают использование правила трех единств (времени, места и действия) и нормативной поэтики, из-за чего стало затормаживаться естественное развитие литературного процесса. Сословно-феодальная иерархия находит свое отражение в аристократическом характере классицизма. Героями становятся преимущественно представители дворянского сословия, которые являются носителями добродетели. Высокий гражданский пафос и чувство патриотизма впоследствии становятся основой для формирования других литературных течений.

Признаки классицизма в литературе. Особенности русского классицизма

В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Несмотря на то, что работы русских классицистов обнаруживают связь с Н. Буало, классицизм в России значительно отличается. Свое активное развитие он начал после смерти Петра Первого, когда духовенство и дворяне пытались вернуть государство в допетровские времена. Следующие признаки классицизма присущи исключительно русскому направлению:

  1. Оно более гуманно, поскольку формировалось под влиянием идей Просветительства.
  2. Утверждало естественное равенство всех людей.
  3. Основной конфликт происходил между аристократией и буржуазией.
  4. В России была своя античность – отечественная история.

Одическая поэзия классицизма, творчество Ломоносова

Михаил Васильевич был не только естествоиспытателем, но и писателем. Он строго соблюдал признаки классицизма, а его классические оды можно подразделить на несколько тематических групп:

  1. Победоносно-патриотические. «Ода на взятие Хотина» (1739 год) была приложена к письму о правилах российского стихотворства. В произведении широко используется символика и вводится собирательный образ русского солдата.
  2. Оды, связанные с восшествием на престол монарха, в которых особенно четко прослеживаются признаки классицизма. Ломоносов писал произведения, обращенные к императрице Анне, Елизавете, Екатерине Второй. Похвальная ода представлялась писателю наиболее удобной формной беседы с монархом.
  3. Духовные. В 18 веке они называли переложение библейских текстов с лирическим содержанием. Здесь автор говорил не только о личных переживаниях, но и об общечеловеческих вопросах.

Язык комедии «Недоросль»

Выпуклая реалистическая обрисовка отрицательных персонажей и бледный схематизм положительных ярко выявляются в языке действующих лиц комедии. Ограниченность, грубость, невежество Скотинина находят прекрасное выражение в его речи. «Как что заберу в голову, — говорит этот герой скотного двора, — то из нее гвоздем не выколотишь». Митрофанушку он грозится «как черта изломать», называет его «чушкой проклятой». Госпожа Простакова выражается не менее грубо: «Пусти, батюшка. Дай мне до рожи, до рожи…» «Ах, она бестия», — восклицает она о Палашке, которая лежит больная. Забитый и напуганный женой, господин Простаков говорит запинаясь, угодливо и просительно: «Ме… мешковат немного», — определяет он достоинства кафтана, сшитого его сыну, думая таким определением угодить жене. «Ах ты, отец родной, — робко замечает он Правдину при известии о приходе в деревню солдат. — Я к ним и появиться не смею». Язык отрицательных действующих лиц раскрывает индивидуальный облик каждого. Положительные же герои все говорят почти одним языком — языком самого автора.

Оды Ломоносова

Михаил Васильевич придерживался написания произведений исключительно высокого жанра, которым был характерен торжественный язык, использование средств художественной выразительности и обращений – это главные признаки классицизма в оде. Ломоносов обращается к героико-патриотической тематике, славит красоты родины и призывает народ заниматься наукой. Он положительно относился к монархии и в «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны» отражает эту идею. Будучи просвещенным человеком, Михаил Васильевич направляет усилия на просвещение всей части населения России, поэтому дарит своим последователям богатое литературное наследие.

Как отличить классическое произведение? Признаки классицизма в комедии «Недоросль»

Условное деление персонажей на положительных и отрицательных Поведение героев в тексте соответствует авторской оценке. Читатель мгновенно понимает, кто из них носитель пороков и добродетели.
Использование говорящих фамилий Скотинин, Вральман – отрицательные персонажи; Милон, Правдин – положительные.
Наличие героя-резонера Стародум доносит до читателя мысль автора, хотя в самом конфликте не участвует.
Правило трех единств (времени, места, действия) События происходят в доме Простаковой в течение суток. Основным конфликтом является любовный.
Герои ведут себя соответственно специфике жанра – низко и подло Речь Простаковой и других отрицательных героев гнусная, простая, а их поведение служит этому подтверждением.

Произведение состоит из действий (обычно их 5) и явлений, а предметом разговора в классической комедии является государство. Автор соблюдает и эти признаки классицизма в «Недоросле» и «Бригадире».

Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).

Новаторский характер комедий Фонвизина

Свою литературную деятельность Денис Иванович начал с переводов европейских текстов, успевал при этом играть роли в драматическом театре. В 1762 году была представлена его комедия «Бригадир», а затем «Корион». Лучше всего прослеживаются признаки классицизма в «Недоросле» — самом узнаваемом произведении автора. Особенность его творчества заключается в том, что он выступает против правительственной политики и отрицает существующие формы помещичьего господства. Идеальной он видит монархию, огороженную законом, которая позволяет развиваться буржуазному классу и допускает значение человека вне сословной принадлежности. Подобные взгляды отразились в его публицистических сочинениях.

Смех в «Недоросле»

Во-первых, Фонвизин отходит от классицизма в том, что отрицательные лица комедии, по словам Ключевского, «комичны, но не смешны — комичны как роли, и вовсе не смешны как люди». Смех Фонвизина в «Недоросле» разнообразен по оттенкам. В пьесе есть сцены самого простого, чисто внешнего комизма, которым пользуются фарсы. Таковы, например, места, где выступает Вральман с его ломаным языком. Довольно часто смех в «Недоросле» носит характер юмора, когда смешное соединяется с грустью или жалостью. Так, в сцене «примерки кафтана» портной Тришка дает Простаковой умный ответ; однако для барыни этот способный парень является рабом и поэтому — только «болваном». По отношению же к Простаковой, Скотинину, Митрофану смех Фонвизина звучит обличительно, сатирически, вызывая горячее чувство негодования против этих глупых и невежественных, подлых и бесчеловечно-жестоких господ тогдашней жизни. Таким образом, воздействие «Недоросля» на зрителей «составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него».

«Бригадир»: идея и краткое содержание

Фонвизин проявляет себя в качестве драматурга при создании своих комедий. Постановка «Бригадира» имела огромный успех у зрителей за счет подачи собирательного образа целого сословия. Основу составляет сюжетно-любовный конфликт. Главного героя выявить непросто, поскольку каждый существует не сам по себе, а дополняет коллективный образ русского дворянства. Традиционный для классической комедии любовный сюжет использован драматургом в сатирических целях. Всех героев объединяет глупость и скупость, они строго подразделяются на положительных и отрицательных — основные признаки классицизма в комедии четко сохранены. Комического эффекта драматург достиг полным несоответствием поведения персонажей здравому смыслу и моральной норме. «Бригадир» для русской литературы был новым жанровым явлением – это комедия нравов. Фонвизин объясняет действия персонажей бытовой обстановкой. Его сатира не конкретна, поскольку он не обозначает отдельных носителей социальных пороков.

признаки классицизма в оде

Начальник бригады с женой решают женить своего сына Иванушку на умнице и красавице Софье, дочери советника, которая, наблюдая за поведением этой семьи, не желает с ними вступать в родство. Сам жених тоже не испытывает чувств к невесте, а когда узнает, что она влюблена в Добролюбова, переубеждает в этой затее мать. В доме возникает интрига: бригадир влюбляется в советницу, а советник – в жену бригадира, но в итоге все становится на свои места и счастливыми остаются только Софья и Добролюбов.

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма , но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства

— единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.

Присутствуют герои-маски

: Софья — госпожа, Стародум — отец (хотя он не глуп!), он же — герой-резонер, Милон — герой-любовник, Митрофан и Скотинин — отрицательные женихи, Правдин — бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.

В пьесе, как и положено, пять действий

: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).

Классицистический конфликт чувства и долга

выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.

В комедии присутствует множество говорящих фамилий

: Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.

Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

«Недоросль»: идея и краткое содержание

В произведении главным становится социально-политический конфликт. «Недоросль» — самая узнаваемая комедия классицизма, признаки которой – три единства, строгое разделение на положительных и отрицательных героев, говорящие фамилии — Фонвизин успешно соблюдает. Для автора существуют две категории дворян: злонравные и прогрессивные. Открыто звучит тема бедственности крепостного права в России. Новаторство драматурга проявляется в создании положительных образов, которые по замыслу должны были оказать воспитательное действие, но он продолжает сохранять признаки классицизма. В комедии «Недоросль» характер Простаковой был своеобразным открытием для Фонвизина. Эта героиня представляет собой образ русской помещицы – недалекой, жадной, грубой, но любящей своего сына. Несмотря на всю типичность, в ней раскрываются индивидуальные черты характера. Ряд исследователей увидели в комедии черты просветительского реализма, другие же обратили внимание на нормативную поэтику классицизма.

признаки классицизма в литературе

Семейство Простаковых планирует женить своего бездаря Митрофанушку на умнице Софье. Мать с отцом презирают просвещение и утверждают, что знание грамматики и арифметики ни к чему, тем не менее, нанимают сыну учителей: Цыфиркина, Вральмана, Кутейкина. У Митрофана есть соперник – Скотинин, брат Простаковой, который хочет жениться из желания стать обладателем деревень со свиньями. Однако девушке находят достойного мужа Милона; дядя Софьи, Стародум, одобряет их союз.

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении — комедии Недоросль

, написанной в 1781 году . Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.

Главная проблема, которая поднимается в этой комедии

— воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.

В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.

Фонвизин стремится доказать, что образованность — синоним счастья.

Главный герой комедии

— молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова — жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна — рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин — дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.

Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонви­зиным в 1781 году и стала вершиной отечественной драматургии XVIII века. Это произведение класси­цизма, но в нем проявляются и определенные черты реализма, что делает новаторским данное сочинение.

Классицизм — литературное направление, осно­ванное на принципах философского рационализма, идеале гармонии и меры, строгом соблюдении норма­тивности в поэтике, подражании образцам античной словесности, вере в человеческий разум. Гармония содержания и формы, строгое деление героев на поло­жительных и отрицательных, использование «гово­рящих» фамилий, правила «трех единств», соблюде­ние иерархии жанров — вот основные черты классицизма.

Русский классицизм отличает сатирическая на­правленность произведений, преобладание нацио­нально-исторической тематики над античной.

Д. И. Фонвизин соблюдает в «Недоросле» единство места и времени: все события комедии разворачива­ются в доме госпожи Простаковой и действие проис­ходит в течение 24 часов. Но автор комедии нарушает единство действия, так как в произведении два кон­фликта: любовный и социально-политический. Лю­бовный конфликт является основным. Герои комедии делятся на отрицательных (госпожа Простакова, гос­подин Скотинин) и положительных (Милон, Стародум, Софья). Автор наделяет героев «говорящими» фамилиями: Правдин, Скотинин, Вральман. Положительные герои — Стародум, Софья, Милон — гово­рят правильным литературным языком, их речь по­учительна; отрицательные же герои используют про­сторечные слова, бранную лексику, их речь более живая (например, Простакова говорит: «А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, бол­ван, чем ты оправдаешься?»). Речь героев является средством характеристики героев. Четко прослежи­вается связь с фольклором: герои в разговоре употреб­ляют пословицы и поговорки, которые делают коме­дию «народной» (например, «Всякий женись на своей невесте», «Век живи, век учись», «Не хочу учиться, хочу жениться»).

Комедия имеет воспитательную направленность, так как в ней затрагиваются важнейшие вопросы вос­питания гражданина, образования, нравственности, произвола помещиков. Комедия носила злободнев­ный характер, ведь Д. И. Фонвизин показал все тяго­ты крепостного права, недостатки обучения. Эта пье­са стала предшественницей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  • Признаки сказок 2 класс литературное чтение
  • Признаки какого литературного направления нашли отражение в рассказе а п чехова человек в футляре
  • Признаки сказки что это такое
  • Признаки и особенности сказки летучий корабль
  • Признаки сказки про животных